ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
Ѕаллада о кривых шаловливых ручонках

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї

ќбычно в балладах рассказываетс€ о чем-то трагическом и монументальном. ¬от, например, у ѕушкина: вз€л вещий ќлег в руки череп кон€, а из оного черепа как выскочит зме€ в плохом настроении Ц и нет кн€з€! Ќо наша баллада будет не о соблюдении техники безопасности (как у јлександра —ергеевича), а о халтуре и ее последстви€х при проведении ремонтных работ Ц как у английского поэта и св€щенника XVII века ƒжорджа √ерберта. Ќапомню, в этой балладе кузнец не забил гвоздь в подкову Ц и арми€ проиграла сражение.

¬ступление. ћеталлолом

»так, привез клиент на станцию старенькую машину Ц почините, говорит, ей мотор. ќн работает, однако что-то плохо: греетс€, масло Ђжретї, да и вообще что-то там странно постукивает. ќтвечают ему на —“ќ: Ђ онечно! ¬от пр€м сейчас и починим вашу железную лошадку!ї.

ƒолго ли, коротко ли, но не прошло и пары-тройки мес€цев, как машину возвращают счастливому владельцу. — новыми поршн€ми, кольцами, вкладышами, клапанами, прокладками и другими разными красивыми детальками.  атайс€ и радуйс€!

Ќо радость, как это иногда случаетс€, длилась недолго Ц не проехав и тыс€чи километров, двигатель Ђсдохї Ц а фактически взорвалс€, окончательно и бесповоротно. » восстановлению не подлежит, даже с использованием самых Ђдревнихї способов: уже ничего нельз€ ни подварить, ни расточить, ни приклепать. Ќекуда и нечего. √руда железа, которой путь только на свалку.

јвтовладелец возвращаетс€ на —“ќ в Ђрасстроенных чувствахї Ц и спрашивает: ЂЌу как же так?ї. ј ему в ответ: ЂЌу, мы ж говорили, что не хватает деталей? ј ¬ы подписали бумагу, в которой прописано, что наш сервис не отвечает за качество деталей, которые ¬ы нам не подвезли. „то ж ¬ы теперь от нас хотите?ї.

Ќа что автовладелец говорит, что да, действительно Ц такую бумагу подписывал. ƒа Ц не подвез всех деталей. Ќо разве должен мотор вот так вот взрыватьс€?  ажетс€, что дело тут нечистоЕ

» в самом деле Ц а что такого сделали ремонтники, чтобы из плохо, но работающего двигател€ Ђсоорудитьї такую кучу металлолома?

—южет. ћежду молотом и наковальней

–азборка двигател€ показала, что один поршень в моторе полностью разрушилс€: от него остались лишь мелкие кусочки. Ќо одновременно с этим Ђприказал долго житьї и выпускной клапан в этом же цилиндре. ј это Ц вполне себе характерна€ поломка, котора€ может указать на виновника происшестви€.

ƒело в том, что когда обрываетс€ клапан и разрушаетс€ поршень, то в 99,9% случаев Ђвиноватї клапан. “радиционный Ђсценарийї развити€ такой поломки следующий: когда на средних оборотах двигател€ (по какой-то причине) разрушаетс€ клапан, его тарелка, оторвавшись от стержн€ и перемеща€сь в цилиндре хаотично, попадает между поршнем и головкой блока.

ѕоршень фактически вбивает тарелку в стенку камеры сгорани€, но его прочность в любом случае ниже прочности головки блока. Ќесколько таких ходов Ц и осколки поршн€ вместе с тарелкой осыпаютс€ в поддон картера. Ќу а дальше по цепочке Ц дыра в блоке цилиндров, убита€ головка блока, коленвал. —валка, в общем... „то на первый взгл€д, полностью соответствовало общей картине происшестви€.

Ёксперт, проводивший исследование по просьбе владельца, не стал себ€ утруждать разными верси€ми и сразу сделал вывод о том, что поломка двигател€ произошла вследствие разрушени€ клапана. Ќу а клапану, очевидно, Ђпомоглиї ремонтники Ц €кобы чего-то там не так точили, резали или притирали. ’от€ никаких особых признаков кривого точени€ найти так и не удалось...

≈стественно, выводы экспертизы не понравились руководству —“ќ Ц дескать, мы же предупреждали клиента, что он не предоставил всех необходимых запчастей, а значит, мы можем ставить что угодно Ц и ответственности ни за что мы не несем. ј вот и бумага, подписанна€ клиентомЕ

Ќу, раз такое дело Ц решили сделать еще одну экспертизу. » совершенно неожиданно вы€снилс€ крайне странный, интересный и серьезный факт.

¬ исследуемом двигателе примен€етс€ неподвижна€ посадка поршневых пальцев в верхних головках шатунов Ц ее также называют прессовой. ≈сли палец запрессован в отверстие шатуна, то он будет сидеть неподвижно, а поршень сможет вращатьс€ на пальце. Ќо оказалось, что почти все пальцы в данном моторе свободно Ђход€тї (а проще говор€, болтаютс€) в отверсти€х шатунов. ѕричем некоторые из них можно было просто вытащить рукой.

  чему это привело? ЂЅолтающийс€ї палец во врем€ работы двигател€ сдвигаетс€ в шатуне от своего нормального среднего положени€ до упора в ту или другую сторону. ”пор этот Ц стенка цилиндра, которую палец начинает грызть своей острой кромкой и прогрызает в ней огромную Ђканавуї. ¬ большинстве цилиндров мотора такие Ђканавыї обнаружились. ј в том цилиндре, где рухнул поршень, канава оказалась самой глубокой и широкой...

≈сли выдвинуть палец до упора в стенку цилиндра, то окажетс€, что у него остаетс€ опора только на одну бобышку поршн€, а на второй бобышке опоры пальца практически нет: его торец Ђзацепл€етї только за самый край отверсти€. “огда при работе двигател€ край этой бобышки на поршн€х очень быстро срабатываетс€, а от возрастающих ударных нагрузок на палец друга€ бобышка быстро разрушаетс€. ¬месте со всем поршнем.

ѕризнаки этой неисправности очевидны Ц Ђканаваї на стенке цилиндра, на одной бобышке следы перекоса пальца (на обоих кра€х отверсти€ есть характерный износ), а на другой Ц Ђразбитыйї внутренний край.

Ќа пальце видны не только разбитые кра€, но и несимметричные следы приработки и даже следы приработки к отверстию в шатуне, с которым он должен быть неподвижно соединен. »менно така€ картина и обнаружилась на большинстве поршней двигател€.

 ульминаци€.  онфликт в металле

ѕричина поломки мотора стала более пон€тной. Ќо вот что послужило по€влению этой самой причины? » соответственно Ц кто виноват? » с чего это вдруг отверсти€ в шатунах увеличились? »ли это пальцы уменьшились? ј почему тогда до ремонта ничего не увеличивалось и не уменьшалось?

ƒл€ вы€снени€ причины и виновника необходимо пройти по всей цепочке Ц от момента приема двигател€ в ремонт до поломки. » сравнить состо€ние деталей, найти все факторы, которые могли оказать критическое воздействие.  огда такую работу провели, вы€снилось, что ни в эксплуатации, ни при разборке узла (при выпрессовке пальца из головки шатуна) никаких критических сил не возникает. ѕод подозрением осталась единственна€ операци€ Ц сборка поршн€ с шатуном.

»з многолетней и широко известной ремонтной практики: чтобы собрать конструкцию Ђшатун Ц поршеньї, верхнюю часть шатуна надо нагреть, чтобы отверстие верхней головки расширилось, и Ђнат€гї пальца в отверстии превратилс€ в зазор Ц тогда с помощью специальной оправки можно Ђот рукиї вставить холодный палец на место.

¬есь вопрос состоит в том, до какой температуры допустимо нагревать шатун? Ќа головках шатунов была вы€влена окалина, они приобрели серый цвет Ц что говорит о том, что нагреты они были выше 300∞—. ’от€ по известным данным температура головок не должна превышать 200∞—.

Ќу и что тут такого? Ц думает иной начинающий механик, обладатель Ђшаловливых кривых ручонокї. ∆елезка же: нагрел побольше, чтобы палец легче встал на место!

ƒа, действительно, при перегреве шатуна палец легко встанет. Ќо вот потом об€зательно начнутс€ большие проблемы Ц что, собственно, в данном случае и произошло.  огда холодный палец соприкасаетс€ с перегретым шатуном, место контакта начинает интенсивно охлаждатьс€. » металл пытаетс€ сжатьс€ на внутренней поверхности отверсти€. Ќо перегрет-то (и расширен) весь объем металла головки шатуна. » естест≠венно, сильно нагретые наружные слои верхней головки стараютс€ Ђне пуститьї внутренние сжатьс€. ¬ результате такого Ђконфликтаї слоев в головке возникают буквально Ђзверскиеї напр€жени€ раст€жени€.

Ќо головка-то перегрета, а прочность металла снижена! –езультат очевиден Ц если напр€жени€ превыс€т предел пластичности металла при данной температуре нагрева, то после остывани€ в детали возникнут остаточные деформации. “о есть диаметр отверсти€ в верхней головке шатуна просто увеличитс€, а палец потер€ет нат€г. » чем выше температура перегрева, тем €рче будет про€вл€тьс€ этот эффект.

Ђѕолуфиналї истории Ц технические подробности и Ђшаловливые кривые ручонкиї

 аждый уважающий себ€ ремонтник-профессионал, прежде чем приступить к работе с двигателем, сначала читал книги, инструкции и статьи по теме. ¬ частности, по замене поршней написано много Ц и давно уже существует широко известна€ технологи€ определени€ температуры нагрева шатунов, даже если в мастерской нет печи с контролем температуры (которой, кстати, не бывает ни в частном гараже, ни на —“ќ у дилера).

Ёта технологи€ была разработана еще в те времена, когда дл€ ремонта ¬ј«овских автомобилей у советских ремонтников, кроме гаечных ключей и отверток, в общем-то, ничего и не было. ѕоэтому нагревание шатуна проводилось с использованием Ђподручных средствї, в частности, обычной бытовой электроплитки.

¬се очень просто: шатун кладетс€ на плитку верхней головкой, а на нее Ц кусочек мыла. » вот когда постепенно, минут через 15, мыло приобретет темно-коричневый цвет, значит, все, головка нагрета до искомых 200∞— Ц можно собирать.

ќтметим также, что в прошлом некоторые механики предпочитали нагревать шатуны па€льной лампой, но такой способ давно вышел из употреблени€ Ц он опасен не только в помещении, но даже на улице.

Ёто все медленные способы нагрева Ц перегреть шатун теоретически можно, но Ђупаришьс€ї ждать, пока он перегреетс€. ј вот быстрый нагрев опасен, поскольку приводит к неконтролируемому перегреву. Ќапример, нагревать деталь с помощью газовой горелки (даже при использовании мыла в качестве Ђиндикатораї) категорически нельз€ Ц нагрев будет столь быстрым и интенсивным, что мыло даже не успеет отреагировать.

Ќо халтурщик с Ђшаловливыми кривыми ручонкамиї такими сложными матери€ми не Ђзаморачиваетс€ї. » книг не читает Ц хот€ в них все написано, подробно и тщательно. ќн хватает сразу горелку, благо она тут же, р€дом, у реб€т в кузовном цехеЕ –аз Ц и готово.

‘инал Ц с юридической моралью

” подавл€ющего большинства автомобилей разборка-сборка поршней и шатунов предусмотрена в ремонтной технологии и подробно изложена в ремонтной документации. ќднако в исследуемом двигателе все наоборот Ц ремонт узла Ђшатун Ц поршеньї вообще запрещен: производитель автомобил€ в документации предусматривает лишь замену всего узла в сборе. ќ чем так и сказано Ц разбирать запрещено.

ќчевидно, если двигатель достаточно старый, найти узел становитс€ очень трудно или вообще невозможно Ц производитель его просто перестал выпускать. ј вот отдельно поршень с пальцем найти легко: по прошествии 5Ц7 лет их различные типоразмеры уже производит множество независимых фирм. »менно так и случилось с упом€нутым двигателем Ц шатуны в сборе с поршн€ми оказались несбыточной мечтой владельца, пришлось покупать поршневые группы. ¬ надежде на то, что операци€ по перепрессовке поршней на шатунах не станет большой проблемой.

Ќо не тут-то было. ѕотому что в этот момент в нашей балладе оп€ть по€вл€етс€ руководство —“ќ.  ак только вы€снилось, что найти узел Ђшатун Ц поршеньї в сборе клиент не смог, то это самое руководство вызвало его Ђна коверї. » за€вило, что дл€ того чтобы отремонтировать мотор, придетс€ нарушить все самые железные правила Ђмануалаї и пойти на совершенно смертельный риск Ц собрать узел самим. Ќо поскольку оно (руководство то есть) ничего гарантировать при таком серьезнейшем нарушении инструкций не может (и даже наоборот) Ц то клиент об€зан подписать Ђотказнуюї бумагу. ƒескать, шатуны нуждаютс€ в об€зательной замене, но клиент их не предоставил. » потому —“ќ ни за что не отвечает.

¬ладелец, уверенный, что на станции работают пор€дочные люди и хорошие профессионалы, а также вспоминающий, что когда-то он и сам своими руками собирал поршни с шатунами на своих Ђжигул€хї, с легкостью подписывает документ. „то дальше, известно Ц шатуны перегревают, пальцы тер€ют нат€г, мотор собирают с этим дефектом, выпускают машину, и через 1000 км мотор взрываетс€.

»так, Ђкто виноватї в данной коллизии? “о есть Ц кто будет платить за Ђбанкетї?

— одной стороны, —“ќ нарушило инструкцию производител€: тот самый Ђмануалї. Ќо Ц по насто€нию клиента, о чем есть соответствующий документ, им подписанный. ѕри этом (хот€ производитель не указал, как разбирать и собирать узел) существуют общеизвестные методы сборки таких узлов.  оторые надо выполн€ть Ц если, несмотр€ на запрет производител€, прин€то решение о выполнении запрещенной работы.

“о есть, если уж нарушаешь, то нарушай правильно! “акой вышел парадокс Ц наруша€ Ђмануалї, на —“ќ могли его нарушить Ђправильної, и тогда мотор ездил бы долго и счастливо, но нарушили его Ђнеправильної Ц и мотор скоропостижно Ђумерї. » третий вариант Ц вообще ничего не нарушать, а просто положить разобранный мотор в багажник и отправить клиента на все четыре стороны. —амый безопасный. Ќо почти без денег.

—“ќ выбрало путь нарушени€, и можно предположить, что общеизвестной технологией сборки пренебрегли лишь потому, что у —“ќ была Ђиндульгенци€ї, по которой клиент отказываетс€ от всех возможных претензий. “о есть, не исключено, просто Ђдали потренироватьс€ї ученику. ј почему нет Ц за все же клиент платит, не так ли?

— юридической точки зрени€, согласно известным Ђѕравилам оказани€ услуг/выполнени€ работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средствї при невозможности проведени€ каких-либо работ исполнитель об€зан своевременно предупредить заказчика и составить документ, в котором указать не устраненные неисправности. ѕри этом исполнитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещени€ своих затрат. Ќо не об€зан...

 азалось бы, все было сделано Ђпо законуї: и заказчик был предупрежден, и бумага составлена, и даже работа кака€-то выполнена. Ќо полностью испорчена. ѕри этом исполнитель не воспользовалс€ своим правом расторгнуть договор, понаде€вшись на свою юридическую грамотность, но полностью упустил техническую сторону дела, про€вив полную техническую безграмотность и халатность. ’алтура, одним словом. ѕочему?

¬се очень просто: если не можешь качественно выполнить работу, то и не берись за нее. Ѕлаго закон тебе такую возможность предоставл€ет. ј если вз€лс€, то не обкладывайс€ Ђиндульгенци€миї: они не спасут. ≈ще и деньги вз€л за работу? ƒа ты просто Ђпопалї, и теперь будешь нести ответственность Ђпо полнойї.

¬от така€ баллада получилась, така€ моральЕ



ƒругие наши статьи...







√ильза цилиндра разрушилась, а двигатель превратилс€ в груду железа√ильза цилиндра разрушилась, а двигатель превратилс€ в груду железа...

ќбрыв тарелки клапана дл€ камеры сгорани€ никогда не проходит бесследноќбрыв тарелки клапана дл€ камеры сгорани€ никогда не проходит бесследно

ј вот и сам оборванец Ч суд€ по соседнему гнутому клапану, обрыв случилс€ от удара поршн€ј вот и сам Ђоборванецї Ч суд€ по соседнему гнутому клапану, обрыв случилс€ от удара поршн€

¬ большинстве шатунов пальцы легко сдвигались и даже вынимались от руки¬ большинстве шатунов пальцы легко сдвигались и даже вынимались от руки

>
ѕри сдвиге пальца упором служит поверхность цилиндра, где от пальца остаетс€ характерна€ канаваѕри сдвиге пальца упором служит поверхность цилиндра, где от пальца остаетс€ характерна€ Ђканаваї

ѕри сдвиге до упора палец тер€ет опору на одну из бобышекѕри сдвиге до упора палец тер€ет опору на одну из бобышек...

видно по характерной выработке на краю отверсти€ бобышки...что видно по характерной выработке на краю отверсти€ бобышки

Ќесимметричные следы приработки на пальце Ч типичные признаки его сдвига и вращени€ в отверстии верхней головки шатунаЌесимметричные следы приработки на пальце Ч типичные признаки его сдвига и вращени€ в отверстии верхней головки шатуна




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены