ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ћоторный ремонт. Ѕыть или не быть?

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї
—ергей —амохин

ѕрежде чем приниматьс€ за организацию работ по моторному ремонту, стоит крепко подумать. ќ чем? ƒа вот, к примеру, об этом...

— точки зрени€ сложности выполн€емых операций, квалификации исполнителей и подходов к организации можно выделить три вида моторных работ: техническое обслуживание, текущий ремонт и ремонт капитальный. »з них первые два, как правило, не сопр€жены с демонтажем мотора, и уж тем более с его полной разборкой.  ак известно, к техническому обслуживанию двигател€ относ€тс€: замена масла и технических жидкостей, свечей, приводных ремней навесных агрегатов и др.   текущему ремонту - разные варианты ремонта √Ѕ÷, замена масл€ного насоса, уплотнений коленчатого вала и даже замена поршневых колец. ¬прочем, жесткой градации между этими видами ремонта нет. Ќапример, замена ремн€ √–ћ считаетс€ операцией по техническому обслуживанию. ¬ то же врем€ на некоторых моторах она доставл€ет немало проблем и по сложности вполне сопоставима с текущим ремонтом.

—рок выполнени€ упом€нутых работ небольшой, так же как невелико и количество снимаемых с двигател€ деталей (если в этом есть потребность). ѕоэтому ничто не мешает заниматьс€ обслуживанием и текущим ремонтом двигател€ в общей ремонтной зоне, на стандартном рабочем посте и с использованием стандартного инструментари€. “ребовани€ к квалификации исполнителей - не самые высокие. Ќесмотр€ на пр€мое отношение к моторам, мотористами они могут и не быть. ¬ общем, никакой особой специфики в организации “ќ и “– двигателей (по сравнению с другими работами по автомобилю) нет. ≈динственна€ задача, которую необходимо решить при текущем ремонте двигател€, - это мойка деталей. ¬ профессиональном моторном ремонте должно неукоснительно соблюдатьс€ правило: если деталь сн€та с двигател€, она должна быть вымыта.

¬ отличие от “ќ и “– капитальный ремонт выполн€етс€ со сн€тием двигател€ и предполагает его полную разборку. –емонт становитс€ капитальным, главным образом, в силу необходимости растачивать блок цилиндров и/или шлифовать коленчатый вал. „тобы подготовить блок к растачиванию, нужно от него все отделить, т.е. полностью разобрать двигатель. ≈сли этого не сделать, хонинговальное масло с абразивом попадет в агрегаты и их скора€ кончина будет гарантирована. ¬ случае необходимости ремонта коленчатого вала полна€ разборка двигател€ нужна дл€ гарантированного удалени€ из него продуктов износа коленвала и вкладышей. ƒвигатель должен быть разобран и промыт до стерильного состо€ни€! »спользуемый некоторыми "мастерами" метод сн€ти€ "колена" без разборки двигател€ в профессиональном моторном ремонте недопустим! Ёто не более чем халтура, котора€ ведет к быстрому износу отремонтированного двигател€ из-за попадани€ к трущимс€ парам скопившейс€ в различных полост€х и каналах стружки.

ѕрофессиональный подход к капитальному ремонту двигател€ подразумевает наличие отдельного участка, в идеале - отдельного помещени€.

—нимать двигатель можно на любом посте, оборудованном подъемником или смотровой €мой с грузоподъемными механизмами - гидравлическим краном или тельфером. ѕри демонтаже мотора часто помогает гидравлическа€ стойка.  акой из вариантов (подъемник или €ма) лучше - вопрос неоднозначный. ¬ р€де случаев работа на €ме оказываетс€ удобнее. ќднако нужно иметь в виду, что многие современные двигатели вынимаютс€ из моторного отсека только вниз, вместе с подмоторной рамой и передней подвеской. ¬ таких случа€х €ма - плохой помощник, к тому же устройство €мы - чрезвычайно дорогое удовольствие. Ќо уж если это "удовольствие" досталось "по наследству", отказыватьс€ от него не стоит. –аботы по сн€тию и установке двигател€ - обычна€ задача дл€ автослесарей-универсалов средней квалификации. ћотористы этим занимаютс€ далеко не всегда - чаще они выход€т на сцену в следующем действии, которое происходит на участке моторного ремонта.

ѕрофессиональный подход к капитальному ремонту двигател€ подразумевает наличие отдельного участка, в идеале - отдельного помещени€. ѕричина в том, что разборка двигател€ - гр€зна€ процедура, при которой из него обильно вытекают масло и антифриз. ≈сли выполн€ть ее непосредственно в ремонтной зоне, работники сервиса вскоре с трудом смогут по ней передвигатьс€ - все вокруг покроетс€ липкой и скользкой смесью технических жидкостей, пыли и гр€зи. — другой стороны, на моторном участке будет невозможно обеспечить чистоту, необходимую дл€ длительного хранени€ деталей двигател€ и сборки мотора.

ѕеречень оборудовани€ участка моторного ремонта невелик: верстаки, стапель, мойка, в которой умест€тс€, как минимум, блок цилиндров, гидравлический пресс и стеллажи дл€ складировани€ деталей. “акже неплохо иметь безопасное устройство дл€ нагрева деталей (например, электроплитку или электропечь). ћотористу нужен и личный комплект профессионального инструмента. ≈го состав определ€етс€ объектами ремонта и предпочтени€ми мастера.  акими бы они ни были, сейчас приобрести любые специальные ключи и приспособлени€ - не проблема.

 ак видно, создание моторного участка не требует больших капитальных затрат. ¬ этом деле деньги не имеют решающего значени€, в то врем€ как значительную роль в успехе меропри€ти€, называемого моторным ремонтом, играет квалификаци€ моториста. ¬ принципе, существует техническа€ документаци€, в которой подробно прописана последовательность действий, которые необходимо выполнить дл€ устранени€ того или иного дефекта мотора. Ќо она касаетс€ в первую очередь типовых и наиболее часто встречающихс€ неисправностей. ƒл€ стандартных дефектов и, соответственно, стандартных видов ремонта достаточно, чтобы грамотный человек разобралс€ в инструкци€х и скрупулезно их выполнил. ≈сли неисправность сложна€ и не€вна€, просто хороший механик, сделав все по "мануалу", рискует успеха не достигнуть. “акие действи€, скорее всего, приведут к неоднократной сборке-разборке мотора и зат€гиванию срока ремонта.

 валифицированный моторист, напротив, быстро установит причину неисправности, в чем ему поможет опыт. —обственно, квалификаци€ и определ€етс€ опытом, т.е. количеством отремонтированных моторов. ¬ процессе практической работы моторист не только учитс€ сборке-разборке двигателей, но и изучает симптомы разных дефектов, ремонтные технологии и т.д. ≈сли работы мало - высокой квалификации вз€тьс€ просто неоткуда. «десь мы оп€ть возвращаемс€ к тому, о чем говорили в прошлый раз. Ќаблюдавшеес€ в последние годы падение спроса на "капиталку" привело к тому, что квалифицированный моторист постепенно становитс€ редкостью.

Ѕольшое значение имеет загрузка участка моторного ремонта. » не только потому, что она способствует повышению квалификации мастера. ≈сли не удастс€ обеспечить посто€нный поток заказов, моториста, скорее всего, придетс€ перевести на окладную форму оплаты. ѕредпри€тию, конечно, выгоднее, чтобы работник был универсалом, но далеко не все профессиональные мотористы в отсутствие профильной работы соглашаютс€ чинить "ходовку". ќдним словом, скромные затраты на обустройство участка ремонта двигателей могут с лихвой "компенсироватьс€" большими вложени€ми в персонал.

—пецифика капремонта такова, что мастер-приемщик должен иметь квалификацию не ниже уровн€ моториста. “о есть нужны, как минимум, два специалиста моторного ремонта!

„то еще нужно учитывать при организации моторного ремонта на универсальном сервисе? ќтветить на этот вопрос будет проще, если рассмотреть примерную технологию обслуживани€ автомобил€, поступившего в сервис по поводу капремонта двигател€.

ѕервый этап технологической цепочки - прием автомобил€ в ремонт. ќн предполагает тесное общение сервисного работника с клиентом и вы€снение, что случилось. ѕри грамотной организации работы сервиса этим занимаетс€ не моторист, а сменный мастер или мастер-приемщик. ≈го задача состоит в том, чтобы по показани€м клиента и симптомам (шумам, стукам, вибрации) с большой веро€тностью установить причину неисправности и прин€ть решение о технологии ремонта. «адача, надо сказать, непроста€ и очень ответственна€. ѕорой на ее решение уходит не час и не два - приходитс€ проводить сравнительные испытани€ на холодном и гор€чем двигателе, под нагрузкой и без, использовать инструментальные средства диагностики, собирать консилиум коллег-специалистов. Ќекоторые считают, что тратить врем€ на входной контроль вообще не стоит, что самый простой и верный способ - "раскидать" двигатель. Ёто серьезна€ ошибка. »звестно немало случаев, когда вскрытый наугад двигатель оказывалс€ в полном пор€дке - причина неисправности была вовсе не в нем.  ак тогда объ€снить клиенту, что он должен оплатить работы, которые не привели к устранению проблемы?

—пецифика моторного ремонта состоит в том, что заранее нельз€ точно рассчитать стоимость ремонта. ћожно лишь примерно определить ход предсто€щих работ и судить о трудоемкости некоторых об€зательных операций.   тому же неизвестно, какие запчасти и в каком количестве будут мен€тьс€. Ѕывают случаи, когда машина, прибывша€ на капитальный ремонт двигател€, покидает сервис в тот же день после замены приводного ремн€, оторвавшийс€ кусок которого издавал угрожающий стук. Ѕывает и наоборот. Ќекоторые клиенты этой специфики не понимают, некоторые - понимают и используют. «аранее озвучив какую-то сумму, неопытный мастер-приемщик может дать повод клиенту в дальнейшем оспаривать итоговый список работ и стоимость ремонта.

Ќедостаток опыта мастера-приемщика чреват серьезными просчетами при оценке трудоемкости работ. ≈сли в этом деле бездумно полагатьс€ на нормы времени, указанные в технической документации, можно легко "пролететь". Ќапример, многие нормативы привод€тс€ без учета времени на подготовительные операции и, как правило, без поправки на возраст автомобил€. –азные двигатели имеют массу конструктивных особенностей. Ќе зна€ их, невозможно не только справедливо оценить работу, но и растолковать клиенту, за что он платит деньги.   тому же мастер - это человек, который в процессе ремонта принимает оперативные решени€ и согласует их с клиентом. —огласование работ в моторном ремонте - чрезвычайно важна€ и ответственна€ вещь. — клиентом должны быть согласованы не только все работы и запчасти, но и все отклонени€ от заводских технологий ремонта, например установка в блок цилиндров ремонтных гильз, использование нештатных запчастей и даже ремонтных резьб. ѕричем это должно быть соответствующим образом записано в заказ-нар€де, в противном случае в будущем можно ожидать претензий. ¬ итоге получаетс€, что при капитальном ремонте двигател€ мастер должен иметь квалификацию не ниже уровн€ моториста. «начит, нужен не один, а, как минимум, два специалиста моторного ремонта!

”мела€ работа с измерительным инструментом - верный показатель высокой квалификации моториста.

ѕосле демонтажа, который обычно не вызывает проблем, двигатель поступает на моторный участок. «десь работа обычно организуетс€ по принципу: один мотор - один мастер. “о есть моторист и разбирает, и собирает мотор. ¬ процессе разборки он изучает особенности двигател€, что в дальнейшем упрощает сборку. ѕосле разборки и мойки деталей двигател€ наступает ответственный этап - дефектовка. ≈е задача - точно установить причину неисправности, определить изношенные детали и прин€ть решение, что должно быть заменено, а что - отремонтировано. Ѕывает, что неграмотно проведенна€ дефектовка увеличивает срок ремонта в разы.

Ќа этом этапе важно многое, в том числе элементарна€ внимательность, аккуратность и системный подход. Ќапример, обнаружен провернувшийс€ вкладыш. ¬от она, неисправность! «аказаны детали, отшлифован вал, началась сборка. ¬друг случайно вы€сн€етс€, что изношена еще одна деталь. ќп€ть - заказ, оп€ть - ожидание. “аких последовательных "заходов" за запчаст€ми может быть несколько, а это упущенные врем€ и прибыль.

» все-таки главное на этапе дефектовки - это измерени€. ѕриобрести измерительный инструмент - микрометры, нутромеры, лекальную линейку и т.п. - не проблема. Ќередко проблема возникает из-за того, что автослесарь, претендующий на звание моториста, не умеет им пользоватьс€.  стати, умение работать с измерительным инструментом - верный показатель квалификации моториста. ≈сли он может быстро и точно измерить диаметр цилиндра, поршн€, шейки коленвала и отверсти€ в шатунной шейке - это на 90% хороший мастер. ≈сли нет - он "т€нет" максимум на ученика.

ѕринима€ решение о замене детали или ее дальнейшем использовании, нужно иметь в виду следующие соображени€. ÷ель профессионального капитального ремонта - восстановление двигател€ до состо€ни€ нового издели€. ƒл€ каждой детали двигател€ существуют поле допуска при изготовлении и так называемый сервис-лимит (допустимый предел износа). ≈сли он превышен, деталь подлежит замене или ремонту. ѕри ремонте двигател€ желательно, чтобы детали всех подвижных соединений соответствовали допуску при изготовлении. ≈сли их геометри€ и чистота поверхности также будут в норме, работоспособность мотора будет гарантирована.

ќб€зательно должны быть восстановлены до уровн€ заводских допусков все детали и пары трени€ ÷ѕ√ и  Ўћ. ѕренебрежение этим правилом означает неизбежный скорый отказ двигател€. ƒл€ некоторых деталей и узлов (постели распредвала, осей коромысел, вспомогательных валов и проч.) допуск можно в разумных пределах расширить, но не далее допустимых пределов износа. “о есть здесь возможен компромисс, но он должен быть взвешенным и просчитанным. »ногда ту или иную изношенную деталь двигател€ не мен€ют по насто€нию клиента. Ќа практике проверено: если это становитс€ причиной выхода из стро€ двигател€, предпри€тие несет убытки. ƒаже если нет оснований дл€ официальной претензии, расстроенный напрасной потерей денег клиент будет тут и там винить в случившемс€ автосервис и фактически подрывать его репутацию.

»так, по результатам дефектовки решено, какие запчасти будут заменены, а какие детали отремонтированы, каким образом и где. –ынок моторных запчастей, конечно, специфичен, но толковый менеджер по запчаст€м, который, как правило, есть на сервисе, в состо€нии с течением времени разобратьс€ в этой специфике. –емонтные работы, св€занные с механической обработкой деталей, обычно выполн€ютс€ на специализированных предпри€ти€х, где есть соответствующее оборудование. ѕока изношенные детали ремонтируютс€ и закупаютс€, все остальное аккуратно складируетс€.  огда все починилось и приобрелось, перед сборкой проводитс€ втора€, окончательна€ мойка. ѕосле нее мотор собираетс€ и ставитс€ на автомобиль. Ќо это еще не финальна€ часть технологического процесса.

ћастер-приемщик должен предъ€вить машину клиенту и продемонстрировать, что за€вленный дефект устранен и двигатель работает как часы.   сожалению, качественно выполненный ремонт этого не гарантирует. „аще отремонтированный двигатель требует проверки и настройки. ѕричины могут быть разными: что-то неправильно соединили или оторвали при установке, в системе управлени€ по€вились ошибки, вызванные отсоединением компонентов, регулировки системы не соответствуют характеристикам восстановленного мотора и т.д. ѕоэтому необходим выходной контроль, который, в идеале, должен выполнить диагност.  стати, этот специалист может быть полезным и на этапе приемки автомобил€. “ак что вместе с участком моторного ремонта придетс€ обзавестись диагностом и соответствующим оборудованием. ≈сли сервис мультибрендовый, то диагностическое оборудование "встанет в копеечку". Ќо заплатить ее придетс€. ¬едь послать клиента с кое-как работающим мотором на диагностику в другой автосервис - значит подписать себе приговор и одновременно все лавры отдать на сторону. ј то и получить потом обвинени€ в некачественном ремонте.

¬ заключение стоит еще раз вернутьс€ к вопросу о целесообразности организации участка капитального ремонта двигател€.  апремонт отличаетс€ большой трудоемкостью, большой долей ручного труда и высокой квалификацией персонала. ѕоэтому он значительно уступает другим видам моторного ремонта в рентабельности и заработать на нем сложно. —корее всего, по мере преодолени€ кризиса, с увеличением стоимости ручного труда и снижением спроса на эту услугу капремонт будет становитьс€ все менее прибыльным (если не сказать - все более убыточным). Ќапрашиваетс€ вывод, что капитальный моторный ремонт - вынужденна€ мера, направленна€ лишь на расширение спектра услуг универсального автосервиса. Ѕыть ему или не быть - вопрос неоднозначный, ответ на него зависит от многих объективных и субъективных факторов на конкретном сервисном предпри€тии.

ѕродолжение следует.



ƒругие наши статьи...

















—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены