ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ƒетектив с отрицательным пробегом

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор моторного центра ЂјЅ-»нжинирингї
ё–»… Ѕ”÷ »…

¬ этой истории много загадочного. Ќо только поначалу.  огда же начинаешь распутывать клубок из цифр, фактов, претензий и эмоций, многое про€сн€етс€.

ƒавайте нарушим законы жанра. Ќе станем мучить читател€ интригами, медленно подвод€ его к финалу. ѕостроим рассказ по-другому: финал сообщим сразу, а потом проследим логику рассуждений Ц она гораздо интереснее итогов.

ќдометр или Ёйнштейн?

»так, что же произошло? ” одного человека загорелась на торпеде контрольна€ лампочка. ЌеисправностьЕ „то такое? ќбратилс€ он к друзь€м на дилерский сервис, разберитесь, пожалуйста. “е посмотрели и пришли к выводу: неисправен каталитический нейтрализатор. ј значит, возможно разрушение керамического сло€.

ћен€ть катализатор Ђпо умуї дорого, владелец автомобил€ недоволен, хмуритс€. √ород небольшой, все старые знакомые, ну как не порадеть родному человечку? » тогда сервис выполнил нештатную операцию Ц вз€л и удалил катализатор с автомобил€.

¬прочем, нештатную Ц это м€гко сказано. Ќедопустимую операцию. «апрещенную! Ќе предусмотренную ни “ехническим регламентом, ни дилерским нормативами, ни любыми другими документами. ј владельцу сказали: демонтаж мы отмечать не будем, в нар€д-заказе что-нибудь напишем, лампочка у теб€ будет гореть по-прежнему, но можешь спокойно ездить, разрушатьс€ будет нечему. ќн и уехал. » начались приключени€.

ќказываетс€, катализатор начал разрушатьс€ еще до сн€ти€ на сервисе. ”же тогда в цилиндры залетели его обломки - частицы керамики, и двигатель прин€лс€ Ђкушатьї масло. ¬ладелец внимани€ на это не обращал Ц лампочка горит себе и горит, а к щупу он и не прикасалс€. ¬ итоге уровень масла упал до критического, вкладыши разрушились, шатун Ђвышел на улицуї.

ћашина гарантийна€, пон€тно, что владелец обратилс€ к дилеру с претензи€ми. Ќазначили экспертизу, в ходе которой вы€снилось, что пробег у автомобил€Е отрицательный. «начит, был скручен одометр? Ђƒа не скручивал €!.. ї Ц Ђ—кручивали, скручивали. »ли врем€ в автомобиле текло в обратную сторону вместе с километрами? Ќо тогда вам не к дилеру, а к физикам Ц обсудить труды Ёйнштейна о времени и пространстве. ћы же придерживаемс€ версии скручивани€ километража. » вот почемуЕї

 огда пам€ть девичь€

»звините за банальность, но в современных автомобил€х об€зательно есть блок управлени€. ј зачастую даже несколько блоков. ¬ процессе эксплуатации они запоминают определенную информацию, котора€ существенно помогает в поиске причин поломки или несчастного случа€.

” Ђпродвинутыхї производителей, в числе которых, например, Mercedes-Benz, эта информаци€ посто€нно хранитс€ в энергонезависимой пам€ти блока и не может быть стерта. Ќапример, там записано, сколько пробежал автомобиль после выхода с конвейера. »ли сколько проработал двигатель с того момента. ¬ первом случае запоминаютс€ километры или мили, во втором Ц моточасы. » если кто-то скрутил показани€ спидометра, в блоке все равно остаетс€ информаци€ о реальном пробеге.

Ќе менее важны и моточасы. ¬едь как бывает: приезжает человек на техобслуживание, какие-то проблемы с мотором, смотрим запись о моточасах, и тут вы€сн€етс€, что средн€€ скорость между двум€ “ќ была всего 2 км/ч. ƒа не может такого быть! ћожет. јвтомобиль возит руководител€, полдн€ ждет шефа, водитель курит в салоне, двигатель работает на холостом ходу.

ј холостой ход Ц это, как ни странно, экстремальные услови€ эксплуатации. «ачастую похлеще участи€ в гонках. ’олостые обороты сопровождаютс€ нарушением температурного режима, плохой очисткой и быстрым старением масла. » вот результат Ц низкотемпературные отложени€, коррозионный износ. ќчевидно, мен€ть масло в таких услови€х надо не через 10-15 тыс. км пробега, а раза в два-три чаще. ѕотому что через 10 тыс. в картере может быть уже не масло, а Ђгудронї и двигатель вправе потребовать капитального ремонта уже через год такой эксплуатации. ј ведь водитель вроде бы выполн€л все дилерские рекомендации по пробегуЕ

„то еще хранитс€ в пам€ти автомобилей ведущих производителей? Ќапример, информаци€ об удалении кодов. ƒопустим, кто-то подсоединил сканер и стер ошибки. Ќо в пам€ти блока осталась запись: такого-то числа, при таком-то пробеге были удалены такие-то коды неисправностей. » эту информацию стереть уже нельз€.

ј теперь перейдем от элитных автомобилей к машинам попроще. ” некоторых производителей, чтобы стереть из блока информацию о реальном пробеге или об удаленных кодах достаточноЕ сн€ть клемму аккумул€тора, подождать немного и поставить ее назад. » все Ц точка отсчета Ђавтомобильной жизниї обнулилась, досье пропало. » показани€ одометра уже никогда не совпадут с записью в Ђмозгахї.  роме единственного случа€Е ѕравильно, если одновременно скрутить и одометр.  ак тут не вспомнить знаменитое Ђна свободу с чистой совестьюїЕ

»щи, кому выгодно

—реди технических экспертов существует мнение (кстати, подкрепленное массой практических случаев), что возможность стирани€ информации сн€тием клеммы - это нечто большее, чем конструкторска€ недоработка или стремление к Ђбюджетностиї. ќснастить компьютер энергонезависимой пам€тью - при современном уровне развити€ электроники вообще не задача, и на стоимости автомобил€ это не скажетс€.

„то же это Ђбольшееї? ƒавайте рассуждать. —уществует несколько секторов автомобильного рынка. ѕервый, самый большой Ц это первичный. ≈сть и Ђвторичкаї, куда отнесем не только вторые, но и третьи, и последующие продажи.

Ќо это не исчерпывающий список. Ќар€ду с указанными секторами живет и здравствует еще один Ц подпольный, Ђчерныйї. “ам работают не только угонщики, но и вполне легальные перекупщики Ц купил машину, Ђомолодилї, скрутив пробег и продал. —ектор небольшой, но все же пропускающий через себ€ часть продукции автопрома. ≈сли закрыть легкую возможность обнулени€ информации, он захиреет и перестанет давать автопроизводителю пусть небольшую, но все же прибыль.

¬от и не торопитс€ тот самый производитель Ђповышать интеллектї массовых автомобилей. ј что? ќн ничего не нарушает. Ќигде не записано, что он об€зан хранить в блоке управлени€ именно эти данные. ” каждого свои корпоративные спецификации Ц у Mercedes свои, ну так это элита! ј мы попроще, машины у нас недорогие, продажи большие, проживем и без хранени€ информации о посторонних вмешательствахЕ Ѕудет общий стандарт Ц перейдем к нему, а пока извините. Ќичего личного, только бизнес.

ѕовтор€ем, это всего лишь наша догадка, предположение, мнение. Ќо не безосновательное. ј теперь вернемс€ к нашей истории.

–аботаем с документами

»так, герой нашего рассказа, у которого демонтировали катализатор, "запорол" двигатель и за€вил о гарантийном случае. Ёксперты подошли к этому случаю профессионально. ≈сли проводить аналогию с авиацией, они не побежали со всеми к месту крушени€ самолета, а не тороп€сь отправились в кабинет - изучать формул€р лайнера, личные книжки экипажа, полетное задание и прочие документы.

¬ нашем случае это нар€д-заказы и вс€ дилерска€ истори€ автомобил€. “ут-то и вы€снились любопытные вещи, о которых читатель уже частично осведомлен.

¬о-первых, всплыла кака€-то работа по жалобе клиента, св€занна€ со сн€тием и установкой системы выпуска отработавших газов. «ачем снимать эту систему, что может там испортитьс€? “олько каталитический нейтрализатор.

¬о-вторых, обращению клиента предшествовало зажигание контрольной лампы, поскольку он пр€мо указал в за€вке: горит лампа. ј в дилерском центре сн€ли систему выхлопа дл€ проверки, потом поставили ее на место, написав, что каталитический нейтрализатор нуждаетс€ в замене. ѕричем с хитрым примечанием: мол, и двигатель требует дальнейшей диагностики.

Ёто сразу вызывает вопрос: а почему нельз€ было загл€нуть в цилиндр с помощью эндоскопа и определитьс€ с этой самой диагностикой? ¬ы сразу увидели бы повреждени€ в цилиндрахЦ катализатор-то разрушилс€. ќн ведь находитс€ на коллекторе, и фрагменты керамики неизбежно засасываютс€ противотоком в цилиндры.

ѕосле манипул€ций с коллектором наш автовладелец какое-то врем€ ездил, и обратилс€ к дилеру, когда шатун пробил стенку блока. «афиксируем этот факт и двинемс€ дальше.

ѕри дальнейшем изучении ситуации эксперты вы€снили, что в жизни автомобил€ было два момента, когда пробег Ђпотекї в обратную сторону. Ќичего удивительного в этом нет. Ќапример, мастер записывает пробег со слов клиента. ј тот не помнит точную цифру и невольно ее округл€ет: 60 тыс. км. “ак и запишем. ј на самом деле автомобиль пробежал 53 тыс. км.

ѕотом мес€ца через три клиент обращаетс€ снова Ц надо что-то подрегулировать. ¬ этот раз мастер лично переписывает показани€ одометра Ц 56 тыс. км. ѕробег реальный, но в сравнении с предыдущим визитом разница получаетс€ отрицательной! ѕоэтому опытные эксперты относ€тс€ к круглым показани€м пробега с недоверием. Ќо все же допускают возможность человеческого фактора.

≈сли же подобных случаев в истории оказываетс€ два и более, недоверие возрастает. Ќо если отрицательный пробег получен вычитанием не круглых, а зафиксированных до километра показателей, веро€тность человеческой ошибки стремитс€ к нулю. “ут остаетс€ одна верси€: одометр скручивали.

«ачем это могло понадобитьс€ владельцу, вполне пон€тно. Ќапример, гаранти€ два года или 100 тыс. км пробега. ќн же проехал 90 тыс. только за год. ј не продлить ли мне гарантию, сбросив тыс€ч 10-15-20? - думает владелец. Ќа полгода точно хватит. » едет к "друзь€м", скручивает. “ем более, что в массовых автомобил€х така€ манипул€ци€ особого труда дл€ специалистов не представл€ет - был бы компьютер, адаптер и нужна€ программа. “ак и по€вл€етс€ в истории автомобил€ отрицательный пробег между двум€ “ќ.

¬прочем, эти размышлени€ еще не доказательство сброса километража. Ћишь улики и предположени€. ј доказательство было получено так.

Ќе обнулил иЕ попал

¬ернемс€ к тем самым Ђрепернымї точкам в пам€ти блока: когда автомобиль вышел с конвейера, сколько проработал двигатель. ¬ дорогих автомобил€х они хран€тс€ в течение всей жизни, в массовых модел€х могут быть стерты простым сн€тием клеммы аккумул€тора.

¬спомнили? “ак вот, в нашем случае автомобиль был из числа массовых, но важные черты его биографии, к счастью сохранились. » эксперты стали с ними работать, сопоставл€€ с данными нар€д-заказов.

¬от момент выхода двигател€ из стро€. „то нам показывает до этого диагностика? ќказываетс€, в течение определенного пробега горела лампа.  акова причина? Ќеисправность каталитического нейтрализатора. ј сколько она горела? Ќа прот€жении 15 тыс. км. ќтсчитываем от роковой поломки 15 тыс. км в обратную сторону, углубл€€сь в историю автомобил€, и ставим метку.  уда она попала?

ј попала она куда-то в старину. √лубокую. » видим мы, что после того, как загорелась лампа, клиент еще шесть раз обращалс€ к дилеру Ц то с рулевым управлением, то с дворниками, то еще с чем-то, не св€занным с двигателем и каталитическим нейтрализатором. » что Ц ни разу не пожаловалс€ на ту самую лампочку? ј мастера ее не заметили и не предложили диагностировать неисправность?

Ѕыть такого не может. «начит, либо наша метка попала не туда, либо точка обратного отсчета была неверной. ќна должна сто€ть на большем пробеге! ¬ывод очевиден Ц пробег был скручен.

Ќе будем вы€сн€ть дальнейшие действи€ того автовладельца. Ќеинтересно, да и не важно. Ћюбопытно другое Ц будучи не особо подкованным в вопросах манипулировани€ пробегом он, как та унтер-офицерска€ вдова, сам себ€ высек. »ли специалист, проводивший эту операцию, немного "схалтурил". ѕосле скручивани€ одометра ему достаточно было сн€ть клемму ј Ѕ и обнулить историю. ћашина это позвол€ла Ц она ведь была из массовых. » тогда доказать факт уменьшени€ пробега было бы практически невозможно.

ћораль сей басни

ƒело, разумеетс€, не в клиенте. “акие хитрые автовладельцы были всегда и везде, и не только в –оссии. »х не перевоспитать. ј вот отобрать у них саму возможность вмешиватьс€ в данные блока управлени€ можно легко, электроника это позвол€ет. ¬се же XXI век на дворе.

“ак что слово за производител€ми массовых авто. ћы будем рады, если изложенные выше предположени€ об их интересе на черном рынке были ошибочными. Ќо действуйте, господа, действуйте! «аписывайте историю автомобил€, используйте энергонезависимую пам€ть, ставьте блокировки от несанкционированного вмешательства.

¬ы работаете на российском рынке Ц так адаптируйте свои автомобили дл€ него. Ќе только усиливайте подвеску, увеличивайте клиренс и русифицируйте меню на дисплее, но и защищайте Ђисторическую пам€тьї бортовых компьютеров.

ј пока отсутствие защиты создает проблемы дилерам и техническим экспертам, отрывает от действительно важных дел юристов и судей. » не только потворствует криминалитету, но и вводит в искушение обычных граждан.

¬едь человек не идеален Ц если можно что-то сделать с выгодой дл€ себ€, и за это не оштрафуют и не посад€т, то почему бы не сделать? —мотрите Ц ведь герой нашего рассказа действовал на грани фола. ќн скорректировал пробег, нарушил –уководство по эксплуатации и гарантийные об€зательства, но потребовал гарантийного ремонта! ј не возникнет ли у него соблазна нарушить что-нибудь еще вплоть до ”головного кодекса?



ƒругие наши статьи...





если катализатор был поврежден некачественным топливом, а затем, как в старые добрые времена, просто выбит из корпуса - жди беды...≈сли катализатор был поврежден некачественным топливом, а затем, как в старые добрые времена, просто выбит из корпуса - жди беды...

» действительно, разрушение катализатора не прошло бесследно дл€ двигател€ - в цилиндры попали керамические частицы, которые вызвали повреждени€ и износ всех трущихс€ поверхностей.» действительно, разрушение катализатора не прошло бесследно дл€ двигател€ - в цилиндры попали керамические частицы, которые вызвали повреждени€ и износ всех трущихс€ поверхностей.

Ёксплуатаци€ поврежденного двигател€ привела к тотальному абразивному износу - пострадали все подшипники, от коленчатого вала до распределительных

Ёксплуатаци€ поврежденного двигател€ привела к тотальному абразивному износу - пострадали все подшипники, от коленчатого вала до распределительных Ёксплуатаци€ поврежденного двигател€ привела к тотальному абразивному износу - пострадали все подшипники, от коленчатого вала до распределительных.

когда в результате катастрофичного расхода масла водитель упустил его уровень, один из шатунных вкладышей задралс€ и сильно износилс€, а поршень стал доставать до головки блока и через некоторое врем€ разрушилс€ от ударных нагрузок и усталости, прихватив с собой еще один поршень и целых три шатуна. огда в результате катастрофичного расхода масла водитель "упустил" его уровень, один из шатунных вкладышей задралс€ и сильно износилс€, а поршень стал доставать до головки блока и через некоторое врем€ разрушилс€ от ударных нагрузок и усталости, "прихватив" с собой еще один поршень и целых три шатуна.

>
Ќо нет дыма без огн€, и катализатором дело не ограничилось - на свет вылезли €вные признаки коррекции пробега автомобил€. ” электронного одометра така€ коррекци€ требует специальных знаний, технических средств и возможна далеко не на всех автомобил€х

“о ли дело раньше - механический одометр отсчитывал пробег шестеренками, и сбросить ему цифры не представл€ло большой технической проблемы даже дл€ среднего автовладельца. ∆аль, времена уже не те... Ќо "нет дыма без огн€", и катализатором "дело" не ограничилось - на свет вылезли €вные признаки коррекции пробега автомобил€. ” электронного одометра така€ коррекци€ требует специальных знаний, технических средств и возможна далеко не на всех автомобил€х. “о ли дело раньше - механический одометр отсчитывал пробег шестеренками, и сбросить ему цифры не представл€ло большой технической проблемы даже дл€ среднего автовладельца. ∆аль, времена уже не те...

«акономерный итог всех хитростей владельца с пробегом и выбиванием катализатора - в поддоне картера и на стенке блока

“еперь двигатель уже не восстановить... «акономерный итог всех хитростей владельца с пробегом и выбиванием катализатора - в поддоне картера и на стенке блока. “еперь двигатель уже не восстановить...




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены