ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

≈сли двигатель стучит... (ќкончание. Ќачало в є8, 2000)


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

¬ предыдущем номере журнала мы рассмотрели причины возникновени€ различных стуков в двигателе и вы€снили, от чего завис€т характер и интенсивность этого звукового сопровождени€. Ќо главное - это суметь определить конкретную неисправность двигател€, привод€щую к тому или иному характерному стуку.

Ќапомним основной вывод, который мы сделали ранее, - стук по€вл€етс€ в результате недопустимого увеличени€ зазоров в сопр€женных детал€х двигател€ и €вл€етс€ одним из симптомов его неисправности. Ћогично допустить и обратное: по характеру стука, его изменению в зависимости от режима работы двигател€ можно определить причину неисправности и в конечном счете даже указать поврежденную деталь.

  сожалению, решить эту задачу не так просто. Ѕолее того, может оказатьс€, что возможных решений имеетс€ сразу несколько, например, когда стуки похожи, а причины их возникновени€ разные. ѕоэтому дл€ того, чтобы не запутатьс€, мы попытаемс€ описать некую общую схему поиска неисправности по характеру стука.

ѕрежде всего отметим: неисправности двигател€, €вл€ющиес€ причиной стуков, имеют разную природу. „аще всего стуки по€вл€ютс€ в результате естественного износа деталей при больших пробегах. ќднако нередко детали получают повреждени€ при неграмотной эксплуатации или неквалифицированном техобслуживании, что также служит поводом по€влени€ стуков. Ќо дл€ нас это не главное - в конечном счете важно знать...

„то же стучит в двигателе?

—тук как следствие увеличенных зазоров в сопр€жени€х деталей - самый распространенный случай. ќ нем мы уже подробно рассказывали в предыдущей статье. „аще всего така€ картина характерна дл€ двигателей с большими пробегами и, соответственно, износами деталей. “о есть основна€ причина стука в данном случае - естественный износ при длительной эксплуатации. ѕравда, возможны и другие причины, св€занные с нарушением правил эксплуатации и ремонта, но дл€ данного случа€ это будет скорее исключением, чем правилом.

—тук в результате перекоса деталей, в отличие от предыдущего случа€, сам по себе не возникает. „аще всего этому способствует человек.   примеру, прогиб шатуна в результате гидроудара после форсировани€ лужи или установленна€ механиком при сборке заведомо крива€ (в пр€мом и переносном смысле) деталь. Ќарушение геометрии деталей всегда приводит к значительному росту нагрузок на них. ѕри этом ухудшаютс€ услови€ смазки, нарушаетс€ температурный режим работы деталей. ¬ результате - быстрый износ, увеличение зазоров, и как следствие - стук.

—тук может возникать и в сопр€жени€х с нормальными зазорами. “акое случаетс€ при разрушении пленки масла между трущимис€ детал€ми в результате превышени€ допустимых нагрузок.

»звестно, что слишком малые зазоры между сопр€гаемыми детал€ми привод€т к уже упом€нутым росту нагрузок, температуры и ухудшению условий смазки. —ами по себе малые зазоры не возникают, а чаще всего €вл€ютс€ делом рук чересчур Ђрадивых ї мотористов, стрем€щихс€ обеспечить в двигателе как можно более Ђплотные ї соединени€. »ногда стук данной категории может возникнуть и в результате эксплуатации перегретого двигател€.

—тук при соприкосновении несопр€женных деталей - последний и весьма экзотический случай. ѕричина - сильна€ деформаци€ одной из деталей. Ќапример, гидроудар в цилиндре так Ђукорачивает ї шатун, что поршень начинает задевать за противовесы коленвала в нижней мертвой точке. ¬ ремонтном деле тоже не без чудес. ѕредставьте: край окантовки прокладки головки свисает в цилиндр (така€ вот прокладка!), а поршни чуть выступают вверх над плоскостью блока. –езультат очевиден. ј про неверную установку фаз, особенно на дизел€х, когда клапаны Ђнемного ї достают до поршней, и говорить нечего - бывает. ’от€ и довольно редко.

ƒл€ чего мы приводим подобные примеры? „тобы попытатьс€ объ€снить: помимо характера стука и его изменени€ в зависимости от режима работы двигател€ правильно определить причину стука помогает анализ обсто€тельств, при которых он впервые по€вилс€.

Ќо, так или иначе, а проанализировать в одной журнальной статье причины и внешние про€влени€ всех стуков - задача практически нереальна€. ѕоэтому остановимс€ только на самой распространенной категории стуков - тех, что св€заны с большими зазорами в сопр€жени€х деталей. ѕо ним в большинстве случаев удаетс€ достаточно точно определить неисправность без разборки двигател€.

Ђѕо ком стучит... ї двигатель?

»нтенсивность стука в общем случае зависит от частоты вращени€, нагрузки и температуры двигател€. ¬начале рассмотрим только равномерный стук с частотой, равной частоте вращени€ коленчатого вала.

 ак показывает практика, при увеличении частоты вращени€ интенсивность стука растет, если рабочие поверхности деталей уже достаточно изношены. ѕри малых износах, а следовательно, и зазорах высока€ частота вращени€, наоборот, может и Ђзаглушить ї стук. ѕоэтому при определении причины стука важно вы€снить вли€ние нагрузки и температуры двигател€.

”величение нагрузки двигател€ приводит к усилению стука в кривошипно-шатунном механизме и поршневой группе, т.е. там, где действуют пропорциональные ей силы. ј вот температура в этой ситуации вли€ет по-разному - с ее ростом в€зкость масла падает, и, к примеру, поврежденный подшипник в кривошипно-шатунном механизме начинает стучать сильнее. ¬ то же врем€ дефектный поршень при нагревании расшир€етс€, а зазор в сопр€жении с цилиндром уменьшаетс€, что вызывает Ђзатиханиеї стука.

—туки, интенсивность которых не зависит от нагрузки, как правило, €вно усиливаютс€ с ростом частоты вращени€. ѕодобные стуки могут быть вызваны ударами клапанов о поршни, попаданием посторонних предметов в цилиндр между поршнем и головкой блока, дефектами подшипников балансирных валов. ѕри этом с ростом частоты вращени€ возрастают нагрузки на дефектные детали, возможна их деформаци€ под действием сил инерции. “емпература здесь усугубл€ет дело из-за снижени€ в€зкости масла и температурного расширени€ более гор€чих деталей.

—туки с частотой, меньшей, чем у коленвала, обычно св€заны с распределительным механизмом. — ростом температуры их интенсивность усиливаетс€ из-за увеличени€ зазоров в механизме привода клапанов. ¬ли€ние частоты вращени€ здесь может быть разное. Ќагрузка, как правило, вли€ни€ не оказывает, за исключением стука гидротолкателей, который нередко усиливаетс€ под нагрузкой. Ётот факт, кстати, может сбить с толку: дефект шатунного подшипника иногда дает практически тот же стук с частотой, вдвое меньшей, чем у коленвала, усиливающийс€ под нагрузкой и с прогревом.

»нтенсивность неравномерных стуков (частоту которых уверенно определить трудно) с ростом частоты вращени€ обычно снижаетс€, а на изменение нагрузки не реагирует. “ак происходит, например, при износе упорных подшипников валов, ослаблении посадки или дефектов в шкивах и маховиках (последние иногда Ђзатихают ї при включении передачи или выключении сцеплени€).

ѕеречисленные выше стуки св€заны с естественным износом, а также с нарушени€ми правил эксплуатации и обслуживани€ двигател€. ¬ то же врем€ по неопытности и неграмотности механика во врем€ ремонта двигател€ могут быть внесены такие дефекты, которые при обычной его эксплуатации не встречаютс€. Ёто уже упом€нута€ Ђкрива€ ї прокладка головки блока, несоосность постелей коленвала или распредвала, непараллельность осей отверстий шатуна, неперпендикул€рность осей цилиндров и коленвала и многое другое. ¬ таких случа€х диагностика стука часто превращаетс€ в ребус, разгадать который непросто. ’от€, справедливости ради, заметим, что общие закономерности стука справедливы и здесь.

—туки - Ђобманщикиї

Ќекоторые стуки создают иллюзию совершенно конкретного дефекта. Ќа самом же деле причина стука совершенно ина€.

ќ том, что стук гидротолкателей иногда очень похож на стук шатунных вкладышей (и наоборот), мы уже сказали. ¬от еще пример: резкий стук под нагрузкой у дизел€ очень похож на шатунный, а на самом деле неисправна топливна€ аппаратура. »ли такой случай: механик при сборке забыл зат€нуть болт шкива распредвала. √рохот, по€вившийс€ через некоторое врем€, был больше похож на стук коленвала, и только случайность Ђспасла ї двигатель от повторной разборки.

¬стречаютс€ и курьезы. ¬ладелец автомобил€, приехав на —“ќ, потребовал сделать Ђзастучавшему ї двигателю капремонт. ≈го удивлению не было предела, когда ему показали дефект ручейкового ремн€, вызвавший стук при контакте дефектного участка со шкивами и роликами.

ѕодобных примеров множество. Ќо уже €сно, что многие Ђхитрые ї дефекты плохо вписываютс€ в рамки каких-либо схем диагностики стучащего двигател€. ѕоэтому большинство встречающихс€ на практике неисправностей под силу диагностировать только опытному персоналу —“ќ. Ќо здесь, как ни парадоксально, кроетс€ еще одна сложность на пути к правильно поставленному диагнозу.

ƒиагност или моторист?

 уда попадает автомобиль со стучащим двигателем, если приедет на иную —“ќ? ѕравильно, на участок диагностики. ¬от здесь и возможны первые проблемы.

ƒело в том, что многие диагносты по природе своей не мотористы, а электронщики. „то и неудивительно, ведь разбиратьс€ им приходитс€ в основном именно в электронных системах управлени€ двигателем.

ѕоскольку электронный блок или датчик - еще не двигатель, то сама€ больша€ практика диагностики и ремонта электронных систем никак не заменит практику моторного ремонта с его маслом, гр€зью и прочими Ђпрелест€миї. ¬от почему хороший Ђэлектронный ї диагност может не знать истинной причины стука. ƒаже вооруженный стетоскопом (который, безусловно, у него есть), чтобы точнее определить источник стука.

„то уж тут говорить о начинающих? »звестны случаи, когда владельцу автомобил€ со стучащим двигателем вручали распечатку, где все было ќ , и, развед€ руками, отправл€ли восво€си.

ј нужно, в общем-то, не так уж много - дефекты в механической части двигател€, в том числе стук, должен диагностировать моторист. —оответственно, поставить правильный диагноз Ђстучащему ї мотору смогут скорее всего лишь на той —“ќ, где на практике ремонтируют двигатели.

ѕо правде сказать, мотористы бывают тоже разной квалификации. » поскольку стук, как мы вы€снили, дело Ђтемноеї, то Ђприговорить ї двигатель к сложному и дорогому, но ненужному, ремонту, весьма просто. √рамотный специалист никогда не скажет, послушав двигатель: Ђэто стучит поршеньї. —корее всего, укажет веро€тность той или иной неисправности - опыт практика не допустит категоричности.

Ќо все это - когда машина уже приехала на —“ќ. ј если до сервиса далеко? » вообще, можно ли ехать куда-либо,..

≈сли двигатель стучит?

— застучавшим в пути двигателем вр€д ли удастс€ что-либо сделать на месте. ћожно проверить уровень масла - с недостатком смазки чаще всего и св€заны повреждени€ деталей, вызывающие стук.

ƒалее следует вы€снить две вещи: усиливаетс€ ли стук под нагрузкой и как быстро он прогрессирует по времени движени€. ≈сли ответы положительные, то скорее всего повреждены подшипники коленвала. ≈хать дальше с таким дефектом опасно - двигатель вскоре будет выведен из стро€ с перспективой сложного и дорогого капитального ремонта. ѕоврежденный шатунный подшипник будет сильно перегреватьс€, и тем сильнее, чем больше обороты и нагрузка, пока перегретый до 700-800о— шатун не оборветс€ по одному из сечений нижней головки и не пробьет блок цилиндров. ѕосле этого, не исключено, ремонтировать будет уже нечего. ѕоэтому лучше сразу брать машину на буксир или вызывать Ђтехничкуї.

ѕравда, известны отдельные случаи, когда двигатель со Ђстучащим ї коленвалом Ђпроезжал ї немалое рассто€ние. ƒвигатьс€ подобным образом водител€м удавалось на самых минимальных оборотах и нагрузках, чтобы шатун как можно меньше стучал по шейке коленвала.   сожалению, у вала в подобном случае все равно оказываетс€ слишком большой износ, и его уже не удаетс€ спасти.

–азного рода Ђзатихающие ї стуки, как правило, не столь опасны и позвол€ют добратьс€ до места ремонта. Ќекоторые из них (например, Ђхолодный ї стук поршн€) могут про€вл€тьс€ в двигателе без видимых изменений не один дес€ток тыс€ч километров. ѕоэтому в прин€тии решени€ о дальнейшем движении определ€ющим фактором должно €витьс€ наличие увеличени€ интенсивности стука. ≈сли таковое замечено, движение необходимо прекратить, а двигатель заглушить. ≈сть шанс, что детали не успели получить необратимых повреждений. —читайте, что вам крупно повезло и ваши затраты на ремонт будут минимальны.

ƒругие наши статьи...


фото 

Ђ”битыйї шатунный вкладыш - типична€ причина стука под нагрузкой

фото 

ѕосле перегрева юбка поршн€ деформировалась, зазор в цилиндре увеличилс€, и по€вилс€ стук под нагрузкой, Ђзатихающийї с прогревом двигател€

фото 

ЂЌечтої, попавшее в цилиндр, вызвало стук, резко усиливающийс€ с ростом частоты вращени€

фото 

фото 

»знос любой из деталей распределительного механизма вызывает стук с частотой, вдвое меньшей частоты вращени€



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены