ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

“очность - вежливость моториста


јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук

фото–емонт двигателей - Ђдело тонкоеї во всех отношени€х. јккуратность, внимательность и чистота - вот только некоторые из слагаемых успеха. Ќо главное - это точность. “очность во всем: при ремонте деталей, при сборке, при контроле всех сопр€гаемых поверхностей. ќчевидно, при этом не обойтись без измерительных приборов.

¬ремена, когда Ђшлифовщик шлифует, расточник растачивает, а моторист только собираетї, т.е. гайки закручивает, похоже, уход€т в прошлое. —егодн€ на каждом уважающем себ€ и клиента сервисе, занимающимс€ ремонтом двигателей, присутствует необходимый комплект измерительного инструмента.

Ѕез измерительного инструмента невозможна ни одна технологическа€ операци€. ѕрошлифовать коленчатый вал, расточить блок цилиндров, а также выполнить множество других работ по мехобработке деталей, чтобы привести их Ђв чувствої, удаетс€ только с помощью точных измерений. ћожно даже сказать, что измерени€ - основа любой моторной работы. » если без хорошего слесарного инструмента моторист, как без рук, то без измерительного инструмента он попросту - без глаз.

≈стественно, чтобы измер€ть детали правильно и точно, нужен Ђправильныйї инструмент, удобный и безотказный.  акой именно, попробуем разобратьс€, но сначала попытаемс€ сформулировать некие общие принципы измерени€ деталей.

„то будем измер€ть?

ќтвет на этот вопрос позвол€ет определить, какой измерительный инструмент требуетс€ на участке моторного ремонта. Ќа первый взгл€д кажетс€, что промер€ть рабочие поверхности деталей надо дл€ того, чтобы сделать вывод: год€тс€ ли эти детали дл€ установки в двигатель или нет. ќднако такие измерени€, выполненные, что называетс€, Ђв лобї, могут оказатьс€ слишком трудоемкими и вот почему.

¬ детал€х двигателей существуют две группы размеров, контроль которых требует принципиально различных инструментов и приборов.   первой группе относ€тс€ разного рода отклонени€ от заданной геометрической формы и взаимного расположени€ рабочих поверхностей деталей. —юда, к примеру, можно отнести такие параметры, как взаимное биение шеек валов и неплоскостность привалочных поверхностей блока и головки блока. ќбычно определить такие отклонени€ не составл€ет большого труда при наличии индикаторной стойки с призмами и лекальной линейки с набором щупов.

ƒругие параметры из этой группы, характеризующие взаимное положение рабочих поверхностей (например, неперпендикул€рность цилиндров к оси вращени€ коленвала или непараллельность осей шатунных и коренных шеек коленвала), измер€ть вообще чрезвычайно трудно - их допустимые значени€ должны быть обеспечены Ђправильнойї технологией ремонта.

¬тора€ группа параметров - величины зазоров в сопр€жени€х деталей. “о есть если в отверстие установлен вал, то между ним и отверстием существует зазор, по величине которого можно уверенно сказать, будет или не будет работать такое сопр€жение.

¬ самом деле, если проанализировать все сопр€жени€ в двигателе: поршень в цилиндре, поршневой палец в поршне и шатуне, коленчатый вал в подшипниках блока и шатунов, распределительный вал в подшипниках головки блока и многие другие, можно прийти к очевидному заключению, что абсолютное значение размера (диаметра) конкретного вала или отверсти€ имеет лишь второстепенное и далеко не главное значение. √лавное же - это зазор между ними, его в первую очередь необходимо обеспечить при ремонте деталей и контролировать при сборке двигател€.

ѕойдем дальше - большое значение имеют отклонени€ формы рабочих поверхностей сопр€женных деталей. »х нецилиндричность (эллипсность, бочкообразность, конусность, корсетность) сразу приведет к нестабильности рабочего зазора либо по окружности, либо по длине рабочей поверхности. » снова абсолютное значение диаметра не столь важно, главное - величина зазора и отклонени€ от цилиндричности.

„то же получаетс€? ј вот что: измерени€ таких параметров при ремонте двигател€ должны давать результат в большей степени относительный, а вовсе не абсолютный. Ёто значит, что можно с особой тщательностью, с точностью до микрона, вымер€ть абсолютные размеры отверсти€ и вала, чтобы затем найти разницу между ними, т.е. рабочий зазор в сопр€жении. ћожно, но совсем не об€зательно. ј во многих случа€х и не желательно, поскольку величина зазора не будет непосредственно измерена. √ораздо лучше постаратьс€ как можно точнее определить зазор в сопр€жении и лишь затем, если надо, найти абсолютные размеры деталей (последнее, кстати, потребуетс€ лишь тогда, когда зазор окажетс€ €вно Ђне в допускеї, дл€ вы€снени€ Ђвиновникаї этого отклонени€).

ѕолучаютс€, как говоритс€, Ђдве большие разницыї - между абсолютными и относительными измерени€ми. Ѕолее того, разные цели измерений - абсолютный размер или относительный (зазор) - требуют разных измерительных инструментов, да и точность их может быть тоже разной.

ѕлюс-минус бесконечность?

ЂЌадо вз€ть как можно более точные приборы, промерить детали с микронной точностью - и нет никакой проблемы!ї - слышим возражени€ некоторых специалистов. „то ж, разумно, давайте попробуем.

¬от великолепный импортный нутрометр дл€ измерени€ диаметров отверстий, прибор не дешевый, но и точность его соответствующа€ - 2мкм. „тобы ее добитьс€, нутрометр снабжен специальным установочным прибором с соответствующим калибром. Ћучше прибора не бывает! ј вот рычажна€ скоба или микрометр с индикатором - точность измерений наружного диаметра вала те же 2 мкм - настраиваютс€ по плоскопараллельным мерам длины (плиткам »огансона). ќсталось только вз€ть эти два прибора, и - к двигателю.

ѕробуем - результат отличный! ƒиаметры отверсти€ и вала измерены с завидной точностью, вычитаем одно значение из другого и получаем величину зазора в сопр€жении - прекрасно! Ѕерем Ђна вооружениеї эту систему?  онечно, берем, да еще с другими поспорим, у кого такой нет, что мы измерим лучше всех и точнее всех!

» вот наша великолепна€ измерительна€ система в эксплуатации - Ђтрудитс€ї день ото дн€ и на расточке от блока к блоку, и на шлифовке от коленвала к коленвалу, и на сборке. »дет врем€ и ... однажды приезжает заказчик и говорит: Ђѕросил сделать зазор в блоке с поршнем 0,03 мм, а получилось вдвое больше! —ам замер€лї. - Ђј чем мерил?ї - Ђƒа как обычно, нутромер с микрометромї. - ЂЁ, брат, у теб€ погрешность измерений не менее 0,02 мм. Ёто, по сравнению с нашими инструментами, плюс-минус бесконечность! ” нас все правильно, видишь?ї

ћы совершенно ничего не выдумали, т.к. не раз были свидетел€ми подобных сцен. » каждый раз получалось, что это заказчик ошибс€, это у него приборы дешевые, плохие и неточные. »ностранный же прибор - он ведь врать никак не может, зр€ что ли деньги за него отвалили, и не малые?!

“олько одна маленька€ деталь - дорогосто€щий импортный измеритель не панаце€, когда речь идет о моторном деле. ѕотому что прежде, чем делать, надо хорошо подумать.   примеру, о том, может ли Ђвратьї сама€ лучша€ измерительна€ система?

ќказываетс€, вполне, да еще как! ѕричина проста: за врем€ работы оказались изношены калибры, по которым настраивают приборы. ј это важно - ведь измер€ютс€ два абсолютных размера. ¬от и пошла Ђгул€тьї, постепенно нараста€, систематическа€ погрешность измерений. ¬ конце концов точнейший импортный прибор стал давать никуда не годный результат - ту же Ђплюс-минус бесконечностьї, в которой еще недавно обвин€лись простые и дешевые отечественные приборы, чему мы совершенно не удивл€емс€. “очнейша€, сложнейша€ и дорогуща€ импортна€ техника, как мы уже установили ранее (см. є 12/2001), только тогда дает хороший результат, когда правильно примен€етс€. ¬ том числе без огл€дки на то, что она - точнейша€ и дорогуща€. »наче точности у нее не будет, а значит, и цена ей - грош.

 огда точность точности рознь

—равнива€ или оценива€ те или иные измерительные системы, необходимо представл€ть, с какой точностью вообще надо проводить измерени€ размеров моторных деталей. ћикрон - это, конечно, прекрасно, а надо ли?

ѕредставьте: мы проводим измерени€ диаметров цилиндра и поршн€ с точностью 1 мкм. ј какой должен быть зазор поршн€ в цилиндре? ќтвет: 0,04-0,06 мм. ѕолучаетс€, что наша Ђбешена€ї точность здесь совершенно ни к чему - допуски на размеры деталей в дес€тки раз больше. “о же самое относитс€ и к подшипникам двигател€ - допуски там почти такие же.

Ќо, может быть, точнейший прибор позволит нам точнейшим же образом (±1 мкм) выдержать минимально допустимый зазор, чтобы обеспечить максимальный ресурс двигател€? ѕо нашему мнению, такое стремление, по меньшей мере, наивно: отремонтировать цилиндр так, чтобы все отклонени€ от цилиндричности были бы меньше 0,01 мм, чрезвычайно трудно на любом оборудовании (кто не верит, пусть проверит).

 роме того, любой самый точный прибор начнет безбожно Ђвратьї, как только попадет в несоответствующие его точности температурные услови€. ƒл€ прецизионных измерений, как известно, необходимо строго поддерживать температуру в помещении на уровне 20±1o—. ј где это выдерживают? ћожет быть, там, где пользуютс€ самыми точными микронными приборами? “огда давайте возьмем поршень в руку и подержим секунд 20-30, пока измер€ем. ѕочувствовали разницу микрон эдак в п€ть-шесть? «ачем же копь€ ломать, добива€сь точности в одну тыс€чную мм?

¬от и получаетс€, что точность измерени€ должна соответствовать реальным детал€м и реальным услови€м. ј этот уровень дл€ любого двигател€ - та же Ђсоткаї -0,01мм (исключение составл€ет лишь соединение поршневого пальца с шатуном и поршнем - там точность измерений должна быть выше). ƒл€ таких измерений не требуетс€ ничего сверхъестественного - обычные измерительные приборы.

ѕодобные приборы в отечественной практике примен€ютс€ очень широко. Ёто всем известные нутромеры и микрометры - простые, доступные и надежные. —амое же важное в другом - измерительна€ система Ђнутромер-микрометрї позвол€ет непосредственно измерить зазор в сопр€жении деталей. ¬ал при этом измер€етс€ микрометром, нутромер настраиваетс€ на этот размер, и далее с его помощью измер€етс€ диаметр отверсти€ относительно вала, т.е. величина зазора,- просто и €сно.

—пециалисты возраз€т: нутромер нельз€ настраивать по микрометру - только по специальному кольцу-калибру. ƒействительно, кольцо позвол€ет исключить, главным образом, погрешность от износа ножки нутромера (ее контакт с цилиндрической поверхностью кольца и с плоской поверхностью микрометра дает несколько разные результаты). Ќо тогда нельз€ сразу измерить зазор, к тому же дл€ микрометра потребуетс€ свой калибр. ¬ результате можем прийти к описанной выше ошибке, намного превышающей все возможные погрешности настройки нутромера по микрометру.

√оре от ума, или как не надо измер€ть

¬ некоторых мастерских приходилось наблюдать разного рода измерительные Ђизыскиї, не выдерживающие, по нашему мнению, никакой критики.

≈сть, к примеру, такой прекрасный прибор - оптиметр. ќн служит дл€ очень точного измерени€ плоских деталей. Ќо народным умельцам это не важно - им надо поршень измерить. ћикрометр или рычажна€ скоба им не интересны - они у всех есть, а клиента надо Ђнапугатьї, чтобы уважал. ¬от и стараютс€, измер€ют бочкообразный поршень на оптиметре: поршень на столе прибора гул€ет, как хочет (его наружна€ поверхность весьма далека от цилиндрической), стрелка индикатора скачет, как безумна€. Ќо ничего, знай себе, мер€ют, только что получают в результате, сами не знают.

»ли такой вариант: вместо обычного микрометра используют рычажную скобу с индикатором. ƒело в принципе неплохое - рычажна€ скоба настраиваетс€ на нужный размер с помощью плоскопараллельных мер длины, после чего поршень можно измерить с точностью до 2 мкм. ƒа и шейку коленчатого вала легко Ђпрокрутитьї скобой и сразу получить эллипсность. Ќо если коленчатый вал - это пон€тно, там эллипсность должна быть не более 5 мкм, то причем здесь поршень с цилиндром? ј вот если нутромер настраивать по измерительной скобе, то это уже совсем перебор - в обоих приборах есть пружинные элементы.

¬идимо, действуют по известному принципу Ђглаза бо€тс€, а руки делаютї. “олько что руки делают, непон€тно. —ами Ђмастераї этого не знают, но клиента пугают своей Ђточностьюї, без сомнени€.

ћы - тоже за точность, только разумную, соответствующую допускам на детали, которые надо измерить. » за правильный выбор измерительного инструмента. „тобы потом ничего не пришлось поправл€ть в измерени€х - выйдет себе дороже.

ƒругие наши статьи...



фото

–ычажна€ скоба с индикатором - инструмент прекрасный во всех отношени€х. “олько его точность при измерени€х размеров большинства моторных деталей (2 мкм) €вно избыточна

фото

ќбычный микрометр позвол€ет измерить диаметр поршн€ с точностью в 0,01 мм. Ётого вполне достаточно, надо только уметь пользоватьс€ этим прибором

фото фото

„тобы точно измерить относительный размер - зазор в цилиндре (а), нутромер настраиваетс€ по микрометру (б), предварительно уже настроенному на размер поршн€

фото

ƒемонстрируем, как не надо измер€ть диаметр поршн€. “очность оптиметра - 1мкм, погрешность измерений - Ђплюс-минус бесконечностьї



—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены