ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ƒиагноребус. Ђ’имикї, Ђэлектрикї или Ђпрограммистї?

—≈–√≈… √ј«≈“»Ќ, ,
технический эксперт компании Ђјм≈врої,
—≈–√≈… —јћќ’»Ќ

ћы уделили внимание основным приборам дл€ диагностики бензинового двигател€ Ч мотортестерам, сканерам и газоанализаторам. ѕрежде, чем двигатьс€ далее, полезно еще раз резюмировать все сказанное, упом€нуть достоинства и недостатки этих приборов, очертить области их применени€ и, наконец, попытатьс€ ответить на вопрос Ђкто главнееї.

≈сли рассуждать глобально, так сказать, в мировом масштабе, задача рассмотренных диагностических приборов едина. ќни призваны предоставить диагносту максимум достоверной информации о состо€нии систем двигател€. ћожно сказать, что этим их единство и ограничиваетс€, поскольку характер, состав и способ получени€ информации каждого из трех приборов Ч различны.

Ђ’имикї

 ак уже говорилось, полнота сгорани€ топлива Ч это показатель эффективности работы двигател€ в целом. јнализ состава отработавших газов позвол€ет сделать вывод об исправности двигател€ и его основных систем. √азоанализатор Ч единственный диагностический прибор, позвол€ющий измер€ть состав отработавших газов и судить о полноте сгорани€ топлива.

ѕричем, газоанализатор выполн€ет замеры концентрации продуктов сгорани€ пр€мым методом Ч спектрометрированием пробы отработавших газов.

¬ результате анализа диагност получает р€д непосредственных параметров (концентраци€ —ќ, Ќ—, ќ2, —ќ2, Nќx), а также несколько расчетных величин (состав топливной смеси или l-фактор, —ќ корректировочное). Ёта информаци€ уникальна, никакие другие приборы получить ее не позвол€ют.

√азоанализатор может указать на неисправность системы зажигани€, топливной и механической систем двигател€. ѕоскольку процентный состав выхлопа Ч интегральный показатель состо€ни€ двигател€, газоанализатор рекомендуетс€ примен€ть как дл€ входного контрол€, так и дл€ проверки качества выполненных ремонтных или регулировочных работ.   сожалению, это делают не все и не всегда.

Ќеоспоримое достоинство газоанализатора Ч универсальность. ќн дает одинаково хорошие результаты при тестировании как карбюраторных, так и впрысковых моторов, вне зависимости от фирмы-производител€. ћногокомпонентные (4- и 5-компонентные) приборы, помимо этого, также успешно примен€ютс€ дл€ исследовани€ двигателей, оборудованных катализатором.

√азоанализатор Ч диагностический инструмент, актуальность которого не утрачиваетс€ ни с течением времени, ни с совершенствованием конструкции двигателей. ѕричина Ч неизменность физических основ рабочего процесса в бензиновых двигател€х внутреннего сгорани€, эффективность которых зависит от состава топливной смеси и качества ее сгорани€.

  сожалению, в большинстве случаев газоанализатор не позвол€ет локализовать неисправность, то есть пр€мо указать на вышедший из стро€ элемент. Ёто Ч слаба€ сторона данного метода исследовани€ двигател€. —ущественно расширить его возможности можно, примен€€ газоанализатор совместно с мотортестером. “ак, выполн€€ баланс мощности с параллельным контролем изменени€ концентрации Ќ— при отключении цилиндра, можно получить гораздо более содержательную информацию о возможных причинах его неэффективной работы.

  недостаткам газоанализатора можно отнести довольно большую инерционность. ¬ы уже знаете, что врем€ реакции современных приборов на изменение состава отработавших газов Ч примерно 10 сек. ѕоэтому газоанализатор не вполне подходит дл€ оперативного отслеживани€ быстро мен€ющихс€ процессов.

ѕримен€€ газоанализатор в качестве диагностического прибора, нужно также иметь в виду, что процессы смесеобразовани€ и сгорани€ в двигателе в безнагрузочном режиме и работе под нагрузкой могут сильно отличатьс€. ¬виду этого, методика, используема€ при контроле токсичности (замер состава выхлопа на холостых и повышенных оборотах в безнагрузочном режиме), далеко не всегда дает объективные результаты. ѕодтверждением этому служит, например, тот факт, что корректный замер концентрации оксидов азота, образующихс€ в камере сгорани€ в услови€х высоких температур, возможен только при испытани€х под нагрузкой.

ѕоэтому, если вы хотите, чтобы ваш диагностический участок максимально соответствовал современным требовани€м, нужно иметь в виду не просто многокомпонентный газоанализатор, но достаточно компактный прибор, приспособленный дл€ Ђходовыхї испытаний. ќсобенно это касаетс€ п€тикомпонентных газоанализаторов. »х Ђп€тый элементї, отвечающий за измерение концентрации NOx, может оказатьс€ бесполезным, если вы не обзавелись дорогосто€щим мощностным стендом, а прибор не подходит дл€ мобильного использовани€.

ЂЁлектрикї

Ќапомним, что мотортестер Ч прибор дл€ измерени€ и визуального отображени€ различных электрических сигналов в электроцеп€х любых систем двигател€, включа€ высоковольтную часть системы зажигани€. ¬сестороннее исследование системы зажигани€ двигател€ Ч прерогатива мотортестера, другие диагностические приборы выполн€ть эту работу не могут.

ѕомимо этого, как Ђтестер мотораї, прибор может оказывать на двигатель испытательные воздействи€. ѕо результатам тестов (баланса мощности и замеров относительной компрессии по цилиндрам) с определенной долей веро€тности можно делать вывод о состо€нии его механической системы. Ёто также уникальна€ функци€, свойственна€ лишь мотортестеру.

ƒанные тесты в большинстве случаев Ч единственный способ получить информацию о неэффективно работающем цилиндре двигател€. ќсобенно при исследовании автомобилей, произведенных более п€ти лет тому назад.

Ќадо отметить, что в автомобил€х последних лет выпуска предусмотрена еще одна возможность дл€ решени€ этой задачи. —овременные системы управлени€ многих производителей содержат программы, фиксирующие пропуски воспламенени€ смеси в цилиндрах двигател€. »х наличие €вл€етс€ свидетельством нарушени€ рабочего процесса в каком-либо цилиндре.

“аким образом, система управлени€ двигателем надел€етс€ некоторыми функци€ми, свойственными мотортестеру. »менно это и позвол€ет говорить о том, что при диагностике современных двигателей область применени€ мотортестера несколько сужаетс€. » все же остаетс€ открытым вопрос, способна ли на сегодн€шний день система управлени€ абсолютно корректно выполн€ть указанные тесты. ћногие практикующие специалисты отмечают несовершенство программ, привод€щее к возникновению ошибок, способных направить диагноста по ложному пути.  роме этого, Ђсамодиагностическойї информацией иногда не так просто воспользоватьс€ из-за отсутстви€ хорошего сканера или неустойчивости процесса обмена данными между сканером и блоком управлени€. “ак что и в этом случае мотортестер рано Ђсписывать со счетовї.

ћотортестер измер€ет электрические параметры непосредственно, с применением внешних датчиков. –езультаты замеров представл€ютс€ в аналоговой форме.   достоинствам мотортестера нужно отнести возможность одновременного измерени€ нескольких электрических сигналов (в том числе, быстромен€ющихс€) и представлени€ их дл€ анализа в графическом виде на экране осциллоскопа.

ћотортестер Ч прибор условно универсальный. ”словие его универсальности Ч богатый комплект датчиков и кабелей-адаптеров дл€ исследовани€ систем зажигани€ различной конструкции: распределительных многоцилиндровых, DIS-систем, систем с индивидуальными катушками. ѕри их наличии мотортестер можно продуктивно использовать дл€ исследовани€ автомобильных двигателей всех типов, как карбюраторных, так и впрысковых, как имеющих систему самодиагностики, так и без нее.

  сожалению, и мотортестер не лишен недостатков. ќбнаружение неисправности в системе управлени€ двигателем с помощью мотортестера может быть очень длительным. ќсобенно, если опыт диагноста не позвол€ет сузить круг поиска. „асто в системе управлени€ бывают такие сложные неисправности, что не выручает даже высока€ квалификаци€.   ним можно отнести спорадические (случайно возникающие) отказы, которые никак себ€ не про€вл€ют на момент диагностики. ¬ такой ситуации мотортестер бессилен, чего нельз€ сказать о сканере.

Ђѕрограммистї

¬ отличие от двух первых, сканер Ч прибор, который сам ничего не измер€ет. »змерительную работу, включа€ обработку результатов, выполн€ет своими силами блок управлени€ двигателем, точнее Ч система самодиагностики. ƒейству€ по заложенной в нее разработчиком программе, система самодиагностики проводит мониторинг двигател€: контролирует его ключевые параметры, сравнивает с эталонными, анализирует отклонени€ и сохран€ет в пам€ти обнаруженные ошибки.

—канер обеспечивает диагносту доступ к содержимому пам€ти блока управлени€. »спользу€ программу св€зи (протокол обмена), сканер считывает сохраненную информацию в цифровом виде и отображает ее в пригодной дл€ анализа форме (текстовой или графической).

— помощью сканера диагност может получить информации не больше, чем это предусмотрено разработчиком системы управлени€. “о есть, возможности сканера завис€т от того, какие функции программно заложены в систему самодиагностики. “ак, программой системы управлени€ может быть предусмотрено считывание текущих параметров двигател€ и его систем, тестирование исполнительных устройств системы управлени€, удаление кодов ошибок, перепрограммирование системы управлени€. ’ороший сканер позвол€ет реализовать все эти функции.

ќтсюда станов€тс€ очевидными как достоинства, так и недостатки сканера как инструмента дл€ диагностики. Ќачнем с достоинств. »спользу€ сканер, диагност получает результаты работы, выполненной за него системой самодиагностики. ¬ большинстве случаев это позвол€ет максимально быстро обнаружить неисправность или сделать достоверные предположени€ о направлении поиска. —канер позвол€ет успешно боротьс€ и со спорадическими неисправност€ми, конечно, только в том случае, если они фиксируютс€ в пам€ти блока управлени€.

»нформаци€, получаема€ с помощью сканера ценна еще и потому, что он позвол€ет взгл€нуть на работу системы управлени€ двигателем Ђглазамиї самого блока управлени€. ¬едь часть параметров, отображаемых сканером, Ч не что иное, как первична€ информаци€, на основании которой блок управлени€ вырабатывает управл€ющие воздействи€. ѕри сбо€х в электронике они могут отличатьс€ от величин, измеренных непосредственным образом, например, с помощью осциллографа. ќбнаружить это можно только с помощью сканера.

Ќекоторые функции способен обеспечить только сканер. Ќапример, при регулировке угла опережени€ зажигани€ целого р€да моделей концерна VAG нужно перевести систему управлени€ в режим базовых настроек. Ѕез сканера эту операцию выполнить невозможно.

” автомобилей р€да производителей, например, Mercedes-Benz, коды неисправностей хран€тс€ в энергонезависимой пам€ти. ƒл€ их стирани€ недостаточно обесточить блок управлени€, сбросив клемму с аккумул€тора. ¬ то же врем€, дл€ р€да основных подсистем управлени€, например, регулировки оборотов холостого хода, используетс€ следующа€ логика. ѕри нарушении работоспособности любого из ее элементов, сопровождающемс€ записью кода ошибки, соответствующий канал поступлени€ информации в блок управлени€ полностью отключаетс€. „тобы его восстановить, недостаточно заменить дефектный элемент исправным. Ќужно также стереть записанный код, что можно сделать только с помощью сканера.

“акже незаменим сканер при ремонте или замене ј ѕѕ, обладающих способностью к самоадаптации. ƒаже установив исправную коробку, вы не восстановите работоспособность автомобил€ до тех пор, пока не будут сброшены прежние адаптационные уровни параметров. Ёта операци€ выполн€етс€ только при помощи сканера.

ѕодобные меры Ч искусственные; производители систем управлени€ прибегают к ним дл€ того, чтобы ограничить доступ случайных лиц к ремонту двигател€. ќни стрем€тс€ принудить автовладельцев обращатьс€ за помощью на дилерские станции, в арсенале которых есть специальное оборудование, в частности, сканеры.

√овор€ об области применени€ сканеров, еще раз подчеркнем: если диагностируемый автомобиль не имеет электронной системы управлени€ с функцией самодиагностики, о существовании такого диагностического прибора, как сканер, можно временно забыть. ѕри исследовании электронно управл€емых двигателей ценность сканера возрастает с развитием системы самодиагностики, с расширением ее функций. Cамодиагностика электронных систем управлени€ автомобилей большинства автопроизводителей вышла на серьезный уровень примерно с середины 90-х. ѕоэтому можно считать, что на автомобил€х, произведенных ранее, использование сканера, за редкими исключени€ми, малоэффективно. » наоборот, чем ближе дата выпуска автомобил€ к насто€щему времени, тем более развиты функции самодиагностики системы управлени€ и тем более расшир€ютс€ потенциальные возможности сканеров.

 ак мы уже отмечали, универсальных (с точки зрени€ широты охвата по маркам и модел€м) сканеров не существует. —тепень универсальности определ€етс€ особенност€ми программного обеспечени€ конкретного прибора. —корее, сканер можно охарактеризовать как специализированный прибор дл€ работы с одной, трем€, дес€тью Е модел€ми автомобилей, в зависимости от имеющихс€ в программном обеспечении протоколов обмена данными.

’имик, электрик или программист?

ќсмыслив вышеизложенную информацию, вы, наверн€ка, уже пришли к выводу, что сама постановка вопроса Ђили Ч илиї неправомерна. ƒвигатель Ч это сложный организм, состо€щий из большого количества систем: механических, электрических и электронных.  ажда€ из них характеризуетс€ огромным количеством параметров. —группированные вместе, они образуют информационное поле, всесторонне описывающее текущее состо€ние двигател€.

ѕримен€€ Ђинформационныйї подход к рассмотрению двигател€, целью диагностики можно считать получение необходимого и достаточного объема информации, анализ которого позвол€ет сделать вывод о неисправности (дефектном элементе, нарушении регулировок и т.д.). ¬ процессе исследовани€, в зависимости от обсто€тельств (характера неисправности, квалификации диагноста, используемых методов) дл€ окончательного вывода может потребоватьс€ различный объем данных о двигателе. »ногда, когда неисправность €вна€, Ч небольшой. Ѕывают более сложные случаи, когда дефект завуалирован и дл€ его обнаружени€ требуетс€ провести всестороннее исследование р€да систем двигател€.

 ак было показано, основные диагностические приборы не похожи один на другой. ќни различаютс€ по области применени€, характеру и составу информации, а также способу ее получени€. —оответственно, в р€де случаев дл€ обнаружени€ неисправности бывает достаточно данных только одного из них, например, сведений сканера об ошибках, зафиксированных блоком управлени€. Ќа практике такое случаетс€ редко. √ораздо чаще диагностическое действие развиваетс€ по иному сценарию, когда приходитс€ получать большое количество разнообразных сведений о двигателе и, использу€ аналитические методы, вести поиск больного места. ѕри таком развитии событий одним прибором не обойтись.

Ќельз€ не учитывать то, что в работе диагноста цена ошибки порой очень высока. Ќесправедливо вынесенный приговор блоку управлени€ или любому другому дорогосто€щему узлу двигател€ может подорвать авторитет участка и его финансовое благополучие. „тобы свести к минимуму веро€тность неправильного вывода, приходитс€ провер€ть предположени€ иными методами. ѕри этом используетс€ тот факт, что информационные области, Ђзакрываемыеї газоанализатором, мотортестером и сканером частично перекрываютс€ (см. рисунок). Ёто говорит о том, что там, где один прибор дает возможность получить данные непосредственно, другой позвол€ет судить о них косвенно или получить их в иной форме. —ходимость Ђпоказанийї нескольких диагностических приборов Ч залог правильности предположений диагноста.

¬ывод одновременно и прост, и безрадостен (с экономической точки зрени€): современному универсальному диагностическому участку дл€ успешной работы не обойтись без приобретени€ всех трех основных приборов.

—итуаци€ может несколько упроститьс€, если вы специализируетесь на обслуживании автомобилей одной или двух марок и к тому же имеете под рукой полноценный склад запасных частей, что характерно дл€ дилерских станций. ¬ этом случае удаетс€ чуть сэкономить на оборудовании, провод€ поиск неисправности путем последовательной замены элементов двигател€ Ђпо подозрениюї, на основании показаний одного из приборов, например, сканера. ѕравда, назвать такой процесс Ђдиагностикойї можно лишь с большой нат€жкой.

  сожалению, создание полноценного диагностического участка Ч вещь непроста€ как с организационной, так и с финансовой точек зрени€. ¬ этом утверждении содержитс€ намек на то, что приобретением трех основных приборов не обойтись. √азоанализатор, мотортестер и сканер позвол€ют получить подавл€ющий объем данных по двигателю и его системам. Ќедаром мы отнесли их к основному диагностическому оборудованию. » все же, Ђхимикї, Ђэлектрикї и Ђпрограммистї не полностью закрывают информационное поле параметров двигател€, знание которых может оказатьс€ необходимым дл€ обнаружени€ и устранени€ неисправности. ”ниверсальному диагносту в работе часто требуетс€ тот или иной прибор, или приспособление из широкого ассортимента вспомогательного диагностического оборудовани€. ќ них мы расскажем в следующий раз.

√азоанализатор

Ч —пособ получени€ и состав информации. Ќепосредственные измерени€ методом спектрометрировани€ проб отработавших газов. јналоговые величины, пропорциональные концентрации компонентов выхлопных газов. ќпосредованный расчет р€да параметров (соотношение воздух/топливо, l, —ќкорр). ƒанные используютс€ как интегральна€ оценка эффективности процессов в двигателе.

Ч ќбласть применени€. ¬се типы бензиновых двигателей, вне зависимости от даты выпуска и производител€.

Ч ƒостоинства. ”никальность получаемой информации, универсальность прибора.

Ч Ќедостатки. Ѕольша€ инерционность измерений, сложность проведени€ Ђходовыхї испытаний.

ћотортестер

Ч —пособ получени€ и состав информации. Ќепосредственное измерение электрических величин в аналоговой форме с помощью внешних датчиков. ќсциллографирование быстромен€ющихс€ сигналов. ѕроведение тестов механической системы двигател€ (измерение относительной компрессии и баланс мощности по цилиндрам). ƒанные главным образом о состо€нии основных систем двигател€, включа€ механическую.

Ч ќбласть применени€. »сследование всех типов двигателей при наличии в комплекте соответствующих датчиков и кабелей-адаптеров.

Ч ƒостоинства. ¬сестороннее исследование различных систем зажигани€. ¬озможность выводов о состо€нии Ђмеханикиї двигател€. ќдновременное измерение нескольких электрических величин.

Ч Ќедостатки. ќграниченные возможности поиска неисправностей в системе электронного управлени€ двигателем.

—канер

Ч —пособ получени€ и состав информации. ÷ифровые данные о параметрах системы управлени€. —читывание содержимого пам€ти блока управлени€ по цифровой шине обмена.

Ч ќбласть применени€. ƒвигатели, имеющие управл€ющую электронику с развитой самодиагностикой. —пециализированный прибор, широта охвата по модел€м зависит от программного обеспечени€.

Ч ƒостоинства. ћаксимально быстрое обнаружение отказов в системе управлени€ двигателем, в том числе спорадического характера. ¬озможность воздействи€ на систему управлени€ (сброс кодов, специальные режимы, перепрограммирование).

Ч Ќедостатки. Ќевысока€ степень универсальности. ќбъем получаемой информации строго ограничен возможност€ми системы самодиагностики.



ƒругие наши статьи...




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены