ћосква +7 495 545 6936
ќдесса +38 0482 30 9192
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

"ёрий √агарин. √ибель Ћегенды.  ак это было" (продолжение)

ћы на YOUTUBE


≈сть вопросы по ремонту двигателей? ’отите знать, как это делаетс€? Ќе проблема! “олько у нас - самые интересные видеоматериалы о ремонтных технологи€х и еще о многих интересных вещах про двигатели! —мотрите и подписывайтесь на наш канал!
Ќаши видео на YouTube

ћы в INSTAGRAM


Ќаши самые интересные новости и технические материалы - здесь!

ћы в Instagram - заходите в гости

“≈’ЌќЋќ√»»


–емонт головок блока цилиндров:
как это делаетс€
- смотрите видеорепортаж из нашего цеха.


“ехнологии капитального ремонта √Ѕ÷

“ехнологии ремонта двигателей

ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈


Provalveќборудование дл€ ремонта головок блока цилиндров ќборудование дл€ ремонта нижней части двигател€

ROBBIќборудование ROBBI DALCAN Machines-Denmarkќборудование DALCAN Machines-Denmark Guysonќборудование GUYSON ѕрочие станки и оборудование ѕользователи наших станков

Ѕиблиотека наших станков


”—Ћ”√»


–емонт двигателей Ѕюро моторной экспертизы

ћоторные запчасти

÷ены на работы


»Ќ‘ќ–ћј÷»я


 ак проехать в —ћ÷

Ѕиблиотека наших станков

Ќаши специалисты

Ќаши партнеры

авиаци€ Ќаши исследовани€ в авиации Ќаучна€ работа ¬акансии

ќпыт работы и —ћ» ‘орум мотористов

ј–’»¬


—пециализированный моторный центр "јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" работает с 1997 г.

ќсновна€ де€тельность компании - ремонт автомобильных двигателей.  омпани€ имеет центр механической обработки деталей двигателей, оснащенный импортным станочным оборудованием высшего качественного уровн€ производства фирм AMC-SCHOU, DALCAN-Machines (ƒани€), ROBBI (»тали€), SERDI (‘ранци€), PROVALVE (“урци€).

—ћ÷ "јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" €вл€етс€ российским представителем известных мировых лидеров в производстве оборудовани€ и инструмента - компаний ROBBI (»тали€), GUYSON (јнгли€), PROVALVE (“урци€), DALCAN Machines-Denmark (ƒани€), SERDI Srl (»тали€).

Ѕлагодар€ передовым технологи€м и квалифицированному персоналу в сочетании с современным шлифовальным, расточным и хонинговальным оборудованием компани€ обеспечивает высшее качество ремонтных работ и €вл€етс€ одним из лидеров на рынке моторно-ремонтных услуг –оссии.

Ќаши моторные центры:
ЂјЅ-»нжиниринг-Ўереметьевскийї:
тел. +7 495 545-6936, +7 495 502-5964, e-mail: написать
ЂјЅ-»нжиниринг-–€заньї:
тел. +7 960 5 777-999,
ЂјЅ-»нжиниринг-≈катеринбургї:
тел. +7 343 226-7177,
ЂјЅ-»нжиниринг-ќдессаї:
тел. +38 0482 30-9192,

јЅ-»нжиниринг - главна€ страница
(публикуетс€ с личного разрешени€ автора).

7. —ледствие ведут "«Ќј“ќ »"

ƒа, версии мы перебрали, перечитали и переворошили ¬—≈(!) или почти все. » после ознакомлени€ со всеми верси€ми, мы с ћихаилом ‘Єдоровичем (Ўерлоком ’олмсом) совершенно независимо и абсолютно не сговарива€сь пришли к ќƒЌќ«Ќј„Ќќћ” выводу, что Ќј»ЅќЋ≈≈ веро€тными и Ќј»ЅќЋ≈E объективными на данный момент верси€ми €вл€ютс€ ƒ¬≈ и “ќЋ№ ќ ƒ¬≈ версии.

ƒумаю, что и многие из вас соглас€тс€ с такой постановкой вопроса.

 акие же эти ƒ¬≈, наиболее реалистические и наиболее правдоподобные версии?.. (ќговоримс€ сразу, что остальные, ¬ќќЅў≈ не имеют какого-либо здравого смысла). ѕравда, можно, конечно, в самых общих чертах говорить и ещЄ о двух предположени€х, но... слишком уж они маловеро€тны. Ќо мы о них тоже очень коротко скажем. ј вот Ё“» ƒ¬≈...

 акие же они, эти самые реальные и самые объективные версии? –ассмотрим по пор€дку.

ѕ≈–¬јя верси€ - это, конечно же, без вс€кого на то сомнени€ - ¬≈–—»я ЅјЅџ ¬јЌ√» ! ≈Є утверждение о пришельцах-инопланет€нах знает весь мир. ѕовтор€тьс€ тут просто нет смысла. ¬не вс€ких сомнений, еЄ верси€ занимает заслуженное ѕ≈–¬ќ≈ ћ≈—“ќ.

ј вот ¬“ќ–јя по значимости верси€... тут нам придЄтс€ поговорить более подробно и более детально и, по возножности, ответить на некоторые, на первый взгл€д, ну совсем Ќ≈ќЅџ„Ќџ≈ вопросы. ¬прочем, всЄ по пор€дочку.

¬начале отвлечЄмс€ на секундочку и рассмотрим одну оч-чень интересную методику оценки выступлени€ мызыкантов-исполнителей на музыкальном конкурсе. ”частники конкурса исполн€ют свои произведени€ на сцене за закрытым занавесом. Ёто дл€ того, чтобы жюри не попало под впечатлени€ каких-то знакомств или каких-то внешних эффектов исполнителей - только музыка и слух. ѕосле исполнени€ номера, жюри не вид€ исполнителей, выставл€ет им оценку.

ќчень интересна€ методика. ƒавайте и мы воспользуемс€ этим же методом оценки. я сейчас доведу до вашего сведени€ одну из версий случившейс€ катастрофы, пока не называ€ автора, а вы постарайтесь ответить,  “ќ такую версию мог написать: лЄтчик, техник, механик или... колхозный пастух?!...

¬от эта верси€.

"20 лет € боролс€, чтобы рассказать правду о гибели ёри€ √агарина. ¬ официальном (заключении о гибели) написали, что самолет (√агарина) совершил резкий маневр, св€занный с отворотом, вошел в штопор и при этом столкнулс€ с «емлей. Ёкипаж погиб. Ѕред! Ќа самом деле все было по другому: 27 марта 1968 года во врем€ пилотировани€ самолета (с экипажем —ерегин-√агарин) в этом же районе несанкционированно оказалс€ другой самолет: —у-15, выполн€вший полет с аэродрома ∆уковский. ѕри этом летчик нарушил режим, спустилс€ до высоты 450 метров Ч а € это знаю, так как беседовал со свидетел€ми Ч на форсаже ушел на свой эшелон и на рассто€нии 10-15 метров в облаках, пройд€ р€дом с √агариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. —амолет (√агарина) совершил полтора витка и на выводе (из штопора) столкнулс€ с «емлей. Ёто уже не верси€, а истинна€ причина гибели первого космонавта планеты."

Ћетчик-космонавт, дважды √ерой —оветского —оюза ј.ј.Ћеонав - автор самых замечательных версий катастрофы самолета —ерегина-√агарина -->

ѕопытайтесь всЄ же ответить,  “ќ “ј ќ≈ мог написать: лЄтчик, техник, механик или колхозный пастух? ѕри этом об€зательно надо учесть тот факт, что" Ч а € это знаю, так как беседовал со свидетел€ми ... и одним из свидетелей как раз и был колхозный пастух, который именно в том районе в тот день производил ”“–≈ЌЌ»… ¬џѕј— —“јƒј. ќн абсолютно точно подтвердил, что слышал форсажный рЄв мотора и взрыв сверхзвукового барьера. ј когда ему показали макет —у-15, то он без ошибки, с первого раза сказал, что ¬ ќЅЋј ј’ летел именно этот самолЄт и он ни с чем не мог его перепутать. ѕри этом он покл€лс€ и побожилс€, что в тот день ни капли не брал в рот".

ƒа прост€т мен€ мои читатели, - но € не мог... ну никак не мог не написать такого, никак не мог избежать хот€ бы слабого "привкуса сатиры". » написал с единственной целью, чтобы показать, кто же, какие же на самом деле "«Ќј“ќ »" вели всЄ это расследование?.. ¬от и получаетс€, что даже и не "«Ќј“ќ »", а не выше... деревенских "«Ќј’ј–≈…".

Ѕольше, чем уверен, что вы Ќ» ќ√ƒј не отгадаете, чьему перу принадлежит эта втора€ верси€. я вам подскажу.

¬“ќ–јя по значимости верси€, - а еЄ автор совершенно без сомнени€ за€вл€ет, "что это уже не верси€, а истинна€ причина гибели первого космонавта планеты", - эта истинна€ причина гибели исходит своими корн€ми от прославленного космонавта, первым совершившего выход в открытый космос, јлексе€ јрхиповича Ћеонова... со ссылкой на рассекреченные данные.

ќтвеча€ на вопрос –»ј Ќовости о том, кто именно пилотировал самолет —у-15, и по неосторожности привел к гибели первого космонавта планеты, Ћеонов сказал: "ћне давали возможность объ€вить об истинной причине при условии, что € не назову им€ летчика, которому сейчас за 80 лет, и состо€ние его здоровь€ весьма т€желое. я дал слово, что не назову", Ч заключил Ћеонов, первый в истории человечества космонавт, выполнивший выход в открытый космос.

Ќу, вот, кто такие наши "знатоки" и с кем их можно сравнить, - мы уже узнали. ј теперь самый загадочный и самый необычный вопрос, ответ на который мы только попытаемс€ дать. ƒа и то, только выскажем свои предположени€.

—прашиваетс€ (в задачнике), как, каким образом, верси€ человека, совершенно далЄкого от авиации (Ѕаба ¬анга) занимает ѕ≈–¬ќ≈ место по правдоподобности, а верси€ лЄтчика, да ещЄ и  ќ—ћќЌј¬“ј, да ещЄ и дважды геро€, - только второе место?..  ак, каким образом?..

“очного ответа мы, по-видимому, никогда не получим, но кое-что предположить можно.

ƒело в том, что в своих воспоминани€х јлексей јрхипович пишет, что по прошествии 25-и лет, когда он вновь начал читать материалы расследовани€, уже рассекреченные, то он не узнал своих, в то врем€ им написанных, протоколов. ћногие факты были изменены, а некоторые абзацы просто удалены. » если бы предположить, какие из абзацев были удалены, и если бы их оставили в тексте протоколов јлексе€ јрхиповича, то... сомнени€ нет, что именно его верси€, а не верси€ ЅјЅџ ¬јЌ√», зан€ла бы ѕ≈–¬ќ≈ ћ≈—“ќ.

Ќетрудно догадатьс€, по предыдущему изложению происход€щего, какой из абзацев был удалЄн. ¬полне возможно, что приблизительно вот этот (написано синим цветом и подчЄркнуто):
"20 лет € боролс€, чтобы рассказать правду о гибели ёри€ √агарина. ¬ официальном (заключении о гибели) написали, что самолет (√агарина) совершил резкий маневр, св€занный с отворотом, вошел в штопор и при этом столкнулс€ с «емлей. Ёкипаж погиб. Ѕред! Ќа самом деле все было по другому: 27 марта 1968 года во врем€ пилотировани€ самолета (с экипажем —ерегин-√агарин) в этом же районе несанкционированно оказалс€ другой самолет: —у-15, выполн€вший полет с аэродрома ∆уковский. ѕри этом летчик нарушил режим, спустилс€ до высоты 450 метров Ч а € это знаю, так как беседовал со свидетел€ми Ч на форсаже ушел на свой эшелон и на рассто€нии 10-15 метров в облаках проходил р€дом с √агариным. √агарин и —ерЄгин, увидев знакомого лЄтчика на рассто€нии 10-15 метров в облаках, бросили ручки управлени€ и начали махать обеими руками, посыла€ приветстви€. —амолЄт потер€л управление и врезалс€ в землю."

» вот, конечно же, если бы этот абзац не удалили из оригинального протокола, то, вне вс€ких сомнений, верси€ јлексе€ јрхиповича опередила бы версию Ѕабы ¬анги однозначно.

Oднако и тут, справедливости ради надо оговоритьс€, что и эта, весьма необычна€ верси€ јлексе€ јрхиповича не была первой.

Ёта его верси€, а точнее, как он сам говорит,- истинна€ причина гибели первого космонавта планеты - по€вилась уже ѕќ—Ћ≈ того, как все документы были рассекречены. ј сначала у јлексе€ јрхиповича была —ќ¬≈–Ў≈ЌЌќ друга€ гипотеза.

¬от как об этом в своих воспоминани€х пишет генерал  аманин:
"¬ечером 27 апрел€ Ћеонов был в больнице у √агариной и бухнул ей: Ђ“ы знаешь, ёру и —ерегина обвин€ют в том, что они выпивали перед полетомї. Ќа ¬алентину »вановну такое за€вление произвело удручающее впечатление, и она сказала: Ђ≈ще одно такое Ђтоварищескоеї сообщение, и €, наверное, перестану вас больше утруждатьї.
ƒл€ этого Ђтоварищескогої сообщени€ у Ћеонова не было никаких оснований".

 онечно же, подобные предположени€ заведомо могли быть ошибочными... ведь тогда ещЄ всЄ было засекречено, но, справедливости ради надо сказать, что интуици€ никогда не подводила јлексе€ јрхиповича...

„уть выше мы уже говорили о том, что дл€ того, чтобы у нас не оставалось абсолютно Ќ» ј »’ сомнений относительно наших "«Ќј“ќ ќ¬", мы очень коротко коснЄмс€ ещЄ парочки второстепенных версий.

<-- ЋЄтчик-испытатель 1-го класса, д.т.н., полковник ћ.ѕопович - автор одной из самых экзотических версий гибели √агарина

ќдна из версий - это "размышлени€" ћарины Ћаврентьевны ѕопович. ћарина Ћаврентьевна ѕопович - автор 101 мировых рекордов. Ќо мало кто знает о еЄ увлечени€х в личной жизни. “ак, например, ћарина Ћаврентьевна просто абажает песни ¬ладимира ¬ысоцкого. ќна готова слушать их часами. ќднажды, сид€ за письменным столом, включила магнитофан, а там ¬ладимир ¬ысоцкий как раз пел: " то-то там впереди навалилс€ на дзот, и земл€ на мгновенье..."

ѕесн€ ещЄ не закончилась, а ћарину Ћаврентьевну вроде как осенило. ј почему бы и нет?!.. “ак родилась еЄ, строго индивидуальна€, очередна€ "догадка".

ћарина Ћаврентьевна основываетс€ на логике, опирающейс€ на еЄ богатую лЄтную практику:
Ђ—ерЄгин в этот день не завтракал и € не исключаю, что —ерегин даже потер€л сознание. » тогда два варианта: или он ѕ–яћќ “јћ, ¬ѕ≈–≈ƒ», Ќј¬јЋ»Ћ—я Ќј... –”— (ручку управлени€ - авт.), или же, наоборот, опрокинулс€ на спину иЕ пот€нул штурвал на себ€. ћенее опытный √агарин не смог справитьс€ с уход€щей в штопор машиной самосто€тельно. ” него просто не хватило физических сил выт€нуть заклинивший штурвал в одиночкуї.

ƒа, вполне возможно, что... " то-то там, впереди навалилс€..." ¬ысоцкий зр€ песни не сочин€л - всЄ брал из жизни.

Ќу, вот, как говоритс€, - дл€ полного счасть€, - нам осталось совсем вскользь коснутьс€ последней, за€вленной нами второстепенной версии.  ак такового, пр€мого отношени€ к гибели ёри€ √агарина и ¬ладимира —ерЄгина она, может быть, и не имеет, но...

Ёта верси€ как никака€ друга€, наиболее красочно показывает, какие у нас сейчас в стране есть "ј јƒ≈ћ»»" и, тем более, какие "научные профессорј" (не профEссоры, а именно, профессорј, с ударением на посленей букве "ј"). ѕосмотрим и проследим вместе.

"ѕрофессор ѕетербургской государственной академии аэрокосмического приборостроени€ јлександр —ин€ков считает, что всему виной Ћ√– - локальный геофизический резонанс. Ёто - результат совместного вли€ни€ на «емлю других небесных тел. ≈сли частоты возбуждени€ нескольких планет совпадают, возникает резонанс, а с ним -земные катастрофы.
—ин€ков восстановил геофизическую ситуацию времени падени€ "спарки" с помощью своих компьютерных программ и обнаружил, что самолет попал в очень острый Ћ√–ѕ”’”Џ— №Џ–…®–ѕ’”X”’O’O. ¬ результате пилоты потер€ли ориентацию, а когда пришли в себ€, им не хватило высоты, чтобы выровн€ть машину."

», действительно, с "профессором" нельз€ не согласитьс€, вот только надо узнать, что же на самом деле, означает его "загадочное"... Ћ√–ѕ”’”Џ— №Џ–…®–ѕ’”X”’O’O? » кто ему за такие "»«џ— јЌ»я" платит деньги налогоплательщиков?!Ќадеемс€, что в дальнейшем он нам расскажет...

ћы изложили четыре наиболее возможные версии.  ак говоритс€, вопросов и сомнений теперь нет: "ќставь сомнени€, вс€к сюда вход€щий..."

“еперь мы знаем и воочию представл€ем, с какими "«Ќј“ќ јћ»" нам приходилось иметь дело. Ќу а чтобы уж совсем представить картину и атмосферу происход€щего расследовани€, обратимс€ к воспоминани€м одного из участников тех событий.

ѕрофессор, д.т.н., генерал —.ћ.Ѕелоцерковский - один из инициаторов повторного расследовани€ причин катастрофы самолета —ерегина-√агарина -->

ќгромный интерес представл€ет книга Ё. Ўершера "“айна гибели √агарина", котора€ даЄт представление о ситуации расследовани€ в целом. Ёдуард Ўершер входил в подкомиссию генерала ћишука (техническую, во главе с заместителем главкома ¬¬— по инженерно-авиационной службе генерал-полковником ћишуком).

–абота, по его словам, проходила в услови€х секретности, суеты, бо€зни не только высказать предположение, но и просто обронить слово, не согласованное с вышесто€щим начальством:
"— большой долей веро€тности могу утверждать, что он (ћишук) вполне мог получить "политический заказ". ѕричЄм всЄ должно было быть обставлено так, чтобы ложь о причинах катастрофы выгл€дела достаточно убедительно и была похожа на правду".

¬ чЄм состо€л смысл этого "политического заказа"? ¬ том, чтобы не бросить тень на героев. “акой подход был выгоден и руководству ¬¬—, и ћинистерства обороны, и отр€да космонавтов, и авиапромышленности. ¬едь если экипаж всЄ делал правильно, значит, виновниками катастрофы "назначаютс€" либо погодные услови€, либо отказ техники."

 онечно же, нам, с позиции сегодн€шнего дн€ довольно трудно, а порой и просто невозможно пон€ть полную вакханалию тех событий, но... даже отдельные воспоминани€ тех участников, повергают в откровенный и ни с чем не сравнимый ужас всего тогда происход€щего.

¬от, например, что вспоминает в своих мемуарах тогдашний командующий ƒальней авиацией генерал-полковник ¬.¬.–ешетников:

"...не было в моей жизни ни одного расследовани€ летного происшестви€, когда бы абсолютно достоверный факт и лежаща€ на поверхности очевидность, ставшие причиной рокового исхода полета, не оспаривались бы, не подвергались бы массированным атакам со стороны тех, чьи ведомственные "уши" предательски торчали из обломков... ќднажды € спросил одного из видных членов государственной комиссии, крупного и известного в своей области специалиста (главного инженера ¬¬— генерал-полковника ћ.Ќ.ћишука.), участвовавшего в расследовании причин катастрофы ё.√агарина:
- —ознайтесь, ћихаил Ќикитич, ведь комисси€ с самого начала, не сговарива€сь, поставила перед собой задачу "не найти" истинную причину? ќн чуть улыбнулс€ и произнес: " ≈стественно".

ј вот это вспоминает —ергей ћихайлович Ѕелоцерковский. ќн генерал-лейтенант авиации, профессор, доктор технических наук, главный научный сотрудник ÷ј√», лауреат √осударственных премий ———–, заслуженный де€тель науки и техники. Ѕыл руководителем дипломной работы ё.ј.√агарина в академии им.∆уковского. ¬ходил в состав комиссии по изучению причин катастрофы. ¬от его впечатлени€ о работе комиссии:
"¬се происходило на фоне огромной ответственности, кипени€ страстей, борьбы с €ростным стремлением защитить честь мундира, ведомственные интересы и собственное благополучие.  огда есть много вли€тельных людей на всех уровн€х, которые не заинтересованы в установлении истины, путь к ней становитс€ почти непроходимым".

√оворить о тех безобрази€х можно бесконечно. Ќо мы на этом остановимс€ и ответим на один из главных вопросов: "„то же их на самом деле погубило?.." Ќо предварительно восстановим полностью картину того рокового трагического дн€ и посмотрим ещЄ раз, как же всЄ-таки всЄ это было?!..


8. “ак как же всЄ-таки всЄ это было? ¬ тот рoковой мартовский день далЄкого 68-го года...

Ќа 27-е марта были запланированы полЄты. 26-го числа до лЄтчиков довели плановую таблицу, началась предварительна€ подготовка к полЄтам. ёрию јлексеевичу √агарину были запланированы два самосто€тельных полЄта по кругу на самолЄте ћиг-17, бортовой номер 19. ќдин полЄт по кругу с проходом, продолжительностью 30 мин, и один полЄт по кругу без прохода, 10 минут. ЋЄтчики подготовились, прошли контроль готовности и... назавтра - полЄты. ѕолЄты были запланированы с 10 до 16-и часов.

”тром, 27-го, лЄтчики, как обычно, приехали на аэродром, переоделись в лЄтные комбинезоны и пошли на самолЄты. Kаждый на свой самолЄт, согласно плановой таблицы, проходить предполЄтный тренаж.

<-- “раектори€ движени€ самолета непосредственно в момент падени€

ёрий √агарин должен был проходить тренаж на самолЄте ћи√-17, бортовой номер 19, но заместитель командира полка майор “каченко сказал, что пришло указание из ћосквы выполнить ещЄ два контрольных полЄта на учебном самолЄте с командиром полка.  омандир полка сейчас определит, на каком самолЄта они полет€т. √агарин ответил "ѕон€л" и стал ждать. ћинут через двадцать на старт притащили ”“» ћи√-15, бортовой номер 18. —амолЄт дл€ ёри€ јлексеевича был знакомый, он летал на нЄм неоднократно. “ехник самолЄта старший лейтенант јлексей јлександрович Ћевицких начал готовить самолЄт к полЄтам. »нженер эскадрильи капитан ¬ладимир —амарин контролировал подготовку. √агарин тем временем зан€л своЄ место в кабине самолЄта и начал проходить предполЄтный тренаж.

ѕодготовка самолЄта к полЄту была почти закончена и техник самолЄта спрашивает инженера —амарина: "ѕодвесные баки снимать?" Ќа что капитан —амарин ответил, что командир полка сказал, что баки не снимать, задание на полЄт будет простое.

ѕодошЄл командир полка полковник —ерЄгин. –ассказал √агарину, куда они полет€т и какое задание будут выполн€ть в данном полЄте. ƒаже со стороны было видно, что состо€ние командира далеко не из лучших.   тому же, ещЄ 15 минут назад должен был взлететь разведчик погоды, но он почему-то не взлетал. —ерЄгин €вно был не в духе, по всему было заметно, что он очень нервничал.

—ерЄгин по природе своей был несколько вспыльчив и нервничал, когда кто-то с ним не соглашалс€ или что-то делали не так, как он хотел. ¬ данном случае возмущалс€ и нервничал справедливо, из-за задержки начала полетов.

¬от что об этом пишет генерал  узнецов, который находилс€ в тот день на аэродроме:
"¬ылет разведчика погоды не разрешал начальник чкаловского гарнизона, у которого в это врем€, отведенное дл€ ÷ентра космонавтов, находилс€ в воздухе на испытани€х транспортный самолет.  огда летчики направились к самолетам, возмущенный задержкой командир полка решил зайти к начальнику гарнизона. √агарин сидел уже в кабине, на мой вопрос, где —ерегин, ответил:
- ¬ы€сн€ет отношени€ с начальством"
.

ќ чем они там говорили и как - можно лишь предполагать. ¬ итоге взлЄт разведчика погоды задержалс€ на 50 минут. » сел разведчик погоды всего лишь за одну минуту до взлЄта экипажа —ерЄгин-√агарин.

√л€д€ снизу, с земли, погода выгл€дела вполне нормальной: облачность не полна€, 5-7 баллов, многослойна€, два , местами три сло€. ¬идимость более 10-и километров. ќднако, справедливости ради, надо сказать, что хоть гл€д€ с земли погода и не вызывала никаких опасений, но вместе с тем, надо заметить, что метеообстановка в этот день была крайне неустойчивой. ‘ронт с мокрым снегом и ограниченной видимостью приближалс€ именно со стороны той зоны, в которую они собирались лететь.

¬ерхушки деревьев, срезанные самолетом перед падением, показывают угол крена и тангажа -->

«а четыре минуты до взлета гагаринского ћи√а зону прошел јЌ-10, пилотируемый генералом  ирсановым. ѕозже он рассказывал, что там бушевал атмосферный фронт. ќблачность - слоеный пирог, видимость почти нулева€. ≈стественно, когда √агарин с —ерегиным нырнули в этот ад, они почти тут же доложили, что задание в зоне "закончили" и запросили разрешени€ разворот на привод.

Ѕелоцерковский первым обратил внимание на то, что √агарину и —ерегину были сообщены неверные сведени€ о погоде. —корее всего, это и сыграло роковую роль.

ѕеред самым вылетом им передали, что основной слой облаков 8-10 баллов имеет высоту 900 метров, а второй слой 3-4 балла - высоту 600-650 метров. Ќа деле же, как потом установили, нижний край плотной облачности был на высоте 500-600 метров, а менее плотной - на высоте 300-450 метров. Ѕыл ещЄ и средний слой и тоже неполный, с верхним краем 3900 м.

 ак бы там ни было, решение лететь было прин€то, и они полетели. ѕрилетели в зону и обнаружили, что на самом-то деле погода оказалась хуже, чем это следовало из прогноза, который доложили летчикам и руководителю полетов.   тому же транспортный самолЄт, заход€щий на посадку на соседнем аэродроме, доложил: " ѕриближаетс€ фронт. ћокрый снег. Ќижний край 300 метров. ¬идимость 3 км". ќчевидно поэтому, через 15 секунд после этого доклада, —ерегин сократил программу, отменил выполнение упражнени€ и прин€л решение о возвращении на эродром.

ƒа, погодные услови€ оказались сложнее, чем прогнозировались, но трудностей дл€ выполнени€ сравнительно простого задани€ не представл€ли, тем более дл€ летчика первого класса, каким €вл€лс€ —ерЄгин. “ак чего же так напугалс€ командир полка? (∆аль, что и на этот момент никто не обратил никакого внимани€ при расследовании).

“огда ответим мы с ћихаилом ‘Єдоровичем.

ƒело в том, что —ерЄгин чЄтко понимал и отдавал себе отчЄт, что если эта низка€ фронтальна€ облачность выйдет на посадочный курс, то √агарин Ќ »   ќ √ ƒ ј не с€дет в таких услови€х. ј подсказками по радио —ерЄгин Ќ »   ј   ему не поможет. ј больше —ерЄгину помогать √агарину было и нечем - ручки-то управлени€ у него не было!!!

¬от поэтому и... “ќЋ№ ќ ѕќЁ“ќћ” » ЅџЋќ ѕ–»Ќя“ќ –≈Ў≈Ќ»≈  ј  ћќ∆Ќќ — ќ–≈≈ ¬ќ«¬–јўј“№—я Ќј јЁ–ќƒ–ќћ.

¬ 10.26 √агарин (позывной "625") приступил к выполнению задани€, а ровно через 4 минуты, в 10.30 поступил следующий его доклад руководителю полЄтов (–ѕ):
"- 625-й задание в зоне 20 закончил, прошу разрешение на курс 320.
- 625-й, разрешаю.
- ѕон€л, выполн€ю.

Ёто были последние слова √агарина, которые запечатлела магнитофонна€ плЄнка. ƒальнейша€ св€зь с ним прервалась, на вызовы –ѕ он больше не отвечал.

√олос √агарина, записанный на ленте, был тщательно проанализирован медиками. ƒинамика его частотного спектра свидетельствовала о том, что космонавт пребывал в совершенно нормальном состо€нии: речь его была спокойной и размеренной.

ј дальше произошло вот что. ѕосле своего доклада о прекращении задани€ и получении разрешени€ разворота на привод √агарин начал разворот на курс 320 градусов со снижением и на высоте 3900 метров вошЄл в облака. ј дальше, как пишет генерал ёрий ¬асильевич  уликов: Ђ√агарин потер€л ориентацию, поскольку не умел летать по приборамї.

<-- ќтпечатки педалей на подошвах ботинок —ерегина.
Ќа подошвах ботинок √агарина таких отпечатков нет.

ƒа, так оно и было. —амолЄт начал заваливатьс€ в крен и начал опускать нос. —ерЄгин сразу же абсолютно точно пон€л всЄ происход€щее и, видимо, кричал ещЄ по радио: "ёрий т€ни... ёрий тащи... ёрий бери ручку на себ€...", но...

≈сли лЄтчик потер€л пространственную ориентировку в облаках, то... помочь восстановитьс€ ему может “ќЋ№ ќ единственный момент - выход из облаков. —ерЄгин, как опытнейший инструктор, всЄ это прекрасно представл€л.

¬ следующий момент он совершенно без труда, посредством ѕ≈ƒјЋ≈… вывел самолЄт из крена и скольжени€ и... ждал, когда самолЄт выйдет под облака. ј там уже, как говор€т, дело техники: √агарин тут же восстановит ориентацию, возьмЄт ручку управлени€ "на себ€" и самолЄт в горизонте.

ƒа, в действительности, так оно и было. —ерЄгин удерживал самолЄт без крена. —амолЄт вышел под облака, √агарин тут же, пр€мо перед собой, увидел горизонт, схватил ручку управлени€ "на себ€", пот€нул, перегрузка около 10-и, самолЄт задрал нос, но... не успел изменить траекторию снижени€, т.е. не успел выйти в горизонт - слишком низкие были облака, около 450-500 метров. ј это всего лишь 3-3,5 секунды. ќдна секунда потребовалась, чтобы восстановить ориентировку. ≈щЄ одна секунда, чтобы пот€нуть ручку на себ€ и... полторы секунды - это очень мало, чтобы самолЄт успел изменить траекторию снижени€ и выйти в горизонт. »м не хватило буквально 120-150 метров высоты.

ќ том, как —ерЄгин выводил педал€ми самолЄт из крена и скольжени€, говор€т отпечатки оставшиес€ от ѕ≈ƒ≈Ћ≈… Ќј ≈√ќ Ѕќ“»Ќ ј’.

—ерЄгин, как только пон€л, что √агарин потер€л ориентировку, тут же, сразу же убрал крен и скольжение и самолЄт с самого начала в облаках не имел никакой спирали, ни тем более, никакого штопора - просто самолЄт пикировал с углом 45-50 градусов. “о, что самолЄт ещЄ в облаках был уже без крена и только пикировал с углом 45-50 градусов - это очень важный момент.

Ётот момент говорит о том, что самолЄт, ещЄ будучи в облаках, прекрасно управл€лс€ по крену и почему-то совсем не управл€лс€ по высоте (по тангажу). » если бы самолЄт до самого удара о землю даже и не пыталс€ бы выйти в горизонт, и если бы не было никакой перегрузки, то можно было бы предположить всЄ что угодно, например, что чем-то заклинило рyчку управлени€ по высоте, но... ¬ том-то и дело, что при выходе из облаков ручка была отклонена почти полностью назад. ј кто еЄ отклонил? —ерЄгин?..  онечно же, Ќ≈“! »наче бы он еЄ отклонил ещЄ в облаках.

» последнее в этой главе. “ут много идЄт дискуссий, почему они не катапультировались?

 ак говорит мой товарищ: "¬апрос канешна интересный..." ј ответ будет очень и очень простой. ƒело в том, что в данном случае катапультирование было »— Ћё„≈Ќќ просто по определению.

ѕричины две.

ѕерва€. ƒело в том, что ёрий јлексеевич в данном случае был в невмен€емом состо€нии, он потер€л пространственную ориентировку (надо просто знать, что это такое). Ќо, даже и это не главное. Ќапример, когда самолЄт взорвалс€ в воздухе и развалилс€ на две половины, то тут, как говоритс€, не до сентиментов - тут только одно: "—пасайс€ кто как может!"

“ут друга€ причина. —ерЄгин совершенно отчЄтливо знал и представл€л, что их положение было не настолько уж безнадЄжным. ¬едь когда они взлетали, то нижний край облаков был приблизительно 750-800 метров. » если бы облака не понизились на какие-то всего 150-200 метров и оставались бы хот€ бы на высоте 600 метров, то они (а точнее, √агарин) успел бы вывести самолЄт в горизонт, но... ¬ том-то и дело, что —ерЄгин не знал истинной высоты нижнего кра€ облаков. ƒа и дл€ детального анализа у него просто не было времени. “ут уж только на судьбу надежда. ј она тут как раз и подвела...

ѕодытожива€, ещЄ раз скажу, что вот именно так должно было бы идти расследование о котором в самом начале говорил ёрий ¬асильевич  уликов: быстро, объективно и надЄжно (если бы не было "семь... сот н€нек")...

Ќо, ничего тут с этим, видимо, не поделаешь... “акие уж мы есть... я почему-то даже и не сомневаюсь, что большинство, прочитавших эту статью по-прежнему будут думать, считать и полагать, что "люмень - есть люмень"...

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈


¬ начало



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены