ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
“ј«опром: за занавесом

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї
—ергей —амохин

"¬се познаетс€ в сравнении", - метко заметил Ќицше. ѕрошедший ћосковский автосалон дал нам прекрасную возможность кое-что сравнить. —равнение, по Ќицше, наве€ло несколько мыслей, которые и послужили толчком к написанию этой статьи.

ѕосле посещени€ автосалона в голове сформировалась не очень оригинальна€, но очень пронзительна€ мысль: в сравнении со всеми без исключени€ автопроизводител€ми, от китайцев до мировых грандов автостроени€, экспозици€ ј¬“ќ¬ј«а - за пределами разумного! Ќет, речь не о количестве квадратных метров или их художественном оформлении, то есть не о форме. — формой у нас все в пор€дке - нам не привыкать строить "потемкинские деревни". –ечь о содержании, которого, увы, как не было, так и нет.

ƒаже √орьковский и ”ль€новский автозаводы смотрелись не так убого. ¬ конце концов, их √азели и ”ј«ы - практичные, утилитарные машины, разработанные по большей части самосто€тельно и вполне соответствующие своему назначению. ѕерва€ - неплохое решение дл€ всевозможных муниципальных служб. »ли палочка-выручалочка мелкого бизнеса, котора€ худо-бедно служит до тех пор, пока бизнес не окрепнет. ¬тора€ вышла из неприхотливых армейских вездеходов, жизнь которых на театре военных действий измер€етс€ недел€ми. ¬ остальное врем€ вездеход должен готовитьс€ к своей миссии: регул€рно шприцеватьс€ и краситьс€, изредка соверша€ небольшие вылазки в окрестност€х части.  ороче, спрос с них не велик, не велики и амбиции.

ƒругое дело - продукци€ ј¬“ќ¬ј«а, кстати, в насто€щее врем€ единственного завода, который массово производит "исконно отечественные" легковые автомобили. јвтомобили, которые, по за€влению "вазомейкеров", создаютс€ в расчете на массового российского потребител€, которые должны быть желанными дл€ миллионов наших сограждан. ¬ то же врем€ "лады" образца 2010 настолько резко контрастируют со всем тем, что сегодн€ делаетс€ на потребу гражданам зарубежных стран, что закрадываетс€ мысль о внеземной природе росси€н - настолько их запросы и ча€ни€ (как их понимают на ј¬“ќ¬ј«е) необычны.

’арактерно, что среди "вазомобилей" нет откровенно никудышных моделей, о которых можно сказать "неработающа€" или "мертва€". ¬се они как-то езд€т: мотор как-то тарахтит, колеса и руль как-то крут€тс€, тормоза как-то тормоз€т Е ѕоэтому не будем в сто первый раз цепл€тьс€ к мелочам: раздраженно напоминать о невразумительном дизайне, безобразной окраске, щел€стых кузовах, скрипучей обивке, неработающих стеклоподъемниках - обо всем, за что поделки ј¬“ќ¬ј«а в народе метко величают "тазами". ¬ конце концов, эти досадные "мелочи" принципиально устранимы. ЌоЕ

»нтуици€ подсказывает, что у этой истории под названием ј¬“ќ¬ј« есть нека€ велика€ тайна, которую не то что "буржуины прокл€тые", но и мы, р€довые росси€не, разгадать не можем. Ёта тайна и есть первопричина, неисс€каемый источник продукции образца, в лучшем случае, второй половины прошлого века.

–етро экспозици€

 акие "новинки" показал на своей экспозиции наш автогигант?  онечно, представителей самых многочисленных семейств модельного р€да, автомобили LADA Priora и LADA Kalina. ¬ыставочные образцы были буквально напичканы новыми опци€ми, которые по€в€тс€ в их комплектации в ближайшем будущем. —ама€ крута€ и с нетерпением ожидаема€ покупател€ми "фишка" - навигационна€ система √ЋќЌј——/GPS. ѕравда, ее удастс€ использовать по пр€мому назначению только в том случае, если срок развертывани€ российской спутниковой системы в который раз не отложат. —ледующа€ дань современной автомобильной моде - электронна€ педаль акселератора. ¬идимо, это первый шажок на пути адаптации вазовских моторов к будущим "евронормам". ѕомимо этого, "ѕриора" продемонстрировала свой модернизированный передний бампер и дополнительные указатели поворотов в боковых зеркалах. Ќу а " алина" - целый букет новаций: штатную аудиосистему, парктроник, лобовое стекло с электрообогревом, задние сидень€ с подголовниками, систему дистанционного открывани€ п€той двери и Е окрашенные в цвет кузова дверные ручки.

ѕосетители экспозиции увидели еще более смелую новинку - двухтопливную модель Priopra CNG с главной отличительной особенностью - полноразмерным топливным баком. Ќаконец, "бомбой" вазовского "дефиле", подававшейс€ как мирова€ премьера, стал автомобиль R90, который позиционируетс€ как бюджетный универсал повышенной вместимости (”ѕ¬). ѕо планам выпуск ”ѕ¬ начнетс€ через полтора года. ѕомимо всего этого ошарашенным посетител€м показали улучшенную модель LADA 4x4.

ƒействительно, было от чего ошарашитьс€. ќсобенно если абстрагироватьс€ от непринципиального "улучшайзинга" и припомнить некоторые известные факты биографии участвовавших в показе моделей. Ќапример, сами создатели "ѕриоры" признают, что их детище построено на платформе хорошо знакомой нам "дес€тки" и, по сути, представл€ет собой ее "глубокий рестайлинг".  стати, одному из авторов впервые посчастливилось увидеть многочисленные прототипы "дес€тки", будучи на ј¬“ќ¬ј«е еще в 1987 году. ≈сли учесть, что тогдашн€€ новинка проектировалась на базе волжского переднеприводного первенца ¬ј«-2108, можно без преувеличени€ сказать, что "новое" семейство LADA Priora унаследовало платформу образца 1983-84 годов.

–азработка модели, котора€ ныне называетс€ " алина", началась в середине 90-х в рамках проекта AVVA, предусматривавшего создание и массовый выпуск "народного автомобил€". ѕрототипом российского народного автомобил€ послужила далеко не нова€ к тому времени верси€ Opel Corsa, что видно и сейчас невооруженным глазом. ћожно пон€ть, почему прототип был не нов или почему от начала проектировани€ до по€влени€ первого серийного экземпл€ра минуло дес€тилетие. Ќепон€тно другое - почему дл€ –оссии с ее плохими дорогами и огромными рассто€ни€ми в качестве массового автомобил€ выбрана машина сверхмалого класса. “акие машины предназначены дл€ эксплуатации исключительно в современных мегаполисах. ћного ли таких в –оссии? » много ли среди горожан приверженцев ј¬“ќ¬ј«а? Ќе нужно быть дипломированным маркетологом, чтобы пон€ть, что дл€ бескрайней российской глубинки нужен автомобиль ближе к среднему классу, вроде канувших в небытие "ћосквича" или "¬олги". Ёто вместительные и довольно т€желые машины, с большими колесами, большим дорожным просветом, более живучими мотором и подвеской. ќ чем думали те, кто принимал решение о производстве "народного автомобил€"? Ќеужели они не учитывали особенности рынка? Ќа эти вопросы мы попытаемс€ ответить ниже, а пока - продолжим.

ћожет показатьс€, что ј¬“ќ¬ј« несколько поторопилс€ с премьерой модели R-90 - до запланированного начала производства еще как минимум два года. Ќо на самом деле премьера этой машины запоздала лет эдак на п€ть - таков возраст модели Logan MCV, лицензию на производство и дистрибуцию которой ј¬“ќ¬ј« приобрел у своего зарубежного акционера, Renault. Ќу а сама "логанска€" платформа B0 и того старше на пару лет. «начит, премьерна€ модель, котора€, видимо, должна зан€ть место оказавшейс€ безнадежной "Ќадежды", - оп€ть-таки клон, и снова не первой свежести. ≈сли к тому же учесть мизерность доли ”ѕ¬ на российском авторынке (менее 3%), едва ли от "новинки" французского происхождени€ стоит ожидать коммерческого успеха, сколь-нибудь значимого дл€ прожорливого автогиганта. —корее, цели у этого проекта иные.

ѕро новизну "обновленного внедорожника" LADA 4x4 сказать и вовсе нечего. "јвтомобиль дл€ председателей колхозов", больше известный нам как "Ќива", увидел свет в далеком 1978 году. ћинувшие с той поры три дес€тка лет оказались практически невластными ни над его внешним видом, ни над внутренним устройством. ¬от, собственно, и все. » слава Ѕогу! —пасибо организаторам экспозиции за то, что они выставили на подиум не весь ассортимент завода. ќкажись там представители старейших, но поныне здравствующих семейств LADA Samara и LADA Classic, краснеть пришлось бы еще больше. Ќо итак возникло ощущение, что железный занавес, отгораживавший "союз" от остального мира, с распадом советской империи не исчез бесследно - просто схлопнулс€ до границ "империи ј¬“ќ¬ј«а". ¬ыставка показала это очень отчетливо.

ќткрой тайну, несчастный

»так, за сорок лет своего существовани€ автогигант советской эпохи выпустил две по-насто€щему новые модели - "восьмерку" да "Ќиву". ћы даже оставим без внимани€ то, о чем судачат злые €зыки: мол, ¬ј« 2108 - тоже не чистокровное советское дит€. √овор€т, что зачат он был ‘»ј“ом как италь€нский прототип набиравшего тогда попул€рность √ольф класса. ѕосчитав начатое дело "дохлым", италь€нские товарищи передали "сырую" документацию советским товарищам. “е напр€глись и (говор€т, тоже не без посторонней помощи) довели работу до конца - родили-таки машину, а вместе с ней единственную переднеприводную платформу, котора€ служит и по сей день. ќстальные "вазомобили" - разного рода вариации на тему упом€нутых моделей и первоначального "эталона" (¬ј« 2101). ѕолучаетс€, что ¬ј« рождал новое дит€ в среднем раз в 20 лет! ѕри этом ни одна модель до сих пор не сн€та с производства! ¬едь несмотр€ на неоднократные за€влени€ о прекращении выпуска "классики", она, как и следует по определению, остаетс€ бессмертной 40 лет, буквально восстава€ из пепла, как "птица ‘еникс", то тут, то там. ¬ чем причина такой метаморфозы?

¬ поиске ответа давайте вспомним, дл€ чего был построен волжский автогигант. ќн был построен дл€ того, чтобы дать сотне-другой миллионов нищих людей потенциальную возможность как-то автомобилизироватьс€ вслед за загнивающим «ападом. «авод создавалс€, чтобы дес€тилети€ми выпускать массовый дешевый автомобиль, образно говор€, штамповать одни и те же тазы. ќ том, чтобы что-то коренным образом мен€ть и обновл€ть, речи не было. » вообще в "брежние" времена политика партии и правительства диктовала, что дл€ выпуска новых изделий нужно строить новые заводы. ѕоэтому √осплан не давал предпри€ти€м должных средств на коренное перевооружение существующих производства. —огласно этой политике, дл€ обновлени€ модельного р€да нужно было построить р€дом со старым новый ¬ј«, который будет клепать новые тазы. ѕотом еще один, и так далее, пока в казне есть деньги. —тоит ли удивл€тьс€, что автогигант, построенный по этому принципу, продолжает работать так, как и было задумано его создател€ми, а не так, как следовало бы в современных услови€х?

“акой характер предпри€ти€ привел к катастрофическим последстви€м.  онструкторска€ школа, созданна€ на начальном этапе существовани€ завода, развалилась - ее "убил" однообразный поток. ƒолгие годы единственной заботой менеджеров было посто€нное увеличение мощности потока, а не его качественное изменение. ѕоэтому, например, масса хорошо известных конструктивных недостатков, которыми с рождени€ страдают вазовские платформы, переползают из модели в модель.

ƒешевкой - по башке

≈динственный козырь продукции ј¬“ќ¬ј«а, который часто пускают в ход радетели за отечественный автопром, - относительно низка€ стоимость. ’от€ в отношении некоторых моделей "ладушек" этот аргумент не убедителен (относительно потребительских свойств их цена не кажетс€ низкой), не будем его оспаривать. –адетел€м же возразим: дешевизна продукции ј¬“ќ¬ј«а - это не столько ее преимущество, сколько погибель завода и реальна€ угроза жизни покупателей.

¬ернемс€ к вопросу о том, почему новый "народный автомобиль" оказалс€ машиной сверхмалого класса. —корее всего, класс "—" оказалс€ ј¬“ќ¬ј«у просто не по зубам, точнее, не по карману. ѕокупка документации и прав на производство и сбыт такой модели обошлась бы заводу гораздо дороже, не говор€ уже о ее самосто€тельной разработке.   примеру, создание новой платформы VW Golf стоило немецкому концерну (где работают в разы эффективнее, а воруют и откатывают не в пример осторожнее) в 2,5 млрд. ≈вро. ќткуда же вз€ть такие деньги предпри€тию, которое итак посто€нно канючит их у государства?

— другой стороны, почему заводу, который ежегодно продает не так уж мало - 700-800 тыс€ч автомобилей, не хватает денег? ƒа, конечно: большие расходы на лоббирование протекционистских законопроектов, гигантские затраты на содержание многочисленного топ-менеджмента и т.д. Ќо главна€ причина в том, что завод выпускает дешевые машины - прибыль от их продажи недостаточна, чтобы поставить на поток новую машину. ћало того, что делать ее не на что, так еще и некому. ѕохоже, совковый характер предпри€ти€ истребил не только толковых конструкторов, но и грамотных менеджеров, и ответственных работ€г. —мешно думать, что в этой ситуации помогут инъекции жалких дес€тков миллионов долларов! ѕора пон€ть, что беда завода не в недостатке государственного финансировани€ или низких пошлинах на импортные автомобили.

Ќизка€ цена "вазомобилей" - это тупик. ¬сеобщие законы экономики таковы, что задешево невозможно сделать машину, отвечающую современным требовани€м по дизайну, комфорту, экономичности, экологии и, главное, безопасности. ќбмануть неумолимую экономику нельз€, а лохов-покупателей можно: козырной способ - бесконечно гримировать старье и подавать его как новинку. “ак можно прилично сэкономить на исследовани€х, разработке новых технических решений или внедрении в конструкцию автомобил€ современных систем, агрегатов и узлов стороннего производства.

ќчень дешевым может быть только автомобиль архаичной конструкции, который €вл€етс€ угрозой обществу! Ќедавно американцы провели такой эксперимент. ¬з€ли два автомобил€ одной модели, один - 59-го, другой - 2009-го года выпуска, и провели стандартный краш-тест: столкнули их лоб-в-лоб. ѕовреждени€ оказались такими, что, будь в них вместо манекенов водители и пассажиры, в старой машине они умерли бы мгновенно, а в новой - не получили ни царапины. “акой вот нагл€дный пример 50-летней эволюции систем безопасности!

¬згл€нем на отечественные автомобили с этой точки зрени€. " лассика" - практически точна€ копи€ автомобил€ образца 1966-го года, какой она и остаетс€ по сей день.  то бы и что ни говорил, эта машина никак не может соответствовать современным требовани€м безопасности - в середине 60-х о них знать не знали, и ведать не ведали. ƒаже если оснастить ее системой SRS, она станет всего лишь "душегубкой с подушками". Ќе секрет, что обеспечение безопасности - задача комплексна€, котора€ сегодн€ решаетс€ при проектировании кузова, салона, тормозов, подвески, электронных систем, отвечающих за устойчивость, управл€емость и т.д. » решаетс€ мировыми производител€ми непрерывно, каждые 5-6 лет, при постановке новых моделей на конвейер. Ќо у нас "собственна€ гордость" - массовое производство машины, которой уже минимум лет двадцать как не место на дорогах, оп€ть возобновл€етс€. ƒелаетс€ это, как и в "брежние" времена, с помпой и "по многочисленным просьбам труд€щихс€".

Ќедалеко от классики ушли и переднеприводные "вазомашины" с конструкцией 30-летней давности - "самары" и "приоры". √оворить о комплексном подходе к безопасности в ту далекую пору также смешно. —праведливости ради надо отдать должное заводчанам, которые целых три дес€тилети€ не сидели сложа руки, а "строили, строили и, наконец, построили" - на "ѕриоре" по€вилась-таки подушка безопасности водител€. ѕравда, только в комплектации "люкс". ” "люксовой" "вазокорсы" (которой исполн€етс€ уже двадцать лет) и того круче - подушек две, да еще и јЅ—, и усилители в боковых двер€х. ј в остальных издели€х завода, дешевых и потому наиболее "ходовых", за жизнь ездоков отвечают, как и прежде, только трехточечные ремешки.

¬ то же самое врем€, как все это безобразие с благословени€ руководителей государства выпускаетс€ ежегодным тиражом в несколько сотен тыс€ч экземпл€ров, тут и там труб€т о борьбе за безопасность на дорогах, пугают народ статистикой жертв дорожных происшествий, жестоко карают за употребление за рулем валокордина и кефира. Ќеужели никто из государственных мужей не понимает, что выпускать такие машины далее нельз€? „то ежели убрать их с дорог, пострадавших и погибших в автокатастрофах станет значительно меньше? ¬ конце концов, почему за благоденствие незначительной части наших сограждан, задействованных в производстве и сбыте пресловутых "тазов", мы должны всем миром расплачиватьс€ своими деньгами и жизн€ми? Ќе человечнее ли обеспечить их благоденствие другим способом?

ќ способах

¬ свое врем€ американцы прикинули, что в производстве телевизоров они не конкурентоспособны. ѕоэтому решили понапрасну не тратить порох - в "штатах" уже давно не производ€т (и даже не собирают) телевизоры. »мпортируют €понские, корейские, китайские - и живут припеваючи. “ак может быть, и вовсе отказатьс€ от производства "исконно российского" легкового автомобил€? Ќет, мы не призываем сравн€ть завод с землей - пусть умные люди придумают, как лучше использовать его производственные мощности. “ому есть немало неплохих примеров.

ќдин из них - разместившийс€ на небольшой части площадей бывшего ј«Ћ  "јвтофрамос", который со своим бестселлером, Renault Logan, не первый год находитс€ в группе лидеров рынка иномарок.  омпани€ доказывает, что предложить российскому потребителю машину из разр€да недорогих, но, тем не менее, весьма серьезную с точки зрени€ безопасности и экологии, вполне реально. » денег с нас не т€нет: наоборот, немало вкладывает в российскую экономику и дает работу почти трем тыс€чам сотрудников. Ёто вариант предпри€ти€, наибольша€ дол€ капитала которого принадлежит иностранному инвестору (Renault).

ƒругой пример - таганрогский завод “агј«, собственником которого €вл€етс€ российский инвестор - финансово-промышленна€ группа "ƒонинвест". —озданное на базе комбайнового завода предпри€тие за дес€ть лет освоило лицензионную сборку корейских автомобилей, а в прошлом году выпустило на рынок две модели собственной разработки: легковой автомобиль класса — Tagaz Vega и малотоннажный грузовик Tagaz Master. ƒл€ этого компани€ пошла оригинальным путем - организовала конструкторское бюро Е в ёжной  орее!  стати, увиденные на стенде “агј«а многочисленные новые модели и прототипы заставл€ют думать, что на сегодн€шний день это лучший и наиболее передовой российский автозавод.

¬идно, что современна€ "экономика без границ" предлагает множество вариантов глубокого реформировани€ неэффективного производства. —прашиваетс€, кто или что мешает ј¬“ќ¬ј«у использовать наиболее подход€щий? –азвернутый ответ на этот вопрос "пот€нет" еще на одну статью, что пока не входит в наши планы. ј потому ограничимс€ призывом к тем, кто принимает решени€: "√оспода, пока не поздно, поднимите занавес!".



ƒругие наши статьи...


Ћада-ѕриора на фоне корейского автопрома - все давно уже проиграно
1. Ћада-ѕриора на фоне корейского автопрома - все давно уже проиграно.

ƒевушки-модели ненамного старше премьерной модели R-90
2. ƒевушки-модели ненамного старше премьерной модели R-90.

Ќародный автомобиль дл€ народа... из мегаполиса
3. Ќародный автомобиль дл€ народа... из мегаполиса.

Ќова€ Ћада 4х4: непреход€щие ценности неподвластны безжалостному времени...
4. Ќова€ Ћада 4х4: непреход€щие ценности неподвластны безжалостному времени...

«убило 30 лет спуст€
5. «убило 30 лет спуст€.

>
Ќаш народ любит ∆игули
6. Ќаш народ любит "∆игули".

Ќужны комментарии?
7. Ќужны комментарии?





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены