ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

–≈ћќЌ“ √ќЋќ¬ќ  ЅЋќ ј ÷»Ћ»Ќƒ–ќ¬: ÷≈Ќј Ќ≈—ќќ—Ќќ—“». „асть 1.


»√ќ–№ ѕ≈“–»ў≈¬,
директор фирмы Ђћотор “ехнологииї (—. ѕетербург)
јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬,
кандидат технических наук, директор фирмы ЂјЅ-»нжинирингї

“о, что головка блока цилиндров Ч один из наиболее важных и ответственных узлов двигател€, никому объ€сн€ть не надо. Ќа долю головки блока и клапанного механизма падает в эксплуатации до 50 процентов всех дефектов, св€занных с двигателем. ≈стественно и внимание, с которым профессионалы относ€тс€ к технологи€м и оборудованию, примен€емым при ремонте головок блока цилиндров. ѕотому что в этом деле, как и во всем, что св€зано с моторным ремонтом, не без хитростей.

ЂЕЁ-э, да у ¬ас детали были плохие. ¬идите, направл€ющие оказались из м€гкого материала, да и клапана кривые Ч вот и износились. ј мы тут ни причемЕї.
«накомый разговор? Ќаверное, кое-кто из владельцев автомобилей уже попадал в подобную ситуацию. ƒа и недоумение работников автосервиса тоже как-то можно пон€ть Ч вроде все делали правильно, так нет, поди ж тыЕ. “ем не менее, проблема быстрого износа и даже поломок деталей клапанного механизма после ремонта двигател€ существует.

¬ прошлом нередко данна€ проблема решалась предельно просто Ч виновником объ€вл€лись запчасти, за качество которых сервисы старались сн€ть с себ€ вс€кую ответственность. » часто это получалось, или, как говоритс€, Ђпрокатывалої Ч удрученный клиент покупал новые детали и заново платил за работу, руга€ последними словами нечистых на руку торговцев, торгующих вс€кой др€нью, а также отечественный или импортный автопром, в зависимости от родословной своего автомобил€, ее, эту др€нь, производ€щий.

Ќынче времена уже не те, люди станов€тс€ грамотнее Ч и технически, и юридически, и просто так второй раз за одно и тоже платить не заставишь. ’от€ спору нет Ч некачественные запчасти еще встречаютс€, и отечественные, и импортные. » действительно, вызывают быстрые износы и поломки в двигателе после ремонта. Ёто, в самом деле, больша€ и больна€ проблема, и одновременно Ч тема дл€ отдельного разговора. Ќо нас более всего интересует такой вопрос Ч а вдруг запчасти были нормальные, проверенные, а износ или поломка все равно случились? —кажете, не бывает? ≈ще как бывает! Ѕолее того, на деле это происходит значительно чаще, чем кажетс€ на первый взгл€д.

√ерметичный Ч значит Е

„тобы пон€ть суть проблемы, надо посмотреть, как работает отдельно вз€тый клапан.  ак известно, главна€ задача любого клапана Ч надежно (читай Ч герметично) уплотнить полость цилиндра и камеры сгорани€. “о есть в закрытом положении не пропустить ни воздух, ни продукты сгорани€ топлива Ч ни в камеру, ни обратно.

 ак решаетс€ така€ техническа€ задача? ƒовольно просто Ч надо, чтобы уплотнительна€ фаска на тарелке клапана точно прилегала к седлу. ѕо всей окружности и по определенной ширине. “огда уж точно ни одна молекула не проскочитЕ

  слову сказать, точное прилегание клапана к седлу Ч это нека€ Ђпалка о двух концахї. Ќа одном конце герметичность, а на другом охлаждение. “о есть, когда гор€ча€ тарелка клапана (а нагреваетс€ она гор€чими газами до 700-8000— и даже более) садитс€ в седло, имеющее температуру, близкую к температуре охлаждающей жидкости (1000—), она, естественно, охлаждаетс€. » тем лучше и быстрее, чем плотнее посадка. “аким образом, получаетс€, что герметичность и охлаждение тесно св€заны друг с другом: герметичный клапан никогда не перегреетс€. ¬ерно и обратное Ч клапан, работающий при своей нормальной рабочей температуре, герметичен. ј иначе перегрелс€ быЕ

Ќо все это, так сказать, присказка. ƒл€ обеспечени€ плотной посадки клапана в седле необходимо удовлетворить целому р€ду условий, нарушение которых напр€мую влечет целый Ђбукетї неисправностей, начина€ с негерметичности вплоть до прогара тарелки и даже разрушени€ клапана. ѕопробуем разобратьс€, что это за услови€ такиеЕ

 ак не перегреть клапан?

ѕосмотрим на клапан еще раз, повнимательней. ќн имеет довольно длинный стержень, которым устанавливаетс€ в отверстие направл€ющей втулки. ’орошо, давайте поставим Ч что увидим? ¬ отверстии втулки стержень ходит легко, но практически не болтаетс€. “ем не менее, зазор там должен быть Ч в среднем около 0,03-0,04 мм. »наче клапан при работе нагреетс€, его стержень вблизи тарелки несколько расширитс€ и заклинит во втулке. “ак что лучше пусть зазор будет чуть больше, чем меньше. Ќо не в этом суть.

¬от тарелка клапана точно садитс€ в седло. ј почему точно? Ќе требуетс€ никакой специальной подготовки или Ђверхнегої образовани€, чтобы заметить простую вещь Ч рабоча€ фаска тарелки должна быть строго соосна стержню, точно так же, как рабоча€ фаска седла отверстию направл€ющей втулки. »наче клапану просто не попасть в седло. Ќи за что, ни за какие коврижки: застр€нет где-нибудь посередине, и щель останетс€.  ака€ уж тут герметичность? ј с охлаждением так вообще Ђтрубаї Ч в щель потекут гор€чие газы, быстро нагреют неприлегающую кромку. » все Ч конец нашему бедному клапану, расплавилс€, прогорел.

ƒействительно, дл€ плотного прилегани€ деталей точность, с которой их изготавливают и ремонтируют, должна быть очень высокой. ѕотому что все суммарные отклонени€ формы (некруглость) и взаимного расположени€ их поверхностей (биение, несоосность), должны укладыватьс€ в половину рабочего зазора между этими детал€ми. “о есть, в 0,02 мм. ¬ две сотых доли миллиметра! »з которых, к примеру, одна Ђсоткаї достанетс€ клапану, а друга€ Ч седлу.

ћного это или мало? —меем заверить Ч очень мало. Ќи на глаз увидеть, ни руками пощупать, ни на зуб попробовать Ч только измерить специальными приборами. ј уж сделать и того труднее, дл€ этого требуетс€ специальное оборудование.

¬ысокой точности обработки рабочих поверхностей, тем не менее, не достаточно дл€ долгой и счастливой работы клапанного механизма. ‘орма, или, как говор€т специалисты, профиль прилегающих поверхностей тоже немаловажен. ћы бы даже сказали Ч чрезвычайно важен. ѕрилегание должно осуществл€тьс€ по поверхности деталей определенного профил€, при этом фаска тарелки должна быть шире фаски седла, несколько выступа€ за ее кра€. »менно така€ форма сопр€жени€ гарантирует большой ресурс деталей.

ѕомимо этого, решающее значение имеет ширина фаски седла. —лишком широка€ фаска приводит к ухудшению герметичности сопр€жени€. ¬ самом деле, усилие пружины клапана действует на площадь контакта Ч создаетс€ определенное давление (его называют удельным) клапана на седло. ≈сли площадь больша€, то удельное давление низкое, и клапан плохо уплотн€ет седло. Ќапротив, если фаска на седле узка€, то в сопр€жении возникает высокое удельное давление, способствующее хорошему уплотнению. ќднако это тоже плохо Ч ускор€етс€ износ фасок, падает ресурс деталей. “ак что ширина фаски седла, а она всегда задаетс€ производителем автомобил€, €вл€етс€ компромиссом между плотностью посадки и ресурсом. Ќедаром на гоночных двигател€х наход€т применение даже седла с радиусным профилем без фасок Ч так надежнее уплотнение, которое там важнее ресурса.

÷ена заблуждени€

»нтересно, что рабочие фаски седла и клапана в результате износа со временем тер€ют свой идеальный конический профиль: фаска клапана становитс€ вогнутой, а седла Ч выпуклой. ¬ этом хорошего мало Ч отдельные участки сопр€жени€ приобретают существенно разное удельное давление, что отрицательно сказываетс€ на плотности посадки деталей.

ѕон€в, как работает клапан с седлом и втулкой, нетрудно угадать последстви€ еще одного дефекта Ч когда по каким-либо причинам рабоча€ фаска на седле получаетс€ переменной ширины по окружности. ќчевидно, после непродолжительной работы фаска седла вследствие разницы в удельных давлени€х на нее начнет изнашиватьс€ по окружности неравномерно и просто из круглой превратитс€ в овальную, что быстро приведет к потере герметичности, перегреву и прогару клапана.

ј теперь попробуем представить, что будет, если рабоча€ фаска седла, к примеру, несоосна с направл€ющей втулкой. »ли фаска клапана Ч стержню. “огда при посадке в седло клапан будет бить по краю седла, вызыва€ его быстрый односторонний износ и потерю герметичности. Ќо это не все Ч в этот момент стержень, стара€сь уследить за движением тарелки, тоже будет перекашиватьс€ во втулке, что резко ускорит износ втулки.  стати, аналогична€ ситуаци€ возникает также и при переменной ширине рабочей фаски седла по окружности Ч неравномерный износ седла рано или поздно приведет к перекосу клапана во втулке и ее износу.

¬от откуда идут байки о разного рода Ђм€гкихї втулках, которые вз€ли и вдруг износились Ч сами по себе. ј на самом деле втулки оказались Ђбез вины виноватыї Ч их износ только следствие, хот€ и у всех на виду. ѕричина же, перекосы осей рабочих поверхностей, скрыта и неочевидна. Ѕолее того, ее Ђголыми руками не возьмешьї, нужны специальные приборы и точные измерени€. ј у кого есть, кто сможет сделать? ƒа и кому это нужно, если Ђвиновникї установлен?

“ем не менее, очень быстрый результат вс€кого рода кривизны в клапанном механизме Ч это падение мощности, повышенный расход топлива, неравномерна€ работа двигател€ на холостом ходу, повышенное содержание токсичных веществ в выхлопных газах, шумность, стуки, расход масла при весьма небольшом пробеге после ремонта. ѕон€тно, что это св€зано с потерей компрессии, чего не сможет Ђпобедитьї даже сама€ продвинута€ электронна€ система управлени€ двигателем, и большими зазорами клапанов во втулках, при которых масло уже не удержит даже самый эластичный маслосъемный колпачок.

ј дальше хуже, если не сказать, совсем плохо. ѕри такой кривой посадке стержень клапана каждый раз изгибаетс€, как только садитс€ в седло. ѕоэтому ни у кого не должно вызвать удивлени€, когда тарелка клапана Ђустанетї от такого издевательства над собой и в один прекрасный день Ђблагополучної оторветс€ от стержн€, продемонстрировав сомневающимс€, что такое усталость металла. “огда им просто повезет, если это случитс€ на небольших оборотах, иначе взрыв мотора прозвучит скорее похоронным маршем, нежели лебединой песней. ¬идимо, и в этом случае тоже были втулки Ђнеправильныеї?

Ќе все то золотоЕ

»так, надеемс€, что уже никому не требуетс€ объ€сн€ть важность и, в то же врем€, сложность качественного ремонта клапанного механизма головки блока цилиндров. ј именно, достижени€ при ремонте строгой соосности всех рабочих поверхностей и придани€ им правильного профил€. ѕосмотрим, что дл€ этого делаетс€ на практике.

ƒл€ ремонта седел наиболее распространен ручной инструмент, а именно, разного рода ручные фрезы и многорезцовые головки, как зарубежного производства, так и их не очень качественные копии отечественного происхождени€. –абота с ними с виду проста: ставь во втулку направл€ющий стержень Ч пилот, надевай на пилот фрезу и крути сколько надо. “ак работают сегодн€ в –оссии многие гаражи и сервисы, большие и маленькие.

  сожалению, качество обработки седел таким инструментом при ближайшем рассмотрении не выдерживает никакой критики, несмотр€ на рекламные лозунги и уверени€ продавцов-распространителей и совершенно независимо от производител€ этой, м€гко говор€, продукции. ¬ результате после обработки седло имеет полный Ђбукетї дефектов, о которых мы уже говорили выше, но о которых многие даже не догадываютс€. ѕоэтому рассмотрим этот вопрос более подробно.

ѕервое, что необходимо отметить Ч это полное отсутствие жесткости в системе Ђприспособление-инструмент-детальї. ƒело в том, что приспособление Ч пилот, устанавливаемый в направл€ющую втулку, не имеет креплени€ сверху и деформируетс€ (изгибаетс€) даже при легком нажатии на фрезу при обработке. „ем тверже седло, тем сильнее нажатие, и тем больше получаетс€ перекос седла относительно втулки. ќсобенно, если пилот тонкий или имеет цанговый зажим во втулке.

— помощью специального прибора мы не поленились провести пр€мые измерени€ биени€ обработанных таким инструментом седел относительно отверстий направл€ющих втулок после их замены на нескольких головках блока. » получили весьма печальный результат Ч биение седла оказалось очень нестабильным и лежало в пределах 0,08-0,15 мм, а в некоторых случа€х и более! ѕричем даже последующа€ длительна€ притирка, котора€ приводила к заметному ухудшению профил€ фасок седла и клапана, не могла полностью исправить положение Ч остаточное биение рабочих фасок составл€ло 0,04-0,08 мм! ≈стественно, что после такого Ђремонтаї разговаривать о ресурсе направл€ющих втулок и седел становитс€ бессмысленно.

Ќам могут возразить Ч работал не очень опытный специалист. ’орошо. “огда вопрос Ч каким опытом должен обладать специалист, чтобы на глаз ловить Ђсоткиї? Ќет, пожалуй, здесь одного, даже золотого, глаза недостаточно Ч видимо, нужны еще специальные нюх, слух и ноготь. » об€зательно золотой зуб, чтобы потом на него провер€ть то, что получилось. »нтересно, где вод€тс€ такие спецы Ч пусть нам покажут.

 стати, о притиркеЕ. Ќеобходимость ее выполн€ть самым тщательнейшим и глубоким образом в данном способе ремонта седел очевидна. ј это иной раз просто фатально отражаетс€ на работоспособности и ресурсе клапанов и седел. » по причине деформации профил€ сопр€гаемых поверхностей, и вследствие внедрени€ абразива в седло. Ёто тема отдельного серьезного разговора, хот€ об этом мы уже говорили не раз. Ќо, видимо, недостаточно.

—ледующа€ проблема Ч в ширине рабочей фаски седла. ќказываетс€, получить ее посто€нной практически невозможно по двум причинам: все фаски седла делаютс€ раздельно, разным инструментом, а пилот изгибаетс€ тем сильнее, чем меньше угол фрезы. ѕоследнее означает, что наиболее сильно пилот будет гнутьс€ (читай Ч делать фаску еще более несоосной седлу) на примыкающей фаске 600 и особенно750. ј тогда о посто€нной ширине рабочей фаски седла не может быть и речи Ч как и о нормальном ресурсе клапанного механизма. » еще более далекой становитс€ задача выполнить рекомендации производител€ по профилю седла.

≈ще одна проблема Ч врем€. ј оно, как известно, деньги. –аз нажимать на фрезу нельз€, надо затратить очень много времени, чтобы легонько, под собственным весом фрезы, крутить эту конструкцию. » хорошо, когда в головке блока мало седел, а за день сделать надо только одну такую головку. ј если несколько, и многоклапанных?

ѕолучаетс€ следующее Ч дл€ ремонта седла таким инструментом необходимы материал седла как можно м€гче, а стержень клапана как можно больше в диаметре, чтобы пилот имел побольше жесткости. “акое сочетание Ч материала седла и диаметра стержн€, имели лишь некоторые старые двигатели, в большинстве своем, нижневальные и нижнеклапанные. Ќапротив, дл€ современных многоклапанных моторов с тонкими стержн€ми клапанов Ч 5,5-6 мм, и спеченными или стальными седлами, о применении ручного инструмента лучше забыть. » убрать такой, с позволени€ сказать, Ђинструментї от греха подальше Ч просто чтобы не портить чужие головки блока. ј свои Ч тем более.

Ќекоторые иностранные фирмы предлагают ручной режущий инструмент не только дл€ обработки седла, но и дл€ фаски клапана.   сожалению, проблемы здесь те же: исправить биение фаски старого клапана практически невозможно, а вот добавить еще Ч пожалуйста. ¬ид поверхности получаетс€, правда, красивый, но, к сожалению, Ђне все то золото, что блеститїЕ

ќбщий вывод очевиден Ч ремонт клапанного механизма с использованием ручного инструмента непрофессионален по своей сути, поскольку в некоторых случа€х не только не улучшает, а значительно ухудшает плотность посадки клапана в седле по сравнению с тем, что было до ремонта. ј о ресурсе деталей лучше вообще забыть Ч такую Ђработуї можно сдавать с гарантией Ђтолько до воротї. ѕотому что дальше уже ма€чат тень прогара и призрак обрыва клапанаЕ

 аемс€ Ч когда-то и мы Ђбаловалисьї подобным Ђинструментомї. ќт неимени€ лучшего оборудовани€, а большей частью от неверного понимани€ проблемы. ѕотому что тоже считали, что направл€ющие втулки бывают Ђм€гкиеї, а клапаны Ч из Ђведернойї стали. ’орошо хоть, что до обрыва дело не доходило. » хот€ несколько раз мен€ли изношенные втулки и прогоревшие клапаны по гарантии, все равно приносим извинени€ всем нашим бывшим заказчикам. „то было Ч то былоЕ

“еперь настали другие времена, и качество работ, а не вал любой ценой, вышло на первый план. Ёто потребовало от нас пересмотра всей концепции ремонта клапанного механизма.  ороче говор€, встал вопрос о применении инструмента и оборудовани€ совершенно другого рода.

–аз Ч соосность, два Ч соосностьЕ

Ќа другом, противоположном от ручного инструмента, краю всей линейки возможных средств дл€ обработки седел √Ѕ÷ расположилось специализированное станочное оборудование. ≈го задачей как раз и стало то, что никогда не выйдет у ручных Ђкрутилокї Ч точность обработки и производительность.

—егодн€ специальные станки дл€ обработки седел выпускают многие известные иностранные станкостроительные компании. —реди них италь€нские AZ и Berco, датска€ AMC Schou, французска€ SERDI, американские Newen, Winona Van Norman, Sunnen, Storm Vulcan, Peterson и многие другие. «аметим, что в этот список нам, при всем нашем желании, так и не удалось занести ни одного из отечественных производителей станков Ч в производственных программах российских заводов подобных станков не оказалось вообще. “о ли по причине отсутстви€ в свое врем€ необходимости качественно ремонтировать отечественные моторы, то ли из-за невозможности обеспечить требуемую точность изготовлени€ узлов такого станка (что выгл€дит несколько сомнительно). ј может, еще по какой-нибудь неведомой причине высшего политического толка. “ак или иначе, а пришлось довольствоватьс€ только тем, что есть Ч многочисленными иностранными образцами.

Ќо прежде чем делать какой-либо анализ представленного на рынке оборудовани€, полезно рассмотреть кое-что из теории вопроса. »так, есть задача Ч так обработать седло, чтобы его биение относительно отверсти€ направл€ющей втулки было минимальным, в идеале не более 0,01 мм.  ак этого добитьс€ технически, то есть, какова должна быть схема базировани€ инструмента? ƒа и вообще, что это за инструмент такой?

¬се существующие станки имеют направл€ющий элемент Ч пилот, аналогичный тому, что используетс€ и в ручном инструменте. ѕилот представл€ет собой очень точно шлифованный направл€ющий стержень, вход€щий в направл€ющую втулку либо с очень малым зазором, либо плотно, без зазора. ¬ первом случае пилот цилиндрический, жестко крепитс€ на шпинделе станка и вращаетс€ вместе с ним, во втором Ч конический и ставитс€ во втулку неподвижно.

Ќо пилоту в станке уже не требуетс€ держать инструмент Ч это задача прочного и жесткого шпиндел€, именно на нем и закреплен с помощью специального держател€ инструмент, в качестве которого у большинства станков выступает резец из твердого сплава. ѕричем резец может быть как с одним углом (например, 300, 450 или 600), так и с трем€ углами дл€ формировани€ сразу всего профил€ седла. ј главное назначение пилота другое Ч точно выверить положение шпиндел€ перед обработкой. ƒругими словами, наличие пилота предполагает, что технологический процесс обработки седла раздел€етс€ на 2 части Ч стадию центрировани€ шпиндел€ и собственно стадию обработки седла. ѕилот нужен прежде всего на стадии центрировани€, когда положение шпиндел€ настраиваетс€ и регулируетс€ так, чтобы его ось вращени€ точно совпала с осью отверсти€ в направл€ющей втулке. «атем, когда шпиндель точно настроен и прочно закреплен, пилот может выполн€ть вспомогательную роль (например, быть дополнительной опорой шпиндел€), поскольку точность обработки определ€етс€ жесткостью всего станка Ч станины, стола, приспособлени€ дл€ креплени€ головки блока, самого шпиндел€.

Ќо сама€ больша€ проблема всех станкостроителей при создании таких станков оказалась именно в центрировании! ƒействительно, как настроить станок и обеспечить абсолютно точно соосность шпиндел€ и направл€ющей втулки, если шпиндель станка должен еще иметь некие механизмы его привода Ч вращени€, наклона, продольного и поперечного перемещени€, иначе просто не попасть в нужную ось втулки у головки блока, закрепленной на столе станка. ¬едь все это шпиндельное хоз€йство весом не один дес€ток кило, а на конце тонкий пилот, к примеру, 5 мм, а то и 4 мм диаметром, который гнетс€ даже пальцами! » он должен точно встать в отверстие втулки. „уть что не так Ч и пилот изгибаетс€, а об искомой соосности можно уже и не вспоминать.

ј почему пилот может деформироватьс€ при центрировании шпиндел€? ѕричин много, но одна из главных Ч это трение, возникающее в подвижных элементах станка, регулирующих положение шпиндел€ на стадии центрировани€. „то ж, посмотрим, какое решение этой проблемы нашли иностранные станкостроители, насколько хорошо идут дела в этом ЂкоролевствеїЕ

≈сли чуть-чуть не хватаетЕ

Ќадо сказать, что многие производители кое-какое решение нашли давно, много лет назад. ¬ определенной степени оно даже очевидно. ƒопустим, надо исключить (или значительно, во много раз, снизить) трение между двум€ сопр€гаемыми поверхност€ми. ƒл€ этого достаточно точно подогнать поверхности друг к другу и запустить между ними под давлением какую-нибудь жидкость, чтобы поверхности не соприкасались. ѕохожа€ схема, например, реализована в широко известных подшипниках скольжени€.

Ќо жидкость, кака€ бы она ни была, имеет в€зкость, поэтому совсем избавитьс€ от трени€ не получитс€.  роме того, применение жидкости сложно, поскольку требует насосов, фильтров и других гидравлических агрегатов и систем.  уда проще подавать в зазорЕ воздух от компрессора. “ак в конструкци€х Ђголовочныхї станков по€вилась воздушна€ подушка. » это определило внешний облик таких станков Ч весьма похожих друг на друга независимо от фирмы-производител€.

ѕервым встал на воздушную подушку весь рабочий узел станка вместе со шпинделем. ƒл€ этого верхн€€ часть станины станка была сделана плоской, как и ответна€ поверхность рабочего узла. ѕричем точность обработки этих деталей потребовалась очень высока€, иначе бы происходило соприкасание поверхностей и резкое снижение точности центрировани€ шпиндел€. ¬ результате т€желый узел получил возможность по команде оператора свободно плавать в поперечном и продольном направлении от легкого нажати€ рукой, дл€ того чтобы на этапе центрировани€ можно было точно попасть в искомую ось направл€ющей втулки.

ќднако этого Ђплавани€ї оказалось недостаточно дл€ точного центрировани€ шпиндел€. ƒело в том, что закрепить на рабочем столе станка головку блока цилиндров так, чтобы оси отверстий всех втулок встали строго по вертикали, даже наклон€€ ее во все стороны, невозможно. ’от€ бы потому, что в головке блока вследствие допусков на изготовление втулки могут сто€ть чуть-чуть непараллельно. Ќо этого Ђчуть-чутьї будет достаточно, чтобы испортить всю работу. —тало €сно, что шпиндель должен иметь некий шарнир, обеспечивающий при центрировании хот€ бы небольшой его наклон в 2-х плоскост€х. » вот здесь Ђмнени€ї производителей разделилисьЕ

ѕодавл€ющее большинство фирм пошли по такому пути. “ой части пилота, котора€ входит в отверстие направл€ющей втулки, была придана слабо коническа€ форма. “ака€, чтобы пилот заклинивал и сидел во втулке неподвижно. Ќа верхнюю, цилиндрическую, часть пилота с малым зазором устанавливались специальный держатель инструмента с резцом. ¬ерхн€€ же часть держател€ выполн€лась с двум€ выступами так, чтобы шпиндель мог вращать держатель на пилоте и, в то же врем€, иметь возможность небольшого перекоса оси относительно оси вращени€ держател€ (и пилота).

“акое соединение держател€ и шпиндел€ (его еще называют байонетным) в общих чертах аналогично карданному шарниру, который, как известно, неплохо работает только при небольших перекосах осей. ѕоэтому задача центрировани€ шпиндел€ таким способом полностью не решаетс€. ѕришлось пойти еще на одну Ђхитростьї Ч с помощью специального прибора, аналогичного обычному уровнемеру. ѕрибор вначале устанавливалс€ на пилот, измер€€ направление и величину его наклона от вертикали, после чего переносилс€ на специальное место на шпинделе или рабочем узле станка. ƒалее оператор вручную регулировал наклон шпиндел€, добива€сь тех же показаний прибора и обеспечива€ тем самым параллельность осей пилота (и держател€) и шпиндел€. ѕосле этой процедуры включалась воздушна€ подушка, шпиндель подводилс€ и соедин€лс€ (центрировалс€) с держателем. «атем подача воздуха выключалась, рабочий узел фиксировалс€ на станине, и выполн€лась обработка седла.

ѕостепенно станки данной схемы (с некоторыми вариаци€ми) в 70-80-х годах прошлого столети€ довольно широко распространились по всему миру и даже зан€ли господствующее положение в крупных гаражах и специализированных мастерских. »х преимущество в точности и производительности по сравнению с ручным инструментом было неоспоримым, что дало возможность производител€м этих машин успокоитьс€, сочт€ их конструкцию удачной. ѕочить, так сказать, на лаврах Ч на целые дес€тилети€ вперед. ј что, конструкци€ отработана, исполнение, даже внешне, на п€ть с плюсом, покупатели довольны Ч чем не повод дл€ гордости?

¬се бы было хорошо и дальше, но гр€нули 90-е годы Ч началась эра многоклапанных конструкций головок блока цилиндров. » вскоре вы€снилось, что так хорошо отработанна€ схема постепенно тер€ет все свои преимущества. ћожно даже сказать, что король, в определенном смысле слова, незаметно осталс€ голымЕ



ƒругие наши статьи...



„тобы тарелка клапана встала на свое законное место в Ђкривомї седле (а), ей надо износить седло, а стержню клапана Ч направл€ющую втулку (б): 1-направл€юща€ втулка, 2-клапан, 3-седло.




»згиб стержн€ клапана в Ђкривомї седле Ч основна€ причина обрыва тарелки и выхода двигател€ из стро€.




ѕеременна€ ширина рабочей фаски седла Ч одна из причин повышенного износа деталей после замены направл€ющей втулки (а). ¬озникает при обработке седла ручным инструментом в результате разницы в усили€х отжима инструмента от седла дл€ разных углов фасок: при больших углах (б) усилие и деформаци€ пилота больше, чем при малых (в): 1-фреза, 2-пилот.




–учной инструмент дл€ ремонта седел Ч именно из-за него после ремонта клапанного механизма современных двигателей возникает немало дефектов.




ќбъективно оценить качество обработки седла можно только путем пр€мого измерени€ его биени€ относительно отверсти€ направл€ющей втулки.




“радиционна€ схема базировани€ инструмента в специализированных станках дл€ обработки седел может удовлетворительно работать только при большом диаметре пилота: 1- шпиндель, 2- держатель инструмента, вращающийс€ на пилоте, 3- неподвижный конический пилот, 4- резцедержатель, 5- резец, 6- пружина, 7- направл€юща€ втулка.




 расива€ вещь. Ќо дл€ работы с современными многоклапанными головками блока не очень удачна€.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены