ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ћоторный ремонт. »ндикатор

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї
—ергей —амохин

≈сли вы подумали, что речь пойдет об измерительном приборе дл€ ремонта двигателей, то ошиблись. —обственно моторный ремонт и есть индикатор, "измер€ющий" состо€ние экономики, ее финансовой системы и, в конечном итоге, нашего с вами благососто€ни€. „то он показывал в последние годы и каковы прогнозы на ближайшее будущее?

ѕерефразиру€ известную поговорку, можно сказать: "„то мотористу хорошо. то всем - смерть". “о бишь мотористу хорошо тогда, когда всем остальным живетс€ плохо. » наоборот.  онечно, это утверждение намеренно утрировано, но не лишено оснований. ѕрипомните, что в шутку называют "днем моториста"? ѕравильно, потоп на дорогах, принос€щий многочисленные "плоды" в виде двигателей, поврежденных в результате гидроудара в цилиндрах. Ёто первое, что приходит на ум. јнализ изменени€ ситуации в моторном ремонте в последнее дес€тилетие "приводит на ум" и более глубокие доводы, подтверждающие небезосновательность обвинени€ мотористов в "преступлении против человечности".

√лавна€ закономерность - четка€ обратно пропорциональна€ зависимость между потребностью в ремонте двигателей и... мировой стоимостью нефти.

≈сли огл€нутьс€ назад с "высоты" нашего теперешнего положени€, становитс€ хорошо заметной главна€ закономерность - четка€ обратно пропорциональна€ зависимость между потребностью в ремонте двигателей и... мировой стоимостью нефти. ¬заимосв€зь между ними раскрывает следующа€ логическа€ цепочка. „ем выше цена нефти - тем больше в стране "легких" нефтедолларов - тем вольготнее живетс€ финансовым учреждени€м - тем проще получить кредит на новую машину - тем бессмысленнее становитс€ дорогой ремонт старого автомобил€. ј именно к такому виду ремонта и относитс€ моторный.

¬ докризисный период времени из этой закономерности вытекала главна€ тенденци€ - спрос на моторный ремонт посто€нно падал и к самому кризису практически обнулилс€. «десь стоит уточнить, что под моторным ремонтом мы понимаем капитальный ремонт двигателей, св€занный с их демонтажем и полной разборкой, трудоемкий и дорогосто€щий. »з числа клиентов постепенно исчезали автомобили, ремонт которых приносил основную прибыль, - VW, Audi, Toyota, Mitsubishi, Nissan и т.д., попул€рных моделей, в возрасте примерно 7-10 лет, с 4-цилиндровыми двигател€ми. ƒвигатели эти, как правило, несложные в ремонте, все запчасти дл€ них держались в наличии на складах. " апиталить" такие моторы было одно удовольствие - работа выполн€лась предельно быстро и даже при невысокой рентабельности приносила прибыль.  лиенты и автосервисы были друг другом взаимно довольны и оставались довольными примерно до 2006-2007 годов.

ѕотом автопарк начал интенсивно омолаживатьс€. ќдновременно с этим росла стоимость недвижимости и, как следствие, арендных платежей. ”зел на шее моторного ремонта начал зат€гиватьс€, и первыми из него начали вымыватьс€ как раз недорогие машины. ƒол€ сложных работ росла, но их общее количество также сокращалось.   сложным работам можно отнести ремонт многоцилиндровых моторов, начина€ от V6 и более. ћало того, что такие двигатели конструктивно сложнее, а их восстановление более трудоемкое.   ним труднее достать запчасти - эти вещи часто взаимосв€заны. Ќеизбежный заказ запчастей тут же порождает неопределенность с продолжительностью ремонта. —рок поставки часто не соблюдаетс€, да и не факт, что после длительного ожидани€ придут все заказанные позиции. ј если даже одной не окажетс€ - мотор не соберетс€. Ѕолее того, сами моторостроители провод€т политику, направленную на ограничение возможности ремонта, прежде всего, технологически сложных двигателей. ѕоложа руку на сердце, с ними нельз€ не согласитьс€. —тоит лишь посмотреть, что порой твор€т некоторые "ремонтники", как тут же хочетс€ подн€ть обе руки если не за запрет, то за серьезное лицензирование этого вида работ. ¬от и получаетс€: потребность в моторном ремонте снижаетс€, аренда растет, срок ремонта увеличиваетс€, рентабельность, соответственно, падает. “ака€ тенденци€ наблюдалась вплоть до кризиса и привела к тому, что заниматьс€ этим делом стало совсем не выгодно.

— началом кризиса продажи машин по пон€тным причинам рухнули, и картина стала мен€тьс€. јльтернатива "купить новый автомобиль или ремонтировать имеющийс€" все чаще решаетс€ в пользу последнего варианта. ћоторный ремонт вновь ожил, и уже к первой послекризисной весне дожившие до нее автосервисы вовсю "крутили" моторы.  рут€т и сейчас. ћожно смело утверждать: сколько времени будет продолжатьс€ кризис, столько же будет существовать потребность в моторном ремонте. ќна будет значительно подпитыватьс€ за счет недавно приобретенных машин, срок гарантии на которые вот-вот истечет. ƒл€ части из них ремонт двигател€ может быть актуальным, особенно, что касаетс€ сложных двигателей.   сожалению, ситуаци€ с запчаст€ми уже вр€д ли станет прежней - склады постепенно пустеют, и большинство поставщиков переход€т на работу под заказ, поскольку не вполне €сна картина, какие детали и дл€ каких моторов запасать на складе.

—уд€ по всему, наблюдающеес€ сейчас оживление моторного ремонта не будет вечным.  огда-то оно вновь сменитс€ затуханием, которое, в конце концов, приведет нас к ситуации, котора€ уже давно сложилась в европейских странах. ћоторный ремонт в ≈вропе - €вление редкое. ќн никому особо не нужен по причине высокой стоимости работы, да и потребность в нем не высока - надежность современной техники выросла, а срок эксплуатации, напротив, заметно упал. ƒл€ серийных автомобилей массового производства дешевле купить новый мотор, в то врем€ как его ремонт имеет смысл лишь дл€ дорогих и эксклюзивных машин. ƒругое дело - текущий ремонт двигател€, например ремонт √¬÷ или замена уплотнений. ѕотребность в таких работах есть и будет всегда.

„то касаетс€ механической обработки деталей двигател€, это особа€ тема со своими нюансами. ѕредпри€ти€, занимающиес€ этим видом де€тельности, также т€жело переживали перемены в экономике. ѕрекратило существование множество мелких мастерских, имевших 2-3 единицы станочного оборудовани€. Ќа рынке остались серьезные компании, вкладывавшие немалые деньги в развитие и переоснащение. “о, что в этой сфере работало 7-8 лет тому назад, к примеру поточный ремонт однотипных деталей, сейчас не срабатывает. ќсновной принцип выживани€ в новых услови€х - каждый квадратный метр помещени€ должен приносить стабильные дивиденды. — таким подходом не в€жетс€ использование универсального оборудовани€ - от него стараютс€ избавитьс€. ѕриобретаютс€ специализированные станки. ќдин станок - одна операци€. »наче - невыгодно.

—о станочниками ситуаци€ обратна€. ≈сли раньше было позволительным держать токар€. расточника, шлифовщика, то сейчас приоритет отдаетс€ универсалам, владеющим несколькими специальност€ми. ≈сли один специалист может одновременно работать на нескольких станках, временное отсутствие одного работника не будет тормозить процесс. ѕо тем же причинам оказываютс€ неэффективными моторные предпри€ти€ полного цикла, со своим механическим цехом и автосервисом. ј ведь было врем€...

ћоторный ремонт - индикатор экономической ситуации. ≈сли он идет вовсю, положение в экономике хреновое. » наоборот, если экономика в пор€дке, мотористы "отдыхают".

—егодн€ основным источником прибыли цехов механической обработки могли бы стать детали большегрузной, строительной и специальной техники. ¬едь если дл€ большинства легковых автомобилей ремонт или замена двигател€ - нормальна€ альтернатива, то дл€ грузовых - абсолютно нереальна€. –емонт деталей легковых двигателей (за исключением, пожалуй, √¬÷) стоит рассматривать лишь как приработок.   сожалению, кризис изр€дно "сдул" и грузовую технику. “ак что прежнего вала работ у механических мастерских сейчас нет и, веро€тно, уже не будет.

≈сли говорить об объектах ремонта, то сами двигатели принципиально не изменились. “е же блоки, коленвалы, поршни, головки. ƒа, "фазовращателей" стало больше, гидрокомпенсаторов - меньше. ¬новь по€вились цепные приводы √–ћ. —тал заметным спрос на ремонт моторов дл€ мототехники, разномастной и разнотипной.

—тоит оговоритьс€, что такой ситуаци€ видитс€ из столицы. ќна наверн€ка не многим отличаетс€ от положени€ в других крупных российских мегаполисах. ћожно предположить, что в отдаленных регионах колебани€ спроса на моторный ремонт были не столь резкими и заметными. »звестно, что столична€ волна до периферии доходит легкой р€бью. “ем не менее не нужно забывать, что дл€ современной экономики границы и рассто€ни€ - не преграды.

ѕолучаетс€, что моторный ремонт - индикатор экономической ситуации. ≈сли он идет вовсю, положение в экономике хреновое. » наоборот, если экономика в пор€дке, мотористы "отдыхают". “акже нужно учитывать, что моторный ремонт как вид послепродажного обслуживани€ автотехники должен адаптироватьс€ к тенденци€м автомобилестроени€. ¬ последнее врем€ у автопроизводителей четко прослеживаетс€ такой подход: их продукци€ должна без проблем отслужить положенные 3-5 лет (больше или меньше - зависит от разных факторов). ѕосле этого желательно, чтобы машина развалилась (включа€ мотор), а владелец отправилс€ к дилеру за новой.  акие выводы из этого следуют?

≈сли мы не рассчитываем посто€нно жить в услови€х экономического стресса, ставку на моторный ремонт в секторе легковой техники делать не стоит. ≈го нужно рассматривать лишь как полезное дополнение в спектре услуг универсального автосервиса, которое позволит не отказать редкому клиенту и получить прибыль на ремонте двигател€ и сопутствующих работах. ќднако "вписать" моторный ремонт в структуру универсального автосервиса непросто - он плохо ув€зываетс€ со слесарными работами по ходовой части. » если он не требует особого оборудовани€, то требует отдельного чистого помещени€, места дл€ работы и хранени€ "потрохов" двигателей и, конечно, толкового моториста.

ќ последнем стоит сказать особо, поскольку этот субъект доставл€ет немало головной боли. Ќапример, автосервис может столкнутьс€ с проблемой загрузки моториста работой. ћоторист - это как летчик в армии (своего рода бела€ кость), и большую часть времени использовать его на слесарных работах по ходовой равносильно понижению по службе. Ќе все на это соглашаютс€.

≈сть и проблемы объективного характера. «а последние несколько лет из моторного ремонта ушло много грамотных специалистов.  то-то сменил промасленный комбез на "серый воротничок" мастера, кто-то ушел в другие сферы бизнеса. Ќа смену им пришло новое поколение, которое не обладает необходимыми знани€ми и опытом. —егодн€ сплошь и р€дом наблюдаетс€ полное несоответствие между уровнем ремонтируемой техники (который, безусловно, повышаетс€) и квалификацией ремонтников (котора€ заметно упала). ƒа и вообще, кардинально помен€лс€ престиж специальности "автомеханик". –аньше это был уважаемый человек и хороша€ работа. —ейчас таковой считаетс€ менеджер в галстуке и в офисе. ѕоэтому хорошего механика, а тем более хорошего моториста, найти сложно. ≈сли нашли, нужно платить ему достойную зарплату. ј это возможно лишь при посто€нном потоке моторов тех же "пассатов" и "гольфов", которого уже нет и не предвидитс€.

¬ общем, ситуаци€ с кадрами дл€ моторного ремонта во многом напоминает "лихие дев€ностые" - закон спиралевидного развити€ "живет и побеждает". «начит, нужно вновь повышать уровень подготовки мотористов. Ётим отчасти и продиктовано наше желание еще раз вернутьс€ к теме ремонта двигател€. ¬ последующих стать€х этого сериала мы планируем затронуть вопросы организации и технологии ремонта моторов в современных услови€х.

ѕродолжение следует.



ƒругие наши статьи...


»ндикатор моторного ремонта





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены