ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
 оль на газе ездит "’онда"...

√аз в качестве автомобильного топлива обладает р€дом преимуществ в сравнении с бензином. ќн имеет меньшую склонность к детонации, обеспечивает лучшие показатели по токсичности выхлопа и , самое главное, газ ощутимо дешевле бензина, что сулит немалую экономию. “ак и хочетс€ воскликнуть Ђдаешь газ!!!ї. ќднако эксплуатаци€ современных впрысковых моторов, оборудованных газобалонной аппаратурой, иногда охлаждает Ђгазовыйї энтузиазм и нагл€дно демонстрирует, что первход на газовое топливо далеко нв всегда оборачиваетс€ материальной выгодой. “ому есть Ђсвежийї пример из практики работы моторного центра фирмы ЂјЅ-»нжинирингї.

»стори€ начиналась так. ¬ моторный центр обратилс€ владелец автомобил€ Honda Accord с жалобой на работу двигател€. »з разговора с ним вы€снилось, что машина была приобретена в √олландии несколько мес€цев тому назад. Ђјппаратї, оснащенный 4-цилиндровым многоклапанным двигателем объемом 2,2 л, по нашим меркам довольно новый, был произведен в 1998 году. ƒвигатель автомобил€ имел комбинированную систему питани€. Ќа машину задолго до момента покупки было установлено газобаллонное оборудование дл€ возможности работы на сжиженном нефт€ном газе.
Ќадо отметить, что большинство импортных автомобилей с газобаллонной аппаратурой поступает к нам из стран Ѕенилюкс. ѕричина любви тамошних жителей к газовому топливу носит исключительно меркантильный характер. ¬ладельцы автомобилей, использующих газ, не только эконом€т на стоимости топлива, но и, согласно местному законодательству, пользуютс€ немалыми налоговыми льготами. “ак их мудрое правительство боретс€ за снижение вредных выбросов в атмосферу.
“ак вот, поначалу хоз€ин автомобил€ был доволен приобретением, хот€ порой замечал, что двигатель работает с небольшими сбо€ми. ¬ течение последующего, непродолжительного периода эксплуатации ситуаци€ стала понемногу ухудшатьс€. ƒвигатель работал все более нестабильно, стал ощущатьс€ дефицит мощности.   слову сказать, заметить это несложно. ¬ идеале Ђхондовскийї мотор, оборудованный фирменной системой управлени€ фазами и высотой подъема клапанов VTEC, развивает максимальную мощность 150 л. с. — таким мотором автомобиль со снар€женной массой чуть менее 1,4 т обладает прекрасной энерговооруженностью и, соответственно, отличной динамикой, ƒо Ђсотниї он должен ускор€тьс€ за 9 с! ѕоскольку о подобной Ђудалиї не было и речи, владелец справедливо решил, что что-то не в пор€дке.
ѕервым, довольно естественным действием в такой ситуации было обращение к одному из дилеров Honda. —пециалисты дилерской сервисной станции обратили внимание на то, что отсутствуют тепловые зазоры клапанов и попытались их отрегулировать. Ќапомним, что Honda так же, как и Toyota, избегает применени€ в своих двигател€х гидравлических компенсаторов, отдава€ предпочтение схемам с ручной регулировкой. ¬ данной ситуации попытки отрегулировать тепловые зазоры успехом не увенчались, и клиенту было предложено заменить головку блока в сборе. ѕри этом за новую головку и работу по ее замене была объ€влена сумма, котора€ сподвигла владельца искать другие пути решени€ проблемы. Ёти пути и привели его в ЂјЅ-»нжинирингї.

¬скрытие показалоЕ

ѕробные пуски и первичное обследование двигател€ подтвердили, что претензии к работе газораспределительного механизма вполне обоснованны. ƒвигатель запускалс€ с трудом, подхватыва€ отдельными цилиндрами и постепенно включа€ в работу остальные. Ќа Ђхолостыхї его изр€дно потр€хивало. Ќе имело смысла гадать, что могло случитьс€. Ѕыло решено воспользоватьс€ эндоскопом и посмотреть, что произошло на самом деле. — помощью Ђтехнического глазаї обнаружили, что тарелки выпускных клапанов располагаютс€ на седлах, м€гко говор€, в нештатном положении. ѕоследовавший за этим демонтаж √Ѕ÷ подтвердил безошибочность визуального диагноза.
ƒаже бывалые мотористы не скрывали, что вид€т такую картину впервые. “арелки выпускных клапанов пробили в стальных седлах глубокие колодцы. ≈сли бы не коромысла с регулировочными винтами, в которые Ђнасмертьї уперлись стержни клапанов, Ђобнуливї все зазоры, процесс, похоже, развивалс€ бы и дальше, гроз€ вовсе непрогнозируемым финалом. »дентичные повреждени€ седел, но в меньшей степени, были отмечены и на впускных клапанах. —тало €сно, почему предпринимавшиес€ ранее попытки регулировки зазоров были тщетными.
ќстаетс€ удивл€тьс€ живучести мотора, который при таких дефектах механизма газораспределени€ продолжал как-то работать. ¬ этой ситуации большую часть фазы открыти€ выпускные клапаны проход€т внутри колодцев, когда удаление отработавших газов затруднено. ЂЌикака€ї вентил€ци€ цилиндров, уменьшенна€ степень сжати€ и нарушенное уплотнение клапанов Ч о какой мощности может идти речь?  стати об уплотнении клапанов. ѕоскольку двигатель все же запускалс€, значит, нека€ компресси€ создавалась. ѕохоже, что клапаны уплотн€лись не по фаскам, а по внешней кромке тарелки в месте ее контакта со стенкой колодца.
«а исключением указанных дефектов, внутренности двигател€ выгл€дели более чем пристойно.  амеры сгорани€, головки поршней, сами клапаны Ч все очень чисто, без малейших следов нагара и отложений, что характерно дл€ моторов, продолжительное врем€ работающих на газовом топливе. » все же возникла уверенность, что в происшедшем с клапанным механизмом повинен именно газ.

—лово Ч обвинению

Ёто Ч не первый и не единственный автомобиль марки Honda, который попал в –оссию с установленным оборудованием дл€ работы на газе. “акие машины врем€ от времени завоз€тс€ из европейских стран. ќпыт работы специалистов центра позвол€ет утверждать, что моторы большинства таких автомобилей имеют те или иные проблемы с клапанным механизмом. „аще всего наблюдаетс€ прогар выпускных клапанов как результат нарушени€ температурного режима при работе на газовом топливе.
— подобными случа€ми сталкиваютс€ и на станци€х официальных дилеров Honda. “ак, нар€ду с повреждением клапанов отмечались случаи, когда на сводах камер сгорани€ и днищах поршней образовывались раковины размером с хорошую горошину. ’арактер повреждений также говорил о том, что это Ч результат избыточного теплового воздействи€.
“акой итог эксплуатации на газе моторов, оснащенных системой впрыска топлива {в частности, двигателей Honda), можно было бы отнести на счет неправильной регулировки газобаллонной аппаратуры. ƒействительно, к таким последстви€м может привести желание еще больше сэкономить, излишне обеднив газовоздушную смесь. ¬ этом случае температура сгорани€ увеличиваетс€, впрочем, как и при работе на бедной смеси воздуха и бензина.
„тобы удовлетворитьс€ таким объ€снением, нужно согласитьс€ с тем, что европейские установщики газовой аппаратуры предвз€то относ€тс€ к именитому производителю, соверша€ частые диверсии в отношении его продукции. ƒействительно, с моторами других марок такие истории случаютс€ гораздо реже. ¬о вс€ком случае, о них меньше слышно.
≈сли же причина кроетс€ не в регулировке аппаратуры, отвечающей за подачу газа, где искать объ€снение у€звимости двигателей Honda с комбинированной системой питани€? ѕопробуем высказать несколько, на наш взгл€д, достоверных предположений. „астично они будут опиратьс€ на мнение разработчиков отечественных систем управлени€ двигателем, частично Ч на собственные суждени€ и мнение технических специалистов столичных дилеров фирмы Honda.

ќт сомнений Ч к мнению

ѕосто€нные читатели знают, что на страницах журнала периодически публикуютс€ материалы, посв€щенные разным аспектам использовани€ весьма перспективного газового топлива. ¬ одном из них, статье Ђ≈сли ездит √ј« на газеЕї (апрель 2000), рассматриваютс€ трудности перевода на газ автомобилей с двигател€ми, имеющими электронную систему управлени€ зажиганием и топливоподачей.
¬едущие специалисты ќќќ ЂЌѕѕ ЁЋ ј–ї и журнала Ђјвтомобиль и —ервисї отмечают, что в этом случае возникают две основные проблемы. ѕерва€ обусловлена тем, что при прочих равных услови€х газовоздушна€ смесь горит медленнее смеси воздуха с бензином. Ёто означает, что при работе на газе требуетс€ устанавливать большие углы опережени€ зажигани€, чем при использовании бензина. ¬тора€ заключаетс€ в том, что при определенной конструкции системы управлени€ двигателем возможности примен€емой в насто€щее врем€ газобаллонной аппаратуры не достаточны дл€ обеспечени€ точного дозировани€ газа. Ёто неполный перечень вопросов, которые нужно учесть при переходе на комбинированное питание, номы ими ограничимс€.
ѕрипомним, что представл€ет собой система управлени€ PGM-Fi, примен€юща€с€ на двигател€х Honda. ќна управл€ет зажиганием, топливоподачей и работой двигател€ в режиме холостого хода. «начени€ угла опережени€ зажигани€ хран€тс€ в ѕ«” блока в виде трехмерной Ђкартыї, представл€ющей зависимость ”ќ« от нагрузки и частоты вращени€ двигател€. ≈стественно, параметры зажигани€ оптимизированы дл€ работы на штатном топливе, бензине. ¬ этом случае корректный переход на топливо с другими свойствами (скоростью горени€, октановым числом, теплотворной способностью и т. д.) требует использовани€ иной Ђкартыї зажигани€. Ёто невозможно без серьезного вмешательства в штатную систему управлени€, котора€ к тому же такую возможность и не предусматривает.
—истема управлени€ PGM-Fi дозирует топливо, определ€€ цикловое наполнение цилиндра воздухом. ќно рассчитываетс€ по двум параметрам, измер€емым с помощью датчиков системы: абсолютному давлению во впускном коллекторе и частоте вращени€ коленчатого вала. ѕосколькугаз, подаваемый во впускной коллектор, замещает часть поступающего в двигатель воздуха, датчик абсолютного давлени€ (ћј–-сенсор) при работе на газе будет давать ошибочную исходную информацию дл€ расчета циклового наполнени€ с вытекающими отсюда последстви€ми. Ѕудь метод определени€ циклового наполнени€ иным [например, по массовому расходу воздуха, измер€емому тонкопленочным расходомером), этой ошибки можно было бы избежать.
ќбвин€ть производител€ в том, что конструкци€ используемой им системы управлени€ не вполне подходит дл€ перевода автомобил€ на газовое топливо, все равно, что предъ€вл€ть претензии к автомобилю, что он не летает. ƒвигатели, о которых идет речь, проектировались с учетом того, что в качестве топлива используетс€ именно бензин.   слову сказать, Honda производит и двухтопливные моторы, которые, помимо бензина, могут работать на сжатом природном газе. ќни, например, устанавливаютс€ на автомобили Honda Civic, поставл€емые в јмерику. ¬ них учтены все особенности, сопровождающие переход с одного вида топлива на другой. ¬ частности, кардинальное изменение законов управлени€ двигателем.
 ак обычно решаютс€ упом€нутые проблемы? Ќа низкофорсированных карбюраторных двигател€х чаще всего Ч никак. «ажигание устанавливают Ђпод бензинї, как наиболее склонный к детонации, вручную регулируют дозатор и мир€тс€ с тем, что режим работы на газе отличаетс€ от оптимального Ч все равно дешевле,
¬ последнее врем€ по€вл€ютс€ устройства, позвол€ющие автоматически измен€ть установку угла зажигани€ при переключении вида топлива. ƒл€ р€да впрысковых двигателей отечественной разработки по заказу выпускаютс€ специальные блоки управлени€. ¬ них занос€тс€ две программы управлени€ зажиганием и предусматриваетс€ возможность перехода с одной Ђкартыї на другую. ¬едутс€ работы по совершенствованию дозаторов газа. «десь основное направление Ч применение электронного управлени€ подачей газа с использованием обратной св€зи по датчику кислорода. –еализаци€ такого комплекса мер способствует оптимальной и, главное, безопасной дл€ двигател€ работе на Ђвтором топливеї,
» все же остаетс€ открытым вопрос: почему, несмотр€ на наличие проблем с установкой зажигани€ и дозированием топлива, Ђ√ј« на газе ездитї, a Honda Ч нет? ≈сли выразитьс€ точнее, почему идентичные проблемы привод€т к различным последстви€м? ѕричина, на наш взгл€д, в различном типе и степени совершенства двигателей.
ƒвигатели Honda Ч принципиально высокооборотные. Ёто свойство отличает их не только от моторов, которые примен€ет √ј«, но и от продукции прочих мировых производителей. ѕри высокой частоте вращени€ коленчатого вала оптимальный ”ќ« дл€ медленно гор€щей газовоздушной смеси становитс€ недопустимо большим, так что система управлени€ не в состо€нии его отработать, даже если в ней предусмотрена возможность коррекции. –езультат Ч повышение температуры отработавших газов и соответствующее увеличение тепловых нагрузок на элементы камеры сгорани€ и клапанный механизм. —вой вклад в ухудшение теплового режима двигател€ также могут вносить ошибки в дозировании газа, привод€щие к обеднению смеси.
ѕоследстви€ усугубл€ютс€ тем, что Ђхондовскиеї двигатели Ч высокофорсированные и имеют один из самых высоких показателей удельной мощности. — одной стороны, это свидетельствует об их отменной эффективности как преобразователей тепловой энергии в механическую. Ќо другой конец этой Ђпалкиї Ч высока€ нагруженность всех элементов двигател€, работающих в услови€х, близких к предельным. «апасы прочности (во всех смыслах Ч и механическом, и тепловом) в таких двигател€х минимальны. –абочий процесс в них оптимизирован настолько, что так же малы допустимые отклонени€ по основным параметрам {зажиганию, дозированию топлива), вли€ющим на работоспособность и эффективность двигател€.
Ќизкофорсированные, массивные Ђтихоходыї, напротив, обладают более высоким запасом прочности. ќни же более Ђтолстокожиї в смысле допустимого разброса параметров зажигани€ и топливоподачи, а потому легко Ђпрощаютї даже не совсем корректный перевод на комбинированное питание.

ќ лозунгах

¬ теоретических отступлени€х едва не осталась забытой судьба Ђјккордаї, Ђгеро€ї повествовани€. ќна складывалась следующим образом. ”видев метаморфозу, происшедшую с головкой его автомобил€, владелец распор€дилс€ газобаллонную установку упразднить.  стати, при ее демонтаже вы€снилось, что она не из самых простых. ¬ аппаратуре было предусмотрено отключение штатных форсунок, а система подачи газа имела электронное управление с коррекцией по датчику кислорода. » тем не менееЕ
√оловка в принципе вполне подлежала восстановлению. ƒл€ этого нужно было помен€ть все седла и на вс€кий случай Ч клапаны. »х фаски были изр€дно изношены, и после восстановлени€ геометрии кромки тарелок оказались бы слишком тонкими. Ёто грозило возможностью прогорани€ при работе на бензине. — учетом того, что и тех и других в многоклапанной √Ѕ÷ числом Ч аж шестнадцать, вместе с работой выходила далеко Ђне квадратна€ї сумма. ¬ цел€х экономии была приобретена Ђбэушна€ї, вполне приемлемого качества головка. ѕосле небольшого Ђкосметическогої ремонта (правка седел, шлифовка фасок, фрезеровка плоскости) она была установлена вместо прежней, оставленной хоз€ину Ђна пам€тьї. ¬от и все. »ли почти все.
–ассказ о злоключени€х Ђјккордаї не самоцель, но повод. ѕовод высказать р€д мыслей, касающихс€ проблемы Ђгазификацииї автотранспорта. √лавна€ беда –оссии Ч не дураки, не дороги и отнюдь не „убайс, а всего лишь отсутствие чувства меры. »менно оно (то есть его отсутствие) способно любую, самую здравую идею при ее реализации превратить в полный абсурд. ѕоэтому, пропагандиру€ здравую мысль о применении газа в качестве топлива дл€ автотранспорта, хочетс€ предостеречь от возможных призывов к Ђтотальной газификации всех и вс€ї. ѕредлагаетс€ не забывать об изначальных, основных цел€х этой акции, а именно Ч уменьшении количества вредных выбросов в атмосферу и снижении эксплуатационных расходов со стороны владельцев автотранспорта вследствие разницы стоимости двух видов топлива.
ѕомн€ об этих Ђпосылахї, скажем Ђƒј≈Ў№ √ј«!ї безусловно:

  • Ђпрожорливомуї пассажирскому и грузовому автотранспорту;
  • отечественным легковым автомобил€м, оборудованным неэкономичными двигател€ми архаичной конструкции, которые, похоже, никогда не узнают о существовании экологических Ђевронормї.
¬ остальных случа€х стоит действовать осмотрительно и с разбором, без огл€дки на ≈вропу и стремлени€ улучшить и без того хорошее. —удите сами: подавл€ющее большинство импортных двигателей последнего поколени€ уже соответствуют требовани€м экологического стандарта EURO IV, которые будут прин€ты к исполнению лишь в 2005 году.
„то касаетс€ экономии, то, например, двигатель Honda, о котором шла речь, при мощности в 150 Ђлошадейї в смешанном ездовом цикле на 100 км пробега потребл€ет 8,5 л бензина ј»-95. ѕрикиньте Ђэкономиюї и просчитайте ее возможные последстви€. ѕожалуй, это тот самый случай, когда, на самом деле, Ђлучшее Ч враг хорошегої.
√л€д€ на название статьи, чувствуетс€ нека€ незавершенность и эдака€ недосказанность. ѕопробуем их устранить. »такЕ Ђ оль на газе ездит Д’ондаУ, Е мотористу быть при деньгах!ї. Ќу вот, немного не в рифму, зато по сути верно



ƒругие наши статьи...



√азораспределительный механизм двигател€ Honda с рабочим объемом 2,2 л выполнен по схеме SOHC и оснащен системой управлени€ фазами и высотой подъема клапанов VTEC.




»деальное состо€ние поверхности камер сгорани€, клапанов и изол€торов свечей зажигани€ указывает на то, что двигатель продолжительное врем€ работал на газе. —осто€ние головки можно было бы назвать отличным, если бы не одно "но"....




..... даже бывалым мотористам така€ картина показалась необычной. “арелки выпускных клапанов пробили в седлах глубокие колодцы. јналогичные повреждени€,но в меньшей степени были отмечены и на седлах впускных клапанов.




¬ большинстве современных систем управлени€ двигателем дл€ определени€ оптимального момента зажигани€ при работе на штатном топливе используетс€ так называема€ карта зажигани€ - сложна€ зависимость ”ќ« от нагрузки на двигатель и его оборотов.  орректный переход на газовое топливо требует использовани€ другой карты.




¬р€д ли в ближайшем будущем двигатель «ћ«-4062.10 сможет удовлетворить европейским экологическим нормам. ѕрименение газового топлива (в данном случае сжатого природного газа) помогает и снизить токсичность выхлопа, и сэкономить.




ћоторы Honda обладают высокой удельной мощностью.   тому же ее пик обычно приходитс€ на область высоких оборотов (у данного мотора - между 5000 и 6000 мин-1).





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены