ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

≈сли измерить компрессию


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

≈ще недавно двигатель работал как часы, но вот упала мощность, увеличились расходы топлива и масла. Ќа холостом ходу стала заметна вибраци€ - двигатель €вно Ђтроитї, т.е. один из цилиндров не работает должным образом. » если замена свечей ничего не изменит, в подобных случа€х дл€ определени€ причины неисправности нередко прибегают к измерению компрессии - одному из самых простых и доступных способов диагностики.

 омпрессией называют величину максимального давлени€ в цилиндре, создаваемого при холостой прокрутке двигател€ стартером (например, при отключении свечи зажигани€). „тобы измерить компрессию, необходимо вместо свечи установить компрессометр. Ётот прибор представл€ет собой манометр, соединенный шлангом со штуцером и обратным клапаном. ѕри вращении коленчатого вала двигател€ в шланг нагнетаетс€ воздух до тех пор, пока давление в шланге не сравн€етс€ с максимальным давлением в цилиндре. ≈го значение зафиксирует манометр.

¬идима€ простота и доступность снискали компрессометру славу некоего Ђуниверсальногої прибора, способного не только определить неисправность, но и вообще оценить техническое состо€ние двигател€ в целом.   сожалению, эта универсальность обманчива - полученные результаты измерений часто требуют специального анализа, и делать по ним однозначные выводы не всегда правильно.

¬от только два тому примера.

—равнительно новый двигатель не удаетс€ запустить.  омпресси€ в цилиндрах составл€ет 0,5-0,6 ћѕа (5-6 кг/см2 ), что примерно вдвое ниже нормы. ѕричинами могут быть механическа€ поломка или износ деталей цилиндро-поршневой группы. Ќо такое же падение компрессии будет наблюдатьс€, если из-за неисправности системы управлени€ в цилиндры поступил избыток топлива. ќно смыло масло со стенок цилиндров, и поршневые кольца перестали надлежащим образом уплотн€ть полость камеры сгорани€.

ƒругой случай: у старого двигател€ измеренна€ компресси€ составл€ет 1,1-1,2 ћѕа. Ќорма! ќднако двигатель расходует масла свыше 1 л на 1000 км. ќно и пон€тно, если прин€ть во внимание износ колец, поршней и цилиндров. ¬ чем же дело? ƒа просто большое количество масла, проникающего в камеру сгорани€, хорошо уплотн€ет зазоры между изношенными детал€ми.

 ак видим, к результатам замеров следует относитьс€ с осторожностью. », чтобы во врем€ ремонта не ошибитьс€ в выводах, следует знать, в каких случа€х на результаты измерений можно с уверенностью положитьс€, а когда - только прин€ть к сведению.

„то вли€ет на компрессию?

“еоретически максимальное давление в цилиндре в конце такта сжати€, когда поршень находитс€ в верхней мертвой точке (¬ћ“), зависит от целого р€да факторов. — точки зрени€ ремонтной практики они в конечном счете вли€ют на количество поступающего в цилиндр воздуха - чем оно больше, тем выше компресси€. ¬ первую очередь отметим положение дроссельной заслонки - ее прикрытие или закрытие, очевидно, сильно уменьшит давление в цилиндре. ѕон€тным образом на количество воздуха вли€ет и степень загр€знени€ воздушного фильтра.

Ќекоторые механики допускают ошибки в установке фаз газораспределени€, например, при монтаже ремн€ или цепи привода распределительного вала. Ёто приводит к изменению момента закрыти€ впускного клапана, сдвига€ начало сжати€ в цилиндре в ту или другую сторону. “огда и значени€ компрессии будут отличатьс€.

ƒовольно сильно на компрессию вли€ют зазоры в приводе клапанов. “ак, малый зазор в приводе впускных клапанов приведет к более позднему их закрытию и, соответственно, к уменьшению компрессии. ќдновременно малые зазоры в выпускных клапанах увеличат так называемое перекрытие клапанов - величину угла поворота коленвала, в течение которого открыты одновременно оба клапана в цилиндре. –езультат тот же - компресси€ уменьшитс€.

Ќа компрессию повли€ет и температура двигател€ - чем она меньше, тем сильнее будет охлаждатьс€ воздух, сжимаемый в цилиндре, и тем меньше будет его давление.  стати, зазоры в приводе клапанов так же будут Ђследитьї за температурой - чем она ниже, тем меньше зазоры и компресси€.

Ќо и это еще не все.  ак только воздух в цилиндре оказываетс€ достаточно сжат, станут про€вл€тьс€ разного рода его утечки через зазоры между изношенными или поврежденными детал€ми, уплотн€ющими полость камеры сгорани€.

≈стественным образом из сказанного вытекают выводы о том, что утечки будут минимальными, если цилиндр имеет идеально круглую форму, отсутствуют продольные риски на его рабочей поверхности, поршневые кольца идеально прилегают к ней и к торцевым поверхност€м канавок поршн€; если близка к нулю величина зазоров в замках колец и, наконец, тарелки клапанов идеально прилегают к седлам.

Ќо все мы знаем, ничего идеального в природе не бывает.  акие-то утечки есть всегда, даже у нового двигател€. ¬опрос лишь в том, насколько они велики. ѕоэтому напомним факторы, в той или иной мере вли€ющие на интенсивность утечек воздуха, а, следовательно, и на компрессию: в первую очередь укажем на температуру двигател€ - она повыша€сь, увеличивает компрессию,так как детали лучше прилегают друг к другу, принима€ размеры и взаимное положение, больше соответствующие рабочим; затем напомним, что масло, поступившее в камеру сгорани€ через направл€ющие втулки клапанов, поршневые кольца, систему вентил€ции картера и уплотнени€ турбокомпрессора, существенно повышает компрессию,так как оказывает уплотн€ющее действие; топливо, поступившее в цилиндр в виде капель, напротив, снижает компрессию, так как разжижает и смывает масло с деталей и не оказывает уплотн€ющего действи€ из-за малой в€зкости; таким же образом сказываютс€ негерметичность обратного клапана или шланга компрессометра, а также большое усилие пружины обратного клапана; и, наконец, чем больше обороты коленчатого вала, тем меньше утечки через неплотности, тем выше компресси€.

 ак правильно измерить компрессию?

≈сли прин€ть во внимание все перечисленные выше факторы, то при измерени€х компрессии надо соблюдать следующие несложные правила: двигатель должен быть Ђтеплымї. ѕодача топлива должна быть отключена. ћожно, например, отключить бензонасос, форсунки или использовать другие способы, преп€тствующие попаданию большого количества топлива в цилиндры; необходимо вывернуть все свечи. ¬ыборочный демонтаж свечей, практикуемый на некоторых —“ќ, недопустим, так как увеличивает сопротивление вращению и произвольно снижает обороты при прокрутке двигател€ стартером; аккумул€торна€ батаре€ должна быть полностью зар€жена, а стартер - исправен.

 омпрессию измер€ют как с открытой, так и с закрытой дроссельной заслонкой. ѕри этом каждый из способов дает свои результаты и позвол€ет определ€ть свои дефекты.

“ак, когда заслонка закрыта,в цилиндры, очевидно, поступит мало воздуха, поэтому компресси€ будет низкой и составит около 0,6-0,8 ћѕа. ”течки воздуха в этом случае сравнимы с его поступлением в цилиндр. ¬следствие этого компресси€ становитс€ особо чувствительной к утечкам - даже при малых неплотност€х ее значение падает в несколько раз. Ёта посылка позвол€ет сделать выводы или предположени€ о следующих дефектах двигател€: не вполне удовлетворительном прилегании клапана к седлу; зависании клапана, например, из-за неправильной сборки механизма с гидротолкател€ми; дефектах профил€ кулачка распределительного вала в конструкци€х с гидротолкател€ми, в том числе неравномерном износе или биении тыльной стороны кулачка; негерметичности, вызванной прогаром прокладки головки или трещиной в стенке камеры сгорани€.

ѕри измерении компрессии с открытой заслонкой картина будет иной. Ѕольшое количество поступившего воздуха и рост давлени€ в цилиндре, конечно, способствуют увеличению утечек. ќднако они заведомо меньше подачи воздуха. ¬следствие этого компресси€ падает не столь значительно (приблизительно до 0,8-0,9 ћѕа). ѕоэтому способ замеров с открытой заслонкой лучше подходит дл€ определени€ более Ђгрубыхї дефектов двигател€, таких, как поломки и прогары поршней, поломки или зависание (закоксовывание) колец в канавках поршн€, деформации или прогары клапанов, серьезные повреждени€ (задиры) поверхности цилиндров.

¬ обоих способах измерени€ желательно учитывать динамику нарастани€ давлени€ - это поможет установить истинный характер неисправности с большей веро€тностью. “ак, если на первом такте величина давлени€, измер€ема€ компрессометром, низка€ (0,3 -0,4 ћѕа), а при последующих тактах резко возрастает, - это косвенно свидетельствует об износе поршневых колец. ¬ таком случае заливка в цилиндр небольшого количества масла (3 - 5 см3) сразу увеличит не только давление на первом такте, но и компрессию.

— другой стороны, когда на первом такте давление достигает 0,7 - 0,9 ћѕа, а на последующих тактах почти не растет, веро€тнее всего налицо негерметичность клапана или прокладки головки. –азумеетс€, более точно установить причину можно с помощью других средств диагностики.

 ак использовать на практике результаты измерений

ќсновное правило, которое следует помнить: в большинстве случаев результаты замеров компрессии €вл€ютс€ относительными. Ёто значит, что в первую очередь необходимо опиратьс€ на разницу в значени€х компрессии у различных цилиндров, а не на саму ее абсолютную величину.

“акой подход позвол€ет, с одной стороны, быстро локализовать неисправность в конкретном цилиндре. — другой стороны, исключаютс€ ошибки, часто встречающиес€ в ремонтной практике при попытке оценить техническое состо€ние двигател€ в целом - слишком много факторов вли€ет на компрессию, чтобы учесть это вли€ние на результаты. “ем не менее, на саму величину компрессии иногда тоже можно положитьс€. Ќо дл€ этого необходимо, во-первых, знать данные о величине компрессии этого двигател€, полученные на более ранних интервалах его эксплуатации (разумеетс€, если измерени€ проводились с полным соблюдением всех правил); и, во-вторых, иметь большую базу статистических данных по компрессии этой модели двигател€ на разных этапах его эксплуатации.

Ёти данные об€зательно должны включать такие услови€ проведени€ замеров, как температура масла, частота вращени€, температура воздуха, состо€ние систем автомобил€ и др.

“олько так можно использовать измеренную величину компрессии дл€ того, чтобы судить об износе деталей поршневой группы.

„ем измер€ют компрессию?

—амым распространенным прибором дл€ этих целей €вл€етс€ упом€нутый выше компрессометр. ¬ отличие от незамысловатых отечественных конструкций иностранные фирмы выпускают целые наборы с комплектом переходников (адаптеров), позвол€ющих проводить измерени€ на автомобил€х любых марок и моделей.

”добны в работе и компрессографы. »х назначение то же, но результаты измерений записываютс€ на бумаге или специальных пластиковых карточках, что дает возможность архивировать их дл€ последующего сравнени€ в разные периоды эксплуатации автомобил€. Ќедостатком компрессографа €вл€етс€ трудность оценки динамики нарастани€ давлени€ при прокрутке коленвала.

Ѕыстро и эффективно измер€ют компрессию современные мотортестеры. Ёти приборы фиксируют фактически не давление, а амплитуду пульсации электрического тока, потребл€емого стартером во врем€ прокрутки - ведь чем выше давление в цилиндре, тем больше затраты мощности стартера на вращение коленвала. “ем самым удаетс€ одновременно измерить компрессию во всех цилиндрах всего за несколько оборотов, не прибега€ к выворачиванию свечей, что особенно важно дл€ многоцилиндровых двигателей. ѕравда, с подобным способом измерени€ св€зан и недостаток мотортестера - получаемые результаты выражаютс€ в относительных единицах, например, в процентах к цилиндру, работающему лучше. Ћишь самые дорогие мотортестеры способны измер€ть абсолютную величину компрессии в каждом цилиндре, но это возможно только на основе большого числа статистических данных по конкретной модели двигател€ и их сопоставлени€ с действительным давлением в цилиндре.

ƒругие наши статьи...


фото

Ќабор дл€ измерени€ давлени€ фирмы ќ“— подходит дл€ любых двигателей: слева - компрессометр, справа - вакуумметр



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены