ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

Ќеисправный карбюратор: ремонт или замена?


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук,
–ќћјЌ —ќЋќѕќ¬, эксперт-диагност

Ђѕраворукий ЂЌиссанї 1982 года выпуска был бы совсем не плох дл€ своего возраста, если бы не следующие Ђної: двигатель Ђне держалї холостые обороты, карбюратор регулировкe не поддавалс€, расход топлива превышал 20 л на Ђсотнюї, CO Ђзашкаливалої, а про запуск лучше было вообще не говорить. Ђ¬скрытиеї карбюратора показало, что Ђумерї он вовсе не от старости, а от множества предыдущих Ђвскрытийї: казалось, что какие-то вандалы методично прошлись практически по всем его детал€м, не оставив ничего целого.

ѕриговор один - мен€ть! “олько вот вопрос: на что?

—егодн€ в стране дес€тки, а может быть и сотни тыс€ч старых карбюраторных иномарок все еще на ходу. Ќа них езд€т, и их по-прежнему ремонтируют. Ќо ремонт происходит чаще всего путем замены вышедшего из стро€ узла на аналогичный недорогой и бывший в употреблении, но еще вполне работоспособный. “олько вот беда - дл€ карбюратора этот способ не годитс€. ѕроверено - в любом б/у карбюраторе Ђпоковыр€лисьї точно так же, как и в родном, и он, как правило, такой же Ђубитыйї.

„то же остаетс€? «аменить на новый? ѕротиворечит здравому смыслу - средн€€ цена нового агрегата превышает 800-1000 долларов —Ўј, что нередко дороже самой машины в целом. ћожет быть, попробовать ремкомплект? ≈го действительно можно найти, но только дл€ распространенных моделей автомобилей, в основном европейских. ƒа и результат сомнительный, если, к примеру, изношены оси дроссельных заслонок и отверсти€ в корпусе, изуродованы эмульсионные трубки, резьбы, т€ги, или не работает блок электронного управлени€.

ѕолучаетс€, выхода нет? Ќичуть не бывало - есть, продаетс€ на каждом углу. „то продаетс€? ƒа новый карбюратор, конечно же, и недорого, по цене Ђбэушногої.

Ќовое как хорошо забытое старое?

ќ каких карбюраторах мы говорим, читатель, наверное, догадалс€. –ечь идет о наших, отечественных. ¬ыбор наш не случаен - они, родненькие, действительно, есть в любом магазине, сто€т по Ђиномарочнымї меркам копейки (около 1000 руб.), да и ассортимент богат: хочешь попроще - дл€ двигател€ объемом 1,0-1,2 л с ручным Ђподсосомї - пожалуйста! ј надо на двигатель 1,7-2,5 л, да посложнее, с автоматом холодного пуска и прогрева - нет проблем!

 онечно, по сравнению с навороченными иностранными образцами, особенно, €понскими, наши простоваты. „то тоже пон€тно - Ђу нихї всегда нормы токсичности были намного жестче, чем наши, да и за экономичность в карбюраторную Ђэруї борьба там шла тоже Ђне на жизнь, а на смертьї. ќтечественные карбюраторы - это, как правило, слегка адаптированные лицензионные модели (вспомним Weber и Solex). »меющиес€ сейчас на прилавках образцы вполне можно считать довольно древними иностранными модел€ми. ќднако за такие деньги ничего лучшего и более нового приобрести нельз€.

ќчевидно, что Ђсреднийї отечественный карбюратор уступает Ђсреднемуї иностранному, т.е. делает двигатель не слишком экономичным и экологически чистым. Ќо это если речь идет о Ђсвежемї двигателе и, соответственно, карбюраторе. ≈сли же иностранный карбюратор Ђубитї, а двигатель Ђкрутитї уже не первую сотню тыс€ч километров, то в этом случае Ђне до жиру...ї и новый отечественный карбюратор может неплохо Ђкормитьї иностранца, замученного т€желой российской неволей

Ќравитс€ иде€? “е, кто еще не устал ходить по автосервисам в безнадежных попытках отремонтировать Ђроднойї карбюратор своей старой иномарки, могут пропустить наши дальнейшие рассуждени€. ќстальным же посоветуем просто выбросить этот карбюратор на свалку и водрузить на его место сверкающий своей новизной отечественный агрегат. Ќо, прежде чем решитьс€ на такой, с точки зрени€ нормального водител€ и сервисмена, Ђкриминальныйї шаг, надо все-таки хорошо подумать - может быть, еще есть надежда восстановить Ђроднойї агрегат?

ѕодойдет - не подойдет

ƒействительно, сто€л себе спокойно карбюратор Zenith (Keihin, Aisan, Pierburg) на каком-нибудь Opel (VW, Toyota, Ford). ≈го туда на заводе поставили, а до того проектировали, испытывали и доводили именно дл€ данного конкретного двигател€. ј тут вз€ли - и вместо него Ђжигулевскийї Ђвоткнулиї. √лупость, да и только, работать не будет!

ј почему не будет? ѕопробуем разобратьс€.   примеру, на холостом ходу разница в требовани€х к работе карбюраторов весьма невелика. ÷ель - поддерживать оптимальное качество смеси при минимальном расходе воздуха. » карбюратор в этом режиме работает любой (будь то Ђќзонї или Solex), и на любом моторе. » обороты Ђдержитї, и —ќ - как положено.

ƒаем Ђгазї - включаетс€ главна€ дозирующа€ система, срабатывает насос-ускоритель. ¬от здесь уже по€вл€етс€ разница в работе Ђродногої и Ђнеродногої карбюраторов - сказываютс€ различи€ в сечени€х жиклеров и распылителей, конфигурации эмульсионных трубок, пульсации воздушного потока в диффузоре и т.д. ¬ результате состав смеси может отклонитьс€ от оптимального, возникает Ђпровалї мощности, заметно увеличиваетс€ расход топлива. Ќо наш опыт показал, что эти отклонени€ некритичны, и в режимах частичных нагрузок никаких непри€тностей, как правило, не возникает. Ћишь на мощностных режимах, особенно при высоких частотах вращени€, нередко требуютс€ дополнительные настройки.

ќднако практика показала, что даже в этом случае положительный эффект (нормальный Ђхолодныйї и Ђгор€чийї запуск, отсутствие Ђпроваловї, приемлемый расход топлива), достигаемый на Ђнеродномї карбюраторе, с лихвой перекрывает незначительные несовпадени€ его настроек. „то ж, тогда остаетс€ только поставить его на законное место.

 арбюратор - это просто?

Ќачинать работу, очевидно, надо с демонтажа старого карбюратора. «атем следует убрать все вакуумные трубки и трубочки, электроклапаны, дожигатели, угольные канистры и коробочки. ѕосле расчистки всех этих Ђзаваловї остаетс€ полупустой моторный отсек: двигатель выгл€дит поразительно маленьким и низким, а там, где был карбюратор, зи€ет отверстие во впускном коллекторе.

“еперь самое врем€ остановитьс€ и оценить масштабы гр€дущих переделок и пон€ть, что мешает установить новенький карбюратор на вакантное место. „то ж, попробуем устранить эти преп€тстви€. ѕрежде всего придетс€ изготовить переходную пластину дл€ соединени€ карбюратора с коллектором, хот€ нередко удаетс€ обойтись и без нее, если форма фланцев близка.

ѕосле доработки и подгонки деталей, заключающейс€ в удалении с помощью шарошки всех острых углов, выступов и впадин, сверлени€ отверстий и установки шпилек, изготовлени€ соответствующих прокладок на коллектор, можно водрузить получившийс€ Ђсэндвичї с карбюратором сверху.

Ќу вот, половина работы уже сделана - новый карбюратор стоит не хуже родного, и даже капот закрываетс€. Ќо успокаиватьс€ рано: предстоит решить еще целый р€д технических проблем.

—ама€ сложна€, пожалуй, - подсоединить трос газа. ƒл€ этого, как правило, приходитс€ изготавливать специальные кронштейны (дл€ троса и дл€ возвратной пружины) и крепить их к самому карбюратору либо где-то р€дом с ним. ƒалее развод€тс€ и подключаютс€ шланги подогрева автомата холодного пуска и корпуса дроссельных заслонок, шланги подачи топлива и Ђобраткиї, провод электроклапана холостого хода, вакуумна€ трубка к распределителю зажигани€.

—ледующа€ проблема - это Ђпристроитьї на карбюратор корпус воздушного фильтра. ќт Ђродногої корпуса, скорее всего, придетс€ отказатьс€ - он не встанет на верхний фланец отечественного карбюратора. Ќо на практике больших проблем здесь не возникает - об этом позаботилась отечественна€ же автопромышленность.  орпуса фильтров от Ђ—амарыї, ЂЌивыї или Ђћосквичаї дают довольно богатый выбор, и один из них об€зательно встанет на место.  стати, после этого Ђиноземныйї воздушный фильтр уже не придетс€ искать - Ђнашї продаетс€ в каждом автомагазине.

Ќу вот, остались Ђмелочиї: соединить воздуховоды и шланг вентил€ции картера, а также укрепить все шланги и трубки хомутами. ѕожалуй, это все. ѕробуем завести...  ак ни странно, заводитс€... » работает очень даже неплохо! “еперь дело за регулировками и настройками (здесь понадобитс€ газоанализатор), но в большинстве случаев трудоемкость этих работ оказываетс€ небольшой, особенно дл€ двигателей с объемом до 2,0 л. » лишь дл€ моторов большого объема (свыше 2,5 л) вмешательство в Ђкалибровочнуюї часть карбюратора (жиклеры) может быть довольно серьезным.

Ќемного о сложном

»з нашего рассказа у неискушенного в тонкост€х карбюраторной техники читател€ может сложитьс€ ошибочное впечатление о мнимой легкости замены импортных компонентов на отечественные.   сожалению, это не так.

 ажда€ переделка системы топливоподачи требует индивидуального подхода, нестандартных технических решений и в целом довольно больших затрат времени. Ёто св€зано с конструктивными особенност€ми Ђматеринскойї системы, ее сложностью, степенью износа основы и конечной задачей.

Ќапример, сравнительно просто заменить карбюратор на автомобиле европейского производства, но гораздо сложнее это сделать на €понской или американской машине. “ак, на Ђ€понцахї используетс€ много различных сервисных механизмов, тесно зав€занных на топливную систему. » кондиционер, и ј ѕѕ, и гидроусилитель рул€ создают дополнительную нагрузку на двигатель и при включении требуют компенсации (поддержани€) холостых оборотов. ¬ некоторых случа€х даже приходитс€ придумывать разного рода Ђпримочкиї дл€ сохранени€ каких-либо опций, кажущихс€ клиенту полезными. Ђјмериканцыї же создают трудности ввиду больших или даже очень больших объемов своих моторов, где обилие дополнительных Ђудобствї совсем не способствует облегчению задачи по переделке.

ќсобн€ком сто€т инжекторные системы. ƒа-да, мы не оговорились, оказываетс€, есть устойчивый спрос на замену системы впрыска на карбюратор. —удите сами - прекрасно работавшие в свое врем€ в ≈вропе механические системы типа K- и KE-Jetronic, попада€ к нам в –оссию, тихо так, за несколько лет, Ђумираютї на нашем бензине. Ђ ончинаї может быть ускорена неквалифицированным вмешательством в систему при попытках ее ремонта. ¬ результате складываетс€ ситуаци€, аналогична€ уже описанной выше - надо мен€ть дозатор топлива, а мен€ть не на что: новый слишком дорог, а Ђбэушныхї работоспособных агрегатов уже не найти.

 онечно, карбюратор вместо Ђвпрыскаї - иде€, м€гко говор€, не слишком прогрессивна€. “ем более что Ђвпрыскї имеет несомненные преимущества перед карбюратором, особенно, отечественным. Ќо так или иначе, а хорошо работающий отечественный карбюратор лучше, чем самый Ђнавороченныйї, но неработающий иностранный впрыск. „то же касаетс€ технологии, то устанавливать карбюратор вместо системы K-Jetronic целесообразно лишь в том случае, если данна€ модель двигател€ имела карбюраторную версию (от нее необходимо найти впускной коллектор). »наче работы по переделке Ђродногої коллектора окажутс€ непомерно сложными и дорогими.

Ќаш ответ скептикам

ѕредвидим скептические оценки некоторых наших Ђсервисменовї: Ђ арбюратор? ”никальна€ работа?  улибины! Ќет, это нам не нужно - слишком сложно, да и денег так не заработать...ї

»нтересно, а куда девать все эти карбюраторные машины? —разу на свалку, если с карбюратором проблемы? ¬едь вы, скептики, за ремонт иностранных карбюраторов обычно не беретесь!

„то же касаетс€ практики, то, как ни странно, эта работа дает —“ќ не меньше дохода, чем диагностика и ремонт систем впрыска. » результат вполне достойный - удаетс€ спасти автомобили в, казалось бы, самых безнадежных случа€х.

Ќе думаем, что эта работа - Ђнечто из р€да вонї, обычные сервисные будни. ј потому она, по нашему мнению, тоже имеет право на существование.

ƒругие наши статьи...


фото

 онечно, Ђнашї карбюратор, поставленный на Opel, по сравнению с Ђиностранцемї (лежит сверху на крышке клапанного механизма) несколько мал, но вполне удал

фото фото

Ќовый отечественный карбюратор способен Ђприжитьс€ї не только на Opel, но и на Audi (а) и даже на Chrysler (б)

фото фото

Ђ–однойї воздушный фильтр (а) на новый карбюратор не встал, зато ¬ј«овский прекрасно подошел, да и выгл€дит не хуже (б)



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены