ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

ѕочему оборвалс€ ремень...


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

«убчатый ремень в приводе газораспределительного механизма - непременный атрибут большинства двигателей современных автомобилей. ћежду тем еще каких-нибудь 20-30 лет назад в двигателестроении безраздельно господствовал цепной привод √–ћ. » отдельные попытки применени€ ремней встречались с недоверием и откровенным скептицизмом. ѕонадобились дес€тилети€ и новые технологии, чтобы ременный привод стал доминировать. ’от€ его преимущества совершенно очевидны. Ќизка€ шумность, возможность упрощени€ конструкций двигател€ и снижени€ его массы - веские причины дл€ многих автопроизводителей, чтобы отдать предпочтение именно ременному приводу.

¬месте с тем однозначно говорить, что ремень лучше, нельз€. ÷епь гораздо долговечнее. ÷епной привод способен работать столько же, сколько мотор. ј ремень - увы, нет.

»з-за этого некоторые фирмы продолжают разрабатывать и выпускать двигатели с цепным приводом, практически не требующим обслуживани€ (вспомним, что подавл€ющее большинство двигателей с цепным приводом имеют и автоматические нат€жители цепи). —рок же службы ремн€ невелик и в среднем не превышает 60 тыс. км пробега. «а простоту конструкции приходитс€ расплачиватьс€ обслуживанием привода. “о есть периодически мен€ть ремень, следить за его состо€нием, подт€гивать...

“олько тогда можно быть спокойным, что ремень не подведет - не оборветс€ или не останетс€ без зубьев. ј происходит это обычно в самый неподход€щий момент...

≈сли ремень оборвалс€

ќбрыв и срезание зубьев ремн€ - самые распространенные отказы ременного привода. ѕочему это происходит, мы еще поговорим, но сначала о - непри€тном.

ѕоследстви€ обрыва ремн€ напр€мую св€заны с конструкцией двигател€. ¬есь вопрос в том, достают ли клапаны в открытом положении до днища поршн€, когда последний находитс€ в верхней мертвой точке (¬ћ“). ≈сли нет, то все в пор€дке: обрыв ремн€ не грозит катастрофой и достаточно просто заменить порванный ремень новым. Ќо Ђлегко отделатьс€ї удаетс€ редко. —овременные моторы с многоклапанными головками, их камеры сгорани€ специальной формы, призванные улучшить мощностные, экономические и экологические характеристики двигател€, - все это противоречит глубоким выборкам (цековкам) в поршне под тарелки клапанов. «начит, при обрыве ремн€ клапаны непременно встрет€тс€ с поршн€ми...

–езультат? ¬ лучшем случае - деформаци€ стержней клапанов. ћежду прочим, дл€ замены (кстати, вместе с маслосъемными колпачками) загнувшихс€ в буквальном смысле слова клапанов необходим как минимум демонтаж головки блока цилиндров. ≈сли обрыв ремн€ произошел на холостых оборотах - потребуетс€ замена 2-3 клапанов; если на рабочих режимах, - вплоть до замены всех клапанов. Ёто как повезет.

≈ще хуже, если треснут направл€ющие втулки. Ёто уже потребует ремонта головки блока.

Ќу а больше всего непри€тностей возникает при обрыве ремн€ у дизелей. “ам хода клапанов при положении поршн€ в ¬ћ“ практически нет - ведь камера сгорани€ дизел€ имеет очень малый объем. «начит, жди поломки толкателей, распредвала, крышек его подшипников и даже деформации шатунов. », не дай Ѕог, обрыв ремн€ случитс€ при высокой частоте вращени€! ≈сли сломаетс€ какой-нибудь клапан, придетс€ мен€ть поршень, ремонтировать блок цилиндров, возможно, мен€ть шатун и даже головку блока... –емонт похлеще капитального!

Ќо даже если, по счастью, все цело и надо только заменить ремень, работы предстоит немало. Ќа современном автомобиле к нему так просто не подобратьс€ - под капотом все агрегаты довольно плотно Ђупакованыї, иной раз и руки не просунешь. Ќечего и думать о замене ремн€ где-нибудь Ђв путиї. Ѕез хорошего инструмента и подъемника с этой работой точно не справитьс€, да и опыт - не последнее дело.

„то случилось с ремнем?

Ќадежна€ работа ременного привода √–ћ возможна только при определенных услови€х: на ремень не попадают масло и гр€зь, шкивы и ролики, по которым Ђходитї ремень, наход€тс€ в хорошем состо€нии, а сам ремень правильно нат€нут.

„тобы лучше пон€ть, почему именно эти услови€ так важны, надо повнимательнее присмотретьс€ к конструкции зубчатого ремн€. ќна вроде бы достаточно проста. ќснову ее составл€ет корд - прочные нити из стекловолокна. ¬нутренн€€ рабоча€ часть ремн€ - зубь€ - выполн€етс€ обычно из нейлона: он имеет высокую износостойкость и прочность при хорошей эластичности. —наружи расположен Ђчулокї - слой резины толщиной 3-5 мм. —огласитесь, это чем-то напоминает автомобильную покрышку: прочный корд, износостойкий протектор (зубь€)... Ќедаром многие знаменитые производители шин (Continental, Firestone, GoodYear, Kleber, Pirelli, Semperit) имеют в своей производственной программе и ремни √–ћ.

–емни, примен€емые или примен€вшиес€ на двигател€х автомобилей всего мира, весьма разнообразны по своим параметрам.   примеру, число зубьев может мен€тьс€ в пределах 44-257, ширина ремней - от 13 до 34 мм, шаг зубьев - от 5 до 12,7 мм.  роме того, насчитываетс€ около 20 типов профилей зуба - от простого трапециевидного на старых моторах до сложного эвольвентного на современных. ¬с€ эта информаци€ приведена в каталогах основных производителей ремней - это, помимо уже упом€нутых нами, Bosch, Dayco, Gates, Rofan и многие другие.

»сход€ только из анализа конструкции уже можно определить, что случитс€ с ремнем при тех или иных отклонени€х от нормальных условий его работы.

Ќапример, если через сальники просачиваетс€ масло, а через щели в соединени€х кожуха лет€т пыль и гр€зь, то ремню, скорее всего, жить осталось недолго. ћасло разрушает резину (она набухает и отслаиваетс€ от корда), а пыль, особенно в смеси с тем же маслом - прекрасный абразивный препарат, резко увеличивающий износ зубьев шкива и ремн€ (правда, более м€гкие зубь€ ремн€ страдают меньше).

»зношенный по зубь€м шкив вызывает перераспределение нагрузки - максимум ее приходитс€ на зубь€ ремн€ в местах его захода и схода со шкива. ƒругие зоны нагружены меньше или не нагружены вовсе (ремень Ђне ложитс€ї на шкив). ѕоследстви€ очевидны - у основани€ зубьев по€в€тс€ трещины, которые быстро приведут к отрыву зубьев. ћен€ть в описанном случае придетс€ не только старый ремень, но и поврежденный шкив. »наче быстро погибнет новый ремень.

Ќемало непри€тностей мы создаем сами себе, допуска€ ошибки при замене ремн€. ќчень распространена его перет€жка - видимо, некоторым механикам кажетс€, что чем сильнее нат€нуть ремень, тем лучше он будет работать. ј то, что перет€нутый ремень Ђвоетї - ничего, дескать, приработаетс€.

Ёто не так. ¬едь прочность нитей корда ограничена. » чем сильнее нат€нут ремень, тем быстрее порвутс€ нити. “о же самое произойдет, если ремень при хранении был очень сильно перегнут.

ќслабленный ремень тоже долго ходить не будет.  олебани€ его, возникающие в подобном случае, привод€т к нерасчетным нагрузкам на зубь€ все там же - в местах схода и, особенно, захода на шкив (зубь€ ремн€ не попадают во впадины зубьев шкива). ѕодрез и последующий отрыв зубьев от основы неминуем.

Ќежданные проблемы гроз€т тому, кто умудритс€ сн€ть (или просто не поставить при замене ремн€) отдельные детали кожуха. ќдин залетевший из-под колес Ђшальнойї камень - и ремень мгновенно порван.

–ассе€нность вообще-то опасна всегда. »ног-да при замене ремн€ забывают о его нат€жных и паразитных (направл€ющих) роликах. ј ведь многие автопроизводители (к примеру, VW) однозначно рекомендуют мен€ть ролики одновременно с ремнем! » это пон€тно: подшипник ролика может начать подклинивать из-за износа или недостаточной смазки. »тог - перегрев наружного резинового сло€ ремн€, по€вление на нем сетки поперечных трещин. ¬ дальнейшем - отслоение резины от корда и обрыв ремн€.

Ѕольшое число неисправностей св€зано с повреждением фланцев шкивов, например, при их неаккуратном или неправильном демонтаже с валов. ƒеформированный фланец шкива работает как нож, постепенно все больше и больше подреза€ кра€ ремн€. Ђ√рызетї край ремн€ и неправильно поставленный или деформированный кожух.

»ногда из-за нарушени€ технологии ремонта или сборки двигател€ шкивы оказываютс€ расположенными в разных плоскост€х. Ёффект будет тот же, что и при деформации фланцев шкивов.

»з редких неисправностей в ременном приводе отметим случаи заклинивани€ распределительного вала из-за недостатка смазки. “о же может произойти и с валиком вод€ного насоса при разрушении его подшипника (в конструкци€х, где вод€ной насос приводитс€ ремнем √–ћ). –езко возрастает усилие в приводе, и на ремне сразу срезаютс€ 6-7 и более зубьев.

Ќепри€тности с ременным приводом могут возникнуть и при весьма Ђзагадочныхї обсто€тельствах. ƒопустим, ремонтируетс€ двигатель, у которого ремень незадолго до этого мен€лс€. —прашиваетс€, можно ли оп€ть поставить тот же самый ремень? ћожно, но только так, как он сто€л до демонтажа. ≈сли перепутать направление движени€ ремн€ (скажем, не пометив это направление перед сн€тием), ремень ходить долго не будет. «убь€, длительное врем€ испытывавшие нагрузку в одну сторону, при изменении ее направлени€ на обратное начинают Ђтрещатьї и срезаютс€. ¬от така€ маленька€ тонкость...

„тобы ремень ходил долго

«а ремнем надо следить. » выполн€ть некоторые совсем несложные правила. ¬от они.

√лавное - ремень должен быть правильно нат€нут.  ак, насколько сильно его нат€нуть, можно прочитать в различных пособи€х по ремонту, а также в отличной книге издательства Autodata Ђ –емни привода механизма газораспределени€ и навесных агрегатов двигател€ї.

Ќе менее важно, чтобы нормально работал механизм нат€жени€ ремн€. ќсобенно существенно это дл€ двигателей с автоматическим нат€жителем - из-за дефектов последнего ремень нередко оказываетс€ ослабленным со всеми вытекающими последстви€ми.  стати, дефект нат€жител€ часто по€вл€етс€ не сам по себе, а как следствие низкой квалификации механиков. јвтор был свидетелем двух подобных случаев при замене ремн€ на двигател€х Mitsubishi. ¬ первом механик открыл зар€дный штуцер и стравил масло из нат€жител€, чтобы легче его сжать. ¬о втором - умудрилс€ даже просверлить в нат€жителе отверстие с той же целью. –езультат одинаков - потребовалс€ новый нат€житель. ј стоило всего-навсего загл€нуть в нужную книгу. » потратить немного времени на теорию вопроса.

≈ще одно непременное условие нормальной работы ременного привода - легкость вращени€ всех валов. —овершенно очевидно, что если один из них вращаетс€ туго или с неравномерным усилием (заедает), то, прежде чем ставить новый ремень, надо устранить причину заедани€.

 роме того, важно убедитьс€, что нет подтеканий масла, в результате которых оно может попасть на ремень. ≈сли такое случилось, надо немедленно устранить течь, тщательно вымыть ремень и шкивы от масла, а лучше всего - заменить ремень.

» последнее, самое простое правило: ременный привод всегда надо держать в чистоте.

»наче рассчитывать на надежность и долговечность работы ремн€ не придетс€.

ƒругие наши статьи...


фото

–емень газораспределительного механизма устроен достаточно просто: 1 - нити корда из стекловолокна; 2 - нейлонова€ рабоча€ часть (зубь€); 3 - резиновый Ђчулокї

фото

ѕодрез зубьев у основани€ часто возникает из-за слабого нат€жени€ ремн€ или изношенного шкива

фото

ќбрыв из-за потери адгезии (прочности соединени€) различных слоев ремн€. ќбычно возникает из-за длительного воздействи€ масла или топлива

фото

ѕопадание посторонних предметов между ремнем и шкивом обычно приводит к Ђкосомуї обрыву



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены