ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ƒопуски...  уда?

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї

Ќасколько надежны и безопасны информационные мостики от производителей автомобилей и моторных масел к дилеру, автомеханику и простому автовладельцу? ћожно ли уверенно ходить по ним, не риску€ сорватьс€ в пучину поломок, капитальных ремонтов и даже замены двигателей? ѕон€тны ли многочисленные инструкции, рекомендации, классификации, спецификации и допуски? ƒавайте разбиратьс€.

¬ старые добрые времена была только одна классификаци€ масел – API. ≈сли кто забыл или не знал, API – это American Petroleum Institute, јмериканский институт нефти.

¬сем было €сно, что дл€ бензинового двигател€, выпущенного до 2001 года, подходило масло категории API SJ. Ќо его можно было смело лить в бензиновые моторы 1997?года и даже в более ранние.

— по€влением новых двигателей и по мере их совершенствовани€ по€вл€лись новые категории – API SL, API Sћ и сама€ последн€€ API SN. ѕравило здесь простое: чем дальше по алфавиту буква, сто€ща€ после S, тем современнее масло. » вопросов «куда чего лить» у мастеров и водителей не возникало.

Ќо вот на рубеже веков по€вилась нова€ «масл€на€» классификаци€ – ј—≈ј. “очнее, не по€вилась (существовала-то она давно), а громко за€вила о себе. ¬ошла в силу. ј—≈ј – аббревиатура французска€, Association des Constracteuis Europeen des Automobiles. „то переводитс€ как јссоциаци€ европейских производителей автомобилей.

ѕричина ее экспансии до конца непон€тна. Ќе принимать же всерьез какие-то «коренные отличи€» американских и европейских бензиновых двигателей, тем более в эпоху глобализации и бесчисленных объединений и разделений мировых концернов. Ќу захотелось европейцам порулить на масл€ном рынке, вот и решили: давайте в пику јмерике сделаем свою классификацию.

  европейцам мы еще вернемс€, а сейчас обратим взор на потребител€. —тало ли ему легче от внедрени€ классификации ј—≈ј?

¬р€д ли. ≈сли в американской классификации API все пон€тно даже идиоту, то ј—≈ј – темный лес и дл€ развитого ума. ѕосмотрите на фотографию справа. ѕрочитайте текст и ответьте на вопрос: категории ј1, ј3 и ј5 – дл€ каких конкретно двигателей они подход€т? „ем именно отличаютс€ ј3 от ј5 с точки зрени€ автомеханика? » попробуйте рассказать это простым доходчивым €зыком.

»так, смотрим глазами практика, обычного технар€, не имеющего степени доктора химических наук. ѕодходит ли масло категории ј1 дл€ двигател€ Ferrari? ƒа вроде подходит. ј если вз€ть ј3? “оже видимых противоречий нет. ј если налить ј5? ƒа тоже вроде подойдет… Ќу а в Hyundai Getz какое масло лить – ј1 или ј5?  ак будто и то и другое годитс€. “ак что наливать-то? ј главное, что сказать-то хотели?

Ќо это еще не все. ¬ ј—≈ј значатс€ масла с увеличенными интервалами замены. “о есть произошло деление на продолжительный и непродолжительный срок эксплуатации. “оже задачка – как это согласуетс€ со сроками гарантийного “ќ?

ѕо странному совпадению вскоре после введени€ малопон€тной ј—≈ј по€вились так называемые допуски производителей. ј говор€ строго, спецификации моторных масел, составленные автомобильными концернами. ” теб€ така€-то марка автомобил€? „итай этикетку и покупай масло с допуском его производител€. »наче ни за что не отвечаем.

«начит, допуски облегчили муки выбора масла? ћинуточку. ћы склонны считать, что и ј—≈ј, и допуски – звень€ одной цепочки. Ётака€ многоходовочка – пустить козла в дом, а потом, когда жить станет невмоготу, выгнать его.  ак стало хорошо!

ѕрименительно к нашей ситуации дом с козлом – это ј—≈ј с его ребусами, дом без козла – это четкие и лаконичные допуски. ј реакци€ та же: как стало хорошо!

 стати, в эпоху монополии API никаких допусков не существовало – нужды не было. Ќо это так, к слову.

„то такое допуск?  ак и зачем он мог по€витьс€? –азыграем такую сценку: встречаютс€ два производител€ – автомобилей и масел. ƒалее – ѕервый и ¬торой. ” ¬торого склады забиты каким-то маслом, конкуренци€ страшна€, оптовики не берут, что делать, непон€тно. » говорит ¬торой ѕервому: слушай, а давай сделаем так. “ы официально допускаешь использование моего масла на своих автомобил€х, а € тебе за это заплачу. » будет нам обоим счастье. ’орошо, соглашаетс€ ѕервый, это обойдетс€ папаше ƒорсету во столько-то. Ќа том и сошлись.

ѕравда, решили дополнительные испытани€ провести.  ак же без испытаний! Ќадо же инженеров с наукой загрузить – за все заплачено! ј после испытаний написать: масло прошло тесты производител€ автомобилей, спецификаци€ така€-то. “ак потребителю при€тнее.

ћожет, и не так все было, мы не настаиваем. Ёто ведь не утверждение, а предположение, оценочное суждение. Ќо факт остаетс€ фактом: на хороших брендовых маслах стали по€вл€тьс€ допуски грандов мирового автомобилестроени€.

ѕотребитель клюнул: ага, у масла этой марки допуск есть, а у той – нет. » покупал, у кого есть. “ут же занервничали производители масла без допусков. » побежали занимать очередь на их получение. »наче – не продашь.

» случилось то, что должно было случитьс€. —олидные и богатые производители брендовых масел обросли допусками, как новогодние елки гирл€ндами. ј фирмы поскромнее получили один-два допуска, на большее не хватило денег. ѕри том что они выпускали весьма неплохие моторные масла. ≈сли это не коррупци€ – то что же?

ѕодождите, все только начинаетс€! ƒопуски по€вились, но ј—≈ј никто не отменил. ¬едь она еще не до конца выполнила свое историческое предназначение.  акое? Ќу, к примеру, рыбку поймать – когда в воде от мути ничего не видно. ’от€ нельз€ исключить, что намерени€ были весьма благие. “олько дорога вымостилась ими сами знаете куда…

∆елаете пример? ѕожалуйста. »звестный производитель масел. ƒовольно широко рекламируемое моторное масло. ¬ рекламных буклетах и пресс-релизах русским по белому написано: ACEA A1/B1. Ќиже указано, что имеютс€ допуски известного американского автомобильного концерна. ј еще ниже – загадочна€ фраза «—оответствует требовани€м моторных тестов ACEA A5/B5».

» оп€ть – вам все пон€тно? „то значит «соответствует»? ќбладает ли оно всеми свойствами A5/B5? ќдолело оно тесты ј5 или не одолело? »ли прошло только часть? ≈сли прошло все, почему указано только A1/B1? ≈сли не все, зачем вообще упоминать A5/B5? ќтветов нет ни в буклетах, ни на сайте производител€.

ѕопытаемс€ еще раз пробратьс€ через дебри рекомендаций ј—≈ј.  освенно, интуитивно, чита€ между строк и опира€сь на собственный немалый опыт, можно предположить, что бензинова€ категори€ ј1 подходит легким двигател€м с небольшим литражом. ¬ то врем€ как ј5 адресовано мощным многоцилиндровым моторам большого объема. » если у масла нет категории ј5, надо трижды подумать, прежде чем заливать его в большие двигатели. Ќикаких туманных фраз «соответствует тестам» быть не должно! Ћибо прошло, либо нет.

Ќо потребитель не вдаетс€ в такие тонкости. „ита€ этикетку, он может подумать, что перед ним насто€щее масло ACEA A5/B5. ј допуск автопроизводител€ развеет последние сомнени€. Ќаливаем?

Ќалили. » начались крупные непри€тности. ћноголитровый, мощный и очень дорогой американский двигатель вышел из стро€. –еально умер. Ѕыла назначена экспертиза.

 огда двигатель вскрыли, увидели жуткую картину – нагар полностью закрывал поршень и канавки, колец вообще не было видно.  ака€ тут подвижность колец – спекшийс€ монолит, готовый пам€тник покойному.

Ќачали исследовать – что, почему. „то вли€ет на нагарообразование? “емпература вспышки масла, испар€емость, наличие эффективных моющих и диспергирующих присадок и т.?д. Ќо оказалось, что всех необходимых данных производитель данного масла не публикует. ¬ то врем€ как у менее именитых коллег по масл€ному цеху информации в открытом доступе гораздо больше. » в частности, температура вспышки у их масел существенно выше. Ќеужели есть что скрывать? ¬прочем, выводы делать рано, нужна статистика.

» она не заставила себ€ ждать. ѕогиб еще один двигатель. “акой же 5-литровый агрегат мощностью 530 л.?с., заправленный тем же моторным маслом. Ёксперты стали разбиратьс€ на уровне дилера. ≈му порекомендовали:

1) опечатать бочку с подозрительным маслом;

2) отстранить от работы кладовщика;

3) срочно найти другие масла – ведь автомобили с такими двигател€ми будут приходить на обслуживание;

4) провести замену масла во всех двигател€х, кому могло достатс€ из пресловутой бочки, вызвав автомобили под любым благовидным предлогом.

Ќо дилер не вн€л советам и отказалс€ выполн€ть рекомендации. јргументы были таковы: нам импортер сказал лить это масло, а мы люди маленькие…

Ќу что ж, хоз€ин барин. Ќо пока суть да дело, врем€ шло, и умерли еще с дес€ток моторов.  аждый примерно стоимостью в миллион рублей – фантастические убытки. ј картина у всех двигателей одинакова€ – закоксованные кольца, где-то полностью, где-то частично. » на клапанах нагар.

ј может, не масло виновато? “огда что? ¬ерсию некачественного топлива отбросили – машины из разных регионов. ¬еро€тность собратьс€ на «бод€жных» ј«— примерно в одно и то же врем€ близка к нулю.

«начит, все же масло? ¬ыдвигаем три версии.

1. ћасло изначально некачественное.

2. ћасло подменили (вот почему эксперты рекомендовали отстранить кладовщика).

3. ¬ масло добавили какую-то постороннюю присадку из «подкапотной автохимии».

–ассмотрели все варианты. ƒействительно, в нескольких моторах эксперты-химики нашли постороннюю добавку – возможно, водители, столкнувшись с первыми признаками надвигающейс€ беды, пытались как-то «улучшить» масло. Ќо характер повреждений был везде одинаков – и в моторах с добавкой, и без нее. ƒа и химики подтвердили, что введенна€ присадка не могла усилить нагарообразование. ¬ариант є?3 отбросили.

ј второй вариант? јнализы проб отработанного масла и свежего, вз€того из бочки, показали: это один и тот же продукт. “от самый, аттестованыый по ј—≈ј ј1/¬1, имеющий допуск автопроизводител€ и «соответствующий требовани€м моторных тестов ACEA A5/B5». “аким образом, логически пришли к варианту є?1.

—ам двигатель – надежный, проверенный агрегат. јвтомобили с такими моторами езд€т по всему миру много лет.  онструктивные и технологические неполадки давно устранены – так что на мотор грешить не приходитс€. Ќаверное, в других местах в него заливают насто€щее масло ј5, а не «соответствующее ј5». ѕусть даже с допуском автопроизводител€.

» потребителю надо знать: этот самый допуск – вещь лукава€. ¬ы думаете, что вз€тки и коррупци€ – чисто российское €вление? „то на «ападе ничего подобного нет? ѕусть нет. Ќо почему автопроизводитель берет за допуск масла немалые деньги? ѕри этом богатые производители брендовых масел и небольшие масл€ные фирмы оказываютс€ в заведомо неравных услови€х.

ѕусть автопроизводитель раздает допуски бесплатно. ’орошее масло – получи штамп на этикетку, плохое – до свидани€. Ќам возраз€т: испытани€ сто€т дорого, смотрите – у автопроизводител€ лаборатории, стенды, компьютеры, химики, механики, и все как один в белых халатах.

ј знаете, рынок сам компенсировал бы все издержки испытаний. ѕростым ростом продаж масел дл€ автомобилей данного концерна. ј у масленщиков была бы честна€ конкуренци€, не завис€ща€ от толщины кошелька. “ем более, что базовые масла и присадки к ним, используемые дл€ производства товарных масел, на самом деле делает в мире не так много фирм. ¬прочем, это уже друга€ тема.

ј пока констатируем: допуск в его нынешнем статусе не имеет никакого отношени€ к технике. » дилеру можно посоветовать держать на складе не только масло, рекомендованное импортером, но и запасное – пусть не имеющее допусков, но проверенное, надежное, рекомендованное экспертами-ремонтниками. ќни знают работу масла «изнутри» – и этим все сказано. ƒа и антимонопольное законодательство – оно не дл€ галочки было написано. ¬ нашем случае оно пр€мо-таки «на ура» сработало – соблюдали бы, и проблем не имели.

ј моторы, о которых мы рассказывали, погибли окончательно. “ут только замена в сборе. Ѕольшие, многолитровые двигатели…  ак бы этот список не пополнилс€ их малолитражными собрать€ми. ѕоживем – увидим.



ƒругие наши статьи...





ƒопуски...  уда?

¬от такой Ђуникальныйї поршень был вынут из мотора Ц все поршневые кольца полностью блокированы в канавках, а среднее кольцо вообще Ђутонулої в нагаре¬от такой Ђуникальныйї поршень был вынут из мотора Ц все поршневые кольца полностью блокированы в канавках, а среднее кольцо вообще Ђутонулої в нагаре

ѕризнайтесь: вам все пон€тно?  акое масло куда лить или в чем коренные отличи€  категорий? ј на наш взгл€д, более запутанную инструкцию не найти ѕризнайтесь: вам все пон€тно?  акое масло куда лить, или в чем коренные отличи€ категорий? ј на наш взгл€д, более запутанную "инструкцию" не найти".

 огда кольцо в канавке Ђвсталої намертво, оно потер€ло не только способность уплотн€ть, но и отводить тепло от поршн€. ѕоследующие за этим нагрев и температурное расширение поршн€ ломают заклиненное в канавке среднее поршневое кольцо из хрупкого серого чугуна огда кольцо в канавке Ђвсталої намертво, оно потер€ло не только способность уплотн€ть, но и отводить тепло от поршн€. ѕоследующие за этим нагрев и температурное расширение поршн€ ломают заклиненное в канавке среднее поршневое кольцо из хрупкого серого чугуна.

>
ѕопытки продолжить поездку на автомобиле
с €вными признаками неисправности двигател€, поврежденного Ђхорошимї маслом, привели к разделению хрупкого среднего поршневого кольца сразу на много фрагментов ѕопытки продолжить поездку на автомобиле с €вными признаками неисправности двигател€, поврежденного Ђхорошимї маслом, привели к разделению хрупкого среднего поршневого кольца сразу на много фрагментов





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены