ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ћасло или "масло"

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї
—ергей —амохин

ѕро моторное масло написано и сказано немало. ѕро то, какое бывает, какими полезными свойствами обладает, как классифицируетс€ и обозначаетс€. ¬он и по телеку каждый вечер нав€зчиво "втирают", как масло защищает двигатель, даже когда он не работает. ¬ общем, как говоритс€, тема избита€. “ем не менее, недавний случай подсказал, что есть в ней некий интересный аспект, о котором еще не говорилось, а если и упоминалось, то лишь поход€.

Ќесчастный случай произошел с италь€нским "каблучком" российской сборки Ч FIAT Doblo. ≈го небольшой (объемом 1,4 л) и довольно архаичной конструкции 8-клапанный бензиновый моторчик "стуканул". —ам по себе случай не уникальный, но и не ординарный, так как машинка к этому времени пробежала всего 27 000 км. “о есть отказ произошел в гарантийный период и на автомобиле, проходившем предписанное регламентом обслуживание в дилерском сервисном центре.

—трасти по "каблучку"

–асстроенный владелец погрузил "каблучка" на эвакуатор и повез к дилерам. ƒилеры Ч реб€та ушлые, первым делом вынимают щуп, а он сухой Ч масла не видать. “ут они гневно наезжают на владельца Ч не выполн€ешь, говор€т, основное требование гарантии Ч не следишь за техническим состо€нием машины. ƒолжен ведь, говор€т, контролировать, чтобы всего хватало, нигде не текло и не перегревалось. Ќа этом основании, говор€т, лишаем теб€ гарантии. —вободен!

ќсвобожденный и обескураженный, хоз€ин "каблучка" все же засомневалс€: а правы ли дилеры? ¬едь до предыдущего “ќ он, как и полагалось по инструкции, проехал 15 000 км и никакого заметного расхода масла (кстати, продукта одной известной марки) не было. ƒа и механики, выполн€вшие “ќ и мен€вшие масло, ничего не сказали. — чего это вдруг масло улетучилось, когда двигатель еще не дот€нул до очередного срока замены? «аподозрив, что что-то тут не то, он возьми, да и обратись к адвокатам, а те, в свою очередь, к экспертамЕ

¬з€лись за дело эксперты, стали судить-р€дить. —н€ли поддон, обнаружили отсутствие масла и провернувшийс€ вкладыш. ћасла не то чтобы не было вовсе Ч вместо него все внутренности двигател€ были густо покрыты каким-то "гуталином" с консистенцией сметаны. ќтправили его на химический анализ, но ничего определенного химанализ не дал Ч субстанци€ одновременно и похожа, и не похожа на масло. ’имики развели руками: масла-то моторного как такового действительно тут нет, так что ничем помочь не можем!

“о, что ключ к разгадке Ч "гуталин", никто из экспертов и не сомневалс€. √лавное, что озадачивало Ч откуда он вз€лс€, и почему его так много? Ѕыло заметно, что там, где нет потока масла, его слой был толстым, в некоторых местах более сантиметра. «начит, отложени€ имеют €вно осадочный характер. «аправочный объем масла в моторе Ч 2,5 л. ѕрикинули, что если все отложени€ аккуратно собрать, наберетс€, как минимум, половина этого объема. ѕарадокс: утечки масла не было, так же как не было его повышенного расхода (двигатель не дымил), а объем смазки уменьшилс€, и одновременно произошло ее загадочное превращение. ”читыва€ всю предысторию этого дела, напрашивалс€ вывод Ч либо что-то случилось при проведении “ќ, либо автовладелец при эксплуатации долил в двигатель нечто: "неправильное" масло, чудодейственную присадку и т.п.

¬еро€тность "двигателевредительства" хоз€ина машины была мизерной. ѕомимо кл€твенных заверений самого владельца "каблучка" за это говорили и объективные данные. ¬ среде автолюбителей и профессионалов бытует мнение, что к "сворачиванию" масла с образованием "гуталина" может привести смешивание масел с разной основой, например, "минералки" с "синтетикой". Ёто миф, который неоднократно опровергалс€ на практике. »звестны случаи, когда мотористы-экспериментаторы в "самое-самое" синтетическое масло намеренно добавл€ли самую обычную минералку Ч и хоть бы штучка! »звестны и матерые сервисмены, которые доливают в двигатель собственного автомобил€, образно говор€, все, что стоит на прилавке магазина Ч и ничего. ƒействительно, производители не рекомендуют смешивать разные сорта масел и делать это специально ни к чему, но проверено: это не имеет никаких катастрофических последствий.

ѕокупные добавки в моторное масло здесь также, скорее всего, не причем. ќпрошенные по такому случаю специалисты не припомнили ни одного случа€, чтобы присадки давали такой эффект.   тому же и результаты химического анализа указывали на то, что отложени€ больше всего похожи на окисленное масло, практически полностью лишенное комплекса присадок Ч они попросту сработались. «начит, в мотор, кроме старого масла, давно ничего не попадало, а "гуталин" Ч результат естественного старени€. ѕолучаетс€, веро€тнее всего, что напортачили в сервисе.

¬ерси€

—обыти€ в сервисе могли развиватьс€ по трем сценари€м: вариант первый Ч масло заменили, но не на то, что нужно; вариант второй Ч помен€ли, но не полностью; вариант третий Ч не мен€ли вовсе.  аждый из трех сценариев потенциально может привести к последстви€м, которые обнаружились при вскрытии двигател€. ¬о всех случа€х срок службы масла (или его значительной части) мог оказатьс€ недостаточным, чтобы оно дожило до следующей замены.

Ќадо сказать, что подобные отложени€ Ч не новость дл€ мотористов со стажем.   примеру, раньше такое €вление частенько наблюдалось на отечественных моторах и изношенных зарубежных двигател€х, отличавшихс€ большим расходом масла. ¬ течение межсервисного интервала в них приходилось доливать столько масла, что владельцы вообще считали ненужным его мен€ть, поскольку оно всегда "почти новое". ћен€ли масл€ный фильтр и ездили дальше. "√уталин" часто встречалс€ и при вскрытии старых американских моторов. ѕричина в том, что далеко не все в јмерике имели привычку мен€ть масло Ч при заправке на бензоколонке его уровень бесплатно провер€т и по необходимости дольют Ч самого дешевого, минерального. —читалось, что этого достаточно.

ѕредположение о случайной или намеренной ошибке работников дилерского сервиса Ч всего лишь верси€. «а руку их никто не поймал и теперь уже не поймает. „тобы убедитьс€ в их вине или, наоборот, в невиновности, пришлось провести множество неофициальных консультаций с людьми, знающими автосервисный бизнес изнутри. ¬ процессе многочисленных разговоров на эту тему стала вырисовыватьс€ така€ картина.

—уществует группа качественных моторных масел, очень попул€рных и среди автовладельцев, и среди работников сервиса. — такими маслами в автообслуживающих предпри€ти€х чаще всего и происход€т чудеса. Ќапример, какое масло используетс€ на сервисе, на таком все его сотрудники, а то и их родственники, и езд€т. —амое интересное, что это масло они редко оплачивают через кассу своего предпри€ти€. ƒотошные читатели могут возразить: а может, все они покупают его в другом месте? ƒа и вообще, если про€вл€ть аккуратность и терпение и сливать остатки масла из множества банок, наберетс€ немало. ƒа, наберетс€, но от силы Ч на один-два мотора. Ќу а если сервис получает масло в бочках, тогда как? ¬ чем секрет?

—екрет в том, что моторное масло Ч один из самых ходовых (и одновременно недешевых) расходных материалов, которым проще всего манипулировать. “ем более что масло проходит непосредственно через руки исполнителей. –ассказывают, что автослесар€ одного из сервисов "вз€ли" на том, что он получал со склада качественное импортное масло, а заливал в двигатели отечественную "всесезонку", которую покупал в близлежащем магазине. Ёто один из способов "сэкономить" ходового масла дл€ себ€ или на продажу.  стати, способ не самый злостный Ч если ћ6з10√1 своевременно и по-честному мен€ть, вреда от такой подмены будет меньше, чем от старого масла с "убитыми" присадками. ¬едь тот же автослесарь может и слукавить: сменить масло частично или совсем пропустить эту операцию, сымитировав ее исполнение Ч протерев ветошью фильтр, отвернув на пару оборотов и вновь зат€нув сливную пробку. » такое, говор€т, происходит сплошь и р€дом, в том числе, в очень солидных технических центрах. “ем более, далеко не все их клиенты полезут под капот провер€ть, мен€лось ли масло на самом деле? ј через пару тыс€ч этого уже и не пон€тьЕ ѕотому казусы с гарантийными автомобил€ми вроде происшестви€ с "каблучком" случаютс€ регул€рно.

≈стественно, за счет клиентов масло эконом€т, прежде всего, на тех предпри€ти€х, где нет должного контрол€ за исполнител€ми, или же "контролеры" сами поощр€ют такие действи€ подчиненных. √овор€т даже, есть автосервисы, в которых существует негласный норматив: больше 50% масла не мен€ть! ѕрикиньте: если за мес€ц предпри€тие расходует пару бочек дорогосто€щего импортного масла, почему бы не "сэкономить" одну из них? Ёто же ощутимое сокращение накладных расходов и солидна€ прибавка к зарплате! »нтересно, что масло малоизвестных брендов, как правило, не "эконом€т", поскольку оно никому особо не интересно и не слишком дорого. “ак что сыграть злую шутку с автовладельцем может именно приверженность к качественному продукту.

≈сли эта верси€ вам кажетс€ надуманной, можете самосто€тельно провести эксперимент. ќденьтесь поскромнее, лицо сделайте попроще, зайдите в ремзону любого автосервиса и доверительно обратитесь к механику с просьбой продать хорошего моторного масла. Ѕудьте уверены: вам не откажут, в большинстве случаев не отправ€т на склад, а шепотком предложат Ч в любых количествах и по сходной цене. ќткуда у механика это добро? — баночек сливал? ќтнюдь, все оттуда же Ч недолив или имитаци€ замены масла.

¬ общем, картина вырисовываетс€ не оптимистическа€. "‘асад" автосервиса за многие годы заметно помен€лс€: по€вились отделанные мрамором приемки с вышколенными и безупречно одетыми менеджерами, "румы" дл€ клиентов с телевизорами, массажными креслами и кофе-машинами. ј в ремзоне, похоже, пор€дки остаютс€ такими же, что и при социализме, когда у мастера техцентра можно было тут же сторговать "жигулевский" распредвал, шаровую или какой еще дефицит. √овор€т, начальство на это закрывает глаза Ч система! Ѕоротьс€ с ней себе дороже. Ќу, выгнал такого "экономиста", а он перебралс€ через дорогу в другой сервис, где пока или уже не борютс€. ¬от и весь сказ.

»здержки качества

„то же прикажете делать автовладельцу Ч после каждого “ќ проводить химический анализ масла?  онечно, нет. “ак же глупо выбирать гарантийный сервис по принципу использующейс€ марки масла. Ќо если это возможно, стоит задуматьс€ об особенност€х использовани€ качественных масел известных брендов. Ёто как с автомобилем Ч чем он попул€рнее, качественнее и дороже, тем больше требует внимани€. “ак, крайне желательно контролировать процесс замены масла или же по щупу оценивать степень его загр€зненности после замены.  ак говоритс€, "нужно держать ухо востро" и чем дороже масло, тем "вострее". “аковы уж "издержки" качества и попул€рности, помноженные на "совковые" реалии.Е  стати, хорошо известно, что попул€рное масло Ч самый желанный объект не только дл€ мелких автосервисных жуликов, но и куда более серьезных "поддельщиков". ƒавно известно, что покупа€ банку такого масла, есть веро€тность залить в двигатель совсем не то, что написано на этикетке. Ќаконец, у попул€рных масел есть еще один недостаток, который, как ни парадоксально, €вл€етс€ следствием их достоинств.

—овременное моторное масло Ч на самом деле высокотехнологичный качественный продукт, который разрабатываетс€ с учетом многочисленных жестких требований автопроизводителей. ¬ последнее врем€ автозаводы особо озабочены увеличением межсервисных интервалов их продукции. ¬едь больший межсервисный пробег Ч это показатель совершенства автомобил€ (и двигател€), это экологи€, снижение эксплуатационных расходов и т.д. ќдним словом, это касса! ѕод давлением автозаводов производители масел посто€нно совершенствуют свою продукцию и привод€т срок ее службы в соответствие с установленной периодичностью “ќ. ѕоэтому высококачественное масло имеет, как правило, увеличенный интервал замены Ч согласно увеличенному межсервисному интервалу у двигател€. ј в этом и кроетс€ главна€ опасность дл€ городского автомобил€.

ƒопустим, "мануал" предписывает мен€ть масло через 15 000 (а то и все 20 000) км пробега. Ёта цифра установлена исход€ из того, что это рассто€ние автомобиль пробежит со средней скоростью пор€дка 50 км/час. ѕри этом двигатель наработает 300 (или 400) моточасов, которые и представл€ют собой реальный срок службы масла. Ѕеда в том, что средн€€ скорость автомобил€ в российском "мегаполисе" может быть 25-30 км/час, а иногда и того меньше. Ќесложно сообразить, что при том же пробеге с вполовину меньшей скоростью наработка двигател€ увеличиваетс€ вдвое. ѕричем, работает он в услови€х далеко не идеальных Ч с частыми стартами/стопами и "на холодную", которые губительны дл€ любого, даже самого "крутого" моторного масла. ≈сли двигатель и выживет в гарантийный срок, он может умереть чуть позже оттого, что зарастет нагаром и отложени€ми. ќни скоп€тс€ в картере, однажды попадут на сетку маслоприемника и Е раздастс€ стук.  стати, всевозможные промывки дл€ масл€ной системы двигател€ не только не предотвращают такой исход, но наоборот, резко увеличивают его веро€тность.

¬ этой св€зи вспоминаетс€ такой случай. ” дорогой машины, только преодолевшей гарантийный рубеж, умер мотор. Ѕанально заклинил из-за полного перекрыти€ сетки маслоприемника частицами нагара. Ёкспертиза показала, что двигатель убили городска€ эксплуатаци€, 20 000 км межсервисного пробега и Е самое дорогое масло, которое хоз€ин не пожалел дл€ любимого "кон€". Ќи ему, ни сервисным работникам не пришло в голову, что высока€ цена масла отражала его способность выдерживать самые большие нагрузки и высокие температурные режимы, характерные дл€ спортивного автомобил€, а вовсе не рекордный срок службы в городских пробках на холостом ходу. ¬идимо, высокое качество масла расслабл€ет и заставл€ет поверить, что с ним двигатель всегда и гарантированно будет как в рекламном ролике Ч девственно чист и умаслен наночастицами.

—ледует отдать должное тем автопроизводител€м, которые не гон€тс€ за гигантскими интервалами между “ќ, а четко прописывают в инструкции рекомендацию Ч в т€желых услови€х эксплуатации или по желанию владельца проходить промежуточное обслуживание.   сожалению, инструкции, в том числе, о периодичности замены масла Ч все равно, что нехорошие слова на заборе Ч пор€дочные люди их редко читают. ј если и читают, то мало кто правильно понимает, какие услови€ считаютс€ дл€ городского автомобил€ т€желыми.

ѕослесловие

–ассуждени€ про масло увели нас далеко от начала повествовани€ и от италь€нского "каблучка". —удебный процесс по этому делу дал суду основание считать, что автовладелец выполнил свои об€занности по правильной эксплуатации машины. “ак что теперь сервисные работники будут вынуждены возместить владельцу весь понесенный им ущерб. Ќо даже вне зависимости от решени€ суда сам факт разбирательства не бесполезен. ќн еще раз напоминает сервисменам об ответственности за свои действи€. ¬едь почему шельмуют? ѕотому что уверены Ч все будет шито-крыто, все сойдет с рук, а денежки Ч они вот, уже в кармане. Ќо при этом не учитывают, что принцип, в свое врем€ сформулированный непримиримым борцом с вредител€ми Ћазарем  агановичем: "” каждой аварии есть фамили€, им€ и отчество", по-прежнему работает... » если виновник масл€ного "вредительства" может быть найден, есть ли смысл рисковать?

ƒругие наши статьи...


≈сли мазь в двигателе лежит таким слоем, Е
1. ≈сли "мазь" в двигателе лежит таким слоем, Е

Е что ее впору собирать ложкой - зри в корень
2. Е что ее впору собирать ложкой - зри в корень.

„то это за субстанци€ плавает в поддоне?  огда-то давно она называлась масломЕ
3. „то это за субстанци€ плавает в поддоне?  огда-то давно она называлась масломЕ

ј этот мотор полностью зарос нагаром - на самом высококачественном масле.
4. ј этот мотор полностью зарос нагаром - на самом высококачественном масле.

“ипичный результат выполнени€ “ќ через рекомендованные 15-20 тыс. км
5. “ипичный результат выполнени€ “ќ через рекомендованные 15-20 тыс. км и, возможно, с масл€ной "химией" - полностью забитый нагаром маслоприемник, через который уже не пройдет ни грамма масла.

>
 ак работать без масла? Ёто не вс€кий шатун сможетЕ
6.  ак работать без масла? Ёто не вс€кий шатун сможетЕ

» коленвалу уже не помочьЕ,
7. » коленвалу уже не помочьЕ,

ј блок цилиндров можно смело отправить на свалку.
8.ј блок цилиндров можно смело отправить на свалку.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены