ћосква 8 800 101 6229
 иев +38 096 163 2183
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

Ё.ј.Ўершер "“айна гибели √агарина"

ћы на YOUTUBE


—амые интересные видеоматериалы о наших ремонтных технологи€х и еще о многих интересных вещах про двигатели!
Ќаши видео на YouTube

ћы в INSTAGRAM


Ќаши самые интересные новости и технические материалы!

ћы в Instagram - заходите в гости

ЌјЎ» “≈’ЌќЋќ√»»


–емонт головок блока цилиндров:
как это делаетс€
- смотрите видеорепортаж из нашего цеха.


“ехнологии капитального ремонта √Ѕ÷

“ехнологии ремонта двигателей

ЌјЎ≈ ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈


Provalveќборудование дл€ ремонта головок блока цилиндров ќборудование дл€ мойки и очистки деталей

Guysonќборудование GUYSON ќборудование дл€ ремонта нижней части двигател€

STANDARD AUTOMOTIVEќборудование STANDARD AUTOMOTIVE ROBBIќборудование ROBBI ROBBIќборудование CHINELATTO DALCAN Machines-Denmarkќборудование DALCAN Machines-Denmark ¬спомогательное оборудование ѕользователи наших станков

Ѕиблиотека наших станков

ЌјЎ» ”—Ћ”√»


–емонт двигателей Ѕюро моторной экспертизы

ћоторные запчасти

÷ены на работы

ЌјЎј »Ќ‘ќ–ћј÷»я


Ѕиблиотека наших станков

авиаци€ Ќаши исследовани€ в авиации Ќаучна€ работа ќпыт работы и —ћ» Ќаша видеотека

‘орум мотористов

ЌјЎ ј–’»¬

ЌјЎј  ќћѕјЌ»я


Ќаши специалисты

Ќаши представители

Ќаши партнеры

Ќаши вакансии

Ќаши контакты

ЂјЅ-»нжиниринг-Ўереметьевскийї:
- √ор€ча€ лини€ 8 800 101 6229,
- цех: тел. +7 977 325-1100, +7 495 502-5964,
- станки: тел./WhatsApp
+7 926 150-8195, +38 096 163-2183,
e-mail: написать
ЂјЅ-»нжиниринг-–€заньї:
тел. +7 960 5 777-999,
ЂјЅ-»нжиниринг-≈катеринбургї:
тел. +7 343 226-7177,
ЂјЅ-»нжиниринг-ќдессаї:
- цех: тел. +38 0482 30-9192,
- станки: тел./WhatsApp
+38 096 163-2183.

—пециализированный моторный центр "јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" работает с окт€бр€ 1997 г.

ќсновна€ де€тельность компании Ч ремонт автомобильных двигателей.  омпани€ имеет центр механической обработки деталей двигателей, оснащенный импортным станочным оборудованием высшего качественного уровн€ производства фирм AMC-SCHOU, DALCAN-Machines (ƒани€), ROBBI (»тали€), SERDI (‘ранци€), PROVALVE (“урци€).

—ћ÷ "јЅ-»Ќ∆»Ќ»–»Ќ√" €вл€етс€ российским представителем известных мировых лидеров в производстве оборудовани€ и инструмента Ч компаний ROBBI (»тали€), GUYSON (јнгли€) и PROVALVE (“урци€).  роме того, мы работаем в партнерстве с фирмой MetallPromTechno (Ѕеларусь), представл€ющей на рынке различных производителей, в том числе, Comec (»тали€), Chinelatto (Ѕразили€), Standard (»нди€) и др.

Ѕлагодар€ передовым технологи€м и квалифицированному персоналу в сочетании с современным шлифовальным, расточным и хонинговальным оборудованием компани€ обеспечивает высшее качество ремонтных работ и €вл€етс€ одним из лидеров на рынке моторно-ремонтных услуг –оссии.

јЅ-»нжиниринг - главна€ страница
Ёксклюзивный материал Ч глава " атастрофа века" из книги Ё.ј.Ўершера "“айна гибели √агарина"
(изд-во "’арвест", ћинск, 2006), публикуетс€ в исходном варианте без купюр и исправлений с личного разрешени€ автора.

" аждый хочет, чтобы правда
была на его стороне, но не каждый
хочет быть на стороне правдыЕ"
”эйтли, английский писатель
 ј“ј—“–ќ‘ј ¬≈ ј

ёрий јлексеевич √агаринёрий јлексеевич √агарин, √ерой советского —оюза, полковник, ѕервый космонавт «емли. ≈го трагическа€ гибель 27 марта 1968 года и упорное сокрытие правды о ней в течение 40 лет стали причиной написани€ этой книги -->

 ак-то раз, где-то в начале 60-х годов, пришлось в св€зи с расследованием летного происшестви€ некоторое врем€ задержатьс€ на аэродроме –умбула (–ига). Ќеожиданно обращаетс€ командир части полковник «юзин, просит помочь ему в одном деле.

ќказалось, что ёрий √агарин вместе с женой ¬алентиной »вановной должен был лететь на  убу на самолете »л-18 с промежуточной посадкой в Ћондоне дл€ дозаправки. ќднако при подлете к Ћондону вы€снилось, что англичане произвести посадку не разрешают. ѕоэтому было прин€то решение садитьс€ в –умбуле, переночевать, утром улететь в ћоскву, там пересесть на самолет, который не требует промежуточной дозаправки Ч на »л-62, и лететь напр€мую к ‘.  астро.

“ак вот, по€сн€ет командир части, сейчас, как только приземлитс€ самолет, все журналисты и корреспонденты брос€тс€ к космонавту ё.√агарину, а ¬алентину »вановну в это врем€ могут затолкать, отдавить ноги. «адача Ч не допустить этого, вз€ть ее под личную охрану и увести от столпотворени€.

» действительно, после приземлени€ самолета дес€тки журналистов бросились навстречу √агарину. Ќо офицеры действовали четко Ч с двух сторон приблизились к ¬алентине »вановне и, усиленно работа€ корпусом и локт€ми, оттеснили от нее страждущих корреспондентов. », пока шла эта импровизированна€ пресс-конференци€ ё.√агарина, немного прошлись с ней по аэродрому.

¬алентина »вановна стала делитьс€ своими впечатлени€ми. ¬ы€снилось, что они с ёрием јлексеевичем в последнее врем€ вынуждены много путешествовать, и почти каждый вечер, в каком бы городе или стране они не оказывались, местные власти считали своим долгом об€зательно устроить банкет в честь знаменитого космонавта. ј там Ч бесконечное число тостов, все наперебой хот€т с ним чокнутьс€, и ёрию очень трудно им отказывать. ј это ни к чему хорошему привести не можетЕ

¬от и в этот день власти –иги организуют шикарный банкет и предоставл€ют дворец бывшего президента Ћатвии ”льманиса с цветным паркетом и целой анфиладой комнат. ј они жили раньше в Ћюберцах в домике, где в дерев€нном полу были трещины толщиной в палец, и зимой оттуда дул лед€ной ветер!

ѕрошло несколько лет, эпизод как-то стал забыватьс€ среди рабочей суеты и командировок. Ќо однажды случилось такое, что заставило живо вспомнить эту встречуЕ

ќгл€дыва€сь сегодн€ на эти событи€, трудно отделатьс€ от мысли, что все, кто был тогда в той или иной степени с ними св€зан, вр€д ли уже забудут даже не слишком значимые их подробности. ѕросто потому, что такой катастрофы, о которой и пойдет речь, в ¬оенно-воздушных силах ———– еще не было. », видимо, никогда не будетЕ

"ƒа еще эти бакиЕ"

¬ тот злополучный день 27 марта 1968 г. работники Ќ»» Ё–ј“ ¬¬— получили распор€жение руководства Ч прекратить все виды работ и приготовитьс€ к выполнению важного правительственного задани€. ќколо полудн€ стало известно, что произошла катастрофа самолета ”“» ћи√-15 с экипажем в составе ¬.—ерегина и ё.√агарина. –уководство ¬¬— вылетело на место происшестви€, а в институте наступило короткое затишье.

—отрудники отдела турбореактивных двигателей, чтобы не тер€ть врем€, запросили аэродром „каловский о том, какое задание должен был выполн€ть экипаж. ќттуда сообщили, что задание это Ч упражнение є2  урса боевой подготовки истребительной авиации ( Ѕѕ »ј-67), т.е. одно из самых начальных упражнений курса. “ут же принесли соответствующий документ, ознакомились с содержанием этого упражнени€. Ёто был пилотаж в зоне с выполнением виражей, витков ма-лой спирали, пикирований, боевых разворотов, бочек, полета на эволютивной скорости, т.е. на минимальной скорости горизонтального полета. «аканчивалось задание следующей фразой: "ѕолет выполн€етс€ без подвесных баков".

Ќеприметна€ така€ фраза, не правда ли? — баками, без баков Ч кака€ разница? Ќо в отделе работали специалисты, у которых "на счету" не одна сотн€ расследованных летных происшествий. ѕоэтому ограничитьс€ одним вопросом никак не получалось Ч опыт и интуици€ подсказывали, что, возможно, именно здесь и "зарыта собака". “ак и есть, на повторный запрос из „каловской сообщили, что полет происходил с подвесными баками. ј на резонный вопрос, кто же такое мог разрешить, был ответ Ч командир части, т.е. сам ¬.—ерегин.

Ћюбому пилоту или авиационному инженеру известно, что курс боевой подготовки утверждаетс€ √лавкомом ¬¬—, а, следовательно, ни один командир независимо от ранга не имеет права мен€ть в нем ни одного слова, ни одной цифры.  ак же могло случитьс€, что требовани€ этого документа были так грубо нарушены?

¬ самом деле, обнаруженное в отделе нарушение получалось очень и очень опасным, т.к. все режимы в данном упражнении были заданы дл€ полета без подвесных баков. ¬ частности, была задан режим полета самолета на эволютивной скорости в 350 км/час. Ёто значит, что при полете с подвесными баками должна была выдерживатьс€ более высока€, нежели указана в документе, скорость во избежание сваливани€ на крыло. ќтрицательно и действие подвесных баков при выходе из пикировани€ Ч нужна больша€ высота, т.к. при полете с баками ограничиваетс€ допустима€ перегрузка. Ѕаки могут просто сорватьс€ со своих креплений. » это допустил сам командир? »ли задание выполн€лось совсем другое?

¬ обсуждении обнаруженных данных прошел остаток дн€. ќбщее мнение было такое Ч налицо грубое нарушение, которое могло иметь непосредственное вли€ние на исход полета. Ќо не тут то было! Ќа следующий день в отдел уже пожаловало высокое начальство с ѕироговки, из штаба ¬¬— - начальник управлени€ эксплуатации ¬¬— генерал ».¬.„ирков. "ѕодвесные баки Ч не наше дело" Ч сказал генерал. Ч "Ќаша задача Ч искать отказ авиатехники".

—тало €сно, что в отделе ненароком вторглись в те сферы, куда "посторонним вход воспрещен".  то-то доложил "по команде", а проще говор€, "стукнул" "куда следует", и реакци€ сверху не заставила себ€ ждать. ѕохоже, дело принимало серьезный оборот Ч политический. ј в таких делах техника, как и истина, всегда отходит на задний план.

ѕредседатель летной подкомиссии є1 генерал-лейтенант Ѕ.≈ремин, √ерой —оветского —оюза, начальник службы безопасности ¬¬— <-- ѕредседатель "летной" подкомиссии є1 генерал-лейтенант Ѕ.≈ремин, √ерой —оветского —оюза, начальник службы безопасности ¬¬—.

ƒл€ расследовани€ причин катастрофы решением ÷   ѕ—— была создана ѕравительственна€ комисси€, на первом заседании которой были образованы четыре подразделени€ (подкомиссии). Ћетную подкомиссию (є1) возглавил генерал-лейтенант Ѕ.≈ремин, начальник —лужбы безопасности полетов ¬¬—. “ехнической подкомиссией (є2) руководил заместитель √лавкома ¬¬— по инженерно-авиационной службе генерал-полковник ћ.ћишук. ќн отвечал в ¬¬— за состо€ние и исправность авиационной техники, ему подчин€лс€ и Ќ»» Ё–ј“. Ќо именно от его решени€ во многом зависели результаты работы всей комиссии. Ѕыли образованы также подкомисси€ є3 по проверке организации летной подготовки космонавтов в ÷ѕ  ¬¬— (председатель Ч генерал ».ѕстыго) и подкомисси€ є 4 по подготовке общего заключени€ и доклада в ÷   ѕ——. –уководителем последней был назначен Ћ.—мирнов, зампред —овмина ———–, председатель √оскомитета по оборонной технике, член ÷   ѕ——.

¬ыполн€€ задани€ комиссии, в течение более чем полугода дес€тки ќ Ѕ, Ќ»» и заводов авиационной промышленности дружно, не поклада€ рук, выполн€ли заказ высокого начальства Ч искали причины отказа техники, отрабатывали дес€тки всевозможных версий гибели самолета и экипажа. »з-под г. иржача с места катастрофы было привезено на исследование буквально все до последнего кусочка фюзел€жа Ч по разным оценкам обломков деталей и узлов общей массой от 95 до 99 процентов от массы всего самолета. ¬се это больше мес€ца тщательно искали, собирали и просеивали, а затем также тщательно изучали дес€тки и сотни людей. » Ч ничего не нашли. ¬ окончательном заключении технической подкомиссии было сказано, что "на самолете разрушений и отказов агрегатов и оборудовани€ в полете не имелось".

ћноголетний опыт расследовани€ причин летных происшествий входил в полное противоречие с тем, что тогда делалось. ¬едь основна€ работа должна была проводитьс€ в первую очередь на месте падени€ самолета, где, как правило, и отрабатываютс€ несколько наиболее веро€тных версий (обычно не более 2-3). ќттуда на исследование в необходимых случа€х привоз€тс€ только те части разрушенной конструкции или агрегатов, которые непосредственно св€занны именно с этими верси€ми. Ќередко это менее процента массы самолета. ¬ данном случае, вопреки всей практике, исследованию был подвергнут, пожалуй, каждый узел и элемент конструкции.

 онечно, никто не отрицает, что произошла не просто катастрофа (если такое определение вообще применимо к подобному происшествию). ѕогиб человек, известный на весь мир, ѕ≈–¬џ… космонавт «емли. » старани€ найти причину его гибели вполне пон€тны. “олько уж больно много было суеты, котора€ только мешала делу. » практически сразу весь этот и так не вполне €сный процесс заволокла пелена секретности. ƒа еще какой Ч никто толком не знал, какую из версий отрабатывает соседний отдел, не говор€ уже о других институтах и предпри€ти€х.

√лавный маршал авиации  .¬ершинин, √лавнокомандующий ¬¬— ———–, √ерой —оветского —оюза√лавный маршал авиации  .¬ершинин, √лавнокомандующий ¬¬— ———–, √ерой —оветского —оюза. √овор€т, что катастрофа самолета ё.√агарина €вилась одной из причин его отставки -->

јвтору в этом глобальном коллективном исследовании было поручено одно очень важное, с точки зрени€ комиссии, направление Ч установить возможность столкновени€ самолета с птицей. —татистика показывала, к каким серьезным последстви€м может привести попадание птицы в воздухозаборник и, как следствие, в двигатель. »ли в фонарь кабины, что чревато разрушением остеклени€ кабины самолета и возможным ранением членов экипажа.

“ак как было установлено, что в момент удара о землю двигатель работал и обороты его составл€ли п = 8700 об/мин (об этом разговор еще впереди), то, следовательно, €вного вли€ни€ птицы на двигатель не было. ј вот с остеклением кабины получилась серьезна€ накладка. ƒл€ осмотра собранных на месте катастрофы частей самолета в институт должен был приехать √лавком ¬¬— маршал  .ј.¬ершинин. ќдин из руководителей института генерал ѕ.√.—игов дал команду: все детали привести в пор€док, почистить и помыть, после чего разложить в ангаре. Ќе покажешь же маршалу гр€зные, пр€мо с земли, детали. ѕриказано Ч выполнено. “олько при этом были помыты и разрушенные куски плексигласа фонар€. ѕотом, когда стало необходимым определить, были ли на них следы от удара птицы (кровь, перь€ и др.), сделать это уже не представл€лось возможным, поскольку, если такие следы и были, то оказались смыты водой. » не сносить генералу головы, если бы в верхах узнали об этом. Ќо обошлось, напуганных тогда и без него хваталоЕ

“ем не менее, на месте катастрофы птица была найдена. ¬ опечатанном €щике под охраной ее останки срочно доставили в институтЕ

Ќадо отметить, что верси€ столкновени€ самолета с птицей с самого начала устраивала абсолютно всех Ч и промышленность, и ¬¬—. Ќикто не виноват, просто произошел, так сказать, несчастный случай. Ѕыл же такой случай в —Ўј, когда самолет столкнулс€ с птицей во врем€ тренировочного полета космонавта √.‘римена, в результате чего он погиб. ѕредставьте, техника в пор€дке Ч значит, нет виновных в промышленности и в технических подразделени€х ¬¬— (которые отвечают за подготовку техники к полетам). Ёкипаж все делал правильно Ч тогда нет виновных и в руководстве ¬¬—, отвечающем за летную подготовку и организацию полетов. ј птица, она же глупа€, какой с нее спросЕ ѕоэтому совершенно неудивительно, что один из членов комиссии как-то в кулуарах сказал автору буквально следующее: "≈сли докажешь, что было столкновение с птицей, –одина теб€ не забудетЕ"

ƒа еще эти баки на ”“» ћи√-15 - они имеют достаточно внушительный вид, чтобы можно было отмахнутьс€ от них, как от назойливой мухи  - нажмите, чтобы увеличить <-- ..."ƒа еще эти баки" на ”“» ћи√-15 имеют достаточно внушительный вид, чтобы можно было отмахнутьс€ от них, как "от назойливой мухи". — ними масса самолета и лобовое сопротивление заметно больше, а допустима€ перегрузка при выходе из пикировани€ в несколько раз меньше, чем без них.

— помощью орнитологов ћ√” удалось быстро установить, что обнаруженные останки птицы принадлежат сойке. ѕравда, не обошлось без курьеза. —реди останков птицы один из профессоров увидел косточку. ѕодн€в глаза на автора и поправив очки, профессор неуверенно произнес: "Ќе знаю, как и сказать, молодой человек, неудобно как-тоЕ ¬ообще эта косточка курина€, а курочка была варена€". ≈стественно, пришлось вы€сн€ть, как эта косточка смогла попасть в пакет с останками сойки. » получилась пр€мо-таки детективна€ истори€.

ќказалось, что вначале эта косточка попала к медикам, судебно-медицинским экспертам. Ќо те сразу определили, что она не могла принадлежать человеку. “огда чь€ она? “ут как раз и нашлась сойка Ч значит, это сюда. Ќо косточка-то курина€ Ч причем же здесь курица? ќставалось предположить, что кто-то из высокого начальства, будучи на месте катастрофы, прихватил курочку с собой из дома. » выбросил косточки в лесу. “олько прочесывали вокруг каждый сантиметр земли, вот и нашли косточку Ч настолько тщательно велась там работа.

ј что с сойкой? ѕерерыв массу литературы, точно установили, что сойка Ч птица лесна€, перепрыгивает с ветки на ветку, а высоко не летает. ћаксимум, на что она способна Ч это перелететь овраг на высоте метров 50-70, не больше.  огда это было доложено на комиссии, к птице у всех сразу пропал какой-либо интерес. ¬ самом деле, если высота полета самолета в этом районе должна быть пор€дка 4000 м, а самолет столкнулс€ с сойкой, то такое возможно только в случае, если самолет шел на бреющем полете. ≈стественно, така€ крамольна€ теори€ была сходу всеми категорически отметена. Ќаиболее веро€тно, решили на комиссии, что в данном случае самолет упал в то место леса, где уже находились останки ранее погибшей по какой-то причине птицы. Ћибо птица погибла при взрыве упавшего самолета.

ѕо прошествии трех с лишним дес€тилетий все эти событи€ вид€тс€ в несколько ином свете. ѕопробуем предположить, хот€ бы на минуту, что самолет действительно шел на бреющем полете. ƒвигатель работал.Е ћогла тогда сойка попасть, к примеру, в фонарь кабины? ƒопустим, птица разбивает остекление, осколками ранит экипаж, а самолет тер€ет управление. Ќо пролетает какое-то рассто€ние до места падени€. «десь просматриваетс€ два варианта развити€ событий Ч птица вместе с осколками окажетс€ далеко от места падени€ самолета или птица застр€нет в остеклении фонар€ и тогда окажетс€ непосредственно на этом месте. ј ее там и нашлиЕ “еперь остаетс€ лишь найти следы от удара птицы на осколках остеклени€.

Ёто необходимо было сделать по той простой причине, что осколков удалось собрать только на половину массы всего остеклени€. ЌоЕ генерал ѕ.—игов "постаралс€", чтобы эта верси€ никогда не нашла своего подтверждени€. Ќамеренно? ¬р€д лиЕ —лучайно? ¬озможно. “олько этого уже никогда и никто не узнает. ј вот к бреющему полету нам еще придетс€ вернутьс€.

–ассматрива€ обстановку, сложившуюс€ тогда вокруг комиссии, приходилось невольно замечать одну главную идею. —уть ее в следующем. Ћюбое летное происшествие имеет причину, котора€ кроетс€ в формуле "экипаж-самолет-среда". Ёто означает, что причина может быть св€зана с ошибкой пилотировани€, отказом техники или вли€нием окружающей среды. ѕервые два слагаемых, как мы уже вы€снили, непосредственно вывод€т комиссию на конкретных виновных в ¬¬— и промышленности. Ёто значит, что при обнаружении причины из группы "экипаж" своих кресел может лишитьс€ довольно больша€ группа ответственных товарищей в погонах. ≈сли же будет обнаружен какой-то отказ, то, скорее всего, "полет€т" из кресел некоторые представители авиационной промышленности, хот€ и первым все равно достанетс€. ј если "среда"?

¬от тут и начинаетс€ полет фантазии. ѕтица? ќтлично! ћетеорологический шар-зонд? Ќеплохо, он тоже мог врезатьс€ в самолет. »ли экипаж отвернул от облака.  ак от бетонной стены. » свалилс€ в штопор. Ёто немного хуже, но все равно сойдет. √лавное, никто не виноват. ≈сть причина, но нет виновных Ч что может быть лучше дл€ ответственных товарищей? ѕричем, что интересно, отсутствие виновных при наличии причины катастрофы возможно, только если причина заключена в этой пресловутой "среде". ¬ любом другом случае по€вл€ютс€ конкретные виновные со всеми вытекающими. Ќедаром много лет спуст€ один из главных сторонников официальной версии этой катастрофы профессор —.Ѕелоцерковский призывал искать не виновных, а только причину...

„то же тогда надо делать, чтобы не "попасть", не "загреметь", так сказать, "под фанфары"? ѕервое Ч это пресечь вс€кие досужие разговоры на эту тему. —ледовательно, засекретить все материалы по расследованию. „то незамедлительно и было проделано. ƒалее, надо искать Ч отказы техники, нарушени€ инструкций, но ничего не найти. »ли объ€вить их второстепенными, несущественными. ј лучше даже не упоминать. » с этим делом комисси€ тоже справилась вполне успешно. ¬ результате в выводах комиссии четко звучит: "Ќа самолете разрушений и отказов агрегатов и оборудовани€ в полете не имелось. ¬се разрушени€ €вились следствием столкновени€ с землей. ѕожара и взрыва на самолете в полете не было. ƒвигатель в момент столкновени€ с землей работал. Ёлектрическа€ сеть самолета находилась под током. Ёкипаж находилс€ в работоспособном состо€нии, позы обоих летчиков до конца были рабочими".

Ќе будем это оспаривать, возможно, так оно и было. “огда что же случилось? ј вот что: "¬еро€тной причиной катастрофы €вл€етс€ выполнение резкого маневра дл€ предотвращени€ входа в верхний край первого сло€ облачности, или отворота от шара-зонда, с последующим попаданием самолета в закритические режимы полета в усложненных метеоуслови€х". » все. Ќи слова о нарушени€х при подготовке полета. » нет виновных. “ак получилосьЕ

Ёти формулировки комиссии стали известны лишь относительно недавно благодар€ генералу Ќ. аманину и профессору —.Ѕелоцерковскому. ѕочти через тридцать лет после катастрофы. ј все эти годы было гробовое молчание, "тайна за семью печат€ми".

¬от цитата знаменитого аэродинамика Ќ.Ћысенко: "—амо расследование было покрыто необъ€снимой секретностью. ¬ерси€ об ошибочных или неправильных действи€х экипажа даже не выдвигалась". » уж тем более не рассматривалась. ¬опреки всей практике расследовани€ летных происшествий.

¬ конце концов, √енеральный секретарь ÷  Ћ.Ѕрежнев решил не оглашать результаты работы комиссии, т.к. €кобы "народ успел успокоитьс€ и не стоит его снова возбуждать". ¬идимо, остальные действи€ комиссии (не рассекреченные документы, спр€танные обломки самолета и пр.) Ч это следствие того же негласного распор€жени€. »нтересно, уже и  ѕ—— давно нет, а распор€жение по-прежнему действует?

 ак тут не вспомнить ставшую знаменитой фразу: "’отели как лучше, а получилось как всегдаЕ" Ќарод, вопреки старани€м Ћ.Ѕрежнева и его окружени€, не может успокоитьс€ уже свыше 40 лет, жела€ знать правду. ћногочисленные публикации и телепередачи на эту тему говор€т сами за себ€.

ƒа, комисси€ работала в слишком закрытом режиме. ѕосле завершени€ ее де€тельности не были ни определены, ни обнародованы даже предполагаемые причины катастрофы, не говор€ уже об истинных. ¬се это наводит на мысль, что главной задачей комиссии стало не определить, а скрыть истину.

«акономерным результатом такой "работы" €вл€етс€ возникновение дес€тков версий и предположений о возможной причине катастрофы спуст€ более 40 лет после нее. » в этом нет ничего удивительного. —начала это были слухи, один нелепее другого - нет даже смысла их пересказывать. «атем, уже в "перестроечные" времена, по€вились публикации Ч в газетах, журналах, книгах.  оличество версий, предлагаемых различными авторами, росло из года в год как на дрожжах и вскоре перевалило за полсотни. «амечена была даже така€ закономерность Ч нова€ сенсационна€ верси€ обычно преподносилась очередным автором, причем как истина в последней инстанции, к очередному празднику, ƒню космонавтики 12 апрел€.

” автора к этому делу есть некий "свой счет". “е самые пресловутые "баки", их пр€ма€ св€зь с катастрофой, были его идеей, высказанной в тот роковой день. Ёта иде€ не давала поко€ все эти годы, во многом именно она и побудила вз€тьс€ за перо. ј раз так, то надо делать работу грамотно и постаратьс€ довести ее до конца.  ак в свое врем€ при расследовани€х всех упом€нутых в этой книге катастроф и аварий. “о есть собирать и анализировать факты, рассматривать все возможные варианты развити€ событий, ничего не отбрасывать просто так. » уж, по крайней мере, не делать вс€ких там политических "реверансов".  ороче, главное Ч беспристрастность. “огда, гл€дишь, чего-нибудь и про€снитс€.

Ќу что же, как говоритс€, цели €сны, задачи поставлены. — чего начнем? ѕон€тно, с версий. Ѕольших и маленьких, веро€тных и не очень. ј там видно будет.


ѕ–ќƒќЋ∆≈Ќ»≈


Ќа главную


—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены