ћосква +7 495 545 6936
ќдесса +38 0482 30 9192
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

"ёрий √агарин. √ибель Ћегенды.  ак это было."

ћы на YOUTUBE


≈сть вопросы по ремонту двигателей? ’отите знать, как это делаетс€? Ќе проблема! “олько у нас - самые интересные видеоматериалы о ремонтных технологи€х и еще о многих интересных вещах про двигатели! —мотрите и подписывайтесь на наш канал!
Ќаши видео на YouTube

ћы в INSTAGRAM


Ќаши самые интересные новости и технические материалы - здесь!

ћы в Instagram - заходите в гости

“≈’ЌќЋќ√»»


–емонт головок блока цилиндров:
как это делаетс€
- смотрите видеорепортаж из нашего цеха.


“ехнологии капитального ремонта √Ѕ÷

“ехнологии ремонта двигателей

ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈


Provalveќборудование дл€ ремонта головок блока цилиндров ќборудование дл€ мойки и очистки деталей

Guysonќборудование GUYSON ќборудование дл€ ремонта нижней части двигател€

STANDARD AUTOMOTIVEќборудование STANDARD AUTOMOTIVE ROBBIќборудование ROBBI DALCAN Machines-Denmarkќборудование DALCAN Machines-Denmark ѕрочие станки и оборудование ѕользователи наших станков

Ѕиблиотека наших станков


”—Ћ”√»


–емонт двигателей Ѕюро моторной экспертизы

ћоторные запчасти

÷ены на работы


»Ќ‘ќ–ћј÷»я


 ак проехать в —ћ÷

Ѕиблиотека наших станков

Ќаши специалисты

Ќаши партнеры

авиаци€ Ќаши исследовани€ в авиации Ќаучна€ работа ¬акансии

ќпыт работы и —ћ» ‘орум мотористов

ј–’»¬


—пециализированный моторный центр "јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" работает с 1997 г.

ќсновна€ де€тельность компании - ремонт автомобильных двигателей.  омпани€ имеет центр механической обработки деталей двигателей, оснащенный импортным станочным оборудованием высшего качественного уровн€ производства фирм AMC-SCHOU, DALCAN-Machines (ƒани€), ROBBI (»тали€), SERDI (‘ранци€), PROVALVE (“урци€).

—ћ÷ "јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" €вл€етс€ российским представителем известных мировых лидеров в производстве оборудовани€ и инструмента - компаний ROBBI (»тали€), GUYSON (јнгли€), PROVALVE (“урци€), DALCAN Machines-Denmark (ƒани€), SERDI Srl (»тали€).

Ѕлагодар€ передовым технологи€м и квалифицированному персоналу в сочетании с современным шлифовальным, расточным и хонинговальным оборудованием компани€ обеспечивает высшее качество ремонтных работ и €вл€етс€ одним из лидеров на рынке моторно-ремонтных услуг –оссии.

Ќаши моторные центры:
ЂјЅ-»нжиниринг-Ўереметьевскийї:
тел. +7 495 545-6936, +7 495 502-5964, e-mail: написать
ЂјЅ-»нжиниринг-–€заньї:
тел. +7 960 5 777-999,
ЂјЅ-»нжиниринг-≈катеринбургї:
тел. +7 343 226-7177,
ЂјЅ-»нжиниринг-ќдессаї:
тел. +38 0482 30-9192,

јЅ-»нжиниринг - главна€ страница
(публикуетс€ с личного разрешени€ автора).
¬место предислови€

Ќикогда не думал, что через 46 лет мне снова придЄтс€ возвращатьс€ к трагедии, произошедшей 27 марта 1968 года, которой был потр€сЄн весь цивилизованный мир, и ввергнута в шок вс€ наша страна.

я почти не сомневалс€, что на сегодн€шний день об этой трагедии всЄ давно уже известно до последних деталей. Ќо потом мне как-то попалась на глаза одна стать€ в »нтернете. „итаю и никак не могу пон€ть, что за чертовщина така€ Ц Ђзагадка векаЕї, ЂЕнеразгаданна€ тайнаЕї, ЂЕникто никогда не узнаетЕї, ЂЕдаже семь€ ничего не знаетЕї.

ѕервой моей реакцией на прочитанное было полное недоумение - € просто этому не поверил. Ќу, а чтобы убедитьс€ в том, что информаци€ не соответствует истинному положению вещей, решил позвонить ≈лене ёрьевне √агариной, и... как оказалось, действительно, в деле расследовани€ трагедии до сих пор так и не поставлена точка.  ак и прежде, нет ничего определЄнного, только муссируютс€ вс€кого рода догадки и абсурдные фантазии. “о есть, всЄ обстоит так же, как и 46 лет назад.

”дивлению моему не было предела. » когда первое оцепенение прошло, € твЄрдо пообещал ≈лене ёрьевне, что сниму эту искусственно созданную Ђзавесу тайныї. ƒл€ этого в ближайшее врем€ € напишу персонально дл€ неЄ специальную статью, в которой доходчиво и простыми словами расскажу об истинных причинах трагедии, и, тем самым, будет положен конец всем пустым измышлени€м на эту тему. ѕоработать над статьЄй пришлось не один мес€ц, и вот, наконец, последн€€ точка поставлена, теперь остаЄтс€ только узнать мнение всех заинтересованных читателей.

¬ статье использованы исключительно (!) только достоверные факты, нет ничего надуманного, придуманного или кажущегос€ - только скупые и упр€мые факты. »так...

27-го марта 1968-го года погиб ёрий јлексеевич √агарин, выполн€ющий полЄт с ќѕџ“Ќ≈…Ў»ћ инструктором, командиром полка полковником —ерЄгиным. ¬ это просто невозможно было поверить. ƒело в том, что полЄт и сопутствующа€ этому ситуаци€ была настолько простой, что проще просто не бывает. «адание в зоне было самое простое, которое они почему-то (?!) даже и не стали выполн€ть (к этому моменту мы ещЄ вернЄмс€), самолЄт простейший и надЄжнейший.

ЋЄтчики про этот самолЄт говорили так: "ты ему только не мешай на посадке, он сам с€дет".  стати говор€, справедливости ради надо заметить, что "«јƒјЌ»я ¬ «ќЌ≈", как такового, никакого и не было. ѕолЄт в зону выполн€лс€ чисто Ё —ѕ–ќћ“ќћ, и в зоне они должны были выполн€ть простейшие фигуры пилотажа по своему усмотрению. ѕодробно об этом мы будем говорить ниже.

ѕогода, в смысле пилотировани€, была простейша€ (не было ни грозы, ни турбуленции, ни электрических разр€дов). Ѕыли облака с нижним краем 700-900 метров, верхний край 3400-3900 м с прослойками, и дл€ лЄтчиков эти услови€ абсолютно обычные. »нструктор, командир полка ¬ладимир —ерЄгин, был опытнейший инструктор, когда-то он сам испытывал эти самолЄты ћиг-15.

ёрий јлексеевич √агарин√ерой советского —оюза, полковник, ѕервый космонавт «емли ёрий јлексеевич √агарин перед полетом в кабине самолета ”“» ћи√-15 -->

» вот, анализиру€ эти простейшие услови€, этот простейший полЄт, ни один из тех, кто расследовал катастрофу, не высказал ни единой мысли о том, как такое могло произойти, в чЄм была причина? Ёта катастрофа выгл€дела настолько неверо€тно, что истори€ обросла огромным количеством догадок, предположений, а то и просто мифов. ћасла в огонь подлил ещЄ и тот факт, что результаты де€тельности государственной комиссии, занимающейс€ расследованием происшестви€, были засекречены с первого дн€ расследовани€. Ќедоступными они остаютс€ и до насто€щего времени.

ќб этих "секретах с первого дн€" мы тоже поговорим более детально, чуток позднее. ј пока...


1. ≈сли хочешь узнать как живЄт король - спроси кухарку.

¬рем€ шло. ¬се гипотезы, версии, догадки и предположени€ были собраны в тридцать объЄмных томов. ќстатки разбившегос€ самолЄта запа€ны в металлические бочки и поставлены в хранилище с надписью "’ранить вечно". Ќеповторима€ трагеди€ века, в умах и воображении простого среднестатистического обывател€ постепенно стала забыватьс€ и отходить на второй план. ¬рем€ брало своЄ.

— момента катастрофы прошло 15 лет. я в то врем€ училс€ в академии ё.ј. √агарина в ћонино, на заочном отделении. ѕриезжа€ из частей на сессии, мы жили там же в академгородке в гостинице. » вот однажды, к одному из заочников нашей группы, майору ¬иктору ћилушкину, приехал его друг, как потом вы€снилось, который служил в 1968-м году командиром звена в полку —ерЄгина, и в звене у которого была именно та спарка ”“» ћи√-15, бортовой номер 18, на которой впоследствии —ерЄгин и √агарин и полетели в свой последний полЄт.

¬ один из свободных вечеров собрались в чьей-то комнате, сидели разговаривали и ... кто-то совершенно случайно затронул тему полЄта ё.ј. √агарина в космос.

ћы же все были лЄтчики, и вопросы полЄтов, в том числе и в космос, нас интересовали в то врем€ больше, чем кого-либо.  то-то что-то спрашивал, кто-то что-то говорил, отвечал. » вот в этой дружеской товарищеской беседе наш гость, бывший командир того самого звена, как-то совершенно обыденно, как бы вскользь, выдаЄт такую фразу: "ƒа, жаль ёри€ јлексеевича. ѕо глупому погиб."

—начала эта фраза осталась как бы незамеченной, а потом “агир ¬афич ’избулин его спрашивает:
- ѕозволь, что значит "по глупому"? ј ты что, знаешь, что произошло?"
- ƒа, конечно. Ётот самолЄт был в моЄм звене. —амолЄт был уже старенький, плановые полЄты на нЄм уже прекратили и его решили приспособить дл€ показательных катапультирований. —начала планировали на нЄм делать и тренировочные катапультировани€ лЄтчиков-космонавтов, но потом от идеи тренировочных катапультирований отказались, а в планах остались только показательные катапультировани€.

15-го марта эту спарку поставили в “Ё„ (технико-эксплуатационна€ часть, по-просту мастерска€) и сн€ли –”— (ручка управлени€ самолЄтом) в задней кабине (кабине инструктора), чтобы она не мешала офицеру-парашютисту при катапультировании.

¬от этот самолЄт и притащили 27-го утрoм на полЄты и начали "быстренько" готовить к вылету. ¬ результате "быстренькой" подготовки подвесные баки не сн€ли, самописец параметров полЄта бумагой не заправили, кран вентил€ции кабины лЄтчика не закрыли! » вот на этом "быстренько подготовленном" самолЄте, без в ручки управлени€ задней кабине, они и полетели в свой последний полЄт..."

Ќовость эта дл€ нас была хоть и запоздала€, но тем не менее весьма необычна€.  то-то что-то ещЄ уточн€л, кто-то что-то ещЄ спрашивал, потом этот разговор закончилс€, но эта "весьма необычна€" новость навсегда запала в наши сознани€!

¬от и получилось, что "высокопоставленные комиссии", похоже, до сих пор ищут иголку в стоге сена, а "кухарка" пришла и рассказала всЄ, как оно было на самом деле!

ѕрошло ещЄ 30 лет и... ’оть и говор€т, что "две бомбы в одну воронку не падают", но... тут, видимо, всЄ же упали.  ак-то случайно зашЄл на авиационный форум. „итаю и глазам своим не верю. ќдин из известнейших лЄтчиков-истребителей, эксперт, участвовавший в расследовании нескольких дес€тков авиационных катастроф, в том числе и катастрофы с ёрием √агариным, в одном из своих сообщений пишет: "ƒа, действительно, спарка сто€ла в “Ё„. ƒа, в задней кабине не было –”—".

Ётот лЄтчик-истребитель-эксперт - √ригорий јндреевич Ћевчук. ∆ивЄт в ћоскве. ЌашЄл его телефон, звоню, спрашиваю, уточн€ю. ќтвечает, да, действительно, всЄ так и было.

» чтобы не быть голословным,- a € ещЄ в самом начале написал, что мо€ стать€ основываетс€ “ќЋ№KO на фактах и “ќЋ№ ќ на аргументах,- привожу его запись из авиационного форума полностью.

"Levchyk:
”важаемые форумчане!
¬ этом году мне исполн€етс€ 50 службы в авиации.
¬ »ј -32 года и 18 √ј.
ќсвоено 19 типов и модификаций
”чилище ’¬¬ј”Ћ 1961-1965гг.
”ти ћи√-15 были как с ј√» так и ј√ƒ.
— 1963 по 1980г в полку использовал кроме ”Ѕ— - ”ти ћиг-15. ѕодготовлен в полном обьеме курсов при минимуме 60’800
√лавнокомандующий лично в мой полк √—¬√ направил 25 шт. дл€ обучени€ молодого летного состава полетам под шторкой.
«амполитом полка был ‘едоринов ¬€чеслав, прекраснейший летчик с „каловской, который возил космонавтов, и летчиков из отр€да на ”ти ћи√-15.
»нформацию, которую изложил ¬етеран ¬¬— подтверждал и ‘едоринов (сейчас проживает в ¬оронеже).
 ак ёрий ¬асильевич  уликов так и € ознакомились с теми материалами, которые €вл€лись закрытыми и остаютс€ практически до сих пор закрытыми по р€ду причин, в том числе и этических. Ќаход€тс€ в опечатанном железном €щике. ƒа - самолет сто€л в “Ё„, да - в задней кабине не было –”—. ( ... )
 уликов ё.¬. был начальником управлени€ —Ѕѕ ћќ ———–, затем в √ј и в авиакомпании. ќчень честный и пор€дочный человек. ѕервый в слух озвучил информацию журналистам.
— уважением,
летчик -истребитель-инструктор-эксперт, более 70 расследований, участий в отслеживании работ комиссий по расследованию јѕ."

—праведливости ради, надо сказать, что такого совпадени€, чтобы два абсолютно разных источника, выдали бы одну и ту же информацию, да ещЄ с разносом по времени в 30 лет... такого не может быть просто "по определению"!

ј теперь давайте посмотрим вместе, почему же в этой трагедии, причины которой лежат пр€мо на поверхности, было столько неразберихи, столько кривотолков, а порой и просто откровенного хаоса.


2. — чего начинаетс€ –одина.

ƒл€ того, чтобы наиболее объективно и наиболее научно разобратьс€ в существующей неразберихе тех далЄких лет, € попросил помочь мне в этом вопросе моего давнего и лучшего друга ћихаила ‘Єдоровича  укушкина.

ћихаил ‘Єдорович всю свою сознательную жизнь проработал следователем в следственном отделе. ≈го профессиональные способности не вызывали сомнени€. ƒрузь€ и коллеги в шутку называли его "Ўерлок ’олмс". —ейчас он уже на пенсии. «анимаетс€, в основном, воспитанием внуков.

¬от его-то € и попросил "вспомнить былое", полистать страницы прошлых лет и высказать своЄ "следовательское" мнение oтносительно той неразберихи и того тупикового положени€, в котором оказались все "расследующие" органы и структуры.

ћихаил ‘Єдорович любезно согласилс€, но перед этим € всЄ-таки предупредительно спросил его, а не смущает ли его тот факт, что дело в данном случае касаетс€ чисто авиационных вопросов, а с авиацией его св€зывает разве что пассажирский рейс аэрофлота ћосква-Ќовосибирск.

Ќа что он мне ответил, как мне показалось, даже с какой-то ноткой назидани€, что неважно, что ты расследуешь - важна методика расследовани€. ¬ажно, как ты подходишь к данному вопросу, как оцениваешь вновь по€вл€ющиес€, казалось бы, "мелочи", как прорабатываешь те или иные совершенно очевидные и общедоступные данные, как ты докапываешьс€ до истины в мелочах.

я изложил ћихаилу ‘Єдоровичу существо вопроса, и... подготовка к работе была завершена. ћожно было начинать.

Ќачали мы с того, что попытались найти и установить св€зь с участниками и свидетел€ми событий тех дней. Ќам это удалось, причЄм участники событий оказались едва ли не самые ключевые фигуры, принимавшие непосредственное участие в расследовании.

Ёто генерал-майор ёрий ¬асильевич  уликов - в то врем€ начальник управлени€ —Ѕѕ (служба безопасности полЄтов) ћќ ———–; —тепан јнастасович ћико€н - заслуженный лЄтчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации, принимавший участие в расследовании; полковник запаса ј.ћ.”стенко - бывший командир эскадрильи, который 22-го марта дал допуск ёрию јлексеевичу на самосто€тельные полЄты на ћиг-17; подполковник в отставке ¬ладимир »льич “каченко - заместитель командира полка, который и составл€л плановую таблицу на полЄты на 27-е марта.

—о всеми ними мы св€зались по телефону, по »нтернету, по —кайпу, и все они любезно согласились помочь нам - всем, чем смогут.

ёрий јлексеевич √агарин—амолет - спарка ”“» ћи√-15 (учебно-тренировочный истребитель), на котором в свой последний полет отправились ё.√агарин и ¬.—ерегин -->

¬сЄ было готово. ћожно было начинать. —прашиваю ћихаила, ну что, с чего начнЄм? "Ўерлок ’олмс" выдержал пару секунд паузу и задаЄт совершенно неожиданный встречный вопрос:
- ј вот скажи, Ќиколай, — „≈√ќ Ќј„»Ќј≈“—я –ќƒ»Ќј?

—начала € немного растер€лс€, при чЄм тут –одина?...

Ќо уже в следующее мгновение всЄ пон€л и представил себе всЄ до мелочей. ¬ообще-то, € так и предполагал, что авиационные вопросы дл€ ћихаила вр€д ли будут "подъЄмными", поэтому, скорее всего, он всЄ это сведЄт к шутке.

Ќу что ж, шутка так шутка... «ато вон как пообщались через столько-то лет разлуки.  огда бы ещЄ так "задушевно" поговорили?...

я готов был уже закрыть эту тему, но... вопрос поставлен, надо отвечать.
- Ќу, как, говорю, с чего? “ут каждый первокласник знает: "—  ј–“»Ќ » ¬ ћќ®ћ Ѕ” ¬ј–≈..."
ѕослушай, ћишель, а не съездить ли нам на рыбалку, пока погода установилась?
- ƒа, конечно, съездим, но только ответь мне ещЄ на один вопрос...

Ќе стал ждать его очередного вопроса, решил опередить:
- Ќу а кроме "картинки в моЄм букваре" ещЄ и "с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе..."
- ƒа нет, про товарищей погоди. ј теперь скажи мне по-серьЄзному, с „≈√ќ Ќј„»Ќјё“—я ѕќЋ®“џ ” Ћ®“„» ќ¬?!

ќго! "Ўерлок ’олмс", похоже, уже не шутит. я тут же мгновенно перестроилс€ на серьЄзный лад и стара€сь как можно более простыми словами объ€снил, что полЄты лЄтчиков начинаютс€ с ѕЋјЌќ¬ќ… “јЅЋ»÷џ.

ѕланова€ таблица составл€етс€ накануне. ≈Є довод€т до лЄтчиков, они готов€тс€ по запланированным упражнени€м, затем проход€т контроль готовности к полЄтам, и... назавтра - полЄты.

- “ы знаешь, Ќиколай, € бы хотел посмотреть плановую таблицу, куда был запланирован лететь ёрий јлексеевич,- не унималс€ ‘Єдорович.

¬ообще говор€, € - человек довольно далЄкий от сентиментальностей, но тут не сдержалс€ от комплимента:
- ѕослушай, ћихаил ‘Єдорович, а теб€, видимо, не зр€ твои друзь€ "Ўерлоком ’олмсом" называли. ¬едь посмотри, ни один из сотен специалистов, расследовавших эту трагедию, ни один не задалс€ вопросом " уда же, согласно плановой таблицe должен был лететь √агарин?" » все абсолютно уверены, что лететь он должен был с —ерЄгиным в зону. ј ты что, подвергаешь этот факт сомнению? ћало того, € и сейчас обзвонил дес€тки моих друзей и задал “ќЋ№ ќ один вопрос: " уда должен был лететь ёрий √агарин 27-го марта?" », представь себе, что все в один голос ответили, что лететь он, согласно плановой таблицe, должен был с —ерЄгиным на ”“» ћи√-15 в зону по ”пражнению номер два. » при этом ¬—≈ јЅ—ќЋё“Ќќ за€вл€ли в один голос, что планова€ таблица - это св€той закон, и никто еЄ нарушать и измен€ть не может. “ы что, сомневаешьс€ в св€тости этого закона - плановой таблицы?!.. “ы, человек, который про авиацию только и знает, что пассажирский рейс "ћосква-Ќовосибирск"?!.. ј пытаешьс€ пос€гнуть на св€тое св€тых в авиации - плановую таблицу!

я уже готов был, защища€ авиационные законы, чуть ли не поссоритьс€ со своим лучшим другом, но... ¬ ответ он как-то, ну очень уж обыденно заметил:
- Ќе сердись, Ќиколай. ¬спомни, что € тебе говорил в самом начале. Ќе столь важно то, „“ќ ты расследуешь, сколь ќ„≈Ќ№ важно то,  ј  ты расследуешь. ¬ажна ћ ≈ “ ќ ƒ »   ј расследовани€. ћы должны "т€нуть" за каждую малюсенькую ниточку, и только убедившись и доказав, переходить к следующей детальке, иначе мы с самого начала будем блудить в двух соснах... и так на прот€жении всех 46-и лет! ”чись, Ќиколай, пока € жив. ћожет, и теб€ в дальнейшем будут называть, если и не Ўерлоком ’олмсом, то по крайней мере "доктор ¬атсон" - подытожил ћихаил ‘Єдорович.

Ќа этом все наши дискуссии, согласовани€, уточнени€ и "пристрелки" закончились, и мы с ћихаилом ‘Єдоровичем перешли к каждодневной скрупулЄзной и захватившей нас надолго исследовательской работе. Ќиже мы покажем результаты нашей работы и выставим их на ваше обсуждение.

ј начнЄм мы с того, что дл€ начала покажем, как "рождаютс€" блудЄжки в двух соснах, как потом эти блудЄжки от двух сосен заход€т в непроходимые дремучие джунгли и... аж на целые 46 лет.

»так, терпение...

ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈


¬ начало



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены