ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ќб экспертизе, причинно-следственных св€з€х и экспертах. »ли как правильно обнаружить виновника поломки двигател€? часть 2.

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор фирмы ЂјЅ-»нжинирингї

ћы рассмотрели некоторые особенности проведени€ технической экспертизы неисправностей двигателей. » даже познакомились с некоторыми случа€ми из практики, св€занными с неисправност€ми отремонтированных двигателей. ќднако в последнее врем€ отмечено немало случаев, когда неисправности по€вл€ютс€ и в двигател€х совершенно новых иностранных автомобилей, проданных автосалонами. Ёто в некотором роде особое направление в моторной экспертизе, имеющее свою специфику.

«амена или ремонт?

 ажетс€, ну что такого может случитьс€ с совершенно новым двигателем? ќн же новый! », тем не менее, случаетс€. » по совершенно разным причинам.

ѕри нормальной эксплуатации двигател€ среднестатистического нового иностранного автомобил€, как правило, особых проблем не будет. ќднако следует отметить, что многие производители не всегда оправданно устанавливают чрезмерно большой межсервисный пробег, надолго оставл€€ автомобиль без должного контрол€. —огласно правилам эксплуатации, изложенным в инструкции к автомобилю, владелец об€зан регул€рно контролировать уровень масла и рабочих жидкостей. Ќо все ли читают инструкции и все ли их выполн€ют? ј некоторые и вовсе не знают, как это делатьЕ

≈ще одной из особенностей дел с исследованием неисправностей двигателей сравнительно новых гарантийных автомобилей €вл€етс€ то, что многие владельцы готовы отстаивать замену двигател€ даже при не очень значительных неисправност€х. ј раз уж эти неисправности возникли не по вине владельца, то тут и без замены всего автомобил€ никак не обойтись. Ётот вопрос, очевидно, не находитс€ в компетенции эксперта, однако эксперт, основыва€сь на собственном опыте и технической документации, вполне может дать обоснованное заключение, необходима ли, к примеру, полна€ замена двигател€ по гарантии или достаточно только заменить отдельные его детали.

  эксперту обратилс€ представитель известного дилерского центра ј, который попросил разобратьс€ в причинах выхода из стро€ двигател€ автомобил€ Suzuki. ѕосле пробега 11000 км в двигателе по€вилс€ стук, а частична€ разборка показала, что задран один из шатунных вкладышей. ¬ладелец автомобил€ утверждал, что за маслом следил регул€рно, к неисправности отношени€ не имеет, и требовал замену двигател€ на новый.

ƒл€ установлени€ причины неисправности эксперт провел детальные измерени€ практически всех деталей двигател€, определил все зазоры в сопр€жени€х. «а исключением поврежденного подшипника, никаких отклонени€ от размеров, указанных в документации на двигатель, обнаружено не было. ќднако эксперт обратил внимание на сравнительно большое количество нагара на днищах поршней, что свидетельствовало о €вно ненулевом расходе масла.  роме того, повреждение только одного шатунного вкладыша при полном отсутствии повреждений коренных вкладышей свидетельствовало о недостаточной подаче масла, хот€ маслонасос находилс€ в идеальном состо€нии. «апрос на автоцентр показал, что автомобиль проходил техническое обслуживание с заменой масла при пробеге 1500 км, срок очередного “ќ был установлен в 15000 км, таким образом, автомобиль прошел с момента прохождени€ “ќ до по€влени€ неисправности около 10000 км. —огласно документации, производитель допускает расход масла в начальный период эксплуатации до 1 л на 1000 км, что требует регул€рного контрол€ уровн€ масла в двигателе. “аким образом, по косвенным признакам (нагар на поршн€х, характер повреждени€ вкладышей) было установлено, что наиболее веро€тной причиной неисправности все-таки €вилс€ несвоевременный контроль уровн€ масла в эксплуатации.

ќднако эксперт был бы непрофессионалом, если бы упустил из внимани€ даже самую малость. Ќа нижнем вкладыше поврежденного подшипника он обнаружил растрескивание рабочего сло€ и следы его разрушени€, в то врем€ как на более нагруженном и изношенном верхнем вкладыше таких следов не оказалось. Ёто дало возможность указать дефект производства вкладыша как еще одну, хот€ и менее веро€тную, причину неисправности двигател€.

ѕоскольку производитель допускает ремонт двигател€, дает ремонтные размеры коленчатого вала и поставл€ет в запчасти детали ремонтных размеров, эксперт указал в своем заключении на возможность ремонта двигател€ путем замены вкладышей и шлифовки коленчатого вала.  ак удалось узнать в последствии, автоцентр, несмотр€ на большую веро€тность вины владельца и возможность ремонта коленвала, предложил ему гарантийный ремонт с заменой коленвала, вкладышей, шатунов и поршней с кольцами, что позволило "закрыть" это дело ко всеобщему удовлетворению сторон.

“ем не менее, иногда замене двигател€ на новый, действительно, нет альтернативы. ѕричем, независимо от того, кто виноват. ѕросто потому, что двигатель слишком сложен дл€ моториста "средней руки", чтобы его можно было бы грамотно собрать, обеспечив приемлемую надежность в эксплуатации. ƒа и дефекты таких моторов нередко выход€т очень непростыми, а найти их причину - дело вообще крайне сложное и ответственноеЕ

  эксперту обратилс€ представитель крупного автоцентра “ с просьбой провести исследование и установить причину заклинивани€ двигател€ V8 автомобил€ американского производства. ѕри пробеге около 14000 км водитель, с его слов, заметил сигнал лампы недостаточного давлени€ масла, однако пока он пыталс€ прижатьс€ к обочине, двигатель заклинил, а под машиной образовалась лужа масла.

”же на стадии предварительного рассмотрени€ обсто€тельств эксперт сообщил представител€м автоцентра, что веро€тность вины водител€ при подобном про€влении неисправности весьма сомнительна. ќднако к чести руководства автоцентра надо сказать, что своей главной задачей они сочли точное установление причины неисправности, и не пытались сн€ть с себ€ ответственность, переложив ее на владельца автомобил€ всеми возможными способами.

ѕри демонтаже и последующей разборке двигател€ было обнаружено заклинивание коленчатого вала в коренных подшипниках, что по опыту эксперта косвенно свидетельствовало о том, что утечка масла из двигател€ произошла под давлением и быстро, в течение нескольких минут. Ќашелс€ и непосредственный "виновник" происшестви€ - уплотнительное кольцо масл€ного фильтра, которое было выдавлено из своей канавки и надорвано. ƒа еще и фильтр имел немного перекошенный фланец. ѕоскольку фильтр был установлен недавно при прохождении автомобилем “ќ, были все основани€ с криками "ура" или "эврика" на этом исследовани€ прекратить и фактически объ€вить автоцентр виновником неисправности за неправильную установку или использование некачественного фильтра. ЌоЕ

Ёксперт был профессионалом и прекрасно понимал, что просто так резинку из-под фильтра не выдавливает. ѕоэтому пришлось тщательно исследовать масл€ный насос с редукционным клапаном, пока, наконец, не была найдена истинна€ причина - производственный дефект корпуса редукционного клапана, который вызвал заклинивание плунжера и резкое возрастание давлени€ масла при увеличении оборотов двигател€.

  сожалению, несмотр€ на весьма незначительные повреждени€ - несколько задранных коренных вкладышей и небольшое количество алюмини€ на коренных шейках коленвала, от ремонта двигател€ автоцентр был вынужден отказатьс€. ƒвигатель данного типа имеет весьма сложную конструкцию, что требует высшей квалификации мотористов и большого количества запасных частей, необходимых дл€ сборки. ѕосчитав затраты средств и времени на ремонт неоправданно высокими, руководством автоцентра было прин€то решение о замене двигател€ на новый.   полному удовлетворению владельца автомобил€.

¬ообще необходимо отметить, что дефекты производственного характера - довольно редка€ "птица" в массовом автомобилестроении.  огда производство предельно автоматизировано, роль "человеческого фактора" сведена к минимуму, и веро€тность подобных случаев довольно низка€. » если дефекты, св€занные непосредственно с процессом механической обработки деталей, нет-нет, да и встречаютс€, то дефекты, имеющие конструктивный характер, то есть заложенные по ошибке в конструкцию мотора при его проектировании, - редкость необычайна€. » весьма сложна€ дл€ исследовани€. ќднако практика последних лет показала, что наиболее трудными дл€ понимани€ €вл€ютс€ вещи совсем иного родаЕ

Ќекомпетентна€ "зависимость"

„то, вообще говор€, должен сделать эксперт, исследу€ неисправный двигатель? ќчевидно, внимательно осмотреть все детали, сделать необходимые измерени€, чтобы убедитьс€ в наличии или, наоборот, отсутствии конкретных дефектов. ƒалее вооружитьс€ фотоаппаратом и сфотографировать все нужные элементы и узлы, поскольку эти фотографии потребуютс€ дл€ подготовки заключени€. Ќу а затем, вооружившись соответствующей литературой, подробно исследовать дефекты и поломки, установить все причинно-следственные св€зи, чтобы найти все возможные причины. ƒл€ чего, конечно, эксперту необходимо обладать определенными знани€ми в конструкции и неисправност€х двигателей.

Ќо, как показывает практика, все это хорошо выгл€дит только в теории. ƒействительность, к сожалению, оказываетс€ намного хуже. » первое, что нетрудно заметить при чтении иных заключений - отсутствие понимани€ экспертами не только причин целого р€да неисправностей, но иной раз даже принципов работы двигател€.

"Ћарчик" открываетс€ просто - сегодн€ к экспертизе неисправностей двигателей привлечены люди, весьма далекие от моторных проблем.  ого только не встретишь в авторах заключений, только что не судебных медиков! ј уж эксперты-трассологи по специальности "»сследование следов орудийЕ" занимают сегодн€ в моторной экспертизе, пожалуй, самое почетное место. » по€вл€ютс€ заключени€, о которых, как говоритьс€, "ни в сказке сказать, ни пером описать"Е

ƒвигатель Subaru вышел из стро€ по причине чрезмерно большого расхода масла. –азборка агрегата показала, что сильно изношены верхн€€ часть цилиндров, верхние поршневые кольца (до 5 мм в замке), юбки поршней и впускные клапаны, однако маслосъемные кольца изношены меньше компрессионных (2,5 мм в замке), а кривошипно-шатунный механизм вообще не получил видимых повреждений. ѕри этом во впускной системе даже было найдено большое количество пыли, котора€ вместе с характером износа деталей цилиндропоршневой группы €вно указывала на серьезные проблемы с фильтрацией воздуха. “ем более, что фильтроэлемент воздушного фильтра не прилегал к корпусу и был деформирован.

ќднако эксперты-трассологи, видимо, по аналогии со следами на стволах орудий, а может, и по имеющемус€ у них опыту дефектов этих стволов (или их лафетов?) при "эксплуатации", умудрились назвать причиной неисправности двигател€ некие "заводские дефекты изготовлени€ и сборки", на которые, €кобы, указывает низка€ упругость полностью изношенных поршневых колец, изношенна€ юбка поршней, а также больша€ величина замков колец. ѕри этом пыль была объ€влена частицами металла, возникшими в результате износа некачественных деталей, использованных при сборке, и было даже указано, что "частицы металла, образующиес€ в результате естественного износа деталей, не вли€ют на работоспособность двигател€ и допускаютс€ при эксплуатации". ≈сли учесть, что при составлении заключени€ использовались книги по судебной трасологии (!), учебник по ƒ¬— дл€ ¬“”«ов 30-летней давности и аналогичное пособие по неким техническим измерени€м, то комментарии к такой "экспертизе", как говоритьс€, излишни.

  сожалению, необходимо отметить, что именно така€ "экспертиза" сегодн€ "правит бал" в судах. ѕочему? ѕотому что, открыв любое из подобных заключений, вы об€зательно найдете указание на то, что данный эксперт-трассолог имеет "стаж работы по специальности судебного эксперта с 198Е", а то и с 197Е года. » именно его мнению будет оказано самое высокое доверие. Ќо представл€ете, сколько моторов такой трассолог "пристрелил" за свою карьеру?

Ётот пример нагл€дно показывает, что повальна€ некомпетентность при проведении экспертизы неисправностей двигателей делает судебное разбирательство по таким претензи€м сродни лотерее - если "повезло" с экспертом, то выиграешь, а если "не повезло", то проиграешь. » наоборот - при "независимости" решени€ суда от реальной причины неисправности и сильной зависимости от компетентности эксперта. “очнее, от его некомпетентности.

Ёти "особенности национальной экспертизы" рекомендуем помнить всем, кто предпочтет судебное разбирательство причин неисправности двигател€ решению спора "мирным путем". ѕусть это будет даже с некоторой потерей денег, зато без какого-либо риска проиграть очевидное и выигрышное, на первый взгл€д, дело и понести большие потери не только денег, но и времени. “ем более что некоторые "трассологи", учитыва€ большую сложность экспертизы неисправностей двигателей, прекрасно научились в последнее врем€ пользоватьс€ своей некомпетентностью отнюдь не "в мирных цел€х".

"«ависима€" независимость

Ќар€ду с точным установлением, какие детали и насколько повреждены в неисправном двигателе, эксперту всегда приходитс€ подробно анализировать, что именно было источником возникновени€ той или иной неисправности.

Ћюбой двигатель, действительно, агрегат непростой, а сложность его процессов нередко делает определение причины неисправности весьма серьезной задачей.   сожалению, не на всех автосервисах и дилерских центрах обладают необходимым опытом и знани€ми, чтобы найти и устранить эту причину. ќсобенно, нового двигател€, поскольку и диагностика, и ремонт двигателей новых моделей автомобилей требуют высокой квалификации персонала. ј ее часто и не хватаетЕ

ѕриходилось наблюдать, как простейший дефект, устранение которого даже не требует частичной разборки двигател€, в руках "умелых" работников иного дилерского техцентра последовательно превращалс€ в почти непреодолимую проблему долгого судебного разбирательства. ƒл€ этого достаточно, "взмахнув шашкой", безо вс€ких на то оснований (или с целью скрыть собственные ошибки?) полностью разобрать новый двигатель, а потом показывать на несуществующие дефекты, да еще с пеной у рта доказывать владельцу, что он сам виноват в их по€влении.

¬ этой св€зи необходимо заметить, что, к сожалению, при использовании экспертизы некоторыми дилерскими центрами иногда проступает определенное лукавство. —оздаетс€ даже впечатление, что иной техцентр, обраща€сь к эксперту (иногда уже проверенному ранее в аналогичных делах), заведомо рассчитывает на его ло€льность, поскольку щедро оплачивает работу эксперта. ¬озможно, это просто кажетс€, но впечатление такое, что эксперт дл€ некоторых дилеров выступает в роли своего рода "крыши", закрывающей автоцентр и его нерадивых работников от справедливых претензий клиентов. ј некоторые последние данные свидетельствуют, что недобросовестные эксперты нередко открыто предлагают автоцентрам вз€ть их "на обслуживание"Е

“ака€, с позволени€ сказать, работа больше похожа не на экспертизу, а на "наведение тени на €сный день" или "втирание очков" - кому что больше нравитс€. ¬еро€тно, подобна€ "экспертиза" и делаетс€ в расчете на то, что судь€ и владелец автомобил€, далекие от техники, не поймут заумных перлов эксперта, но проникнутс€ уважением к глубине и широте его технической мысли. » суд решит дело в пользу автоцентраЕ

»менно так по€вл€ютс€ заключени€, выводы которых весьма далеки от пон€ти€ "независима€ экспертиза", а напротив, €вно ангажированы и оплачены заказчиком. ѕричем при полном отсутствии логики и не только причинно-следственных, но и вообще каких-либо св€зей между фактами. » хорошо, если в этом случае владелец автомобил€ догадаетс€ воспользоватьс€ услугами действительно, а не мнимо независимого эксперта. »наче ему гарантированы значительные потери времени и нервов на многочисленных судебных разбирательствах. »ли денег - на оплату заведомо лишних работ и запасных частей.

  эксперту обратилась Ћ - владелица нового автомобил€ Toyota Avensis, с просьбой сделать оценку двух ранее проведенных экспертиз и некоторых документов четырех (!) судебных заседаний, где ответчиком выступал некий дилерский автоцентр », продавший автомобиль. ѕо предварительной информации, автомобиль прошел всего 650 км пробега, но однажды утром не завелс€ по причине почти полного разр€да аккумул€тора. ѕрибывшие на место сто€нки работники автоцентра подтвердили, что произошел разр€д аккумул€тора, и даже установили возможную причину - дефект сигнализации, которую устанавливали в автоцентре (как в некоторых автоцентрах устанавливают сигнализации - отдельна€ тема, но в том, что после этого аккумул€тор мог разр€дитьс€, нет ничего удивительного). ѕокопавшись в проводах, с помощью троса завели машину "сходу" (!), порекомендовали поездить и при случае подъехать в техцентр, чтобы заменить сигнализацию.

ѕоскольку автомобиль на следующее утро завелс€, но €вно нехот€, владелица отправилась в техцентр с просьбой наладить автомобиль.  аково же было ее удивление, когда причиной плохого запуска было объ€влена не очевидна€ неисправность электрической части, а плохое топливо, и уже к вечеру новый, с иголочки, двигатель оказалс€ полностью разобран! ¬ результате такой спорой работы автоцентра "разбором полета" его ретивых работников зан€лс€ суд. » иметь бы автоцентру бледный вид за такие художества, если бы неЕ эксперты. ¬идимо, из "трассологов".

„его только не было написано в так называемых экспертизах! “ут и "пофазное разрушение двигател€ в результате воздействи€ осмоленного топлива", и "низкооктановый бензин, который приводит к разрушению газораспределительного механизма, выхлопной системы и блока цилиндров" (хот€ экспертиза топлива установила, что бензин имеет октановое число 95 по исследовательскому методу), и "повреждение клапанов в результате их заклинивани€ во втулках" в отсутствии измерений деформации клапанов и с компрессией 9 и 11 кг/см2 в цилиндрах с "заклиненными" клапанами, измеренной самим автоцентром. » даже рабочей зоной и местом заклинивани€ клапана указано обнижение на его стержне в месте перехода к тарелке - там, где находитс€ нерабоча€ часть стержн€. ѕри этом экспертизами даже не ставилс€ вопрос о том, какие конкретно неисправности имеет двигатель и какие детали повреждены и насколько. «ато отмечено, что "нагар и смола привели к существенному изменению всех деталей"Е

—мола, следу€ мысли экспертов, оказалась на редкость умна. явно не по своей консистенции и количеству.  огда экспертам было надо, клапан вдруг залипал во втулке, а когда не надо - начинал нормально работать, дава€ весьма высокую компрессию в цилиндре. ѕри этом один из экспертов умудрилс€ обозвать один и тот же обычный нагар 14-ю (!) разными названи€ми - от "засмолени€" до "продуктов сгорани€ смол€ных включений в топливе" и "продуктов горени€ смол€ных отложений". » даже нашел "новую" зависимость - "нарушение состава топливовоздушной смеси смолами, содержащимис€ в топливе", хот€ смол-то этих в топливе было менее 0,1%.

Ќедобросовестные эксперты так расстарались перед своими "хоз€евами", что признаками разрушени€ катализатора при поступлении несгоревшего "осмоленного" топлива объ€вили цвета побежалости у сварных швов корпуса катализатора, а топливный бак и бензопроводы - непоправимо испорченными этим самым "осмоленным топливом". ¬се эти художества позволили автоцентру выставить владельцу автомобил€ счет за устранение несуществующих неисправностей с заменой топливного бака, топливопроводов, головки блока цилиндров и поршневой группы почти на 300.000 руб. при цене автомобил€ 700.000 руб. ¬от как надо работать!

Ёксперт, выполн€вший оценку этих опусов, насчитал в них более 60 €вных неточностей и грубейших ошибок - по нескольку на каждой странице. ’от€ их авторы считают себ€ крупными специалистами в области двигателей и привод€т целую кучу "корочек" всевозможных дипломов, подтверждающих их неоспоримо высокую квалификацию (в том числе, и как упом€нутых выше экспертов-трассологов), от ћинистерства юстиции, академии ћ¬ƒ и Ќ»» судебных экспертиз до всех мыслимых регистров экспертов и обществ защиты потребителей. “олько не совсем пон€тно, потребителей чего они защищают? » что еще ужаснее, не исключено, что учат этому других.

Ќаш же эксперт хвастатьс€ "корочками" не стал, а просто обратил внимание на €вные нестыковки. “ак, данные по компрессии, измеренной автоцентром перед разборкой, составили 9, 11, 6 и 7,5 кг/см2, что само по себе уже указывает на отсутствие заклинивани€ и повреждени€ клапанов, и скорее всего, св€зывает трудности запуска двигател€ с переобогащением смеси, в том числе, вследствие разр€да аккумул€тора. ј может быть, и с работой форсунок во врем€ измерени€ компрессии - в таких случа€х в цилиндрах, провер€емых последними, компресси€ падает именно до 6-7 кг/см2 по причине смывани€ масла топливом со стенок. ѕо крайней мере, в 1-м и 2-м цилиндрах, на которые указывают экспертизы, никаких заклиниваний и в помине быть не могло. — другой стороны, автоцентр официально за€вил, что диагностика не вы€вила каких-либо кодов неисправности, записанных в блоке управлени€. ј это означает, что блок управлени€ не зафиксировал ни кодов Misfire, соответствующих пропускам воспламенени€, ни целого р€да других кодов, которые неминуемо возникли бы при реальном заклинивании "осмоленных" клапанов во втулках.

≈ще одна нестыковка вышла непосредственно с самим "осмолением". Ёкспертиза топлива установила 20-кратное превышение содержани€ смол в топливе, что составило 100 мг смол на 100 см3 бензина. ѕри расходе топлива 10 л на 100 км получаетс€, что за 1000 км пробега в двигатель поступило 100 г смол. ј масла? ≈го могло поступить в 10 раз больше, поскольку производитель по инструкции допускает расход масла 1 л на 1000 км, и даже указывает, что в начальный период эксплуатации эта цифра может быть еще выше. ј если учесть, что масло, как и смолы в топливе, тоже представл€ет собой т€желые углеводороды и дает практически идентичный нагар, то нагар на детал€х на 90% был св€зан с маслом, а не со смолами в топливе. Ќо проверить уровень масла перед разборкой двигател€ трассологи "не догадались", веро€тно, по причине отсутстви€ такового в стволах орудийЕ

¬ результате никакой св€зи между "осмоленным" топливом, нагаром и несуществующими "серьезными изменени€ми в детал€х" экспертизы фактически не установили и на главный вопрос - что случилось и кто виноват, так и не ответили. » зачем двигатель был разобран - естественно, тоже. Ќо как красиво все оформлено и как "умно" написано! » уши торчат. —транно только, что эксперты-ловкачи в стремлении угодить своему "хоз€ину" даже не потрудились привести свои опусы хот€ бы в минимальное соответствие с результатами диагностики автоцентра - видимо, посчитали это ненужным излишеством. » новый двигатель жаль - серьезна€ "тойотовска€" вещь, а ловкачам на растерзание досталась. “ак и хочетс€ сказать - "заставь таких Ѕогу молитьс€Е"

Ќадо отдать должное, такие вопиющие случаи практически не найти в техцентрах солидных дилеров, работающих долгие годы, забот€щихс€ о своей репутации и удел€ющих немало времени и средств на обучение персонала. ј вот с "новичками", открывшимис€ недавно, такие, с позволени€ сказать, казусы случаютс€. Ѕолее того, складываетс€ впечатление, что в зависимости от пристрастий руководства на отдельных техцентрах вообще предпочитают большинство дефектов двигателей объ€сн€тьЕ одинаково. Ќапример, исключительно гидроударом в цилиндре. „то, не было дождей? Ќе беда, придумают специальный термин - "отложенный" гидроудар. “о есть, гидроудар был, но давно, и его результат несколько "отложилс€"Е

»ли "плохое" топливо. Ёто вообще любима€ тема дл€ некоторых. Ќа топливо все можно списать, не сомневайтесь. Ќеважно, что в некоторых районах такого топлива реально не встретить уже много лет - слишком жесткий контроль. » заводы такого топлива давно не выпускают - технологи€ не позвол€ет. » неважно, что в соседних автоцентрах "старожилы" не помн€т подобных случаев. «ато так без проблем можно объ€снить любую неисправность.

”добно, нет слов - клиент сам заехал в лужу и сам налил "эпоксидку" в бак. »ли бросил "сахарок" с "карамелью". » нужные "эксперты-трассологи" тут как тут, "обслужат" по первому требованию. Ќо очень хочетс€ наде€тьс€, что руководству таких техцентров все же удастс€ когда-нибудь преодолеть подобные досадные болезни роста.

Ќу, а тем, кто нуждаетс€ в грамотном заключении эксперта по двигателю, хотелось бы дать очень простой совет. ≈сли при проведении экспертизы состо€ни€ двигател€ эксперт использует линейку, купленную в ближайшем магазине школьно-письменных принадлежностей, или дальше штангенциркул€ его познани€ в измерени€х не распростран€ютс€, есть серьезный повод насторожитьс€ и усомнитьс€ в его реальной компетенции или даже в независимости. ѕотому что насто€щий специалист в двигател€х оперирует сотыми дол€ми миллиметра, и его "настольными приборами" всегда будут микрометр и нутромер.

Ёксперт же, разумеетс€, не из тех, о которых мы упом€нули выше, а по-насто€щему грамотный и независимый, способен в силу своей подготовки проводить экспертизу не только автомобильный двигателей. Ќапример, в различном станочном оборудовании дл€ ремонта автомобильных двигателей тоже встречаютс€ спорные ситуации, когда, к примеру, новый станок не дает за€вленной точности обработки. »ли специальный инструмент не позвол€ет выполнить работу качественно. ѕо меньшей мере, грамотный эксперт, основыва€сь на своем опыте в двигател€х, может провести сравнительную экспертизу оборудовани€ и сделать вывод о его точности и пригодности к применению в моторном ремонте. Ќа то он и эксперт.



ƒругие наши статьи...






1.  оленчатый вал со следами наволакивани€ материала вкладыша на поверхность шейки - типичный случай работы двигател€ при недостаточном уровне масла.



2. ¬ерхний шатунный вкладыш имеет вид, характерный дл€ режима масл€ного голодани€. ѕо этим признакам наиболее веро€тной причиной неисправности €вл€етс€ низкий уровень масла, обусловленный его несвоевременным контролем.




3. Ќа нижнем вкладыше хорошо видны зоны усталостного разрушени€ рабочего сло€, отсутствующие на верхнем вкладыше, что может свидетельствовать не только о работе двигател€ с недостаточной смазкой, но и о дефекте производственного характера.




4. —ерьезный американский агрегат - как оказалось в последствии, вышел из стро€ и заклинил из-за дефекта "копеечной" детали.




5. ј вот и мнимый "виновник происшестви€" - надорванное уплотнительное кольцо масл€ного фильтра.




6. „тобы найти действительного "виновника" - дефект корпуса маслонасоса, пришлось не только провести тщательные измерени€ размеров деталейЕ




7. Ено и смоделировать их работу в услови€х, максимально приближенных к "боевым".




8. "—топ-л€п" - ушлый эксперт умудрилс€ указать в качестве "рабочей зоны" клапана место обнижени€ стержн€ при переходе к тарелке. », о ужас! “ам отложени€ "смол", а потому клапан был "€вно" заклинен. Ќо в этом цилиндре компресси€ была 11 кг/см2. » стержень абсолютно гладкий. Ѕраво!





9.  ак вы думаете, что это? Ёто так хитрецы от экспертизы иллюстрируют заклинивание "осмоленных" клапанов во втулках (вверху) по сравнению с незаклиненными клапанами (внизу). Ќо в своем стремлении во что бы то ни стало угодить "хоз€ину" они совсем забыли согласовать с ним свои перлы о "смол€ном горении": "хоз€ин" сам измерил компрессию в цилиндрах и получил внизу 9 кг/см2, а вверху - 7,5 кг/см2.




10. »нтересно, что хотел горе-эксперт измерить в двигателе таким сложным измерительным прибором? ј может быть, он хотел показать, что он не в моторном отсеке подводной лодки? ≈ще раз браво!




11. ј вот и "следы удара" клапанов по поршню - там, где тарелки даже не смогут ударить.  огда они по€вились, не при разборке ли двигател€? »нтересно, а каким инструментом они нанесены? ћожет быть, надо было ударить посильнее, но перед тем правильно выбрать поршень? ¬едь здесь компресси€ оказалась 9 кг/см2, хот€ после удара и деформации клапанов она неминуемо должна была упасть практически до нул€. » чего только не сделаешь, чтобы выдать желаемое за действительноеЕ




12. ≈ще одна хитрость недобросовестных экспертов - €кобы неисправный катализатор. ѕочему неисправный? ѕотому что на нем следы перегрева от поступлени€ и догорани€ "смол€ных включений в топливе" вследствие "нарушение состава топливовоздушной смеси смолами, содержащимис€ в топливе". «начит, между "неисправным" катализатором и "осмоленным" топливом есть (все-таки есть!) "причинно-следственна€ св€зь"! “олько следы перегрева почему-то в точности совпадают со сварочными швами на корпусеЕ





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены