ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

"ћоторист-конструктор",или как правильно собрать двигатель


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

–анее мы достаточно подробно рассказали о технологии сборки кривошипно-шатунного механизма, поршневой группы и головки блока цилиндров. ћожет показатьс€, что дл€ правильной сборки двигател€ вполне достаточно овладеть только этими технологи€ми. Ќо это только на первый взгл€д. Ќа самом деле одних технологий мало. Ќеобходимо кое-что еще...

ѕредставьте себе такую ситуацию: моторист работает, зат€гивает разные там гайки, болты. » вдруг... звонит телефон: зовут механика. Ќу ладно, подошел, поговорил. » продолжил работу. “олько болт один осталс€ незат€нутым - не успел как раз тогда, когда к телефону позвали.

»ли на обед пригласили. ј может, клиент приехал и срочно позвали проконсультировать. ƒа и вообще, мало ли сколько еще может быть подобных ситуаций, когда приходитс€ отвлекатьс€ от работы. ј работа моториста требует особой внимательности и цена такой причины может оказатьс€ весьма высокой.

 ак исключить ошибки?

ѕрактика показывает, что тривиальными вещами типа незат€нутых болтов и гаек ошибки при сборке двигател€ не ограничиваютс€. Ќазовем еще целый р€д весьма непри€тных происшествий, как то:

- установка в двигатель неотремонтированных или незамененных деталей, пропущенных при дефектовке;

- установка некачественно отремонтированных деталей;

- установка некондиционных новых деталей;

- зат€жка резьбовых соединений нерекомендуемыми моментами;

- Ђзабывчивостьї моториста, когда какие-то операции или детали не контролируютс€ вовсе.

¬се эти ошибки, очевидно, приведут в лучшем случае к снижению ресурса отремонтированного двигател€, в худшем - к его досрочному выходу из стро€ и, как следствие, - к сложному и дорогому повторному ремонту. ќтсюда следует весьма важный вывод - все сборочные операции должны тщательным образом контролироватьс€.

ќ необходимости контрол€ геометрии устанавливаемых в двигатель деталей мы уже не раз говорили, и, надеемс€, никого убеждать в этом не нужно. ¬ самом деле, что может быть проще - вз€л необходимые измерительные приборы, промерил размеры сопр€женных деталей и убедилс€ в пригодности или, наоборот, их непригодности к сборке.

ј как быть с другими операци€ми? — той же зат€жкой болтов? ѕосмотрел соответствующее руководство по ремонту и зат€нул - тоже не така€ уж сложна€ работа. ќднако все мы обычные люди - моторист не исключение. ќн тоже может забыть зат€нуть болт или измерить что-нибудь. “ем более что двигатели год от года усложн€ютс€, и операций типа Ђизмерь-зат€ниї становитс€ все больше. » полагатьс€ на свою, пусть даже феноменальную, пам€ть дл€ моториста все труднее и труднее, можно даже сказать - ошибочно. ќсобенно когда у него Ђв работеї сразу несколько двигателей.

 ак же быть? ј очень просто: не стесн€тьс€ - записывать. ≈стественно, не на клочках бумаги, а в специальной тетради в определенной последовательности. » это тоже будет своеобразный контроль не только деталей, но и самого себ€.

ѕроверил - запиши!

ћноголетн€€ практика моторного ремонта показала: если моторист записывает результаты всех сборочных операций определенным образом, то веро€тность ошибок при сборке резко уменьшаетс€. «десь срабатывает некий психологический момент: нет смысла записывать то, что не проверено, а уж если записано - значит, действительно проверено.

¬ести подобные записи удобнее в виде технологической карты - своеобразного протокола контрольно-измерительных операций. ѕри этом в нем совмещен контроль моментов зат€жки резьбовых соединений, результатов измерений размеров, формы и взаимного расположени€ поверхностей деталей. ƒл€ удобства и простоты соответствующие разделы и пункты протокола должны соответствовать общему пор€дку выполнени€ всех сборочных операций.

¬ пор€дке приоритета в протокол целесообразно ввести в первую очередь контроль тех деталей, которые определ€ют работоспособность двигател€ в целом.   примеру, наиболее подробно приходитс€ Ђрасписыватьї и, соответственно, контролировать состо€ние кривошипно-шатунного механизма - дефекты в этом узле чреваты наиболее серьезными поломками. Ќо и другие детали и узлы никак нельз€ обойти вниманием, особенно поршневую группу и привод газораспределительного механизма.

Ќекоторые разделы протокола могут дублироватьс€, - это результаты тех проверок, которые обычно провод€т при дефектовке двигател€ после разборки. “акой пор€док вполне оправдан: даже при небольшом объеме работ моторного участка (3-5 двигателей в мес€ц) проблематично запомнить все неисправности и дефекты ремонтируемых двигателей. » нельз€ быть уверенным в том, что кака€-нибудь деталь Ђне проскочитї на сборку без ремонта.

¬ то же врем€ при дефектовке далеко не всегда удаетс€ вы€вить все дефекты, однако детали, требующие ремонта или замены, не должны попасть в двигатель при сборке ни при каких услови€х. ¬ таких случа€х повторный контроль совсем не лишний. »менно он нередко позвол€ет обнаружить разного рода Ђнеочевидныеї дефекты - трещины, деформации, ослабление посадки втулок и многое другое.

“ем не менее, при сборке главное внимание должно удел€тьс€ отремонтированным детал€м. » не случайно: различные нарушени€ ремонтных технологий способны внести в геометрию деталей р€д отклонений, которые не возникают даже после самой Ђгрубойї эксплуатации. ¬ соответствии с этим и построен протокол - с его помощью, как правило, удаетс€ Ђотловитьї брак или, по крайней мере, снизить веро€тность установки дефектных деталей в двигатель.

≈сли рассматривать отдельные пункты нашего протокола, то вспоминаетс€ така€ истори€. »нструктор подводит курсантов к самолету и спрашивает: Ђ¬идите надписи красными буквами около лючков на фюзел€же и крыль€х? “ак вот, они написаны кровьюї. “о есть ошибка в работе технического персонала неминуемо ведет к аварии или катастрофе.

јвтомобиль, конечно, не самолет, но последстви€ ошибок моториста могут стоить недешево. ј за каждым пунктом протокола, можете поверить, скрываетс€ сво€ истори€ дефекта деталей двигател€ и ее последствий.

Ќаш ответ скептикам

ѕредвидим возражени€ некоторых Ђспециалистовї: заполн€ть при сборке двигател€ какие-то бумаги - только зр€ тратить врем€ и увеличивать срок ремонта, который и так немалый. ј врем€, как известно, это деньги!

¬се правильно, если перед —“ќ задача - как можно быстрее сделать абы как, а получить побольше.

–емонт двигателей, к сожалению, в подобную Ђтехнологическуюї схему никак не укладываетс€, а любые попытки ее реализовать на практике ведут к одному и тому же результату - двигатель об€зательно и очень быстро выходит из стро€.

ќпыт показывает, что внедрение технологических карт (протоколов) сборки значительно увеличивает надежность двигателей после ремонта. Ќеисправности, конечно, могут случатьс€, но незначительные - к примеру, течь шлангов или нарушение контактов в разъемах проводки. Ќо эти мелочи случаютс€ и на новых моторах. —ерьезных же происшествий удаетс€ избежать.

¬ результате то, что кажетс€ излишней потерей времени, на деле окупаетс€ многократно, и срабатывает сама€ лучша€ реклама дл€ —“ќ - хороша€ работа и довольный клиент.

ƒругие наши статьи...


фото



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены