ћосква 8 800 101 6229
 иев +38 096 163 2183
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
Ѕлок цилиндров: растачиваем правильно

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬
кандидат технических наук,
директор фирмы ЂјЅ-»нжинирингї

¬ наших прошлых публикаци€х мы показали, что качественно отремонтировать блок цилиндров можно только с предварительной расточкой цилиндров перед хонингованием. ѕрактика, тем не менее, показывает, что на этапе растачивани€ можно допустить ошибки, свод€щие на нет все преимущества данной технологии. „то это за ошибки и как их избежать? ѕопробуем разобратьс€.

ѕрежде чем строить какие-либо предположени€ и делать выводы, возьмем и установим блок цилиндров, подлежащий ремонту, на стол расточного станка. Ќа первый взгл€д, достаточно найти центр окружности цилиндра, т. е. обеспечить соосность расточной головки и цилиндра, закрепить блок и приступать к расточке. “олько давайте не будем торопитьс€ Ч расточить мы всегда успеем. —начала лучше подумаем, что бы мы хотели получить в результате этой процедуры.

«ачем растачивать блок?

ƒл€ начала небольшое замечание: если целью растачивани€ цилиндров избрать только лишь увеличение их размера под ремонтные поршни, то така€ игра не стоит свеч Ч хороший импортный хонинговальный станок, как мы уже показали в статье, опубликованной в є 12/2001, легко избавит нас от операции растачивани€ вообще.
“огда зачем копь€ ломать? “оже пон€тно Ч цилиндры могут быть изношены неравномерно, да и блок в процессе длительной эксплуатации пусть
немного, но деформируетс€. Ѕолее того, при изготовлении блока не всегда соблюдаютс€ необходимые технологические требовани€, что приводит, к примеру, к непараллельности осей цилиндров. ѕодобна€ картина, кстати, наблюдаетс€ не только у блоков отечественных автомобилей, но и у известных иномарок.
“ак или иначе, но в результате расточки можно выправить геометрию самого Ђкривогої блока, другими словами, сделать оси цилиндров взаимно параллельными и одновременно перпендикул€рными некоей базовой поверхности.
— первой задачей Ч обеспечением параллельности Ч обычно проблем не возникает.  ак ни ставь блок на станке, как ни растачивай Ч параллельность будет обеспечена, если, разумеетс€, блок в процессе ремонта не переустанавливать на столе расточного станка.
—о второй задачей дело обстоит много хуже. √лавный вопрос Ч где находитс€ та сама€ Ђбазаї, т. е. базова€ поверхность, относительно которой надо растачивать цилиндры? ќтвет, вообще-то, известен Ч это образующие отверстий подшипников коленчатого вала, так называема€ постель. »менно к оси постели коленвала должны быть перпендикул€рны оси цилиндров в первую очередь. ј во вторую? Ќет, давайте все по пор€дку.

“еори€ вопроса

ћысленно представим блок цилиндров в сборе с коленчатым валом, поршн€ми и шатунами. ѕри вращении коленвала, очевидно, поршни будут совершать возвратно-поступательное движение в цилиндрах.
ƒопустим, оси цилиндров не перпендикул€рны оси постели подшипников коленвала. —разу возникнет несколько очень непри€тных €влений. ќсь поршн€ перестанет совпадать с осью цилиндра, и сам поршень в этом случае двигаетс€ в цилиндре в перекошенном состо€нии. Ёто приводит к по€влению дополнительной силы, изгибающей шатун, и, в конечном счете, к перекосу шатунного подшипника. ƒа и поршневые кольца в Ђкривомї блоке хорошо работать не станут-высокое давление картерных газов и большой расход масла газов двигателю обеспечены.
“ака€ ситуаци€ близка к возникающей при деформации шатуна (непараллельности осей верхней и нижней головок). ≈стественно, говорить о каком-то ресурсе двигател€ с подобными дефектами бессмысленно, также как и о качестве такой работы.
¬еличина неперпендикул€рности осей цилиндров к оси коленвала, вли€юща€ на ресурс двигател€, на наш взгл€д, весьма невелика и составл€ет около 0,02Ч0,04 мм на длине цилиндра. ѕревысить эти Ђсоткиї очень просто.   примеру, при установке блока на нижнюю плоскость перед расточкой плоскость Ђзабылиї очистить от старой прокладки. ќдин из углов блока приподн€лс€ всего на 0,15Ч0,2 мм, а результат уже налицо. »ли такой пример: на хонинговальном станке цилиндр Ђгонитс€ї пр€мым хонингованием сразу в последний ремонтный размер (+1,0 мм). ѕерекос оси цилиндра тогда вообще не прогнозируетс€, но то, что он выйдет за указанные нами пределы, это точно.
ѕолучаетс€, что в продольном направлении (вдоль оси коленвала) перекос цилиндров практически недопустим, если мы говорим о качественном ремонте блока цилиндров. ќбеспечить это можно только в том случае, если за базу при расточке блока цилиндров брать постель коленвала. Ќо этого дл€ правильной установки блока недостаточно.
¬ самом деле, постель-то кругла€, поэтому в поперечном направлении необходимо Ђприв€затьї блок еще к какой-нибудь базовой поверхности. “акой базой вполне может служить верхн€€ плоскость блока Ч по ней можно точно выставить блок на станке так, чтобы оси цилиндров при расточке были перпендикул€рны именно этой плоскости. ’от€ большой точности здесь не требуетс€ Ч от поперечного наклона цилиндра будет зависеть лишь минимальный припуск при расточке, обеспечивающий обработку всей поверхности цилиндра.

 ак растачивают блоки

 ак известно, теори€ может быть весьма хороша, но практика вносит свои коррективы. ќбычно при расточке блок цилиндров став€т на нижнюю плоскость, полага€, что эта плоскость базова€, т. е. перпендикул€рна ос€м цилиндров и параллельна оси постели коленвала.
ƒалее положение блока на станке провер€ют (в некоторых мастерских) по верхней плоскости Ч в идеале она параллельна нижней и может быть также прин€та за базу. »ногда идут еще дальше: при поиске центра (оси цилиндра) провер€ют с помощью индикатора положение стенки цилиндра по вертикали в двух направлени€х Ч поперечном и продольном. ѕри этом фактически исход€т из того, что цилиндр не Ђкоситї, т. е. за базу выбирают, в конечном счете, образующую цилиндра.
„аще всего никаких лишних измерений и проверок не делают Ч нет времени. ѕоэтому став€т блок на нижнюю плоскость и растачивают, настраива€сь по верхней части цилиндра.
  сожалению, ничего идеального в действительности не бывает.   примеру, плоскости отдельно вз€того блока почему-то далеко не всегда параллельны постели коленвала и друг другу, а перпендикул€рность их ос€м цилиндров Ч тоже не вполне установленный факт, то есть только гипотеза. » если всю процедуру растачивани€ цилиндров строить на гипотезах, то люба€ случайность легко может испортить все дело. “ем более что из каждого правила, не говор€ уже о гипотезах, есть исключени€.
“ак или иначе, а получаетс€ парадокс: есть блок, есть расточной станок, а правильно расточить цилиндры трудно. ≈сли же делать это совсем неправильно, то и результат непредсказуем Ч можно не то, что улучшить, а, наоборот, ухудшить геометрию блока. ¬ такой ситуации даже Ђпр€моеї, без расточки, хонингование может показатьс€ благом дл€ блока Ч оно, по крайней мере, если и ухудшает исходную геометрию, то не сильно, в разумных пределах.

–астачиваем? “олько Ђот скалкиї

–ассматрива€ достоинства и недостатки тех или иных способов выверки блока на столе расточного станка, можно сделать однозначный вывод Ч все они основаны на допущении об идеальности многочисленных базовых поверхностей. «начит, как только одна из поверхностей начинает Ђкоситьї, то результат расточки цилиндров, а точнее, их взаимное расположение относительно оси постелей коленвала, уже нельз€ уверенно признать правильным.
√де же выход? ƒа здесь же, под руками. ¬едь если нельз€ иначе, то почему бы не попробовать растачивать блок непосредственно от постели коленвала?
¬се, что дл€ этого требуетс€ Ч шлифованный стержень (скалка) и две опоры. »зготовить эти приспособлени€ совсем несложно, надо только точно выдержать одинаковую высоту опор (это легко достигаетс€ их совместной обработкой). “огда скалка, закрепленна€ в опорах, при установке на стол станка оказываетс€ параллельной столу с точностью в 0,01 мм (такого не даст ни один из описанных выше способов выверки блока!).
ќсталось поставить блок цилиндров на скалку. ѕровер€ть положение блока в продольном направлении уже не надо Ч точнее, чем он стоит на скалке, не поставить. ј вот в поперечном направлении его положение надо отрегулировать по верхней плоскости прижимами с помощью индикатора.
Ќу а далее, как обычно: Ђпрокататьї индикатором по верхней части цилиндра, чтобы найти центр, и растачивать, ни о чем более не беспоко€сь.
» все.  ачество работы гарантировано правильной технологией. ѕричем скалка универсальна, т. е. подойдет дл€ всех блоков, у которых диаметр постели больше диаметра скалки. » совершенно незаменима дл€ высокооборотных форсированных двигателей, особенно спортивных Ч дл€ последних альтернативы расточке блока цилиндров Ђот скалкиї вообще не существует.



ƒругие наши статьи...



—калка дл€ расточного станка имеет весьма простую конструкцию - шлифованный стержень и две опоры.




ѕерекос цилиндра в продольном направлении вызывает "диагональный" износ поршн€ (п€тно контакта (ј) юбки с цилиндром, п€тно контакта (Ѕ) огневого по€са с цилиндром) и "диагональный" износ вкладышей (¬).




ѕоставив блок на скалку, необходимо отрегулировать положение блока в поперечном направлении.




ѕоиск центра окружности цилиндра при расточке "от скалки" ничем не отличаетс€ от обычного при расточке от плоскости.




ќсталось только расточить блок - качество работы обеспечено правильной технологией.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены