ћосква +7 495 545 6936
 иев +38 096 163 2183
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

ј¬“ќ—ѕќ–“ (архив)

¬Ќ»ћјЌ»≈! Ё“ќ ј–’»¬Ќјя —“–јЌ»÷ј —ј…“ј! —≈…„ј— ћџ Ќ≈ ќ—”ў≈—“¬Ћя≈ћ ‘ќ–—»–ќ¬јЌ»я, »«√ќ“ќ¬Ћ≈Ќ»я ƒ≈“јЋ≈… » Ќ≈ ѕЋјЌ»–”≈ћ ¬ќ«ќЅЌќ¬Ћя“№ Ё“” ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№!


Ќаши победы

ƒл€ —пециализированного моторного центра (—ћ÷) ЂјЅ-»нжинирингї автомобильный спорт Ц это прежде всего полигон дл€ испытаний производимых деталей и примен€емых технологий в самых жестких услови€х.

Ќачало спортивной де€тельности фирмы относитс€ к 1997 году, когда был изготовлен первый комплект специальных поршней, шатунов и поршневых пальцев по заказу спортивной команды фирмы ј  — дл€ двигател€ автомобил€ Ђ‘ормула-1600ї. ”же тогда эти детали имели весьма передовые дл€ отечественного автоспорта технические решени€ Ц сверхнизкий (высота 52мм) поршень с двум€ поршневыми кольцами, скольз€ща€ посадка пальца в верхней головке шатуна без втулки, палец малого диаметра (19мм).

ƒальнейшие испытани€ показали работоспособность и надежность этих деталей. ѕостепенное совершенствование их конструкции привело к созданию Ќ-образных шатунов, обладающих высокой жесткостью на высоких частотах вращени€, специальных заготовок спортивных поршней, полученных методом ковки, многослойных сталебронзобаббитовых вкладышей дл€ двигателей ¬ј3, поршневых пальцев с коническим отверстием, поршневых колец собственного производства.

¬ разное врем€ заказчиками фирмы ЂјЅ-»нжинирингї, помимо фирмы ј  —, были спортивные команды Ћ” ойл, A.S.R., »∆маш, —пектрол, Ћјƒј-»нжиниринг, ѕрайд, “ексако-«»Ћ и другие

— 2000 года фирма получила возможность продолжени€ начатых работ в области конструкции спортивных двигателей внутреннего сгорани€, войд€ в состав соучредителей спортивной команды Ђƒельта-моторспортї, участвующей в соревновани€х чемпионата –оссии в классе Ђ‘ормула-1600ї. ”читыва€ специфику основного направлени€ де€тельности фирмы , в качестве двигател€ дл€ спортивных болидов был выбран двигатель VW. Ёто обсто€тельство сразу выделило команду Ђƒельта-моторспортї как единственную, не использующую двигатели ¬ј«.

¬ процессе доводки нового двигател€ были реализованы последние разработки фирмы. ¬ результате двигатель получил специальные поршни, шатуны, поршневые кольца, клапаны и многие другие детали, подавл€ющее большинство которых ориентированно на свое производство. “ем самым команда Ђƒельта-моторспортї стала одной из немногих в чемпионате, стро€щих двигатели собственной конструкции.

¬ 2001г. в —ћ÷ был организован отдел спорта и тюнинга, основой которого стала команда ЂјЅ-–ейсингї. ƒвигатель VW, подготовленный в —ћ÷ к сезону 2001 г., получил новую головку блока, измененную систему смазки с 3-секционным маслонасосом, модернизированную систему вентил€ции картера, новую систему управлени€ топливоподачей и зажиганием. “есты, проведенные в конце 2001 года, показали весьма высокую мощность нового двигател€. ќднако повышение мощности не прошло даром Ц вы€вились слабые стороны конструкции двигател€, отработанной ранее, что, соответственно, определило главные направлени€ работ по доводке нового двигател€ к сезону 2002 г.

—остав команды ЂјЅ-–ейсингї:

  • ƒиректор: ёрий ќрлов
  • √лавный инженер: ѕавел ‘адеев
  • ћеханики: јнатолий —ин€ков, јлексей √усинский
  • Ўеф-пилот команды: ёрий ќрлов, 1971 г. рождени€, опыт участи€ в автомобильных кольцевых гонках Ц с 1997 года.
  • “ехника: Reynard-913 английского производства с двигателем VW, подготовленным в —ћ÷.

“ехнические данные автомобил€ Ђ‘ормула-1600ї команды ЂјЅ-–ейсингї:

  • Ўасси: - Reynard - 913 (F-3) английского производства, 1991 года выпуска.
  • “ормоза: - AP Racing английского производства.
  •  оробка передач: - Hewland, английского производства, главна€ пара 8/31, 5 передач.
  • —цепление: - 2-хдисковое, AP-Racing.
  • ƒвигатель - 4-цилиндровый, на базе VW, конструкци€ и доводка ЂјЅ-»нжинирингї.
    • ћаксимальна€ мощность - около 160 л.с./ 7850 об/мин.
    • –абочий объем - 1599 см.
    • ƒиаметр цилиндра х ход поршн€ (мм) - 81,1х77,4.
    • ѕоршни - ЂјЅ-»нжинирингї, “-образные, маслоохлаждаемые, 2-хколечные, высота Ц 40мм, диаметр пальца Ц 19 мм.
    • ѕоршневые кольца - ЂјЅ-»нжинирингї, толщиной 1,0 и 2,0 мм, хромированные.
    • Ўатуны - ЂјЅ-»нжинирингї, Ќ-образные, со скольз€щей посадкой поршневого пальца без бронзовой втулки (Ђсталь по сталиї).
    • —истема смазки - с Ђсухимї картером, охладителем масла и Ђпараллельнойї подачей в блок и головку блока.
    • ћаслонасос - 3-хсекционный, с приводом зубчатым ремнем.
    •  оличество клапанов - 8 (по 2 на цилиндр), фирмы Schrick (√ермани€).
    • –азмеры клапанов (диаметр тарелки х диаметр стержн€) (мм) - впуск Ц 40х7; выпуск Ц 34х7
    • ѕружины клапанов - Schrick (√ермани€).
    • “арелки пружин - ЂјЅ-»нжинирингї, алюминиевый сплав.
    • —истема впрыска топлива и зажигани€ЂјЅ»“ї (—. ѕетербург).
    • Ёлектропитание - гелевый аккумул€тор, емкостью 45ј*час.

ƒвигатель, подготовленный в —ћ÷ дл€ автомобил€ Ђ‘ормулаЦ1600ї, в дальнейшем показал выдающиес€ характеристики в плане надежности. «а 2 сезона Ч 2002 и 2003 г., не было вы€влено ни одной поломки на трассе за все 14 этапов.   сожалению, в сезоне 2002 г., после досадных ошибок в 2-х этапах ё. ќрлов не смог подн€тьс€ выше 4-го места в общем зачете „емпионата. ќднако на ошибках учатс€ Ч стабильно выступа€ в сезоне 2003 г., без отказов и сходов, ё. ќрлов заслуженно добилс€ 2-го места и звани€ вице-чемпиона –оссии!

ѕоздравл€€ победител€, мы не можем не отметить и техническую сторону его победы. —тавший нам уже родным двигатель, за весь сезон 2003 г. ни разу не ремонтировалс€. ≈динственна€ работа с ним была проведена после 3-го этапа Ч проверка технического состо€ни€ деталей. » это в то врем€, как у конкурентов (ASP, јртлайн, Ђ‘ормула-Zї) двигатели продолжали Ђвзрыватьс€ї весь сезон.

»ме€ за плечами успешный опыт доводки этого мотора, спортивный отдел —ћ÷ попробовал себ€ и в другом классе кольцевых гонок Ч в Ђ“урингеї. Ёто случилось весьма неожиданно (см. –епортаж), что при полной нехватке времени на подготовку принципиально нового мотора практически не оставл€ло нам шансов на успех. Ќо надо же было попробовать!


—портивный двигатель Honda 2,0 л дл€ автомобил€ класса Ђ“урингї

Ётот двигатель Ч одна из последних разработок —ћ÷ (2003 г.) дл€ автомобил€ Honda Integra. ѕрототип Ч стандартный мотор модели ¬18—6 объемом 1,8 л с системой газораспределени€ VTEC. ќбычно такие моторы используютс€ дл€ спорта с минимальными изменени€ми Ч система VTEC отключаетс€ (ее использование в классе Ђ“урингї запрещено), и устанавливаютс€ специальные распределительные валы с более широкими фазами и высотой подъема клапана (последн€€ также ограничена величиной 10 мм).

¬ таком виде двигатель имеет р€д существенных недостатков, делающих его неконкурентноспособным в классе:
Ч объем на 10% меньше 2,0 л, что резко отрицательно сказываетс€ на мощностных характеристиках;
Ч каналы в √Ѕ÷ и камера сгорани€ неоптимальной формы;
Ч стандартные 3-хколечные поршни и шатуны с тонким стержнем дают высокие потери на трение на высоких оборотах;
Ч стандартна€ система смазки на высоких оборотах и нагрузках не обеспечивает надежности двигател€ как по причине недостаточного давлени€, так и вследствие неоптимального распределени€ давлени€ и подачи в каналах блока цилиндров и √Ѕ÷;
Ч стандартные рокеры в приводе клапанов чрезмерно т€желые и требуют усилени€ клапанных пружин, в то врем€ как большие усили€ в приводе клапанов при недостаточной смазке обуславливают быстрый износ кулачков распредвалов и опорных п€таков рокеров.

ƒл€ устранени€ указанных недостатков были проведены доработки деталей и узлов двигател€, в частности:
Ч установлен новый коленчатый вал с увеличенным с 91 до 95 мм ходом поршн€. ќдновременно диаметр цилиндров увеличен с 81 до 81,8 мм, что обеспечило возрастание объема цилиндров до 1998 см3;
Ч доработана камера сгорани€ вблизи седел клапанов (у краев камеры сглажены острые углы, неизбежные при массовом производстве), увеличены внутренние диаметры седел без увеличени€ их наружных диаметров (согласно техтребовани€м класса), сглажены каналы впуска и выпуска, особенно в зоне гнезд направл€ющих втулок;
Ч изготовлены кованые 2-хколечные поршни с высотами колец 1,0 и 2,0 мм и пальцами диаметром 20 мм;
Ч изготовлены новые Ќ-образные шатуны;
Ч изготовлены алюминиевые рокеры привода клапанов с твердосплавными опорными п€таками;
Ч значительно изменена система смазки: установлен регулируемый (через специальный колодец, проход€щий сквозь поддон) редукционный клапан, подача масла в √Ѕ÷ осуществлена через два независимых клапана, из которых первый (основной) масл€ный канал в середине блока используетс€ только дл€ смазки подшипников распредвалов, в то врем€ как дополнительный канал (в задней части блока) служит только дл€ подачи масла к кулачкам распредвалов и опорным п€такам рокеров.

ѕредполагаетс€, что увеличение хода поршн€ и доработки √Ѕ÷ заметно повыс€т крут€щий момент на средних оборотах, в то врем€ как снижение потерь на трение за счет более коротких поршней с 2-м€ тонкими кольцами и жестких шатунов увеличат мощность на высоких оборотах. ѕри успешной доводке двигател€ и обеспечении его высокой надежности указанные выше меропри€ти€ делают этот двигатель конкурентноспособным в классе Ђ“урингї нар€ду с двигател€ми BMW и VW.

јвтор проекта Ч главный конструктор —ћ÷ —.¬.√олубков. ¬ насто€щее врем€ двигатель подготовлен к испытани€м на автомобиле, по результатам которых некоторые узлы и детали, возможно, потребуют дополнительных доработок. ”прощенна€ верси€ двигател€ была собрана к 3-му этапу „емпионата –оссии дл€ автомобил€ Honda Integra Ѕориса Ўульмейстера.

ќсновные параметры модернизированного двигател€ Honda ¬18—6
“ип4-хцилиндровый, 16-клапанный
ќбъем1998 см3
ЎатуныЂјЅ-»нжинирингї, стальные, кованые, Ќ-образные
ѕоршниЂјЅ-»нжинирингї, 2-хколечные, кованые, “-образные
ѕоршневые кольцаЂјЅ-»нжинирингї, высотой 1,0 и 2,0 мм
ѕоршневые пальцыЂјЅ-»нжинирингї, ф20 х 50 мм
 лапаныSchrick, стержень диаметром 5,5 мм, доработка ЂјЅ-»нжинирингї
ѕружины клапановSchrick
Ќаправл€ющие втулки клапано‼Ѕ-»нжинирингї, бронзовые
–окерыЂјЅ-»нжинирингї, алюминиевый сплав, с твердосплавными опорными п€таками
—истема смазкис регулируемым редукционным клапаном и параллельной подачей масла в √Ѕ÷ 2-м€ потоками

≈ще о конструкции спортивных моторов...

»стори€ с продолжением.


»стори€ с продолжением є1.

ѕолучив на третьем этапе чемпионата –оссии 2003г. весьма обнадеживающие данные по мощностным характеристикам этого двигател€, мы весь остаток сезона посв€тили повышению его надежности. Ёта работа позволила планомерно вы€вить и устранить целый р€д недостатков и дефектов подготовленной конструкции. ¬ результате были выполнены следующие доработки:
- увеличен вырез в нижней части юбки поршней дл€ исключени€ задевани€ юбок за форсунки масл€ного охлаждени€ поршней;
- подрезаны втулки, центрующие головку блока на блоке цилиндров, дл€ недопущени€ их упора в торцы гнезд;
- изменена конструкци€ шатунов, а именно, введен подрез крышек под головки болтов с радиусным закруглением (дл€ уменьшени€ концентрации напр€жени€).

 роме того, полученный опыт работы с двигателем послужил основой дл€ выработки общих рекомендаций, которых необходимо в об€зательном пор€дке придерживатьс€ при подготовке таких двигателей. ¬ частности, алюминиевый блок цилиндров при высокой мощности со временем деформируетс€, и после 2-3 этапов необходимо править постели коленвала (наилучшие результаты здесь дает притирка с помощью скалки).

≈ще одна вы€вленна€ проблема Ч недостаточна€ смазка кулачков и рокеров выпускного распредвала, вызывающа€ ускоренный износ этих деталей. ƒл€ устранени€ указанного дефекта необходимо устанавливать дополнительные масл€ные форсунки вблизи наружной стенки головки блока со стороны выпуска.

¬ силу этих, а так же р€да других объективных причин Ѕорис Ўульмейстер в 2003г. не смог добитьс€ стабильных успехов. ќднако то, что далеко не нова€ Honda Integra ехала ничуть не хуже, а нередко и лучше самых новейших и Ђнавороченныхї BMW, видели не только мы. » результат не замедлил сказатьс€Е

ќткрыв новые “ехтребовани€ к автомобил€м зачетной группы Ђ“урнингї, утвержденные –ј‘ на 2004 г., с чувствами в начале удивлени€, а затем глубокого удовлетворени€ мы увидели следующее:
-  оленвалы с увеличенным ходом поршн€ запрещены (п. 5.7.).
- Ќестандартные шатуны запрещены (п.5.5.4.).
- ¬место ограничени€ по наружному диаметру седел введено ограничение по диаметру тарелок клапанов (п.5.10.6.).
- ќбъем 2,0 л у двигателей меньшего объема может быть обеспечен только расточкой цилиндров (п.5.2.2.), что дл€ двигателей Honda B18 неперспективно из-за недостаточной толщины и прочности стенок цилиндров.

“аким образом, вс€ конструкци€ 2003 г. разом оказалась Ђвне законаї, а саму машину можно вполне списать на свалку, как полностью неконкурентноспособную в классе.

ћы, конечно, нисколько не сомневаемс€ в компетентности –ј‘ и ее должностных лиц, старающихс€ изо всех сил €кобы уравн€ть всех участников и приблизить моторы к Ђстандартуї. Ќе сомневаемс€ мы и в бюджетных способност€х некоторых команд купить за границей любой автомобиль или двигатель, не счита€сь с затратами. ј тут промашка вышла Ч какой-то Ўульмейстер с ЂјЅ-»нжинирингї чего-то там построили за 5 копеек, и все миллионные бюджеты разом оказались под угрозой. Ќепор€док, да и только!

Ќо теперь справедливость восторжествовала, пор€док наконец-то восстановлен. ј жаль, как это ни парадоксально. ≈динственный мотор в классе, подготовленный у нас в –оссии и уже показавший Ђнемцамї Ђкузькину матьї, канул в Ћету. »ли Ђпочил в бозеї, если хотите.

Ќо опыт, как известно, это така€ вещь, которую даже пропить нельз€. » мы прекрасно пон€ли, что сделали хорошую работу, если ее первых результатов уже бо€тс€. «начит, мы были на верном пути. ј потому торжественно обещаем: мы еще что-нибудь построим и скажем свое веское слово, не сомневайтесь!

»стори€ с продолжением є2.

1-е место на 3-м этапе сезона 2003 г., отн€тое судь€ми у Ѕориса Ўульмейстера, после длительных юридических и прочих действий и противодействии было восстановлено. ¬ св€зи с чем –ј‘ и здесь про€вил завидную принципиальность, записав в технических требовани€х на 2004 г. буквально следующий пункт (цитируем):
ЂЕ1.6. ќрганизатор оставл€ет за собой право без объ€снени€ причин отклонить омологацию транспортных средств или деталей транспортного средстваЕї

 роме того, аналогична€ формулировка ЂЕоставл€ет за собой право без объ€снени€ причинЕї прин€та по поводу участи€ (или неучасти€) пилотов в соревновани€х.

 омментарии, как говоритс€, излишни. “олько нам почему-то кажетс€, что все это весьма далеко от спорта. » политикой это тоже не пахнет. ј чем?

Ќе будем никого обижать, но давайте представим ситуацию. ≈сть одна ну о-очень богата€ команда, а есть бедна€. » вот, на одном из этапов, пилот второй команды показывает на всех тренировках лучшее врем€. — точки зрени€ спорта это замечательно Ч нова€ интрига в соревновани€х, повышенный интерес прессы и т.д.

Ќо есть и друга€ точка зрени€. ј вдруг ну о-очень богата€ команда или ее первый пилот проиграют сезон? “огда на следующий год владельцы или спонсоры могут не дать денег. ј какой толк от бедной команды? ” нее как не было ничего, так и не будет. Ќет, уж лучше запретить Ч и чтобы без объ€снени€ причин!

Ќо мы объ€сним Ч чтобы все места в соревновани€х распределить строго по справедливости (читай по деньгам) и нужно это самое Ђправо без объ€снени€ причинї. „увствуете, как звучит?  огда-то было у нас некое Ђтелефонное правої, теперь такое.  акие еще? ј завтра так вообще..? Ёто уже —трасбургом пахнет, комисси€ми по правам разным. —мешно?  онечно, если бы только не было так грустно. » обидно за технику, пилотов, инженеров, за все, что называетс€ автоспортом.



≈ще о наших работах в спорте...

Ќа главную



¬Ќ»ћјЌ»≈! Ё“ќ ј–’»¬Ќјя —“–јЌ»÷ј —ј…“ј! —≈…„ј— ћџ Ќ≈ ќ—”ў≈—“¬Ћя≈ћ ‘ќ–—»–ќ¬јЌ»я, »«√ќ“ќ¬Ћ≈Ќ»я ƒ≈“јЋ≈… » Ќ≈ ѕЋјЌ»–”≈ћ ¬ќ«ќЅЌќ¬Ћя“№ Ё“” ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№!


ќснова спортивной программы —ћ÷ Ц детали шатунно-поршневой группы - увеличить
ќснова спортивной программы —ћ÷ Ц детали шатунно-поршневой группы.

ѕервый спортивный двигатель, подготовленный в —ћ÷ - увеличить
ѕервый спортивный двигатель, подготовленный в —ћ÷, был установлен на машине команды Ђƒельта-моторспортї.

 оманда јЅ-–ейсинг на соревновани€х - увеличить
 оманда ЂјЅ-–ейсингї на соревновани€х.

јвтомобиль команды јЅ-–ейсинг на трассе - увеличить
јвтомобиль команды ЂјЅ-–ейсингї на трассе.

√оночный двигатель ‘ормула-1600, созданный на базе мотора VW - увеличить
ƒвигатель, созданный на базе мотора VW, ничуть не уступает в мощности двигател€м ¬ј«, используемым другими командами.

ѕоследн€€ верси€ гоночного двигател€ ‘ормула-1600, подготовленного в —ћ÷ дл€ команды јЅ-–ейсинг - увеличить
ѕоследн€€ верси€ двигател€, подготовленного в —ћ÷ дл€ команды ЂјЅ-–ейсингї.


—оздатели спортивного двигател€ Honda (слева направо): √лавный конструктор —ћ÷ —ергей √олубков, «ам. √ен. директора по спорту јлександр Ёксердж€н, старший механик ¬алерий „есноков, √енеральный директор —ћ÷ јлександр ’рулев.

—портивный  двигатель  Honda
—портивный двигатель Honda внешне не отличаетс€ от серийного.


√оловка блока: каналы, седла и камеры сгорани€ имеют измененную конфигурацию.


ѕоршнева€ группа оригинальной конструкции рассчитана дл€ работы на частотах вращени€ до 11000 об/мин.


Ќ-образный шатун существенно жестче и прочнее стандартного.

–егулируемый редукционный клапан системы смазки Ц без него надежна€ работа  Ўћ сомнительна.


 лапаны и пружины Schrick вместе с легкими тарелками обеспечивают высокую надежность клапанного механизма в самых т€желых услови€х.


–океры из легкого сплава конструкции ЂјЅ-»нжинирингї дают минимальные инерционные нагрузки в приводе клапанов.
—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены