ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
Ёта сладенька€ гаранти€

јлександр ’рулев, канд. техн. наук, директор фирмы ЂјЅ-»нжинирингї


¬ но€бре мы рассказали о конфликте владельца автомобил€ с официальным дилером. ѕоводом стал отказ продавца в устранении поломки двигател€ по гарантии. ¬ работе над той статьей авторы собрали множество интересного материала. јнализ полученной информации подвиг редакцию к размышлени€м, которые вышли далеко за рамки описани€ конкретного случа€. ¬ сегодн€шней статье мы намерены поделитьс€ с читателем своими соображени€ми, чтобы показать трудности и тупиковые ситуации, часто возникающие в подобных спорах. „тобы каждый участник с самого начала развити€ ситуации мог оценить всю ответственность каждого своего шага.

Ќапомним суть конфликта. ¬ дилерский центр обратилс€ владелец ЂЎевроле  аптиваї (Chevrolet Captiva) с претензией на некачественную работу двигател€.  ак мы отметили, автомобиль находилс€ на гарантии. —пециалисты техцентра, провед€ предварительное обследование мотора, прин€ли решение произвести его разборку, что и было сделано. Ќа основании осмотра деталей, а также результатов исследовани€ пробы топлива из бака автомобил€, инженер по гарантии сделал заключение, что поломка двигател€ св€зана с использованием некачественного топлива. ѕоэтому в ремонте по гарантии владельцу было отказано. »стец обратилс€ в суд, но тот ему отказал.

— точки зрени€ юриспруденции и сути вопроса мы абсолютно согласны с высоким решением. —пециалистов, мало-мальски сведущих в авторемонте, такой результат тоже нисколько не удивил. Ќаш интерес к данному случаю показателен лишь тем, насколько ответственно и продуманно должно быть решение владельца автомобил€ как инициатора судебного разбирательства. „тобы своими действи€ми не усугубить проблему, довед€ ее до абсурда. —о всеми вытекающими из этого последстви€ми. ѕопробуем это показать.

ќказываетс€, бандиты, изготавливающие топливные коктейли и торгующие ими, не самые главные виновники незапланированных финансовых потерь пострадавшего автовладельца. Ђј кто же тогда?ї Ц спросите вы. ¬иноват он сам! ¬ернее, даже не так. ¬иной всему Ц необоснованна€ вера большой части наших собратьев по рулю в магический образ термина √ј–јЌ“»я.  оторый, будто мистическим воздействием, усыпл€ет нашу бдительность, рациональность и, в конце концов, житейскую мудрость. ќставл€€ взамен убежденность в том, что чтобы ни случилось с автомобилем в обозначенных интервалах времени или пути, ему быстро и бесплатно помогут дилеры Ц официальные представители автосборочного производства. ј это совсем не так. ѕрежде чем начать аргументировать свой посыл читателю, познакомим его с некоторой информацией.

—татистика сроков подобных судебных т€жб говорит о том, что редко встречаютс€ процессы, заканчивающиес€ судебным вердиктом ранее, чем через год с момента подачи иска. »ногда они раст€гиваютс€ на полтора-два года, а в особо Ђт€желыхї случа€х Ц и на все три. ј каждый год просто€ автомобил€ в ожидании своей участи удешевл€ет его стоимость в среднем процентов на 10-15! ѕересчитать уценку “— в зависимости от времени эксплуатации автомобил€ может любой желающий.  онечно, с поправками на бренд и статус модели. “олько обратим внимание, что эти ценовые потери в подобных случа€х проистекают в режиме сто€ни€ автомобил€ на территории автосервиса или другого места, приспособленного дл€ этого, если конечно оно имеетс€.

»дем дальше. ¬ момент возникновени€ конфликта интересов Ђвладелец-дилерї последний сообщает, что сто€нка на его территории с неизвестной перспективой ремонта должна оплачиватьс€ по официальному прайс-листу на данную услугу.  ак правило, такие замечани€ человек, вер€щий в ту самую гарантийную магию, пропускает мимо ушей. ”баюкива€ себ€ тем, что обратившись в суд, об€зательно Ђих всех поимеетї, и по полной! ј счетчик-то включилс€ уже сегодн€Е

 ак известно, принцип компенсации издержек, понесенных субъектами споров дл€ доказательства своей невиновности во всех судах един. ќн же, конечно, примен€етс€ и в наших случа€х. ¬се затраты по экспертизам, потребность в которых возникает независимо от того, закон ли их предписывает, судь€ инициирует, или один из участников требует, ложатс€ на плечи проигравшей стороны. Ќу и не забываем про издержки на адвокатов

≈ще один Ђподводный каменьї Ц если автомобиль с разобранным мотором остаетс€ на территории техцентра, его, скорее всего, перегон€т на уличную сто€нку, подверженную атмосферной агрессии. ј детали разобранного мотора никак не защищены от воздействи€ влаги в режиме многократных температурных перепадов нашего климата. ќфициальна€ статистика говорит о том, что в нашей географической зоне за зимний период температура воздуха может более 100 раз пересекать нулевую отметку. ƒетали, наход€щиес€ в багажнике, получают такие коррозионные поражени€, что без механического ремонта устанавливать их в двигатель нельз€. ј на цилиндры оказавшегос€ фактически на улице блока через мес€ц такого хранени€ без слез уже и посмотреть нельз€.

¬ прописанных у официального дилерского центра технологи€х по ремонту двигателей процедуры расточки цилиндров блока и шлифовани€ коленчатого вала двигател€ фактически отсутствуют. ј вот замена есть. ¬ таком случае может возникнуть необходимость в полной замене нижней части силового агрегата, хот€ в начале процесса этот агрегат был еще вполне пригоден к восстановлению. —юда же можно добавить не вполне €сную судьбу некоторых деталей после того, как автомобиль просто€л длительное врем€ разобранным на заднем дворе техцентра, пусть даже официального дилера.

ќтдельно хочетс€ сказать и о роли производител€ автомобил€, чьи интересы блюдет национальный импортер. —труктуры эти реже оказываютс€ вт€нутыми в подобные разбирательства. „аще тогда, когда есть подозрени€ в заводском браке. ≈сли позици€ дилеров в конфликтах, как правило, бывает пон€тна сразу, то с импортерами не все так просто. ¬ тех случа€х, о которых мы информированы, в схожих сценари€х импортеры разных брендов могли вести себ€ совершенно по-разному, иногда пр€мо противоположно.

»звестны случаи, когда представитель импортера просил суд о приостановке разбирательства, а через некоторое врем€ истец отзывал иск. Ќесложно пон€ть, что дело было улажено мирным путем вне стен высокого собрани€. ќднажды представитель импортера одной всемирно известной марки, присутству€ на экспертизе, предложил клиенту незамедлительно оформить гарантийную замену двигател€, даже не дожида€сь заключени€ эксперта.

Ќо были и противоположные случаи, когда на вполне обоснованные претензии не следовало ровным счетом никакой реакции. ѕоскольку политика этих структур не публична, об особенност€х их стратегий на российском рынке иногда приходитс€ только догадыватьс€. » лучше не рассчитывать, что кто-то из них сразу вытащит Ђиз запазухиї новый мотор взамен сломанного только на основании претензии клиента.

“еперь предлагаем вернутьс€ к нашему ЂЎевролеї, владелец которого опрометчиво решил, что заводска€ гаранти€ об€зательно его защитит от любых бурь и невзгод автомобильной жизни. ¬ прошлой статье мы отмечали, что он, на наш взгл€д, с самого начала почему-то был убежден в абсолютной защищенности своей позиции гарантийным правом. ј дилер, обладающий богатым опытом развити€ подобных ситуаций, не склонен был идти на консенсус. ѕоэтому развитие конфликта пошло по наихудшему дл€ владельца сценарию.

ћы не знаем точно, как с финансовой точки зрени€ закончилась эта истори€, но подсчитать убытки хоз€ина ЂЎевролеї можем уже сейчас. ѕо крайней мере, те из них, которые он понесет независимо от нюансов окончани€ дела до момента выезда автомобил€ на дорогу. «адача, в общем-то, несложна€.

»так, разобранный автомобиль просто€л на территории дилера более года. «начит, за это врем€ объект конфликта мог подешеветь на 15%. ѕри стоимости 750 тыс.руб. эти потери цены составили 112 тыс.руб., а на оплату всех экспертиз было израсходовано разными сторонами спора еще 150 тыс.руб. Ќе знаем, к сожалению, стоимость нахождени€ “— на территории дилера, но известен случай, когда хранение автомобил€ на дилерской сто€нке вылилось пострадавшему в сумму более 150 тыс.руб. ’орошо, ограничимс€ суммой в 60 тыс.руб. √онорары адвоката в таком процессе неизвестны, но уж никак не меньше 40 тыс.руб. ƒалее, за врем€ просто€, как мы сказали, многие детали двигател€ придут в негодность от ржавчины. ј это совсем другие и тоже немалые деньги. ѕодсчитаем только то, что было €сно на момент известной части истории. »так, 150 (экспертиза) + 112 (годова€ уценка) + 60 (сто€нка) + 40 (адвокат) Ц итого на круг 362 тыс€чи рублей! „то составл€ет почти половину стоимости автомобил€! ≈сли же, к ужасу владельца авто, к этой сумме добавитс€ необходимость в замене нижней части мотора, пришедшей в негодность от коррозии, то цена вопроса может угрожающе приблизитьс€ к 70-80%-ной стоимости нового автомобил€.

ѕо какому сценарию мог пойти сюжет, если бы герой более ответственно подошел к решению своей проблемы? Ќу, например, если бы он после самого первого заключени€ инженера по гарантии проконсультировалс€ с опытным независимым экспертом? » согласилс€ бы на ремонт Ц простую замену поршней? ћотористы оценивали стоимость такого объема работ и затрат на запчасти максимально в 80 тыс.руб. “акже не исключена была веро€тность в получении какой-то скидки от дилера. —пециалисты отмечают, что на такой шаг дилер, как правило, идет. “огда осталось бы заплатить всего 60-70 тыс.руб. » в течение двух недель техцентр обещал справитьс€ с ремонтомЕ Ќо увы Ц сработала прокл€та€ маги€.

ќдин опытный специалист, участник сотен случаев подобных разбирательств в качестве независимого эксперта и владеющий достоверной информацией о многих других похожих сюжетах, назвал подобное поведение пострадавших автовладельцев игрой в рулетку. ѕричем при полном незнании правил игры.

ƒа, есть масса, и немала€, случаев выигрыша судебных споров владельцами авто с дилерами. ≈сть на этом поле свои герои и антигерои. Ќапример, там даже вод€тс€ экстремисты, которые еще до покупки знают, что приобретают “— дл€ того, чтобы потом вернуть его дилеру, и знают, как это сделать. »ли такой пример Ц после вердикта инженера по гарантии дилерского центра владелец, поскулив по поводу высокой цены за услугу, на платный ремонт все же согласилс€. ѕри получении отремонтированного автомобил€ он вежливо просил работников центра отдать ему поломанные детали. ƒальше красиво попрощалс€ иЕ отвез все это к опытному эксперту. “от, провед€ экспертизу, нашел в детал€х €вный заводской дефект, а адвокат, к которому обратилс€ клиент, порекомендовал подать на дилера в суд по поводу необоснованного требовани€ по оплате гарантийного случа€. » только затем был запущен, как мы теперь знаем, весь т€гучий многоэтапный процесс. ¬ результате клиент, который все это врем€ давно ездил на исправном автомобиле, выиграл дело и получил назад свои кровные.

Ќо все это больше исключени€ из правил, поскольку Ђза бортомї остаетс€ и большое количество проигранных дел. » когда на кон поставлена значительна€ часть от стоимости автомобил€, а сумма претензий невелика, то если, скреп€ сердцем, поступитьс€ некоторыми принципами и оплатить ремонт, то, по крайней мере, удастс€ сохранить большую часть денег. ѕр€мо как в рулетке Ц не играл, не рисковал и не потер€л. ’от€ и не выиграл.

Ќапоследок дадим все же хорошую новость Ц дл€ тех, кто несмотр€ ни на что решил рискнуть и отстаивать свои принципы до конца. ќдин опытный в таких делах человек по секрету сообщил потр€сающую информацию Ц большинство подобных исков нашими судь€ми рассматриваютс€ весьма объективно! „то-то экстраординарное случилось в нашем Ђкоролевствеї? Ќет, отгадка гораздо проще Ц по таким делам Ђсверхуї не позвон€т, объект спора дл€ Ђбольшихї людей и структур неинтересен. ј поскольку суд об€зан выносить какое-то решение, он вынужден следовать букве закона Ц другой-то просто нет.

Ќесколько слов об€зательно хочетс€ сказать об экспертах. Ёто, в основном, люди высокой квалификации, наработавшие значительный объем опыта и знаний в своем деле. Ќе все из них, конечно, носители строгих нравственных принципов профессиональной этики. Ќо поскольку числом группа эта дл€ нашего авторынка совсем мизерна€, найти насто€щего помощника в трудной ситуации Ц задача вполне решаема€. ”спехов вам на дорогах.



ƒругие наши статьи...










—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены