ћосква +7 495 545 6936
ќдесса +38 0482 30 9192
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

"ёрий √агарин. √ибель Ћегенды.  ак это было" (продолжение).

ћы на YOUTUBE


≈сть вопросы по ремонту двигателей? ’отите знать, как это делаетс€? Ќе проблема! “олько у нас - самые интересные видеоматериалы о ремонтных технологи€х и еще о многих интересных вещах про двигатели! —мотрите и подписывайтесь на наш канал!
Ќаши видео на YouTube

ћы в INSTAGRAM


Ќаши самые интересные новости и технические материалы - здесь!

ћы в Instagram - заходите в гости

“≈’ЌќЋќ√»»


–емонт головок блока цилиндров:
как это делаетс€
- смотрите видеорепортаж из нашего цеха.


“ехнологии капитального ремонта √Ѕ÷

“ехнологии ремонта двигателей

ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈


Provalveќборудование дл€ ремонта головок блока цилиндров ќборудование дл€ мойки и очистки деталей

Guysonќборудование GUYSON ќборудование дл€ ремонта нижней части двигател€

STANDARD AUTOMOTIVEќборудование STANDARD AUTOMOTIVE ROBBIќборудование ROBBI DALCAN Machines-Denmarkќборудование DALCAN Machines-Denmark ѕрочие станки и оборудование ѕользователи наших станков

Ѕиблиотека наших станков


”—Ћ”√»


–емонт двигателей Ѕюро моторной экспертизы

ћоторные запчасти

÷ены на работы


»Ќ‘ќ–ћј÷»я


 ак проехать в —ћ÷

Ѕиблиотека наших станков

Ќаши специалисты

Ќаши партнеры

авиаци€ Ќаши исследовани€ в авиации Ќаучна€ работа ¬акансии

ќпыт работы и —ћ» ‘орум мотористов

ј–’»¬


—пециализированный моторный центр "јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" работает с 1997 г.

ќсновна€ де€тельность компании - ремонт автомобильных двигателей.  омпани€ имеет центр механической обработки деталей двигателей, оснащенный импортным станочным оборудованием высшего качественного уровн€ производства фирм AMC-SCHOU, DALCAN-Machines (ƒани€), ROBBI (»тали€), SERDI (‘ранци€), PROVALVE (“урци€).

—ћ÷ "јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" €вл€етс€ российским представителем известных мировых лидеров в производстве оборудовани€ и инструмента - компаний ROBBI (»тали€), GUYSON (јнгли€), PROVALVE (“урци€), DALCAN Machines-Denmark (ƒани€), SERDI Srl (»тали€).

Ѕлагодар€ передовым технологи€м и квалифицированному персоналу в сочетании с современным шлифовальным, расточным и хонинговальным оборудованием компани€ обеспечивает высшее качество ремонтных работ и €вл€етс€ одним из лидеров на рынке моторно-ремонтных услуг –оссии.

Ќаши моторные центры:
ЂјЅ-»нжиниринг-Ўереметьевскийї:
тел. +7 495 545-6936, +7 495 502-5964, e-mail: написать
ЂјЅ-»нжиниринг-–€заньї:
тел. +7 960 5 777-999,
ЂјЅ-»нжиниринг-≈катеринбургї:
тел. +7 343 226-7177,
ЂјЅ-»нжиниринг-ќдессаї:
тел. +38 0482 30-9192,

јЅ-»нжиниринг - главна€ страница
(публикуетс€ с личного разрешени€ автора).

3.  ак рождаютс€ "блудЄжки" в двух соснах...

ћы уже упоминали здесь, что ни единый специалист, расследовавший эту катастрофу, не задалс€ вопросом " уда же, согласно плановой таблицe, должен был лететь √агарин?"

ћало того, почти все опрошенные авиаспецы, как шаманское заклинание, с завидной настойчивостью повтор€ют одно и то же, что планова€ таблица - это св€та€-св€тых авиационных законов, что нарушать еЄ никто и никогда не имеет права, и что лЄтчики могут лететь только те полЄты, которые нарисованы в плановой таблице и ... никак иначе! –ассужда€ таким образом, все эти авиационные "знатоки" став€т во главу угла заведомо фальшивое и не имеющее ничего общего с реальностью утверждение: что согласно плановой таблицe они должны были лететь в зону именно на спарке номер 18. ќтталкива€сь от этого заведомо ложного посыла, начинают делать все остальные выводы, основанные на этом ложном посыле и завод€т все последующие рассуждени€ в глубокие дебри неразберихи.

A теперь посмотрим, к чему привод€т эти ложные посылы, и проследим логику.

ёрий √агарин полетел с —ерЄгиным в зону на самолЄте ”“» ћи√-15, бортовой номер 18. Ёто факт, как говор€т, de-facto. ј раз они полетели, значит...

» дальше идут уже "логично" надуманные и непреднамеренно фальшивые рассуждени€. A именно, какие рассуждени€?

ј рассуждени€ следуют вот какие.

–аз они полетели, значит полЄт был в плановой таблице. ј раз полЄт был в плановой таблице, значит самолЄт бортовой номер 18 готовилс€ к полЄтам 26-го марта в день предварительной подготовки. ј раз самолЄт готовилс€ на предварительной подготовке к полЄтам, значит ...

» вот тут сама по себе про€вл€етс€ небольша€ и вполне естественна€ "пробуксовочка", в частности, по-поводу подвесных топливных баков... Ѕаки-то почему-то не сн€ли. » если самолЄт готовилс€ на предварительной подготовке, то почему не сн€ли подвесные топливные баки?

Ќу... что касаетс€ баков, то могли и... забыть сн€ть - с кем не бывает... Ѕортовой самописец параметров полЄта бумагой не зар€жен... ну тоже могли забыть зар€дить бумагой.  ран вентил€ции кабины не закрыт... Ќу, если не закрыли при подготовке к этому полЄту, то закроют в другой раз...

Taк?..

ƒа, по рассуждени€м получаетс€, что именно так... ј на деле?.. ј на деле ни один из больших и малых фактов и фактиков не вписываетс€ в предварительно высказанные предположени€ тех, кто вЄл это расследование. ј почему?..

ƒа потому что эти самые заведомо высказанные передположени€ Ќ» ј  не вкладываютс€ в реальную картину происход€щего.

Ѕаки не сн€ли, самописец бумагой не зар€дили, кран вентил€ции не закрыли, но... ¬—® –ј¬Ќќ... самолЄт был подготовлен(?) к полЄтам...

 онечно же, всЄ это можно было бы пропустить мимо внимани€, но...  ак можно не видеть пр€мое издевательство над здравым смыслом, которое буквально на каждом шагу демонстрировали и показывали все эти "высокопоставленные" и "высокоположенные" государственные и партийные комиссии, когда на такую "подготовку" самолЄта к полЄту они дают такое "авторитетное" заключение:

"ѕо всем вопросам заключение было вполне положительным, что позволило комиссии сделать такой вывод: Ђѕодготовка самолЄта к полЄту 27.III.68 года произведена в полном объЄме, в соответствии с требовани€ми действующей документации по технической эксплуатацииї.

Ќу позвольте, "высокоположенные знатоки", разве Ё“ќ не издевательство над здравым смыслом?! –ади такого случа€ маразматики привожу этот абзац полностью:

"–асследование вели две подкомиссии, которые имели возможность привлекать к работе самых квалифицированных специалистов, любые научные институты и компетентные организации. –езультаты самых разнообразных исследований собраны и обобщены в 30 солидных томах. ќни содержат подробные данные анализов, расчЄтов, мнений, опросов свидетелей, выводов и заключений, скреплЄнных подпис€ми авторитетных учЄных, военачальников, партийных работников, лЄтчиков, космонавтов, инженеров, врачей, экспертов.

ѕодход был столь многоплановым, разносторонним, тщательным, привлечено было так много объективных показателей, что люба€ попытка использовать сомнительные материалы или недостоверные сведени€ немедленно отпадала. „тобы не утомл€ть читател€ техническими подробност€ми, остановимс€ только на главных вопросах и тех ответах, которые были на них получены.

ѕерва€ проблема была св€зана с рассмотрением авиационной техники и включала в себ€ всЄ, что имело пр€мое или косвенное отношение к еЄ состо€нию и работоспособности. ¬тора€ Ч охватывала большой комплекс вопросов о подготовленности лЄтчиков, организации полЄтов, соблюдении строгих пор€дков, необходимых дл€ безопасности полЄтов.

ѕо всем вопросам заключение было вполне положительным, что позволило комиссии сделать такой вывод: Ђѕодготовка самолЄта к полЄту 27.III.68 года произведена в полном объЄме, в соответствии с требовани€ми действующей документации по технической эксплуатацииї.

ƒокументальный фильм "√ибель √агарина: возвращение истины", где на 4-й минуте есть важное замечание —.ј.ћико€на о том, в какой полет должен был лететь √агарин.

ј как на самом деле?! ј на самом деле... ѕовторюсь ещЄ раз, что... "Ѕаки не сн€ли, самописец бумагой не зар€дили, кран вентил€ции не закрыли, но... ¬—® –ј¬Ќќ... самолЄт был подготовлен(?) к полЄтам в... полном объЄме".

Ќу и... как это можно назвать, кроме как »«ƒ≈¬ј“≈Ћ№—“¬ќћ Ќјƒ «ƒ–ј¬џћ —ћџ—Ћќћ?!..

Ќо продолжим.

„тобы ещЄ раз, во всей красе и полноте показать ту маразматику, котора€ буквально пропитала все последующие дознани€ и расследовани€. ј заодно и посмотрим, кака€ ћ≈“ќƒ» ј примен€лась при дознании, и кто в этой методике был заинтересован. — "подготовкой" самолЄта к полЄту мы почти уже разобрались! ј теперь ещЄ раз зададимс€ вопросом, eщЄ раз повторим вопрос: " уда же, согласно плановой таблицe, должен был лететь √агарин?"

» когда начинаем "т€нуть" за ниточку, то вы€сн€ютс€ абсолютно пародоксальные вещи. ќказываетс€, в этот день ёрий √агарин ¬ќќЅў≈ не должен был лететь на учебном самолЄте с —ерЄгиным, а сразу же должен был лететь самосто€тельно на самолЄте ћиг-17 бортовой номер 19, который был подготовлен и сто€л ждал его на ÷«. ћало того, спарка ”“» ћи√-15 номер 18 вообще не должна была летать в этот день, она вообще уже не летала две последние недели и...

ќбратимс€ к фактам и документам.

ѕервое. Bот на этом видео —тепан јнастасович ћико€н на четвЄртой минуте говорит, что "...√агарин должен был лететь самосто€тельно. Ёто был дополнительный полЄт, его не собирались делать".

ј вот тут —тепан јнастасович пишет в своих воспоминани€х:

"...ћне довелось участвовать в работе комиссии по расследованию причин этой катастрофы, поэтому € счел необходимым высказать свое мнение, основывающеес€ на фактических данных и косвенно обоснованных предположени€х.

ѕо плану, в этот трагический день, 27 марта 1968 года, сделав накануне полеты с инструктором и командиром эскадрильи, √агарин сразу должен был лететь на одноместном ћи√-17. Ќо генерал Ќ.ј. узнецов попросил недавно назначенного командиром полка ¬ладимира —ергеевича —ерегина сделать с √агариным еще один контрольный полет на "спарке" ”“» ћи√-15 (самолете с двойным упpавлением). Ѕлагое желание начальника ÷ентра подготовки космонавтов еще раз проверить готовность летчика обернулось трагедией. √агарин и —ерегин разбились на самолете ”“» ћи√-15 в конце полета в зону на пилотаж."

√ерой —оветсткого —оюза, летчик-испытатель —.ј.ћико€н. ≈го мнение о причинах катастрофы самолета —ерегина-√агарина цитируют многие исследователи -->

¬торое. —делали мы попытку отыскать и плановую таблицу полЄтов на 27-е марта, но она, по-видимому, настолько оказалась "засекреченной", что где-то, видимо, в кулуарах многочисленных комиссий, сгорела и,... не иначе, как "синим огнЄм".

 стати говор€, та широчайша€ и массированна€ компани€ всеобъемлющей атмосферы фальсификации, лжи и обмана началась именно с ѕЋјЌќ¬ќ… “јЅЋ»÷џ.

» если совершенно очевидно, что –одина начинаетс€ "с картинки в моЄм букваре", то полЄты лЄтчиков начинаютс€ именно с ѕЋјЌќ¬ќ… “јЅЋ»÷џ. ¬едь вместо того, чтобы уже на следующий день положить эту плановую таблицу на стол, (как карту с планом Ѕарбороса), и посмотреть и проанализировать ещЄ раз, куда же был запланирован лететь ёрий √агарин, и убедитьс€ ещЄ раз, не были ли какие-то нарушени€ в планировании, а также посмотреть, куда и с кем ещЄ должна была летать спарка номер 18, и куда ещЄ должен был лететь —ерЄгин - вместо этого просто вз€ли и уничтожили плановую таблицy, чтобы не дай Ѕог, не вы€вилось бы, что напротив фамилии √агарина сплошные подчистки, а спарки номер 18 вообще больше не видно в плановой, да и фамили€ —ерЄгина втиснута между строчек, потомy что он вообще в этот день не должен был летать.

ћало того, нам пришлось перелопатить ворох материалов, и нигде мы ни единажды не встретили слово "планова€ таблица", как будто-бы еЄ и не существовало. ¬сЄ было сделано дл€ того, чтобы внимание от плановой таблицы отвлечь и чтобы, не приведи √осподь, чтобы о ней кто-то вспомнил.

— плановой таблицей попытка не удалась. “огда мы поискали и отыскали того командира, кто составл€л и доводил до лЄтного состава эту плановую таблицу на 27-e марта. »м оказалс€ тогдашний заместитель командира полка подполковник в отставке ¬ладимир »льич “каченко. ћы подробно объ€снили ему суть нашего вопроса, и чтобы не быть голословным, он нам посоветовал обратитьс€ к его подробному интервью опубликованному в новгородской газете "Ќет проблем!" (1990 г.), где он рассказывает о малоизвестных событи€х тех далЄких лет:

"...- ¬ 1968 году ёри€ √агарина назначают заместителем начальника ÷ентра по лЄтной подготовке, но без допуска к лЄтной работе!

—транна€ сложилась ситуаци€. √агарин - р€довой лЄтчик. » в то же врем€ - наш начальник. ќн хочет летать. ћы руками и ногами "за". ј "сверху" ему став€т палки в колЄса. «апрашиваем руководство. Ќазавтра - шифровка из ”правлени€ боевой подготовкой ¬¬— "ќт полЄтов отстранить..."

√агарин спокоен. ј —ерЄгин вскипел: "»ли снимай мен€ к такой-с€кой матери с этого потешного полка, или ноги твоей не будет у самолЄта, пока не привезЄшь письменный приказ о допуске к полЄтам!" √агарин отвечает: "ѕожалуйста". » уехал. ѕривЄз приказ √лавкома с юридически безукоризненной формулировкой "ƒопустить к полЄтам в установленном пор€дке".

—оставил штаб полка дл€ √агарина план подготовки на трЄх "простын€х". ѕрочли мы его с —ерЄгиным, и сами ужаснулись. ј √агарин спокойно просмотрел бумаги и сказал: "–аз так - значит, будем учитьс€".

”тром 27 марта получаем очередную шифровку "ЋЄтную подготовку √агарина проверить лично полковнику —ерЄгину".  то-то из высокопоставленных бюрократов и тут решил подстраховатьс€ от случайностей.

—ерЄгин отреагировал очень болезненно. ќн счЄл, что это акт недовери€ лично ему как комполка, чьи офицеры готовили √агарина к полЄту.

—амосто€тельный вылет √агарина на истребителе ћ»√-17 был отменЄн.   полЄту стали готовить "спарку" ”“» ћи√-15. Ётот внеплановый полЄт втиснули в расписание полЄтов. √агарин был оживлЄн и весел. —ерЄгин очень нервничал".

ƒалее, уже в комментари€х к данному интервью, читаем:

"...–ассказ “каченко про€сн€ет ситуацию, скрытую от внешнего мира, но воздействующую на нервы —ерЄгина, √агарина и всех, кто с ними св€зан по полЄтам. ћы теперь знаем, что был запланирован самосто€тельный вылет √агарина на истребителе ћ»√-17, но утром, буквально перед вылетом всЄ переиграли в ћоскве. ¬елели совершать полЄт √агарина с инструктором, конкретно - с командиром полка, на самолЄте ћи√-15. —амолЄт ћи√-17 был уже подготовлен, а ћи√-15 надо готовить, тратить на это врем€, напр€жЄнный график полЄтов нарушен, полЄт куда-то втиснули.  омандира полка атакуют со всех сторон: из ћосквы шифровка, генерал, который на лЄтном поле, говорит своЄ, вылет —ерЄгина не планировалс€, но надо лететь - генералы вел€т.

ѕоскольку произошла трагеди€ на самолЄте ћи√-15, который готовили в спешке, то вполне правомерно подозревать, что этот самолЄт ћи√-15 был какой-то необычный со множеством недостатков: прошЄл несколько ремонтов, двигатель тоже прошЄл 4 ремонта, генералы высказывают предположение, что "ручка" управлени€ в задней кабине была убрана по той причине, что эта машина предназначалась дл€ демонстраций катапультировани€. «ачем-то были подвешены пустые баки. ¬прочем, может, и не пустые, никто не знает.  то и когда их подвесил?"

 азалось бы, ну всЄ, теперь уже всЄ €сно. ƒальнейшие комментарии и рассуждени€ излишни, и € готов был почти на законченной научной основе, на неопровержимых и нагл€дных доказательствах резюмировать, что да, √агарин не должен был лететь с —ерЄгиным, а должен был лететь —–ј«” —јћ на ћиг-17-м... —просил мнение ћихаила ‘Єдоровича.

ќднако неугомонный "Ўерлок ’олмс" и тут подсуетилс€:
- “ы знаешь, Ќиколай, в дополнение к тому, что сказал ¬ладимир “каченко, а именно - "”тром 27 марта получаем очередную шифровку "ЋЄтную подготовку √агарина проверить лично полковнику —ерЄгину".  то-то из высокопоставленных бюрократов и тут решил подстраховатьс€ от случайностей", - € бы хотел воспроизвести и показать, кто конкретно в ћоскве "подстраховалс€"? Kогда, в какое врем€ и, если возможно, показать, как это было на самом деле?

¬идишь ли, весь мир, всЄ человечество вот уже на прот€жении сорока шести долгих лет наход€тс€ под заволакивающим гипнозом безызвестности, тайны и беспрецедентной загадки. » если мы сейчас не докопаемс€ до самой последней буковки, до самой последней зап€той, то, поверь мне, Ќиколай, никто даже и не обратит внимани€ на нашу с тобой писанину. ѕойми, что люди не заинтересованные в этом вопросе, так или иначе не будут читать наш с тобой материал, но... те, кого эта трагеди€ волновала тогда и волнует по сей день, дес€тки раз перечитают каждое наше слово, каждую нашу букву, каждую зап€тую...

ѕары дес€тков строчек далеко не достаточно дл€ того, чтобы сн€ть почти полувековую завесу тайны. ћы должны опубликовать ¬≈—№ тот материал, которым мы с тобой распологаем. ѕричЄм, изложение этого материала должно быть выполнено со всеми подробност€ми и даже с самыми, на первый взгл€д, малозначительными детал€ми. ƒумай, Ќиколай, думай... - подытожил ћихаил ‘Єдорович.

ƒа, всЄ верно. — этим не поспоришь! ƒокапыватьс€ надо до самых глубин, до самых мелочей,... что мы и постарались сделать во всей нашей последующей работе. ¬ том числе, мы показали, как же "рождалс€" тот дополнительный контрольный полЄт на спарке, который в плановой таблице никто и не планировал. »ными словами, как вспоминает заместитель командира полка подполковник в отставке ¬ладимир »льич “каченко, кто же из высокопоставленных бюрократов решил подстраховатьс€ от случайностей и дал ёрию √агарину этот незапланированный дополнительный полЄт с командиром полка ¬ладимиром —ерЄгиным..

√енерал-лейтенант Ќ.ѕ. аманин, руководитель подготовки космонавтов -->

ќтвет на этот вопрос мы нашли пр€мо из первейшего первоисточника, а именно, всЄ это было подробно изложено в дневнике генерала  аманина. ѕроцитируем:

"...26-го марта в 15:00 под председательством √.ј.“юлина началось заседание √оскомиссии по кораблю Ћ-1.

ѕосле заседани€ √оскомиссии генерал  узнецов доложил мне, что завтра предполагаетс€ выпустить √агарина в самосто€тельный полет на самолете ћи√-17.  узнецов просил мен€ разрешить ему лично проверить на самолете ”“» ћи√-15 подготовленность √агарина к самосто€тельному вылету. —овместный полет √агарина с  узнецовым € запретил, пр€мо за€вив последнему, что он давно утратил навыки летчика-инструктора. я разрешил командиру полка ¬.—.—ерегину проверить завтра технику пилотировани€ у √агарина, а генералу  узнецову приказал лично проверить организацию выпуска в полет √агарина, проанализировать и доложить мне воздушную обстановку и метеоуслови€. ѕраво на разрешение самосто€тельного вылета √агарина € оставил за собой".

Ќу вот и всЄ. ¬от так вот и "родилс€" этот ƒќѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќџ… полЄт с —ерЄгиным, который и привЄл в последствии к смертельной катастрофе. ƒальнейшие рассуждени€ по-поводу этого полЄта просто излишни. ѕотому как любой лейтенант-лЄтчик подробно расскажет вам рабочий распор€док работы полка. 26-го марта - день предварительной подготовки к полЄтам. ¬ 8:30 утра построение полка. «атем доведение (уже готовой) плановой таблицы, обед, в три часа контроль готовности к полЄтам и в 16:30 конец рабочего дн€, лЄтчики расход€тс€ по домам.

ј теперь обратим внимание, что в 16:30 лЄтчики уже разошлись по домам, а у генерала  аманина в 15:00 началось заседание комиссии и где-то в 16 - 16:30 это заседание закончилось, и после этого состо€лс€ разговор с генералом  узнецовым насчЄт этого дополнительного полЄта.

"ѕосле заседани€ √оскомиссии генерал  узнецов доложил мне, что завтра предполагаетс€ выпустить √агарина в самосто€тельный полет на самолете ћи√-17.  узнецов просил мен€ разрешить ему лично проверить на самолете ”“» ћи√-15 подготовленность √агарина к самосто€тельному вылету. —овместный полет √агарина с  узнецовым € запретил, пр€мо за€вив последнему, что он давно утратил навыки летчика-инструктора. я разрешил командиру полка ¬. —. —ерегину проверить завтра технику пилотировани€ у √агарина."

“.е. планова€ таблица была уже сделана на чистовик, а этот полЄт с —ерЄгиным в ней даже и не упоминалс€.

Ќа следующий день, 27-го марта лЄтчики прибыли на аэродром, на полЄты. –азведка погоды, предполЄтный тренаж и начало полЄтов, согласно плановой таблицы.

 омандир полка ¬.—.—ерЄгин, прибыл на полЄты 27-го марта 1968 г. с опозданием.  ак потом вы€снилось, он вообще не должен был летать в этот день. Ќа этот день у него были запланированы другие организационно-хоз€йственные меропри€ти€. ѕрибыв на аэродром, он заслушал доклад своего заместител€ подполковника “каченко о ходе подготовки к полЄтам, после чего “каченко вручил ему шифровку из ћосквы, где ему предписывалось Ћ»„Ќќ проверить √агарина перед самосто€тельнум вылетом. —ерЄгим был возмущЄн. «а разъ€снени€ми обратилс€ к генералу  узнецову. “от ему подтвердил, что это приказ из ћосквы, лично от генерала  аманина и его надо выполн€ть.

¬озмущению —ерЄгина не было предела. ќчевидцы, наблюдавшие со стороны вспоминают, что его реакци€ сплошь состо€ла из "нелитературных" выражений.

» это вполне логично. ¬о-первых, —ерЄгин никогда не летал с √агариным. ” него было достаточно инструкторов, чтобы летать с его лЄтчиками. ¬о-вторых, √агарин должен был лететь —јћќ—“ќя“≈Ћ№Ќќ. ќн был абсолютно и полностью подготовлен лететь сам на ћиг-17-м. Ётот полЄт был чистейшей формальностью, он был совершенно не нужен. Ќу и в-третьих, и это самое главное, —ерЄгин представл€л и знал, что значит у кого-то забрать спарку и полететь внеплановый полЄт. Ёто значит, что надо "перекроить" как минимум одну треть плановой таблицы.

¬се эти обсто€тельства буквально вывели —ерЄгина из себ€. » чтобы выполнить внеплановый полЄт с минимальными потер€ми дл€ плановой таблицы, —ерЄгин и распор€дилс€ притащить из “Ё„ спарку бортовой номер 18.

¬от тут, только в одном этом месте мы позволим себе высказать наше предположение, что в данном случае —ерЄгин, видимо, подумал, что раз вам надо, чтобы € слетал с √агариным, то € слетаю "за пассажира". ≈сли лЄтчик подготовлен и готов лететь самосто€тельно, то ты ему посади в заднюю кабину хоть медвед€, хоть мешок, хоть... — кем угодно лЄтчик взлетит, полетит, прилетит и с€дет! „уть дальше € расскажу и покажу, как мы, лейтенанты, вчерашние курсанты, прибыли в строевую часть и вылетали самосто€тельно совершенно на незнакомом дл€ нас самолЄте (имею ввиду самолЄт як-27, у которого не было учебно-тренировочных самолЄтов).

¬от в таких максимально раздражЄнных чувствах —ерЄгин и полетел с √агариным в качестве "пассажира". ѕричЄм, даже и в этом случае надо иметь ввиду, что "пассажир" - это был опытнейший инструктор и, в случае необходимости, всегда мог подсказать: "ёра, доверни чуток влево, доверни чуток вправо, прибери обороты, увеличь вертикальную скорость..."

ћог подсказать ¬—≈√ƒј, только... не в случае потери пространственной ориентировки.

ќднако, дело в том, что случай потери пространственной ориентировки - €вление довольно редкое и, видимо, в тот момент, момент максимально растроенных чувств, об этом €влении никто не задумалс€ и не вспомнил.

–ешение на полЄт было прин€то и они полетели.

“аким образом, рассмотрев в этой главе эти два вопроса: планировалась ли спарка номер 18 на полЄты 27-го марта, и куда был запланирован лететь ёрий √агарин в этот день согласно плановой таблицe, € думаю, ни у кого уже не осталось сомнений, что спарка в этот день летать не должна была, и что контрольного полЄта у √агарина запланировано не было.

—парка сто€ла в “Ё„, и у неЄ в задней кабине инструктора была сн€та ручка управлени€ самолЄтом. ¬от как!..

ј теперь самое врем€ разобратьс€, а кому же в голову могла прийти така€ "бредова€" иде€ демонтировать ручку управлени€? «ачем же еЄ всЄ-таки сн€ли? » почему об этом ѕќ„“» никто не знал?..


4. «ачем сн€ли ручку управлени€ самолЄтом и почему об этом почти никто не знал?

ƒействительно, кому пришла в голову така€ иде€? ƒавайте вместе разберЄмс€ и в этом, полистаем страницы истории.

Ќачинаем листать страницы 46-летней давности, и тут начинают вы€вл€тьс€ очень даже познавательные и любопытные факты. ќказываетс€, иде€ убрать ручку не нова и уходит корн€ми в начало 50-х, когда на вооружение массово начали поступать реактивные скоростные истребители.

ƒействительно, при применении катапультных кресел первого поколени€, у земли и при посадке или на предельных дл€ самолета скорост€х, возникало немало аварийных ситуаций. ѕредсто€ло переломить этот психологический барьер. “огда решили выделить несколько ”“» ћи√-15 дл€ учебного катапультировани€. Ќа них по авиаполкам ¬¬— и ѕ¬ќ летали военные инструкторы-парашютисты и демонстрировали катапультирование над аэродромом каждой части. ѕосле этого они предлагали пилотам добровольно катапультироватьс€. ƒобровольцы были в каждом авиаполку.

ѕоказательное катапулирование из задней кабины самолета ћи√-15—“ . ¬ этом самолете никакой ручки в задней кабине не было с завода -->

Ёти учебные катапультировани€ производились на ”“» ћи√-15 из второй кабины. ¬о второй кабине сделали небольшую доработку, убрали ручку управлени€ самолЄтом и ослабили зар€д катапультных пиропатронов. ѕиропатроны в этом специальном случае снар€жались с минимальным зар€дом, однако они обеспечивали перелет кресла с летчиком через киль.

¬ дальнейшем нескольким конструкторским бюро поручили разработать машину, на которой летный состав мог бы тренироватьс€ в аварийном покидании самолЄта. –аботу по проектированию на базе ”“» ћи√-15 машины дл€ учебного катапультировани€ в соответствии с приказом ћјѕ є 234 от 10 декабр€ 1953 года поручили коллективу ќ Ѕ-918. “ам был разработан эскизный проект самолЄта, получившего шифр Ђ—“ ї - самолЄт тренажер катапульты, макет самолЄта изготовили на авиазаводе є 153 в Ќовосибирске при участии специалистов ќ Ѕ-918. ј в конце ма€ на заводе є 153 началось изготовление опытного экземпл€ра самолЄта Ђ—“ ї и проведение летных испытаний. ѕредъ€вленный ¬¬— макет также был одобрен, и 1 июн€ его утвердила макетна€ комисси€.

«адание по созданию самолЄта дл€ учебного катапультировани€ было выполнено. ¬ апреле 1955 года в √  Ќ»» ¬¬— успешно завершились государственные испытани€ машины —“ , после чего самолЄт был рекомендован дл€ серийного производства. ѕосле устранени€ вы€вленных дефектов и проведени€ контрольных испытаний ћи√-15—“  был запущен в серийное производство на заводе є 99.

Ѕыло выпущено дев€ть машин. —амолЄты начали поступать в полки, и лЄтчиков начали катапультировать. ќднако вскоре вы€снилось, что тренажное катапультирование - вещь довольно опасна€, возникает очень больша€ нагрузка на позвоночник. » буквально после нескольких первых зан€тий два лЄтчика получили сильнейшее компрессионное воздействие и были списаны с лЄтной работы. “ренажные зан€ти€ по катапультированию лЄтчиков приостановили, а потом и совсем прекратили. —тали делать показательные катапультиравани€ манекенов или офицеров-парашютистов. —о временем и это меропри€тие сошло на нет, и эти самолЄты законсервитовали, а потом и вовсе приспособили дл€ других наземных целей, использовали как нагл€дные учебные пособи€.

¬новь к этому вопросу вернулись только тогда, когда началось активное освоение космоса, и катапультирование космонавтов преобретало особое значение. ¬от в св€зи с этим и решили этот старенький самолЄт, прошедший уже два капитальных ремонта (а двигатель прошЄл уже четыре капитальных ремонта!), вот этот самолЄт и решили приспособить дл€ показательных катапультирований.

15-го марта техник самолЄта старший лейтенант јлексей Ћевицких отбуксировал эту спарку в “Ё„, на какую-то доработку (какую, он сам не знал), подвесил подвесные топливные баки, и этот самолЄт не должен был больше участвовать в плановых полЄтах.

¬ последующие два-три дн€ на этом самолЄте сделали две совсем небольшие по объЄму доработки: сн€ли –”— (ручку управлени€ самолЄтом) из задней кабины и убрали кран герметизации кабины, чтобы герметична€ кабина не усложн€ла бы процесс покидани€ самолЄта в воздухе. ¬сЄ просто.

ј теперь давайте посмотрим и зададимс€ вопросом, а почему же об этой, в общем-то простой, но в то же врем€ совершенно мен€ющей целевое предназначение самолЄта доработке, почти никто в полку не знал?

“ут тоже всЄ очень даже просто, и чтобы ответить на этот вопрос, надо хорошо знать специфику работы авиационного полка, пор€док эксплуатации, обслуживани€ и регламентных работ авиационной техники. ƒело в том, что поставить самолЄт в “Ё„, да ещЄ на какую-то незначительную по объЄму доработку - это настолько "р€довой армейский случай", что на него никто никогда и ни при каких обсто€тельствах не обратит никакого внимани€. —амолЄты став€т в “Ё„ каждый день: заменить какой-то агрегат, сделать регламентные работы, выполнить какую-то доработку и т.д. и т.п. ƒаже те техники и механики, которые выполн€ли демонтаж этой ручки управлени€, даже и они пон€ти€ не имели, каково будет дальнейшее предназначение этого самолЄта. ћожет быть, им дали команду сн€ть ручку дл€ того, чтобы уже завтра заменить еЄ на новую. ¬полне может быть... ƒальнейшее использование самолЄта не входило в круг их профессиональных и служебных об€занностей.

ќ том, зачем снимали эту ручку, и каково будет предназначение этого самолЄта в дальнейшем, знали, может быть, всего человека три-четыре: командир полка, инженер полка, начальник “Ё„, ну и ещЄ, возможно, командир эскадрильи. ¬сЄ. Ѕольше этот вопрос абсолютно никого не касалс€ и не интересовал.

ѕолучаетс€, что да, действительно, об этом мало кто знал. Ёто во-первых. ј во-вторых, дальнейший ход развити€ событий вообще исключил даже и те сомнени€, которые у кого-то могли бы и по€витьс€.

ќп€ть же, давайте проследим вместе. —амолЄт стоит в “Ё„, на нЄм сделаны какие-то доработки.  омандир полка даЄт команду притащить этот самолЄт на ÷« и подготовить к полЄтам. “ехник самолЄта старший лейтенант Ћевицких притащил самолЄт, подготовил к полЄтам, командир полка садитс€ в заднюю кабину и... полетели.

» у кого могло возникнуть хоть малейшее сомнение. –аз командир полетел, значит так и надо было. ¬едь не мог же командир не заметить, была там ручка или еЄ там не было... » раз полетел, значит так и должно было быть!

» вот именно потому, что всЄ было выполнено абсолютно обыденно и не выходило за пределы штатного режима, вот поэтому-то факт отсутстви€ ручки управлени€ в задней кабине инструктора и не был почти никем замечен.

«аканчива€ эту главу и несколько забега€ вперЄд, скажу, что вопросам катапультировани€ всегда удел€лось особое внимание, “ак, в конце семидес€тых был сконструирован и изготовлен "“ренажЄр дл€ наземного катапультировани€". ќн был передвижным. ≈го перевозили из полка в полк, монтировали, и лЄтчики проходили на нЄм тренировку по покиданию самолЄта. я сам, будучи в  оломыйском разведывательном полку, выполнил на этом тренажЄре четыре наземных тренировочных катапультировани€.

“аким образом, теперь мы имеем какое-то представление о том, «ј„≈ћ ∆≈ ¬—®-“ј » ”Ѕ–јЋ» –”„ ” ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я, » ѕќ„≈ћ” ќЅ Ё“ќћ ѕќ„“» Ќ» “ќ Ќ≈ «ЌјЋ.

¬ следующей главе нам предстоит разобратьс€ и ответить едва ли не на самый важный, самый главный вопрос в нашей публикации. Ќам предстоит объ€снить и показать, почему же такой опытнейший и видавший виды лЄтчик-инструктор, каким был командир полка ¬ладимир —ерЄгин, почему же он совершенно без страха и сомнени€ сел в кабину, где не было ручки управлени€, и полетел с ёрием √агариным в зону дл€ выполнени€ простого пилотажа? Ётот факт выгл€дит настолько неверо€тным, что даже опытные лЄтчики-инструкторы, едва узнав, что в кабине у —ерЄгина не было ручки управлени€, тут же, как подкошенные манекены, падают со стульев. ѕочему?...

¬прочем, всЄ по пор€дку...

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈


¬ начало



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены