ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
√ј–јЌ“»…Ќџ… ¬ќ«–ј—“ ƒќ∆»“»я

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї
ё–»… Ѕ”÷ »…


Ќужен ли автомобилю прогресс?  онечно, нужен. ј понимание, как работает та или ина€ нова€ технологи€ Ц нужно? —транные вы вопросы задаете, как же без понимани€? ќсобенно специалистамЕ

¬от и мы о том же.  ак правило, никаких противоречий между прогрессом и знани€ми не возникает Ц автомобиль совершенствуетс€, а эксперты авторемонтного дела все понимают и правильно толкуют.

Ќо бывает и по-другому. ¬от, например, фильтраци€ воздуха и топлива. ¬ умах людей, как разбирающихс€ в теории фильтрации, так и обычных механиков, сложилось четкое убеждение: чем сильнее загр€зн€етс€ воздушный фильтр, тем лучше он фильтрует.

“ак оно и есть: испытани€ в Ќјћ» демонстрируют уменьшение коэффициента пропуска пыли уже через несколько часов работы фильтра. ј мы неоднократно рассказывали о таких испытани€х в журнале ЂјЅ—-автої. » даже слоган придумали: Ђѕыль чистит пыльї.  стати, его потом широко тиражировали в интернете все кому не лень.

ј при чем тут прогресс, упом€нутый в первом абзаце? ј вот при чем.  лассические воздушные фильтры имели фильтрующую штору из гофрированной бумаги. Ўтора работала по принципу сита. ≈сли загр€зн€юща€ частица больше поры, она задерживалась, если меньше Ц пропускалась.

Ѕумага фильтровала пыль не только на пористой поверхности, но и в глубине шторы. Ёто обеспечивало достаточный ресурс (гр€зеемкость) до замены и создавало эффект уменьшени€ €чеек сита по мере загр€знени€. »ными словами, пыль действительно чистила пыль, отсеива€ более мелкие частицы, чем в начале фильтрации.

“ак вот, прогрессЕ ¬ один прекрасный момент по€вились совсем другие воздушные фильтры Ц со шторой из нетканого волокнистого материала. » продвигались они Ђпо всем фронтамї, включа€ экологический: мол, синтетическа€ штора не нуждаетс€ в целлюлозе, сохраним леса на планете и вообще заживем.

–ынок прин€л новые фильтры благосклонно. ј что Ц красивые, современные. Ќаверное, волокниста€ синтетика и служить будет дольше, и фильтровать лучше.

Ќо что-то пошло не так. ѕервыми это заметили специалисты при проведении экспертиз. ќбнаружилось, что двигатели, безупречно отходившие 100 тыс. км, вдруг выход€т из стро€. ¬скрытие показало, что их детали сильно изношены Ц будто моторы прошли не 100, а все 300-400 тыс. км. ѕричем износ этот был именно абразивный, львиную долю которого дает пылевое загр€знение.

Ќикто ничего не мог пон€ть. ћожет, это заводские дефекты? Ќо какие дефекты, если изношены цилиндры? ќни что, были из м€гкого металла? ƒа и изнашивались они по-разному, одни меньше, другие больше. Ќо некотора€ закономерность прослеживалась: в цилиндропоршневой группе наблюдались €вные следы пыли.

» снова посыпались вопросы: почему, откуда? Ќеплотные сочленени€ во впускной системе? Ќет, проверка показывала, что система герметична, значит пыль в двигатель могла попасть только через фильтр.

—топ, но мы же знаем, что чем дольше работают фильтры, тем лучше они фильтруют! » если подходить с таких позиций, то найти причину неисправности вообще невозможно. ≈ще раз: пыль попала через фильтр, который со временем об€зан фильтровать лучше! ¬ чем противоречие?

ƒа, если проводить экспертизу по сложившемус€ шаблону, пон€ть ничего не удастс€. Ёксперту не хватает информации. ћожно что-то додумать, нафантазировать, и некоторые специалисты этим грешат, но судите сами Ц что это будет за экспертиза?

 ак же быть? ѕрежде всего, надо абстрагироватьс€ от стереотипа, что загр€зненный фильтр об€зательно фильтрует лучше. –ассмотрим не один, а три возможных варианта: он действительно фильтрует лучше Ц раз; фильтрует так же Ц два; фильтрует хуже Ц три.

≈ще раз обратим взор на изношенные детали и герметичный впускной тракт. » отбросим первый вариант, как несосто€тельный.

¬торой вариант тоже не подходит Ц это подтверждают не только изношенные детали, но и реальные следы пыли в магистрали после фильтра, а также пылевые загр€знени€ на седлах впускных клапанов и даже на поршневых кольцах.

ѕоэтому логично остановитьс€ на третьем варианте Ц фильтр со временем фильтрует хуже. Ёту гипотезу и примем как рабочую.

Ќо прежде чем двигатьс€ дальше, вспомним рекомендации производителей автомобилей по замене воздушного фильтра. “очнее, эволюцию этих рекомендаций.  огда-то мен€ть фильтр предписывалось через 10 тыс. км. ѕотом через 20 тыс.

ѕотом Ц через 30-40 тыс. км. ј у некоторых автопроизводителей мы видим в инструкци€х по эксплуатации такое указание: Ђѕроверить фильтр и при необходимости заменитьї.

ј вот с этого места поподробнее, пожалуйста. ≈сли засоренность старого доброго фильтра с гофрированной бумажной шторой худо-бедно можно было определить и на глазок, то как быть с фильтром из синтетического волокна?

¬ынимаем его из воздуховода, а он такой же, как новый. Ќу, разве что чуть серый. ƒа, налипло несколько листочков. ”брали листочки, ј дальше-то что?  ак и что надо провер€ть?

Ѕыло бы пон€тно, если бы производитель давал методику проверки. »ли хот€ бы прикладывал к инструкции цветовую таблицу: фильтр слегка серый Ц не страшно, а вот при таких признаках надо мен€ть фильтр немедленно. Ќо ведь нет даже такого простейшего инструмента!

ѕолучаетс€, автопроизводители ввод€т нас в заблуждение? ¬едь на поверхности волокнистой шторы (в отличие от гофрированной бумажной) ничего не накапливаетс€. ¬о вс€ком случае, визуально, без специальной методики, степень ее загр€зненности определить невозможно.

„то же, загл€нем в профессиональную литературу по фильтрации. ѕотребителю она ни к чему, а экспертам сам бог велел. ќказываетс€, процесс фильтрации в волокнистой синтетической шторе происходит иначе, чем в гофрированной бумажной.

 ак уже говорилось, в прежней шторе действовал Ђэффект ситаї Ц как на поверхности, так и в глубине. ѕыль чистила пыль, коэффициент пропуска уменьшалс€.  огда возможности фильтра исчерпывались, его замен€ли. ¬ крайнем случае о необходимости замены сигнализировал сам двигатель. ≈му переставало хватать воздуха, падала мощность, резко ухудшались экологические показатели.

ѕон€тно, что в современных услови€х борьбы за чистоту всех и вс€, такое положение недопустимо. “ут-то и по€вились фильтры со шторой из синтетического волокна. «десь работали совсем другие способы фильтрации, основанные на разнообразных эффектах, отличающихс€ от принципа сита.

„то значит отличающихс€? ј то, что в фильтрующей среде рассто€ние между волокнами больше загр€зн€ющих частиц. » задерживать их надлежит другими способами: инерционными, адгезионными, кулоновскими, диффузионными Ц таких эффектов множество. ¬от, например, эффект инерции. ¬оздух легкий, он легко огибает преп€тствие, а увлекаемое им загр€знение сталкиваетс€ с волокном и повисает на нем. ¬ кулоновском эффекте работают электростатические силы прит€жени€, в адгезионном Ц молекул€рные и т.д.

≈сли все просуммировать, мы наблюдаем совсем другой процесс, чем в бумажных шторах. ј именно, облепление волокон.   ним прилипают даже микроскопические частицы и если посмотреть эту картину под микроскопом, увидишь что-то вроде облепиховой ветви, густо покрытой €годами.

ѕоскольку каждое волокно имеет реальную площадь поверхности, гр€зеемкость фильтра получаетс€ огромной. ѕри этом он задерживает до 99,7% частиц, начина€ с долей микрона. ѕри этом, когда частицы облепл€ют волокна, никакого увеличени€ сопротивлени€ фильтра не происходит. ј если и происходит, но незначительно. »ными словами, фильтр продолжает работать.

» вот волокнистые фильтры пришли в массовое производство. » тут вы€снилось, что некоторые фильтры способны сбрасывать гр€зь! ј именно, когда загр€зн€ющих частиц на волокнах налипает слишком много, эти частицы могут внезапно улететь пр€мо в двигатель.

„то же должно произойти дл€ такого сброса? «десь мы снова обратимс€ к рекомендаци€м автопроизводител€. ‘разу Ђпроверить и при необходимости заменитьї помните? » механик ее помнит. ¬ынимает фильтр. ќсматривает Ц ну да, те самые листочки налипли. ¬ остальном ничего страшного. Ѕерет и удар€т фильтром о верстак Ц стр€хивает листочки.

¬се, приехалиЕ ≈сли этот фильтр поставить на место, двигатель обречен. »бо вс€ накопленна€ пыль уже стр€хнулась с волокон и путь у нее один Ц к впускным клапанам и в камеру сгорани€. » никто не поймет, в чем дело. ѕочему здоровый, т€говитый, регул€рно обслуживаемый мотор вдруг скоропостижно скончалс€. ј какие, собственно, претензии?   пуговицам? ћеханик действовал строго по инструкции: проверил, необходимости замены не увидел, лишь листочки стр€хнул.

Ѕывают и другие случаи: пропуск зажигани€, ЂхлопокїЕ » снова, здравствуй, гр€зь, накопленна€ за весь период с момента замены фильтра. » снова загадка, поскольку возможность сброса загр€знений в случае Ђхлопковї нигде не указанна. » такие примеры можно продолжить.

ј в итоге получаетс€, что если следовать инструкци€м некоторых автопроизводителей, то двигатель, подойд€ к 100-тыс€чному рубежу, будет полностью изношен.

ћы понимаем это так: производитель нужно, чтобы срок службы автомобил€ был равен сроку гарантии. » это, к сожалению, общий тренд. ≈сли раньше говорили о миллионных пробегах, и производители гордились такой репутацией своих автомобилей, то сейчас их устремлени€ пр€мо противоположные: все должно развалитьс€ на 101 тыс€че. »ли ровно через три года и один день.

“аков идеальный автомобиль с точки зрени€ идеального современного производител€. ¬ эту философию волокнистый воздушный фильтр укладываетс€ прекрасно.

ќднако никто производител€ за руку не поймал, поэтому наше суждение носит лишь оценочный характер. » давайте исходить из лучшего, держа в голове худшее. ≈сли кто-то желает продавать больше автомобилей, ограничива€ срок их службы гарантийным периодом, что делать потребителю? ¬се же он хочет ездить дольше трех лет или 100 тыс. км.

«десь можно дать такой совет. »сход€ из принципа работы волокнистого фильтра, мен€ть его надо как можно чаще. Ќу уж через 10 тыс. км точно, как это было со старыми добрыми бумажными фильтрами. ¬ самом крайнем случае Ц через 20 тыс., это уже потолок. » тогда двигатель, скорее всего, преодолеет 100-тыс€чный рубеж в относительном здравии.

ћожно дать совет и покупател€м на вторичном рынке. ≈сли на автомобиле используетс€ волокнистый фильтр, и сервисна€ книжка подтверждает его замену через каждые 10-20 тыс. пробега, к автомобилю можно пригл€детьс€ и даже купить его. ј если фильтр не мен€лс€ более 20 тыс. км, перед вами не автомобиль, а потенциальный труп.

—казанное во многом справедливо и дл€ топливных фильтров с синтетической волокнистой шторой. —удите сами. ћасл€ный фильтр очищает масло Ђпо кругуї, при этом оно не контактирует с внешней средой. ” воздушного и топливного фильтров все иначе. ќни пропускают воздух и топливо в двигатель из окружающей среды и фильтруют их однократно.

ѕоэтому очистка топлива должна быть безупречной Ц особенно дл€ дизелей и бензиновых моторов с непосредственным впрыском. ƒавление в их топливных системах развиваетс€ огромное, а прецизионные зазоры в насосах и форсунках требуют особо малой тонкости отсева. ѕопадет частичка в зазор Ц будет ускоренный износ. ј если она будет соизмерима с зазором Ц жди заклинивани€ плунжера или форсунки.

ћы знаем случаи, когда из фильтра улетали частицы волокна. ƒл€ системы воздушной очистки это, может, и не страшно Ц попадет волокно в камеру сгорани€ и скончаетс€ в адском пламени. ј вот дл€ топливной системы это означает выход форсунки из стро€.

¬стречаютс€ и вовсе необъ€снимые случаи. —то€т в топливной системе два одинаковых фильтра, включенные параллельно. » вот один как новенький, работает прекрасно, а второй Ђрасплелс€ї и сбросил волокна в топливную магистраль.

ѕочему это произошло, еще предстоит вы€снить. «адача не из простых Ц фильтры-то из одной партии! Ќо €сно одно: при использовании фильтров с бумажной шторой подобное невозможно.

≈ще одна загадка Ц разные инструкции по замене фильтров дл€ различных стран. ћы уже писали о странной рекомендации производител€ Ђпроверить фильтр, при необходимости заменитьї. “ак вот, это написано дл€ российского рынка. » касаетс€ как воздушных, так топливных фильтров (сменных картриджей).

Ѕерем такую же инструкцию дл€ точно такого же автомобил€, но адресованную американским и европейским потребител€м. “ам сказано: замена фильтра через 30 тыс. км пробега. ¬от и думай: почему у нас замена Ђпо необходимостиї, а на «ападе Ц через определенное число километров? ќтвет на этот вопрос еще предстоит найти.

» в заключение еще одна странность, св€занна€ с топливными фильтрами. »х монтируют на всасывающей линии насоса высокого давлени€. ≈сли фильтр засорилс€, возникает разрежение, насос перестает работать. ќб этом свидетельствует и датчик давлени€, встроенный в магистраль.

¬роде все логично. Ќо ведь волокнистый фильтр не засор€етс€ в принципе! «ачем тогда датчик? ¬озможно, это дл€ зимы, чтобы сигнализировать о парафинах. ј может, и атавизм, оставшийс€ от классического фильтра с бумажной шторой. “ам это работает. ј вот с фильтром со шторой из волокнистой синтетики Ц нет. ¬ итоге через 60 тыс. км пробега вы рискуете потер€ть и насос, и форсунки. Ќет сигнала Ц нет замены фильтра.

„то же делать? ћы бы рекомендовали мен€ть топливный фильтр как минимум через 30 тыс. км. “огда есть шанс проехать 200-250 тыс. км. ј еще лучше Ц через 15 тыс. км. ¬ этом случае с высокой степенью веро€тности можно эксплуатировать автомобиль 300-400 тыс. км.

» еще. »спользуйте только оригинальные волокнистые фильтры. Ќикаких аналогов! “аковы наши ответы на Ђвызовыї современных трендов автомобилестроени€. ѕусть гаранти€ заканчиваетс€, а жизнь автомобил€ продолжаетс€.



ƒругие наши статьи...





ƒопуски...  уда?

ќсновные эффекты, на которых построена работа  современных волокнистых фильтров весьма далеки от простого просеивани€ в пористой среде старой доброй бумагиќсновные эффекты, на которых построена работа современных волокнистых фильтров весьма далеки от простого просеивани€ в пористой среде старой доброй бумаги.

Ёто волокна фильтра. ¬идно, что на них осаждаютс€ совсем мелкие частицы. „то будет, когда частиц накопитс€ много Ц большой вопросЕ

Ёто волокна фильтра. ¬идно, что на них осаждаютс€ совсем мелкие частицы. „то будет, когда частиц накопитс€ много Ц большой вопросЕ Ёто волокна фильтра. ¬идно, что на них осаждаютс€ совсем мелкие частицы. „то будет, когда частиц накопитс€ много Ц большой вопросЕ

ќбычный воздушный фильтр современного автомобил€.  ак по его внешнему виду распознать степень загр€зненности Ц непон€тноќбычный воздушный фильтр современного автомобил€.  ак по его внешнему виду распознать степень загр€зненности по инструкции Ц непон€тно.

ƒаже невооруженным взгл€дом видно, что с этим топливным фильтром что-то пошло не такЕ ƒаже невооруженным взгл€дом видно, что с этим топливным фильтром что-то пошло не такЕ

» действительно, при ближайшем рассмотрении в выходном отверстии виден клубок волокон. ј там все должно быть стерильно » действительно, при ближайшем рассмотрении в выходном отверстии виден клубок волокон. ј там все должно быть стерильно.

«а дроссельной заслонкой во впускном коллекторе Ц мусорно-пылева€ свалка «а дроссельной заслонкой во впускном коллекторе Ц мусорно-пылева€ свалка.
ѕервый признак нарушени€ качества фильтрации воздуха Ц пыль на стенках выходного патрубка корпуса воздушного фильтра ѕервый признак нарушени€ качества фильтрации воздуха Ц пыль на стенках выходного патрубка корпуса воздушного фильтра.

≈сли выпускной клапан еще мог бы послужить (слева), то у впускных клапан абразивна€ пыль затерла стержни. ј у некоторых так потрудилась над рабочей фаской, что сделала ее кромку острой как бритва (справа) ≈сли выпускной клапан еще мог бы послужить (слева), то у впускных клапан абразивна€ пыль затерла стержни. ј у некоторых так потрудилась над рабочей фаской, что сделала ее кромку острой как бритва (справа).

ѕыль и частицы износа деталей оставили несмываемые следы на зеркале цилиндра ѕыль и частицы износа деталей оставили несмываемые следы на зеркале цилиндра.

 огда пыль разъела канавку верхнего кольца на поршне, кольцо стало вибрировать и в итоге сломалось  огда пыль разъела канавку верхнего кольца на поршне, кольцо стало вибрировать и в итоге сломалось.






—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены