ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ƒиагноребус. ¬спомогательное оборудование.

—≈–√≈… √ј«≈“»Ќ, ,
технический эксперт компании Ђјм≈врої,
—≈–√≈… —јћќ’»Ќ

Ђ–азобравшисьї с фундаментом диагностической пирамиды, поднимаемс€ на один уровень вверх. Ќа нем мы зашифровали два блока.  ак говор€т остр€ки, начнем с крайнего.  райними оказались вспомогательные приборы и приспособлени€, используемые в работе диагностами.

ќбсужда€ вопросы применени€ фундаментальных диагностических приборов, мотортестеров, сканеров и газоанализаторов, мы отмечали, что в большинстве случаев они позвол€ют получить подавл€ющий объем данных по исследуемому двигателю.

ќднако случаетс€, и не редко, что применение современных базовых средств диагностики бывает невозможным, недостаточным или малоэффективным. Ќапример, далеко не на всех машинах есть возможность подключить сканер. ƒаже подключив его, не факт, что вы обнаружите сохраненные коды ошибок или получите достаточный набор текущих параметров, что позволит установить причину неисправности. ћожет оказатьс€ и так, что дефект не про€вл€етс€ в искажении электрических сигналов и не отражаетс€ существенно на качестве сгорани€ топливной смеси.

¬ этом случае и мотортестер и газоанализатор будут также бессильны. Ќесмотр€ на колоссальные способности приборов Ђбольшой тройкиї, они не в состо€нии закрыть все области информационного пол€, отражающего текущее состо€ние двигател€ и его систем.

¬ этом кроетс€ одна из причин того, почему инструментарий универсального диагноста не ограничиваетс€ трем€ типами оборудовани€. —уществует широкий ассортимент дополнительных приборов и приспособлений, использу€ которые можно получить специфическую диагностическую информацию. ѕорой именно она позвол€ет обнаружить неисправность.

Ќередки такие ситуации, когда базовый прибор указывает на нарушение работоспособности одной из систем двигател€. ƒопустим, показани€ газоанализатора говор€т о неправильном дозировании топлива. „тобы установить причину отклонени€ от нормы, локализовать неисправность, нужно провести дополнительные пошаговые проверки (проконтролировать работу топливного насоса, форсунок и т.д.). ѕри этом не обойтись без вспомогательного оборудовани€. ѕриведем еще один показательный пример. ƒопустим, сканер зафиксировал ошибку в работе датчика системы управлени€. ƒалее необходимо вы€снить, чем вызвана ошибка: отсутствием питани€, неисправностью самого датчика или дефектами выходных электрических цепей. ƒл€ этого также используютс€ вспомогательные приборы. ќ некоторых из них Ч широко известных и незнакомых Ч сегодн€шний рассказ.

—пектр вспомогательного оборудовани€ широк. ќсобенно большое количество приборов предлагаетс€ дл€ исследовани€ в област€х, в которых информативность основного диагностического оборудование невысока, либо вовсе стремитс€ к нулю.  ак говорилось ранее, диагностика состо€ни€ механики двигател€, выполн€ема€ при помощи мотортестера, не позвол€ет с абсолютной достоверностью делать вывод о степени ее износа. »менно поэтому существует немало приборов, позвол€ющих подтвердить возникшие подозрени€ о неполадках иными методами.

 омпрессометр

 омпрессометр (фото 1) Ч прекрасно известный большинству автоспециалистов прибор, служащий дл€ определени€ давлени€ в камере сгорани€ в конце такта сжати€ в режиме прокрутки двигател€ стартером. Ётот параметр характеризует состо€ние ÷ѕ√ и клапанного механизма.

≈сли компрессометр используетс€ в профессиональных цел€х, предпочтение следует отдавать модел€м с гибким соединительным шлангом, что позвол€ет легко подсоединить прибор в двигател€х с затрудненным доступом к свечным отверсти€м. ƒл€ удобства работы об€зательно наличие обратного клапана дл€ возможности замера компрессии одним оператором, а также быстросъемных разъемов Ч дл€ замены адаптеров. ƒостаточно 3-4 адаптеров дл€ различных типов свечной резьбы. Ќеплохо, если в комплект компрессометра вход€т метчики дл€ восстановлени€ свечных резьб.  орпус манометра должен быть защищен ударопрочной пластмассой или резиной. ¬ысокой точности от манометра не требуетс€, так как дл€ анализа используетс€ величина отклонени€ компрессии в разных цилиндрах.

“естер негерметичности надпоршневого пространства

“естер (фото 2) позвол€ет не только определить степень герметичности камеры сгорани€, но и установить причину ее нарушени€. ƒл€ этого в исследуемую камеру сгорани€ с поршнем в положении ¬ћ“ подаетс€ сжатый воздух. ƒавление нагнетани€ регулируетс€ редуктором и устанавливаетс€ по манометру. ќ величине утечек суд€т по разности между давлением подаваемого воздуха и давлением, создающимс€ в камере сгорани€. „ем она выше, тем менее герметично надпоршневое пространство. ¬ случае негерметичности причина утечек определ€етс€ по направлению истечени€ сжатого воздуха (в выхлопную систему, во впускной коллектор, в отверстие масл€ного щупа и т.д.).

ѕомимо соответстви€ повышенным требовани€м прочности и надежности соединений хороший тестер оснащаетс€ надежным редуктором дл€ плавной регулировки давлени€ нагнетани€.

¬ комплект вход€т адаптеры дл€ различных типов свечных отверстий. Ўкалы манометров имеют удобно читаемую градуировку. ƒл€ обеспечени€ достаточной чувствительности прибор должен быть рассчитан на максимальное рабочее давление 6-7 бар.

Ёндоскоп

Ёндоскоп (фото 3) Ч одна из наиболее дорогих позиций из ассортимента вспомогательных приборов. ѕрибор очень важный и полезный, поскольку это единственное средство, которое позвол€ет без трудоемкой разборки двигател€ с абсолютной достоверностью сделать заключение о степени износа стенок цилиндров, величине нагара, степени повреждени€ днища поршней или поверхностей клапанов. Ёндоскоп также с успехом примен€ют дл€ наружного обследовани€ двигател€ и навесного оборудовани€ в труднодоступных местах.

 ак инструмент дл€ диагностики двигател€ эндоскоп должен обладать р€дом особенностей. ѕрактика показывает, что оптимальный эндоскоп должен иметь как минимум два зонда линзового типа диаметром 6-8 мм Ч пр€мой и шарнирный. √ибкие оптоволоконные зонды дл€ двигательной диагностики малоприемлемы. ќни дают очень искаженное, узкопериферийное изображение.   тому же светосила гибких зондов, как правило, ниже, чем у линзовых, что снижает веро€тность правильной интерпретации изображени€. „аще их используют дл€ исследовани€ закрытых полостей кузова.

ќтечественна€ промышленность не выпускает эндоскопов с шарнирными зондами. Ќаиболее простые типы, оснащенные осветителем и пр€мым зондом, сто€т около 800 долл. —Ўј. Ќужно иметь в виду, что на некоторых модел€х автомобилей они не позвол€т загл€нуть в цилиндры двигател€ из-за неудобной ориентации свечных колодцев.

—тетоскоп

√овор€ о группе приборов дл€ контрол€ состо€ни€ механических систем двигател€, стоит упом€нуть о таком недорогом, но иногда очень полезном устройстве, как технический стетоскоп (фото 4). ќн предназначен дл€ обнаружени€ посторонних шумов, свидетельствующих о ненормальной работе механических систем двигател€.

— одной стороны, информаци€, получаема€ с его помощью, носит субъективный характер, и ее оценка зависит главным образом от опыта диагноста. — другой стороны, при наличии соответствующего опыта и практики, применение стетоскопа легко позвол€ет установить источник посторонних звуков. Ќапример, не составит труда быстро определить, где кроетс€ дефект Ч в двигателе или навесном оборудовании. ƒл€ этого не потребуетс€ снимать приводные ремни.

»спользу€ стетоскоп, в большинстве случаев можно четко указать на Ђпоющийї подшипник генератора, гидроусилител€ или нат€жного ролика ремн€ √–ћ. ” некоторых моделей двигателей такие заболевани€ €вл€ютс€ Ђпрофессиональнымиї и возникают с завидной периодичностью. ¬ооружившись недорогим устройством, можно показать клиенту свою компетентность и заработать денег.

¬акуумметр

ѕри исследовании всех типов бензиновых двигателей с успехом примен€етс€ прибор дл€ измерени€ разрежени€ (фото 5). ¬ двигател€х, оборудованных дроссельной заслонкой, он чаще всего используетс€ дл€ замера разрежени€ во впускном коллекторе Ч интегрального параметра, завис€щего от многих факторов. ≈го аномальный уровень может указать на наличие проблем в смесеобразовании, системе газораспределени€ (св€занных с неисправностью, неправильной регулировкой или неудовлетворительным состо€нием клапанов), системе зажигани€ (вызванных нарушенным ”ќ«), в ÷ѕ√ (€вл€ющихс€ следствием износа деталей). ¬се они привод€т к некачественному сгоранию топлива. ¬ыполнив на начальном этапе работы этот несложный тест, можно быстро Ђотсечьї обширную область поиска. ¬акуумметр в этом случае не позвол€ет локализовать неисправность, а лишь указывает на ее наличие или отсутствие.

ѕомимо измерени€ разрежени€ во впуске, вакуумметр можно использовать дл€ контрол€ давлени€ в локальных точках прочих систем двигател€: вентил€ции картера, продувки адсорбера, рециркул€ции выхлопных газов и др. ћногие приборы данного типа способны измер€ть как разрежение, так и невысокое избыточное давление. Ёто позвол€ет дополнительно определ€ть, например, давление наддува в турбодвигател€х и даже давление подачи насоса карбюраторного двигател€.

”становка дл€ локализации точек подсоса воздуха

—реди специалистов это устройство (фото 6) слывет одной из самых остроумных и полезных разработок последнего времени. ќно предназначено дл€ быстрого вы€влени€ мест негерметичности впускного коллектора, выхлопной, вакуумной систем и системы охлаждени€. ”становка работает от бортовой сети автомобил€ и чрезвычайно проста в эксплуатации.

¬ испытуемую систему нагнетаетс€ газообразное вещество белого цвета. ѕредварительно все выходные, сообщающиес€ с атмосферой отверсти€ исследуемого объема закрываютс€ вход€щими в комплект прибора заглушками. ћесто негерметичности определ€етс€ по хорошо заметному истечению продукта.

 ак видите, принцип прост и оригинален, а результаты очень эффективны. »з альтернативных методов можно упом€нуть обработку на работающем двигателе подозрительных мест специальными спре€ми, сол€ркой или бензином. ѕопадание их паров вместе с засасываемым воздухом в двигатель вызывает повышение его оборотов, что и сигнализирует о наличии подсоса. Ёти способы очень неудобны в применении, а обработка бензином еще и пожароопасна.

≈ще один метод поиска течей Ч с применением ультразвуковых детекторов.   сожалению, они очень дороги. ƒанна€ установка (ее в шутку называют Ђсмок-машинаї) тоже недешева. Ёто самый дорогой из рассматриваемых приборов. ќн стоит чуть менее полутора тыс€ч долларов.

ѕока установку следует отнести к экзотическим диагностическим устройствам. ѕроизводитс€ она всего двум€ американскими фирмами, в продаже у нас встречаетс€ довольно редко и поэтому мало распространена на участках диагностики. “е, кто не понаслышке знает, насколько часто у видавших виды автомобилей с большим пробегом встречаютс€ непри€тности с впускной системой, про€вл€ющиес€ в виде сбоев и нестабильной работы двигател€, особенно в режиме холостых и пониженных оборотов, оцен€т установку по достоинству. “ем более что без применени€ вспомогательных приборов между установлением факта подсоса и определением места негерметичности, как говоритс€, Ђдистанци€ огромного размераї.

 омплект дл€ измерени€ давлени€ топлива

Ётот диагностический инструмент (фото 7) Ч основной при исследовании гидравлической части впрысковых устройств топливоподачи всех типов. — его помощью можно проверить работоспособность топливного насоса, фильтра, регул€тора давлени€, дозатора топлива и др.

ѕоступающие в продажу комплекты различаютс€ главным образом набором адаптеров, служащих дл€ подключени€ к топливным системам автомобилей разных производителей. ¬ыпускаютс€ универсальные и специализированные комплекты, отличающиес€ по цене. ѕри выборе комплекта следует иметь в виду, что абсолютно универсальных наборов адаптеров не существует. ƒаже те из них, которые насчитывают до сорока различных вариантов подсоединени€, не закрывают все возможные типоразмеры.

ѕри покупке обращайте внимание на качество изготовлени€ быстросъемных коннекторов, на наличие запорных золотниковых клапанов, позвол€ющих осуществл€ть подсоединение манометра к магистрал€м под давлением без опасности пролива топлива. Ќадежные соединители известных фирм способны безотказно работать несколько лет при интенсивной эксплуатации в то врем€ как дешевые комплекты неизвестного происхождени€ быстро выход€т из стро€. Ѕольшое значение имеет длина гибкого шланга манометра, позвол€юща€ при измерени€х вывести его в любую удобную точку. »ногда приходитс€ производить замеры давлени€, развиваемого насосом, на ходу. ƒл€ этого манометр закрепл€ют на ветровом стекле или размещают в салоне.

“естер электромагнитных форсунок

ѕрибор (фото 8) представл€ет собой электронное устройство, имитирующее сигнал управлени€ форсунками различной длительности и частоты. ќн позвол€ет проверить работоспособность электромагнитного клапана форсунки на разных режимах. –аботоспособность определ€етс€ по звуку срабатывани€ электромагнита при подаче на него управл€ющего сигнала от тестера.

≈сли использовать тестер совместно с комплектом дл€ измерени€ давлени€, можно получить информацию об относительной пропускной способности форсунок. ќна определ€етс€ по разнице величины падени€ давлени€ в топливной рейке при равном количестве циклов впрыска каждой форсунки.

Ћампы-пробники цепи форсунки

¬ отличие от тестера лампы-пробники (фото 9) примен€ютс€ не дл€ проверки самих форсунок, а дл€ экспресс-диагностики электрической цепи управлени€ форсунками. — их помощью быстро и нагл€дно можно определить, поступают ли на форсунку управл€ющие импульсы от ЁЅ”.

ѕри проведении теста лампа с подход€щим разъемом вставл€етс€ в кабельную часть разъема форсунки. ¬ режиме прокрутки двигател€ стартером, когда частота вращени€ коленчатого вала двигател€ невысока, наличие управл€ющих импульсов контролируетс€ по вспышкам лампы. “акой тест имеет смысл выполн€ть, когда машина не заводитс€.

Ћампы не так просты, как это может показатьс€. »х сопротивление подобрано так, что соответствует сопротивлению соленоидного клапана форсунок. Ётим гарантируетс€ полна€ идентичность электрических процессов в цепи управлени€ штатным услови€м. ”ниверсальный комплект включает несколько типов ламп-пробников с разными характеристиками и разъемами. ќн идеально подходит дл€ диагностов, работающих по вызову.

ћультиметр

ћультиметр (фото 10) с полным основанием можно назвать настольным прибором диагноста. Ѕлагодар€ своей универсальности он может примен€тьс€ практически на любом этапе исследовани€. ќчень часто он используетс€ в качестве самосто€тельного инструмента. »ногда выступает в роли оруди€ второй линии атаки, вслед за сканером или мотортестером. ћультиметр позвол€ет проконтролировать параметры бортовой сети, проверить возникшие предположени€ об обрывах или замыкани€х в проводке, в простой форме проверить работоспособность датчиков и исполнительных механизмов, в том числе перед их установкой на автомобиль. ѕрибор может использоватьс€ дл€ измерений в режиме движени€.

Ќеобходимо подчеркнуть, что дл€ целей диагностики следует использовать специализированные автомобильные мультиметры. ќни имеют р€д отличий от аналогичных универсальных приборов. ѕрежде всего это наличие специфических режимов: измерени€ частоты вращени€ коленчатого вала, длительности, частоты и скважности следовани€ импульсов (например, длительности впрыска топлива), измерение величины углового интервала накоплени€ энергии катушкой зажигани€.

ћодели с расширенным набором функций, использу€ специальные датчики, могут в широком диапазоне значений измер€ть температуру, разрежение и давление жидкостей и газов, посто€нные и переменные токи большой величины, например, ток стартера в момент пуска двигател€. јвтомобильные мультиметры последнего поколени€ обладают еще одной очень полезной функцией. ќни способны запоминать случайно возникающие, кратковременные (длительностью от 1 миллисекунды) колебани€ измер€емых электрических сигналов, то есть фиксировать сбои, вызванные различными причинами.

»митатор сигналов исправных датчиков

Ётот электронный прибор (фото 11) в диагностическом процессе играет дво€кую роль. ¬о-первых, он повышает веро€тность прин€ти€ правильного решени€ при указании других диагностических средств, например сканера, на неисправность какого-либо датчика системы управлени€. ¬ этом случае, подключив вместо Ђподозреваемогої имитатор и анализиру€ реакцию системы управлени€, можно легко вынести окончательный приговор.

¬о-вторых, имитатор можно использовать дл€ оказани€ на систему управлени€ каких-либо испытательных воздействий. Ёто часто требуетс€ дл€ того, чтобы пон€ть алгоритм работы системы, взаимосв€зь ее элементов. Ќапример, с помощью прибора можно легко смоделировать режим прогрева двигател€. »змер€€ при этом длительность впрыска топлива, можно пон€ть, как она зависит от температуры двигател€.

ѕриборы, имеющие наибольшее число функций и, соответственно, более дорогие, имитируют плавно измен€емые по уровню характеристики датчиков сопротивлени€, напр€жени€, частоты и двухуровневый сигнал датчика кислорода. ќни имеют автономное питание и снабжены жидкокристаллическим дисплеем. Ѕолее дешевые версии не имеют диспле€, регулировка уровн€ сигналов ступенчата€ и, как правило, в меньшем диапазоне.

“естер-разр€дник

»скровой разр€дник (фото 12) Ч это средство экспресс-диагностики систем зажигани€ всех типов и конструкций. ќно позвол€ет быстро установить, насколько эффективно система накапливает и отдает энергию. ѕроверка искровым разр€дником носит комплексный характер, результат интерпретируетс€ на уровне Ђработает Ч не работаетї. ¬ случае неисправности дл€ поиска причины (провод Ч распределитель Ч катушка Ч электронный модуль) требуетс€ применение дополнительных диагностических средств.

–азр€дники выпускаютс€ на два уровн€ напр€жени€: 10 и 25 к¬. ѕервые Ч дл€ контактных систем зажигани€, вторые Ч дл€ электронных систем повышенной энергии.

Ќабор проставок дл€ доступа к первичной цепи системы зажигани€

¬ современных системах зажигани€ первичное напр€жение на катушку зажигани€ часто подаетс€ через разъем, а не на открытые клеммы. ¬ этом случае при сн€тии характеристик зажигани€ и при определении баланса мощности по цилиндрам возникает проблема доступа к контактам первичной цепи. ѕрокалывание изол€ции проводов булавкой не всегда обеспечивает достаточно надежный контакт и грозит коротким замыканием с т€желыми последстви€ми.

¬ыйти из затруднительного положени€ можно воспользовавшись “-образными проставками (фото 13). ќни снабжены двум€ выводами дл€ надежного подсоединени€ измерительных приборов. »х подключают к разъему первичной цепи катушки, в разрыв цепи. ѕодобные комплекты в качестве опции предлагаютс€ к некоторым модел€м мотортестеров.  ак правило, они довольно дороги и не вполне универсальны. ƒанный комплект лишен этих недостатков.

”ниверсальный набор соединителей

ѕрактически такие же цели, а именно Ч удобство, надежность и безопасность выполнени€ электрических измерений Ч преследовали производители набора соединителей (фото 14). ќн незаменим в случа€х, когда необходимо замерить электрический сигнал на контактах любой конфигурации в расстыкованном штырьковом разъеме без опасности закоротить их. Ёта непроста€ процедура обычно многократно усложн€етс€, если разъем расположен в неудобном дл€ доступа месте.

ƒл€ решени€ проблемы в набор, помимо различных типов контактных штырьков, вход€т несколько проводов Ч удлинителей, позвол€ющих наращивать и разветвл€ть измерительные линии.

Ђ—пецинструмент є 3ї

¬ завершение несколько слов об одной полезной вещице (фото 15), к которой вр€д ли подходит об€зывающий ко многому термин Ђоборудованиеї. Ѕолее точно ее суть отражает модное словцо Ђпримочкаї, что никак не уменьшает ее значени€. ќна поможет без труда сн€ть фиксатор разъема, уплотнительное кольцо, прокладку и выполнить другие операции, которые вызывают затруднени€ при работе с коротко остриженными ногт€ми и неловкими мозолистыми пальцами.

“очное название этой Ђприспособыї никому не известно, поэтому мы решили назвать ее просто и одновременно емко: Ђспецинструментї. ѕочему є 3? ƒа потому что это, конечно, не первый по значимости, но и далеко не последний помощник диагноста.

* * *

Ётим перечнем приборов и приспособлений мы ограничим обзор вспомогательного оборудовани€ дл€ диагностики двигател€. Ќа самом деле его ассортимент существенно обширнее. ћожно себе представить уныние, овладевающее читател€ми, пытающимис€ прикинуть финансовую сторону проблемы формировани€ универсального диагностического участка. Ѕезрадостно кругла€ Ђзелена€ї цифра, вырисовывавша€с€ после рассмотрени€ основных групп приборов, оказываетс€, не предел. ¬ смете расходов нужно предусмотреть средства на приобретение довольно большого количества вспомогательного оборудовани€.

’очетс€ вселить в них долю оптимизма, сказав, что подавл€ющее большинство рассмотренных приборов не баснословно дороги. ѕриобрета€ довольно широкий комплект (за исключением одной-двух действительно дорогих позиций), можно легко уложитьс€ в пару тыс€ч долларов. “ем более, что вовсе не об€зательно покупать все описанные приборы. ќптимальный состав вспомогательного оборудовани€ может варьироватьс€ в зависимости от ваших целей и средств.

≈сли говорить о важности того или иного вида вспомогательного оборудовани€ с точки зрени€ процесса поиска неисправности в двигателе, то она определ€етс€ дл€ каждого конкретного случа€. Ѕывают моменты, когда причину отказа можно установить только с их помощью. ќсобенно эффективными эти незатейливые приборы бывают в руках умелого диагноста. Ѕольшой профессиональный опыт и хорошее знание данного автомобил€ позвол€ют на основании косвенных про€влений неисправности выдвинуть довольно точное предположение о ее причине. ¬ этом случае нет необходимости выполн€ть тотальное исследование двигател€ с применением Ђт€желой артиллерииї. Ѕывает достаточно провести один-два довольно простых теста с использованием вспомогательного оборудовани€, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу. Ёто дает немалую экономию сил и времени.

— этой точки зрени€ название Ђвспомогательные приборыї довольно условно. Ѕолее того, выскажем мысль, котора€ многим может показатьс€ кощунственной. ќна хорошо иллюстрируетс€, если вновь обратитьс€ к диагностической пирамиде, ставшей эмблемой цикла. ≈сли мысленно отсечь три ее фундаментальных составл€ющих, пирамида, существенно потер€в в высоте, не утратит ни своей сути, ни устойчивости. Ёто говорит о том, что даже при отсутствии базовых приборов, можно заниматьс€ диагностикой.  онечно, в меньшем объеме.

»з сказанного следует еще один немаловажный вывод. ќснащение диагностического участка, в принципе, можно начинать не с приобретени€ дорогосто€щих Ђфундаментальныхї приборов, а покупать их по мере развити€. »спользование вспомогательного оборудовани€ даст возможность начать зарабатывать деньги.  онечно, если помимо него, диагностический участок имеет еще две, пока загадочные, позиции, о которых пойдет речь в ближайших номерах журнала.



ƒругие наши статьи...




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены