ћосква +7 495 545 6936
ќдесса +38 0482 30 9192
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

Ё.ј.Ўершер "“айна гибели √агарина"

ЌјЎ ќѕџ“

—пециализированный моторный центр
"јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" работает с 1997 г.

ƒвигатель - наша работа ќсновна€ де€тельность компании - ремонт автомобильных двигателей.  омпани€ имеет центр механич. обработки деталей двигателей, оснащенный импортным станочным оборудованием высшего качественного уровн€ производства фирм AMC-SCHOU, DALCAN-Machines (ƒани€), ROBBI (»тали€), SERDI (‘ранци€), PROVALVE (“урци€).

—ћ÷ "јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" €вл€етс€ российским представителем известных мировых лидеров в производстве оборудовани€ и инструмента - компаний ROBBI (»тали€), GUYSON (јнгли€), PROVALVE (“урци€), DALCAN Machines-Denmark (ƒани€), SERDI Srl (»тали€).

Ѕлагодар€ передовым технологи€м и квалифицированному персоналу в сочетании с современным шлифовальным, расточным и хонинговальным оборудованием компани€ обеспечивает высшее качество ремонтных работ и €вл€етс€ одним из лидеров на рынке моторно-ремонтных услуг –оссии.

ћы на YOUTUBE


≈сть вопросы по ремонту двигателей? ’отите знать, как это делаетс€? Ќе проблема! “олько у нас - самые интересные видеоматериалы о ремонтных технологи€х и еще о многих интересных вещах про двигатели! —мотрите и подписывайтесь на наш канал!
Ќаши видео на YouTube

ћы в INSTAGRAM


Ќаши самые интересные новости и технические материалы - здесь!

ћы в Instagram - заходите в гости

ЌјЎ» “≈’ЌќЋќ√»»


–емонт головок блока цилиндров:
как это делаетс€
- смотрите видеорепортаж из нашего цеха.


“ехнологии капитального ремонта √Ѕ÷

“ехнологии ремонта двигателей

ЌјЎ≈ ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈


Provalveќборудование дл€ ремонта головок блока цилиндров ќборудование дл€ ремонта нижней части двигател€

ROBBIќборудование ROBBI DALCAN Machines-Denmarkќборудование DALCAN Machines-Denmark Guysonќборудование GUYSON ѕрочие станки и оборудование ѕользователи наших станков

Ѕиблиотека наших станков


ЌјЎ» ”—Ћ”√»


–емонт двигателей Ѕюро моторной экспертизы

ћоторные запчасти

÷ены на работы

ЌјЎј »Ќ‘ќ–ћј÷»я


 ак проехать в —ћ÷

Ѕиблиотека наших станков

Ќаши специалисты

Ќаши партнеры

авиаци€ Ќаши исследовани€ в авиации Ќаучна€ работа ¬акансии

ќпыт работы и —ћ» ‘орум мотористов

‘орум мотористов


ЌјЎ ј–’»¬


јЅ-»нжиниринг - главна€ страница

Ќаши моторные центры:
ЂјЅ-»нжиниринг-Ўереметьевскийї:
тел. +7 495 545-6936, +7 495 502-5964, e-mail: написать
ЂјЅ-»нжиниринг-–€заньї:
тел. +7 960 5 777-999,
ЂјЅ-»нжиниринг-≈катеринбургї:
тел. +7 343 226-7177,
ЂјЅ-»нжиниринг-ќдессаї:
тел. +38 0482 30-9192,

Ёксклюзивный материал Ч глава " атастрофа века" из книги Ё.ј.Ўершера "“айна гибели √агарина"
(изд-во "’арвест", ћинск, 2006), публикуетс€ в исходном варианте без купюр и исправлений с разрешени€ автора.


 ј“ј—“–ќ‘ј ¬≈ ј (продолжение)

ѕоследн€€ минута

ѕосле катастрофы ё.√агарина прошло уже более сорока лет, а страсти вокруг нее по-прежнему не утихают. ƒо сего времени нет четкого представлени€ о том, что же произошло в этом полете, и что €вилось причиной гибели экипажа. —пуст€ столько лет у всех, в том числе и у специалистов авиации, не сложилось единого мнени€ об истинной причине случившегос€. Ћюди остались неудовлетворенны выводами аварийной комиссии. ѕоэтому врем€ от времени возникают разные суждени€ и мнени€ о том, что произошло, и в этом нет ничего удивительного. “ак и должно быть, раз четкого ответа на поставленный вопрос в свое врем€ не последовало.

√енерал-полковник Ќ. аманин, √ерой —оветского —оюза, руководитель отр€да космонавтов ѕервым отметил нестыковки официальной версии катастрофы, в частности, несоответствие рассто€ни€ между местом доклада ё.√агарина об окончании выполнени€ задани€ и местом падени€ самолета со временем катастрофы, названным комиссией.√енерал-полковник Ќ. аманин, √ерой —оветского —оюза, руководитель отр€да космонавтов. ѕервым отметил нестыковки официальной версии катастрофы, в частности, несоответствие рассто€ни€ между местом доклада ё.√агарина об окончании выполнени€ задани€ и местом падени€ самолета со временем катастрофы, названным комиссией -->

ѕопробуем теперь подытожить все, что более или менее достоверно известно по поводу катастрофы, то есть то, что пр€мо или косвенно подтверждаетс€ имеющимис€ фактами.

 ак считает профессор —.Ѕелоцерковский, на последнем этапе полета самолет находилс€ в режиме пикировани€, и экипажу не хватило 200-300 метров высоты, а, если перевести на врем€ Ч всего двух секунд, дл€ вывода самолета из пикировани€. Ѕольшинство специалистов согласились с этим выводом профессора —.Ѕелоцерковского. Ќа последнем этапе самолет действительно пикировал, что подтверждаетс€ величиной углов крена и тангажа, установленных при расследовании.

ћногие авторы статей, опубликованных в различных издани€х, пишут о подвесных топливных баках и их емкости (по 260 литров каждый). Ёто, по мнению большинства, самый неудачный с точки зрени€ аэродинамики вариант дл€ выхода из пикировани€, т.к. ограничени€ по перегрузке у самолета с такими баками Ч до трех, а без баков Ч до восьми g (ускорение свободного падени€, равное 9,81 м/с2). ќднако никто из этих авторов даже не упоминает (намеренно или случайно, по незнанию?), что упражнение є2  Ѕѕ-»ј-67 (полет в зону), которое выполн€лось экипажем, заканчиваетс€ следующей фразой: "Еполет выполн€етс€ без подвесных баков". “аким образом, налицо грубое нарушение  Ѕѕ при подготовке самолета к полету на земле. Ёто первое.

ƒалее, такой "малозначащий" факт: на выполнение упражнени€ є2 отводитс€ 20 минут, но уже через четыре минуты двадцать секунд после начала выполнени€ упражнени€ экипаж доложил об его окончании. Ёто означает, что, с одной стороны упражнение полностью за такое врем€ выполнено быть не могло, а с другой стороны Ч можно предположить, что экипаж зарезервировал себе врем€ (примерно 15 минут) "свободного полета". ƒл€ какой цели?

Ќекоторые специалисты заметили эту странность и поспешили объ€снить ее плохим самочувствием ¬.—ерегина, сложными метеоуслови€ми, неисправностью самолета и другими причинами, €кобы заставившими ё.√агарина досрочно закончить выполнение задани€.   сожалению, ни одна из этих гипотез не имеет какого-либо фактического подтверждени€. Ѕолее того, при досрочном окончании выполнени€ задани€ руководитель полетов об€зан был запросить причину, но этого и не было сделано.

» вот спуст€ 30 лет после катастрофы в газете "ћосковский  омсомолец" от 28.03.98 г. по€вл€ютс€ свидетельские показани€ очевидца, наблюдавшего то, что происходило в небе непосредственно перед катастрофой, Ч лесника Ќовоселковского лесничества ».».ѕоддувалова. ѕричем запись свидетельских показаний была сделана сразу же после падени€ самолета. ќна стоит того, чтобы привести ее дословно.

Ћетчик-космонавт ———–, генерал-лейтенант √.Ѕереговой, ƒважды √ерой —оветского —оюза. ѕервым обратил внимание на несоответствие официального расположени€ зон пилотировани€ в районе катастрофы с реальной схемой зон и требовани€ми безопасности полетов. ќгромный летный опыт √.Ѕерегового сыграл тем самым злую шутку над всеми авторами и защитниками официальной версии катастрофы <-- Ћетчик-космонавт ———–, генерал-лейтенант √.Ѕереговой, ƒважды √ерой —оветского —оюза. ѕервым обратил внимание на несоответствие "официального" расположени€ зон пилотировани€ в районе катастрофы с реальной схемой зон и требовани€ми безопасности полетов. ќгромный летный опыт √.Ѕерегового сыграл тем самым злую шутку над всеми авторами и защитниками официальной версии катастрофы.

"я работаю лесником в Ќовоселковском лесничестве, и этот кордон находитс€ примерно метрах в 600-700 от места падени€ самолета. Ќеожиданно мы увидели реактивный самолет, который на большой скорости пролетел на бреющем полете буквально над верхушками леса и подн€лс€ чуть ли не вертикально вверх. “аким образом он повтор€л свои виражи то вверх, то вниз. ј после пошли в помещение, где жили, сели, закурили и вдруг услышали сильный вой мотора, даже стекла в окнах задрожали. я уставилс€ в окно, и здесь раздалс€ сильный взрыв, такой, что штукатурка с потолка посыпалась. я сразу же выбежал на крыльцо, и передо мной вверх над лесом взвивалось облако черного дыма. я вернулс€ домой и говорю соседу: "¬идимо, долеталс€".

ќчень интересное показание. —разу же возникают вопросы. ¬о-первых, почему только через 30 лет по€вилось это свидетельское показание, знали ли в комиссии об этих показани€х? », во-вторых, стыкуютс€ ли эти показани€ с радиообменом и результатами хронометража, вообще со всеми известными фактами?

Ќа первый вопрос ответа, видимо, уже не найти. ј вот дл€ ответа на второй вопрос кое-какие данные имеютс€. » получаетс€ интересна€ картина.

Ќачнем с данных комиссии о времени катастрофы. »звестно, что в 10.30.10 ё.√агарин запросил разрешение на переход с курса 70 на курс 320 и, получив добро, подтвердил: "ѕон€л, выполн€ю". ѕосле этого в эфир он больше не выходил. ѕо бортовым часам самолета и наручным часам ё.√агарина, хот€ они практически полностью были разбиты (известны данные, что были найдены одна за другой две половины часов √агарина), криминалистическа€ экспертиза каким-то образом смогла определить врем€ от момента окончани€ последнего доклада ё.√агарина до момента столкновени€ с землей Ч 1 минута плюс-минус 20 секунд. Ќо целый р€д исследователей отмечает, что врем€ до катастрофы, вполне возможно, было больше, что самолет столкнулс€ с землей между 10 час 30 мин и 10 час 32 мин. “огда врем€ после последнего доклада уже не укладываетс€ в официальные рамки Ч оно вполне могло быть пор€дка 2-х минут. ѕринима€ начальную высоту полета 4000 м, а скорость снижени€ самолета 100 м/сек (километр высоты "съедаетс€" за 10 сек), времени оказываетс€ достаточно, чтобы, снизившись, произвести каскад фигур (горки и пикировани€).

√енерал Ќ. аманин идет еще дальше и пишет, что это врем€ могло быть от 10 час 32 мин до 10час 43 мин.  роме того, велась радиолокационна€ проводка самолета ё.√агарина, когда он летел за границей зоны, но в дальнейшем ее прин€ли Ч ошибочно или намеренно, за проводку другого самолета.

»так, с часами уже не все так просто и пон€тно. Ѕолее того, просматриваетс€ желание членов комиссии это врем€ по возможности сократить, чтобы доказать справедливость "штопорной версии". ѕоэтому неудивительно, что комисси€ потратила немало времени и сил, работа€ с часами. » не только с разбитыми Ч говорили, что у посла ———– в Ўвейцарии (по другим данным Ч у космонавта √.“итова) были точно такие же часы, как и у ё.√агарина. ѕо просьбе из ћосквы их передали комиссии.

√ибель √агарина: разбитые при катастрофе часы ёри€ √агарина. ѕочему-то они показывают врем€ 10.44, а не 10.32, как утверждает комисси€  - нажмите, чтобы увеличитьƒоказательством внезапности падени€ самолета через 1 мин после доклада о выполнении задани€ €вились разбитые часы ёри€ √агарина, по которым €кобы точно определено врем€ удара самолета о землю. » это врем€ всех устроило, хот€ многие факты говор€т о том, что самолет упал далеко от места доклада и намного позже. ѕосмотрите внимательно на разбитые часы Ч минутна€ стрелка на них действительно находитс€ в положении, соответствующем 43-44-й минуте!. »нтересно, кто в комиссии дал команду считать это положение соответствующим 31-32-й минуте, а все внимание сосредоточить на секундной стрелке? (фото с сайта www.rus.ruvr.ru). -->

¬ыходит, остатков наручных часов ё.√агарина и бортовых часов самолета комиссии не хватило. Ќе хватило, по всей видимости, и рабочего образца бортовых часов, который, очевидно, был в распор€жении комиссии. », не исключено, даже не в одном экземпл€ре. ј вот "посольских" часов оказалось достаточно. “олько так, €кобы, и удалось установить "истинное" врем€ катастрофы. » оно всех вполне устроило.

—мотрите, кака€ получаетс€ картина: если "птица" не проходит, значит, надо об€зательно "завалить" самолет другим способом. Ќапример, с помощью "резкого маневра" от мифического преп€тстви€ путем попадани€ в "закритические режимы", проще говор€, в штопор. ќбе версии недоказуемы, никаких фактов нет, но решают одну и ту же задачу Ч снимают вс€кие обвинени€ с тех, кто действительно должен нести ответственность за эту катастрофу.

»ными словами, если за последним докладом и столкновением с землей прошла минута, то самолет ну уж точно попал в штопор, в "закритические режимы". ј если нет, не минута? ¬едь на самом деле это врем€ могло быть и больше. ј тогда и штопор оказываетс€ под большим вопросом.

Ќепон€тна также ситуаци€ с оператором проводки самолета. »мелась запись радиолокационной проводки самолета до конца полета, по времени как минимум на 2 минуты дольше, чем указано в выводах комиссии. “ем не менее, в дальнейшем эту запись объ€вили проводкой другого самолета, а систему фотографировани€ экрана локатора, примен€емую в то врем€, Ч неработающей. ѕочему?  ак утверждают некоторые специалисты, на локаторе и визуально было видно, что после последнего доклада √агарина самолет полетел в сторону, противоположную от аэродрома и, выполн€€ произвольные фигуры, столкнулс€ с землей. ѕри этом отметка самолета на экране локатора пропала только в 10 час 44 мин, т.е. через 14 минут после доклада! Ќо впоследствии стали говорить о том, что ни локатор, ни система фотографировани€ экрана не работалиЕ

Ќе меньший интерес представл€ет упоминаемый некоторыми авторами факт, что оператора по приказу заместител€ √лавкома ¬¬— генерал-полковника ѕ. утахова сразу куда-то "убрали".

√енерал Ќ. аманин, которого трудно обвинить в необъективности, в своей книге приводит очень важные данные, которые, вполне веро€тно, €вл€ютс€ ключом к разгадке тайны этой катастрофы. ќн утверждает, что "в момент прекращени€ св€зи самолет находилс€ в 30 км от аэродрома и летел к нему, а упал в 64 км от аэродрома и курсом на юго-запад". ќткуда такие данные у генерала?  роме как с проводки самолета их вз€ть неоткуда.

Ќа этой схеме, приведенной —.Ѕелоцерковским, границы зоны є20 намеренно не указаны. Ёто сделано дл€ того, чтобы включить в нее место падени€ самолета <-- ¬оздушна€ обстановка в районе катастрофы по данным радиообмена и наблюдений оператора –Ћ—, восстановленных по пам€ти, €кобы вследствие неисправности системы фотографировани€ экрана:
1- маршрут самолета "625", конечно, требует дополнительного уточнени€, но врем€ после доклада ё.√агарина до падени€ самолета никак не укладываетс€ в 1 минуту; 2- самолеты "631" и "632" в момент времени 10:43 находились уже в районе аэродрома „каловска€, а никаких "неопознанных" —у-11 и —у-15 не наблюдалось.

»спытатель парашютных систем ¬.√алайда, который в этот день из-за плохой погоды был вынужден прекратить прыжки в районе г. иржач, вспоминает, что после снижени€ до высоты 2000 м самолет резко изменил курс и полетел в сторону, противоположную аэродрому.

»ными словами, после доклада о выполнении полетного задани€ и дальнейшего полета в сторону аэродрома самолет пролетел не менее 34 км в совершенно противоположную сторону.  ак установила комисси€, с момента доклада до катастрофы прошло около одной минуты. Ќетрудно подсчитать, что дл€ преодолени€ за такое врем€ рассто€ни€ в 34 км потребуетс€ скорость около 1500 км/час. Ёто значительно превышает максимальную скорость самолета типа ”“» ћи√-15.

„то-то не стыкуетс€Е ј что, если пойти в обратную сторону? ≈сли прин€ть среднюю скорость самолета, к примеру, за 700 км/час, то врем€ полета составит около 3 мин. »з этого следует, что имеюща€с€ радиолокационна€ проводка самолета √агарина-—ерегина при полете за границей зоны, по всей веро€тности, и принадлежит этому самолету, хот€ в дальнейшем ее объ€вили проводкой другого самолета.

“екущим (и наиболее ранним) временем катастрофы следует считать врем€ последнего радиообмена 10 час 30 мин плюс 3 мин., т.е., приблизительно 10 час 33 мин. “огда этого времени становитс€ достаточным, чтобы выполн€ть произвольные фигуры, включа€ бреющий полет, горки и пикировани€.

»нтересно и другое. ѕрин€в за истину эту самую минуту, придетс€ сразу прин€ть версию комиссии и других многочисленных исследователей Ч что-то внезапно случилось, и самолет потер€л управление. ћежду тем, посмотрев на схему зон пилотировани€, которую приводит профессор —.Ѕелоцерковский, можно заметить, что на ней нет четких границ этих зон. — другой стороны, многие исследователи упоминают зону є20, где экипаж должен был выполн€ть полетное задание, но мало кто из них задумалс€ о том, где ее границы и как по отношению к ним расположено место падени€ самолета?

¬ этой св€зи нельз€ обойти вниманием данные, приведенные в книге Ѕ.ћурасова "”бийство космонавта ёри€ √агарина", где проблеме расположени€ зон пилотировани€ уделено достаточно серьезное внимание. ’от€ при этом нельз€ не отметить, что сама верси€ автора об убийстве так же далека от истины, как и подавл€ющее большинство других версий, придуманных за годы, прошедшие с момента катастрофы.

ƒействительно, согласно многим исследовател€м получаетс€, что зона є20 есть, но где она Ч толком никто не знает. » никому не интересно. ѕочему Ч пон€тно. ≈сли место падени€ располагаетс€ в пределах этой зоны, ее границы легко разрешаетс€ нанести на любую схему. » тогда, действительно, можно предположить любую внезапную причину, по которой самолет вдруг потер€л управлениеЕ ј если место падени€ самолета расположено за пределами зоны є20? ƒа еще и в сторону, противоположную аэродрому, куда самолету лететь никак не меньше 3 минут? “огда, чтобы уложитьс€ в заданное врем€ Ч 1 минута +_ 20 сек, вид€тс€ два варианта - или "передвинуть" на карте населенные пункты, или не наносить на нее границы зоны. „тобы просто запутать дело.

ѕередвинуть на другое место деревню Ќовоселово, конечно, непросто.  уда проще переместить границы зоны или просто их не указывать Ч так, чтобы никто не мог сопоставить их с местом падени€ или усомнитьс€, что самолет упал в строго "заданном" месте. —казано Ч сделано. –езультат легко увидеть на схеме профессора —.Ѕелоцерковского, где вообще пон€ть расположение зон весьма затруднительно. ћежду тем, имеетс€ достоверное свидетельство генерала √.Ѕерегового о том, что деревн€ Ќовоселово, вблизи которой упал самолет, не входила в зону є20, отведенную экипажу дл€ пилотировани€.

—писок самолетов, находившихс€ в зонах є20 и є21 27.03.196810:27 - начало выполнени€ задани€ экипажем самолета "625", 10:30:10 - потер€ радиосв€зи после доклада об окончании выполнени€ задани€, 10:43 - исчезновение отметки на экране радиолокатора. Ќ - высота полета в метрах, ƒ - относительное удаление от самолета "625" в километрах.
ќбращает на себ€ внимание тот факт, что границы зон пилотировани€ єє20 и 21, веро€тно, намеренно сделаны неразличимыми
-->

Ѕолее того, √.Ѕереговой пр€мо указывает, что в схеме, используемой —.Ѕелоцерковским, допущена существенна€ неточность в расположении зон пилотировани€. “ак, согласно √.Ѕереговому, в схеме, веро€тно, вз€той —.Ѕелоцерковским из материалов комиссии, зоны єє 20 и 21 расположены р€дом и выт€нуты в направлении от аэродрома, при этом зона є20 захватывает место падени€ самолета. ќднако √.Ѕереговой приводит совсем другую схему, где зоны расположены в направлении от аэродрома Ч одна за другой. » что самое интересное, место падени€ самолета расположено приблизительно между зонами, т.е. €вно за границей зоны є20.  роме того, √.Ѕереговой отмечает €вное несоответствие схемы —.Ѕелоцерковского с принципами организации полетов в указанных зонах.

“ак, в зонах єє 20 и 21 в злополучный день практически одновременно выполн€лось пилотирование самолетов с позывными 625 и 614. ≈сли допустить расположение зон согласно —.Ѕелоцерковскому, то самолет с позывным 625 после окончани€ задани€ при выполнении штатного маневра с левым разворотом на 320 градусов на курс аэродрома был вынужден неминуемо пересечь границы зоны є21. „то могло вызвать опасное сближение с самолетом, наход€щимс€ в соседней зоне є21. ј потому така€ схема расположени€ зон не могла иметь места в действительности, поскольку она противоречит принципам безопасности полетов.  роме того, даже на "официальной" схеме хорошо видно направление полета самолета 614, что входит в полное противоречие с этой схемой, но полностью подтверждает схему √.Ѕерегового. »нтересно, почему дес€тки и сотни "исследователей" предпочли "не заметить" это очевидное несоответствие?

“рудно сказать, кому понадобилось "подмен€ть" схему расположени€ зон, но она очень хорошо "вписалась" в штопорную версию катастрофы, согласно которой самолет мог попасть в спутную струю от другого самолета. » этот другой самолет Ч вот он, €кобы делал пилотаж в зоне р€дом с самолетом 625, и "подвинуть" его на схеме можно куда угодно. Ќо заметьте Ч о переговорах экипажа самолета 614 с руководителем полетов никто не сказал ни слова, хот€ они многое могли бы про€снить. ќчевидно, такие данные пошли бы уже вразрез с "разрешенной" версией, что никак нельз€ было допустить. ѕоэтому пришлось о самолете 614 "забыть" и "придумать" другой (—у-11, —у-15 и т.д.).  ак будто кто-то невидимой рукой подталкивал профессора —.Ѕелоцерковского к "правильным" выводамЕ

“ем не менее, опира€сь на данные генералов Ќ. аманина и √.Ѕерегового, уже можно считать доказанным тот факт, что самолет выполн€л пилотаж в зоне є20, как это и было предписано полетным заданием, а упал далеко за границами этой зоны. “о есть, вполне веро€тно, никакой внезапности при этом не было. ј значит, не было и штопора. ј что же было? ¬рем€, по крайней мере. ≈го было вполне достаточно, чтобы самолет оказалс€ далеко от того места, где ему "предписывалось" быть согласно официальной версии. “ак сколько же времени действительно дл€ этого потребовалось? “ри минуты или больше?

ѕохоже, напрасно генерал ѕ. утахов отчитывал оператора за то, что он ошибочно вел в это врем€ другой самолет: оператор как раз все еще продолжал вести самолет ё.√агарина. ј вс€ эта истори€ со временем катастрофы и часами только еще раз подтверждает, что комиссии очень "мешали" те "лишние" минуты, которые самолет находилс€ в воздухе. Ќу что же, пусть врем€, прин€тое комиссией равным 1 минута + 20 сек, останетс€ на совести специалистов, работавших с часами.

Ќо вернемс€ к показани€м очевидца ».ѕоддувалова. ќн видел, как самолет прошел бреющим полетом над лесом, потом дважды взмывал в воздух и пикировал, пока не врезалс€ в землю. —ледовательно, эти фигуры выполн€лись уже после доклада экипажа об окончании полетного задани€. ≈сли бы это происходило до доклада, то в св€зи с гибелью и самолета и экипажа такого доклада просто не могло быть.

ћежду схемами расположени€ зон пилотировани€, приведенными —.Ѕелоцерковским, веро€тно, из материалов комиссии по расследованию причин катастрофы √агарина-—ерегина (вверху), и генералом √.Ѕереговым (внизу) есть принципиальна€ разница - верхн€€ схема противоречит принципам безопасности полетов и, скорее всего, €вл€етс€ ложной. Ќа самом деле самолет упал за границей зоны є20 через 3-14 мин после доклада  - нажмите, чтобы увеличить <-- ћежду схемами расположени€ зон пилотировани€, приведенными —.Ѕелоцерковским, веро€тно, из материалов комиссии (вверху), и генералом √.Ѕереговым (внизу) есть принципиальна€ разница - верхн€€ схема противоречит принципам безопасности полетов и, скорее всего, €вл€етс€ ложной. »зменить действительное расположение зон пилотировани€ потребовалось с целью включить в зону є20 место удара самолета о землю, чтобы "доказать" внезапность падени€ самолета через 1 мин после доклада √агарина о выполнении задани€. Ќа самом деле самолет упал за границей зоны є20 через 14 мин после доклада.  роме того, обратите внимание на траекторию полета самолета "614" в зону 21 на предыдущем рисунке (она €вно не соответствует "официальной" схеме расположени€ зон, но точно укладываетс€ в схему √.Ѕерегового).

ƒалее, очень трудно представить, что все эти фигуры выполн€л один самолет, а упал совершенно другой. ѕотому что не только пилотаж, но и просто пролет зоны другим самолетом, кроме как надуманными гипотезами, ничем не подтверждаетс€. ƒаже если считать, что на бреющем полете пролетал другой самолет (например, тот же —у-11 или —у-15), то тот самолет, о котором говорит ».ѕоддувалов, продолжал набирать высоту и пикировать уже после его пролета.

ћожно еще проще: если врезалс€ в землю самолет ”“» ћи√-15 борт.є18, то получаетс€, что и все предыдущее выполн€л тоже он. ј коли так, то нет смысла гадать о том, что за преп€тствие оказалось на пути самолета, по какой причине он попал в "закритические режимы" Ч резко отвернул от облака, шара-зонда, неопознанного самолета или других посторонних предметов. ≈сли экипаж позволил себе грубо нарушить подготовку самолета на земле, не сн€в подвесные баки, как это было предписано, и не получил данных о погоде перед полетом, то он мог точно так же нарушить полетное задание Ч выполн€ть не предусмотренные этим заданием упражнени€ в воздухе. » в последнем пикировании чуть запоздать с выходом из него, всего на две секунды...

¬ 1968 году об этой версии не только говорить, но даже думать было нельз€. ¬ыше уже упоминалось о докладе автора на комиссии по результатам исследованию останков птицы, доставленных с места падени€ самолета. » стоило только сказать о том, что это Ч сойка, котора€ летает на высоте 50-70 м, у комиссии сразу пропал интерес к версии "птица". ќно и пон€тно Ч становилось очевидным, что самолет шел на бреющем полете, а этого не должно было быть согласно всеобщему пониманию сложившейс€ в то врем€ политической ситуации.

Ќо проблема в том, что истина определ€етс€ не большинством голосов участников дискуссии, не их служебным рангом и не количеством и величиной звезд на погонах, а количеством и качеством собранных данных и представленных фактов. Ќапример, тот же свидетель ».ѕоддувалов видел, как самолет вертикально взмывал, а потом пикировал, но про облака не обмолвилс€ ни одним словом. «начит, и видимость, возможно, была вполне нормальна€?Е

—пециалисты совершенно справедливо отмечают, что к некоторым показани€м свидетелей надо относитьс€ аккуратно. —овсем другое дело с показани€ми свидетел€ ».ѕоддувалова. ќни просты по содержанию, искренни, не надуманы. ќтвергнуть их целиком, не прин€в, как версию, не профессионально. ƒа и вообще, показани€ свидетелей, наблюдавших случайно за последним этапом полета самолета, могли бы существенно помочь в установлении причины. ћожет быть, они не были прин€ты комиссией во внимание?

—хема движени€ самолета √агарина-—ерегина перед катастрофой: наход€сь на рассто€нии 30 км от аэродрома „каловский, после доклада о выполнении задани€ и прекращени€ св€зи самолет пролетел 34 км в направлении, противоположном аэродрому  - нажмите, чтобы увеличить—хема движени€ самолета ”“» ћ»√-15 борт.є18: наход€сь на рассто€нии 30 км от аэродрома „каловский, после доклада о выполнении задани€ и прекращени€ св€зи самолет пролетел 34 км в направлении, противоположном аэродрому. —огласно данным аварийной комиссии, после последнего радиообмена до столкновени€ с землей прошло 1 мин. +/- 20 сек. ≈сли вз€ть наибольшее врем€ - 80 сек, то пролететь 34 км за это врем€ можно только со скоростью свыше 1500 км/час. ѕоскольку такую скорость самолет ”“» ћ»√-15 развить не в состо€нии, самолет за указанное врем€ мог упасть не далее точки 9 (около 35-40 км от аэродрома). –еальна€ же точка падени€ самолета - 6, находитс€ за границей зоны є20 на рассто€нии 64 км от аэродрома. "—овместить" точки 6 и 9 можно только в случае, если изменить границы зоны пилотировани€, как показано на предыдущем рисунке -->

„то же известно из показани€ других очевидцев? ќни опубликованы и в целом не противоречат тому, что говорил ».ѕоддувалов.

Ќ.».Ўальнов: "»з облаков с ревом выскочил истребитель и, легко покачива€ крыль€ми, пошел к земле, потом, подн€в нос, устремилс€ уйти в небо. Ќо вот он пролетел почти над домом и со свистом и диким ревом мотора, лома€ верхушки берез, врезалс€ в лес".

—отрудница зверопитомника: "—амолет не летел, как обычно, а как-то странно опускалс€ на мен€, потом он взревел и скрылс€ за деревь€ми".

ƒ.—идоров: "—амолет вышел из облаков, резко пошел вниз, затем в сторону и вверх, за ним пот€нулось облако дыма, полоса огн€ и он снова скрылс€ в облаках".

ё.—еменов: "—амолет стал неожиданно падать под большим углом. ¬близи земли самолет сделал "горку", вновь сорвалс€ в пике и, среза€ верхушки деревьев, на огромной скорости врезалс€ в землю".

 стати, интересно, что практически никто из авторов различных версий стараетс€ не упоминать о том, что есть такие показани€ очевидцев. ѕочему бы это? ¬озможно, одной из причин €вл€етс€ их €вное "неудобство" дл€ комиссии и последующих сторонников "штопорной" и аналогичных версий. ≈сть данные, согласно которым группа по вы€влению возможных очевидцев катастрофы, едва начав работу, была и вовсе упразднена комиссией. ≈сли это так, то вполне объ€снимо Ч ведь очевидцы давали совсем "не те" показани€, которые от них ожидалиЕ » в целом согласуетс€ с тем, что подавл€ющее большинство исследователей, как, веро€тно, и сама комисси€, предпочли "забыть" про очевидцев и не упоминать их показани€ вовсе.


ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈

¬ Ќј„јЋќ


Ќа главную


—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены