ћосква 8 800 101 6229
 иев +38 096 163 2183
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

Е ј  »«Ѕј¬»“№—я ќ“ ѕ–»“»– »

јлександр ’рулев,
кандидат технических наук, директор фирмы ЂјЅ-»нжинирингї

 ак известно, при ремонте головок блока цилиндров нередко обнаруживаетс€ износ клапанов.  лапаны при этом могут быть изношены по фаске (она приобретает характерную вогнутую форму), стержню и его торцу, по которому клапан контактирует с толкателем. ≈стественно, изношенные детали не могут нормально работать в отремонтированном двигателе

 ак обычно решают такую проблему? –азумеетс€, самое простое решение Ч заменить клапаны на новые и забыть о проблеме. Ќо, как обычно, простое оказываетс€ далеко не лучшим. Ќапример, новые детали могут быть весьма недешевы, особенно, если цену 1 клапана надо умножить на их потребное количество (16, 24, 32, а то и все 48).  роме того, клапаны на некоторые моторы могут оказатьс€ в Ђдлинномї заказе, и их удастс€ получить не раньше чем через 2-3 недели, а то и мес€ц, что уже никак не назовешь не только простым, но и рациональным способом решени€ проблемы.

¬от тогда и встает вопрос о ремонте. “акое возможно, когда стержень клапана практически не изношен, в то врем€ как фаска тарелки и торцева€ поверхность стержн€ потер€ли первоначальную геометрию в результате длительной работы в паре с сопр€женными детал€ми (с седлом и толкателем соответственно). ј здесь есть определенное количество вариантов.

ƒело мастера боитс€?

Ќекоторые Ђмастераї, например, вообще не придают значени€ фаске и торцу. ѕоправили седла ручными фрезами типа NEWAY Ч и Ђв путьї, берут и притирают изношенную фаску к седлу в надежде, что притирка все исправит. ƒаже провер€ют потом посадку клапанов с помощью керосина Ч видимо, прочитали когда-то об этом в древних писани€х эдак полувековой давности. “олько, к сожалению, чудес не бывает Ч такую Ђработуї хорошей никак не назовешь, тем более что на торец стержн€ в подобных случа€х обычно внимани€ совсем не обращают. ¬ результате и клапаны не ход€т, прогорают из-за неправильного сопр€жени€ с седлом, и мотор стучит по причине Ђкосогої контакта торца с толкателем.

Ѕолее грамотные покупают специальный инструмент дл€ обработки седел клапанов. “акой, к примеру, тоже выпускает известна€ фирма NEWAY. —пору нет, вещь красива€, да и недорога€. Ќо, к сожалению, имеет целый р€д недостатков. “ак, с помощью этого приспособлени€ практически не удаетс€ исправить биение фаски относительно стержн€, если таковое имеет место.  роме того, биение уже обработанной фаски в среднем получаетс€ довольно большим, и редко выходит меньше 0,02-0,03мм (фаска нового клапана Ђбьетї не больше 0,01мм). ¬ довершении всего, резцы, используемые в приспособлении, формируют микропрофиль поверхности, весьма далекий от идеала, что требует об€зательной притирки дл€ сглаживани€ микронеровностей. ¬ общем, сил затрачиваетс€ пор€дком, а хорошего выходит мало. », заметьте, везде требуетс€ эта притирка. ¬идимо, неспростаЕ

ќ Ђдобройї притирке замолвите словоЕ

ѕритиркой, как известно, называют процесс Ђпристукивани€ї и Ђпришлепывани€ї клапана к седлу с абразивной пастой. ѕроводитс€ така€ операци€ вручную, с помощью соответствующего приспособлени€, позвол€ющего вращать и Ђпристукиватьї клапан. ¬ результате этого отдельные неровности и погрешности предварительной обработки седла и фаски клапана удаетс€ сгладить, что делает посадку клапана более плотной.

ј когда ее, притирку, примен€ют? ќчевидно, тогда, когда детали обработаны из рук вон плохо и криво. “огда три сильнее и дольше, и получишь то, что хотел Ч герметичность. “олько никакого профил€ сопр€гаемых поверхностей, углов там вс€ких на фасках, уже не будет Ч паста все сотрет и сгладит.

ј так уж она нужна, эта притирка? ¬едь очевидно и другое Ч чем точнее обработаны фаска и седло, тем меньше в ней, притирке, потребность. Ќапример, в серийном производстве моторов такой процесс не примен€етс€ Ч не только по причине больших затрат времени, но и вследствие высокой точности обработки сопр€женных деталей. ѕри этом притирка не только не улучшает, а наоборот, ухудшает прилегание клапана к седлу и герметичность сопр€жени€.

— другой стороны, притирка во многих случа€х наносит значительный ущерб долговечности клапанного механизма. Ќапример, на двигател€х нередко примен€ютс€ седла из специального чугуна и спеченных материалов. ј они обладают пористостью, и во врем€ притирки поры заполн€ютс€ абразивом. ¬ дальнейшем при работе двигател€ абразив поступает в зону контакта клапана с седлом, что приводит к интенсивному изнашиванию сопр€женных поверхностей (поскольку поверхность седла насыщена абразивными частицами, клапан изнашиваетс€ сильнее). ќсобенно сильно страдают от притирки клапаны некоторых современных двигателей, у которых дл€ улучшени€ теплоотдачи и снижени€ трени€ в материале седла содержитс€ бронза.

Ћет 50 назад чем обрабатывались, к примеру, седла клапанов? ѕравильно (как это вы догадались?), с помощью ручных фрез, в лучшем случае. ѕотому что хорошего оборудовани€ дл€ ремонта седел наша промышленность как-то не освоила.  ак работает ручна€ фреза, тоже пон€тно Ч криво и косо. “огда, чтобы исправить ее Ђработуї, и надо было притирать Ч долго и тщательно.

ј какие двигатели ремонтировались в те далекие времена?  ак правило, это были тихоходные нижнеклапанные монстры, которые нынче увидишь не во вс€ком музее. »х удельна€ мощность (на 1 литр объема) едва дот€гивала до 25л. с., обороты Ч до 3500, а степень сжати€ 7,0 казалась пределом фантазии.

— какими же клапанами и седлами имели дело наши дедушки? ¬ принципе, с такими же, как и сейчас, если не считать что самый тонкий стержень клапана был 9мм, а сама€ узка€ фаска Ч около 3мм.

ј что мы имеем сегодн€? ”дельна€ мощность современных двигателей выросла почти в четыре раза, обороты Ч вдвое, степень сжати€ перевалила за 11. ѕри этом диаметр стержн€ клапанов уменьшилс€ до 5,5-6,0мм, а ширина фасок Ч в три (!) раза.

Ќесмотр€ на такие достижени€ мировой автопромышленности, у нас в –оссии автосервисы по-прежнему, как и полвека назад, дружно трут. ѕритирают, понимаешь, седла к клапанам, а клапаны к седлам, невзира€ на год выпуска, марку и модель двигател€. » нисколько не задумываютс€ о том, что на дворе уже 21-й век, и ему соответствует не только техника, но и давно примен€емые во всем мире ремонтные технологии, включа€ оборудование дл€ ремонта. Ќо нет, отдельные Ђученыеї, видимо, настолько досконально, от корки до корки, изучили древние фолианты, что даже умудр€ютс€ герметичность седел Ђна керосинї провер€ть! ’от€ о чем это мы Ч такие умельцы обычно ничего не читают, а люб€т народный фольклор, устные предани€ Ђстарины глубокойї.

«авидна€ консервативность, не правда ли? ѕомните –айкина: их бы энергию, да в мирных цел€х! » электрический ток вырабатывать. ѕотому как, если ко всем Ђпритирщикамї динамо-машину подключить, то энергии на целую √Ё— получить можно. Ќа радость „убайсу.

  сожалению, а может, к счастью, автосервисы пока в –јќ ≈— не вход€т. ѕоэтому делать все надо грамотно, ориентиру€сь не на дедушек в ватниках, а на современные технологии и знани€ процессов, происход€щих в двигателе. »менно по этой причине все ремонтные технологии дл€ клапанов и седел следует рассматривать, в 1-ю очередь, с точки зрени€ потребности в притирке после обработки Ч если притирка не требуетс€, то технологи€ по точности обработки не уступает серийной, ее следует признать удовлетворительной и рекомендовать дл€ ремонтного производства. Ќапротив, если притирка необходима, то технологи€ неудовлетворительна, и примен€ть ее нельз€ (или, к примеру, примен€ть допустимо, но только в исключительных случа€х).

“ак что же нужно, чтобы исключить притирку? ƒл€ этого необходимо сразу несколько условий. ќчевидно, должна быть соосность седла и отверсти€ в направл€ющей втулке с одной стороны, и фаски и стержн€ клапана Ч с другой. ѕервое дает оборудование дл€ ремонта седел клапанов, второе Ч новый качественный клапан либо оборудование дл€ ремонта самих клапанов. ќбщие требовани€ к этим ремонтным процессам, исключающие какие-либо финишные операции, в том числе, притирку, довольно жесткие Ч оборудование должно обеспечивать несоосность (несовпадение и/или перекос осей на базовой длине детали) соответствующих поверхностей не более четверти рабочего зазора. ¬ данном случае это зазор между стержнем клапана и втулкой. ѕочему же четверть, а не половина или треть? ƒл€ ответа рассмотрим этот вопрос более подробно.

—колько-сколько?

ƒопустим, седло и отверстие направл€ющей втулки абсолютно соосны. “огда, очевидно, фаска клапана будет полностью прилегать к седлу только в том случае, если несоосность фаски и стержн€ не превысит половины рабочего зазора стержн€ во втулке (перекос осей фаски и стержн€ в 1-м приближении не учитываем).

Ќо несоосность возможна и между втулкой и седлом. “огда, разделив допуски поровну, получим очевидный результат Ч дл€ того, чтобы исключить какие-либо финишные операции при ремонте седел и клапанов, необходимо выбранной технологией обеспечить несоосность втулки с седлом и стержн€ с фаской не более четверти рабочего зазора. ”читыва€, что смещение оси одной из поверхностей относительно другой вызывает взаимное биение этих поверхностей, максимально допустима€ величина этого биени€ будет вдвое больше смещени€ осей, то есть половиной от зазора во втулке.

ѕереведем дух и оценим результат. ≈сли прин€ть среднюю величину зазора между стержнем и втулкой 0,03мм, то притирка не будет нужна в случае, если все взаимные биени€ поверхностей уложатс€ в 0,015мм. ќднако с учетом того, что, помимо смещени€ осей возможен и их перекос, допуск на биение должен быть жестче Ч около 0,01мм.

–езультат был вполне предсказуем Ч как и в любом другом соединении двигател€, все огрехи производства и ремонта должны быть меньше половины рабочего зазора. Ќо оценим этот результат еще и с точки зрени€ ремонтной практики. ј здесь так Ч никака€ ручна€ фреза дл€ седел или ручное приспособление дл€ ремонта фасок клапанов даже не приблиз€тс€ к этой цифре! ѕо причине отсутстви€ жесткости инструмента относительно базы, от которой ведетс€ обработка, или вовсе из-за отсутстви€ этой самой базы. Ёто значит, что применение Ђгаражногої инструмента просто обрекает Ђгаражниковї на долгую и мучительную притирку.

Ќу что ж, флаг им в руки, пусть трут. Ќас же интересует не гаражный, а профессиональный ремонт Ч дл€ него-то что выбрать?

—коро сказка сказываетс€Е

ѕервое, что пытались в недалеком прошлом внедрить на некоторых ремонтных предпри€ти€х Ч это универсальные станки. “ак, дл€ шлифовки фасок клапанов иногда приспосабливали доставшиес€ в наследство от прошлых времен круглошлифовальные станки. —пору нет, хороший станок Ч и полдела сделано. “олько вот незадача Ч у такого оборудовани€ не предусмотрен зажим клапанов. “оже не беда, проблему решали с помощью различных приспособлений, включа€ специальные патроны, цанговые зажимы и т. д. “ем не менее, ремонт клапанов современных двигателей на таком оборудовании остаетс€ проблематичным независимо от усилий, потраченных на доработку станка.

≈ще одно подобное Ђрешениеї Ч обработка фаски на токарном станке. “рудности те же, но следует прибавить отвратительное качество поверхности фаски, которое практически невозможно улучшить. ≈стественно, в дальнейшем весьма веро€тны прогары таких клапанов.

Ќеудачей, как правило, оканчиваютс€ и попытки использовать отечественные специализированные станки дл€ шлифовки фасок клапанов. Ёто вообще отдельна€ тема. ¬ целом такое оборудование, разработанное много дес€тилетий назад на основе неких иностранных аналогов, могло бы в какой-то степени удовлетворить потребности отечественного ремонтного рынка. ≈сли бы не одно Ђної Ч его недостаточна€ приспособленность дл€ ремонта тонких клапанов современных двигателей.

“ак, в те далекие времена, как мы уже отмечали выше, стержень клапана был жестким и прочным, поскольку имел диаметр в среднем 9-11мм. “огда все просто Ч зажимаем стержень в какой-нибудь патрон и шлифуем фаску без особых проблем. ј теперь попробуйте то же самое сделать в таком патроне, если стержень 5,5мм диаметром. „то, не получаетс€? “о-тоЕ

ѕроблема в том, что патрон-то не зажимает такой маленький стержень точно, да и тарелка консольно висит Ч шлифовальный круг ее легко отжимает. ¬ результате биение фаски относительно стержн€ легко выходит за все допустимые пределы независимо от того, какой старый станок используетс€ Ч универсальный или специализированный.

Ќе лучше обстоит дело и с оборудованием дл€ обработки седел. –учные фрезы мы уже рассмотрели Ч ничего хорошего с ними не выходит.  ак правило, ничего путного не удаетс€ сделать и с помощью специальных шлифовальных машин дл€ седел Ч по причине недостаточной жесткости ручных образцов или громоздкости стационарных монстров, что делает их использование дл€ ремонта головок двигателей легковых автомобилей, особенно, современных, весьма затруднительным.

¬ последние годы получили распространение более совершенные ручные машины Ч с резцовыми головками. “акие машины сегодн€ выпускают не только зарубежные, но и некоторые отечественные фирмы. ¬ этих приспособлени€х удаетс€ добитьс€ существенно большей жесткости режущей системы и точности обработки, нежели у ручных фрез. ¬о многом этому способствует система самоцентрировани€ режущего инструмента относительно базы Ч отверсти€ в направл€ющей втулке.

  сожалению, далеко не все такие образцы отвечают необходимым требовани€м Ч не всегда их конструкци€ действительно жестка€, что негативно отражаетс€ на точности обработки седел. ѕоэтому неудивительно, что все попытки добитьс€ с их помощью взаимного биени€ седла и втулки менее 0,02-0,03мм тоже обречены на провал. “очнее, на последующую долгую и тщательную притирку клапана к седлу. „то, в принципе, одно и тоже. “ак что же, получаетс€, выхода нет?

Еƒа не скоро дело делаетс€.

ѕоиск выхода из тупика, по нашему мнению, надо начинать с анализа рынка оборудовани€. ƒействительно, существует довольно много производителей профессионального оборудовани€ дл€ ремонта клапанного механизма. Ќо даже первый взгл€д на их продукцию показывает интересную картину Ч многие фирмы специализируютс€ на полной гамме станков дл€ ремонта двигателей. «десь и шлифовальные, и расточные, и хонинговальные дл€ различных деталей и поверхностей Ч просто глаза разбегаютс€!

Ќу что же, когда все, да еще в одном месте Ч это удобно. Ќо широка€ универсальность и узка€ специализаци€ Ч вещи немного разные. “ем более что оборудование дл€ ремонта головок и клапанов у этих фирм даже немного тер€етс€ среди мощных станин, шпинделей и суппортов.

¬ такой ситуации привлекают внимание, в 1-ю очередь, специализированные фирмы, которые, вполне веро€тно, Ђсобаку съелиї на ремонте клапанных механизмов. » така€ фирма есть Ч одна из немногих. Ёто французска€ фирма SERDI, основу производственной программы которой составл€ют именно Ђголовочныеї станки, а не какие-либо другие.

¬озможно, кому-то нужны самые мощные, высокопроизводительные и дорогие образцы. “акие среди широкого спектра станков SERDI имеютс€, включа€ прецизионные станки с уникальной тройной воздушной системой SERDI дл€ сверхточного базировани€ режущего инструмента относительно направл€ющей втулки. Ќо это сравнительно дорогосто€ща€ техника, применение которой оправдано дл€ довольно крупных предпри€тий с большими объемами выпускаемой или ремонтируемой продукции. » действительно, станки SERDI успешно работают во всем мире, включа€ заводы многих автомобильных фирм. Ѕолее того, оборудование данной марки давно прописано у моторостроителей и команд Ђ‘ормулы-1ї Ч там, где точность важнее всего.

Ќо дл€ нас, учитыва€ реалии отечественного рынка ремонтных услуг, наибольший интерес представл€ют именно недорогие позиции, доступные многим автосервисам. ѕоэтому мы выбрали только два станка, отвечающие, на наш взгл€д, потребност€м отечественных сервисов и моторных мастерских по главному критерию Ђкачество-ценаї. Ёто портативный станок дл€ седел SERDI MICRO и шлифовальный станок дл€ фасок клапанов SERDI HVR90.

Ќачнем с HVR90. Ќебольшой настольный станок позвол€ет с одинаковым успехом шлифовать фаски любых клапанов длиной 70-290мм со стержн€ми диаметром 4-14мм и тарелками 12-90мм. „то неудивительно Ч в конструкции станка применены специальные роликовые призмы, прижатие стержн€ клапана к которым осуществл€етс€ автоматически пневмоцилиндрами при включении вращени€ клапана. ѕрижатие, что характерно, точное, жесткое и однозначное.

Ќо это не все Ч одновременно еще одним пневмоцилиндром происходит нажатие на торец стержн€ клапана и прижатие его тарелки к вращающемус€ полиуретановому наконечнику шпиндел€ (он и вращает клапан). ѕоследнее действие особенно важно Ч вис€щий на призмах клапан дополнительно опираетс€ еще и по кра€м, что заметно повышает жесткость всей схемы и уменьшает отжим тарелки клапана от круга при шлифовании фаски. » никаких шариковых, цанговых, кулачковых и прочих патронов и зажимов!

ќчень удобно и приспособление дл€ шлифовки торца стержн€ Ч в течение считанных секунд обрабатываетс€ не только торец, но и его фаска, если это необходимо. Ќу а собственно шлифовка фаски тарелки занимает не более 5-10 секунд.

» что получаетс€? —тавим готовый клапан на прибор, измер€ющий биение фаски относительно стержн€ Ч так и есть, биение фаски не превысило 3 делени€ микронного индикатора, то есть 6 микрон, вдвое меньше, чем мы рассчитывали! «авидный результат, тем более что он дает возможность увеличить допуск на биение седла Ч с 0,010 до 0,015-0,020мм. ј это неплохо, ведь процесс шлифовки обычно точнее, чем резани€, поэтому на последний хотелось бы иметь допуск побольше.

Ќу что ж, посмотрим теперь, что даст станок дл€ обработки седел. SERDI MICRO снабжен специальной станиной UNICLAMP, она ставитс€ на верстак, а уже на нее устанавливаетс€ головка блока. —танина имеет кронштейн, который одновременно позвол€ет прижать головку к станине и установить рабочий узел станка. “ака€ конструкци€ позвол€ет легко ориентировать станок на любых √Ѕ÷ независимо от параллельности их плоскостей и угловых наклонов клапанов.

–абочий узел включает в себ€ шпиндель с резцедержателем и лимбом с ценой делени€ в 0,02 мм и ходом в 15 мм дл€ определени€ глубины обработки, а также систему ориентировани€, котора€ позвол€ет наклон€ть шпиндель до 30 градусов в продольном направлении и дополнительно центрировать его в пределах 8 градусов в любых направлени€х. Ётого достаточно дл€ всех известных головок блока.

—истема центрировани€ полностью механическа€ и позвол€ет практически Ђнамертвої зафиксировать положение шпиндел€ простым поворотом соответствующего колеса на рабочем узле. ј это важно, поскольку отсутствуют различные нежесткие или недостаточно жесткие элементы в креплении шпиндел€. Ќапример, не используютс€ разного рода магниты, нередко примен€емые в аналогичных станках других производителей: магнит в системе центрировани€ требует идеально плоской подложки, в противном случае возникает люфт, резко снижающий точность обработки.

≈ще одна интересна€ особенность и преимущество Ч в станке используетс€ такие же твердосплавные резцы, резцедержатели и пилоты, что и в полноразмерных станках SERDI.  стати, на станке могут примен€тьс€ резцы любого профил€, но наиболее удобны так называемые мультиугловые, которые сразу формируют полный профиль седла Ч и рабочую, и примыкающие фаски. “акие резцы имеют всевозможные углы и ширину фасок Ч что называетс€, на любой вкус. ѕо каталогу фирмы всегда можно заказать и получить не только любой резец, но и пилот дл€ направл€ющей втулки любого диаметра из огромной номенклатуры этих изделий.

≈ще одно преимущество Ч станок комплектуетс€ вакуумтестером дл€ проверки герметичности клапанов после обработки. Ёто имеет принципиальное значение, поскольку без нормальной проверки невозможно оценить качество ремонта (керосин не в счет Ч эту проверку оставим Ђистинным ценител€мї). ¬акуумтестер работает от воздушной сети, за счет эжекции создаетс€ разрежение в рабочей части прибора, которое измер€етс€ вакуумметром. ƒл€ проверки достаточно поставить клапан в головку блока (не собира€ пружину), установить на прибор специальную насадку, близкую по форме к отверстию канала, прижать ее к отверстию и нажать кнопку Ч прибор покажет разрежение в канале, которое не должно быть меньше 0,6 кг/см2.

“еперь осталось попробовать станок SERDI MICRO в деле. —тавим головку блока, настраиваем вылет резца (это делаетс€ быстро с помощью специального приспособлени€, в которое вставл€етс€ клапан) и обрабатываем последовательно несколько однотипных седел Ђкак чистої. “еперь ставим специальное измерительное приспособление дл€ определени€ взаимного биени€ седла и клапана и провер€ем, что получилось.

ј получилось следующее Ч из 4-х обработанных седел одно имеет биение примерно 0,03мм, два Ч в пределах 0,04-0,05мм и одно Ч около 0,06мм. ѕровер€ем на вакуум Ч везде одинакова€ герметичность, разрежение примерно 0,7 кг/см2. Ќепон€тно почему, но биени€ седел вышли за те допустимые пределы, о которых мы говорили вышеЕ

ќбрабатываем еще р€д, более медленно и аккуратно Ч уже лучше, биени€ лежат в пределах 0,03-0,05мм. „то это значит, становитс€ пон€тно Ч вручную не удаетс€ абсолютно точно установить рабочий узел станка, да и усили€ при вращении шпиндел€ руко€ткой, вполне возможно, внос€т свой вклад в погрешность обработки. Ќельз€ исключить и погрешность самого измерени€. Ќо интересно, что еще одна повторна€ обработка седел с максимальной тщательностью все-таки привела к уменьшению биени€ некоторых седел почти до приемлемого уровн€ Ч 0,02-0,03мм.

»так, в конечном счете, получаетс€ суммарное биение седла и фаски клапана несколько больше, чем мы рассчитывали. ѕричем, основной вклад в это биение вносит погрешность обработки седла, а не фаски клапана. »нтересно, а как обстоит дело с новыми заводскими детал€ми Ч головкой блока и клапанами? Ѕерем новую √Ѕ÷ марки ¬ј3 и такие же клапаны, измер€ем, иЕ. ѕолучаем биение седел около 0,03-0,04мм, а фасок клапанов в пределах 0,01мм Ч практически то же самое, что мы получили при ремонте.

„то это значит, пон€тно Ч примен€€ хорошее оборудование дл€ ремонта клапанов и седел, притирку, в самом деле, можно упразднить, подтверждени€ чего мы и добивались нашим экспериментом. » подтвердили Ч оборудование SERDI действительно дает вполне надежную технологию ремонта, по результатам близкую к технологии массового производства. Ќо можно ли теперь совсем исключить эту пресловутую притирку из технологии ремонта? ¬ принципе, да, но делать такое исключение надо осторожно, что называетс€, с умом, а именно, с об€зательной проверкой и перепроверкой результатов. ј как же иначе?



ќпубликовано в журнале "јвтомобиль и сервис" є9/2005.

ƒругие наши рекомендации...


Ќа главную



Ўлифовальный станок SERDI HVR90 легко установить на столе.




ќтлично продуманна€ система зажима и привода клапана позвол€ет добитьс€ отличных результатов при шлифовке фаски.




“орец стержн€ и его фаску HVR поправит за считанные секунды.




SERDI MICRO дл€ ремонта седел составл€ет отличную пару HVR90.




–абочий узел SERDI MICRO позвол€ет быстро и точно обработать седло на любой головке блока.




¬акуумтестер Ц непременный элемент грамотной технологии ремонта √Ѕ÷.




Ѕыстра€ и надежна€ проверка герметичности посадки клапанов Ц без нее работа не может считатьс€ законченной.




 ачественный ремонт головок блока цилиндров без контрол€ биени€ фаски клапана...




...и седла невозможен.


—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены