ћосква 8 800 101 6229
 иев +38 096 163 2183
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

Е–≈ћќЌ“ Ќ≈–≈ћќЌ“»–”≈ћќ√ќ

Еƒвигатель находилс€ в весьма плачевном состо€нии. –аботал не всеми цилиндрами, дымил и истекал маслом практически из всех сопр€жений. »спытывать его, прогнать по режимам и сделать диагностику не представл€лось возможным Ч суд€ по звукам, которые издавал мотор, он мог запросто Ђпоказать руку дружбыї в любой момент.

–ешили все-таки посмотреть эндоскопом. —н€ли свечи, они оказались закопченные, со следами горевшего в цилиндрах масла. Ќастроили эндоскоп, загл€нули в первый цилиндр и пришли в состо€ние легкого душевного см€тени€. ќщущение было такое, что смотрим не в камеру сгорани€, а в картер двигател€ через отверстие дл€ слива масла. ћасло текло ручь€ми со стенок гильз цилиндров, по тарелкам клапанов висели капли масла, стенки гильз напоминали вид танкового полигона с высоты птичьего полета.  ороче, полна€ разрухаЕ

 артина в подобных случа€х стандартна€ Ч расход масла, характерный сизый дым выхлопа, шумность работы, течь уплотнений, неустойчива€ работа, потер€ мощностиЕ —писок можно продолжать и даже немного варьировать, но и неспециалисту €сно, что такой двигатель нуждаетс€ в серьезном ремонте. ј ремонт, пусть даже серьезный, сегодн€ сделать просто, как никогда Ч дес€тки и сотни автосервисов готовы выполнить любой ремонт любого мотора в кратчайший срок и за самую минимальную цену. » нет никакой проблемыЕ

ƒействительно, раз быстро Ч значит, дешево. » наоборот. Ќо всех устраивает Ч и исполнител€, и клиента. ѕравда, между ними еще и двигатель, которому не очень по вкусу ни быстрота, ни дешевизна. Ќо это дело дес€тое Ч тыс€ч двадцать пройдет, и достаточно, а там, гл€дишь, и гаранти€ кончилась. «начит, за скорость отвечать уже не придетс€.

–езультат, самое главное, достигнут Ч все довольны. »сполнитель быстренько обернулс€ и получил деньги.  лиент сэкономил, и годик может спать спокойно. ј что через год двигатель, возможно, оп€ть выйдет из стро€, и придетс€ снова платить, неважно Ч сейчас-то все нормальноЕ

“ак или примерно так и происходит на многих автосервисах. » если кто-то думает, что мы сгустили краски, он ошибаетс€. ЂЅыстрыйї ремонт, который с виду выгл€дит весьма красиво и выгодно, на деле оборачиваетс€ потер€ми дл€ всех. ѕричем проблема в первую очередь касаетс€ самых массовых и распространенных двигателей, дл€ которых и запчастей полным-полно, и информации навалом, да и в ремонт они идут нескончаемым потоком даже не годы Ч дес€тилети€.

ѕолучаетс€, что самые простые моторы, поступающие в ремонт, на самом деле не ремонтируютс€. “о есть, что-то, конечно, делаетс€, и немало Ч мен€етс€, растачиваетс€, шлифуетс€Е Ќо назвать эти действи€ ремонтом никак не получаетс€ Ч печальный результат в двадцать, тридцать или даже сорок тыс€ч километров ресурса никак не соответствуют термину Ђремонтї. Ќекачественный, непрофессиональный или плохой ремонт Ч пожалуйста. ј просто ремонт таким не бывает. » не должен быть.

¬ такой ситуации интересен сам факт Ч двигатели простейшие, ремонтопригодны на все 100 процентов. » даже больше. Ќо Ч не ремонтируютс€. ѕарадокс, да и толькоЕ

 ак не отремонтировать ремонтируемое

Ќа самом деле Ђстроить, строить иЕ не построитьї, то есть не отремонтировать, очень и очень легко. ѕо крайней мере, легче, чем отремонтировать по-насто€щему. ƒл€ этого надо строго соблюдать определенные правила, и результат не заставит долго ждать.

ѕервое, что надо у€снить себе строго-настрого Ч это простейшее правило Ђхороший ремонт Ч потер€нный клиентї. Ёто правило можно понимать дво€ко. ѕроще всего буквально. Ёто будет означать, что клиент на т€п-л€п сделанном моторе вернетс€, и его всегда можно будет Ђнагрузитьї еще чем-нибудь, за что еще вз€ть денег.  акими-нибудь Ђплохимиї запчаст€ми или маслом, которые он сам же и привез. Ќе всегда проходит, хлопотно, но в целом работает. ѕокаЕ

Ќо на самом-то деле проще клиента Ђпотер€тьї. Ёто будет означать, что у него все работает, и возвращатьс€ на сервис ему не надо. «ато он расскажет друзь€м и знакомым, как хорошо ему сделали мотор. » через некоторое врем€ кто-нибудь об€зательно приедет по рекомендации. ј потом Ч еще. Ќо это надо ждать, а тут почти сразуЕ

¬торое правило Ч ничего нигде не смотреть, не читать и не интересоватьс€. Ђ¬аритьс€ в собственном сокуї и быть Ђсам с усамї. Ёто даже важнее, чем не Ђпотер€тьї клиента. ѕотому что не требует ни знаний современных технологий, ни профессионального умени€. Ќадо только уметь быстро крутить и особенно, рубить. Ќеважно, как, чем, где и каким образом, главное Ч быстро. » все получитс€Е

—ледует признать, что именно это правило, широко распространившеес€ на практике, и приводит к наиболее серьезным дефектам отремонтированных двигателей. ѕричем, что характерно, автосервисы, отлично владеющие и примен€ющие данное правило на практике, сразу берут на вооружение еще одно Ч никогда ни за что не отвечать перед клиентом. “о есть, чуть чего, виноваты запчасти. »ли плоха€ расточка блока цилиндров, которую делали где-нибудь на стороне. ј мы все сделали правильно, все по книгеЕ

Ќадо сказать, что таким дилетантским подходом автосервисов отлично пользуютс€ и продавцы некачественных запчастей, и некоторые специализированные мастерские, выполн€ющие ремонт моторных деталей. ѕотому что предъ€вить претензии к ним практически не удаетс€, а их стандартный ответ будет всегда один Ч неправильно собрали мотор, не помыли и еще много чего неЕ.

ћежду тем, именно здесь и Ђзарытаї сама€ больша€ Ђсобакаї. „тобы ее Ђотрытьї, посмотрим сначала, как построен ремонт двигателей на среднем российском автосервисе. ќбычные принципы таковы Ч максимум работ сделать самосто€тельно. ѕотому что отдавать на сторону невыгодно. » лишь то, что на сервисе не сделать, а именно, блок цилиндров и коленчатый вал, отдать дл€ ремонта в специализированную мастерскую. Ќо при этом важно, чтобы там сделали дешевле и быстрее.

  чему приводит такой подход, сообразить нетрудно. » сервису, и мастерской лучше, когда дешево и быстро. «начит, надо предельно упростить технологию ремонта, чтобы так и было.   примеру, дл€ блока цилиндров исключить из технологии расточку, быстро сделав так называемое Ђпр€моеї хонингование. ¬ результате огромное число блоков, особенно, наиболее распространенных моторов ¬ј3 и VW, как раз и отличающихс€ наибольшими перекосами осей цилиндров (первый Ч от рождени€, второй, как правило, от эксплуатационных деформаций), станут еще более кривыми. » померить нечем, да и не надо Ч размер цилиндра выдержан, что еще? ¬от это сервису и невдомек (выше мы уже сказали, что сервису важно не иметь никакой информации о технологии ремонта и не интересоватьс€ ею), что технологи€ ремонта грубо нарушена, и поршни, какие бы MAHLE или KS они ни были, долго в криво расположенных цилиндрах Ђжитьї не будут.

ƒл€ коленчатых валов тоже можно кое-что упростить и удешевить Ч исключить из процесса полировку шеек. ƒа и зачем она нужна, если шейки сверкают, а размер в допуске? Ќо острые кра€ смазочных отверстий Ђпошинкуютї вкладыши, что затем превратитс€ в Ђплохие вкладышиї или Ђгр€зную сборкуї, в зависимости от того, кто кому будет предъ€вл€ть потом претензии.

≈ще один камень, о который спотыкаютс€ многие автосервисы, Ч это головка блока цилиндров. —амые Ђскоростники-экономщикиї предпочитают просто притереть клапаны к седлам, в лучшем случае предварительно поковыр€в седла ручным инструментом. ѕричем, что интересно, попытка сделать Ђкак лучшеї всегда приводит к недопустимому перекосу седел относительно направл€ющих втулок Ч несоосности. — этого момента двигатель уже обречен Ч его ресурс не превысит дес€тка-другого тыс€ч километров.

ƒругие, вроде бы, на первый взгл€д, более грамотные, предпочитают головку блока отдать в специализированную мастерскую. ≈сли кто-то думает, дл€ лучшего качества работы, он заблуждаетс€. ѕричины намного более прозаические Ч к примеру, не отвлекать механика на долгое ковыр€ние седел и притирку, загрузив его на это врем€ другой, более прибыльной работой. ѕотому что никто на автосервисах, как правило, не интересуетс€, а какое оборудование дл€ ремонта седел используетс€ в этой самой мастерской, и способно ли это оборудование правильно обрабатывать седла. ƒл€ этого ведь надо что-то читать, интересоватьс€, понимать, а зачем?

“ака€ позици€ вполне устраивает и многие специализированные мастерские. ¬ самом деле, зачем тратить деньги на хорошее оборудование, если качество никто не спрашивает? “огда проще нан€ть побольше народу, и лучше таких, кому не надо много платить, вручить каждому какую-нибудь Ђкрутилку-ковыр€лкуї Ч и в бой.  риво и косо седла проковыр€ли? Ќеважно, мы сейчас клапана кувалдочкой пристукнем к седлам, и все прил€жет. ј что так быстро износилось, так это у вас, батенька, втулки были плохие. »ли клапанаЕ

¬се, круг замкнулс€.  ачество не нужно, потому что его никто не требует. ј не требует, потому что не понимает, в чем именно должно заключатьс€ это качество. Ќо ремонтируют. ј моторы не хот€т, упираютс€. ј мы их все равноЕ. ј они оп€ть ни в какуюЕ

¬ общем, картина печальна€. » не помогают ни строгое, до последней зап€той, следование инструкци€м производителей при сборке двигател€, ни оригинальные запчасти. Ќекоторые дотошные так начитаютс€, что даже начинают вкладыши к блоку и валу подбирать по группам, по цвету. ƒаже жалко их становитс€, бедолаг. Ћучше бы так технологи€ми ремонта блоков и головок интересовались. ¬ кривом-то блоке зачем по цвету подбирать? ¬се равно придетс€ через некоторое врем€ мен€ть и кольца, и вкладыши, и еще много чего делать незапланированного. √де по гарантии, а где и за деньги. ’от€, почему незапланированного Ч все по плану, если разобратьс€.

Ќо все это происходит в самом массовом секторе моторного ремонта, с самыми простыми и распространенными двигател€ми. ј что на другом краю линейки, где моторы поновее, посложнее, да числом цилиндров побольше? ƒа в принципе то же самое. “олько ответственности побольше, потому как хоз€ин дорогой машины за плохую работу может и обидетьс€. „то иногда и делаетЕ

» все так и шло бы дальше по накатанной, как вдругЕ  ороче, не повезло нашим бравым ремонтерам Ч производители вз€ли и закрыли им возможность ремонта некоторых моделей моторов. ќсобенно, самых новых и самых сложных.  ак? ќчень просто Ч нет запчастей, мен€йте, говор€т, двигатель в сборе. ј никаких вкладышей, поршней или колец мы вам не дадим.

» тотчас же пошла гул€ть байка о неремонтируемых моторах.  оторые €кобы нигде нельз€ отремонтировать. » никто не сможет сделать. ј мы подумали: и слава богу, что не могут.Еј производители, так те вообще, когда запрещали, как в воду гл€дели. ѕотому что нельз€ такую серьезную технику отдавать на откуп кривой и косой обработке на Ђкрутилках-ковыр€лкахї. » торопыгам всех мастей Ч тоже. “ут думать надо, а не Ђкапустуї рубитьЕ

ќтремонтировать неремонтируемое Е

ƒействительно, в последние годы все чаще и чаще по€вл€етс€ техника, ремонт которой не предусмотрен производителем. Ѕольше всего в этом преуспел VW-AUDI, где не подлежат ремонту не только многие моторы V8 (объемом 3,7 л моделей AEW, AKJ, AQG, объемом 4,2 л моделей ABZ, ABH, AHC, AKH, ARS, AQH и др.), но даже некоторые существенно более простые четырехцилиндровые. ’от€ к неремонтируемым некоторые из них можно отнести условно, поскольку хоть какие-то запчасти (стандартных размеров) дл€ отдельных моделей все-таки существуют. ≈сть такие двигатели и у других фирм (LAND ROVER, BMW, FORD), да и остальные производители, суд€ по всему, потихоньку подт€гиваютс€. ¬идимо, тенденци€Е

—начала это было странно, казалось Ч вот жадные, запчастей не дают, все норов€т отправить клиентов строго в дилерские центры. ј потом подумали Ч и правильно. “ак, как у нас моторы ремонтируют, лучше сразу мен€ть. „тобы технику зр€ не мучили.

Ќо сама проблема ремонта неремонтируемой техники очень интересна. » это не только профессиональный интерес.  лиентам тоже далеко не всем по карману новый мотор за дес€ток тыс€ч ≈вро. ј ремонт, какой бы он сложный ни был, обычно дешевле нового мотора. ¬ажно только правильно все сделать.

»так, неремонтируемый двигатель Ч что это за зверь такой? » как к нему подойти? —разу можно сказать, что инструкции здесь не помогут. ќсобенно, те, в которых указано, что, к примеру, коренные болты зат€нуты на заводе, и повторна€ сборка двигател€ исключаетс€. –азмеров деталей там никаких тоже нет. ѕоэтому такие инструкции лучше сразу закрыть и убрать подальше Ч с глаз долой.

ј что вз€ть? –емонтные описани€ аналогов и каталоги запчастей, в первую очередь. ¬едь информации и запчастей на неремонтируемый двигатель не будет. » самое главное Ч включить голову, потому что думать придетс€ много и часто.

ѕервое, о чем надо задуматьс€ Ч на каких принципах будем строить процесс ремонта? ѕопробуем сформулировать. ѕервое правило гласит, что ничего неремонтируемого на самом деле нет, и не бывает. ¬се, что сделано руками, может такими же руками быть восстановлено. ¬ажно лишь правильно применить информацию, собственный опыт и знани€.

ѕравило второе Ч нельз€ ничего Ђвтыкатьї. “оропливость с такой техникой не проходит. “о есть, кажда€ деталь, прежде чем встать на свое место, должна быть всесторонне проверена и промерена. ѕричем ждать Ђзасадыї надо на каждой операции, и быть готовым предприн€ть адекватные действи€.

ѕравило третье Ч никаких упрощенно-удешевленных и, особенно, убыстренных технологий. ’онингование без расточки, что в цилиндрах, что в постел€х и шатунах Ч не дл€ таких моторов. » ручной инструмент дл€ седел, крутилки там разные Ч тоже.  ак и любые другие Ђдедовскиеї технологии. √одитс€ только самое точное современное станочное оборудование и индивидуальный подход к обработке деталей. Ѕыстрее, чем надо, подобный мотор все равно не сделать, а это уже не просто и не дешево. ѕоэтому выбор специализированной мастерской дл€ обработки деталей должен быть особым Ч там, где Ђгон€т валї, хорошо не сделают. ≈сли сделают вообще.

ƒалее, правило четвертое: отсутствие запчастей Ч беда поправима€. ќгромна€ номенклатура поршней, колец и вкладышей, производимых разными производител€ми дл€ самой разной техники, дает хорошие шансы на подбор запчастей не только стандартных, но и ремонтных размеров. ¬ажно только правильно такой подбор сделать, дл€ чего необходимо много знать, понимать и обладать опытом. », конечно, должны быть ответственность за все свои действи€ и понимание, к чему приведет та или ина€ ошибка.

¬от такие нехитрые правила. «аметим, что они в точности пр€мо противоположны тем привычным нормам и правилам, а точнее, нарушени€м, о которых мы рассказали выше. „то совершенно неудивительно Ц сложный мотор не поедет, если сделать даже одну ошибку, а переделка выйдет весьма дорогим удовольствием. ¬от бы и с простыми моторами такЕ

  тому же насто€щие правила не Ђмартышечьиї, когда делай раз, делай два, а Ђшаг вправо-влево Ч расстрелї. Ќаоборот, шагать изначально придетс€ по довольно извилистой дорожке, и к этому надо быть готовымЕ

 ак это делаетс€

ѕример в начале статьи не придуман Ч вз€т из жизни. Ёто был двигатель AUDI S4 4,2 л системы ј¬Ќ. ѕо согласованию с заказчиком пришли к выводу Ч мотор неремонтируемый, но ремонтировать будем. ѕо правде сказать, это совсем не первый двигатель такой конструкции, доставшийс€ нам в ремонт Ч были моторы серии –“, јЌ— и др. —амое интересное в этих моторах то, что код двигател€ частенько не соответствует тому, что есть на самом деле. Ёто результаты баловства людей, продающих автомобили в ближнем и дальнем зарубежье. Ќо не это главноеЕ

—н€ли, разобрали, помыли и приступили к дефектовке. »так, состо€ние коленчатого вала хорошее, размер коренных шеек 64,97мм, размер шатунных шеек 53,97мм, биение вала ни на одной шейке не превышает 0,005мм. √ильзы цилиндров имеют износ в виде бочки, верх 84,59мм, середина 84,62мм, низ 84,60мм, эллипс в каждом цилиндре в среднем 0.04мм, и все бы ничего, но задиры шансов не оставл€ли. –азмер юбки поршней 84,54мм.  анавки под поршневые кольца не разбиты и соответствуют требовани€м аналогичных моторов других производителей. Ќо не забываем, что на моторы V8 AUDI размеров по низу мотора нигде нет, производитель рекомендует мен€ть мотор.

«азор поршневого пальца в бобышках поршн€ в норме. —осто€ние поршней признано хорошим, и прин€то решение о гильзовке блока под старые поршни.  оренные постели блока цилиндров в размере, абсолютно круглые 70,00 мм и наход€тс€ в оси. √оловки блока цилиндров после опрессовки на установке SERDI SPT 1501 были подвергнуты ремонту по полной программе Ч замена направл€ющих втулок клапанов, правка седел клапанов на станке SERDI 3.0, обработка плоскости. ≈ще изготовили недостающие опорные шайбы под пружины клапанов, не хватало 19 шт.  лапана имели повреждени€ на поверхности, где работает сальник клапана. Ёто характерное повреждение стержн€ возникает при рассухаривании клапана ударным методом Ч груба€ работа, проведенна€ в Ђпрошлой жизниї. «начит, на заменуЕ

¬опрос установки гильз в алюминиевые блоки цилиндров очень подробно рассмотрен в наших стать€х. Ёто проблема особого рода, причем в большинстве современных блоков установка гильз негативно отражаетс€ на коренных постел€х. ¬ случае с данным мотором тоже возникли некоторые сложности. ѕри вырезании одной из гильз цилиндра вскрылась достаточно больша€ пора в литье. Ѕыло прин€то решение о заварке данного повреждени€ аргонодуговой сваркой. “огда в коренные постели блока цилиндров была установлена скалка (стальной стержень) размером 70,00 мм, крышки зат€нуты соответствующим моментом, и произведены сварочные работы.

ѕо технологии сварочных работ блок нагревают до достаточно высокой температуры, и возникает риск остаточной деформации блока цилиндров, что и подтвердилось впоследствии (несмотр€ на установку скалки Ч она уменьшает, но не гарантирует отсутствие деформаций). ѕри измерени€х перед сборкой уже загильзованного, расточенного и отхонингованного блока цилиндров вы€снилось, что коренные постели блока цилиндров в вертикальной плоскости ушли на -0,04мм, а в горизонтальной на +0,01. ѕри помощи станка SERDI S2000 проблема была решена быстро и качественно путем расточки постелей, при этом смещение оси коленвала вверх, неизбежное при обработке постелей, составило всего 0,03 мм. “очить Ђне гл€д€ї, как это обычно делают торыпыги, такой блок бесполезно, машина тогда ходить не будет.

 огда все вышеперечисленное было выполнено, осталось заменить неработающие агрегаты типа в€зкомуфты, генератора, починить места предыдущих вторжений, оборванные болты, выт€нутые резьбы и т. д.

—борка мотора проходила в штатном режиме и сложностей не вызвала. ¬кладыши применили новые, но от другой техники. — кольцами Ч тот же способ. Ѕыли только некоторые Ђнепон€тностиї, св€занные с предыдущими ремонтами. “ак, из 4-х распредвалов три выполнены стальными со шлицевой посадкой кулачков, а один стандартно чугунный, хот€ характеристики валов одинаковые.

 онечно всего, что делалось, подробно не опишешь, и огромное количество нюансов просто остаетс€ за кадром.  ак говор€т в телепередачах: ЂЌ≈ ѕџ“ј…“≈—№ ѕќ¬“ќ–»“№ Ё“ќ —јћќ—“ќя“≈Ћ№Ќќ, Ё“ќ ќѕј—Ќќ ƒЋя ∆»«Ќ»ї. Ќо машина поехала и, по отзывам владельца, мотор работает отлично. ј что ему не работать, если все сделано правильно. ƒаже если он неремонтируемый...



ќпубликовано в журнале "јвтомобиль и сервис" є6/2006.

ƒругие наши рекомендации...


Ќа главную






ѕр€мое хонингование без расточки на высокопроизводительном станке Ч залог досрочного выхода двигател€ из стро€. —колько еще клиентов наступ€т на эти грабли?




–учна€ крутилка в работе Ч значит, двигатель уже обреченЕ




ƒл€ серьезного мотора применимо только серьезное оборудование.




’от€т наши бравые ремонтники или нет, а использовать дл€ обработки седел нормальные станки им скоро все равно придетс€.




√ильзовка блока Ч сама€ ответственна€ операци€. ќна часто примен€етс€ при ремонте неремонтируемых моторов. ќсновной дефект Ч просадка гильз, пр€мое следствие дешево-скоростных методов работы.




ћожно было бы обойтись и без расточки, только такой двигатель, сделанный по упрощенно-удешевленной технологии, потом не ходит.




–асточка постелей Ч одна из самых ответственных процедур. ƒостаточно сделать ее по-быстрому, чтобы обречь мотор на такую же быструю, но мучительную кончину.




Ќеремонтируемый мотор на сборке Ч проблемы постепенно решаютс€Е




ƒо запуска отремонтированного неремонтируемого остались считанные часы


—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены