ћосква +7 495 545 6936
ќдесса +38 0482 30 9192
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

Ё.ј.Ўершер "“айна гибели √агарина"

ЌјЎ ќѕџ“

—пециализированный моторный центр
"јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" работает с 1997 г.

ƒвигатель - наша работа ќсновна€ де€тельность компании - ремонт автомобильных двигателей.  омпани€ имеет центр механич. обработки деталей двигателей, оснащенный импортным станочным оборудованием высшего качественного уровн€ производства фирм AMC-SCHOU, DALCAN-Machines (ƒани€), ROBBI (»тали€), SERDI (‘ранци€), PROVALVE (“урци€).

—ћ÷ "јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" €вл€етс€ российским представителем известных мировых лидеров в производстве оборудовани€ и инструмента - компаний ROBBI (»тали€), GUYSON (јнгли€), PROVALVE (“урци€), DALCAN Machines-Denmark (ƒани€), SERDI Srl (»тали€).

Ѕлагодар€ передовым технологи€м и квалифицированному персоналу в сочетании с современным шлифовальным, расточным и хонинговальным оборудованием компани€ обеспечивает высшее качество ремонтных работ и €вл€етс€ одним из лидеров на рынке моторно-ремонтных услуг –оссии.

ћы на YOUTUBE


≈сть вопросы по ремонту двигателей? ’отите знать, как это делаетс€? Ќе проблема! “олько у нас - самые интересные видеоматериалы о ремонтных технологи€х и еще о многих интересных вещах про двигатели! —мотрите и подписывайтесь на наш канал!
Ќаши видео на YouTube

ћы в INSTAGRAM


Ќаши самые интересные новости и технические материалы - здесь!

ћы в Instagram - заходите в гости

ЌјЎ» “≈’ЌќЋќ√»»


–емонт головок блока цилиндров:
как это делаетс€
- смотрите видеорепортаж из нашего цеха.


“ехнологии капитального ремонта √Ѕ÷

“ехнологии ремонта двигателей

ЌјЎ≈ ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈


Provalveќборудование дл€ ремонта головок блока цилиндров ќборудование дл€ мойки и очистки деталей

Guysonќборудование GUYSON ќборудование дл€ ремонта нижней части двигател€

STANDARD AUTOMOTIVEќборудование STANDARD AUTOMOTIVE ROBBIќборудование ROBBI DALCAN Machines-Denmarkќборудование DALCAN Machines-Denmark ѕрочие станки и оборудование ѕользователи наших станков

Ѕиблиотека наших станков


ЌјЎ» ”—Ћ”√»


–емонт двигателей Ѕюро моторной экспертизы

ћоторные запчасти

÷ены на работы

ЌјЎј »Ќ‘ќ–ћј÷»я


 ак проехать в —ћ÷

Ѕиблиотека наших станков

Ќаши специалисты

Ќаши партнеры

авиаци€ Ќаши исследовани€ в авиации Ќаучна€ работа ¬акансии

ќпыт работы и —ћ» ‘орум мотористов

‘орум мотористов


ЌјЎ ј–’»¬


јЅ-»нжиниринг - главна€ страница

Ќаши моторные центры:
ЂјЅ-»нжиниринг-Ўереметьевскийї:
тел. +7 495 545-6936, +7 495 502-5964, e-mail: написать
ЂјЅ-»нжиниринг-–€заньї:
тел. +7 960 5 777-999,
ЂјЅ-»нжиниринг-≈катеринбургї:
тел. +7 343 226-7177,
ЂјЅ-»нжиниринг-ќдессаї:
тел. +38 0482 30-9192,

Ёксклюзивный материал Ч глава " атастрофа века" из книги Ё.ј.Ўершера "“айна гибели √агарина"
(изд-во "’арвест", ћинск, 2006), публикуетс€ в исходном варианте без купюр и исправлений с разрешени€ автора.


 ј“ј—“–ќ‘ј ¬≈ ј (продолжение)

Ќебольшое отступление

 огда-то, в 50-е годы, автор служил инженером эскадрильи на ƒальнем ¬остоке в истребительном авиаполку.  ак-то раз, закончив работы по замене двигател€ –ƒ-45 на самолете ”“» ћи√-15, он попросил командира эскадрильи капитана ј.—едова вз€ть его в полет дл€ проверки работы двигател€ (делать это было, конечно, не положено, но такие случаи бывали), но на самом деле показать весь комплекс пилотажа на самолете ”“» ћи√-15. » оказалось, что из всех фигур, всего каскада пилотажа наибольшее количество "острых ощущений" дает не бочка или петл€, а "простое" пикирование, и особенно выход из него, когда вследствие возникающих больших перегрузок ноги нельз€ оторвать от пола кабины, руки Ч от поручней, отвисает челюсть и т.п., но все эти ощущени€ сразу исчезают при переходе в горизонтальный полет. “аким образом, автор сам убедилс€ в том, что самое захватывающее из всех фигур высшего пилотажа Ч это именно пикирование и выход из него.

Ћетна€ професси€ опасна€ и рискованна€, и летчиками станов€тс€ смелые и отважные люди. »ногда бывает, что их действи€ не укладываютс€ в рамки существующих ограничений, очерченных курсами боевой подготовки и наставлени€ми по производству полетов, хот€ многие положени€ этих документов написаны кровью. ¬ то же врем€ необходимо отметить, что професси€ летчика романтична.  ак-то одного летчика спросили: "¬ы как летаете Ч по инструкции?" ѕодумав, он ответил: "ƒа, но в определенной степени еще и по интуиции". ƒействительно, одаренных личностей нередко сковывают имеющиес€ ограничени€, а им нужен простор действий дл€ осуществлени€ и показа своего мастерства, достигнутого в своей профессии. ¬едь пролетел же наш знаменитый летчик ¬алерий „калов под мостом!

Ќо, к сожалению, многие отступлени€ от существующих норм часто заканчиваютс€ трагически.  ак тут не вспомнить катастрофу нашего первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета “у-144 на авиасалоне в Ће Ѕурже, когда командир и руководитель испытаний решили выполнить не предусмотренный программой и ранее не отработанный маневр, стрем€сь удивить присутствующих и сделать полет более зрелищным, чем полет " онкорда". ¬ результате этого при выводе из оказавшегос€ в режиме пикировани€ самолета летчику пришлось создать большую перегрузку, котора€ оказалась дл€ конструкции самолета разрушающей.

ƒругой пример. Ќа самовольно устроенном командованием воздушном параде на аэродроме ’ожево летчик на самолете ћи√-19 с подвесными баками развил скорость более 1000 км/час на малой высоте, в то врем€ как на каждом подвесном баке по трафарету сделана надпись Ч скорость не более 800 км/час. ¬ результате один подвесной бак разрушилс€ в полете, части его ударили по стабилизатору, заклинили его, и все закончилось катастрофой.

¬ 1958 году произошла катастрофа самолета ”“» ћи√-15, пилотируемого летчиками-слушател€ми ћонинской академии, проходившими практику на одном из аэродромов –остовской области. ќни совершали незапланированный бреющий полет, в результате чего зацепились за один из домов в селе “арасовка и, погубив жителей этого дома, погибли сами.   сожалению, таких примеров можно привести немало.

¬ 1952 году был случай, когда после тренировочного полета на самолете ”“-2 были обнаружены пробоины на передних кромках крыла и деформаци€ винта.  ак потом вы€снилось, летчик ѕ. раюшкин решил врезатьс€ в стаю пролетавших мимо гусей. “олько и всего-то. ≈му просто повезло, что все так закончилосьЕ

4 июн€ 1965 года реактивный истребитель ћи√-17, ведомый летчиком-снайпером ¬.ѕриваловым, пролетел на большой скорости под коммунальным мостом через сибирскую реку ќбь, разделившую на две части полуторамиллионный Ќовосибирск. ќн повторил полет ¬.„калова, но слишком несравнимы характеристики самолетов, чтобы еще раз устраивать подобные эксперименты.

ј.ѕокрышкин, который "добровольно сжимал себ€ в тисках самодисциплины", как-то, €вно ради похвальбы перед молодыми пилотами, сбил фашистский самолет из положени€ "вверх ногами".

Ћетчик-испытатель √ерой —оветского —оюза ».≈.‘едоров еще до ќтечественной войны пролетел вверх колесами между двух железнодорожных столбов с проводами наверху, не задев за рельсы. “акой же пролет совершил и ¬.„калов. ј вот дл€ летчика “ибаева аналогичный пролет закончилс€ трагически.

—обира€ все эти данные, анализиру€ известные факты, постепенно приходишь к выводу, что, по существу, остаетс€ одна жизнеспособна€ верси€ катастрофы, котора€ подтверждаетс€ и показани€ми свидетел€-лесника: было просто пикирование и несвоевременный выход из него.

¬ызывает удивление, почему версию с обыкновенным пикированием на прот€жении более тридцати лет и, особенно, в последние годы, никто даже не пыталс€ подн€ть и обсуждать. “еперь другие времена, и беспристрастно анализировать все имеющиес€ данные не только стало можно, но и нужно. »наче до истины никогда не добратьс€. » если согласитьс€ с версией пикировани€, то практически снимаютс€ все несогласованные вопросы, по крайней мере, уже не требуетс€ дл€ объ€снени€ катастрофы придумывать разные событи€ (столкновение с шарами, спутными стру€ми самолетов и пр.), которые хот€ и могли произойти, но никак не подтверждаютс€ имеющимис€ фактами.


"„еловеческий фактор"

 ак известно, верси€ об ошибке экипажа на комиссии не рассматривалась. ’от€ вопрос о невыполнении требований руковод€щих документов по обеспечению безопасности полетов рассматривалс€ летной подкомиссией под руководством генерала Ѕ.≈ремина. “ем не менее, вс€ работа комиссии свелась к тому, чтоб оправдать действи€ экипажа. ѕочему?

јвтор, который принимал участие в дес€тках расследований летных происшествий, ничего подобного в своей практике не помнит и не может это объ€снить ничем, кроме как "высокой" политикой, дл€ которой "пон€ти€" важнее истины. Ќесомненно, в те, теперь уже далекие, времена говорить о тех или иных ошибочных действи€х ё.√агарина и ¬.—ерегина во врем€ полета было просто невозможно. јвтор сам был участником работы комиссии и прекрасно помнит, кака€ в то врем€ была напр€женна€ обстановка, одно лишнее слово, не согласованное с высшим руководством, могло дорого стоитьЕ

ѕредседатель технической подкомиссии є2 генерал-полковник ћ.ћишук, заместитель √лавкома ¬¬— по инженерно-авиационной службе (»ј—)ѕредседатель технической подкомиссии є2 генерал-полковник ћ.ћишук, заместитель √лавкома ¬¬— по инженерно-авиационной службе (»ј—). јвторитет генерала в технических вопросах был непререкаем, но позволил скрыть истинную причину катастрофы на добрых 40 лет -->

ѕоэтому вполне допустимо, что причина и была определена, но не подлежала, по мнению "высокого" руководства, огласке. ѕо крайней мере, зна€ генерала ћ.ћишука не только как большого профессионала, но и как серьезного политика в своем деле, автору трудно предположить, что он не знал всей правды Ч это не согласуетс€ со всей логикой работы комиссии, которую он возглавл€л.

¬ыше уже приведены некоторые результаты работы этой комиссии. “еперь самое врем€ вернутьс€ назад и взгл€нуть на ее работу с другой стороны.

»так, случилось непоправимое Ч в катастрофе погиб ѕ≈–¬џ… космонавт «емли ё.√агарин. “акому профессионалу, каким был генерал ћ.ћишук, достаточно было еще в первые дни взгл€нуть на проводку самолета, прослушать переговоры экипажа с руководителем полетов, уточнить врем€, ознакомитьс€ с показани€ми очевидцев, чтобы пон€ть, что на самом деле произошло. » чем грозит эта катастрофа дл€ всего руководства ¬¬—.

Ќе надо быть большим оракулом, чтобы предсказать дальнейшие шаги комиссии. ќ секретности ее работы уже было сказано выше. —екретность, кстати, получаетс€ непременным условием того, чтобы добитьс€ нужного результата. ѕресечь все лишние разговоры, создать напр€женную атмосферу, заставить бо€тьс€ сказать лишнее слово Ч все это и было проделано в самые первые дни.

ƒалее, необходимо вывести рассматриваемые версии из категории "экипаж", оставив только те, которые соответствуют категории "самолет" и "среда". ≈сть все основани€ полагать, что, зна€ истинную причину катастрофы, комисси€ фактически намеренно пошла по ложному следу, отрабатыва€ все версии, св€занные с возможными отказами техники Ч в этом направлении трудно было ожидать каких-либо находок. », надо сказать, этот путь был безошибочным Ч лишь однажды, когда было установлено, что перед падением самолета в кабине было разрежение, с таким трудом созданна€ схема оказалась под угрозой. Ќо исправность техники в комиссии удалось отсто€ть Ч была прин€та формулировка о том, что это произошло в результате разрушени€ фонар€ кабины при ударе о верхушки деревьев.

ј как не допустить рассмотрение возможных версий о вине экипажа? —пр€тать подальше от любопытных глаз радиолокационную проводку и формул€р самолета, изменить расположение зон пилотировани€, придумать "другой самолет", "убрать" оператора, "поработать" с часамиЕ ¬ любом другом случае это было бы совершенно невозможно, но помогло одно "благопри€тное" дл€ всего руководства ¬¬— обсто€тельство. ¬едь в катастрофе погиб не кто иной, а ѕервый космонавт планеты ё.√агарин, любимец не только советского народа, но и всего мира, и ¬.—ерегин, √ерой —оветского —оюза, опытнейший пилот. ћожет, кто-нибудь сомневаетс€ в их летной квалификации? » ё.√агарин, и ¬.—ерегин решением советского правительства были похоронены в  ремлевской стене как герои. ≈сть еще сомневающиес€?

ќчень веро€тно, что никому в верхах не хотелось бросать тень на героев. ƒа и как это вообще возможно Ч лучшие летчики, и вдруг совершили какую-то ошибку, виноваты в катастрофе? »менно така€ "политическа€" позици€ более всего соответствовала обстановке тех лет в обществе и во власти. ѕоэтому, скорее всего, вопрос об ошибке экипажа на комиссии практически не ставилс€ и не рассматривалс€ с молчаливого одобрени€ высшего руководства страны. ј, может, и было на этот счет какое указание, некий "политический заказ"? —уд€ по всему, такой "заказ" был, поскольку никому из "посторонних", независимо от их положени€ и звани€, так и не удалось повли€ть на ход расследовани€. Ќи космонавтам, ни знаменитым летчикам или ученым. “олько об этом уже вр€д ли кто расскажет. ƒа и суть дела от этого не мен€етс€.

¬ такой ситуации исход мог быть только одним Ч в выводах комиссии все свелось к пресловутой "среде". Ётот результат не только оказалс€ удобным дл€ руководства ¬¬—, но и не допустил и тени сомнений в действи€х экипажа. ¬ыгодна€, однако, вышла ситуаци€ Ч почти никто не понес никаких наказаний. » честь героев не задета.

“ака€ вот истори€. Ќеверо€тна€? ¬озможноЕ. Ќо в ней уж больно много совпадений и накладок, и все в одну сторону Ч от экипажа. ј фактически Ч от истины. ѕоэтому очень показательным в этой св€зи выгл€дит свидетельство генерала ¬.¬.–ешетникова: "Еќднажды € спросил одного из видных членов государственной комиссии, крупного и известного специалиста в своей области, участвовавшего в расследовании причин катастрофы ё. √агарина:
- —ознайтесь, ћихаил Ќикитич, ведь комисси€ с самого начала, не сговарива€сь, поставила перед собой задачу "не найти" истинную причину?
ќн чуть улыбнулс€ и произнес:
- ≈стественно. »менно Ч естественно!"

Ќетрудно догадатьс€, что ¬.–ешетников описывает разговор с генералом ћ.Ќ.ћишуком. »ли командующий дальней авиацией генерал-полковник ¬.¬.–ешетников все это придумал?

”  ремлевской стены. ѕохороны ё.√агарина и ¬.—ерегина <--  огда состо€лись похороны ё.√агарина и ¬.—ерегина у  ремлевской стены, комисси€ по расследованию причин катастрофы только начала работу, но результат расследовани€ уже был вполне предсказуем - никто не виноват, так получилось.

Ќадо отдать должное комиссии Ч поставленную задачу она выполнила. Ќе исключено, в комиссии прекрасно понимали, кака€ это непроста€, нестандартна€ задача. „то политическа€ ситуаци€ в стране когда-нибудь может изменитьс€, и тогда те, кто захочет знать истину, смогут вернутьс€ к этому делу. »наче не было бы отдано распор€жение собрать и опечатать все детали самолета в бочках с грифом "’ранить вечно". »х ведь можно было просто уничтожить (так всегда и поступают с детал€ми и узлами разбитых самолетов спуст€ некоторое врем€).

 омисси€, спр€тав подальше истинную причину катастрофы, сделала еще одно "благое" дело Ч запрограммировала на дес€тки лет вперед общеприн€тую точку зрени€ на эту катастрофу. » вот, когда, начина€ с 90-х годов, по€вилась возможность говорить на эту тему открыто, большинство публикаций и версий по-прежнему "крут€тс€" вокруг официальной версии катастрофы. ћожет быть, поэтому и не рассматривают авторы этих версий многие известные факты, в том числе, показани€ очевидцев, которые €вно расход€тс€ с официальной версией катастрофы, что не хот€т или по-прежнему бо€тс€ вторгатьс€ в сферу "высокой политики"?

Ќемало авторов и специалистов за последние полтора дес€тка лет выдумали массу подробностей полета самолета, на основании их выдвинули дес€тки самых фантастических версий относительно отказа техники, потери сознани€ экипажем, воздействи€ пресловутой "среды" и т.д. и т.п. ¬плоть до диверсии и даже самоубийства членов экипажа! "Ѕарахта€сь" во всем этом, почти никто не сделал и полшага к анализу возможных ошибок экипажа, роковому вли€нию на безопасность полета допущенных нарушений наставлений и инструкций.

»нтересен и такой факт. ѕри расследовании причин катастрофы работу вели параллельно несколько подкомиссий, в том числе, две упом€нутых выше рабочих (по материальной части и летно-методическим вопросам). ¬ последние годы стало известно, что была еще и негласна€ комисси€, которую возглавл€л один из руководителей  √Ѕ. Ёта комисси€ искала, в основном, подтверждение диверсии, но не нашла...

√овор€т, что в материалах этой комиссии есть такое свидетельство одного из сотрудников  √Ѕ: "ѕо услови€м упражнение є2, к выполнению которого готовилс€ √агарин при контрольном полете с ¬.—ерегиным, должно выполн€тьс€ в простых метеоуслови€х или за облаками без подвесных баков, а, фактически, метеоуслови€ были сложными, а самолет Ч с подвесными баками, что €вл€етс€ грубым нарушением".

»нтересно, что представитель  √Ѕ, непрофессионал в авиации, заметил, что пилотаж в сложных метеоуслови€х с подвесными баками €вл€лс€ грубым нарушением, и за€вил об этом при работе комиссии. ¬ то же самое врем€ профессионалы Ч генералы ¬¬—, летчики-испытатели, космонавты и другие участники расследовани€, об этом факте тогда промолчали и продолжают стыдливо умалчивать, комментировать его вскользь или отмахиватьс€, как от назойливой мухи (помните "ƒа еще эти баки, с которыми было невозможно делать фигуры высшего пилотажа"?). ћожно подумать, что они до сих пор выполн€ют тот же самый "политический заказ" сорокалетней давностиЕ

 стати, все как один сторонники "закритических режимов" и "штопорной" версии обход€т полным молчанием тот факт, что именно выполнение упражнени€ є2  Ѕѕ-»ј-67, предусматривавшего полет на эволютивной скорости без баков, с баками может сразу привести к сваливанию самолета в штопор. Ѕез облаков, шаров-зондов, неопознанных самолетов, их спутных струй, потери сознани€ экипажем и прочего. ƒостаточно было экипажу строго выполн€ть задание и начать снижать скорость (с баками безопасна€ скорость должна быть больше). ѕравда, при этом все равно остаетс€ не так просто туда, в штопор, попасть Ч "летающа€ парта" ”“» ћи√-15 заранее, нарастанием вибрации, "предупреждает" пилота о приближении критического режима. Ќо нет, не хочет никто признавать всю т€жесть последствий допущенных ¬.—ерегиным нарушений Ч вот и выдумывают причины одна страшней и неверо€тней другой.

ƒолгие годы, име€ очень ограниченную информацию о катастрофе, автор был убежден, что так оно и случилось Ч самолет с подвесными баками, выполн€€ полет на эволютивной скорости, свалилс€ в штопор. » лишь с по€влением и опубликованием большого количества данных, в том числе, о слишком малом времени на выполнение упражнени€, а также свидетельств очевидцев эта верси€ отпала.

¬ыше уже говорилось о том, что наличие подвесных баков в несколько раз снижает допустимую перегрузку. ј в момент выхода из пикировани€ баки с топливом создают значительные нагрузки на конструкцию самолета. „тобы ограничить перегрузку, фактически необходимо выполн€ть более плавный выход в горизонтальный полет. ѕри дефиците высоты и времени экипаж может превысить допустимые режимы, что может повлечь за собой деформации и разрушени€ конструкции, в том числе, остеклени€ фонар€, еще до столкновени€ самолета с землей (есть также данные, что на отдельных элементах, найденных на месте катастрофы, €кобы были обнаружены следы такой деформации, что также подтверждаетс€ разлетом фрагментов передней части самолета далеко вперед от места падени€ по направлению полета). ќб этом сторонники штопорной версии и шаров-зондов предпочитают не упоминать, привычно кива€ на незначительное вли€ние подвесных баков на аэродинамику самолета ћи√-15, вы€вленное на летных испытани€х.

ѕочему ¬.—ерегин прин€л решение лететь с подвесными баками, хот€ упражнение є2 предписано было выполн€ть без них? ћожет быть, потому, что сн€тие баков Ч это трудоемкий и длительный процесс? ѕрежде, чем сн€ть, их надо раскачать, т.е. слить, топливо, дл€ чего необходимо вызвать пустой топливозаправщик, а после окончани€ полетов надо вновь подвесить баки и заполнить их горючим. ѕолчаса до и столько же после полета.  онечно, проще эти операции не делать.

«десь можно провести и некоторую аналогию с катастрофой ракетной техники, происшедшей 24 окт€бр€ 1960 года на космодроме Ѕайконур. ѕри подготовке к пуску ракеты "–-16" были вы€влены неисправности в электросхеме автоматики двигательной установки. „тобы ускорить устранение дефекта, было прин€то решение произвести работы на полностью заправленной топливом ракете. Ќапротив, по технике безопасности необходимо было перед этими работами удалить всех со стартовой площадки, топливо слить и работать с сухой ракетой. Ќо этого сделано не было, более того, маршала Ќеделина посадили на табурет примерно в семнадцати метрах от подножь€ ракеты. „ем это кончилось, известно Ч взрыв ракеты унес жизни 126 человек, включа€ самого маршала.

Ёти примеры еще раз доказывают, что все положени€ и наставлени€ в авиации и космонавтике практически написаны кровью, и выполн€ть их надо неукоснительно.


ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈

¬ Ќј„јЋќ


Ќа главную


—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены