ћосква 8 800 101 6229
 иев +38 096 163 2183
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

"ёрий √агарин. √ибель Ћегенды.  ак это было" (продолжение)

ћы на YOUTUBE


—амые интересные видеоматериалы о наших ремонтных технологи€х и еще о многих интересных вещах про двигатели!
Ќаши видео на YouTube

ћы в INSTAGRAM


Ќаши самые интересные новости и технические материалы!

ћы в Instagram - заходите в гости

ЌјЎ» “≈’ЌќЋќ√»»


–емонт головок блока цилиндров:
как это делаетс€
- смотрите видеорепортаж из нашего цеха.


“ехнологии капитального ремонта √Ѕ÷

“ехнологии ремонта двигателей

ЌјЎ≈ ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈


Provalveќборудование дл€ ремонта головок блока цилиндров ќборудование дл€ мойки и очистки деталей

Guysonќборудование GUYSON ќборудование дл€ ремонта нижней части двигател€

STANDARD AUTOMOTIVEќборудование STANDARD AUTOMOTIVE ROBBIќборудование ROBBI ROBBIќборудование CHINELATTO DALCAN Machines-Denmarkќборудование DALCAN Machines-Denmark ¬спомогательное оборудование ѕользователи наших станков

Ѕиблиотека наших станков

ЌјЎ» ”—Ћ”√»


–емонт двигателей Ѕюро моторной экспертизы

ћоторные запчасти

÷ены на работы

ЌјЎј »Ќ‘ќ–ћј÷»я


Ѕиблиотека наших станков

авиаци€ Ќаши исследовани€ в авиации Ќаучна€ работа ќпыт работы и —ћ» Ќаша видеотека

‘орум мотористов

ЌјЎ ј–’»¬

ЌјЎј  ќћѕјЌ»я


Ќаши специалисты

Ќаши представители

Ќаши партнеры

Ќаши вакансии

Ќаши контакты

ЂјЅ-»нжиниринг-Ўереметьевскийї:
- √ор€ча€ лини€ 8 800 101 6229,
- цех: тел. +7 977 325-1100, +7 495 502-5964,
- станки: тел./WhatsApp
+7 926 150-8195, +38 096 163-2183,
e-mail: написать
ЂјЅ-»нжиниринг-–€заньї:
тел. +7 960 5 777-999,
ЂјЅ-»нжиниринг-≈катеринбургї:
тел. +7 343 226-7177,
ЂјЅ-»нжиниринг-ќдессаї:
- цех: тел. +38 0482 30-9192,
- станки: тел./WhatsApp
+38 096 163-2183.

—пециализированный моторный центр "јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" работает с окт€бр€ 1997 г.

ќсновна€ де€тельность компании Ч ремонт автомобильных двигателей.  омпани€ имеет центр механической обработки деталей двигателей, оснащенный импортным станочным оборудованием высшего качественного уровн€ производства фирм AMC-SCHOU, DALCAN-Machines (ƒани€), ROBBI (»тали€), SERDI (‘ранци€), PROVALVE (“урци€).

—ћ÷ "јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" €вл€етс€ российским представителем известных мировых лидеров в производстве оборудовани€ и инструмента Ч компаний ROBBI (»тали€), GUYSON (јнгли€) и PROVALVE (“урци€).  роме того, мы работаем в партнерстве с фирмой MetallPromTechno (Ѕеларусь), представл€ющей на рынке различных производителей, в том числе, Comec (»тали€), Chinelatto (Ѕразили€), Standard (»нди€) и др.

Ѕлагодар€ передовым технологи€м и квалифицированному персоналу в сочетании с современным шлифовальным, расточным и хонинговальным оборудованием компани€ обеспечивает высшее качество ремонтных работ и €вл€етс€ одним из лидеров на рынке моторно-ремонтных услуг –оссии.

јЅ-»нжиниринг - главна€ страница
(публикуетс€ с личного разрешени€ автора).

5. ѕочему даже опытные лЄтчики-инструкторы, едва узнав, что в кабине у —ерЄгина не было ручки управлени€, тут же падают со стульев?

ƒа-а... ¬опрос, конечно, интересный! Ќо,... как мы покажем ниже, и этот вопрос тоже был дo банальности прост, как, впрочем, и всЄ остальное в этой невообразимой и неверо€тной трагедии человечаства.

ѕосмотрим вместе, почему же все без исключени€ авиационные "знатоки", пр€мо как подкошенные снопы, валом вал€тс€ со стульев, едва услышав эту "новость".

ѕредварительный ответ очень простой. ¬ал€тс€ потому, что никто не хотел вникать в эти вопросы. Ёто звень€ одной цепи: потому же, почему Ќ» “ќ даже и не попыталс€ задать себе вопрос, а почемy же висели подвесные топливные баки, почему самописец не был зар€жен бумагой, куда согласно плановой таблицe, должен был лететь ёрий √агарин и т.д. и т.п. Ќикто не хотел думать...

ј если даже самый чуток задуматьс€, то вы€вл€етс€ вот кака€ неоднозначна€ картина происход€щего... ѕолЄт без ручки управлени€ в кабине инструктора можно представить и рассматривать в двух вариантах.

ѕервый вариант, к которому склон€етс€ подавл€ющее большинство "знатоков", заключаетс€ в том, что если инструктор летит с лЄтчиком, значит инструктор лЄтчика обучает, значит лЄтчик ещЄ Ќ≈ √ќ“ќ¬ лететь самосто€тельно. » вот в этой ситуации инструктор садитс€ в кабину, чтобы обучать лЄтчика, а у него нет ручки управлени€...  онечно же? этого не может быть! ѕотому что этого не может быть Ќ» ќ√ƒј!

¬от именно так думают и рассуждают подавл€ющее большинство авиационных "знатоков" и "аналитиков". »менно на основании таких рассуждений и по€вл€ютс€ в »нтернете подобные удивлЄнные восклицани€, типа этого:

"...Ќе так давно по€вилась парадоксальна€ или скандальна€ Ч как хотите, верси€ летчиков генерала ё. уликова и полковника Ќ.—ергеева о том, что на самолете ”“» ћи√-15 борт. є18 в кабине инструктора вообще отсутствовала ручка управлени€. ѕо их мнению, €кобы подтверждаемому свидетел€ми, самолет был приспособлен дл€ показательных зан€тий по катапультированию. „тобы ручка управлени€, котора€ в задней кабине торчит между ногами, не мешала катапультированию, ее демонтировали..."

¬от так вот: "ѕј–јƒќ —јЋ№Ќјя »Ћ» — јЌƒјЋ№Ќјя"...

ј как же на самом деле? ¬ чЄм же тут парадоксальность и в чЄм скандальность? ќбратимс€ ко второму варианту данной ситуации.

≈сли вначале мы говорили, что инструктор сидит в кабине, чтобы ќЅ”„ј“№ лЄтчика, и не иметь ручку управлени€ в кабине - это не иначе как парадокс, то в данной ситуации всЄ было с точностью "до наоборот".

<-- √ерой советского —оюза, полковник ¬.—.—ерегин

ёрий √агарин был јЅ—ќЋё“Ќќ подготовлен лететь самосто€тельно, без контрольного полЄта, причЄм лететь самосто€тельно должен был на самолЄте ћи√-17, на котором он ещЄ не летал. ј тут ему помен€ли задание, и он должен был лететь на ћи√-15, на самолЄте, на котором он только что, за последние две-три недели, сделал 18 контрольных полЄтов! —просим себ€, на каком же самолЄте ему было проще лететь? Ќа ћи√-17, на котором он ещЄ не летал, или на ћи√-15 ”“», на котором он только что сделал 18 полЄтов?! » давайте порассуждаем сами перед собой, чисто технически, не вдава€сь в "высокие" военные материи.

 онечно же, на ћи√-15 ”“» лететь ему было проще. ѕредставим ещЄ раз, вот сто€т два самолЄта - ћи√-17 и ћи√-15 ”“». ёрий √агарин имел абсолютное право, как практически, так и юридически, лететь хоть на ћи√-17, хоть мог совершенно на законных основани€х сесть один, без кого бы то бы ни было, в ћи√-15 ”“» и полететь один, не име€ вообще Ќ» ќ√ќ в задней кабине. » не важно, была там в задней кабине ручка, или еЄ там не было.

— другой стороны, √агарин мог посадить в заднюю кабину јЅ—ќЋё“Ќќ любого пассажира и прокатить его по кругу в простых метеоуслови€х или под облаками.. ќн имел на это соответствующий допуск.

B данном случае за "пассажира" сел —ерЄгин, чтобы ещЄ раз, как ему и приказали, посмотреть технику пилотировани€ ёри€ √агарина.

—прашиваетс€, ну с чего тут валитьс€ и падать со стульев, едва услышав, что в задней кабине не было ручки управлени€?!..

≈щЄ раз повторюсь, что об этом Ќ» “ќ не хотел даже на мгновенье задуматьс€. Ќиже в этой главе € покажу, как выпускники лЄтных училищ, вчерашние курсанты, вылетали в строевых част€х на совершенно новых дл€ них типах самолЄтов, и там не было ни ручек управлени€ в передней кабине, ни опытных инструкторов, сид€щих впереди и способных что-то подсказать...

ЋЄтчик ¬ѕ≈–¬џ≈ садилс€ на этот новый дл€ него тип самолЄта. B переднюю кабины садилс€ его штатный штурман и... полетели.

 оротко приведу только один пример из своей личной лЄтной практики.  стати говор€, в те далЄкие дни 1971-го € едва не разделил участь ёри€ јлексеевича √агарина. Ќо... всЄ по пор€дку.

ћы, выпускники Ѕарнаульского ¬¬ј”Ћ, выпускались на самолЄтах як-28. ѕо распределению нас шесть человек прибыло в Ўаталовский разведполк, который летал на самолЄтах як-27. як-27 - это јЅ—ќЋё“Ќќ другой самолЄт, особенно на посадке: друга€ посадочна€ скорость, друга€ конфигураци€ закрылков, другой процесс выравнивани€ на посадке - если як-28 садитс€ на две основные стойки под фюзел€жем - одна спереди, друга€ сзади, то як-27 садитс€ “ќЋ№ ќ на одно колесо, которое у него посредине фюзел€жа... ”чебных самолЄтов як-27 не было, и контрольные полЄты надо было получать на як-28, а потом лететь на як-27. ј зачем нам нужны были контрольные на як-28, если мы на нЄм целый год отлетали в училище?!..

ќзнакомившись с особенност€ми этого самолЄта як-27, особенно на посадке, мы с ужасом обратились к командиру эскадрильи: "“оварищ командир! Ќу как же мы полетим на этом —ќ¬≈–Ў≈ЌЌќ новом дл€ нас самолЄте, если мы Ќ» ≈ƒ»Ќќ√ќ контрольного полЄта не можем на нЄм сделать?!"

Ќа что командир нам ответил: "ƒа вы не волнуйтесь. ћы вам такого опытного штурмана звена в переднюю кабину посадим, что вы только слушайте, что он вам подсказывает на посадке, и вы с его подсказками в любом случае с€дете."

Ќа том и порешили. ƒелать было нечего. “ак тому и быть!

ћы, лейтенанты-вчерашние курсанты начали полЄты в строевом полку. Ќачало полЄтов было в 9 утра. ¬ыполнили пару ‘ќ–ћјЋ№Ќџ’ контрольных полЄтов на учебном самолЄте як-28, и... надо садитьс€ в самолЄт як-27 и... лететь самосто€тельно. —итуаци€ посложнее, чем у ёри€ √агарина. ќн-то хоть когда-то, да всЄ-таки летал на ћиг-17 и был уже состо€вшимс€ лЄтчиком, а мы?.. Ќ» ќ√ƒјЎ≈Ќ№ » не летали на як-27, да к тому же были вчерашними курсантами, ещЄ не "оперившимис€" птенцами, которым от роду было по 21-му году.

Ќо лететь надо было.  ак и говорил командир эскадрильи, в переднюю кабину нам посадили опытного штурмана звена и... полетели с замиранием сердца. —делали по одному кругу с проходом над полосой, 30 минут, и один круг без прохода. —ели. ¬сЄ было хорошо. ѕоздравлени€, счастливые глаза, обмен впечатлени€ми - мы были счастливы, мы уже насто€щие Ѕќ≈¬џ≈ лЄтчики!

Ќа следующие полЄты нам тоже запланировали по два полЄта по кругу, 30 минут с проходом и 10 минут без прохода. Ќо запланировали уже без контрольных полЄтов и... в составе своего штатного экипажа, т.е с таким же штурманом-выпускником училища в передней кабине, какими были и мы сами.

ѕогода была нормальна€, облака с нижним краем 700-750 метров. ѕо кругу на 500 метров лететь было можно. я взлетел, лечу по кругу. —мотрю, вроде где-то облака и ниже моего полЄта попадаютс€. Ќо моЄ дело маленькое, в воздухе и командиры летают, а € только лейтенант, мне слово по доразведке погоды ещЄ не дано. ѕролетел € по кругу, вышел на посадочный курс на удалении 15 километром. ѕосадочную полосу вижу, но еЄ уже начинают закрывать отдельные маленькие облачка, которые были с нижним краем около 300 метров.

я доложил руководителю полЄтов, что €, 635-й, на посадочном курсе, удаление 15, и... вот тут руководитель полЄтами сделал непростительную ошибку. ¬место того, чтобы мне немедленно дать команду выпускать шасси и выполн€ть посадку, т.к. погода усложн€лась, вместо этого он даЄт мне ѕ–ќ’ќƒ по кругу, как и было запланировано в плановой таблице. ѕока € выполн€л проход над полосой, кто-то из доразведчиков погоды доложил, что низка€ облачность выходит на посадочный курс и уже начинает закрывать полосу.

ќ том, что погода ухудшаетс€, а в воздухе находитс€ молодой лейтенант, тут же доложили командиру полка.  омандир полка, полковник √уржий, фронтовик, тут же прибежал на вышку руководства полЄтами и начал отслеживать дальнейшее развитие ситуации с погодой и с действи€ми лейтенанта, который был в воздухе.

я пролетел по кругу, вышел на посадочный курс, полоса ещЄ в далеке просматривалась. я установил вертикальную скорость снижени€ 5 метров в секунду, начал снижатьс€ на посадочном курсе и на удалении 11 километров воткнулс€ в облака, которые были с нижним краем 300 метров.

ѕространственную ориентировку € не потер€л (к счастью), но все показани€ приборов € —ќ¬≈–Ў≈ЌЌќ перестал понимать. я просто не соображал, куда € лечу, куда мне надо довернуть и как быстро мне надо снижатьс€. я просто сидел и ждал, куда мен€ самолЄт вывезет: то ли в землю, то ли в дерево, то ли воткнЄт в торец полосы - мне уже было всЄ равно. —идел и ждал. Ѕо€лс€ притронутьс€ к ручке управлени€, чтобы совсем не завалить самолЄт.

≈динственный прибор, который € ещЄ более менее видел - это авиагоризонт. —таралс€ его кое-как держать горизонтально, чтобы не завалитьс€ в крен.

ј самолЄт тем временем продолжал снижатьс€ с вертикальной скоростью 5-7 метров в секунду.   моему величайшему счастью, на удалении 4 километра самолЄт вывалилс€ под облака на высоте 300 метром. Ёто было как раз над дальним приводом. ƒл€ того, чтобы выполн€ть посадку, это была ќ„≈Ќ№ больша€ высота (надо было 200 метров).

¬ид€ такое положение самолЄта, что самолЄт уже близко от полосы, но высота очень больша€, руководитель полЄтами даЄт мне команду: "635-й, на второй круг." я ещЄ ничего не успел ответить, как услышал голос командира полка: "635-й, садись! —адись!! —адись!!". –уководитель полЄтами и тут едва не совершил летальную ошибку, отправл€€ мен€ на второй круг. ’орошо, что командир выхватил у него трубку радио и дал команду на посадку.

я тут же убрал обороты, бросил самолЄт к земле, приземлилс€ на повышенной скорости на середине полосы, выпустил тормозной парашют. ѕарашют, к счастью, не оборвалс€. я начал тормозить и остановилс€, выкатившись с полосы всего 15-20 метров.  омандир полка даЄт команду: "635-й выключай двигатели". я выключил. —мотрю подъезжает командирский "газик", выходит командир, открывает кабину самолЄта, обнимает мен€ и говорит: "ћолодец, Ќиколай! ћолодец!!"

ѕолЄт был закончен... ј € оказалс€ ещЄ и молодец...

¬от так бы, видимо, и ёрий јлексеевич рассказывал бы свои мысли, действи€ и сомнени€, победив они в этой непростой катастрофической ситуации, но... ќб этом они уже никогда не расскажут.

«адн€€ кабина самолета ”“» ћи√-15 -->

Ќу и в продолжение этой темы, чтобы у авиационных "знатоков" уж совсем бы не осталось сомнений, что от извести€, что у —ерЄгина не было ручки управлени€, совсем Ќ≈ Ќјƒќ ѕјƒј“№ —ќ —“”Ћ№≈¬, добавлю, что в училищах все курсанты на Ћ-29 именно так и вылетали самосто€тельно. »нструктор давал допуск, сам вылазил из кабины, в задней кабине зав€зывали ремни парашюта, чтобы не болтались в полЄте и... курсант летел с ручкой, но... Ѕ≈« »Ќ—“–” “ќ–ј в задней кабине.

–едкие, но всЄ же бывали случаи, когда инструктор дл€ подстраховки говорил курсанту: "ѕет€ полетишь "сам". я буду в задней кабине, но имей ввиду, там мен€ нет. ƒелай всЄ сам. ¬ случае чего € тебе помогу".

¬от и всЄ. ¬от так вот примерно было в обыденной полковой повседневной жизни. » мен€ просто удивл€ет, что все "авиазнатоки" будто бы с луны свалились и ничего и никогда не слышали об этом.

ёрий √агарин на самолЄте ”“» ћи√-15 мог с закрытыми глазами взлететь, полететь и прилететь. ¬от как о его подготовке отзывалс€ командир эскадрильи ј.ћ.”стенко, который и давал ему допуск к самосто€тельным полЄтам:

"...’от€ ё.ј. √агарин был уже известным человеком во всем мире, чувство скромности никогда его не покидало. ќн не требовал к себе особого отношени€, был таким, как многие его товарищи, хот€ по внутренней собранности, аккуратности и настойчивости чувствовалась велика€ сила в этом человеке. ќн имел манеру негромко разговаривать, часто и умело пользовалс€ юмором, что соответственно всех уравнивало, а его делало еще более земным и привлекательным. ¬нутренн€€ дисциплинированность, аккуратность отложили, естественно, отпечаток на всю его профессиональную подготовку.

ё.ј. √агарин все указани€ на полеты записывал подробно. ¬ел, как и все летчики, тетрадь подготовки к полетам. —хемы полета и действи€ свои на каждом этапе им описывались грамотно и досконально всегда были изучены. ќсобые случаи в полете он знал очень хорошо и практически все действи€ отработал на тренажах в кабине самолета. ¬ полет брал наколенный планшет, где были нанесены схемы заходов на запасные аэродромы и пор€док св€зи при выходе на них.

ё.ј. √агарин в кабине самолета чувствовал себ€ уверенно. √отовилс€ к полетам он основательно, не отступа€ от норм и правил. ¬слепую знал расположение кранов, тумблеров. ¬ технике пилотировани€ не допускал резких движений. Ќа замечани€ в воздухе реагировал своевременно.

ѕри наличии перерывов в полетах технику пилотировани€ восстанавливал быстро. “ехника пилотировани€ ё.ј.√агарина отличалась чистотой выполнени€ элементов.  оличество контрольных полетов, выполненных им в марте мес€це (18), было обусловлено облачной погодой, ввиду чего приходилось планировать и производить полеты по специальным вариантам, чтобы искусственно не создавать перерывов в полетах.

¬ыполненный ё.ј.√агариным контрольный полет по кругу и в зону 22 марта 1968 года понравилс€ мне своей плавностью, энергичностью, качеством выполнени€ элементов. ƒл€ такого летчика в объеме выполн€емого задани€ инструктор был уже не нужен. ё.ј.√агарин был очень пор€дочный человек. ќн хотел летать не просто на словах, а на деле и поэтому ко всем вопросам летной подготовки относилс€ очень серьезно. ѕо другому относитьс€ он не мог."

Ѕывший командир истребительной авиационной эскадрильи
полковник запаса ”стенко ј.ћ.
»юль 1988 года."

ƒа, инструктор ему был не нужен, но... Ќе нужен был только » “ќЋ№ ќ в тех услови€х, в которых √агарин был подготовлен, т.е. в простых метеоуслови€х, без облаков! » если бы они полетели не в облаках, а под облаками ѕќ  –”√”, то никакой трагедии бы не произошло. » вот тут ошибку сделал —ерЄгин, разрешив ёрию √агарину лететь в зону в облаках, вместо того, чтобы выполнить два полЄта по кругу под облаками.

Ќо даже и на этот вопрос, почему же √агарин с —ерЄгиным полетели в зону... и почему в облаках? - ответы довольно простые.

¬ зону они полетели потому, что —ерЄгину дали указание ещЄ раз проверить √агарина перед самосто€тельным вылетом. ј проверка перед самосто€тельным вылетом предполагает именно полЄт в зону по упражнению номер два и полЄт по кругу по упражнению номер три. ¬от они автоматически и полетели в зону, не задумыва€сь над детал€ми этого ƒќѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ√ќ проверочного полЄта.

ј почему полетели в облаках?..

ƒело в том, что, во-первых, когда они ещЄ только собирались лететь, погода ещЄ была довольно проста€. ќблачность была не полна€, 5-7 баллов с прослойками. –ешение лететь в зону было прин€то. ѕока готовились, пока запускали двигатель, пока выруливали, - погода всЄ врем€ усложн€лась.  огда прилетели в зону, облачность уже была сплошна€, правда, с прослойками.

» вот тут, забега€ вперЄд, скажу, что вы€вл€етс€ ещЄ одна просто ј–’»¬ј∆Ќ≈…Ўјя деталь, на которую оп€ть же, как всегда, Ќ» “ќЎ≈Ќ№ » из "авиа знатоков" даже и не попыталс€ обратить внимани€.

”прощенна€ схема полета самолета √агарина-—ерегина -->

√агарин с —ерЄгиным прилетели в зону и должны были выполн€ть задание в зоне в течение ƒ¬јƒ÷ј“» минут. Ќо они попилотировали в зоне “ќЋ№ ќ „≈“џ–≈ минуты, и √агарин доложил, что задание в зоне закончил.

ѕочему?!.. „то их напугало? „его они испугались?

ќказываетс€, на соседнем аэродроме  иржач заход€щий на посадку военно-транспортный самолЄт доложил погоду: "ѕриближаетс€ фронт. ћокрый снег. ќблачность 300 метров. ¬идимость 3."

–овно через дес€ть секунд ѕќ—Ћ≈ этого сообщени€ √агарин и доложил по радио, что задание в зоне закончил и запросил разворот и снижение на привод. „то это? —овпадение? »ли —ерЄгин пон€л, что в этих услови€х √агарин не сможет зайти на посадку, а он ему Ќ»„≈ћ не сможет помочь?

¬ своих догадках и предположени€х мы иногда заходим в такие Ќ≈ѕ–ќ’ќƒ»ћџ≈ дебри, что порой кажетс€, что они полетели в какую-то самую отдалЄнную и самую опасную √алактику нашей ¬селенной... ј не на ѕ–ќ—“≈…Ў≈ћ самолЄте, в ѕ–ќ—“≈…Ў»’ услови€х, по ѕ–ќ—“≈…Ў≈ћ” заданию.

¬о-вторых, почему —ерЄгин, сев в кабину, дал команду лететь в зону в облаках, а не по кругу под облаками?..

ƒело в том, что ёрий √агарин какие-то контрольные полЄты уже летал в облаках. ƒа, он не был подготовлен, но в облаках летать приходилось. —ама€ распространЄнна€ ошибка неподготовленных лЄтчиков при попадании в облака - они тер€ют контроль за распределением внимани€ по приборам. “о есть, они не понимают, что им показывают приборы и куда надо лететь, с каким курсом, какую скорость держать и др. » если им кто-то может подсказать, то ли опытный штурман в передней кабине, то ли инструктор (как в данном случае —ерЄгин), например, "ёрий, возьми курс 25 градусов и с этом курсом до команды. —нижайс€ с вертикальной дес€ть метров в секунду. ј теперь доверни вправо на двадцать градусов" и т.д., то с подсказками у лЄтчика не будет совершенно никаких проблем ни в пилотировании, ни в выходе на свой аэродром, ни в снижении под облака.

ѕотер€ пространственной ориентировки - €вление довольно редкое, и о ней в данной ситуации, когда нервы, прежде всего, у —ерЄгина, были накалены до предела, - об этом опаснейшем €влении в данный момент просто никто не вспомнил и не подумал.


6. ” семи н€нек дит€ без глаза.

¬ этой главе мы очень коротко остановимс€ на тех причинах, которые не позволили Ќ» Ќј …ќ“”,- € подчЄркиваю,- Ќ» Ќј …ќ“” приблизитьс€ к разгадке случившейс€ катастрофы. —лучай, действительно, беспрецедентный.

≈сли полистать страницы случавшихс€ происшествий, то во всех случа€х находились и прослеживались хоть какие-то признаки той или иной причины случившегос€. “о ли это был отказ техники, - непон€тно какой, но абсолютно точно, что виновата только техника... “о ли было какое-то столкновение с посторонним предметом, - непон€тно с каким, но столкновение было. “о ли это был "человеческий фактор",- непон€тны мотивы и действи€, но виноват экипаж и т.д.

¬ случае же с данной катастрофой даже сама€ изощрЄнна€ фантази€ так и не смогла даже и "промычать" что-то более менее вн€тное.

ѕо мере написани€ этой статьи € делилс€ со многими моими товарищами тем материалом, который уже был написан и отработан. » некоторые мои товарищи иногда упрекали мен€ в слишком излишней, как они выражаютс€, "самоуверенности". Ќу, написал бы,- советуют они мне,- что это тво€ ¬≈–—»я, или тво€ теори€, или твоЄ предположение или... ј то ты сразу "€ раскрою тайну"...  ак-то звучит уж слишком вызывающе...

»х, моих друзей, пон€ть можно. «а 46 лет они настолько привыкли ко всевозможного рода верси€м, догадкам и предположени€м, что "голые факты" дл€ них - это как "красна€ тр€пка" дл€ быка - ни пон€ть, ни прин€ть, ни осознать этого они просто не в состо€нии.

¬ очередной раз, на примере этой главы, ещЄ раз покажу, почему никто ничего не хочет понимать и почему все всеми методами и способами открещиваютс€ от «ƒ–ј¬ќ√ќ —ћџ—Ћј.

ƒавайте, как всегда, проследим вместе. «ададим ѕ≈–¬џ… вопрос, почему же при расследовании была така€ неопределЄнность и полнейшее отсутствие даже какой-то мельчайшей идеи?

<-- √енерал ё.¬. уликов, заслуженный военный летчик ———–

ќтвет на вопрос можно привести словами генерала ёри€ ¬асильевича  уликова, тогдашнего начальника службы безопасности ¬¬—. ћысль свою он выразил очень даже коротко и абсолютно €сно, сказав буквально следующее:

"...≈сли бы этим зан€лись 3-5 толковых специалистов, то причину катастрофы можно было бы узнать уже назавтра. ј то собрали сотни человек, а у семи н€нек дит€ всегда без глаза. ¬ 29 томах материалов правительственной комиссии нет полноценного заключительного вывода о причине катастрофы. ѕожалуй, политически правильно, что его не сделали. ¬едь надо было сказать такое, что легло бы п€тном не только на отдельные должностные лица, но и на всю страну: не за понюх табаку угробили первого космонавта!
√лавна€ беда в том, по моему убеждению, что экипаж не подготовили к полетам в столь сложных услови€х..."

 онечно же, если бы этим зан€лись, как говорит генерал  уликов, три-п€ть специалистов... да eщЄ “ќЋ ќ¬џ’...

» это мнение не только одного генерала ё.¬.  уликова. Ћюбому здравомысл€щему человеку с первого же взглада становитс€ пон€тно, что “”“ „“ќ-“ќ Ќ≈ “ј !

Ќапринер, один из основателей советской космонавтики академик ¬алентин √Ћ”Ў ќ пр€мо за€вл€л, что у ѕолитбюро не было желани€ докопатьс€ до истины. ≈го сын, јлександр √лушко в своих воспоминани€х пишет:
"я хорошо помню, как в 1987 году отец мне рассказывал, почему так и не вы€снили, что произошло с √агариным и —ерегиным. ќн считал, что дело не в запутанности самих событий 27 марта, а дело в том, как их пытались скрыть и завуалировать.
ѕо его мнению, крупное начальство (вплоть до членов ѕолитбюро) не имело ни малейшего желани€ докопатьс€ до истины. ѕоэтому плохо была организована работа по взаимодействию подкомиссий, отвратительно подобран аналитический отдел."

"¬ конечном итоге", - говорит сын академика, - "любой профессиональный следователь, имеющий техническое образование, принес бы больше пользы, чем те, кто делал окончательное заключение о причинах гибели первого космонавта".

¬от только один пример, с теми же подвесными топливными баками.

—ама€ ¬џ—ќ јя комисси€ при ÷   ѕ—— в своЄм постановлении отмечает, что наличие подвесных баков - это было грубейшим нарушением.

"ѕостановление ÷   ѕ—— и —овета ћинистров ———– Ђќ результатах вы€снени€ обсто€тельств гибели лЄтчика-космонавта ———–, √еро€ —оветского —оюза полковника ё. ј. √агарина и √еро€ —оветского —оюза инженер-полковника ¬. —. —ерЄгинаї
28 но€бр€1968 г.
є 932-331
—ов. секретно

27 марта 1968 г. во врем€ учебно-тренировочного полЄта на самолЄте ”“» ћи√-15 є 612739 произошла катастрофа, в результате которой погибли лЄтчик-космонавт ———– ё. ј. √агарин и командир полка, обслуживающего ÷ентр подготовки космонавтов, инженер-полковник ¬. —. —ерЄгин.

ѕри осуществлении полЄтов 27 марта 1968 г. были допущены серьЄзные недостатки:
Ц в нарушение требований курса боевой подготовки самолЄт ё. ј. √агарина вылетел с подвесными топливными баками..."

 омисси€ отмечает нарушение, но никто даже и не попыталс€ спросить, а почему же висели топливные баки, кто их повесил зачем и когда. ¬едь все же люди, которые их подвешивали, были тут же среди всех присутствующих членов комиссий.

”же много позднее јлександр –охлин нашел техника самолЄта! ∆ивого. Ёто јлексей јлександрович Ћевицких. Ќа пр€мые вопросы корреспондента Ђћ ї Ћевицких отвечал очень спокойно и уверенно. —амолЄт был исправный. ¬ этот день он не должен был летать, но он его подготовил в полном объЄме. ¬се было нормально! Ц получил –охлин однозначный ответ.

ј вот по жизни јлексей јлександрович после гибели √агарина и —ерегина попал в Ђфорсажный следї: его два года теребил  √Ѕ, пока техник не уволилс€ и не уехал из „каловского.

Ќу и, конечно же, главна€ причина всей этой неразберихи была в том, что необычность этой катастрофы повергла в шок абсолютно всех до √енерального —екретар€ ÷   ѕ—— включительно.

ƒл€ расследовани€ катастрофы была создана √осударственна€ комисси€, но даже после многомес€чной работы сотен специалистов комисси€ не смогла однозначно объ€снить причины трагедии. ¬ результате отчЄт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных еЄ членов.

¬ состав основной комиссии входили дес€тки подкомиссий и все они работали абсолютно автономно. ќбмен информацией был запрещЄн. ¬се материалы подкомиссий были строго засекречены.

¬ дополнение ко всему, на такую "загадочность" повли€л, конечно, и тот факт, что о демонтаже ручки управлени€ мало кто знал. ¬ыше мы уже говорили об этом.

Ќу а —јћќ≈ главное то, о чЄм сказал генерал ё.¬. уликов:
"¬ 29 томах материалов правительственной комиссии нет полноценного заключительного вывода о причине катастрофы. ѕожалуй, политически правильно, что его не сделали. ¬едь надо было сказать такое, что легло бы п€тном не только на отдельные должностные лица, но и на всю страну: не за понюх табаку угробили первого космонавта!"

» это ёрий ¬асильевич ещЄ очень м€гко сказал. ј теперь только Ќј ћ√Ќќ¬≈Ќ№≈ представьте, что на стол ѕолитбюро ÷   ѕ—— и лично Ћеониду »льичу положили бы вот такую короткую (не 29 томов) докладную записку с указанием истинной причины катастрофы (причЄм, про сн€тую ручку пока бы даже и не говорили).

√ерой —оветсткого —оюза, генерал Ќ.‘. узнецов, в 1963-72гг. начальник ÷ентра подготовки космонавтов -->

"¬ ѕолитбюро ÷   ѕ—— и лично √енеральному секретарю.
ƒокладываем, что 27-го марта ёрий √агарин должен был выполнить два самосто€тельных полЄта на ћиг-17. «а 45 минут до взлЄта генерал  аманин через генерала  узнецова задание √агарину изменил, приказав командиру полка —ерЄгину ещЄ раз лично проверить √агарина на учебном самолЄте ”“» ћи√-15. —ерЄгин в этот день на полЄты не планировалс€. ”чебные самолЄты все были задействованы. ¬ итоге из “Ё„ притащили учебный самолЄт ”“» ћи√-15 номер 18, который на полЄты не планировалс€ и 26-го числа на предварительной подготовке к полЄтам не готовилс€. ¬ итоге на самолЄте номер 18 не сн€ли подвесные топливные баки, не зар€дили самописец параметров полЄта бумагой, кран вентил€ции кабины не закрыли. —осто€ние погоды перед вылетом не проанализировали, вместо простых условий, полетели в зону в облаках. ѕрилетев в зону, из-за несоответстви€ метеоусловий задание в зоне выполн€ть не стали, доложили о выходе из зоны и „≈–≈« 45 —≈ ”Ќƒ —јћќЋ®“ —“ќЋ Ќ”Ћ—я — «≈ћЋ®…."

 аково?!

ј если бы ещЄ написали и уточнили, по какой причине самолЄт сто€л в “Ё„, что там в результате доработки сн€ли ручку управлени€ в кабине инструктора... » какова бы была реакци€ ѕолитбюро?

Ќа этот вопрос отвечать пока не надо. Ёто будет всем задание на самоподготовку...

» в заключение данной главы напомню ещЄ раз (дл€ особо забывчивых) воспоминани€ —тепана јнастасовича ћико€на.

"...ћне довелось участвовать в работе комиссии по расследованию причин этой катастрофы, поэтому € счел необходимым высказать свое мнение, основывающеес€ на фактических данных и косвенно обоснованных предположени€х.

ѕо плану, в этот трагический день, 27 марта 1968 года, сделав накануне полеты с инструктором и командиром эскадрильи, √агарин сразу должен был лететь на одноместном ћи√-17. Ќо генерал Ќ. узнецов попросил недавно назначенного командиром полка ¬ладимира —ергеевича —ерегина сделать с √агариным еще один контрольный полет на "спарке" ”“» ћи√-15 (самолете с двойным упpавлением). Ѕлагое желание начальника ÷ентра подготовки космонавтов еще раз проверить готовность летчика обернулось трагедией. √агарин и —ерегин разбились на самолете ”“» ћи√-15 в конце полета в зону на пилотаж."

ѕримечание: тут —тепан јнастасович допустил маленькую неточность. ј мы ко всем "неточност€м" относимс€ очень даже принципиально:

"ѕопросил недавно назначенного командиром полка ¬ладимира —ергеевича —ерегина сделать с √агариным еще один контрольный полет на "спарке" ”“» ћи√-15" - не генерал Ќ.ј. узнецов.

√енерал  узнецов только передал —ерЄгину приказание генерала  јћјЌ»Ќј сделать с √агариным ещЄ один полЄт на учебном самолЄте.

Ќу, и в конце этой главы хотел бы всЄ-таки привести и ещЄ ќƒЌ» —Ћќ¬ј —тепана јнастасовича:

"ѕопутно замечу, что опубликованна€ в »нтернете стать€ Ќ. . —ергеева полна еще более нелепых и неграмотных Ђсведенийї и заключений."

¬несу короткое по€снение. ƒействительно, в данном случае речь идЄт о моей статье " ак погиб √агарин", котора€ была написана и опубликована в газете "Ќаш “ехас" 14 ма€ 2003 года. —тать€ была написана дл€ широкой публики и в очень кратком варианте.  ак профессиональный специалист, —тепан јнастанович абсолютно правильно, с научной точки зрени€, дал оценку этой "писанине".

Ќо... после ознакомлени€ с данной публикацией, думаю, что —тепан јнастасович помен€ет своЄ мнение об авторе этой статьи...

ƒа... ” семи н€нек... Ќо на самом-то деле, этих "н€нек" в разы было больше, около двухсот человек. Ѕыло создано 20 (!!!) подкомиссий. ¬от что, например, вспоминает участник тех событий »ван ‘едорович –убцов, √ерой —оветского —оюза, полковник в отставке:
"...ѕравительственную комиссию по расследованию причин катастрофы возглавил кандидат в члены ѕолитбюро (курировавший Ђоборонкуї) ƒмитрий ”стинов.  омиссии предсто€ло исследовать 20 версий случившегос€. ѕо каждой была сформирована рабоча€ группа из специалистов ¬¬—. Ќа мен€ возложили задачу координации де€тельности этих групп".

<-- √ерой советского —оюза, генерал-лейтенант ј.».ѕушкин

ƒостаточных доказательств ни по одной версии собрать не удалось.  омисси€ ограничилась заключением, что наиболее веро€тна€ причина катастрофы - трагическое завершение маневра уклонени€ от столкновени€ с гидрометеозондом.

ќднако, справедливости ради надо сказать, что рабочие группы и подкомиссии вы€вили неисчислимое множество всевозможных больших и маленьких нарушений, но... удивл€ет тот факт, что практически ни по одному серьЄзному нарушению не было сделано ни одного объективного заключени€.

¬от тоже воспоминани€ и свидетельства одного из участников тех событий. јнатолий »ванович ѕушкин, √ерой —оветского —оюза, генерал-лейтенант в отставке:
"...¬о врем€ расследовани€ мы вы€вили неимоверное количество нарушени€ правил летной службы. –азведку погоды сделали с опозданием, погоду не проанализировали.

ј погода оказалась прескверной. Ќедаром вместо запланированных 30 минут полета экипаж уже через п€ть минут доложил: задание выполнено, прошу разрешени€ на возвращение. ј вскоре машина врезалась в землю.

ѕеред самым вылетом у —ерЄгина был очень крупный непри€тный разговор с начальником „каловского гарнизона. Ќервы были взвинчены, да к тому же, приехав на аэродром, ему передали приказ генерала  аманина делать с √агариным не запланированный полЄт . » это "распор€жение" окончательно вывело —ерЄгина из себ€!

»мелось множество более мелких нарушений, которые в совокупности могли привести к катастрофе. ћне, как бывшему командующему воздушной армией, это очевидно. ’от€ кто конкретно виноват, не скажу, так как расследование до конца доведено не было. Ќа завершающем этапе Ћеонид Ѕрежнев распор€дилс€: расследование прекратить - народ успокоилс€, незачем его снова будоражить. Ёто выгл€дело странно. ќднако приказ есть приказ. ѕришлось свернуть работу комиссии".

ћы уже упоминали, что подвесные баки висели.  омисси€ ÷   ѕ—— отметила этот факт как серЄзное нарушение, но... до истины, почему они висели - так и не дошли.

 ак только вы€снили, что упражнение экипаж выполн€л с подвесными баками, тут же за€вили, что это было опаснейшее нарушение, которое могло непосредственно повли€ть на исход полЄта. " то разрешил?" - спросили чкаловцев. " омандир части", - ответили они. “о есть - сам командир учебного авиаполка ÷ентра подготовки космонавтов (÷ѕ ) полковник ¬ладимир —ерЄгин.

ƒоложили по команде в штаб ¬оенно-воздушных сил. Ќа следующий день оттуда прибыл начальник управлени€ эксплуатации ¬¬— генерал „ирков. "ѕодвесные баки - не наше дело, - чЄтко сказал он. - Ќаша задача - найти отказ авиатехники". —тало пон€тно, что гибель √агарина - дело политическое, а в таких случа€х поиск истины всегда отходит на задний план".

√оворили тут и о бортовом самописце, который не зар€дили бумагой. Ќо, оп€ть же, почему его не зар€дили, - никто не стал искать ответ.

"Ќа летном поле экипаж ждал старенький ”“» (учебно-тренировочный истребитель) ћи√-15. Ђ„ерных €щиковї на эти модели, как известно, еще не ставили. ”“» ћи√-15 был оборудован самописцем, записывающим скорость и высоту полета, но в тот день в самописец самолета √агарина почему-то забыли вставить бумажный листок, и никто этого не заметил."

”поминали тут и незакрытый кран вентил€ции кабины, но... никто даже и не попыталс€ вы€снить, а почему же кран был не закрыт.

ќб этом говорит сам генерал  узнецов:
"—ерегину и √агарину предоставили самолет чехословацкого производства, у которого была, казалось бы, несущественна€ особенность: кран вентил€ции кабины. —тоит ли удивл€тьс€? Ќа ”“» ћи√-15, которые выпускались отечественными предђпри€ти€ми, вентил€ци€ включалась рычагом. ѕользу€сь им, пилот ни при каких обсто€тельствах не мог разгерметизировать кабину. ј вот кран вентил€ции, установленный в чехословацкой машине, напр€мую соедин€л кабину с атмосферой. ќб этом многие наши пилоты просто не знали. я специально спрашивал летчиков. Ћишь некоторые дали правильный ответ.

“ак вот, еще до взлета ћи√а кран в кабине √агарина был открыт примерно наполовину. ¬озможно, во врем€ предыдущего полета пилот им пользовалс€ и оставил полуоткрытым. ј на предварительной подготовке самолЄта кран почему-то не проверили и не закрыли."

—прашиваетс€ оп€ть же, ну ѕќ„≈ћ” кран не закрыли на предварительной подготовке (если предварительна€ подготовка ¬ќќЅў≈ с этим самолЄтом проводилась), кто не закрыл и кто не проконтролировал?!...

ћы здесь привели примеры и обратили внимание “ќЋ№ ќ на отдельные вы€вленные казусы расследовани€ но, если говорить объективно, кроме подобных  ј«”—ќ¬, ничего больше, собственно, и не было.

ћы перебрали и переворошили дес€тки версий, догадок и предположений, и никак не могли вз€ть в толк, как такие грамотные и такие образованные люди могли "нести" такую откровенную ахинею?

ѕриведу только один пример. Ќекоторые мои знакомые, ознакомившись с отдельными набросками моей статьи, обвин€ют мен€ в том, что € иногда слишком жЄстко сужу и отзываюсь о некоторых наших заслуженных и уважаемых люд€х, особенно о дважды и трижды геро€х. ”прекают мен€, что если бы, мол, и не поддакивать им, то лучше было бы скромно промолчать, если с чем-то не согласен, а не доказывать им, если даже они и не совсем правы...

—кажу наперЄд, что против какой-либо конкретной личности никогда ничего не имел и не имею плохого.  аждый человек индивидуален и вправе говорить и думать, всЄ, что он пожелает, но... ƒело в том, что то положение в обществе, которое конкретный человек занимает, должно хоть как-то соответствовать его интеллекту, образованию и его внутреннему содержанию. ќсобенно, если это касаетс€ исполнени€ его должностных об€занностей. ≈сли это колхозный конюх, то значит, у него лошади должны быть самые быстрые. ≈сли деревенский пасечник,- то у него ульи должны лопатьс€ от пчЄл.

ј если космонавт?..

—идит один такой космонавт (не буду называть фамилию) перед видеокамерой и повествует нам один из случаев из своей "космической биографии":

Ђ√де-то в середине 70-х годов € получил письмо из Ћенинграда, от €сновид€щей, Ч рассказывал этот космонавт. Ч ќна написала, что √агарин не погиб. ≈го забрали на свою планету инопланет€не. » вот √агарин через нее передает, что ждать мен€ будет в определенный день в 8 часов утра на  расной площади. я понимал, что √агарин погиб. ∆ена јлла ‘едоровна говорит Ч неужели ты поедешь? ј ты только представь, отвечаю, Ч € не поеду, а эта €сновид€ща€ будет на  расной площади. ѕотом скажет, что √агарин приходил, а € на зов своего лучшего друга не €вилс€ Е ѕоехал. ѕросто€л у √”ћа три часа.  онечно, никакого √агарина не было ї.

я даже не буду комментировать этот "биографический эпизод". «ададимс€ “ќЋ№ ќ одним вопросом: "ј что, если среди "«Ќј“ќ ќ¬" таких было ЅќЋ№Ў»Ќ—“¬ќ?.."

ѕереход€ к следующей главе, мы никак не могли обойтись без жгучей перчЄной сатиры - настолько мы начитались парадоксов во всех опубликованных и не опубликованных верси€х.

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈


¬ начало



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены