ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт ремонта двигателей Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

≈сли двигатель дымит...


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

«накома€ картина: запустили двигатель после долгой сто€нки и из выхлопной трубы повалил густой дым. ¬полне возможно, что после прогрева он уменьшитс€, а при поездке и вовсе исчезнет. Ќо чаще бывает иначе. ƒымление продолжаетс€ и €вно показывает, что в моторе имеютс€ какие-то неполадки. ƒолгое бездействие послужило своего рода толчком к их резкому про€влению.

ƒым из выхлопной трубы бывает и белым, и черным, и любых промежуточных оттенков. ÷вет служит важным диагностическим признаком. –абота двигател€ с повышенным дымлением часто сопровождаетс€ и другими отклонени€ми от нормы, хот€ порой малозаметными. »х об€зательно надо улавливать и отмечать, чтобы точнее оценить ситуацию.

ќбычно по€вление дыма св€зано с неисправност€ми следующих рабочих органов двигател€: системы управлени€ (в основном топливоподачи), системы охлаждени€, механической части (поршнева€ группа, распределительный механизм и т.д.). ¬ соответствии с этим дым возникает либо из-за неполного или Ђнеправильногої сгорани€ топлива, либо попадани€ охлаждающей жидкости в цилиндры, либо поступлени€ туда масла. ѕрисутствие масла, охлаждающей жидкости или из- лишнего топлива при сгорании в цилиндрах и придает характерный цвет выхлопным газам.

≈сли проанализировать возможные неисправности, то окажетс€, что во многих ситуаци€х дым одинаков по цвету, хот€ и имеет различную природу. ƒругое обсто€тельство: нередко неисправность одной системы, оказывающейс€ источником дымлени€, возникает из-за неполадок и дефектов в другой. ¬от характерный пример: плоха€ работа системы охлаждени€ приводит к перегреву двигател€ и, соответственно, пригоранию поршневых колец. ”же вследствие этого в цилиндры попадает масло и вызывает дымление, причина которого по существу вторична.

Ќачинать поиск причины дыма лучше с сопоставлени€ всех зафиксированных обсто€тельств: характера самого дымлени€, замеченных сопутствующих €влений, возможных внешних вли€ний. ќ характерных сочетани€х этих факторов у нас и пойдет речь.

Ѕелый дым.

Ѕелый дым из выхлопной трубы - вполне нормальное €вление дл€ режимов прогрева холодного двигател€. “олько это не дым, а пар. ¬ода в парообразном состо€нии - естественный продукт сгорани€ топлива. ¬ ненагретой выпускной системе этот пар частично конденсируетс€ и становитс€ видимым, причем на срезе выхлопной трубы обычно по€вл€етс€ вода. ѕо мере прогревани€ системы конденсаци€ уменьшаетс€. „ем холоднее окружающа€ среда, тем более плотным и белым получаетс€ пар. ѕри температуре ниже -100 — белый пар образуетс€ и на хорошо прогретом двигателе, а при морозе в минус 20-25 градусов приобретает густой белый цвет с сизым оттенком. Ќа цвет и насыщенность пара вли€ет также влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще.

Ѕелый дым в теплое врем€ и на хорошо прогретом двигателе чаще всего св€зан с попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры (например, через негерметичную прокладку головки блока). ¬ода, содержаща€с€ в охлаждающей жидкости, не успевает полностью испаритьс€ при сгорании топлива и образует довольно густой белый дым (на деле оп€ть-таки пар). ≈го оттенок зависит от состава охлаждающей жидкости, погоды и освещенности на улице. »ной раз он выгл€дит сизым, напомина€ Ђмасл€ныйї дым. ќтличить вод€ной пар легко: он сразу рассеиваетс€, а после Ђмасл€ногої дыма в воздухе надолго остаетс€ синеватый туман.

„тобы убедитьс€ в виновности именно системы охлаждени€, потребуетс€ р€д целевых проверок. Ќетрудно уточнить, что из выхлопной трубы действительно выбрасываетс€ вода, а не масло. ƒл€ этого на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы листом бумаги.  апли воды с листа постепенно испар€тс€ и не остав€т €вных жирных следов, да и на ощупь они не будут жирными.

ƒалее поиск надо согласовать с конструкцией двигател€. ∆идкость может попадать в цилиндр вследствие не только повреждени€ прокладки, но и трещин в головке или блоке цилиндров. ¬се эти дефекты при работе двигател€ вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждени€ (порой там даже образуетс€ газова€ пробка), что и служит основой дл€ распознавани€.

ќткрыв пробку радиатора или расширительного бачка, легко заметить запах выхлопных газов и пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости. ƒа и уровень жидкости будет пониженным. ’арактерно, что в таких случа€х после запуска холодного двигател€ давление в системе охлаждени€ сразу повышаетс€ (нетрудно ощутить рукой, сжав верхний шланг радиатора), быстро увеличиваетс€ и уровень жидкости в расширительном бачке. ѕричем этот уровень нестабилен и в бачке можно заметить выход пузырей газа, иногда с периодическим выбросом охлаждающей жидкости из бачка.

≈сли двигатель остановить, то картина изменитс€. ∆идкость начинает уходить в цилиндр. ѕостепенно она проходит через поршневые кольца и попадает в масло, в поддон картера. ѕри последующем запуске масло с жидкостью перемешиваетс€, образует эмульсию и мен€ет цвет - становитс€ непрозрачным и более светлым. ÷иркулиру€ по системе смазки, така€ эмульси€ оставл€ет на крышке головки и пробке маслозаливной горловины характерную пену светлого желто-коричневого цвета.

Ёто провер€ют, вынув масл€ный щуп и открыв пробку горловины, но если дефект (трещина, прогар) невелик, то никаких изменений может и не быть (случаетс€, что масло остаетс€ чистым, хот€ пена на пробке образуетс€). Ќапротив, если негерметичность в цилиндре существенна, то жидкость, накаплива€сь над поршнем, даже преп€тствует провороту коленчатого вала стар- тером в первый момент при запуске. ¬ особо т€желых случа€х возможен гидроудар в цилиндре, деформаци€ и поломка шатуна.

»ногда удаетс€ уточнить место дефекта. ѕопада€ в цилиндр, охлаждающа€ жидкость активно Ђчиститї все, с чем соприкасаетс€, поэтому и свеча зажигани€ будет выгл€деть совсем свежей. ≈сли через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением (например, через переходник со шлангом или специальный тестер утечек), то уровень жидкости в расширительном бачке начнет повышатьс€ (при проверке необходимо повернуть коленчатый вал в положение, при котором оба клапана закрыты, поставить автомобиль на тормоз и включить передачу).

ƒальнейшие проверки возможны только со сн€той головкой блока. ќценивают состо€ние прокладки, плоскостей головки и блока. ѕрогар прокладки часто сопровождаетс€ деформацией плоскости головки, особенно если дефекту предшествовал перегрев двигател€ (например, из-за неисправности термостата, вентил€тора и других причин). ’уже, если €вных дефектов не найдено. “огда необходимо проверить головку на герметичность под давлением; наиболее веро€тно, что на стенке камеры сгорани€ будет обнаружена трещина (чаще вблизи седла выпускного клапана). —ледует также внимательно осмотреть цилиндр, опустив поршень в нижнюю мертвую точку. “рещина в цилиндре - редкий дефект, но если она есть, обнаружить ее несложно.  ра€ трещины расход€тс€ (стенки Ђдышатї) и нередко оказываютс€ отполированными поршневыми кольцами.

Ѕывает также, что охлаждающа€ жидкость попадает в цилиндр через систему впуска - например, из-за негерметичности прокладки впускного коллектора (если она одновременно уплотн€ет и каналы подогрева коллектора охлаждающей жидкостью). ¬ подобных случа€х давление в системе охлаждени€ не повышаетс€, запаха выхлопных газов в ней нет, но масло превращаетс€ в эмульсию, а уровень охлаждающей жидкости быстро убывает. Ётих признаков, как правило, достаточно, чтобы найти дефект и не спутать его с описанным выше, иначе будет напрасно сн€та головка блока.

¬се неполадки, св€занные с белым дымом из выхлопной трубы, требуют не только устранени€ пр€мых причин. ѕоскольку дефекты, как правило, вызваны перегревом двигател€, то следует проверить и устранить неисправности в системе охлаждени€ - возможно, что не работает термостат, датчик включени€, муфта или сам вентил€тор, негерметичен радиатор, его пробка, шланги или соединени€.

≈сли белый дым и сопутствующие ему дефекты замечены, то эксплуатировать автомобиль нельз€. ¬о-первых, дефекты быстро прогрессируют. ј во-вторых - работа мотора на водомасл€ной эмульсии резко ускор€ет износ деталей и через несколько сотен километров без капитального ремонта, скорее всего, уже не обойтись.

—иний или сизый дым

ќсновна€ причина по€влени€ синего дыма - попадание масла в цилиндры двигател€. Ђћасл€ныйї дым может иметь различные оттенки - от прозрачного голубого до густого бело-синего, что зависит от режима работы двигател€, степени его прогрева и количества масла, поступающего в цилиндры, а также освещенности и других факторов. ’арактерно, что масл€ный дым, в отличие от пара, не рассеиваетс€ в воздухе быстро, а упом€нутый выше тест с бумагой дает жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами.

ќчевидно также, что масл€ный дым сопровождаетс€ повышенным потреблением масла. “ак, при расходе около 0,5 л/100 км сизый дым по€вл€етс€ в основном на переходных режимах, а при достижении 1,0 л/100 км - и на режимах равномерного движени€.  стати, в последнем случае на переходных режимах масл€ный дым становитс€ густым сине-белым. ѕравда, владельцам самых современных машин надо помнить о возможном наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при достаточно больших расходах.

ћасло в цилиндры (точнее, в камеры сгорани€) попадает двум€ пут€ми - либо снизу, через поршневые кольца, либо сверху, через зазоры между стержн€ми клапанов и направл€ющими втулками.

»знос деталей цилиндро-поршневой группы - одна из самых распространенных причин по€влени€ масл€ного дыма. ” верхних компрессионных колец наблюдаетс€ износ не только по наружной поверхности, контактирующей с цилиндром, но и по торцевым плоскост€м, воспринимающим давление газов в цилиндре. ћогут быть изношены и канавки этих колец в поршн€х. Ѕольшие зазоры в канавках создают насосный эффект. ƒаже если маслосъемные кольца еще в норме, масло все равно поступает в цилиндры, поскольку верхние кольца непрерывно Ђподкачиваютї его снизу вверх.

÷илиндры более всего изнашиваютс€ в зоне остановки верхнего кольца при положении поршн€ в верхней мертвой точке, а в средней части нередко приобретают овальную форму. ќтклонение формы цилиндра от окружности ухудшает уплотнительные свойства колец. ¬ зоне замков обычно образуютс€ просветы, но не исключено их по€вление и в других местах окружности.

Ќередки случаи, когда при сравнительно приличном состо€нии колец и поршней повреждаетс€ поверхность цилиндра. Ёто бывает, например, при плохой фильтрации масла, когда между юбкой поршн€ и цилиндром попадают абразивные частицы. “огда на цилиндре возникают царапины.

јналогична€ ситуаци€ реальна и после долгой сто€нки автомобил€, когда на поверхности цилиндров и колец могут по€витьс€ очаги коррозии. ѕотребуетс€ значительное врем€ на сглаживание этих дефектов и взаимную приработку деталей (если они вообще смогут приработатьс€).

“от же эффект часто возникает при нарушении технологии ремонта двигател€, если поверхность отремонтированного цилиндра слишком груба€ или цилиндр имеет неправильную форму, либо же использованы некачественные поршни и поршневые кольца. ¬ подобных случа€х, как правило, вообще нельз€ рассчитывать на нормальную приработку.

»зносы деталей цилиндро-поршневой группы нередко сопровождаютс€ потерей компрессии и повышением давлени€ картерных газов, что определ€ют соответствующими приборами (компрессометр, тестер утечек и др.). ќднако следует помнить, что большое количество масла, поступающего в цилиндры, хорошо уплотн€ет зазоры в сопр€женных детал€х. ≈сли они не слишком велики, то результат оценки компрессии может быть вполне нормальным, иногда даже ближе к верхнему пределу. »менно это обсто€тельство запутывает поиск конкретной причины синего масл€ного дыма.

≈ще одно замечание о характерных обсто€тельствах.  огда больших износов деталей нет, то синий или сине-белый дым €вно наблюдаетс€ только при прогреве двигател€, постепенно уменьша€сь и даже исчеза€. ѕричина проста: нагрева€сь, детали приобретают форму и занимают место, при которых они лучше прилегают друг к другу. ѕри чрезмерно больших износах картина обратна€: дым на прогретом двигателе усилитс€, так как гор€чему маслу, имеющему малую в€зкость, легче попасть в цилиндр через изношенные детали.

¬сегда легче определить неисправность, св€занную с более серьезными дефектами или даже поломками деталей. “ак, детонаци€ обычно приводит к поломке перемычек между кольцами на поршн€х, реже - к поломке самих колец. —ильный перегрев двигател€ вызывает деформацию юбок поршней, образуетс€ большой зазор между поршнем и цилиндром. ƒеформированный поршень перекашиваетс€, наруша€ работу колец. “от же результат возможен при деформации шатуна, например, из-за гидроудара при попадании воды в цилиндр или после обрыва ремн€ и удара поршн€ по незакрывшемус€ клапану.

ѕрименение низкокачественного масла может вызвать пригорание и залегание колец в канавках поршн€. ј вследствие длительного калильного зажигани€ кольца могут быть просто завальцованы в канавках с полной потерей подвижности.

–ассмотренные выше дефекты обычно возникают не во всех цилиндрах сразу. Ќайти неисправный цилиндр нетрудно, сравнив состо€ние свечей зажигани€ и значение компрессии в разных цилиндрах. Ѕолее того, подобным дефектам часто сопутствуют разного рода посторонние шумы и стуки, измен€ющиес€ с оборотами, нагрузкой и степенью прогрева двигател€, а также неустойчива€ работа двигател€ из-за отключени€ цилиндров (особенно при холодном пуске).

–аспространенна€ группа неисправностей, вызывающих масл€ный дым и расход масла, св€зана с износом стержней клапанов и направл€ющих втулок, а также износом, механическими дефектами и старением (потерей эластичности) маслосъемных колпачков. Ёти дефекты, как правило, дают заметное увеличение дымлени€ двигател€ по мере прогрева, поскольку разжиженное гор€чее масло гораздо легче проходит через зазоры между изношенными детал€ми.  роме того, попадание масла в цилиндры усиливаетс€ на холостом ходу и при торможении двигателем. Ќа этих режимах во впускном коллекторе возникает большое разрежение, и масло течет по стержн€м клапанов под действием перепада давлени€, накаплива€сь на стенках деталей и в выхлопной системе. ѕоследующее открытие дроссельной заслонки в первый момент резко усиливает густоту синего масл€ного дыма.

” двигателей с турбонаддувом расход масла, сопровождаемый синим дымом, возможен из-за неисправности турбокомпрессора, в частности, износа подшипников и уплотнений ротора. »знос уплотнени€ переднего подшипника компрессора дает картину, похожую на выход из стро€ маслосъемных колпачков (включа€ масл€ный нагар на свечах), но при этом во входном патрубке компрессора собираетс€ лужица масла. Ќеисправность уплотнени€ турбины определить сложно, поскольку масло поступает непосредственно в выхлопную систему и там догорает.

¬ эксплуатации синий дым и расход масла нередко по€вл€ютс€ при отключении одного из цилиндров из-за неисправности зажигани€ или при негерметичности клапанов. ¬ последнем случае дым становитс€ бело-голубым, особенно, если клапан имеет €вный прогар. “акой дефект определ€етс€ без труда - компресси€ в этом цилиндре незначительна или вообще отсутствует, а на свече по€вл€етс€ обильный черный нагар, часто в виде наростов.

¬стречаютс€ и довольно экзотические дефекты, вызывающие синий масл€ный дым. “ак, у автоматических коробок передач с вакуумным датчиком нагрузки возможен разрыв мембраны регул€тора. ѕоскольку ее полость соединена шлангом со впускным коллектором, то двигатель начинает попросту высасывать масло из коробки передач.  ак правило, масло поступает только в те цилиндры, около которых в коллекторе сделан отбор вакуума. ѕри этом возможен заброс свечей и разбрызгивание масла из свечных отверстий (напомним, что масла ATF обычно имеют красный цвет).

„ерный дым

„ерный дым из выхлопной трубы свидетельствует о переобогащении топливо-воздушной смеси, и, следовательно, о неисправност€х системы топливоподачи. “акой дым обычно хорошо просматриваетс€ на светлом фоне за автомобилем и представл€ет собой частички сажи - продукты неполного сгорани€ топлива.

„ерный дым часто сопровождаетс€ большим расходом топлива, плохим запуском, неустойчивой работой двигател€, высокой токсичностью выхлопных газов, а нередко и потерей мощности из-за неоптимального состава топливовоздушной смеси.

” карбюраторных двигателей черный дым обычно возникает из-за перелива в поплавковой камере вследствие дефекта игольчатого клапана или из-за закоксовывани€ воздушных жиклеров.

” бензиновых двигателей с электронным впрыском топлива переобогащение смеси по€вл€етс€, как правило, при неисправности и отказах различных датчиков (кислорода, расхода воздуха и др.), а также при негерметичности форсунок. ѕоследний случай опасен гидроударом в цилиндре при запуске со всеми упоминавшимис€ выше последстви€ми. —уть в том, что через неисправную форсунку на неработающем двигателе в цилиндр может вытечь много топлива, а оно не позволит поршню подойти к верхней мертвой точке. ” дизелей черный дым иногда по€вл€етс€ не только при нарушени€х в работе насоса высокого давлени€, но и при большом угле опережени€ впрыска.

ќбщим дл€ режимов работы бензиновых двигателей на переобогащенной смеси €вл€етс€ повышенный износ и даже задиры деталей цилиндро-поршневой группы, поскольку избыточное топливо смывает масло со стенок цилиндров и ухудшает смазку.  роме того, топливо попадает в масло и разжижает его, ухудша€ услови€ смазки и в других сопр€женных детал€х двигател€. ¬ некоторых случа€х это разжижение настолько велико, что уровень масла в картере (точнее, смеси масла с топливом) значительно повышаетс€. –азбавленное масло приобретает отчетливый запах бензина.

ќчевидно, что эксплуатаци€ двигател€ с такими неисправност€ми не только затруднительна, но и крайне нежелательна, поскольку быстро ведет к новым, куда более серьезным непри€тност€м.

ƒругие наши статьи...


фото

¬ изношенном цилиндре кольцо потер€ло контакт и пригорело (черный участок поверхности), из-за чего резко упала компресси€ и возрос расход масла

фото

«адиры на поршне и повреждени€ цилиндра после перегрева двигател€ вызвали увеличение расхода масла и синий дым выхлопа

фото фото

ѕрогар поршн€ после длительной работы изношенного двигател€ на максимальных режимах: бензиновый двигатель (слева) и дизель



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены