ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ћоторный ремонт. ћехобработка

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї
—ергей —амохин

¬ этот раз душа просит поговорить о механической обработке деталей двигател€. Ќет, не о том, как растачивать, хонинговать или шлифовать - о том, где выполн€ть эти работы. Ћичный опыт убеждает, что выбор исполнител€ механических работ - штука, как и ¬осток, тонка€Е

ƒопустим, уголок дл€ моторного ремонта есть, есть какой-никакой моторист, вооруженный инструментом и мануалом. Ёто значит, что ничто не мешает поступившему в ремонт двигателю быть разобранным.  ак только двигатель разобрали, становитс€ неизбежной необходимость ремонта его деталей. ƒаже если все дело сводитс€ к замене прогоревшей прокладки √Ѕ÷, по правилам нужно обработать плоскость головки.

Ќа этом этапе наиболее важный момент - прин€тие правильного решени€: какие детали ремонтировать, а какие заменить новыми?  онечно, с точки зрени€ сервиса, надежнее все помен€ть, ноЕ. ¬от несколько таких "но", которые должен учитывать мастер-приемщик. ¬о-первых, желание клиента, которое, как известно, в сфере услуг - закон. ¬ силу финансовых возможностей или любых других причин он может настаивать на том или ином варианте. ¬о-вторых, наличие технологии, позвол€ющей восстановить деталь. ћожет оказатьс€, что устранить повреждение доступными способами просто нельз€. ¬-третьих, срок ремонта. Ќередко восстановление детали требует больше времени, чем покупка новой. ¬-четвертых, стоимость. ≈сли стоимость ремонта превышает 60-70% стоимости новой детали, смысл ее ремонтировать пропадает. Ќужно понимать, что отремонтированна€ деталь все же не нова€. » если на ремонте много не выгадаешь, возникает вопрос: а стоит ли рисковать? ѕо этой причине есть такие детали (например, некоторые модели головок блока) и такие повреждени€ (например, трещины), которые ремонтировать однозначно нецелесообразно. ¬ конкретной ситуации обычно возникают и "в-п€тых", и "в-шестых", но ремонт в той или иной степени все равно оказываетс€ неизбежным.

—уществует р€д ремонтных операций, которые грамотный моторист может сделать самосто€тельно. Ќапример, помен€ть направл€ющие втулки клапанов или втулки в шатунных головках, ноЕ ƒалее детали нужно точно обрабатывать, а как и чем? –учной инструмент тут €вно не подойдет - не даст необходимой точности. ј о гаражной обработке, к примеру, коленчатых валов и блоков цилиндров не стоит и мечтать.

≈сли рассматривать проблему ремонта деталей чисто умозрительно, вид€тс€ два варианта ее решени€: наладить специализированную механическую обработку самим или обратитьс€ к стороннему исполнителю.  онечно, стратегию на этот случай стоит выработать заранее. —разу нужно оговоритьс€, что первый вариант дл€ универсального сервиса никак не подходит. ƒело это затратное, и на своих работах оно не окупитс€ никогда. ћеханическа€ обработка моторных деталей может быть прибыльной, только если предлагать такую услугу другим мотористам. ¬ этом случае механический участок тут же выпадет из структуры автосервиса и заживет своей жизнью, в которой все иначе: принципы организации, персонал и т.д.  ак упоминалось ранее, это совсем другой бизнес. ѕоэтому дл€ р€дового сервиса необходимости в покупке станков нет. –азве что поставить где-нибудь в уголке маленький токарный станочек - на случай мелких, нестандартных разовых работ. » другого варианта, кроме как отнести детали в механическую мастерскую, не остаетс€.

¬опрос вопросов - куда нести? Ќад ответом нужно крепко подумать. «десь руководствоватьс€ такими критери€ми как "поближе, подешевле или побыстрее" однозначно не стоит. ѕрежде чем выработать приемлемые критерии выбора механической мастерской, выскажем главную мысль. ќна состоит в том, что мастерские работают на разном оборудовании. »менно на оборудование и нужно прежде всего обращать внимание. ƒело в том, что сейчас в ремонт попадает много новых моторов, в конструкцию которых заложены жесткие требовани€ к точности изготовлени€. –азработчики строго регламентируют геометрию деталей, допуски на сопр€женные поверхности, соосность постелей, перпендикул€рность осей цилиндров коленвалу и т.д. ќбеспечить многие из этих требований на стареньких станках советских времен принципиально невозможно - тут никакие "золотые руки" не помогут. Ћюбые отклонени€ от заданной точности однозначно ведут к отказу отремонтированного двигател€, после чего начинаетс€ поиск виновного.  ак правило, крайним оказываетс€ автосервис, который непосредственно контактирует с клиентом. — мастерской, как говоритьс€, "вз€тки гладки" - мотористы плохо собрали или что-то не помыли.

 азалось бы, подобной ситуации можно в какой-то степени избежать, если контролировать результат механической обработки при получении детали. Ќо беда в том, что в большинстве сервисов доставкой деталей занимаетс€ персонал, некомпетентный в этих вопросах, неответственный и не способный принимать решени€. »спользовать же в роли посыльного мастера - накладно и организационно сложно, а возможности контрол€ на моторном участке ограничены и не могут вы€вить всех огрехов, допущенных при обработке. “ак что лучше потратить какое-то врем€ на поиск мастерской серьезного уровн€.  ак его оценить?

¬ хорошей механической мастерской об€зательно должен быть специализированный станок дл€ обработки √Ѕ÷. » не просто "быть", а посто€нно работать. »спользование ручных приспособлений дл€ ремонта головок говорит о непрофессиональном подходе. " рутилки", как правило, не дают нужного качества обработки седел, особенно на головках современных двигателей, отличающихс€ тонкими клапанами. ќ специализированном станке дл€ шлифовки клапанов и установке дл€ проверки герметичности рубашек говорить вообще не стоит - их отсутствие просто не позволит выполнить качественный ремонт головок блока.

ќ серьезном уровне мастерской говорит также наличие импортного станка дл€ шлифовки валов. ѕочему именно импортного? —танки, которые ранее использовались в нашем отечестве, изготавливались в ”краине. “ак что сейчас такие станки - импорт из ближнего зарубежь€, который, кстати, по цене сопоставим с продукцией зарубежь€ дальнего.  ачество и характеристики станков, доставшихс€ в наследство от советского периода, не соответствуют теперешним требовани€м. ќни рассчитывались на обработку совсем других коленвалов. «а прошедшее с тех пор врем€ размеры шеек уменьшались, а требовани€ к их точности и геометрии выросли. Ќекоторые параметры коленвала, например, параллельность осей коренных и шатунных шеек, на наших станках проверить нельз€ - как получилось, так и получилось. ” импортных станков возможность таких измерений предусмотрена. ѕожилые отечественные станки не обеспечивают точности без регул€рного ремонта и наладки. ƒаже если станок периодически обслуживаетс€, точность может внезапно уйти после обработки массивного вала. ќбнаружив такой "совок" в мастерской, стоит вы€снить, сколько ему лет и как давно он ремонтировалс€.

≈сли ремонту подлежит блок цилиндров, не стоит нести его в мастерскую, где есть станок, способный выполн€ть пр€мое хонингование, то есть хонингование без предварительной расточки. „тобы при ремонте получить правильную геометрию цилиндров, их об€зательно нужно растачивать. ≈сть мастерские, которые облегчают себе жизнь и примен€ют пр€мое хонингование, что гораздо быстрее. Ќужно иметь в виду, что така€ технологи€ была разработана дл€ ремонта старых тихоходных моторов образца 70-х годов. —овременные высокооборотные и высоконагруженные двигатели очень чувствительны к такой характеристике как перпендикул€рность осей цилиндров базовой плоскости блока. ѕри пр€мом хонинговании этот параметр не выдерживаетс€, причем, чем больше изношен цилиндр, тем больше погрешность обработки. » уж если в мастерской такой станок есть, никакие заверени€ ее работников не помешают им выполнить заказ побыстрее. „то касаетс€ станков расточных, отечественное оборудование, хот€ и уступает импортному, пока еще вполне подходит дл€ работы.

¬ыбира€ мастерскую, неплохо бы поинтересоватьс€, на каком оборудовании обрабатываютс€ плоскости. ќдин из распространенных вариантов - использование вертикально-фрезерного станка. ¬ариант неплохой, но у старых станков часто наблюдаетс€ эффект падени€ стола в его крайних положени€х. ќн происходит из-за износа направл€ющих и может составл€ть величину 0,02-0,03мм и более. ¬ результате у обрабатываемой головки кра€ плоскости будут подрезатьс€. ѕоэтому если станок древний -плохо, а именно такие станки и используютс€ чаще всего. ƒругой вариант - обработка на плоскошлифовальном станке. ’от€ эта технологи€ хороша дл€ установки металлической прокладки и меньше подходит дл€ традиционной, которой требуетс€ определенна€ шероховатость поверхности. —пециализированных станков дл€ этой операции наша промышленность не выпускала. ≈сли в мастерской есть импортный спецстанок - это безусловный плюс. » вообще, верный признак мастерской хорошего уровн€ - наличие специализированного оборудовани€ дл€ выполнени€ каждой операции - будь то шлифование, расточка, хонингование и т.д.

¬кратце это основные моменты, на которые надо обратить внимание, хот€ есть еще немало тонкостей. Ќо все сказанное имеет смысл, когда автосервису есть из чего выбирать. ј если выбор невелик? “огда остаетс€ довольствоватьс€ тем, что есть, и как-то выходить из положени€. ¬езти детали в ремонт за сотни километров (в региональный центр или столицу) имеет смысл, когда речь идет, например, о блоке цилиндров, дорогом и, тем более, номерном узле. Ќу а если в ближайшей округе нет ни одной мастерской, стоит задуматьс€ над тем, чтобы самим освоить этот бизнес.

  сожалению, моторный ремонт насколько многогранен, настолько же и богат проблемами.  ачественна€ механическа€ обработка - важный, но не единственный тонкий момент. ¬з€ть, к примеру, вопрос обеспечени€ капремонта запасными част€ми. ќт оперативности его решени€ во многом зависит оборачиваемость моторного ремонта.  ак сейчас работает система поставки запчастей?  акие детали востребованы? ≈сть ли дефицит? Ќа эти и другие вопросы мы будем искать ответ в следующий раз.

ѕродолжение следует.



ƒругие наши статьи...











—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены