Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Вопросы, касающиеся досудебной и судебной экспертизы неисправностей ДВС

Модераторы: Aston, AB-Engine, Администраторы

Ответить
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение AB-Engine »

Короче, имеем машину FH12 с дизелем D12 выпуска 2002 года, пробег по прибору 900 тыщ, но не исключаем, что больше :? .
Водитель заметил, что моторчик шумновато работать как-то стал :roll: - и решил заехать на СТО клапана отрегулировать. После регулировки, с его слов, все стало отлично, но ненадолго :cry: - через 2500 км один из клапанов оборвался, и мотор естественно, почил :cry: .

Мы увидели такую картину :shock: :
в 5-м цилиндре оборваны 1 впускной и 1 выпускной клапаны :cry: :

Изображение

У впускного клапана типичный хрупкий излом - поэтому не он сломался, а его сломали :shock: :

Изображение

У выпускного излом как-то ближе к усталостному, поэтому похоже, что он и сломался :wink: :

Изображение

Но сломался опять-таки не совсем сам, потому что на выпуске отломан направляющий стержень толкателя :shock: - да еще и место излома заполировано насмерть 8) :

Изображение

А излом направляющего стержня тоже зализан насмерть :evil: :

Изображение

Что, нам представляется, совсем неспроста 8) . Но это нам дизелисты лучше объяснят :D .
А еще клапанцы и седла у этого моторчика совсем неважные, изношены здорово, мягко говоря :D :

Изображение

Что еще известно... :?
Поршень №5 побился сверху тарелками и даже раскололся :cry: .
Куски деталей пропрыгали в цилиндры №№ 4 и 6 и погнули там клапанцов немного :cry: .
Турбина, патрубки, интеркулер - абсолютно сухие :D .
Цилиндры практически не повредились и совершенно не имеют износа :D .
Топливо, масло - в норме, термояд от механикуса не выявлен :mrgreen: . Кстати, где механикус? :shock: Может, видел кто? :roll:

Ну, и на всякий случай, для полной ясности, даем схему привода выпускных клапанцов в этом моторчике :D :

Изображение

А теперь внимание - вопрос :!: :idea: :
А имеет ли данная поломка какую связь с регулировкой клапанов, выполненной за 2500 км до поломки, и если да, то какую конкретно :roll: ? Или регулировка сама по себе, а поломка - сама и никак они не связаны? :shock:

То есть, расшифровываем :D - имеется ли в данной поломке некая цепочка событий 8) , которая привела от регулировки к поломке, или это совершенно закономерно-случайный процесс, который мог быть не только через 2500 км после регулировки, но и через 25000 или даже за 2500 или за 25000 км до регулировки - в совершенно одинаковой вероятностной степени? :roll: :roll: :roll:

Что там наши дизелисты - объяснят? :D
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
wal
Технический директор
Сообщения: 2636
Зарегистрирован: 20 авг 2008, 21:45
Откуда: moscow city

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение wal »

Что то у вас на схеме моторного тормоза-декомпрессора нету...Либо его неправильно отрегулировали,либо совпадение,просто устала голова...
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение AB-Engine »

За схему ругать не надо :oops: - рисовалась "на коленке", поэтому что-то могло быть пропущено :cry: ... Если у кого есть правильная схема, просим помочь.

"Либо его неправильно отрегулировали, либо совпадение" - так в этом и есть главный вопрос :D . Неправильная регулировка может быть причиной поломки? :roll: Почему?
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
petertuning
Технический директор
Сообщения: 674
Зарегистрирован: 15 авг 2005, 09:27
Откуда: kiev

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение petertuning »

один клапан регулируется а второй нет? илия не так понял схему вашу
tuning forever
Dimon18
Технический директор
Сообщения: 544
Зарегистрирован: 06 июл 2010, 08:31
Откуда: Ижевск

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение Dimon18 »

Там вроде на выпуске пластинками разной толшины регулируется :roll: . А винт для компенсации уровней торцев клапанов.

От кривой рег-ки вполне могло сломать направляющий палец толкателя. Но отрыв тарелки пока как то не вписывается :roll:
Серый82
Моторист
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 08 июн 2013, 19:18
Откуда: Воронеж

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение Серый82 »

Я, конечно не настоящий дизелист, но рискну предположить:
1 - регулировщик устанавливает т-образный толкатель с перекосом (судя по схеме, это вполне реально)
2 - направляющая толкателя не выдерживает колебаний относительно своей оси и обламывается оставаясь на своём месте, полируя место облома.
3 - далее направляющая выскакивает из своего места и упирается в чашку пружины клапана (на фото в этом месте есть следы контакта)
4 - в следующее мгновение распредвал загибает один из выпускных клапанов из-за уже значительного перекоса толкателя (судя по геометрии стержня, тот, что с оторванной тарелкой), который благополучно клинит в направляющей втулке
5 - далее из-за заклинившего в направляющей стержня одного из клапанов, второй клапан, получая более большой ход вниз, бьётся об поршень
6 - следом ломает тот клапан, что заклинил первым и далее оторванная тарелка делает своё коварное дело...
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение AB-Engine »

Пп.1-2 предполагаем правильно, а вот с 3-го нет - признаки не соответствуют :cry: . В самом деле, если бы клапаны после поломки направляющей сразу стали бы ломаться, то откуда такая злейшая полировка излома у направляющей возьмется? :D . Да и направляющая входит в толкатель довольно глубоко, на 1/2 длины - это мм на 25, наверное...

То есть, сам факт такой полировки излома говорит о том, что все клапаны отличненько работали после поломки направляющей, никто не выскакивал и никакой из них не загнулся - иначе откуда возьмется полировка? :D Также не видно и на фото, что стержень выпускного клапана согнут сверху :shock: .

Надо уточнять процесс, начиная с п.3 :wink: ...
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение AB-Engine »

Вообще странно... :? Мы редко когда вмешиваемся в дизельный процесс, поскольку преимущественно заняты бензинками. В то же время на форуме много серьезных вроде дизелистов 8) , которые непрерывно обсуждают серьезные дизельные проблемы в серьезных моторах.

И вот стоит только чего-то спросить про дизели у спецов, как всех прямо ветром куда-то сдувает :shock: ... И уже 2-й раз :shock: . Особенно интересно, что за процесс происходит с механикусом :roll: - когда ненужно, его вообще не сотрешь ни с какой темы, даже самой бензиновой :D . А вот когда нужен - даже следа от механикуса не осталось :shock: .

Что за мор такой от наших вопросов идет? :roll: Может, как говаривал Жванецкий, "в консерватории что-то подправить"? :roll: Или вопросы настолько глупы, что настоящему дизелисту влом до них спускаться? :shock: :mrgreen:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение AB-Engine »

А может, настоящие дизелисты смотрят только темы в подфоруме "Дизели и ремонт дизельной техники"? :roll: А в другие подфорумы - ни ногой? :shock:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Аватара пользователя
wal
Технический директор
Сообщения: 2636
Зарегистрирован: 20 авг 2008, 21:45
Откуда: moscow city

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение wal »

Ну что сказать...Конкретно с этим мотором дел не имел :( И сказать нечего.А так на всех моторах схожей конструкции такой пробег критичен для гбц.Низ мотора ещё в очень хорошем состоянии,а головка требует капремонта.Ещё мне говорили коллеги что на этих моторах клапана регулируются пластинами разной толщины,которых у ремонтников нету...И регулируют рег болтом коромысла,а это моторный тормоз,и регулировка получается неправильная.Если ошибаюсь,поправьте.
Серёга
Технический директор
Сообщения: 2390
Зарегистрирован: 10 май 2006, 20:08
Откуда: Тула

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение Серёга »

AB-Engine писал(а): Надо уточнять процесс, начиная с п.3 :wink: ...
Предлагаю уточнить с п.1. :wink:
По условию задачи, нет такого, что исправный автомобиль приехал к идиоту, говорилось о том, что автомобиль, с солидным пробегом и посторонним шумом приехал на СТО. И всё!
Шум то отчего то возник? Отрегулировать клапаны водитель решил не потому, что пора по пробегу, а потому, что появился шум.
Субъективно, водителю невозможно определить шумность работы двигателя, связанную с постепенным износом деталей при повседневной эксплуатации. Выделение шума на фоне естественного изменения и есть та неисправность, шум от которой решили компенсировать регулировкой клапанов. Возможно, там так же не смогли вникнуть в суть процесса.
Короче, уже то, что направляющий стержень лопнул и остался на месте, вызывает сомнения в том, что регулировка была с перекосом. Иначе, лоплута бы и всё развалилось. Очень похоже на усталостное разрушение при небольшом подклинивании одного из клапанов и постоянном небольшом перекосе, что и позволило работать и после разрушения.
SDV
Технический директор
Сообщения: 3209
Зарегистрирован: 13 янв 2013, 06:04

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение SDV »

Серёга писал(а):
AB-Engine писал(а): Надо уточнять процесс, начиная с п.3 :wink: ...
Предлагаю уточнить с п.1. :wink:
По условию задачи, нет такого, что исправный автомобиль приехал к идиоту, говорилось о том, что автомобиль, с солидным пробегом и посторонним шумом приехал на СТО. И всё!
))...
Во всем виновата "крупность помола зерновых" (металлической стружки и пыли), до регулировки и после.
После того, откололся кусок побольше, и лег, как ему в текущий момент времени "заблагорассудилось", произошло подклинивание направляющего штока, относительно поверхности пары трения.
Что позже могло привести к касанию поршнем тарелки(лок) клапана(нов), а позже вызвать и их разрушение.
Kudrik
Технический директор
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 23:15

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение Kudrik »

wal писал(а): ....Конкретно с этим мотором дел не имел.....Ещё мне говорили коллеги что на этих моторах клапана регулируются пластинами разной толщины,которых у ремонтников нету...И регулируют рег болтом коромысла,а это моторный тормоз,и регулировка получается неправильная.Если ошибаюсь,поправьте.
Тоже не видел этот мотор. Но с Вами полностью согласен. :) :)

-- Регул. пластина на трАверсе выхл. клапанов, судя по фото , стоИт старая. Но это также можно повторно проверить, хотя бы по наличию-отсутствию износа от рокера. Если старая --- значит регулировали с грубым нарушением. Методом бокового винта на траверсе. Траверсы выставлены с грубым перекосом.

-- Обе ТрАверсы изначально (при регулировке клап.) обязаны выставляться по ИЧ (на стойке-пантографе). Поскольку без ИЧ -- физически не возможно определить-выставить правильное касание обоих торцов клапанов.
Зазор рокер- траверса это уже позже регулируется.

-- Если (рег. клап.) делали с грубым нарушением.
1. Первым пострадал направляющий штырь на траверсе вых. клап.
2. Торцы вых. клап. получили дополнительную опасную свободу «раскачиваться» от действия бокового усилия рокера (штырь ранее ограничивал эту свободу). Значит появилась вероятность подклинивания стержня клап. в направляйке.
3. Тарелки вых. клап. получили опасную возможность НЕОДИНАКОВОГО-несинхронного движения внутрь КС. (штырь ранее ограничивал эту возможность). Поскольку реальная жёсткость пары пружин уже НЕ ОДИНАКОВАЯ.
Появился аналог «рассогласования фаз» тарелки клап. и днища поршня

Значит появилась возможность поршня догнать тарелку выхл. клапана. Что собственно и произошло.
Аватара пользователя
AB-Engine
Гуру
Сообщения: 20350
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 20:45
Откуда: Москва-Киев-Одесса-Петах Тиква
Контактная информация:

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение AB-Engine »

Kudrik писал(а): 2. Торцы вых. клап. получили дополнительную опасную свободу «раскачиваться» от действия бокового усилия рокера (штырь ранее ограничивал эту свободу). Значит появилась вероятность подклинивания стержня клап. в направляйке.
3. Тарелки вых. клап. получили опасную возможность НЕОДИНАКОВОГО-несинхронного движения внутрь КС. (штырь ранее ограничивал эту возможность). Поскольку реальная жёсткость пары пружин уже НЕ ОДИНАКОВАЯ.
Появился аналог «рассогласования фаз» тарелки клап. и днища поршня

Значит появилась возможность поршня догнать тарелку выхл. клапана. Что собственно и произошло.
Хотелось бы подробностей - откуда рассогласование? :shock: Клапана как торчали, так и торчат, а толкатель просто начинает по их верхушкам елозить... Горизонтально... Ну и что? :roll:

Вообще свобода у толкателя обязательно появляется, и это доказывается широченным пятном контакта обломанной направляйки с пластиной. Но это свобода смещаться только в пределах отверстий для торцов клапанов. А вот с рассогласованием как-то непонятно... :? В каком оно месте? :roll:
С уважением,
персонал Моторного центра
АБ-Инжиниринг.
Kudrik
Технический директор
Сообщения: 1565
Зарегистрирован: 28 сен 2008, 23:15

Re: Опять для настоящих дизелистов - поломка дизеля VOLVO

Сообщение Kudrik »

AB-Engine писал(а): ...А вот с рассогласованием как-то непонятно...
Проведите мысленный эксперимент (Ы) :
1. Поставьте рядом две пружины(равной высоты) с ЧУТЬ РАЗНОЙ жёсткостью. ПоложИте сверху пластину. И давИте примерно в центр пластины. Будет видно , как пластина опускается «под углом» . Ход-движение пружин разный. В неск. мм.

2. Поставьте рядом две пружины(равной высоты) с ОДИНАКОВОЙ жёсткостью.
ПоложИте сверху пластину. И давИте «чуток не в центр» пластины. Будет видно , как пластина опускается «под углом» . Ход-движение пружин разный. В неск. мм

Оба фактора (и разная жёсткость пружин, и положение точки давления рокера на траверсу) могли присутствовать в данной поломке.
Ответить