ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ƒиагноребус. »нформаци€.

—≈–√≈… √ј«≈“»Ќ, ,
технический эксперт компании Ђјм≈врої,
—≈–√≈… —јћќ’»Ќ

ƒо сих пор при рассмотрении инструментари€ современного диагноста объектами нашего внимани€ были различного рода приборы. —егодн€, раскрыва€ тайный смысл очередного блока диагностической пирамиды, мы познакомимс€ с инструментом иного свойства. »м€ ему Ч информаци€.

ѕравомерно ли назвать информацию инструментом? Ѕезусловно, да. ѕричем, информаци€ Ч инструмент универсальный. — его помощью можно шантажировать и фальсифицировать, манипулировать сознанием масс. ќн играет определ€ющую роль в процессе прин€ти€ решений, оказывающих переломное вли€ние на судьбы человечества.

¬ общем трудно не согласитьс€ с известным афоризмом, утверждающим, что владение информацией дает власть над миром.

¬ наши планы не входит разработка стратегии информационного захвата планеты. Ќаша цель скромнее Ч разобратьс€ в том, каково место технической информации в процессе поиска неисправностей двигател€ автомобил€ и кака€ информаци€ на сегодн€шний день доступна диагносту.

–азберемс€ Ђпо пон€ти€мї

ќбъем технической информации, касающейс€, в частности, автомобильной техники, необъ€тен. Ќе стрем€сь Ђобъ€ть необъ€тноеї, определим, о какого рода информации идет речь, кака€ ее часть входит в Ђдиагностическую пирамидуї.

Ќа наш взгл€д, техническую информацию, используемую в работе диагностом, правомерно подразделить на две категории.   первой относитс€ базова€ информаци€. ќна представл€ет собой сведени€ о физических основах рабочих процессов в двигателе и его системах. Ѕазова€ информаци€ абсолютно открыта и доступна. ≈е можно почерпнуть из учебников, специализированных книг и периодических изданий. ѕроблема овладени€ базовой информацией заключаетс€ не в том, как ее получить, а в том, как ее усвоить. ѕроцесс усвоени€ опираетс€ на хорошие знани€ физики, химии, электротехники и других технических дисциплин и требует длительного времени и огромных усилий.

 ак многое другое, что даетс€ нам большим трудом, базовые знани€ бесценны. Ёто тот самый багаж, который Ђплечо не давитї, хот€ посто€нно находитс€ с нами. ≈го Ђразмерї вместе с умением мыслить логически главным образом определ€ет успех в работе диагноста. ¬ывод прост: без овладени€ базовой информацией успешно заниматьс€ диагностикой двигател€ невозможно.

—уществует категори€ технической информации, котора€ имеет иной характер. Ёто информаци€ справочна€. ќна довольно специфическа€ и конкретна€. ќбъем ее огромен, поэтому таскать ее посто€нно за плечами ни к чему. ѕотребность в справочной информации возникает лишь врем€ от времени. “ем не менее, она занимает важное место в диагностическом процессе и именно она имелась в виду как составна€ часть Ђдиагностической пирамидыї.

ƒл€ чего нужна справочна€ информаци€?

ѕроцесс диагностики св€зан с измерением большого массива параметров, отражающих текущее состо€ние двигател€. ќпределение характеристик с использованием рассмотренных нами приборов Ч не самоцель, а всего лишь средство. ÷ель выполн€емых измерений Ч установить, соответствуют ли параметры двигател€ и его систем норме, то есть ответить на вопрос Ч много, мало или в самый раз? „тобы дать ответ, нужно знать нормативный уровень измер€емых величин, который определ€етс€ производителем и €вл€етс€ одной из составл€ющих справочной технической информации.

»сследуемые системы современного двигател€ состо€т из большого числа электромеханических и электронных элементов. ќни объединены в единое целое замысловатыми электросхемами и св€заны непростой логикой функционировани€. „асто дл€ обнаружени€ неисправности требуетс€ точное знание внутреннего устройства самого элемента или его взаимосв€зи, в том числе электрической, с прочими компонентами системы. »ногда приходитс€ тратить много времени только лишь на то, чтобы обнаружить интересующий электрический элемент на автомобиле. ƒержать эти сведени€ в голове, особенно если речь идет о работе в услови€х универсального автосервиса, немыслимо, да и не за чем. ќзнакомитьс€ с электрическими схемами, узнать расположение электрических элементов и их внутреннее устройство можно, использу€ справочную информацию.

¬ технической информации дл€ диагностов можно найти и такой полезный раздел, как алгоритмы или блок-схемы поиска неисправностей. ќн содержит подсказки, позвол€ющие по симптомам неисправности вести системный поиск дефекта. ÷енность этих сведений дл€ диагноста зависит от уровн€ его квалификации. ѕрактика показывает, что алгоритмы поиска неисправностей чаще используют в работе начинающие диагносты. — ростом профессионального опыта к такой информации обращаютс€ реже.

—реди прочей справочной информации, котора€ часто используетс€ в работе, можно упом€нуть: регулировочные данные и описани€ специфических процедур регулировки параметров, если таковые предусмотрены производителем; вакуумные диаграммы двигател€; расшифровки кодов неисправностей (на случай, если сканер не дает такой информации); обозначени€ и заводские номера запасных частей и агрегатов.

Ќекоторые источники справочной информации содержат такой интересный раздел, как TSB (Technical Service Bulletin). Ёто в своем роде конференци€ по обмену опытом. ¬ разделе описываютс€ необычные случаи или проблемы, с которыми диагносты сталкивались на практике при обслуживании и ремонте различных систем автомобил€, предлагаютс€ возможные методы их решени€.

ћожно ли при поиске неисправности обойтись без пользовани€ справочной технической информацией? ¬ р€де случаев можно. ћногие дефекты удаетс€ обнаружить и устранить, не обраща€сь к справочным данным. ƒл€ этого диагност должен быть хорошо знаком с устройством диагностируемого двигател€ и иметь четкое представление об основах работы неисправной системы, то есть обладать хорошим багажом базовых знаний.

ѕрактика показывает, что в зависимости от опыта, то есть качества базовых знаний, диагност в 6-8 случа€х из дес€ти справл€етс€ с решением проблемы, не обраща€сь к справочной технической информации. Ёто ни в коем случае не умал€ет ее значени€. ¬едь в оставшихс€ случа€х без нее просто не обойтись.

Ќеобходимо учитывать, что в последнее врем€ значимость технической информации стремительно возрастает. Ётому способствует увеличение количества электронных систем в современных автомобил€х. ѕомимо сложности они характеризуютс€ затрудненным доступом к компонентам, что требует использовани€ специальных методов исследовани€, например применени€ сканеров. ¬ то же врем€ сама система самодиагностики двигател€ усложн€етс€.  оличество считываемых сканером параметров увеличиваетс€ настолько, что никакого опыта не хватает, чтобы разобратьс€ Ђкто есть хуї и проанализировать их, не прибега€ к справочным данным.

ѕознакомимс€ с тем, какие источники справочной технической информации можно использовать при диагностике двигател€.

»сточники информации

≈сли говорить о классификации справочной технической информации, то ее прежде всего можно разделить на авторизованную и неавторизованную. јвторизованна€ информаци€ готовитс€ самим производителем автомобилей и предназначаетс€ дл€ использовани€ официальными дилерами. ѕоэтому ее также с полным основанием можно назвать первичной информацией или дилерской.

ƒилерска€ информаци€ Ч естественно, узкоспециализированна€. ќна касаетс€ автомобилей только одной марки. ¬ыпуска€ на рынок новую модель или серию автомобилей, производитель одновременно с этим распростран€ет техническую информацию, обеспечивающую возможность их обслуживани€. ѕервична€ информаци€ Ч сама€ актуальна€, в ней можно обнаружить самые свежие данные.

≈стественно, никто не обладает более точными данными по автомобилю, чем тот, кто его разработал и производит. ¬ силу этого авторизованна€ техническа€ информаци€ Ч наиболее полна€ и достоверна€ и поэтому представл€ет максимальную ценность дл€ автоспециалистов.

ќбщих стандартов, определ€ющих требовани€ к авторизованной информации, не существует. ѕоэтому информаци€ разных производителей существенно отличаетс€. ќтличи€ могут заключатьс€ в составе, структуре, в подходе к изложению материала, степени проработки и детализации тех или иных вопросов. “ак, например, славой наиболее полных и подробно изложенных пользуютс€ базы данных американских автопроизводителей и, прежде всего, концерна GM. јвторизованна€ информаци€ европейских производителей гораздо более скупа€ и менее детализированна€.

ƒалеко не все автоконцерны забот€тс€ о том, чтобы переводить выпускаемую ими техническую литературу на €зыки всех народов мира, в частности, на русский. „аще она бывает доступна на €зыке производител€ или наиболее распространенных европейских €зыках (английском, немецком). ¬ этом один из ее недостатков дл€ российских пользователей.

»сточником неавторизованной технической информации €вл€ютс€ фирмы и издательства, занимающиес€ обработкой и публикацией данных, приобретенных у производителей, полученных или добытых иным путем. “аким образом, неавторизованна€ информаци€ Ч это информаци€ вторична€. ≈е качество зависит, как минимум, от двух факторов: от того, насколько полные данные удалось добыть у производител€ и насколько удачно удалось их переработать.

”пом€нутые показатели, естественно, выше у известных и мощных фирм, давно работающих на рынке технической информации. ќни наработали хорошие св€зи с автопроизводител€ми и имеют достаточные материальные ресурсы дл€ периодического пополнени€ и обновлени€ информации. ѕереработка первичной информации может заключатьс€ в ее переводе, грамотном отборе наиболее полезных сведений, приведению по-разному оформленных данных к единой форме, удобной дл€ пользовател€, дополнению фотоматериалами и т.д. “ак что несправедливо утверждать, что потребительские свойства вторичной информации заведомо хуже. ѕрактика работы диагностических участков показывает, что качественные источники неавторизованной информации в подавл€ющем большинстве случаев позвол€ют решать все проблемы.

Ќеавторизованна€ информаци€ может быть как узкоспециализированной (касатьс€ одной марки или модели автомобил€, рассматривать особенности одной из его систем), так и универсальной. ”ниверсальна€ информаци€ содержит разносторонние сведени€ о техническом устройстве большого количества автомобилей. ¬ этом случае говор€т о справочно-информационной базе данных. ќна характеризуетс€ широтой охвата по модел€м и глубиной представленного материала.

ќсобенности информационных рынков и базаров

Ќадо отметить, что мировой рынок автомобильной информации имеет €рко выраженные национальные особенности. ќсобенности определ€ютс€ не традици€ми или характером, а действующим на той или иной территории законодательством. —реди прочих особн€ком стоит американский рынок, в силу множества причин очень Ђпрозрачныйї.

‘едеральные законы американских штатов об€зывают Ђотечественныхї производителей предоставл€ть любую информацию по выпускаемым автомобил€м всем заинтересованным организаци€м. ѕрежде всего речь идет о технических данных, так или иначе определ€ющих токсичность, а это касаетс€ практически всех систем автомобил€. ѕод действие этого закона подпадают и прочие производители, импортирующие свою продукцию на территорию —Ўј.

Ѕлагодар€ этому на американском рынке практически вс€ информаци€, как авторизованна€, так и нет, абсолютно доступна. Ётому способствует де€тельность многочисленных известных фирм, выпускающих неавторизованную техническую литературу.

¬ ≈вропе все обстоит с точностью до наоборот. ≈вропейским автоконцернам до сих пор удаетс€ лоббировать запрет прин€ти€ законов, предписывающих им предоставл€ть необходимую дл€ ремонта и технического обслуживани€ информацию всем желающим. ѕоэтому производители автомобилей в ≈вропе предоставл€ют привилегию пользоватьс€ ею своим дилерам. ѕо этой причине европейский рынок неавторизованной литературы довольно беден.

 акова с этой точки зрени€ ситуаци€ в јзии доподлинно неизвестно. —уд€ по дефициту баз данных по Ђправорукимї €понцам, запрет на распространение информации Ђна островахї даже жестче, чем в ≈вропе. ќн усугубл€етс€ жесткой конкуренцией между производител€ми на внутреннем рынке. ¬ проблеме заложен и €зыковый барьер: большинство литературы выпускаетс€ с использованием иероглифического алфавита, что создает трудности дл€ перевода.

Ќациональные особенности привод€т к курьезным ситуаци€м. “ехническую литературу по европейской и €понской продукции, представл€ющую тайну за семью печат€ми на родине автомобилей, в јмерике можно свободно приобрести в любом магазине.

√лавна€ особенность российского рынка технической информации в том, что это пока не рынок, а базар. ќсобенно в той части, котора€ касаетс€ автомобилей зарубежного производства. јвторизованна€ информаци€ у нас не продаетс€. Ќа рынке вторичной информации профессионального уровн€ официально работают лишь одна-две фирмы. ƒл€ остальных путь, св€занный с приобретением прав на издательство чужой интеллектуальной собственности, видимо, экономически неприемлем.

«ато, как и водитс€ на любом нормальном Ђпривозеї, нелегально у нас можно приобрести практически все, правда, неизвестно какого качества. ƒо недавнего времени вс€ автомобильна€ справочна€ информаци€ выпускалась в виде печатной продукции Ч книг. »х нелегальное тиражирование Ч вещь непроста€, требующа€ больших материальных вложений и времени.

— развитием компьютерной техники большинство массивов технической информации стало распростран€тьс€ на электронных носител€х, компакт-дисках. “ут-то нам, как говоритс€, Ђфишка и поперлаї. ќтечественные хакеры не ударили в гр€зь лицом и наводнили Ђпривозї взломанной продукцией. »х де€тельность окончательно поставила крест на легальной торговле качественным информационным товаром. Ќекоторые автоконцерны, например, Toyota и Honda, а также р€д производителей неавторизованной информации до сих пор предпочитают работать Ђпо старинкеї.

ќсновна€ причина кроетс€ в том, что они опасаютс€ бесконтрольного распространени€ их интеллектуальной собственности, котора€, как известно, стоит немалых денег.

—праведливости ради, нужно сказать о том, что доставшиес€ нам в наследство из Ђпрошлойї жизни традиции высокого уровн€ технической литературы еще живы. ѕретензий к отечественным автозаводам в части доступа к информации, обеспечивающей возможность ремонта их последней продукции, нет. ¬с€ необходима€ дл€ диагностики отечественных двигателей литература хорошего качества и продаетс€ свободно.

–екомендации

¬виду важности информационного обеспечени€ процесса диагностики задумыватьс€ над вопросом формировани€ подход€щей дл€ ваших задач справочной базы данных необходимо. ¬озможны несколько путей.

“ем, кто специализируетс€ на обслуживании одной-двух марок автомобилей, имеет смысл поискать авторизованную документацию. Ќа компьютерных развалах можно найти нелегальные копии информации дл€ дилеров. Ќаиболее распространены базы данных на попул€рную у нас продукцию европейских производителей: Mercedes-Benz, VAG, Opel, евро-Ford.

“рудности могут возникнуть в приобретении авторизованной информации по BMW.  омпьютерна€ база этой фирмы в цел€х защиты информации выполнена дл€ использовани€ на IBM-несовместимой компьютерной платформе. Ётим затрудн€етс€ ее взлом и дальнейшее использование.

Ќужно иметь в виду, что авторизованна€ информаци€, даже нелегальна€, не дешева. ÷ены на базы Mercedes-Benz и VAG могут доходить до 400 Ђусловных рублейї, на остальные Ч примерно в два-три раза ниже. ѕоэтому этот путь экономически целесообразен дл€ специализированных автосервисов.

≈сли ваше предпри€тие имеет универсальный характер с точки зрени€ обслуживаемых автомобилей, приобретение авторизованных баз может оказатьс€ экономически нецелесообразным, так как их стоимость может составл€ть 2-3 тыс€чи долларов. “ем более что в таком подходе кроетс€ еще один недостаток.  ак упоминалось, базы данных разных производителей имеют разную организационную структуру. ’орошее освоение сразу нескольких по-разному построенных программ требует от пользовател€ профессиональных навыков не только в диагностике, но и в работе с компьютером. ѕоэтому дл€ универсальных сервисов предпочтительнее использование столь же универсальных, неавторизованных баз данных.  акие информационные базы наиболее полезны при диагностике двигател€?

¬ работе с автомобил€ми американского рынка отлично себ€ зарекомендовала техническа€ информаци€ издательства Mitchell. ќна довольно давно выпускаетс€ в электронном виде и представл€ет собой сборник из полутора дес€тков компакт-дисков. ¬ ней приведена иллюстрированна€ разносторонн€€ и, самое главное, достоверна€ информаци€ по всем автомобил€м, продаваемым в —Ўј с начала 80-х годов, большой объем данных по двигател€м и их системам: расположение электрических компонентов, электросхемы, коды неисправностей, вакуумные диаграммы. ¬ общем, все, что нужно диагносту.

÷енность базы еще и в том, что в ней можно найти информацию по европейским и €понским автомобил€м, если они поступают на рынок —Ўј.

—реди аналогичных продуктов отметим базу данных AllData. ќна несколько слабее, чем Mitchell по широте охвата и подробности информации.

»з Ђбумажнойї технической информации, различными пут€ми поступающей к нам, можно упом€нуть книги издательств Chilton и Haynes. ѕервое из них выпускает литературу, отвечающую профессиональным требовани€м. ¬торое Ч в большей степени полупрофессионального уровн€ или категории Ђсделай самї. ќфициально в –оссии распростран€етс€ только литература Haynes. ѕрава принадлежат петербургской фирме Ђјлфамер ѕаблишингї, котора€ продает не только оригинальные книги, но и переводные версии некоторых из них. ѕокупать лучше либо англо€зычные оригиналы, либо книги, русифицированные официальными дистрибьюторами.

ƒл€ работы с автомобил€ми европейского рынка (включа€ продаваемые здесь €понские автомобили) из универсальных баз данных на компакт-дисках можно рекомендовать справочно-информационную базу данных ESI[tronic], предлагаемую фирмой Bosch. ѕо данным специалистов фирмы, она содержит основные технические данные почти о 40 тыс€чах автомобилей 38 автопроизводителей. Ќаиболее полные данные представлены по автомобил€м, на которые Bosch поставл€ет запчасти и агрегаты. ESI[tronic] содержит специальный диагностический раздел, включающий программное обеспечение фирменного сканера модели KTS, и обширную информацию по дизельным агрегатам (регулировочные данные, конструкци€, инструмент).

“ем, кто больше привык работать с книгами, стоит приобрести техническую литературу хорошо известного европейского издательства Autodata. »з огромного количества выпускаемой издательством литературы в работе диагностического участка наиболее ценными будут книги по регулировочным данным, системам впрыска топлива, системам зажигани€. Ќедавно выпущены новые сборники по системам управлени€ двигателем, объедин€ющие информацию по впрыску и зажиганию. ¬ них привод€тс€ описание компонентов, их расположение, процедуры проверки, электросхемы, конфигурации разъемов, коды неисправностей с расшифровками, алгоритмы поиска дефектов и друга€ полезна€ техническа€ информаци€ по европейским и азиатским автомобил€м.

Ѕолее подробную информацию по кодам системы самодиагностики можно почерпнуть в отдельно издающемс€ томе. »нтересен сборник PinData, в который вошли данные о конфигурации разъемов блоков управлени€, типичных осциллограммах сигналов, проверке электрических цепей. “акже отдельно можно приобрести схемы автомобильного электрооборудовани€.

Ћитература Autodata распростран€етс€ в –оссии через официального представител€ Ч столичную фирму ЂЋегион-јвтодатаї. ќна сама издает массу автомобильной литературы профессионального уровн€, необходимой в работе диагностического участка. —реди наиболее дефицитных экземпл€ров можно отметить недавно вышедшую серию книг по двигател€м €понских автомобилей с правым рулем.

 акими бы обширными и подробными ни были публикуемые справочные данные, в них не всегда удаетс€ найти нужную информацию, хот€ бы потому, что вам она нужна в иной, устраивающей вас форме. ѕоэтому помимо пользовани€ готовыми базами данных, в процессе работы стоит накапливать свою собственную. ћногие современные диагностические приборы позвол€ют выводить измер€емые параметры на компьютер или устройства печати. ¬ конце концов, можно использовать тетрадь и карандаш. ƒейству€ таким образом, за некоторое врем€ можно собрать бесценную Ђавторскуюї информацию.

¬ заключение отметим, что не стоит стремитьс€ приобрести сразу всю необходимую справочную литературу. »нформационную базу правильнее формировать постепенно, в соответствии с возникающими потребност€ми. Ёто позволит более точно пон€ть, что нужно в работе именно вам. ¬едь, как было сказано, недостаток справочной литературы не €вл€етс€ непреодолимым преп€тствием в работе. ¬ большинстве случаев главное Ч базовые знани€, практический опыт и логика мышлени€.

P. S. Ќесмотр€ на посто€нный поиск синонимов, слово Ђинформаци€ї и его производные пришлось употребить в статье 80 раз. Ёто еще раз убедительно доказывает, что без информации, что называетс€, Ђни туда и ни сюдаї.



ƒругие наши статьи...




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены