ћосква +7 495 545 6936
E-mail: ab@ab-engine.ru
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ќб экспертизе, причинно-следственных св€з€х и экспертах. »ли как правильно обнаружить виновника поломки двигател€? часть 1.

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор фирмы ЂјЅ-»нжинирингї

’орошо, когда двигатель автомобил€ работает нормально - всеми цилиндрами, не стучит, не дымит, не "ест" масло с антифризом, хорошо запускаетс€, развивает достаточную мощность и не расходует топлива "ведрами". ѕричем, не важно, какой это двигатель - будь то с нового автомобил€, пр€мо из автосалона, или старого, после ремонта в автосервисе. ѕотому что двигатель должен работать нормально - на то он и двигатель. “олько вот беда - нередки случаи, когда то, что должно работать, делать этого не хочет. Ќи в какую! ƒаже несмотр€ на все новые детали и значительные суммы, на них потраченные. » возникают извечные русские вопросы - кто виноват и что делать? Ќа которые далеко не все и не всегда могут найти однозначные и правильные ответы.

ќчевидно, если в новом, недавно купленном автомобиле, что-то работает не так, решение очевидно - надо обратитьс€ в дилерский центр.  оторый об€зан разобратьс€ в причинах неисправности и устранить их. јналогично, если после ремонта в автосервисе двигатель не получил полноценную "вторую жизнь", есть пр€мой смысл обратитьс€ туда, где этот ремонт и был выполнен. ѕотому что существует такое волшебное слово - "гаранти€", которое вроде бы должно открыть все двери и устранить все проблемы. » желательно, пр€мо сейчас.Е ѕричем бесплатно, поскольку за все уже было заплачено раньше.

  сожалению, как и вс€кое правило, это тоже имеет исключени€. Ќапример, гаранти€ гарантией, но водитель должен был соблюдать определенные услови€, в том числе, сроки прохождени€ технического обслуживани€, использовать топливо хорошего качества, следить за уровнем масла и эксплуатационных жидкостей. » еще массу всего. ЌоЕ не делал, не следил и не соблюдал. ј бывает и наоборот - вроде все делал и соблюдал, а техцентр отказываетс€ сделать гарантийный ремонт, ссыла€сь на какие-то обсто€тельства, превращающие бесплатный ремонт по гарантии в обычный и платный.

¬ таких случа€х дело бы зашло в полный тупик, но на помощь может прийти специалист-эксперт, который должен совершенно беспристрастно и независимо от чьих либо мнений и желаний разобратьс€ в ситуации и найти причины, почему же все-таки не работает двигатель. ј установив причины, нетрудно назвать и виновника всех моторных бед - будь то водитель, нарушивший правила эксплуатации, автоцентр, не обеспечивший необходимое качество ремонта, или, к примеру, магазин, продавший владельцу автомобил€ некачественные запчасти.

Ёкспертиза?  ак это?

ѕри возникновении спорной ситуации эксперт нужен не всегда. „асто бывает, что стороны пришли к какому-то общему мнению или нашли приемлемый дл€ обоих компромисс. “огда, конечно, эксперт не потребуетс€. ќднако на практике нередко бывает иначе.

¬ нашей стране уже давно сложилась практика, когда при возникновении спорной ситуации, св€занной с техническим состо€нием автотехники, между ее собственником и торгующей (обслуживающей, ремонтирующей) организацией люба€ из сторон может обратитьс€ к независимому эксперту дл€ установлени€ причин неисправности. Ёто - так называема€ досудебна€ экспертиза, котора€, как следует из самого ее названи€, проводитс€ еще до обращени€ одной из сторон в суд. Ќа этой стадии стороны имеют возможность разрешить спор, что называетс€, мирным путем.

ƒопустим, эксперт установит, что неисправность возникла по причине неправильной эксплуатации автомобил€. ¬ этом случае, очевидно, ответственность за неисправность и, соответственно, за ее устранение, лежит на владельце транспортного средства, и ремонт дл€ него, возможно, уже не будет гарантийным. Ќапротив, если эксперт обнаружит, что причина неисправности - в некачественно проведенном ремонте, то это в определенной степени подтвердит право владельца на бесплатный гарантийный ремонт, который ремонтна€ организаци€ должна выполнить.

 онечно, эксперт не судь€, а экспертиза - не суд, поэтому на практике заключение эксперта носит рекомендательный характер. —тороны могут прин€ть его, и на основании результатов экспертизы решить возникшую проблему полюбовно, но могут и не согласитьс€ с выводами эксперта. “огда единственно возможным путем решени€ будет суд. ќднако тем, кто предпочтет такой официальный путь после предварительной экспертизы, следует помнить, что судье совсем не об€зательно быть крупным специалистом в конструкции и неисправност€х автомобил€, скорее даже наоборот, поэтому судом будет назначена нова€ экспертиза, котора€, не исключено, подтвердит выводы предыдущей. » тогда сторона, несогласна€ с выводами предварительной экспертизы, рискует понести весьма и весьма немалые дополнительные расходыЕ

„тобы результаты экспертизы могли оказать реальную помощь сторонам в прин€тии решени€ по возникшему спору, необходимо, чтобы заключение эксперта было весомым и доказательным. Ёксперт должен точно установить, какие конкретно неисправности и дефекты имеютс€ в двигателе (и имеютс€ ли вообще), определить, как обнаруженные неисправности могли повли€ть на работу двигател€, исследовать все веро€тные причины возникновени€ неисправности и их последстви€ и на основании этого сделать обоснованные выводы. “о есть, фактически провести детальное исследование процессов работы двигател€, св€зать особенности происход€щего с обнаруженными неисправност€ми (как говор€т эксперты, установить причинно-следственную св€зь) и найти истину - работа небыстра€, сложна€ и кропотлива€.

¬ысока€ сложность и ответственность (ведь за выводами эксперта - немалые расходы виновника на устранение неисправности) накладывают весьма жесткие требовани€ к уровню подготовки и квалификации эксперта. ‘актически дл€ грамотного проведени€ экспертизы эксперт должен быть и инженером-конструктором, и ученым-исследователем, и механиком-мотористом, в совершенстве знающим ремонтное дело.  роме того, дл€ осуществлени€ экспертной де€тельности эксперту необходимо иметь соответствующий сертификат, подтверждающий его квалификацию. “акой сертификат выдают уполномоченные государственными органами центры сертификации на основании обучени€ и проверки квалификации эксперта. » конечно, эксперт должен быть беспристрастным. “о есть независимым и незаинтересованным лицом в любом споре. “очнее, его зависимость и заинтересованность должна быть только в установлении истины, а не в получении, к примеру, как можно более высокого гонорара от заказчика за нужные ему результаты.

ѕроизводство, обслуживание или эксплуатаци€?

Ќар€ду с точным установлением, какие детали и насколько повреждены в неисправном двигателе, эксперту всегда приходитс€ подробно анализировать, что именно было источником возникновени€ той или иной неисправности.

¬ообще говор€, таких источников всего три. “ак, люба€ неисправность могла возникнуть по причине некачественного изготовлени€ той или иной детали на заводе-изготовителе, могла быть привнесена в двигатель во врем€ его обслуживани€ или ремонта вследствие ошибки персонала ремонтного предпри€ти€ или возникнуть в эксплуатации по вине водител€ из-за нарушени€ им правил, подробно описываемых в инструкции по эксплуатации автомобил€.

–азумеетс€, это всего лишь упрощенна€ схема, на практике картина нередко выгл€дит намного сложнее. Ќапример, некачественна€ деталь могла беспреп€тственно пройти многоступенчатый контроль по ошибке и попасть в двигатель при его производстве - редко, но бывает. ≈ще реже, но встречаетс€, когда детали вроде бы нормальные, ноЕ не рассчитаны на иные, более т€желые услови€ эксплуатации, чем заложено в конструкции двигател€. ¬ результате на одной из них слишком быстро по€вилс€ износ, который и испортил все дело.

»ли така€ ситуаци€ - при ремонте некоторые детали были восстановлены механической обработкой, а она оказалась не вполне качественной, хот€ двигатель был собран без ошибок. Ќередко бывает и такое, когда владелец нового автомобил€, забыв обо всем на свете, не контролирует воврем€ уровень масла и эксплуатационных жидкостей, оставл€€ в какой-то момент новый двигатель без смазки или охлаждени€. ј иногда фатальным дл€ мотора становитс€ один-единственный заезд на сто€щую на отшибе трассы заправочную станцию или покупка банки масла у случайного ларькаЕ

ќн один Ч надо каким-то способом обрабатывать постели. “о есть ремонтировать. ¬ыпр€мл€ть ось, скругл€ть отверсти€. Ќо вот проблема Ч способов, при ближайшем рас-смотрении, несколько (напильники и шаберы не в счет!), а вот все ли они будут одинаково хороши дл€ нашей постели?

¬ общем, вариантов, которые могут спровоцировать ту или иную неисправность, масса. ѕричем нередко встречаетс€ комплексное их воздействие на конечную неисправность. Ќапример, отдельно вз€тый дефект детали, может быть, и не привел бы к выходу двигател€ из стро€, ноЕ ремонтники немного ошиблись. »ли владелец помог - налил не совсем того, что следовало, торопилс€ излишне, да еще и музыку сделал погромче, а потому мотора не слышал.

—ледует отметить, что причины большинства неисправностей, как правило, нос€т веро€тностный характер. ¬ экспертной работе действует простое правило - только дураку все просто и €сно. Ќа практике, напротив, все сложно и непон€тно, и грамотный эксперт всегда укажет, что одна и та же неисправность может быть вызвана совершенно различными, иногда даже взаимоисключающими причинами. «адача эксперта - тщательно исследовать все эти причины и установить все их причинно-следственные св€зи с найденными дефектами деталей. ¬ подобных случа€х нередко не удаетс€ однозначно установить одну-единственную причину неисправности и приходитс€ давать несколько причин в пор€дке убывани€ их веро€тности.

Ќо эксперт - он на то и эксперт, чтобы во всем досконально разобратьс€. ќтделить зерна от плевел, мух от котлет и второстепенное от главного. „тобы найти главную причину и сделать правильные выводы. ќчевидно, дл€ этого краткосрочные курсы не подойдут, нужны серьезна€ теоретическа€ подготовка и хороша€ практика, большой личный опыт. » только когда все стадии такой подготовки пройдены, квалификаци€ эксперта подтверждена, можно приступать и к реальным делам. “ем более, что среди них встречаютс€ весьма интересные и поучительныеЕ

 огда в товарищах соглась€ нетЕ

Ќаиболее часта€ в практике любого эксперта и ставша€ уже стандартной ситуаци€ - двигатель отремонтировали, но он быстро вышел из стро€, а ремонтники говор€т: "случай - не гарантийный". » привод€т массу причин, согласно которым виноват в поломке сам водитель, который и в лужу заехал (в отсутствие дождей в течение почти мес€ца), и смолу залил вместо топлива (пр€мо-таки эпоксидную, непон€тно даже, где такую нашел), и детали купил сам и самые плохие, и вообще, вопреки элементарной логике, старалс€ делать все, чтобы двигатель поскорее сломалс€.

ƒвигатель автомобил€  јћј« проработал после капитального ремонта, при котором была полностью заменена цилиндропоршнева€ группа, всего 300 км и вышел из стро€. ќказались полностью разрушены поршень и гильза цилиндра, а шатун пробил блок цилиндров. Ёксплуатирующа€ организаци€ ƒ обратилась на автоцентр ≈ с просьбой провести гарантийный ремонт, однако автоцентр ответил отказом, объ€снив поломку сначала перегревом, а затем гидроударом, вину за которые €кобы несет водитель.

Ёксперту дл€ восстановлени€ картины поломки пришлось вооружитьс€ лупой и тщательно исследовать несколько сотен обломков, на которые разлетелись поршень и гильза двигател€. Ёксперт обратил внимание, что среди обломков было только одно стопорное кольцо поршневого пальца, на обломках гильзы имелись характерные вертикальные канавки, поршневой палец имел с одной стороны заполированный скругленный торец, а одна канавка под стопорное кольцо на фрагментах поршн€ имела сильную деформацию наружного кра€. Ќа основании этих данных эксперт сделал однозначный вывод, что причиной поломки двигател€ €вилась ошибка сборки - не установленное в канавку поршн€ стопорное кольцо поршневого пальца, за что несет ответственность автоцентр, выполнивший некачественный ремонт.

ѕравда, не всегда нерадивые ремонтники весь свой "праведный" гнев за плохую работу обращают на водител€. ≈сли при работе им пришлось прибегнуть к услугам какого-нибудь цеха механической обработки, то "виновного" найти вообще проще простого. «десь подойдет люба€ похожа€ на правду "теори€" - и о неправильно сделанной сетке хона, котора€ погубила поршневые кольца, и о криво шлифованном коленчатом вале, который вывел из стро€ вкладыши, и о притирочной пасте, будто бы оставленной в направл€ющей втулке при обработке седел и износившей только что отремонтированные седла и клапаны. ѕо правде сказать, такой оборот тоже нельз€ исключить, но практика чаще говорит об обратном - виноваты сами мотористы, допустившие досадную ошибку.

ƒвигатель BMW модели ћ60, 8-цилиндровый V-образный алюминиевый агрегат, достаточно хорошо освоенный в ремонте.  ак известно, цилиндры этого двигател€ имеют твердое покрытие типа Nicasil, которое не позвол€ет проводить ремонт блока обычными способами (расточка-хонингование). ѕоэтому при износе и повреждении цилиндров таких блоков в отечественной ремонтной практике используетс€ гильзование - установка тонких ремонтных чугунных гильз.

  эксперту обратилс€ представитель автосервиса ј, который указал в за€влении, что гильзование было выполнено в смежной организации - цехе Ѕ, после сборки при пробеге 500 км в двигателе по€вились стуки и дымление, а разборка показала, что поршнева€ группа в половине цилиндров сильно изношена. ¬ результате представитель автосервиса предъ€вил претензию цеху за некачественный ремонт блока цилиндров и просил эксперта подтвердить использование в ремонте некачественных гильз.

»сследование деталей, проведенное экспертом, подтвердило, что цилиндры и поршневые кольца действительно сильно изношены, однако эксперт обратил внимание, что цилиндры одного р€да пострадали сильно, а в цилиндрах другого р€да износ незначителен.  роме того, в верхней части цилиндров имелись значительные вертикальные риски, а верхние кольца на некоторых поршн€х были заклинены в канавках поршней. ќсновыва€сь на своем опыте и литературе, где описан такой вид износа двигател€, эксперт сделал вывод, что ускоренный износ произошел по причине неисправности (разрушени€) катализатора одного р€да цилиндров.  атализатор не был заменен при выполнении ремонта двигател€ или вышел из стро€ непосредственно после ремонта в результате заправки некачественным топливом, неисправности элементов системы зажигани€ или подачи топлива в этом р€ду цилиндров. “аким образом, эксперту удалось доказать, что виновником данной неисправности €вл€етс€ сам автосервис, который не выполнил необходимый объем работ, или водитель, который заправил автомобиль топливом несоответствующего качества.

≈ще один камень преткновени€ недобросовестного моториста - плохие запчасти. ѕлохому мотористу, как плохому танцору - что только не мешает. » запчасти - больше всего. ƒействительно, с качеством запчастей есть проблемы, но далеко не всегда запчасти даже не самого высшего качества могут стать причиной поломки.  стати, объ€вл€€ некачественные запчасти причиной неисправности, любой горе-моторист забывает, что это он сам об€зан был проверить их перед установкой в двигатель. ѕо крайней мере, проконтролировать то, что он мог сделать сам - размеры, биени€, качество поверхности (пусть и визуально). » не ставить в двигатель что попало. ј еще - проверить другие системы двигател€, в том числе, охлаждени€ и смазки, на предмет их исправности. ѕросто, чтобы с новой деталью не повторилось то же самое, что случилось со старой.

  эксперту обратилс€ представитель автосервиса ¬, который указал, что автосервис приобрел в магазине √ распределительный вал и гидрокомпенсаторы дл€ дизельного двигател€ VW с непосредственным впрыском и подачей топлива насос-форсунками. ќднако после пробега 1000 км в газораспределительном механизме по€вились стуки, а детали оказались сильно изношены. Ќа основании этого автосервис сделал заключение о низком качестве приобретенных запчастей и просил подтвердить вину магазина за эту неисправность.

Ёксперт проверил твердость поверхности изношенных деталей и установил, что твердость весьма высока (58 и более единиц по –оквеллу) и вполне соответствует необходимой дл€ деталей данного типа. ѕри этом эксперт заинтересовалс€, по какой причине в ремонте были заменены указанные детали, и установил, что на них также был заметный износ.  роме того, эксперт, основыва€сь на собственном опыте, прин€л во внимание довольно частые случаи износа распределительных валов на двигател€х VW данного типа в силу их конструктивных особенностей (большой диаметр кулачков и высока€ скорость взаимного скольжени€ кулачка по поверхности толкател€). ¬ соответствие с этим эксперт сделал вывод, что износ деталей произошел по причине нарушени€ смазки деталей в результате неисправности элементов системы смазки или использовани€ масла с несоответствующими двигателю характеристиками. ј за это отвечает сам автосервис.

ѕравда, некоторые мотористы, видимо, "обжегшись однажды на молоке", при любом удобном случае "дуют на воду". ƒл€ таких любое самое малейшее отклонение от образца, который они вытащили из мотора - полнейший "криминал". ƒоходит до смешного. „тобы сн€ть с себ€ вс€кую ответственность, такие умельцы никогда не покупают запчасти сами и всегда требуют, чтобы это сделал клиент. » часто заставл€ют бегать клиента по магазинам - покупать, а затем сдавать обратно запчасти, которые по каким-то неведомым причинам им не нрав€тс€.

Ќо беготн€ по магазинам - не самое страшное, хуже, когда клиент по милости автосервиса начинает бегать по судам. ј иногда даже как белка в колесе - между автосервисом, магазином, судом и экспертом.

¬ладелец автомобил€ Mercedes в своем за€влении указал, что поршни, приобретенные им в магазине   дл€ ремонта двигател€, имеют низкое качество или даже €вл€ютс€ подделкой под продукцию известного немецкого производител€. –емонт двигател€ выполн€етс€ автосервисом ћ, который отказалс€ устанавливать бракованные поршни в двигатель, сославшись на то, что поршневые пальцы "болтаютс€" в отверсти€х поршн€. ѕри этом обращение в магазин с требованием замены также не дало результата, поскольку магазин предъ€вил сертификат качества продукции. ¬ результате владелец по совету автосервиса обратилс€ в суд с за€влением на магазин, который продал ему некачественный товар.

ѕровед€ тщательное измерение деталей, эксперт установил, что отверстие под палец в поршн€х, действительно, имеет овально-коническую форму, причем в вертикальной плоскости зазор пальца в отверстии составл€ет около 0,01 мм, а в горизонтальной - 0,05 мм. ќднако эксперт обратил внимание, что все поршни выполнены абсолютно одинаково.  роме того, эксперт проанализировал, каким образом технологически можно выполнить в поршне отверстие такой сложной формы и пришел к выводу, что сделать это значительно сложнее, чем традиционное цилиндрическое, и веро€тно, это сделано намеренно.

ѕосле пр€мого обращени€ эксперта на фирму-изготовитель поршн€ ответ пришел через 2 дн€ и даже содержал чертеж отверсти€. ƒействительно, фирма использовала в этой продукции свои последние разработки, в соответствии с которыми отверстие дл€ пальца должно повтор€ть форму пальца под рабочей нагрузкой, и эта форма - овально-коническа€. Ќа основании этих данных эксперт сделал однозначный вывод о том, что продукци€ известного немецкого производител€ соответствует самому высокому уровню качества, избавив тем самым владельца от судебного разбирательства за некомпетентность работников автосервиса.

¬ последнее врем€, в св€зи с возрастающими продажами новых иностранных автомобилей, отмечаетс€ и рост числа обращений к экспертам по поводу тех или иных неисправностей двигателей гарантийных автомобилей. ѕричины этих неисправностей самые разные - от невнимательности водител€ до ошибок при техническом обслуживании и даже заводского брака. Ќередко дл€ того, чтобы правильно определить причину дефекта, эксперту требуетс€ проводить серьезное исследование, ведь "на кону" иной раз достаточно большие средства, необходимые дл€ приведени€ двигател€ в исправное состо€ние. »ногда такие неисправности станов€тс€ предметом длительных судебных разбирательств.



ƒругие наши статьи...






1. ћикрометр - один из главных измерительных инструментов эксперта по двигател€м.



2. Ѕез тщательных и точных измерений причину многих неисправностей не установить. Ќутромер - еще один главный инструмент эксперта.




3.  учка мелких обломков - все, что осталось от поршн€ двигател€  јћј«. ќднако среди них все-таки был найден ключ к разгадке причины выхода двигател€ из стро€.




4. ј вот и сам ключ - фрагмент бобышки поршн€ со следами сильной деформации наружного кра€ канавки под стопорное кольцо.




5. јбразивные частицы, попада€ в цилиндр двигател€ BMW из разрушенного катализатора, почти полностью "съели" боковые поверхности поршн€. ѕри этом верхнее кольцо в присутствии абразива заклинило в канавке, и поршень работал только со средним компрессионным кольцом.




6. »знос распределительного вала и гидрокомпенсаторов дизельного двигател€ VW произошел вследствие нарушени€ смазки.




7. „тобы оценить состо€ние деталей, требуетс€ провести большой объем контрольно-измерительных работ.




8. ќпределение овально-конической формы отверсти€ под палец в поршне двигател€ Mercedes потребовало от эксперта особой тщательности.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены