ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
—ј –јЋ№Ќјя “ј…Ќј √ќЋ”Ѕќ√ќ “ќѕЋ»¬ј: „асть 3. ј что говорит техника?

≈вгений “имофеев
јлександр ’рулев, канд.техн.наук, директор ћоторного центра ЂјЅ-»нжинирингї
ёрий Ѕуцкий


ѕо дорогам Ц нет, на ћарс пожалуйста?

ѕодведем предварительные итоги. ј заодно ознакомим новых читателей с содержанием двух предыдущих частей нашего повествовани€.

ћировые тенденции использовани€ газового топлива в автомобил€х вызывают много вопросов. —кажем больше Ц интригуют! ƒва ведущих мировых производител€ Ц Volkswagen и Honda Ц вз€лись было за автомобили на газомоторном топливе, но потом плавно застопорили это начинание. » если на сайте www.vоlkswagen.ru в разделе glossary еще можно найти невн€тную информацию, что Ђпод маркой EcoFuel компани€ Volkswagen предлагает автомобили, работающие на природном газеї, то Honda газовую программу свернула полностью. ћотивировка Ц неперспективно, сегодн€ надо делать ставку на электричество и Ђзеленыеї технологии.

¬ –оссии газовые дела выгл€д€т вообще непон€тно. “о Ћужков, то ћедведев за€вл€ют о поголовном переходе на газ. “ут же собираютс€ пресс-конференции, на выставках по€вл€ютс€ образцы разнокалиберных автомобилей на природном газе, а наше Ђнациональное досто€ниеї рапортует о начале строительства сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (ј√Ќ —). ѕоследнее такое за€вление прозвучало на тематическом форуме в —.-ѕетербурге буквально мес€ц назад.

—колько таких Ђстартаповї мы наблюдали за свою жизнь Ц не счесть! ѕотом заканчивались деньги, эксплуатационники не знали, что делать с обслуживанием техники на голубом топливе, и газовый официоз замирал до очередной федеральной или муниципальной инициативы. » все продолжали ездить на бензине и дизельном топливе.

Ќо не будем очерн€ть!  ое-где газ работает Ц например, в больших тихоходных генераторах с частотой вращени€ 1500 об.м. и в небольших резервных и аварийных генераторах, недолго, пока идет ремонт основной системы. »ли в бытовых когерационных установках с малоразмерными моторами с питанием от магистральной газовой трубы.  стати, их выпускает та же компани€ Honda.

ј вот основным транспортным двигателем газовый мотор так и не стал. ≈сли, конечно, не считать ракеты »лона ћаска на сжиженном метане. «десь газ действительно оказалс€ самым экономичным горючим Ц в два раза дешевле керосина! ј поскольку дл€ полета требуетс€ гигантское количество топлива, то и экономи€ получаетс€ соответствующей. Ќо что бы там ни было, ракета Ц это ни разу не автомобильЕ

ЂЌасто€щих буйных малоЕї

Ќесмотр€ на сказанное, в автомобильном мире все же теплитс€ газова€ жизнь. —уществует немало фирм, выпускающих газовое оборудование дл€ бензиновых ƒ¬—. Ќачав с тривиального редуктора-испарител€ дл€ сжиженного пропан-бутана и простого переключател€ Ђгаз/бензинї, они предлагают сегодн€ газовую аппаратуру п€того и шестого поколений, как дл€ нефт€ного газа, так и дл€ природного. » на подходе седьмое поколение!

–азработчики сегодн€ умеют впрыскивать газ непосредственно в цилиндры и оснащают свое оборудование электронными системами управлени€, способными автоматически встраиватьс€ в штатные ЁЅ” двигателем. » даже опытный диагност не всегда может ответить Ц на бензине работает двигатель в данный момент или на газе.

ј установщиков газовой аппаратуры еще больше! ќни увер€ют автовладельца, что стоит поставить газ Ц и автомобиль станет самым экономичным и экологичным. » не жалеют времени и денег на уговоры в интернете.

» тут возникает вопрос: разработчики газового оборудовани€ есть, установщиков вообще пруд пруди, интернет пестрит заманчивыми объ€влени€ми Ц почему нет ажиотажа среди потребителей? ƒа они должны занимать очередь на мес€ц вперед!

ћожно поставить редакционный эксперимент: попросить √»Ѕƒƒ остановить 100 машин Ц сколько среди них будет Ђна газеї? ќдна, две или вообще ни одной?

«начит, дело не только в экономии и экологии? », несмотр€ на уговоры разработчиков и установщиков газобаллонной аппаратуры, автовладельцы интуитивно чувствуют какой-то подвох? » не спешат переводить свои машины на газ?

ѕришло врем€ разобратьс€ в сугубо технических вопросах работы ƒ¬— на газе. “ех, что не лежат на поверхности и уж точно никогда не поднимаютс€ компани€ми, заинтересованными в продвижении газовой аппаратуры. јпологеты газа увер€ют, что все показатели двигател€ улучшаютс€. » не надо терзатьс€ сомнени€ми Ц вз€л, поставил, помчалс€, все будет отлично. ј на самом деле? „то происходит в бензиновом моторе при сжигании газового топлива?

ќ пользе вредного

Ѕензиновый двигатель всю свою жизнь развивалс€ Ђпод бензинї. ”тверждение банальное, но необходимое дл€ дальнейшего рассказа. ¬едь что такое бензин? —ложна€ смесь углеводородов. ” него даже формулы химической нет, поскольку у смесей строгих химических формул не бывает. ћожно написать лишь приблизительную структурную формулу, например, такую Ц —(8,1)Ќ(17,1).

ј вот у газа строга€ формула есть. ѕожалуйста: метан —Ќ4; пропан —3Ќ8; бутан —4Ќ10. —оответственно, бензин и газ гор€т по-разному. ≈сли газ сгорает практически полностью, образу€ углекислый газ и воду, то бензин дает целый Ђбукетї компонентов, образуемых т€желыми компонентами топлива.

Ёти компоненты очень вредны дл€ окружающей среды. „тобы избавитьс€ от них, пришлось изобретать сложные катализаторы, но вот что интересно Ц дл€ двигател€ продукты сгорани€ бензина оказались в чем-то полезными и даже необходимыми. ¬ первую очередь это касаетс€ газораспределительного механизма. ј именно Ц клапанов.

—гора€ не полностью, компоненты бензина не только вылетают в выпускной коллектор, но и оседают на детал€х мотора. Ќе вдава€сь в химический состав этих отложений, назовем их условно смолами, тем более, что они действительно похожи на смолу.

“ак вот, оказыва€сь между клапаном и седлом, эти отложени€ работают как тверда€ смазка. Ќа впуске Ц компоненты, еще не прошедшие камеру сгорани€ (тут их нужно совсем немного), а вот на выходе Ц именно несгоревшие углеводороды. » это наиболее опасна€ зона Ц ведь температуры клапана и седла здесь существенно выше, чем на впуске.

—амый ответственный момент в работе клапана Ц это его посадка в седло. » тут-то и помогают упом€нута€ тверда€ смазка. јпофеозом €вл€етс€ ситуаци€, когда выпускной клапан бензинового двигател€ работает без касани€ металла о металл. Ётакий полужидкий контакт в режиме разделени€ поверхностей.

Ќеопытные механики восклицают: да тут же компрессии нет, поскольку нет контакта фасок клапана и седла. ≈сть, все есть: и контакт, и компресси€. ’от€ металлические части действительно работают через слой отложений. » они прекрасно уплотн€ют соединение, внимательные мотористы знают, что выпускные клапана и сЄдла, в месте их контакта, имеют серо-коричневый оттенок, и это нормально. ћожно сказать, на этом основываетс€ надежность и долговечность клапанного механизма.

«десь полезно вспомнить бензиновую историю.  огда-то дл€ повышени€ октанового числа в бензин добавл€ли антидетонационную присадку, содержащую тетраэтилсвинец. “акой бензин называли этилированным. ќн был очень вреден дл€ окружающей среды (свинец!), и в конечном итоге его запретили.

Ќо тот же свинец служил отличной твердой смазкой дл€ клапанов старых двигателей. ќни выхаживали и 500 тыс. км и миллион Ц такие цифры не фантастика, а реальность. » конструкторы этих моторов специально закладывали в расчеты клапанных механизмов присутствие свинцовой смазки, получаемой из бензина. Ёто весьма показательный пример Ђпользы от вредаї в эволюции бензинового мотора. “ак что мы не зр€ вынесли этот тезис в заголовок.

“ак вот, подобна€ тверда€ смазка нужна и современному бензиновому двигателю. —мазка, но не ее избыток!  ак конструкторы добиваютс€ точного Ђдозировани€ї бензинового нагара, мы расскажем в следующей главе.

∆изнь Ц это движение

ѕрименимо к бензиновому двигателю эта метафора становитс€ руководством к действию. ’орошо, что нагар смазывает и см€гчает посадку клапана в седло. Ќо это происходит до определенного времени. Ќалипшие частички будут спрессовыватьс€ клапаном, образуют наросты на фасках, потом неравномерные бугорки Ц и прощай, герметичность!

«начит, излишки смол надо убирать? ¬ерно. ќднако сделать это непросто. ’арактерный бензиновый смол€нистый нагар коричневого цвета Ц субстанци€ довольно прочна€. Ёто вам не сажа в дизеле, которую легко сн€ть даже пальцем. «десь требуютс€ определенные усили€, причем регул€рные, чтобы слой не рос. » конструкторы бензиновых двигателей нашли выход, придумав систему самоочищени€ рабочих фасок клапанов.

¬о-первых, это посадка клапана с ударом - так получаетс€ само собой при наличии зазора в приводе клапана. ј как же гидрокомпенсаторы? ќчень просто: при нажатии кулачка на толкатель или коромысло современный гидрокомпенсатор немного продавливаетс€. ¬ результате ближе к закрытию в приводе образуетс€ небольшой зазор, и клапан садитс€ с ударом, сбива€ лишний нагар.  стати, Toyota вообще отказалась от гидрокомпенсаторов, а на Honda их вообще никогда не было за одним редким исключением, да и то 30 лет назад, лишь подтверждающим правило.

¬о-вторых, вращение клапана, этакое Ђподкручиваниеї в момент посадки. «десь к удару добавл€етс€ касательное усилие, также очищающее фаску. Ётот способ внедрен на всех современных двигател€х, но реализуетс€ он по-разному. Ќапример, Volkswagen примен€ет два решени€. ѕервое, когда при сборке клапанного узла сухари заклинивают не клапан, а пружинную тарелку. ј клапан свободно вращаетс€. » второе Ц смещение центра кулачка от центра стакана-толкател€. Ѕлагодар€ смещению клапан при нажатии кулачка поворачиваетс€ вместе со стаканом.

≈сть и другие решени€, когда огибающа€ профил€ кулачка немного наклонена. »ными словами, цилиндрическа€ поверхность замен€етс€ на коническую. Ёто также заставл€ет клапан вращатьс€.

Ќо, так или иначе, самоочистка работает и обеспечивает требуемый ресурс двигател€. Ќе скажем, что огромный Ц ресурс современного мотора нельз€ рассматривать в отрыве от коммерческих интересов автопроизводител€. Ќо гарантийный срок обеспечивает, в этом сомнений нет.

 стати, самоочистка справл€етс€ не только с бензиновым нагаром, но с масл€ным. ћы неоднократно сталкивались с такими случа€ми: двигатель расходует масло. –азбираем, на впускных клапанах наросла Ђшубаї из нагара. Ќо двигатель работоспособный, фаски клапана и седла чистые, на них ровно столько твердой смазки, сколько надо. ¬от что значит удар и поворот при работе на бензине. ј вот если их убрать, двигатель быстро выйдет из стро€.

» тут пустили газЕ

ƒа, именно так: в бензиновый мотор пустили газ. ¬оспламенили смесь от свечи. » эта смесь сгорела Ц никакого нагара, только углекислый газ и вода. ¬се, как сулили производители и установщики газовой аппаратуры: экологично и недорого.

Ќо мы уже не такие наивные, как раньше. ћы спросим: а как же смазка клапанов? ј нет ее. —плошное сухое трение металла о металл. » остаетс€ гадать, что выйдет из стро€ быстрее Ц клапан или седло. ¬прочем, кака€ разница? —корее всего, придетс€ мен€ть всю головку.

ƒействительно, все, что дл€ бензина было полезным и необходимым, при работе на газе становитс€ смертельным. ”дар при посадке клапана? Ќельз€, какой удар, когда нет нагара? Ёто уже молот и наковальн€ получаетс€. ¬ращение?  акое вращение сухого металла по металлу? » Honda откровенно об этом пишет: при переходе на газовое топливо нужно убрать механизмы вращени€ клапанов.

ƒа и клапанные втулки страдают. —молы, содержащиес€ в бензине, при движении клапанов зат€гиваютс€ в зазор между стержнем клапана и втулкой, происходит их естественна€ смазка топливом. » это бензиновому двигателю на пользу...

Ќа газе такой смазки нет. ѕоэтому происходит убийство не только клапанов и седел, но и втулок. Ќо вы по-прежнему хотите газовый мотор? ѕожалуйста, но только решите указанные конструктивные проблемы газораспределительного механизма и подберите соответствующие материалы дл€ деталей. » будьте готовы к тому, что на бензине газовый мотор работать уже не сможет. ќб этом Ц в следующем разделе.

√азова€ эволюци€

» все же серийный газовый двигатель дл€ автомобил€ был. » газовые автомобили ведущих производителей еще где-то езд€т. —уществует решение Volkswagen, существует решение Honda. » несмотр€ на то, что Honda сочла дальнейшие производство газовых автомобилей нецелесообразным, результаты получены уникальные. Ќо мы сейчас о том, что газовый двигатель не может быть бензиновым, и Honda открыто об этом пишет. √азовый двигатель развивалс€ по своим законам.

ѕомимо описанных особенностей газораспределительного механизма, есть и другие подводные камни. Ќапример, тепловой режим. √азова€ смесь горит дольше бензиновой и температура ее воспламенени€ выше. ќпытные автомобилисты знают: прогорание выпускных клапанов Ц хрестоматийна€ болезнь Ђволговскихї и Ђжигулевскихї моторов, переведенных на пропан-бутан. «начит, надо куда-то девать лишнее тепло клапанов?

—овершенно верно. ƒл€ лучшей передачи тепла от клапана к седлу Honda увеличила ширину фаски клапана до 3,5 мм Ц примерно в три раза больше, чем у бензинового мотора.

 ак только увеличили фаску (и площадь контакта), удельное давление в п€тне контакта снизилось. Ёто позволило уменьшить износ пары Ђклапан-седлої и повысить ресурс газового двигател€.

—уществует еще одно решение дл€ снижени€ удельного давлени€, предложенное Volkswagen. Ёто увеличение угла седла клапана с 90∞ до 120∞. ¬ мануале ЂЌовое семейство бензиновых двигателей EA211ї так и написано: Ђ”гол седла клапана на стороне впуска и выпуска равен 120∞ дл€ повышени€ износостойкости при использовании альтернативных видов топлива, например, природного газаї.

» вот такой двигатель запустили на бензине. ѕри сниженном удельном давлении Ђвыбиваниеї смолы из-под клапана стало невозможным. ј значит, нагар будет быстро накапливатьс€, и на бензине этот мотор долго не проживет.

 роме того, Volkswagen изменил форму кулачков, чтобы клапан опускалс€ на седло с меньшей скоростью. ≈ще один Ђкамешек в бензиновый огородї. ѕри работе на бензине такой двигатель начнет сбоить, отложени€ будут расти, а системы их очистки нет. » оп€ть неутешительный вывод Ц что дл€ газа хорошо, дл€ бензина смерть.

Ќо список Ђгазовых нововведенийї дл€ ƒ¬— далеко не исчерпан. “от же Volkswagen изменил форму поршней, резко увеличив степень сжати€ Ц ведь октановое число (ќ„») в метана равно 115, грех не использовать!

Ќельз€ обойти в нашем рассказе и конструкционные материалы Ц дл€ газового двигател€ они должны быть другие.  ак правило, более дорогие и менее технологичные.

¬от показательный пример. “а же Honda покрывает выпускные клапана стеллитом Ц сверхтвердым сплавом на основе кобальта и хрома с вольфрамовыми и молибденовыми добавками. ћатериал этот в свое врем€ пришел из авиации, он изначально недешев, а технологи€ его напылени€ весьма сложна. » если покрывать стеллитом 12 клапанов из 24, головка блока цилиндров становитс€ едва ли не золотой.   тому же такие клапаны нельз€ притирать. » постепенно от стеллита ушли - дорого. ј дл€ газа без него никак!

Ќо что же мы такие пессимисты! ƒавайте поищем что-нибудь хорошее. ¬ыше мы писали, что из-за избытка нагара в бензиновом двигателе возможно подвисание клапана во втулке. ј на газе и от этого ушли! Ќагара нет, следовательно, и подвисани€ не будет. Ќо задумаемс€ Ц ведь и смазки тоже нет.

ј что если клапанную втулку смазывать принудительно? »де€ вполне здрава€. Volkswagen примен€ет маслосъемные колпачки, которые работают как маленькие насосы, у них две рабочих кромки с маленьким радиальным усилием. ѕри движении клапана вверх открываетс€ верхн€€ кромка, масло попадает в полость между кромками. ѕри движении вниз открываетс€ нижн€€ кромка, и масло смазывает втулку.

ƒл€ бензинового двигател€ такое решение избыточно и вредно. ј дл€ работы на газе просто необходимо. ѕравда, есть одно Ђної. ћоторное масло нынче недешево, и его дополнительный расход вр€д ли устроит владельца газового автомобил€.

ќбратного хода нет

ј производители газовой аппаратуры и установщики тверд€т нам: поставьте газ на бензиновый автомобиль, у вас будут все возможные преимущества.

Ѕудут ли? ƒавайте еще раз посмотрим, к чему привела бензинова€ эволюци€ двигател€ внутреннего сгорани€. ќтвет прост: к невозможности работать на газе, поскольку посадка клапана с ударом и поворотом Ђпо-сухомуї недопустима.

ј к чему привела газова€ эволюци€?   невозможности работы на бензине, поскольку очищени€ клапанов от нагара не будет. ¬едь удара и поворота клапана при посадке здесь нет, фаска слишком велика, угол другой, удельное давление мало.

Ќо потребителю очень хотелось насто€щий двухтопливынй автомобиль. „тобы экономно ездить в городе на газе, а на шоссе Ђпридавитьї на бензине Ц пробок нет, расход не слишком велик, зато динамично. » автопроизводители такой автомобиль честно пытались сделать. ќпыт Honda Ц модель Civic 1998 года, опыт Volkswagen Ц модель Golf примерно в это же врем€.

Ќо, образно говор€, обмануть Ђзакон сохранени€ї не удалось. ≈сли где-то прибыло, в другом месте убыло. —лугой двух господ двигатель внутреннего сгорани€ так и не стал. ¬ результате, чтобы добитьс€ приемлемого ресурса газового двигател€, оба производител€ вообще убрали бензин из своих моделей. “е немногие модели Volkswagen с аварийным бензобаком на 8 литров 98-го бензина по-насто€щему двухтопливнымт считать нельз€ Ц их можно эксплуатировать только на газе. ј бензин нужен лишь дл€ того, чтобы убрать автомобиль с дороги при поломке газовой аппаратуры.

ј тем временем в Ђпараллельной реальностиї шла друга€ жизнь. јпологеты газа приспосабливали подачу масла, чтобы компенсировать сухое трение, мен€ли программы управлени€ двигателем Ц на каких режимах переходить на бензин, чтобы Ђподмазатьї проблемные участки. Ќичего не помогало Ц ведь информации о состо€нии клапанов в блок не поступало, а какое может быть управление без обратной св€зи?

» клапана при работе на газе продолжали изнашиватьс€ Ц выпускные быстрее, чем впускные, как более гор€чие. ј седла Ц еще быстрее, чем клапана. ѕо данным ’онды, скорость износа седел выпускных клапанов бензинового двигател€ при работе на газе возрастает в 30 раз. » если новый бензиновый двигатель выхаживает по гарантии пор€дка 200 тыс. км, то при переходе на газ его головка живет от 25 до 80 тыс. км Ц кому как повезет.

√азовый двигатель Ц это другой √–ћ без удара и поворота клапанов, другие фаски, другие материалы клапанов и сЄдел, другие поршни, пальцы, кольца, вкладыши, другой выхлоп и катализатор. », разумеетс€, другие конструкционные материалы Ц дл€ автомобильной индустрии дорогие и технологически сложные. ¬се же автомобиль Ц это не самолет.

Ќо главное, в газовый двигатель нельз€ заливать бензин. »наче проживет он совсем недолго. ј если запустить газ в бензиновый мотор? ¬ этом случае двигатель поживет подольше. Ќо все равно гораздо меньше, чем на бензине.

„то касаетс€ хваленой экономии, о которой без устали тверд€т установщики √Ѕќ, мы вынесли ее в отдельный врез. ≈сли что не так, поправьте. Ќо аргументированно.

ќ гаранти€х, сертификатах и перспективах

»так, бензиновый двигатель работает на газе. „ем это хорошо? ¬нутренности мотора чистые, выхлоп экологичный, масло стареет медленно. Ёто плюсы.

Ќо клапаны, седла, направл€ющие втулки дл€ газового топлива не приспособлены. „ерез несколько дес€тков тыс. км седла начинают проваливатьс€, мощность падает, двигатель на малых оборотах работает неустойчиво. ¬ конечном итоге головка блока убиваетс€ Ц никакого ремонта, только замена. Ёто минусы.

Ќо может, установщики √Ѕќ несут ответственность за поломки? ƒавайте разберемс€. √арантию на газобаллонную аппаратуру они, конечно, дают. ќднако претензий не принимают. ќтвет один: вы неправильно эксплуатировали автомобиль, Ђналивалиї не тот газ, он у вас с примес€ми. “очь в точь, как это бывает у автомобильных дилеров с бензином Ц не там заправились, по гарантии ремонтировать не будем.

 стати, о дилерах. ≈сли вы самовольно поставите √Ѕќ на новую машину, то лишитесь другой гарантии Ц на сам автомобиль. ¬едь это будет вмешательством в конструкцию транспортного средства.

«десь напрашиваетс€ любопытна€ аналоги€. ƒилеры сплошь и р€дом устанавливают охранные системы на продаваемые автомобили. Ёто что Ц не вмешательство в конструкцию? ≈ще какое Ц разрыв электрических цепей, блокировки и прочие хитрости.

ќднако дилеры гарантию на автомобиль сохран€ют, поскольку устанавливают охранные системы в собственных технических центрах.  азалось бы, чего проще Ц возьмитесь за установку √Ѕќ, сохран€йте гарантию и зарабатывайте дополнительные деньги как на сигнализаци€х, подкрылках, ковриках и прочем дополнительном оборудовании.

Ќо не спешат дилеры зарабатывать дополнительные деньги. Ќе хот€т ставить √Ѕќ. Ќе потому ли, что знают о снижении ресурса двигател€, уменьшении общей надежности автомобил€ и гр€дущей головной боли при общении с покупателем, качающим Ђгарантийные праваї.

ј установщиков √Ѕќ даже сертификаты не спасают, которыми они так люб€т козыр€ть. ѕотому что это сертификаты безопасности Ц своего рода Ђотмазкаї от утечек газа, пожара или взрыва. Ќо они не €вл€ютс€ одобрени€ми автопроизводител€ на установку газовой системы питани€!  ак говоритс€, почувствуйте разницу.

Ќе потому ли из сотни остановленных машин, упом€нутых в начале статьи, переоборудованными под газ окажутс€ одна-две? ј то и не одной?

ј чему удивл€тьс€? Ѕольшой автобизнес, как мы убедились, газ не поддерживает. –емонтный опыт работающих на газе бензиновых моторов неутешительный Ц в этом авторы много раз убеждались лично. ќчередь на установку √Ѕќ не выстраиваетс€, видимо, потребитель подозревает, что не все так просто.

» в довершение всего газовое топливо спускаетс€ с экологического пьедестала.  ак же, —ќ2 на выходе, парниковый газ, никуда от него не денешьс€. ¬ Ђзеленые лидерыї выход€т электромобиль (в том числе на водородных топливных элементах) и пока еще гибрид. » автопроизводители уже не рассматривают газ как перспективное топливо и не борютс€ за него.

¬ы по-прежнему хотите автомобиль, работающий на газе?


Ёкономика должна быть экономной

Ќам говор€т, что газ Ц это экономично. ƒавайте посмотрим в цифрах Ц так ли это? » посчитаем стоимость литра сжиженного газа с учетом неизбежного ремонта бензинового двигател€.

Ќо прежде чем продолжить, отметим: в интервале от 25 до 80 тыс. км пробега (тут как повезет) владельцу автомобил€ придетс€ раскошелитьс€ на новую головку блока цилиндров. »менно на новую, потому что масштаб газовых разрушений сделает бензиновую головку блока практически неремонтопригодной. ћы дл€ определенности возьмем пробег 50 тыс. км. »так, поехали.

Ѕензин. –асход Ц 10 л на 100 км, стоимость 38 руб. за литр. Ќа 50 тыс. км владелец потратит 5 000 л бензина, заплатив 190 тыс. руб.
√аз. –асход 12 л на 100 км (газа требуетс€ больше, поскольку его плотность почти на 30% меньше, чем бензина), стоимость 18 руб. за л. Ќа 50 тыс. км владелец потратит 6 000 л газа, заплатив 108 тыс. руб.

¬роде экономи€ налицо. Ќо давайте, как договаривались, прибавим сюда стоимость замены головки блока Ц мы же реалисты.

ѕусть нова€ головка стоит 60 тыс. руб., а работа по ее замене 40 тыс. руб., итого 100 тыс. руб. —тоимость пробега на газе сразу вырастает до 208 тыс. руб.

ѕо какой же цене обошелс€ газ, если в его цену включить стоимость ремонта? Ёлементарно, ¬атсон: делим 208 тыс. руб. на 6000 куб. м, получаем 34 руб. за кубометр. Ёто немного дешевле одного литра бензина, но благодар€ большему расходу владелец газового автомобил€ переплатит 208 000 Ц 190 000 = 18 000 руб. ѕлюс потраченное врем€ и нервы.

Ќо это еще не все. ќказываетс€, дл€ того чтобы получить такой убыток, надо прежде вложить в него средства. ƒа-да, вы не ослышались Ц надо инвестировать в убыток! ћы же не учли в расчетах стоимость самого газового оборудовани€ и его установки на автомобиль!

ј тогда с учетом уже полученной Ђэкономии со знаком минусї и без дальнейших расчетов пон€тно Ц самоде€тельное переоборудование бензинового двигател€ в газовый будет заведомо убыточным при любых исходных данных и любых дальнейших пробегах. ѕолучаетс€ типичный Ђбизнес по-русскиї Ц пр€мо из анекдотов.

Ќа что же рассчитывают установщики √Ѕќ, расписыва€ преимущества перевода двигателей на газ? Ќа то, что на любую даже самую ненужную вещь всегда найдетс€ свой покупатель? ƒа, большого количества желающих не видно, очередь не стоит, но какие-то заказы все равно есть. ѕочему?

ѕотому что убежденные сторонники газа вообще не привыкли считать убытки, а многие потенциальные клиенты просто не будут этого делать. ƒело в том, что реальные убытки от переоборудовани€ стандартного бензинового мотора на газ хорошо замаскированы перечислением преимуществ голубого топлива. » цена литра или кубометра газа кажетс€ такой заманчивой в сравнении со стоимостью литра бензина!

» в этом, по нашему мнению, заключена сама€ главна€ сакральна€ тайна газового топливаЕ



ƒругие наши статьи...





—акральна€ тайна голубого топлива

Ђ“ы помнишь как все начиналосьЕїЂ“ы помнишь как все начиналосьЕї. –еклама газового Honda Civic в —Ўј - нажмите, чтобы посмотреть.

“ипичный пример Ђгазовой завлекалочкиї - нажмите, чтобы посмотреть “ипичный пример Ђгазовой завлекалочкиї - нажмите, чтобы посмотреть.

Ѕензиновый двигатель Honda CivicЅензиновый двигатель Honda Civic - нажмите, чтобы посмотреть.

>
√азовый двигатель Honda Civic √азовый двигатель Honda Civic. ќтличи€ от предыдущего снимка - нажмите, чтобы посмотреть: 1 Ц заглушка на месте клапана EGR; 2 - элементы газовой аппаратуры, в частности, трубка фильтра тонкой очистки газа, идуща€ к впускному коллектору..

ƒл€ лучшего отвода тепла и уменьшени€ износа клапана и седла в газовом двигателе Honda увеличила ширину фаски ƒл€ лучшего отвода тепла и уменьшени€ износа клапана и седла в газовом двигателе Honda увеличила ширину фаски - нажмите, чтобы посмотреть. —лева бензиновый вариант посадки клапана, справа Ц газовый.

ƒл€ смазки клапанных втулок газового двигател€ Volkswagen предложил особые маслосъемные колпачки ƒл€ смазки клапанных втулок газового двигател€ Volkswagen предложил особые маслосъемные колпачки - нажмите, чтобы посмотреть.

√оловка блока этого мотора Honda после длительной работы на газе выгл€дела бы прекрасно, если бы не одно Ђної... √оловка блока этого мотора Honda после длительной работы на газе выгл€дела бы прекрасно, если бы не одно Ђної... - нажмите, чтобы посмотреть

...“арелки выпускных клапанов пробили в седлах глубокие Ђколодцыї ...“арелки выпускных клапанов пробили в седлах глубокие "колодцы" - нажмите, чтобы посмотреть.

¬ы по-прежнему хотите автомобиль, работающий на газе? “огда мы идем к вам ¬ы по-прежнему хотите автомобиль, работающий на газе? “огда мы идем к вам!




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены