ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
 огда лучше меньше, да лучше...

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї

Ѕольшое количество новых автомобилей всевозможных марок и моделей, заполнивших наши дороги в последние годы, поставило перед отечественными сервисменами р€д сложных вопросов, среди которых не последнее место занимает экономическа€ эффективность тех или иных видов выполн€емых работ. ƒействительно, целый р€д традиционных в прошлые годы видов ремонта постепенно оказалс€ не столь востребован, а некоторые работы - и вовсе не у дел. —реди таких работ, пожалуй, одно из первых мест по падению попул€рности зан€л ремонт двигател€.

¬ самом деле, а кому нужен такой ремонт, если машина нова€?  огда еще ее двигатель запросит ремонта, через сколько лет, если только гаранти€ - без малого 100 тыс€ч километров? ¬ этом и заключаетс€ главна€ причина, почему с ростом парка новых автомобилей потребность в моторном ремонте в последние годы пропорционально уменьшилась.

ќднако не будем спешить с выводами и списывать моторный ремонт на "свалку истории". ќказываетс€, и на новых машинах двигатели, бывает, ломаютс€. »ногда така€ поломка возникает по причине производственного дефекта, скрытого до поры до времени. —лучаетс€ и такое - вследствие ошибки механика во врем€ очередного обслуживани€ автомобил€ что-нибудь осталось не зат€нуто, что впоследствии и привело к поломке. ј нередко двигатель выходит из стро€ и по вине самого владельца, который и сол€рку от бензина не всегда отличит, и разлившуюс€ на дороге реку сходу норовит форсировать. » даже булыжник на дороге об€зательно между колес пропустит - в аккурат по поддону картера.

 онечно, т€готы нашей автомобильной жизни, по причине которой нередко гибнут даже новые моторы, - тема отдельного разговора. Ќаш же вопрос: что делать, если беда все-таки приключилась? ћен€ть на новый? ќтличное решение дл€ владельца, когда така€ замена делаетс€ по гарантии. »ли по страховке. ј если это негарантийный и нестраховой случай, как тогда?

ƒл€ автоцентра все с точностью наоборот - если виноват водитель, без проблем помен€ем двигатель. «а деньги владельца, разумеетс€. ј если он не виноват, что делать? ћен€ть дорогосто€щий агрегат за свой счет? ј если это не простенький 4-цилиндровый моторчик, а серьезный 8-цилиндровый агрегат? “ут и одним дес€тком тыс€ч "заморских" не отделаешьс€...

 ороче, без ремонта двигател€ хочетс€, а как-то не очень хорошо выходит. »ли выходит, но не всегда и совсем нехорошо. ј иногда - и вовсе никак. » скреп€ сердце приходитс€-таки начинать.

Ѕыть или не быть?

 ак показывает практика, ремонт ремонту рознь. ћожно, разобрав двигатель с целью его ремонта, просто помен€ть все дефектные детали на новые - чтобы не "заморачиватьс€". “акой ход, как альтернатива тотальной замены всего агрегата в сборе, практикуетс€ в некоторых крупных автоцентрах. ¬роде и двигатель ремонтировали, а только разобрали и собрали с новыми детал€ми. » риска вроде тоже никакого - все новое поставили, значит, и работать будет как новый.

ќднако такой путь выходит не только техническим, но и экономическим компромиссом между тотальной заменой двигател€ и нормальным ремонтом. » при необходимости ремонта основных узлов - блока цилиндров, коленчатого вала, головки блока - требует их замены, что становитс€ экономически невыгодным. —лишком дорого дл€ ремонта и почти как двигатель в сборе - есть ли смысл? ќсобенно. если добавить сюда изр€дное врем€ на получение всех необходимых заказных комплектующих. ј еще - врем€ на разборку-сборку и зарплату механика.

¬от и получаетс€, что если ремонтировать. то придетс€ все-таки отдельно чинить и блок цилиндров. и седла клапанов в головке блока. и коленчатый вал. »наче на известный гамлетовский вопрос по поводу ремонта двигател€ лучше сразу ответить отрицательно и просто поднакопить денег на новый мотор. ’очетс€ это кому-то или нет, а потребуетс€ и растачивать, и хонинговать, и шлифовать, в противном случае помен€ть двигатель выйдет быстрее и дешевле.

» здесь мы почти подошли к самому интересному...

√лавное противоречие

Ќо сначала еще один вопрос: почему не люб€т пока крупные автоцентры ремонт двигател€ как таковой?  онечно, необходимость в квалифицированном персонале со специальной подготовкой по двигателю - достаточно веска€ причина, особенно в нынешнее врем€. Ќо мы укажем еще на одну причину - не на чем делать такой ремонт. “о есть все понимают, что дл€ ремонта двигател€ надо и растачивать, и шлифовать, а оборудовани€ дл€ этого у автоцентра нет.  упить? Ќе пойдет - дорого, да и не окупитс€, поскольку не загрузить его: нет такого большого объема ремонта. «начит, отдавать на сторону?

¬от здесь и загвоздка: а кто будет отвечать за качество сторонней обработки? ¬едь не секрет, что любой крупный автоцентр дорожит своей репутацией и гарантирует качество работ, в том числе и по двигателю. Ќа это нацелена вс€ система организации обслуживани€ и ремонта, оснащени€ автоцентра необходимым оборудованием и инструментом, работа с клиентами, причем кадровые службы дл€ этого не только подбирают грамотных сотрудников, но и провод€т регул€рные тренинги персонала по устройству и ремонту обслуживаемой автотехники.

ќчевидно, ремонт двигател€ €вл€етс€ комплексной работой, состо€щей из сервисной части (разборка-сборка), снабжени€ запасными част€ми и механической обработки деталей. » если во всей цепочке работ только в одном месте обнаружитс€ брак, весь результат пойдет насмарку - двигатель работать не будет. ѕоэтому все прогрессивные принципы, используемые автоцентрами дл€ повышени€ качества обслуживани€ автомобилей, при ремонте двигателей нередко вступают в противоречие с низким качеством сторонней механической обработки деталей.

ѕричина проста - специализированные предпри€ти€, обладающие станочным оборудованием и осуществл€ющие механическую обработку деталей, в силу целого р€да причин не всегда могут обеспечить высокое качество работы, требуемое заказчиками. Ѕолее того, в последние годы стало особенно очевидно, что добитьс€ высокого качества механической обработки дорого и трудно, зато легко и дешево всеми правдами и неправдами сн€ть с себ€ вс€ческую ответственность за свою же собственную ошибку. „ем весьма успешно можно пользоватьс€, если сам двигатель не собираешь. “огда, если у заказчика с двигателем что-нибудь случитс€, подойдет люба€ "отмазка", св€занна€ именно с его работой, а не с собственной халтурой, - и детали перед сборкой он плохо помыл, и масла не того налил, и запчасти бракованные поставил.

Ќу, хорошо, допустим, в специализированной мастерской кто-то чего-то расточил или прошли-фовал не так. ¬ чем причина? –уки были кривыми или станок подвел? » то, и другое, причем, как показывает анализ, обе проблемы тесно взаимосв€заны...

—овременные технологии - на дедушкином станке?

 акими двигател€ми сегодн€ оснащены современные автомобили? ѕон€тно, что современными. ѕопробуем дать им общую характеристику - это высокофорсированные, экономичные, экологически чистые, надежные и долговечные агрегаты. „тобы добитьс€ этих во многом взаимоисключающих качеств, требуютс€ не только специальные конструкции и материалы, но и современные технологии производства: у многих моторов ажурные алюминиевые блоки цилиндров, легкие коленчатые валы с узкими шейками, низкие и легкие поршни с тонкими поршневыми кольцами, тонкие шатуны, многоклапанные головки блока со стержн€ми клапанов малого диаметра. ј чтобы все это работало надежно и долго, нужна высока€ точность производства - жесткие допуски на размеры, форму и расположение рабочих поверхностей деталей.

ѕоскольку современные двигатели существенно отличаютс€ по конструкции от двигателей прошлых лет выпуска, они требуют к себе и более аккуратного отношени€ - и при эксплуатации, и при обслуживании, и при ремонте. ¬не вс€кого сомнени€, ремонт такого механизма - дело непростое, нужна хороша€ подготовка инженерно-технического состава автоцентра, чтобы только разобрать и правильно собрать современный двигатель. Ќо, как мы вы€снили, это только полдела - чтобы ремонт двигател€ стал полноценным, дорогосто€щие узлы и детали также необходимо правильно отремонтировать, т.е. точно обработать все их изношенные рабочие поверхности.

ƒл€ обработки деталей двигателей, как известно, используютс€ специализированные станки и оборудование. Ёто специальные шлифовальные станки дл€ коленчатых валов, расточные и хонинговальные станки дл€ блоков цилиндров, станки дл€ обработки седел и шлифовки клапанов, плоскошлифовальные станки дл€ плоскостей, специализированные станки дл€ расточки и хонинговани€ отверстий шатунов, а также различное вспомогательное оборудование дл€ проверки, правки, балансировки и т.д.  ороче, серьезный комплекс специализированного оборудовани€ и оснастки, непосредственно предназначенный дл€ ремонта и восстановлени€ именно моторных деталей, причем по отработанным технологи€м.

Ќо мы перечислили только то, что должно быть, если необходимо качественно ремонтировать детали современных двигателей. ј чем сегодн€ предлагают чинить эти детали на самом деле? –ассмотрим более подробно, чем на деле сегодн€ располагает большинство отечественных фирм, специализирующихс€ на ремонте моторных деталей.  артина откроетс€ весьма противоречива€, если не сказать - безрадостна€... »так.

1. —танки дл€ шлифовки коленчатых валов.  ак правило, это старые станки украинского производства выпуска в среднем 15-20-летней давности. ¬ силу архаичных особенностей конструкции станков их ресурс до ремонта весьма мал, что требует регул€рного, раз в один-два года, ремонта и наладки, с демонтажем бабок и стола и ручной шабровкой направл€ющих. ѕереналадка этих станков со шлифовки шатунных шеек коленчатых валов на шлифовку коренных шеек - отдельна€ долга€ "песн€", поэтому во многих мастерских вместо одного станка приходитс€ содержать сразу два - отдельно дл€ шатунных и коренных шеек. ќбеспечить точность шлифовки современных коленвалов, в частности параллельность осей шатунных и коренных шеек, на этих станках - практически неразрешима€ задача. ¬ дополнение ко всему, в –оссии аналогичное оборудование теперь не выпускаетс€, единственный завод на территории бывшего ———– осталс€ в ”краине.

2. –асточные станки дл€ блоков цилиндров. Ёто стара€ по конструкции отечественна€ техника, хот€, в отличие от шлифовальных станков, имеюща€ вполне приличный ресурс и надежность. “ем не менее это - коробки подач вместо давно примен€емых в аналогичных импортных станках электродвигателей с частотными преобразовател€ми, почти полное отсутствие оснастки дл€ зажима блоков цилиндров, в первую очередь V-образных, трудности с точной выверкой положени€ обрабатываемой детали из-за несовершенства измерительных приспособлений и т.д. ‘актически это универсальные вертикально-расточные станки, не приспособленные дл€ расточки блоков цилиндров двигателей. ¬ результате по производительности, а нередко и по точности обработки эти станки существенно уступают импортным аналогам. ’от€ недостатки станка можно компенсировать с помощью профессионала-расточника высшего класса.

3. ’онинговальные станки дл€ цилиндров. ¬есьма допотопна€ техника, в основном разра-ботанна€ лет 30-40 назад в первую очередь дл€ хонинговани€ гильз цилиндров, а не блоков. ѕроблемы те же, что и в предыдущем случае, - отсутствие нормальной оснастки дл€ установки блоков цилиндров, а также трудности с управлением (неточность позиционировани€ инструмента), что значительно затрудн€ет хонингование современных блоков, и несовершенный хонинговальный инструмент. Ѕольша€ часть эксплуатируемых в насто€щее врем€ моделей отечественных хонинговальных станков уже не выпускаетс€, остальные существенно уступают иностранным аналогам по всем параметрам. ¬ некоторых мастерских используютс€ ранее приобретенные импортные станки, но, как показала практика, в весьма "извращенном" виде - дл€ пр€мого, без расточки, хонинговани€. “ак и хочетс€ сказать: чем так, уж лучше на отечественных.

4. —танки дл€ обработки плоскостей головок и блоков. —пециализированное оборудование данного типа в –оссии не выпускалось и не выпускаетс€.  ак если бы эта работа вообще не требовалась при ремонте двигателей, хот€ обработка плоскостей необходима практически на каждом разбираемом дл€ ремонта моторе. ¬ подавл€ющем большинстве мастерских вместо специализированных станков используютс€, как правило, старые вертикально-фрезерные, реже - плоскошлифовальные станки, что требует использовани€ самодельной оснастки и приводит к заметному снижению производительности и точности обработки.

5. —танки дл€ обработки седел в головках блока цилиндров. ¬ –оссии не выпускались и не выпускаютс€. ѕопытки приспособить дл€ седел отечественные универсальные станки, в том числе координатно-расточные, повсеместно окончились неудачей, а ручные фрезы и шлифовальные приспособлени€, еще используемые при ремонте седел, не €вл€ютс€ альтернативой вследствие недопустимо низкой точности обработки и производительности, о чем мы уже неоднократно писали.

6. —танки дл€ шлифовки клапанов. ¬ыпускаютс€ в –оссии, однако по точности заметно уступают иностранным аналогам, а дл€ шлифовки клапанов легковых автомобилей вообще практически непригодны. ѕриспособить дл€ этой работы универсальные круглошлифовальные станки, особенно дл€ малых диаметров стержн€ клапана, без ущерба дл€ точности обработки затруднительно. ¬ результате решить проблему шлифовки клапанов без импортного оборудовани€ не удаетс€. “ем более что, как показывает практика, шлифовать приходитс€ и большую часть новых клапанов, поступающих в запчасти.

7. —танки дл€ расточки постелей подшипников коленчатых и распределительных валов. ¬ –оссии выпускались специализированные станки только дл€ блоков цилиндров конкретных отечественных двигателей. ¬ насто€щее врем€ это оборудование уже не выпускаетс€ в св€зи с закрытием единственного завода. ¬ результате никакой альтернативы импортному оборудованию в этом виде обработки также не существует.

8. —танки дл€ обработки отверстий шатунов. ¬ыпускались отечественные станки дл€ расточки отверстий в больших шатунах двигателей грузовых автомобилей, но в насто€щее врем€ их производство прекращено в св€зи с закрытием единственного завода, их выпускавшего. —танков дл€ высокоточной финишной обработки отверстий - шлифовальных и хонинговальных - ранее в нашей стране не выпуска-лось, и в будущем на их производство в –оссии вр€д ли стоит рассчитывать. Ќа практике дл€ расточки отверстий шатунов нередко используютс€ универсальные токарные, расточные, координатно-расточные или фрезерные станки, но это вызывает необходимость применени€ самодельной оснастки дл€ базировани€ и зажима шатунов, что в общем случае значительно снижает точность и производительность обработки. ‘актически без иностранного специализированного оборудовани€ качественно ремонтировать шатуны тоже невозможно.

9. ¬спомогательное оборудование.  артина не менее безрадостна, поскольку единственной позицией, заслуживающей упоминани€, €вл€етс€ отечественный станок дл€ балансировки коленчатых валов, значительно уступающий по техническим характеристикам выпускаемым в насто€щее врем€ иностранным аналогам. Ќу и, может быть, еще приспособление дл€ проверки шатунов, не универсальное и не пригодное дл€ шатунов двигателей легковых автомобилей. —пециализированных магнитных дефектоскопов дл€ проверки коленчатых валов на трещины, установок дл€ проверки (опрессовки) рубашек охлаждени€, прессов дл€ правки коленвалов и шатунов в –оссии ранее не выпускалось, и ожидать, что кто-нибудь вдруг, "на нервной почве", наладит выпуск такого оборудовани€, не приходитс€. ‘актически проверка коленчатых валов перед шлифовкой в отечественных мастерских не производитс€, что в р€де случаев значительно увеличивает опасность поломки вала в дальнейшей эксплуатации. јналогично почти нигде не провер€ютс€ головки блока цилиндров, а это означает немало случаев повторной установки на двигатель треснувших некондиционных деталей. ƒл€ правки валов нередко используютс€ подручные средства типа зубила, дающие результат, сомнительный с точки зрени€ надежности работы поправленного таким способом коленвала. ј еще есть моечные установки дл€ деталей двигателей, о которых вообще промолчим.

»сход€ даже из такого краткого анализа, можно с уверенностью сказать, что в насто€щее врем€ в целом вс€ отечественна€ ремонтна€ отрасль, зан€та€ механической обработкой моторных деталей, безнадежно отстала от требований времени и уже не соответствует той технике, детали которой должна ремонтировать в первую очередь по точности обработки. — одной стороны, это допотопные отечественные станки, нередко выдержавшие уже не один капитальный ремонт. ј с другой - номенклатура этого оборудовани€ крайне ограничена и не позвол€ет выполнить все необходимые работы, что, как минимум, вызывает необходимость замен€ть отсутствующие специализированные станки универсальным оборудованием в ущерб точности и сроков выполнени€ работ. ¬ самом деле, есть над чем задуматьс€ заказчикам, особенно дилерским автоцентрам, когда у них возникает потребность в ремонте того или иного двигател€. “ем более что проблемы с нынешним оснащением моторных мастерских устаревшим оборудованием неизбежно привод€т к по€влению все новых и новых дополнительных проблем... Ќо об этом - в нашей следующей публикации.

ѕродолжение следует.



ƒругие наши статьи...






—равнительно старый двигатель BMW, а качественно отремонтировать его блок цилиндров на устаревших отечественных станках - цела€ проблема. „его уж говорить про новые моторы?



—тарый шлифовальный станок украинского производства уже исчерпал все свои возможности по ремонту современных коленчатых валов - его точность €вно недостаточна, а про удобство работы на нем вообще промолчим. ’от€ по нынешним меркам не старый еще агрегат - 1992 года выпуска.



—овременный шлифовальный станок по сравнению с допотопным монстром не только выгл€дит пришельцем с другой планеты - его технические характеристики отличаютс€ точно так же.



„тобы расточить такой блок цилиндров на отечественном расточном станке, надо быть изр€дным профессионалом-расточником. » об€зательно - с чувством станка и металла. ј еще необходимо подумать, как изготовить специальную оснастку, которой расточной мастодонт не комплектовалс€ по причине ненужности расточки таких блоков в те времена, когда он выпускалс€. ≈сли прикинуть, сколько времени и сил потрачено отечественными умельцами на изготовление подобных приспособлений, так и хочетс€ сказать: "»х бы энергию, да в мирных цел€х".



—овременный расточной станок дл€ блоков цилиндров - это не только плавные регулировки скоростей и подач, но и специальна€ система центрировани€ шпиндел€ и оснастка дл€ любых блоков "на все случаи жизни". ƒумать ни о чем не требуетс€ - производитель давно обо всем позаботилс€, да и станок за оператора сам все "чувствует" - достаточно только выполн€ть операции согласно прилагаемым инструкци€м.



Ќа современном хонинговальном станке (а) тоже все предусмотрено - дл€ качественной работы достаточно следовать инструкции, остальное "додумает" сам станок.



–€дом с ним отечественный образец (б) выгл€дит €вным анахронизмом.



—танок дл€ обработки седел в головках блока цилиндров никогда не выпускалс€ в нашем отечестве.  ак никогда не готовились специалисты-"головочники" дл€ работы на нем. Ќо в современном моторном ремонте без такого станка просто нечего делать...



≈ще один специализированный станок - горизонтально-расточной дл€ расточки постелей подшипников. «авидна€ универсальность, позвол€юща€ расточить любые соосные отверсти€ в диапазоне 22-200 мм при любом обозримом габарите головки или блока цилиндров. ”старевшие отечественные аналоги давно не выпускаютс€, сравнивать не с чем.



—пециализированного станка дл€ обработки плоскостей головок и блоков цилиндров наша промышленность так и не освоила, в то врем€ как сделать качественную обработку плоскости на универсальном отечественном аналоге весьма проблематично. ’от€ бы вследствие полного отсутстви€ необходимой оснастки...



"«ато мы делаем ракеты", т.е. имеем массу старых универсальных токарных станков.  онечно, без них не выточить ремонтного седла или гильзы. Ќо в современном моторном ремонте такой станок может играть только вспомогательную роль. » сто€ть в уголке, где его никто не видит...





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены