ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
≈сли чего-то не хватает

—≈–√≈… —јћќ’»Ќ,
јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬,
кандидат технических наук,
директор фирмы ЂјЅ-»нжинирингї

¬ какие времена живем! ¬се есть, были бы деньги! Ђ„ерный верх, белый низ Ч есть, белый верх, черный низ Ч тоже естьї. ƒаже противно. Ќо все же порой чего-то не хватает, иногда Ч времени, иногда Ч мелочи какой-нибудь, а когда Ч и того и другого. “акое нередко случаетс€ и при ремонте двигателей зарубежного производства.  ак быть в этом случае? ¬от несколько практических рецептов.

ѕредставьте себе такую ситуацию. »дет завершающа€ стади€ ремонта двигател€, сборка. ¬се предыдущие операции выполнены безукоризненно, работа ладитс€, и виден ее долгожданный финал: запуск двигател€, сдача автомобил€ клиенту в оговоренные сроки, расплата, получка, €щик пива Ч себе, цветы Ч жене, мороженое Ч дет€м. » вдруг, увлекшись при€тными мечтами, моторист на секунду забывает об осторожности и Е Ѕј÷! Е ломает, ну, например, Е болт шатунной крышки. ƒосада, разочарование, вместо холодненького пивка Ч проблема. «а одной проблемой, как это обычно бывает, т€нутс€ другие: ничего подход€щего дл€ замены под рукой нет, в запчасти така€ деталь не поставл€етс€, а если и поставл€етс€, то сроки Ч Ђмама дорога€ї, на разборках найти не удаетс€. ¬ общем Ч полный Ђпиндырї: работа стоит, клиент (в зависимости от темперамента) Ч скулит, обещает пожаловатьс€ в Ђвысшие инстанцииї или угрюмо Ђгнет пальцыї.  то не сталкивалс€ с аналогичной ситуацией, тот не знает жизни.

ќднако выход из нее есть, особенно если в составе ремонтного предпри€ти€ или у соседей Ђпоблизостиї есть хот€ бы примитивное оборудование дл€ металлообработки, например, универсальный токарный станок и толковый токарь, конечно. Ёто позволит оперативно изготовить большое количество Ђмелочевкиї из числа деталей двигател€. ѕричем абсолютно без ущерба дл€ его работоспособности и ресурса. Ќадо лишь знать как и каждый раз учитывать р€д специфических особенностей. ≈сли уж речь зашла о крепеже, с него и начнем.

 репеж

 репежные детали (болты и шпильки), примен€емые в двигател€х, по степени ответственности можно условно разделить на три категории.   первой категории относ€тс€ те самые шатунные болты, с одним из которых произошел виртуальный Ђобломї в начале разговора.   их прочностным свойствам предъ€вл€ютс€ самые высокие требовани€. ¬тора€ группа включает болты и шпильки, примен€емые дл€ креплени€ головки блока, шкивов и коренных крышек. ¬се остальные Ч достаточно Ђбезответственныеї и относ€тс€ к третьей категории.

ѕрактика показывает, что, использу€ токарный станок, можно изготовить любой крепеж и он будет служить не хуже фирменного. ¬опрос в том, что выбрать в качестве заготовки дл€ Ђсамоделкиї. —амый простой путь Ч воспользоватьс€ запасами имеющихс€ в наличии Ђбэушныхї болтов и шпилек. “акого добра всегда в избытке в любом автосервисе, занимающемс€ ремонтом двигателей.

ѕрежде чем подбирать подход€щую по размерам заготовку дл€ вышедшего из стро€ крепежа, нужно определить класс его прочности. ќбычно он обозначаетс€ цифрами: 8.8 или 10.8, иногда Ч 12.8 в пор€дке возрастани€ прочности и маркируетс€ на головке болта. ≈стественно, в качестве заготовки выбирать нужно болт как минимум того же класса прочности, а еще лучше Ч классом выше. ƒело в том, что резьбы в массовом производстве выполн€ютс€ методом накатки (реже Ч шлифовани€). ѕри такой технологии изготовлени€ резьба дополнительно упрочн€етс€ вследствие нагартовки поверхностного сло€, чего не будет при ее нарезании резцом или плашкой.

ѕри изготовлении самых ответственных крепежных элементов все же надежнее использовать легированные стали в прутках с последующей термообработкой деталей. “акой путь сложнее и дольше, но гаранти€ успеха Ч полна€. »з материалов, которые можно без проблем приобрести на металлобазах, можно рекомендовать стали марок 20×2Ќ4ћј или 18×2Ќ4¬ј. »зготовленный из них и упрочненный термообработкой до HRC 36Ч40 шатунный болт будет заведомо прочнее любого болта, примен€емого в массовом производстве. Ёто факт, проверенный практикой.

¬ случае использовани€ самодельного крепежа существует еще одна тонкость. ≈го нельз€ зат€гивать по технологии, предусматривающей предварительную зат€жку с установленным усилием и последующим доворотом на определенный угол (на предел текучести). ƒл€ такого болта придетс€ выбирать другие режимы, ориентиру€сь на диаметр резьбы. Ќапример, дл€ болта ћ8 максимальный момент может составл€ть 3Ч4 кг-м, ћ10 Ч 6Ч8кг-м, ћ12 -10Ч12 кг-м.

“окарный станок поможет не только дл€ изготовлени€ крепежа. ≈му найдетс€ немало применений при ремонте головки блока.

√оловка

–емонтиру€ √Ѕ÷ импортных автомобилей последних лет выпуска, часто сталкиваютс€ с такой ситуацией, что р€д запчастей не поставл€етс€ отдельно, а лишь в комплекте с новой головкой.   таким, например, относ€тс€ направл€ющие втулки клапанов. ѕон€тно, что желающих купить новую головку найдетс€ немного. ¬ыход один Ч изготовить втулки самосто€тельно. ѕроверено, что это можно сделать практически дл€ любой автомобильной техники.

¬оспроизвести геометрию втулки труда не представл€ет. ќсновной вопрос при их изготовлении Ч выбор материала. ¬ качестве такового используют бронзы определенных марок, поскольку далеко не все из них подход€т дл€ этой цели. ќшибка при выборе материала может привести к тому, что уже через 5Ч10 тыс. км пробега втулки износ€тс€, и станут хуже, чем были до ремонта.

Ћучшим вариантом дл€ изготовлени€ направл€ющих втулок €вл€ютс€ бериллиевые бронзы. “оп-вариант Ч бронза марки ЅрЅ2. ќна работает практически без износа, в том числе и на форсированных, спортивных моторах. ≈е единственный недостаток Ч высока€ стоимость при покупке официальным путем. ƒобыва€ такую бронзу (официально или неофициально), имейте в виду, что существует опасность вместо нее получить нечто другое. ќпределить, тот ли это материал, который вам нужен, несложно. ¬ течение нескольких дней свежий срез бериллиевой бронзы тер€ет характерную желтизну и приобретает ста-листый оттенок.

ѕомимо ЅрЅ2 дл€ направл€ющих втулок можно использовать существенно более дешевую и доступную бронзу Ѕр ћ÷. Ёто также проверенный и хорошо зарекомендовавший себ€ вариант.  стати, этот сплав был специально разработан у нас в отечестве именно дл€ подобных целей. ќбе эти бронзы можно примен€ть дл€ втулок и впускных, и выпускных клапанов, которые, как известно, работают в разных температурных режимах и услови€х смазки. явных ограничений по ресурсу изготовленных из них деталей не наблюдалось.

“акже неплохо работает на впуске и выпуске бронза марки Ѕрќ‘. ќна лишь немногим уступает Ђлидерамї. ƒл€ этих же целей испытывались такие сплавы, как Ѕрќ÷— 5Ч5-5 и Ѕрќ—. ѕервый неплохо про€вил себ€ на выпускных клапанах, отказавшись работать на впускных. ¬торой оказалс€ излишне м€гким и был забракован.

ѕрактикой установлено, что изготовленные из бронзы направл€ющие можно без каких-либо негативных последствий устанавливать взамен металлокерамических, которые широко примен€ютс€ на двигател€х американского и €понского производства. ѕо крайней мере, после пробега в 80Ч100 тыс. км никаких проблем с отремонтированными таким образом моторами не отмечалось.

—ам по себе процесс изготовлени€ и установки втулок несложен. √лавное Ч обеспечить соосность отверсти€ и наружной поверхности втулки и не ошибитьс€ с наружным диаметром дл€ создани€ необходимого нат€га при запрессовке. “ребуемый нат€г Ч около 0,04Ч0,06 мм.

—амосто€тельное изготовление направл€ющих втулок имеет еще одно немаловажное преимущество. Ќа оригинальных втулках часто не бывает упорного буртика, обеспечивающего равную глубину их установки в теле головки. ¬ этих случа€х приходитс€ прибегать к различного рода хитрост€м, чтобы выровн€ть втулки по уровню. ƒл€ упрощени€ задачи достаточно при их изготовлении предусмотреть на наружной поверхности небольшой (0,2Ч0,5мм) упорный буртик.

ѕри восстановлении раритетных моторов сталкиваютс€ с проблемой поиска клапанов. ¬прочем, така€ ситуаци€ может возникнуть и при ремонте современного двигател€. »спользу€ токарный станок, можно изготовить полноценную замену дефицитным или поврежденным клапанам. ¬ качестве заготовки подбирают более длинный клапан с тарелкой такого же или большего размера. –аботу можно существенно упростить, если он будет иметь стержень нужного диаметра. ƒл€ изготовлени€ впускных клапанов, которые делаютс€ из стали, используют впускные. ¬ыпускные клапаны, дл€ изготовлени€ которых чаще примен€ютс€ жаропрочные сплавы, точат, соответственно, из выпускных. ѕри этом потребуютс€ твердосплавные резцы.

ќпытному токарю не составл€ет труда скопировать форму тарелки. ќсобое внимание нужно удел€ть конфигурации фасок и обеспечить их минимальное биение относительно стержн€. ≈динственна€ сложность, котора€ возникает при изготовлении клапанов Ч термообработка торца стержн€ клапана после его отрезки в размер. ќна выполн€етс€ методом “¬„-закалки до твердости более HRC 40. ƒругие способы термоупрочнени€ не проход€т. Ѕез термообработки можно обойтись в случае когда в приводе клапанов примен€ютс€ гидрокомпенсаторы тепловых зазоров. ¬ остальных необработанный торец быстро расклепываетс€, что вызывает изменение зазора и большие проблемы с извлечением клапана при последующем ремонте.

—уществует опыт экстренного изготовлени€ сухарей клапана взамен случайно утер€нных при разборке головки. ƒл€ этого можно использовать тот же упрочненный болт. »з него вытачивают втулку требуемой конфигурации, которую затем разрезают на две половинки. “аким способом можно без труда изготовить сухарь, фиксирующийс€ на стрежне клапана в одиночной проточке. Ќеобходимости в изготовлении сухарей европейского стандарта под тройную проточку, как правило, не возникает. ќни унифицированы с отечественными издели€ми и поэтому им легко можно подобрать замену. “ак что токарный станок может застраховать и от Ђкривыхї рук..

Ѕлок

»ногда очень большие сложности могут возникнуть при износе втулки верхней головки шатуна. ќна представл€ет собой стальную основу, покрытую слоем бронзы. ќсобенно это касаетс€ двигателей €понских автомобилей дл€ внутреннего рынка. ћало того, что при поиске таких деталей нужно знать, куда обратитьс€ и правильно оформить заказ, срок его исполнени€ наверн€ка окажетс€ намного более мес€ца. » в этом случае можно выйти из положени€ проще и быстрее. Ќа насто€щий момент сложилась така€ практика. ¬ отсутствие фирменной детали, втулку головки шатуна бензинового двигател€ изготавливают из бронзы. ѕримен€ютс€ практически те же (и с таким же успехом) марки сплавов, что и дл€ направл€ющих втулок, за одним исключением. Ѕериллиевую бронзу использовать не рекомендуетс€. ѕод воздействием ударных нагрузок, свойственных услови€м работы этой детали, материал может выкрашиватьс€. ѕоэтому предпочтение отдаетс€ более в€зким бронзам.

¬тулка без проблем изготавливаетс€ на токарном станке. Ќат€г по посадочной поверхности должен составл€ть величину 0,06Ч0,08 мм. ƒиаметр внутреннего отверсти€ обычно делают Ђв нольї. ”станавливать деталь лучше либо нагрева€ головку шатуна, либо охлажда€ втулку. ≈сли во втулке предусмотрены отверсти€ дл€ смазки, их лучше просверлить после запрессовки по ответным отверсти€м шатуна. ѕосле этого уменьшившеес€ в результате запрессовки внутреннее отверстие хонингуют или обрабатывают разверткой. ѕри выполнении этих условий проворот втулки будет исключен.

  сожалению, бронзовые втулки не год€тс€ дл€ ремонта дизельных двигателей. Ќагрузки, возникающие в соединении палец-втулка в дизел€х столь высоки, что они довольно быстро раздавливаютс€. ¬озникают запредельные зазоры, нарушаютс€ услови€ смазки, все это сопровождаетс€ громкими стуками и приводит к предсказуемым печальным последстви€м.

„асто при ремонте двигател€ обнаруживаетс€, что износились упорные поверхности коленчатого вала. ѕричем величина износа столь велика, что после обработки установка фирменных упорных полуколец, даже ремонтного размера (если таковые удалось найти), не исправл€ет ситуацию. ¬ этом случае кольца требуемой толщины также изготавливают из бронзы на токарном станке. ≈сли требуетс€, выступы дл€ фиксации колец от проворачивани€ получают слесарной доработкой, благо колец немного. »з бронзы ЅрЅ2 кольца получаютс€ вечные и служат вплоть до естественной смерти мотора. “ак же неплохо работает в этих услови€х и сплав Ѕр ћ÷.

Ѕезусловно, этим перечень случаев, когда токарный станок может здорово выручить при ремонте двигател€, не исчерпываетс€. Ёти Ч наиболее характерные. ќни дают возможность пон€ть, что, име€ в наличии даже самый скромный универсальный станок, можно застраховать себ€ и от нелепой случайности, и от нередкого головот€пства, и от дефицита. » тогда не беда, если чего-то не хватает.

P. S. јвторы статьи надеютс€, что читатели разумно отнесутс€ к приведенной информации. ≈е не следует воспринимать как призыв к отказу от использовани€ фирменных запчастей и их повальной замене на Ђсамоделї. ”казанные меры Ч не более чем способ выхода из критической ситуации.



ƒругие наши статьи...



 ласс прочности ответственных крепежных деталей маркируетс€ на торце головок




ќтлично зарекомендовавший себ€ способ - самосто€тельное изготовление направл€ющих втулок клапанов из бронзовых сплавов.




ѕри наличии токарного станка, токар€ и материала изготовить такой комплект - пара пуст€ков.




ѕодобрав клапан требуемой конфигурации, дорабатывают геометрию тарелки.




ƒоводочные операции также можно выполнить на токарном станке




ќ том, как быть, если утер€н сухарь от такого клапана, читайте в статье.




–авноценную замену фирменным втулкам верхней головки шатуна можно выточить из бронзы.




ќтлично зарекомендовали себ€ самодельные бронзовые упорные полукольца




ќт головной боли при моторном ремонте может застраховать любой универсальный токарный станок, даже такой небольшой





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены