ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

—колько стоит капремонт?


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

ѕовышенный расход масла, сизый дым выхлопа, отчетливый стук, потер€ мощности - это все признаки того, что двигатель Ђна последнем издыханииї. «начит - самый раз подумать о ремонте.

ј если ваш автомобиль - стара€ рабоча€ лошадка? » на ее лечение не хватает денег?

≈стественно, хочетс€ найти самые дешевые запчасти и отремонтировать подешевле. Ќо дешевый ремонт часто оборачиваетс€ низким качеством работ и запчастей. ƒвигатель после этого вр€д ли будет ходить долго. —корее всего, владельцу придетс€ убедитьс€ в справедливости истины:

—купой платит дважды

 огда пытаютс€ сэкономить на ремонте, то чаще всего стараютс€ обойтись собственными силами.

» действительно, самосто€тельный ремонт автомобил€ был, пожалуй, самым распространенным, а иногда и единственно возможным еще каких-нибудь 15-20 лет назад. ƒа еще и 10 лет назад нельз€ было сказать, что ситуаци€ сильно изменилась. Ёто неудивительно. јвтопарк был сравнительно невелик, число станций техобслуживани€ даже в крупных городах едва переваливало за дес€ток. » если по поводу “ќ автовладельцы под могучим нажимом ¬ј«а уже привыкли обращатьс€ на —“ќ, то ремонт оставалс€ все еще делом индивидуальным.

ј что нужно дл€ ремонта Ђжигулейї, Ђмосквичейї и ЂволгЂ?  ак правило, универсальный инструмент и некоторые навыки, позвол€ющие и подвеску отремонтировать, и двигатель перебрать. ƒело только за запчаст€ми (дефицит, помните?), а работа-то бесплатна€ - вот и экономи€!

Ѕольша€ часть этих проблем уже в прошлом, и сейчас многие владельцы тех же Ђжигулейї думают иначе.   примеру, бесплатна€ работа - а так ли она бесплатна? –емонт требует времени, которое теперь стоит недешево, даже свое собственное. ј когда работа сложна€? Ћучше отдать автомобиль в надежные руки мастера и оплатить (по средствам) добротную работу. Ѕлижайший мастер - р€дом, в соседнем гараже. —порый такой мужик, и денег берет немного. Ќу и что, что в его гараже гр€зь по всем углам? ƒешево же!

ћежду тем, если ремонтируетс€ двигатель, то непременно требуетс€ соблюдать определенные технологии ремонта. » рассчитывать на то, что они будут выдержаны в гр€зном гараже, заваленном хламом от разных машин, почти не приходитс€.

ѕоэтому итог такого ремонта обычно предсказуем: в скором времени потребуетс€ ремонт повторный, нередко даже более сложный и дорогой. —уммиру€ затраты по двум ремонтам, убеждаемс€ в справедливости истины, вынесенной в подзаголовок.

ƒл€ иномарок нередко практикуют другой дешевый способ Ђремонтаї - мен€ют вышедший из стро€ двигатель на бывший в употреблении (б/у), сн€тый , например, с разбитой машины. ‘актически, на Ђкота в мешкеї. ѕон€тно, что разбирать и ремонтировать такого Ђкотаї не имеет смысла, дорого: цена ненового мотора в среднем 300-400 долларов, ремонт обойдетс€ дороже. Ћучше уж перебрать двигатель штатный.   тому же у автомобилистов, купивших старый двигатель, всегда есть две проблемы. ѕерва€ св€зана с номером приобретенного двигател€ и его Ђузакониваниемї. ≈е мы касатьс€ не будем, это отдельный разговор. ¬тора€ проблема - сколько проживет двигатель, надолго ли его хватит. Ѕывает так, что двигатель Ђб/уї имеет повышенный расход масла, да и стучит изр€дно. “огда деньги на покупку потрачены зр€. –емонт все же был бы дешевле.

—делайте свой выбор

»так, ремонт. Ќо где? ѕерво-наперво надо определитьс€ с ремонтной базой, потому что станций техобслуживани€ сейчас много, и цены везде разные.

” официальных дилеров иностранных автопроизводителей цены на работы максимальны и сейчас в среднем составл€ют 35-45 долларов за нормочас. Ќа независимых —“ќ расценки заметно ниже, но их разброс довольно высок - от 15 до 40 долларов. ќтечественные автомобили ремонтируют по меньшим ценам, и нормочас в долларовом эквиваленте не превышает, как правило, 10 долларов.

 ачество работ, и в том числе по двигателю, отличаетс€ примерно так же, как и цены. ќднако не следует думать, что чем выше цена, тем лучше проведен ремонт мотора. ’от€ известный критерий Ђкачество/ценаї работает и здесь. Ќа некоторых независимых —“ќ ремонт двигателей выполн€етс€ на сравнительно высоком уровне с соблюдением всех необходимых дл€ подобного ремонта технических требований. ѕри цене нормочаса в 20-25 долларов здесь отремонтируют двигатель ничуть не хуже, а чаще - даже лучше, чем у официального дилера по вдвое более высоким ценам. „ем не экономи€?

  сожалению, даже в этом случае обща€ цена работы, например, дл€ двигател€ иномарки довольно высока - в среднем 500-800 долларов. ≈стественное желание автовладельца - найти мастерскую, где ремонт дешевле. Ќо часто именно така€ погон€ за дешевизной идет в ущерб качеству, причем это справедливо не только дл€ работ, но во многом и дл€ приобретаемых дл€ ремонта запасных частей. ¬от и получаетс€, что экономи€ оборачиваетс€ в скором будущем дополнительными и ненужными расходами, потерей времени и расстроенными нервами.

 ак мы назначали цены

¬се эти тонкости мы постарались учесть при организации моторного участка на ЂјЅ—-сервисеї. ¬опрос о цене нормочаса был, пожалуй, самым важным, потому что от нее зависит практически все - количество ремонтируемых машин, численность и зарплата персонала, оснащение мастерской инструментом и оборудованием.

Ќачина€ работу, мы назначили дл€ ремонта двигателей иномарок цену нормочаса в 25 долларов, что называетс€, априори, т.е. без анализа собственной де€тельности, ориентиру€сь только на опыт наших партнеров. ќднако довольно быстро стало €сно, что эта цена завышена. ѕочему? ѕопробуем разобратьс€.

 ризис прошлого года снизил цены на ремонт, но сервис отреагировал на это по-разному. ƒо кризиса цена нормочаса в 40-50 долларов никого не удивл€ла. Ќередко цена работы оказывалась близкой к цене запчастей. “еперь же работа на многих —“ќ заметно подешевела, и это равенство уже не действует, хот€ цены на запчасти (имеетс€ в виду импортные) тоже несколько снизились - на 10-20% в среднем.

ƒоллар теперь стоит в четыре раза дороже, чем год назад. Ќо насколько выросли рублевые доходы наших потенциальных клиентов? Ќикак не вчетверо, максимум - в полтора-два раза. «начит, нормочас в долларовом эквиваленте не должен превышать 15-20. ≈сли учесть, что наш сервис начал свою де€тельность относительно недавно, и о его ремонтных возможност€х еще мало кто из автомобилистов знает, то, установив минимум в 15 долларов за нормочас, мы сумеем и клиентов привлечь, и моторный участок работой загрузить.

–асчеты оказались правильными: как только цену нормочаса установили на этом уровне, на участке стабильно стали ремонтировать 5-6 двигателей одновременно. ѕродолжительность работ определ€ли по нормам времени фирм Autodata и Mitchell, обща€ стоимость ремонта оказалась в среднем в пределах 350-600 долларов.

  сожалению, дл€ многих наших клиентов ремонт все равно оставалс€ непомерно дорог - ведь к цене за работу надо прибавить цену запчастей, которые вдвое дороже стоимости работ. ќднако в этом плане удалось заметить кое-что интересное. Ќапример, год назад некоторые клиенты соглашались платить за запчасти больше при условии, что их поставка осуществл€лась максимум через 2-3 дн€. “еперь же многие готовы ждать и две недели, если разница в цене (в меньшую сторону, разумеетс€) значительна.

јналогична€ ситуаци€ про€вилась и с ремонтом. –аньше, заметив дефекты таких деталей, как головки блока или шатуны, на многих —“ќ их сразу мен€ли на новые. “еперь далеко не каж-дый клиент захочет платить 1000-1500 долларов за новую головку, если ремонт старой в дес€ть-двадцать раз дешевле. ¬ывод налицо: надо развивать технологическую базу ремонта, чтобы обеспечить высокое качество ремонта деталей и выдержать сроки.

Ќа чем еще можно сэкономить? ≈сли посмотреть калькул€цию на запчасти к любому ремонтируемому двигателю, то можно отметить самую дорогую позицию - поршни. –азумеетс€, их цена зависит и от модели мотора, и от изготовител€ поршней, поэтому разброс цен здесь исключительно высок: от 20 до 250 долларов и выше за комплект Ђпоршень-кольца-палецї. ≈сли автомобиль уже старый и цена поршней оказываетс€ сравнимой с ценой самой машины , то...

≈сть ли смысл ремонтировать двигатель?

ќказываетс€, есть. —уть лишь в правильном применении современных ремонтных технологий с целью минимизировать цену ремонта и запчастей, не ухудша€ качества. Ёто важно всегда, но особенно - дл€ двигателей дорогих автомобилей, например представительского класса. ѕарадокс ситуации в том, что, когда такой автомобиль уже Ђв возрастеї, его собственна€ цена невелика, но это совершенно никак не св€зано со сложностью ремонта его двигател€ и ценой запчастей.

»менно така€ машина и попала на наш сервис - BMW 750 1988 г. выпуска с двенадцатицилиндровым двигателем ћ70. ≈е владелец, предварительно побывав на нескольких —“ќ, примерно знал, во сколько ему обойдетс€ ремонт и запчасти.   нам его привело естественное желание сэкономить - цены ЂјЅ—-сервисаї оказались намного ниже не только дилерских, но и многих других независимых станций. ѕочему так произошло, мы расскажем ниже. —начала - о том, что случилось с двигателем.

ƒвигатель у этой модели весьма непрост. ¬печатл€ет количество деталей - примерно такое же, как у трех привычных, четырехцилиндровых.  онструкци€ цилиндро-поршневой группы требует особого внимани€ - блок алюминиевый, причем цилиндры не имеют твердого покрыти€. ѕосле окончательной механической обработки на заводе-изготовителе (такие блоки отливает, к примеру, фирма Mahle) цилиндры трав€т кислотой, чтобы на поверхности осталс€ только кремний. ƒл€ такого цилиндра обычный алюминиевый поршень не годитс€. ≈го приходитс€ покрывать тонким слоем железа, иначе его сразу заклинит, поскольку алюминий по алюминию Ђработатьї не будет. ¬се это вместе создает при ремонте целый р€д проблем.

 ак вы€снилось, двигатель на машине уже мен€ли, и не так давно. »з соображений экономии, кстати. ¬замен вышедшего из стро€ старого был предложен двигатель €кобы в хорошем состо€нии с разбитой машины. ÷ена, учитыва€, что это все-таки 12 цилиндров, вполне символическа€ - 500 долларов, да еще примерно столько же за работу по замене.  ак это ни жаль, но деньги оказались Ђвыброшеннымиї.

 огда мотористы разобрали двигатель, открылась жутка€ картина: поршни оказались настолько изношены, что там, где железное покрытие Ђсошлої, возникли сильнейшие задиры как на самих поршн€х, так и в цилиндрах, да еще какие - глубиной до 1-1,5 мм!

ясно, что без замены поршневой группы не обойтись. ÷ена поршней (их, кстати, изготавливают только две фирмы - Mahle и Kolbenschmidt) оказалась почти 200 долларов за штуку. ”множа€ 200 на 12, получим 2400 долларов только за комплект поршней!

“еперь что касаетс€ блока цилиндров. »звестно, что в запчасти поставл€ютс€ ремонтные алюминиевые гильзы по цене за штуку около 240 долларов. »того - 5280 долларов сто€т только запчасти дл€ ремонта цилиндропоршневой группы! Ёто не счита€ других запчастей (вкладыши, прокладки, фильтры) и самого ремонта! ¬ целом может Ђпот€нутьї на все 8000 долларов - ровно на столько, сколько сейчас стоит аналогична€ модель автомобил€, но в рабочем состо€нии.

√де же выход? ¬ знани€х, опыте и современных технологи€х.

Ќачнем с блока цилиндров - ведь его ремонт оказалс€ самым сложным и дорогим. “е механики, кто уже не раз сталкивалс€ с подобными моторами, знают, как они чувствительны к перегревам и качеству масла. ѕри таких услови€х задиры неизбежны. ј тогда растачивание в ремонтный размер (ремонтные поршни дл€ этих двигателей выпускаютс€) уже не спасает - без гильзовани€ не обойтись.

Ќадо ли в таком случае ставить алюминиевую гильзу? ќказываетс€, совершенно не об€зательно, можно использовать и чугунные гильзы - их долговечность почти така€ же.

” практиков накоплен немалый опыт гильзовани€ подобных блоков чугунными гильзами. Ќадо только правильно выбрать нат€г чугунной гильзы в алюминиевом блоке - ведь коэффициент расширени€ чугуна вдвое меньше, чем у алюмини€. Ќесложный расчет показывает, что нат€г не должен быть меньше 0,07 мм, иначе при нагревании блока он уменьшитс€ до нул€, пропадет тепловой контакт между гильзой и блоком, что приведет к перегреву и задиру поршн€. — другой стороны, нат€г больше 0,08 мм опасен, так как при низкой температуре в гильзах и блоке могут возникнуть большие напр€жени€.

“ак и поступили. √ильзы установили Ђот рукиї, предварительно охладив их в жидком азоте (до -140∞—), а блок нагрели до 150∞—. ѕрессовать Ђвхолоднуюї гильзы нельз€, иначе от заданного нат€га останетс€ едва 0,02-0,03 мм. —тоимость работы по гильзованию - около 300 долларов вместе с изготовлением гильз. ѕроцедура оказалась в дес€ть (!) раз дешевле, чем гильзование Ђштатнымиї алюминиевыми гильзами. ј вот надежность работы двигател€ с чугунными гильзами не только не уменьшилась, а, наоборот, возросла, и теперь ему не страшны перегрев и масл€ный голод. ѕо крайней мере, задиров по миллиметру размером не будет.

 огда в блоке сто€т чугунные гильзы, то Ђштатныеї поршни с железным покрытием не нужны. ¬едь именно это покрытие делает их такими дорогосто€щими. ¬ыход нашли, использовав опыт фирмы ЂјЅ-»нжинирингї в производстве поршней дл€ двигателей спортивных автомобилей. –азумеетс€, вопрос качества здесь тоже не последний. ћатериалом дл€ поршней послужил так называемый Ђзаэвтектическийї алюминиевый сплав ј -18, содержащий 18% кремни€. ѕрочные кованые заготовки, из которых сделаны поршни, - тоже немало. ј что касаетс€ качества, то вот его подтверждение. Ќедавно на сервисе побывал автомобиль по поводу неисправности системы охлаждени€. ¬ двигателе его Ђходилиї подобные поршни. ѕри пробеге 160 тыс. км износ юбок поршней и цилиндров не превысил 0,02 мм, так что опасатьс€ за их надежность мы не стали.

¬озвраща€сь к двенадцатицилиндровому двигателю, добавим, что поршневые кольца к нему использовали от другой модели BMW, т.к. Ђштатныеї кольца оказались слишком дороги.  роме того, в чугунных цилиндрах именно Ђштатныеї кольца оказались бы не к месту. ¬ результате цена за поршни в комплекте с кольцами и пальцами (последние также изготовлены в ЂјЅ-»нжинирингї) уменьшилась почти в три раза по сравнению со Ђштатнымиї.

ѕодведем итог. ÷ену ремонта двигател€ удалось снизить почти на четыре с половиной тыс€чи долларов! «начит, было за что боротьс€!

Ѕезусловно, срок такого ремонта оказалс€ больше, чем был бы на любой другой станции со Ђштатнымиї запчаст€ми. –еально на него ушло больше мес€ца, но ведь и двигатель, что называетс€, эксклюзивный. “олько на тщательный обмер всех деталей при дефектовке и по-следующей сборке ушло несколько дней, а на саму сборку - почти недел€. “ака€ продолжительность оправданна. ќшибка обойдетс€ дороже, если второп€х поставить хот€ бы одну деталь без проверки.

Ќаверное, кто-нибудь скажет, что наш пример не характерен - большинство двигателей все-таки попроще. Ќаша практика показала, что в обоих случа€х можно сэкономить, важно только делать это с умом. » тогда капремонт будет доступен.

ƒругие наши статьи...


фото

 огда железное покрытие на поршне оказалось изношено, задир в цилиндре стал неминуем

фото

Ѕлок цилиндров с чугунными гильзами будет работать не хуже, чем с алюминиевыми

фото

ѕоршни от ЂјЅ-»нжинирингї (справа) внешне мало отличаютс€ от штатных



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены