ћосква +7 495 545 6936
ќдесса +38 0482 30 9192
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

Ђ„то такое дефекты и как с ними боротьс€?ї

јлександр ’рулев

ѕри проведении экспертных исследований встречаютс€ различные неисправности узлов и агрегатов автомототранспортных средств (јћ“—), определ€емые как состо€ние, при котором узел/агрегат не соответствует требовани€м нормативно-технической документации [1, 3, 4].

ѕричины неисправностей могут быть различными и обычно св€заны с различными нарушени€ми при производстве, эксплуатации или обслуживании автомобил€, а также в св€зи с естественными процессами старени€. ƒл€ эксперта, исследующего неисправности и причины их по€влени€, необходимо не только правильно выполнить исследование, чтобы установить истинную причину неисправности, но и правильно ее описать. ƒл€ чего необходимо использовать правильную терминологию при описании свойств объекта исследовани€.

1. Ќемного о терминологии √ќ—“.

“ерминологи€, регламентированна€ соответствующими нормативными документами, должна быть использована и в экспертных исследовани€х. ƒанный принцип позвол€ет эксперту показать, что он обладает соответствующими специальными знани€ми в данной области, поскольку одним из признаков этого знани€ €вл€етс€ владение правильной терминологией. Ќапротив, если эксперт (эксперт) использует ошибочную терминологию, это может быть признаком недостоверности результатов исследовани€, и недовольна€ сторона имеет возможность оспорить такое экспертное заключение по формальным основани€м (некомпетентность эксперта).

“ермины, определ€ющие свойства продукции, включа€ продукцию (издели€) автомобильной промышленности, в том числе, показатели качества и недостатки продукции, устанавливаютс€ государственными стандартами (√ќ—“), причем использование таких терминов об€зательно дл€ применени€ в документации всех видов, учебниках, учебных пособи€х, технической и справочной литературе [1]. ¬ остальных случа€х применение этих терминов рекомендуетс€. Ёто означает, что в экспертных заключени€х также должна использоватьс€ правильна€ и установленна€ стандартами терминологи€.

“ак, государственными стандартами [1, 2, 3, 4] устанавливаютс€ примен€емые в науке и технике термины и определени€ основных пон€тий в области надежности и управлени€ качеством продукции. —ама продукци€ рассматриваетс€ как материализованный результат процесса трудовой де€тельности, обладающий полезными свойствами, полученный в определенном месте за определенный интервал времени и предназначенный дл€ использовани€ потребител€ми в цел€х удовлетворени€ их потребностей как общественного, так и личного характера. ѕри этом продукци€ имеет множество различных свойств, которые могут про€вл€тьс€ при ее создании и эксплуатации, т.е. при разработке, производстве (изготовлении), испытани€х, хранении, транспортировании, техническом обслуживании, ремонтах и использовании (термин "эксплуатаци€" примен€етс€ к такой продукции, котора€ в процессе использовани€ расходует свой ресурс).

 ачество продукции €вл€етс€ технико-экономическим пон€тием [1], которое охватывает только те свойства продукции, которые св€заны с возможностью удовлетворени€ продукцией определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением.  ачество продукции зависит от качества составл€ющих ее изделий и материалов. ≈сли продукци€ состоит из изделий машиностроени€, то к свойствам, определ€ющим качество продукции, относ€тс€ свойства отдельных изделий, а также такие свойства совокупности изделий, как однородность, взаимозамен€емость и т.д.

ѕоказатель качества продукции количественно характеризует пригодность продукции удовлетвор€ть определенные потребности. Ќоменклатура показателей качества зависит от назначени€ продукции. ” продукции многоцелевого назначени€ эта номенклатура может быть многочисленной. ѕоказатель качества продукции может выражатьс€ в различных единицах, например, километрах в час, часах на отказ, баллах и т.п., а также может быть безразмерным.

ѕри рассмотрении показател€ качества продукции следует различать:

  • - наименование показател€ (например, интенсивность отказов);
  • - численное значение показател€, которое может измен€тьс€ в зависимости от различных условий (например, 500 ч.).

ƒопускаемое отклонение показател€ качества продукции определ€етс€ сопоставлением фактического и допустимого значений этого показател€. ќтклонение считаетс€ допускаемым, если фактическое значение показател€ качества продукции не выходит за пределы, установленные нормативной документацией. ¬ыход фактического значени€ показател€ за установленные пределы означает, что рассматриваема€ продукци€ (ее единица) имеет дефект.

ƒопускаемое отклонение может характеризоватьс€, например, глубиной и площадью вм€тин (раковин, сколов, царапин) на поверхности издели€, а также их числом, если их значени€ не превосход€т предельных. ѕри этом номинальные значени€, от которых в данном случае отсчитываютс€ допускаемые отклонени€, приравнивают нулю. јналогичным образом поступают, когда в технической документации записано требование, например: "зазор не должен быть более 0,5мм", это означает, что номинальное значение зазора равно нулю.

√осударственными стандартами определ€етс€ также термин "признак продукции" - качественна€ или количественна€ характеристика любых свойств или состо€ний продукции, а также "параметр продукции" - признак продукции, количественно характеризующий любые ее свойства или состо€ние [1].

2. “ак что же такое "дефект"?

—огласно √ќ—“, дефектом называетс€ каждое отдельное несоответствие продукции установленным требовани€м. “аким образом, если рассматриваема€ единица готовой продукции имеет дефект, то это означает, что, по меньшей мере, один из показателей ее качества или параметров вышел за допустимое значение, или не выполн€етс€ (не удовлетвор€етс€) одно из требований нормативной документации к признакам продукции [1-4].

ѕримерами дефектов могут быть выход размера детали за пределы допуска, неправильна€ сборка или регулировка (настройка) агрегата (узла), царапины на защитном покрытии издели€, недопустимо высокое содержание вредных примесей в продукте, наличие заусенцев на резьбе и т. д.

ƒефект сам по себе может не приводить к полной неработоспособности издели€, однако ухудшает его потребительские свойства и снижает в той или иной степени его качество, показатели качества и параметры [11]. ¬ последующей эксплуатации дефектной продукции (т.е. продукции, имеющей дефект) дефекты привод€т к отказам (нарушению работоспособности).

3.  ак правильно применить термин "дефект"?

Ќа практике эксперты, выполн€ющие экспертные исследовани€, нередко путают термин "дефект" с такими терминами, как "неисправность", "повреждение", "отказ". ¬ результате в заключени€х используетс€ терминологи€, не соответствующа€ прин€тым стандартам.

—огласно √ќ—“ [1] термин "дефект" примен€етс€ дл€ готовой продукции промышленного производства - при контроле качества при ее изготовлении и ремонте. ¬ то же врем€ термин "дефект" не распростран€етс€ на последующее использование (эксплуатацию) продукции.

Ќапротив, термин "неисправность" примен€ют при использовании (эксплуатации), хранении и транспортировании продукции. “ак, например, словосочетание "характер неисправности" означает конкретное недопустимое изменение в изделии, которое до его повреждени€ было исправным (находилось в исправном состо€нии). ¬ отличие от термина "дефект" термин "неисправность" распростран€етс€ не на вс€кую продукцию, в том числе не на вс€кие издели€, например, не называют неисправност€ми недопустимые отклонени€ показателей качества материалов, топлива, химических продуктов и т. п.

ќчевидно, термин "дефект" св€зан с термином "неисправность", но не €вл€етс€ его синонимом. Ќеисправность представл€ет собой определенное состо€ние издели€, вызванное определенным событием - повреждением, которое заключаетс€ в нарушении исправного состо€ни€ издели€. ѕовреждение - это событие, при котором происходит нарушение исправного состо€ни€ издели€ вследствие вли€ни€ внешних воздействий, превышающих уровни, установленные нормативно-технической документацией на изделие [1, 11].

“аким образом, в отличие от дефекта, возникающего при производстве, повреждение возникает в эксплуатации, а также при хранении и транспортировании готовой продукции. ¬ то же врем€, наход€сь в неисправном состо€нии, изделие может иметь один или несколько дефектов, возникших при производстве.

ѕри возникновении неисправности исследуемый узел (агрегат) может остатьс€ работоспособным, когда он может выполн€ть заданные функции, сохран€€ при этом значени€ заданных выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией, или стать неработоспособным, когда значение хот€ бы одного выходного параметра не соответствует установленным требовани€м.

“ермин "дефект" также следует отличать от термина "отказ". ќтказом называетс€ событие в эксплуатации, заключающеес€ в нарушении работоспособности издели€, которое до возникновени€ отказа было работоспособным. ќтказ может возникнуть в результате наличи€ в изделии одного или нескольких дефектов, но по€вление дефектов не всегда означает, что возник отказ, т. е. изделие стало неработоспособным.

“аким образом, часто встречающиес€ в заключени€х экспертов фразы типа "эксплуатационный дефект" или "дефект имеет эксплуатационный характер", веро€тно, €вл€ютс€ примером не вполне правильной терминологии - например, согласно √ќ—“ 15467-79 [1], в эксплуатации дефектов не возникает, и дефект может иметь только конструктивный или производственный характер. ¬озможно, более правильно было бы указывать в подобных случа€х на "эксплуатационное повреждение" или на "эксплуатационный характер неисправности", т.е. на недопустимое изменение в изделии, которое произошло в эксплуатации.

ќднако указанные особенности или даже ошибки применени€ тех или иных терминов не так однозначны, как это может показатьс€ на первый взгл€д.

4. ѕо √ќ—“ или не по √ќ—“?

ѕри анализе √ќ—“ [1-4], устанавливающих терминологию при описании надежности продукции, нетрудно заметить определенные несоответстви€. “ак, в √ќ—“ 15467-79 [1] имеетс€ как внутреннее противоречие, так и противоречие с технической литературой в области эксплуатации и ремонта автомобилей. ¬ √ќ—“ 15467-79 указано, что "наход€сь в неисправном состо€нии, изделие имеет один или несколько дефектов". Ќо если дефект возникает при производстве (ремонте), а неисправность возникает в процессе эксплуатации, храненииЕ, то при неисправном состо€нии изделие имеет неисправность (неисправности), но не дефекты.

“радиционно в отечественных “” на контроль и сортировку при ремонте использовалс€ термин "дефект". ¬ учебной литературе, справочниках по ремонту [12, 13, 14] обычно пишут, что при входном контроле ремонтного фонда (дефектации) провер€етс€ наличие или отсутствие дефектов, которые возникли в эксплуатации. ќт этого происходит сам термин "дефектаци€".

¬ √ќ—“ также говоритс€, что дефектаци€ - это контроль качества отремонтированной продукции. Ќо это также не совсем верно. ƒефектаци€ - это контроль ремонтного фонда, т.е. объектов, поступивших в ремонт. ј отремонтированна€ продукци€ проходит в соответствии с √ќ—“ приемочный контроль. ¬ данном случае речь идет не о дефектах, которые возникли в процессе ремонта, а о дефектах (неисправност€х, повреждени€х), возникших в процессе эксплуатации. ’от€ такие дефекты можно было бы трактовать дво€ко - в том числе, как дефекты деталей дл€ последующей сборки при ремонте (вторичном производстве).

ќбращает на себ€ внимание, что √ќ—“ –53480-2009 [4] вообще дает другое определение термину "дефект", даже не ссыла€сь на √ќ—“ 15467-79. Ётот √ќ—“ в отношении неисправности указывает, что они могут быть "конструкционными" (а не "конструктивными", как в √ќ—“ 15467-79), и "производственными", при этом термин "эксплуатационна€ неисправность" не устанавливаетс€, т.е. неисправность в результате нарушени€ правил эксплуатации или в результате естественных процессов старени€ не возникает.

ѕо √ќ—“ –53480-2009 [4] "неисправность - состо€ние издели€, характеризующеес€ неспособностью выполн€ть требуемую функциюЕ", "отказ - потер€ издели€ выполн€ть требуемую функцию", т.е. событие, а "неработоспособное состо€ние - состо€ние издели€, при котором оно неспособно выполн€ть требуемую функциюЕ". “.е. при неисправности, согласно √ќ—“ –53480-2009, наступает отказ, и изделие становитс€ неработоспособным. „то вообще пр€мо противоречит √ќ—“ 15467-79 [1].

ƒалее, по √ќ—“ 27.002-89 [3] при наличии повреждени€ нарушаетс€ исправное состо€ние объекта, а работоспособное состо€ние сохран€етс€. Ќо при возникновении неисправности по √ќ—“ –53480-2009 [4] наступает неработоспособное состо€ние издели€. ¬ √ќ—“ –53480-2009 в определении термина "повреждение" термин "неисправность" вообще не примен€етс€.

“аким образом, определени€ в √ќ—“ –53480-2009 не соответствуют по форме и содержанию определени€м в √ќ—“ 27.002-89 и √ќ—“ 15467-79. ѕри этом в √ќ—“ –53480-2009 не говоритс€, что он замен€ет √ќ—“ 27.002-89, и в »нтернет-магазинах √ќ—“ов √ќ—“ 27.0023-89 числитс€ как действующий, как и √ќ—“ 15467-79. ¬ результате дл€ эксплуатации вообще не остаетс€ надежных терминов дл€ описани€ неисправностей, которые бы не вызвали противоречий с одним из действующих √ќ—“.

¬се указанные несоответстви€ и противоречи€ √ќ—“ €вл€ютс€ одной из причин противоречий и в терминологии, примен€емой на практике. “ак, термин "дефект" в смысле "эксплуатационный" или пр€мо термин "эксплуатационный дефект" используютс€ в целом р€де основополагающих нормативно-технических документов. —реди Ќ“ƒ, где используетс€ подобна€ не вполне разрешенна€ терминологи€, следующие:

  • 1. ћетодика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состо€ни€ –-03112194-0376-98 [9],
  • 2. ћетодическое руководство ћинюста –‘ "»сследование автомототранспортных средств в цел€х определени€ стоимости восстановительного ремонта и оценки (методическое руководство дл€ судебных экспертов)" [10],
  • 3. –уковод€щий документ –ƒ 37.009.026-92 "ѕоложение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам" [6],
  • 4. ѕравила оказани€ услуг (выполнени€ работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств [7],
  • 5. ѕравила эксплуатации автомобильных шин јЁ 001-04 [8].

ќчевидно, если в нормативно-технической документации используетс€ тот или иной термин, не установленный √ќ—“, то дл€ экспертов, примен€ющих Ќ“ƒ в своей практике, не будет грубой ошибкой использовать такую же терминологию. ѕри этом следует отметить, что хот€ в √ќ—“ не указываютс€ такие пон€ти€, как "эксплуатационный дефект" и "эксплуатационна€ неисправность", однако не содержитс€ и пр€мых запретов на подобные термины. ≈сли учесть, что согласно √ќ—“ 15467-79 [1] "допускаетс€ применение отраслевых терминов, не установленных насто€щим стандартом, отражающих специфические особенности продукции отрасли", то применение подобных терминов можно все-таки считать допустимым, по меньшей мере, до приведени€ государственных стандартов и Ќ“ƒ к нормальному состо€нию, не противоречащему в применении терминов друг другу и здравому смыслу.

— другой стороны, в некоторых отрасл€х, например, в авиации, существует более строгое отношение к терминологии, и там термины типа "эксплуатационный дефект" не примен€ютс€ [11]. — учетом данного положительного опыта, а также с целью устранени€ противоречий √ќ—“ при описании надежности јћ“— далее терминологи€ даетс€ только по √ќ—“ 15467-79.

5.  акие бывают дефекты - по источникам их возникновени€?

 ак известно, дл€ производства продукции необходимо как собственно производство, так и конструкторска€ документаци€ (чертежи), по которым данна€ продукци€ (изделие) изготавливаетс€. ¬ соответствии с этим в зависимости от источника возникновени€ дефектов различают конструктивные и производственные дефекты (рис.1).

“ак, несоответствие продукции требовани€м технического задани€ или установленным правилам разработки (модернизации) продукции относитс€ к конструктивным дефектам.  онструктивные дефекты обусловлены неоптимальным выбором структуры издели€, ошибками в выборе конструктивных форм и размеров деталей, ошибками в выборе материалов деталей и подборе комплектующих элементов, заданием ошибочных требований к качеству изготовлени€ узлов и деталей, неполным или некачественным проведением всех расчетов, необходимых дл€ определени€ требований к конструктивным единицам издели€ с учетом действующих нагрузок и подтверждени€ надежности издели€. “акие дефекты возникают вследствие ошибок конструкторов (проектировщиков), допущенных ими при проектировании, а также ошибок инженеров-исследователей при выполнении исследовательских работ, испытаний и доводки опытных образцов продукции, на базе которых разрабатываетс€ техническа€ конструкторска€ документаци€ на производство продукции. ѕоскольку конструкторска€ документаци€ кладетс€ в основу технологических процессов производства продукции, конструктивные дефекты €вл€ютс€ наиболее сложными как с точки зрени€ их вы€влени€, так и их устранени€ при дальнейшем выпуске продукции.

¬ экспертной практике в целом конструктивные дефекты јћ“— €вл€ютс€ довольно редким €влением не только по причине большого объема доводочных работ перед внедрением изделий в массовое производство, но и в св€зи с большой сложностью данного вида дефектов дл€ изучени€, а также требуемой дл€ подобных исследований высшей квалификации и опыта эксперта.  роме того, в подавл€ющем большинстве случаев конструктивные дефекты €вл€ютс€ скрытыми дефектами продукции, которые невозможно вы€вить при выходном контроле в процессе производства (см. ниже). », наконец, про€вление конструктивного дефекта в эксплуатации во многих случа€х трудно отделить от неисправности, возникшей в результате ошибок при обслуживании или нарушени€ правил эксплуатации.

ѕримером конструктивного дефекта может служить заклинивание редукционного клапана маслонасоса двигател€ автомобил€ 2009 г.выпуска [16].  онструкци€ клапана представл€ет собой плунжер с пружиной, установленный с малым зазором в цилиндрический корпус (рис.2). ќтверстие дл€ сброса масла выполнено большого диаметра сбоку, а плунжер имеет малую относительную длину (отношение длины к диаметру). ѕри работе двигател€ плунжер перемещаетс€, и в момент открыти€ бокового отверсти€ возникают силы, перекашивающие плунжер. ¬ результате с течением времени образуетс€ диагональный износ на поверхности цилиндрического отверсти€ (похож на эксплуатационный износ), про€вл€ющийс€ в виде ступени, котора€ преп€тствует перемещению плунжера на открытие клапана. ¬ определенный момент заклинивание плунжера может привести к значительному росту давлени€ в системе смазки и выдавливанию уплотнительного кольца масл€ного фильтра (похож на ошибку при обслуживании - неправильна€ установка масл€ного фильтра). ¬ данном случае конструкторами сделана ошибка - назначен чрезмерно большой диаметр бокового отверсти€ и/или чрезмерно мала€ длина плунжера.

Ќесоответствие продукции требовани€м нормативной документации на изготовление относитс€ к производственным дефектам. “акие дефекты формируютс€ в процессе изготовлени€ деталей, сборки и отладки конструктивных единиц (узлов и агрегатов).   этому виду можно отнести дефекты, обусловленные несоответствием используемых материалов требовани€м технологической документации, нарушением технологии производства продукции, неквалифицированными действи€ми персонала. ѕоскольку производство включает в себ€ различные стадии, производственные дефекты могут быть св€заны с дефектами материала и/или его химико-термической обработки (несоответствие твердости, структуры, толщины покрыти€ и др.), дефектами механической обработки (несоответствие шероховатости и размеров назначенным допускам) и дефектами сборки продукции. ѕо характеру про€влени€ производственные дефекты можно разделить в общем случае на несоответстви€ свойств материалов, несоответстви€ геометрической формы и шероховатости, и механические дефекты.

 ак показывает практика, производственные дефекты не менее сложны дл€ экспертного исследовани€, чем конструктивные.

ѕримером скрытого производственного дефекта может служить поломка выпускного клапана двигател€ Ford Mondeo 2008 г.выпуска [15] при пробеге 18.000 км вследствие проворачивани€ на коленчатом валу ведущей звездочки цепи привода газораспределительного механизма по причине грубой обработки поверхностей сопр€жени€ деталей и недостаточной зат€жки болта креплени€ звездочки. ѕри небольшом круговом смещении звездочки произошло падение мощности, и по€вилс€ стук от касани€ поршн€ тарелок выпускных клапанов, в результате чего на днище поршней образовались чрезмерно глубокие плавные выемки (рис.3) от контакта с тарелками (повреждение похоже на нарушение правил эксплуатации - превышение допустимых оборотов, однако тогда выемки имели бы меньшие размеры и ступенчатый характер). ƒалее, после пробега с данной неисправностью около 1000 км, произошло усталостное разрушение одного из выпускных клапанов, что привело к разрушению поршн€ и выходу двигател€ из стро€. ѕри исследовании двигател€ производственный дефект был подтвержден не только следами типичного усталостного разрушени€ клапана (рис.4), но и характерными кольцевыми следами и стружкой от проворачивани€ на сопр€гаемых детал€х (рис.5).

“ермин "дефект" примен€ют не только при контроле качества продукции при ее изготовлении, но также при ее ремонте, например, при дефектации (составлении ведомостей дефектов) и контроле качества отремонтированной продукции. ¬ данном случае речь идет о ремонте, как о виде производства продукции, который условно может быть назван вторичным производством (этот термин был введен проф.  ошкиным  .“. во времена развити€ индустриального ремонта [14]).

  вторичному производству можно также отнести периодическое техническое обслуживание издели€, выполн€емое в эксплуатации в соответствии с регламентом. ѕри обслуживании может производитьс€ демонтаж, монтаж и замена элементов и узлов (например, фильтров, уплотнительных элементов), слив и заправка эксплуатационных жидкостей, а также частична€ разборка и сборка издели€ (к примеру, при замене ремн€ √–ћ на двигател€х), т.е. сборочные работы, аналогичные выполн€емым при производстве и ремонте.

¬ целом при ремонте и обслуживании возможны те же самые производственные дефекты, которые встречаютс€ в основном (первичном) производстве. ѕри выполнении ремонта, как и в основном производстве, может производитьс€ изготовление различных деталей (дополнительные ремонтные детали, начина€ от простых втулок, шпилек и т.п. до сложных подшипников скольжени€, ремонтных деталей кузова). ƒефекты при ремонте возможны как в отремонтированных детал€х, так и в новых, устанавливаемых взамен изношенных. ѕри этом дефекты в детал€х первого типа св€заны главным образом с неполнотой и/или ошибками дефектации (к примеру, не вы€вленные трещины и ухудшение свойств материала детали в эксплуатации, предшествующей ремонту), в то врем€ как дефекты второго типа возникают при низком качестве материала комплектующих, поставл€емых со стороны и используемых в ремонтном производстве при сборке издели€.

Ќа практике чаще всего встречаютс€ дефекты вторичного производства, св€занные с некачественной сборкой издели€, хот€ применение некачественных комплектующих также не €вл€етс€ редкостью.

ѕример дефекта вторичного производства (ремонта) - сильный износ цилиндропоршневой группы двигател€ автомобил€ BMW520 2005 г.выпуска, произошедший за 10.000 км пробега после ремонта. ƒефект св€зан с загр€знением двигател€ абразивными частицами и вызван некачественной мойкой и очисткой впускного коллектора двигател€ от нагара, образовавшегос€ в эксплуатации, предшествующей ремонту, т.е. св€зан с ошибкой при сборке двигател€. ¬ результате поступлени€ частиц из коллектора в цилиндры верхние поршневые кольца оказались чрезвычайно сильно изношены специфическим образом (рис.6) - по верхней торцевой поверхности, что вызвало падение компрессии и увеличение расхода масла выше допустимого.

ѕример дефекта вторичного производства (обслуживани€) - установка некачественного ролика при замене ремн€ √–ћ на двигателе автомобил€ Ford Mondeo. ¬следствие неперпендикул€рности торцевой плоскости ролика к его наружной цилиндрической поверхности произошло смещение (сползание) ремн€ до упора в крышку и быстрый износ его кра€ (разрушение резинового сло€ и расплетание корда основы), в результате чего ремень оборвалс€ при пробеге автомобил€ 50 км после обслуживани€.

¬ р€де случаев на практике не удаетс€ четко разделить все дефекты строго на конструктивные и производственные. Ќапример, по€вление трещин или ускоренного износа детали может быть св€зано как с неправильным выбором конструктивной формы, материала и режимов механической и термообработки, так и непосредственно с отклонени€ми в процессе изготовлени€ и термообработки детали.

¬ экспертной практике исследовани€ неисправностей јћ“— точное определение источника дефекта - конструкторские это или производственные ошибки, нередко затруднено отсутствием необходимой дл€ этого информации с завода-изготовител€. „тобы точно указать вид дефекта, во многих случа€х необходимо провести сравнение параметров дефектной детали с техническими требовани€ми чертежа на ее изготовление, который практически невозможно получить от производител€. ¬ результате невозможно установить, по€вилс€ ли дефект вследствие отклонени€ параметров детали от требований чертежа, или в конструкторской документации содержитс€ ошибка, вызывающа€ дефект при определенных услови€х (например, при выполнении размера детали на границе пол€ допуска).

¬ подобных случа€х дефект может быть назван конструктивно-производственным.

ѕример конструктивно-производственного дефекта - проворачивание коренных вкладышей коленчатого вала двигател€ автомобил€ 2008 г.выпуска в постели блока цилиндров. ѕри этом никаких характерных следов масл€ного голодани€ на других вкладышах не вы€влено, что свидетельствует о нормальной работе системы смазки. ƒефект вызван недостаточным нат€гом вкладышей в постели и особенност€ми материала основы вкладышей (пластичность), однако его про€влению в эксплуатации в значительной степени способствовали особенности конструкции узла - отсутствие установочных замков на вкладышах и маслосборной круговой канавки в постели. ¬ результате при незначительном смещении вкладыша от своего исходного положени€ произошло закрытие смазочного отверсти€ постели и выход двигател€ из стро€ с повреждением коленчатого вала и постели блока цилиндров.

6. ≈ще дефекты - от характера их про€влений и вли€ни€ на параметры продукции.

¬ процессе производства всегда выполн€етс€ контроль продукции, одной из главных задач которого €вл€етс€ вы€вление дефектов. ¬ соответствии с этим дефекты по своему вли€нию на параметры продукции могут быть различными, что позвол€ет выделить несколько видов таких дефектов.

√осударственными стандартами [1-4] установлены следующие виды дефектов (табл.1).

“абл.1. ¬иды дефектов продукции.
явный дефект ƒефект, дл€ вы€влени€ которого в нормативной документации, об€зательной дл€ данного вида контрол€, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства
—крытый дефект ƒефект, дл€ вы€влени€ которого в нормативной документации, об€зательной дл€ данного вида контрол€, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства
 ритический дефект ƒефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо
«начительный дефект ƒефект, который, существенно вли€ет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность; но не €вл€етс€ критическим
ћалозначительный дефект ƒефект, который существенно не вли€ет на использование продукции по назначению и ее долговечность
”странимый дефект ƒефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно
Ќеустранимый дефект ƒефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно

ƒеление дефектов на €вные и скрытые обусловливаетс€ предусмотренными правилами, методами и средствами контрол€ качества продукции. ѕри этом к правилам контрол€ относ€т его распор€док (регламент, график), к методам - технологию (способы, приемы, последовательность операций), объем (число контролируемых показателей или параметров) и точность, а к средствам контрол€ - используемое оборудование (стенды, испытательные машины, оснастку позиций и площадок на полигонах и т.п.), измерительную и регистрационную аппаратуру, а также инструменты и приборы.

¬се приведенные выше в разделе 8.5 примеры дефектов описывают скрытые дефекты, которые не вы€вл€ютс€ методами, примен€емыми при контроле готовой продукции. —реди всех вы€вл€емых при эксплуатации јћ“— дефектов сложных агрегатов такие дефекты встречаютс€ наиболее часто. ¬месте с тем в актах осмотра аварийных автомобилей повсеместно совершенно неправильно используетс€ термин "скрытый дефект", под которым понимаетс€ дефект, который эксперт просто не обнаружил при внешнем, часто очень беглом поверхностном осмотре автомобил€. ѕри этом правила и методы контрол€ на самом деле существуют, и, кроме того, такие "дефекты" скорее надо называть повреждени€ми, а не дефектами.

ѕри разработке нормативной документации главным образом, при установлении методов контрол€ изготовл€емой или ремонтируемой продукции, все возможные дефекты могут подраздел€тьс€ на критические, значительные и малозначительные. “акое разделение основано на оценке степени вли€ни€ каждого рассматриваемого дефекта на показатели ее качества, эффективность и безопасность использовани€ продукции с учетом ее назначени€, режимов и условий эксплуатации. ”казанное разделение дефектов производитс€ дл€ последующего выбора вида контрол€ качества продукции (выборочный или сплошной).

¬о всех приведенных выше примерах дефекты были значительными, поскольку позвол€ли эксплуатацию, но значительно ограничивали ресурс продукции.

ƒл€ некоторых видов продукции определенные совокупности дефектов, каждый из которых при отдельном его рассмотрении €вл€етс€ малозначительным, могут быть эквивалентны значительному или даже критическому дефекту и должны относитьс€ к соответствующей категории. —овокупности же значительных или значительных с малозначительными дефектов аналогичным образом могут быть эквивалентны критическому дефекту и должны относитьс€ к категории критических.

¬ отдельных отрасл€х промышленности может, при необходимости, производитьс€ более детальна€ классификаци€ дефектов по степени их вли€ни€ на эффективность использовани€ продукции.

¬ соответствии с приведенной классификацией видов дефектов иногда по результатам контрол€ продукции различают следующие ее единицы (в частности, издели€):

  • - критически дефектные, т. е. имеющие хот€ бы один критический дефект;
  • - значительно дефектные, т. е. имеющие один или несколько значительных дефектов, но не имеющие критических дефектов;
  • - малозначительно дефектные, т. е. имеющие один или несколько дефектов малозначительных по отдельности и в совокупности, но не имеющие значительных и критических дефектов.

ќтсутствие малозначительного дефекта может контролироватьс€ выборочно в партии деталей.  онтроль отсутстви€ значительного дефекта обычно осуществл€етс€ как сплошной, с контролем всех деталей в партии, а чтобы не пропустить критический дефект, контроль продукции должен быть не только сплошным, но в р€де случаев и неоднократным.

”странимые и неустранимые дефекты определ€ютс€ применительно к рассматриваемым конкретным услови€м производства и ремонта с учетом необходимых затрат и других факторов. ќдин и тот же дефект может быть отнесен к устранимым или неустранимым в зависимости от конструктивных особенностей узла и от того, обнаружен он на ранних или на заключительных этапах технологического процесса производства (ремонта). ѕри этом неустранимые дефекты могут переходить в категорию устранимых в св€зи с усовершенствованием технологии производства (ремонта) продукции и снижением затрат на устранение дефекта.

ѕриведенные выше в разделе 8.5 примеры скрытых дефектов показывают, что некоторые из них было практически невозможно обнаружить какими-либо доступными методами (включа€ разборку агрегата) длительное врем€ до по€влени€ внешних признаков. ѕоэтому дл€ данной стадии можно говорить о неустранимости дефектов, котора€, тем не менее, носит некий условный характер (дефект нельз€ устранить потому, что его нельз€ обнаружить). ƒалее, после обнаружени€ внешних признаков неисправности (стук, потер€ мощности и т.д.), но до серьезных повреждений и/или поломок деталей (нарушение работоспособности агрегата) дефекты €вл€лись устранимыми - путем замены изношенных или поврежденных деталей и ремонта или замены сопр€женных с ними деталей. ќднако после разрушени€ деталей (отказ, потер€ работоспособности агрегата) дефекты вновь становились неустранимыми, поскольку вследствие полученных повреждений агрегат уже не мог подлежать ремонту.

ѕрактика экспертных исследований автомототранспортных средств показывает, что в некоторых случа€х неустранимость дефекта отдельного агрегата ошибочно трактуетс€ применительно ко всему јћ“— в целом. ќчевидно, в случае если агрегат имеет неустранимый дефект, это означает, что требуетс€ замена только данного агрегата, что, однако, не требует замены всего јћ“— дл€ устранени€ дефекта.

7.  ак установить дефект?

—уществует большое различие в методах вы€влени€ дефектов при контроле промышленной продукции и в случае, если дефект про€вилс€ в эксплуатации.

¬ процессе производства многие €вные дефекты легко вы€вл€ютс€ при внешнем осмотре (визуально). ќднако если нормативной документацией предусмотрена проверка отсутстви€ какого-либо дефекта инструментом, прибором или разборкой контролируемого издели€, то такой дефект также относитс€ к категории €вных, несмотр€ на невозможность его визуального обнаружени€. —крытые дефекты, напротив, как правило, вы€вл€ютс€ после поступлени€ продукции к потребителю и ее эксплуатации или при дополнительных ранее не предусмотренных проверках, в св€зи с обнаружением других (€вных) дефектов.

ќсновные методы, примен€емые при контроле продукции с целью вы€влени€ дефектов [1, 2]:

»змерительный метод - метод определени€ значений показателей качества продукции, осуществл€емый на основе технических средств измерений. ћетод базируетс€ на информации, получаемой с использованием технических средств измерений и контрол€. — помощью измерительного метода определ€ют значени€ таких показателей качества, как размер, твердость, давление, скорость и др. и сравнивают полученные значени€ с установленными нормативно-технической документацией. »змерительный метод - основной при контроле продукции в процессе производства, но также широко используетс€ в экспертной практике при установлении причины неисправности узлов и агрегатов как дополнение к другим методам.

–егистрационный метод - метод определени€ показателей качества продукции, осуществл€емый на основе наблюдени€ и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. ћетод базируетс€ на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числа определенных событий, например, отказов издели€ при испытани€х, подсчета числа дефектных изделий в партии и т.п. ћетод примен€етс€ главным образом на производстве.

–асчетный метод - метод определени€ значений показателей качества продукции, осуществл€емый на основе использовани€ теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. —лужит дл€ определени€ значений массы издели€, показателей его производительности, мощности, прочности и др. –асчетный метод примен€ют при проектировании продукции, когда последн€€ не может еще быть объектом экспериментального исследовани€, а также в экспертных исследовани€х, как дополнение к другим методам, при установлении зависимости между отдельными показател€ми качества (параметрами) продукции. Ётот метод еще называетс€ методом косвенных измерений (или косвенным измерительным методом). —уществуют методики расчета ошибки косвенного измерени€ (расчета) по ошибкам пр€мых измерений, при этом точность косвенного измерени€ не может быть выше точности пр€мых измерений, результаты которых используютс€ при расчете.

ќрганолептический метод - метод определени€ значений показателей качества продукции, осуществл€емый на основе анализа воспри€тий органов чувств. ќснован на информации органов чувств человека о получении ими соответствующих ощущений. «начени€ показателей качества наход€тс€ путем анализа полученных ощущений на основе имеющегос€ опыта. ѕоэтому точность и достоверность таких значений завис€т от квалификации, навыков и способностей лиц, определ€ющих их. ќрганолептический метод не исключает возможности использовани€ технических средств (лупа, микроскоп, микрофон, слухова€ трубка и т.д.), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств, и широко примен€етс€ дл€ определени€ показателей качества продукции, использование которой обусловлено или св€зано с эмоциональным воздействием на потребителей.

ќрганолептический метод €вл€етс€ главным в экспертных исследовани€х многих дефектов и неисправностей јћ“—, и нередко единственным дл€ многих экспертов, выполн€ющих такие исследовани€. –езультаты, полученные этим методом, завис€т от физиологических особенностей организма конкретного эксперта (например, остроты зрени€, способности цветовоспри€ти€, и т.д.), а также его опыта в определении неисправностей. ѕрактика показывает, что в случае сложных неисправностей таких агрегатов, как двигатель или коробка передач, органолептического метода, как правило, недостаточно дл€ точного установлени€ причины неисправности, что требует совместного его использовани€ с другими методами, в том числе с измерительным и/или расчетным.

—оциологический метод - метод определени€ значений показателей качества продукции, осуществл€емый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. ѕредполагает сбор мнений фактических или возможных потребителей продукции осуществл€ют устным способом, опросом или с помощью распространени€ анкет-вопросников, путем проведени€ конференций, совещаний, выставок, дегустаций и т.п.

Ёкспертный метод (метод экспертных оценок) - метод определени€ значений показателей качества продукции, осуществл€емый на основе решени€, принимаемого экспертами. ¬ отличие от социологического метода предполагает опрос не потребителей, а экспертов в данной области.

¬ экспертных исследовани€х дефектов и неисправностей јћ“— социологический и экспертный методы также наход€т применение - например, социологический метод (опрос потребител€) позвол€ет установить обсто€тельства, предшествующие про€влению дефекта, а метод экспертных оценок помогает найти причину сложных неисправностей в случае, если причина неочевидна и имеет неоднозначное объ€снение.

ќписанные методы, очевидно, имеют универсальный характер, т.е. применимы к любым типам неисправностей, включа€ эксплуатационные, вызванные различными причинами, в том числе, нарушени€ми правил эксплуатации јћ“—.

“аким образом, при проведении экспертных исследований неисправностей при эксплуатации јћ“— наход€т применение такие же методы установлени€ дефектов, которые примен€ютс€ при контроле продукции в процессе производства, причем, чем сложнее дефект, тем больше методов дл€ его установлени€ может быть использовано в комплексе. ќднако есть особенности установлени€ дефектов, вы€вл€емых при эксплуатации јћ“—.

8. —крытые дефекты - с чем их "ед€т"?

—крытые дефекты, составл€ющие большинство всех дефектов, вы€вл€емых в эксплуатации јћ“—, представл€ют значительную проблему не только дл€ потребителей и экспертов, но и дл€ производителей.

¬ы€вление и, особенно, исправление дефектов јћ“— имеет особую сложность. Ёто св€зано с большими трудност€ми методологического, технологического, организационного и экономического характера, например, в св€зи с большой программой выпуска продукции, высокой автоматизацией производственных процессов и нередко с жесткой прив€зкой используемого дорогосто€щего технологического оборудовани€ к конфигурации выпускаемых деталей. ¬ результате при вы€влении дефекта, особенно, конструктивного, его устранение может быть настолько сложным и затратным, что будет возможно только при полном сн€тии продукции с производства.

Ќа практике нередко производитель знает о наличии конструктивного или производственного дефекта, но он про€вл€етс€ только у части автомобилей, а поскольку его устранение св€зано с большими производственными сложност€ми, то принимаетс€ решение ничего не мен€ть до смены модели, а в новой модели агрегата уже внести соответствующие коррективы.

ƒругой стороной данной проблемы €вл€етс€ отсутствие пр€мой св€зи между промышленностью и потребителем продукции. Ќаличие посредников (дилеров, импортеров) в некоторых случа€х затрудн€ет дл€ производител€ получение своевременной и объективной информации об обнаружении дефекта. ќсобенности и специфика работы некоторых дилеров предполагает, что в случае вы€влени€ неисправности в ее возникновении будет скорее обвинен потребитель, нежели установлена истинна€ причина (дефект), котора€ потребует определенной работы с производителем дл€ осуществлени€ гарантийного ремонта (замены) дефектного узла или агрегата.

ѕри установлении причины неисправности дополнительные трудности вносит в среднем невысока€ квалификаци€ персонала дилеров, не всегда позвол€юща€ правильно оценить признаки, причины и последстви€ неисправности р€да сложных агрегатов јћ“—. јналогичные проблемы возникают и при привлечении независимых экспертов - практика показывает, что далеко не все из них могут надлежащим образом исследовать неисправность, установить и доказать наличие дефекта. ѕоэтому производственные дефекты часто станов€тс€ предметом длительного судебного разбирательства потребител€ с продавцом јћ“—. ¬ результате информаци€ о дефекте, особенно, имеющем единичный характер, нередко не доходит до производител€, что не позвол€ет производителю своевременно выполнить соответствующие меропри€ти€ по установлению и устранению дефектов выпускаемой продукции. » только в случае обнаружени€ массового дефекта, когда однотипные претензии со стороны потребителей станов€тс€ особенно многочисленными, производитель получает необходимую информацию (хот€ нередко также не в полном объеме).

ѕример единичного дефекта - поломка верхнего поршневого кольца при сборке двигател€ автомобил€ 2008 г.выпуска на заводе-изготовителе [18]. ¬ св€зи с использованием в эксплуатации режимов пониженных нагрузок и оборотов дефект начал про€вл€тьс€ только при значительном пробеге в 50.000 км в виде возрастани€ расхода масла. ѕри исследовании двигател€ было установлено, что кольцо было сломано у замка и не выполн€ло свои уплотнительные функции с самого начала эксплуатации, что подтверждалось отсутствием следов приработки на кольце и цилиндре (рис.7). ќднако данный дефект оказалс€ предметом длительного судебного разбирательства между продавцом (дилером) и потребителем, что, очевидно, могло быть преп€тствием дл€ получени€ производителем информации о дефекте своевременно и в полном объеме.

¬ качестве примера массового дефекта можно привести двигатель GQ18 автомобил€ Nissan Almera. ƒанный двигатель был спроектирован на базе двигател€ меньшего рабочего объема путем увеличени€ диаметра цилиндра. ѕри этом одно из резьбовых отверстий дл€ болта креплени€ коробки передач на блоке цилиндров оказалось вблизи поверхности 4-го цилиндра, что при зат€жке болтов креплени€ коробки передач приводило к деформации цилиндра и снижению долговечности двигател€ в несколько раз. ќднако производитель, получа€ информацию о данном дефекте, предпочел выполн€ть замену или ремонт дефектных двигателей в рамках заводской гарантии, как экономически более целесообразную. ¬ дальнейшем двигатель с данным конструктивным дефектом был сн€т с производства только по окончании выпуска данной модели автомобил€.

≈сли производитель получил информацию о скрытом дефекте и после ее проверки соответствующими методами обнаружил его в заводской продукции, то может быть объ€влен так называемый "отзыв" дефектной продукции из эксплуатации. ѕоскольку скрытый характер подобных дефектов часто не позвол€ет осуществить проверку узлов по месту обслуживани€ јћ“—, при отзыве выполн€етс€ замена дефектного узла (агрегата) на той части продукции, где был установлен и подтвержден дефект.

–ассматрива€ проблемы вы€влени€ скрытых дефектов в эксплуатации јћ“—, необходимо отметить, что экспертные исследовани€ по установлению дефектов €вл€ютс€ не только услугой, оказываемой экспертом (экспертной организацией) заказчику, но в случае установлени€ дефекта - помощью производителю в устранении дефектов и повышении качества выпускаемой продукции. ѕоэтому при выполнении таких работ наиболее важным представл€етс€ их качество - полнота исследовани€, строга€ логика доказательства, подтверждение аналогичных случаев при анализе источников информации и т.д.

9. ј эксперты кто?

¬ эксплуатации издели€ поиск дефектов, как правило, значительно затруднен не только их скрытым характером, но и тем, что всегда требуетс€ определить, с чем именно св€зано неисправное состо€ние объекта исследовани€ - с нарушением правил эксплуатации, обслуживани€, или с его дефектом.

Ёксперт при проведении экспертных исследований имеет дело, как правило, с эксплуатацией јћ“—, когда признаки дефекта, которые вы€вл€ютс€ на новой продукции, могли быть уничтожены в результате износа или поломки детали, произошедших при развитии дефекта в эксплуатации.  роме того, как отмечено выше, подавл€ющее большинство дефектов, вы€вл€емых в эксплуатации, €вл€ютс€ скрытыми. ¬ таком случае установление дефекта возможно только путем подробного анализа всей совокупности признаков неисправности и сопутствующей информации, включа€ историю эксплуатации и обслуживани€ узла (агрегата).

ќсобенностью скрытых дефектов €вл€етс€ то, что многие из них про€вл€ютс€ в начальной фазе эксплуатации јћ“— - обычно при пробегах не более нескольких тыс€ч км (редко до 15.000-20.000 км), в виде износов и поломок деталей. ќднако при соответствующих услови€х эксплуатации (пониженные нагрузки, обороты) про€вление дефектов возможно и при более длительной эксплуатации. ¬о многих случа€х это затрудн€ет установление дефекта, причем, чем более длительной была эксплуатаци€ до про€влени€ признаков неисправности, тем сложнее установить дефект.

ѕрактика экспертных исследований сложных агрегатов и их дефектов показывает, что в общем случае дл€ вы€влени€ дефектов требуетс€ не только высша€ квалификаци€ и опыт эксперта, но и большой объем исследований. Ёто св€зано с указанной выше неочевидностью дефектов и неоднозначностью причины неисправности. ¬ такой ситуации дл€ определени€ дефекта требуетс€ всесторонний анализ всех возможных причин неисправности с применением всего комплекса методов установлени€ дефектов и подробного анализа всей истории јћ“—.

ќднако на практике нередко примен€етс€ упрощенный подход к подобным исследовани€м, при котором допускаетс€ целый р€д ошибок, не позвол€ющих строго доказать, что конкретна€ неисправность была вызвана именно дефектом, а не, к примеру, нарушением правил эксплуатации, и наоборот.

“ипичные неточности и ошибки экспертов, выполн€ющих исследовани€ неисправностей и дефектов сложных агрегатов, свод€тс€ к следующему:

  • 1. Ќе учитываетс€ истори€ эксплуатации јћ“—. ¬ эксплуатации возможны различные событи€ (проведение “ќ, ремонта, резкие изменени€ температуры окружающей среды и т.д.), которые могут привести к по€влению неисправности. »гнорирование истории јћ“— во многих случа€х не позвол€ет найти истинную причину неисправности.
  • 2. Ќе примен€етс€ измерительный, расчетный и экспертный методы. ѕрименение только органолептического метода не позвол€ет установить характер износа или поломок некоторых деталей, в результате чего не удаетс€ правильно определить причину неисправностей.
  • 3. Ќе учитываетс€ имеющийс€ опыт эксплуатации и причин неисправностей, изложенный в соответствующей специальной технической литературе. ÷елый р€д производителей автокомпонентов издают специальные технические мануалы по причинам и признакам неисправностей своей продукции, где подробно излагаетс€ опыт производства и эксплуатации данного вида продукции. »гнорирование такого опыта в подавл€ющем большинстве случаев не позвол€ет найти истинную причину неисправности.
  • 4. Ќе анализируютс€ все причины неисправности, которые дают аналогичные или похожие признаки. ¬ данном случае нередко априори указываетс€ только одна причина неисправности, в то врем€ как причин может быть несколько, и кажда€ из них требует подробного исследовани€ и анализа.
  • 5. Ќеобоснованно примен€ютс€ металлографические и химические исследовани€. Ќапример, возможные причины и признаки конкретной неисправности, указанные в соответствующей литературе, не имеют св€зи с качеством топлива, однако исследование топлива, тем не менее, проводитс€, на основании чего (в случае отклонени€ параметров топлива от требований √ќ—“) может быть сделан необоснованный вывод об эксплуатационном характере неисправности.
  • 6. Ќе излагаютс€ доказательства причины неисправности, не формулируетс€ точно сама причина. Ќередко даетс€ вывод о той или иной причине неисправности без строгого доказательства. — точки зрени€ методики экспертизы при исследовании неисправностей нужно:
    • 1) сначала решить "простую диагностическую задачу" - установить факт наличи€ дефекта (неисправности),
    • 2) затем решить "сложную диагностическую задачу" - определить конкретную причину, механизм ее возникновени€,
    • 3) и только после этого решать "классификационную задачу" - классифицировать дефект (неисправность) как производственный или иной на основе вы€вленной причины.

ќднако на практике многие эксперты пропускают один из этапов исследовани€ и сразу дают классификацию. »звестны случаи, когда в экспертных заключени€х пропущенными оказывались не только причина неисправности и механизм ее возникновени€, но даже и сам факт наличи€ дефекта. ¬ результате в заключении указываетс€ только некий общий характер неисправности (эксплуатационный, производственный), в то врем€ как дефект €вл€етс€ конкретным несоответствием продукции, требующим точных указаний, какие конкретно это несоответстви€.

ѕоскольку установление дефекта €вл€етс€ наиболее сложной экспертной работой, приведенные выше ошибки, с одной стороны, не позвол€ют точно установить, что данна€ неисправность была вызвана именно дефектом, а с другой - дают возможность указать на иную причину, не соответствующую имеющимс€ признакам дефекта.

“аким образом, различные неточности и ошибки, допускаемые при исследовании неисправностей јћ“—, затрудн€ют установление дефекта или делают такое установление невозможным.

Ћитература

  • 1. √ќ—“ 15467-79. "”правление качеством продукции. ќсновные пон€ти€, термины и определени€".
  • 2. √ќ—“ 15895-77. "—татистические методы управлени€ качеством продукции. “ермины и определени€".
  • 3. √ќ—“ 27.002-89. "Ќадежность в технике. ќсновные пон€ти€. “ермины и определени€".
  • 4. √ќ—“ – 53480-2009 "Ќадежность в технике. “ермины и определени€".
  • 5. »нструкци€ по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждени€х системы ћинистерства юстиции –оссийской ‘едерации. ”тверждена ѕриказом ћинистерства юстиции –оссийской ‘едерации от 20 декабр€ 2002 г. за є 347.
  • 6. –уковод€щий документ –ƒ 37.009.026-92 "ѕоложение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, минитрактора)" (утв. приказом по ƒепартаменту автомобильной промышленности ћинпрома –‘ от 1 но€бр€ 1992 г. N 43).
  • 7. ѕравила оказани€ услуг (выполнени€ работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утв. постановлением ѕравительства –‘ от 11 апрел€ 2001 г. N 290).
  • 8. ѕравила эксплуатации автомобильных шин јЁ 001-04. ”тверждены распор€жением ћинтранса –‘ от 21 €нвар€ 2004 г. N ј -9-р.
  • 9. ћетодика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состо€ни€ –-03112194-0376-98. ”тверждена –уководителем ƒепартамента автомобильного транспорта ћинистерства транспорта –оссийской ‘едерации √.ѕ. Ќиколаевым 10 декабр€ 1998 г.
  • 10. ћетодическое руководство ћинюста –‘ "»сследование автомототранспортных средств в цел€х определени€ стоимости восстановительного ремонта и оценки (методическое руководство дл€ судебных экспертов)". ”тверждено Ќаучно-методическим советом –‘÷—Ё. ѕротокол є 14 от 24.10.07 г.
  • 11.  осточкин ¬.¬. Ќадежность авиационных двигателей и силовых установок.- ћ.: ћашиностроение, 1976.- 248с.
  • 12. ’рулев ј.Ё. "–емонт двигателей зарубежных автомобилей".- ћ.: »зд-во "«а рулем", 1999.- 480 с.
  • 13. ѕетросов ¬.¬. –емонт автомобилей и двигателей.- ћ.: јкадеми€, 2005.- 224 с.
  • 14. “ехнологи€ авторемонтного производства. ”чебник дл€ вузов / под ред.  . “.  ошкина. - ћ.: “ранспорт, 1969. - 568 с.
  • 15. ’рулев ј.Ё. "”сталость бывает разна€Е или ќ допустимых оборотах и их превышении".- "јвтомобиль и сервис", є5/2010.
  • 16. ’рулев ј.Ё. "ќб экспертизе, причинно-следственных св€з€х и экспертах", ч. 1.- "јвтомобиль и сервис", є6/2008.
  • 17. ’рулев ј.Ё. "ќб экспертизе, причинно-следственных св€з€х и экспертах", ч. 2.- "јвтомобиль и сервис", є7/2008.
  • 18. ’рулев ј.Ё. "Ќеочевидное и неверо€тное".- "јвтомобиль и сервис", є8/2011.
  • 19. ‘едеральный закон от 31 ма€ 2001 г. N 73-‘« "ќ государственной судебно-экспертной де€тельности в –оссийской ‘едерации".
  • 20. ѕам€тка дл€ судебных экспертов и судей.- www.sudex.ru.
≈ще об экспертизе

Ќа главную


¬иды дефектов в зависимости от источников их возникновени€ - нажмите, чтобы увеличить

–ис.1. ¬иды дефектов в зависимости от источников их возникновени€.


ѕример конструктивного дефекта редукционного клапана маслонасоса - нажмите, чтобы увеличить

–ис.2. ѕример конструктивного дефекта редукционного клапана маслонасоса двигател€, вызвавшего заклинивание клапана в эксплуатации [16]


ѕризнаки производственного дефекта (проворачивани€ звездочки коленвала) - нажмите, чтобы увеличить

ѕризнаки производственного дефекта двигател€ Ford Mondeo (плохое крепление и проворачивание звездочки коленвала) - усталостное разрушение стержн€ клапана (рис.3)...


Ќажмите, чтобы увеличить

...и характер выемки на поршне от ударов тарелки клапана (рис.4).


ѕризнаки производственного дефекта (проворачивани€ звездочки коленвала) - нажмите, чтобы увеличить

–ис.5. ѕризнаки производственного дефекта (проворачивани€ звездочки коленвала) того же двигател€ [15] - блест€щие кольцевые следы и стружка на сопр€женных детал€х.


’арактерный признак дефекта вторичного производства (ремонта) двигател€ BMW520 - нажмите, чтобы увеличить

–ис.6. ’арактерный признак дефекта вторичного производства (ремонта) двигател€ BMW520, св€занного с некачественной сборкой (ненадлежаща€ мойка и очистка впускного коллектора) - чрезвычайно сильный износ верхней плоскости поршневых колец.


ƒефект сборки двигател€ на заводе - поломка поршневого кольца - нажмите, чтобы увеличить

ƒефект сборки двигател€ на заводе - поломка поршневого кольца - нажмите, чтобы увеличить

–ис.7. ƒефект сборки двигател€ на заводе - поломка поршневого кольца [18], был определен по отсутствию следов приработки кольца к поршню (вверху) и цилиндру (внизу).




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены