ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ƒиагноребус. —канеры

—≈–√≈… √ј«≈“»Ќ, ,
технический эксперт компании Ђјм≈врої,
—≈–√≈… —јћќ’»Ќ

—канер Ч диагностический прибор, существенно более молодой, чем мотортестер. ѕрибор, не имеющий традиционных прототипов и, веро€тно, поэтому менее Ђпон€тныйї многим автоспециалистам. Ќесмотр€ на это, сканер быстро завоевал авторитет среди диагностов. ѕричина в том, что при ремонте современных автомобилей, насыщенных цифровыми системами управлени€, его роль велика, иногда настолько, что без сканера, буквально, Ђни туда и ни сюдаї. Ёто и определило его позицию в основании Ђдиагностической пирамидыї, как одного из трех главных инструментов диагноста.

ћы не очень жалуем наших более удачливых конкурентов по гонке вооружений Ч американцев. » на то есть причины. Ќагловаты, заносчивы и, главное, не без оснований, что особенно обидно нам, гражданам бывшей супердержавы, без дозволени€ которой в прошлом ЂЕни одна пушка в ≈вропе выстрелить не смелаї.

—праведливости ради надо отметить, что далеко не все американцы мечтают о мировом господстве. —редь них попадаютс€ и просто сообразительные реб€та, плодами трудов которых мы с удовольствием пользуемс€, забыв об их Ђантагонистическомї происхождении. ƒостаточно вспомнить такие милые нам штучки, как универсальный Ђприкидї американских пастухов, замечательно конвертируемые бумажки бледно-зеленого цвета, непреход€щие киногрезы с калифорнийского побережь€, тонизирующий питьевой растворитель, насто€нный на листь€х кокки, и многое, многое другое, без чего немыслима нынешн€€ жизнь.

 акое отношение сказанное имеет к теме статьи? —амое непосредственное, поскольку сканер, как и все вышеперечисленное, €вл€етс€ именно американским изобретением и, как подтвердила практика, изобретением весьма полезным.

 ратка€ истори€ вопроса

¬первые прибор, по своему функциональному назначению аналогичный сканеру, был применен на сборочных лини€х американской корпорации General Motors в самом начале 80-х в качестве средства выходного контрол€.

¬ то врем€ на автомобил€х концерна начали активно использовать электронно-управл€емые системы подачи топлива (электронные карбюраторы и устройства впрыска). ѕервые их образцы, как все принципиально новое, не отличались высокой надежностью. ƒа и качество конвейерной сборки американских автомобилей оставл€ло желать лучшего (а каких еще результатов можно ожидать от использовани€ низкооплачиваемого труда многонациональной армии эмигрантов). ¬следствие этих причин возникла задача проверки работоспособности электронных систем топливоподачи перед отправкой автомобилей потребителю.

„тобы решить эту задачу, потребовалось добавить несколько полезных функций электронному блоку управлени€ (ЁЅ”). ≈го наделили возможностью измер€ть электрические параметры элементов топливной системы и, сравнива€ их с эталонами, делать вывод об их работоспособности. ќбнаруженные отклонени€ или неисправности сохран€лись в электронной пам€ти ЁЅ” в виде цифровых кодов. ѕомимо этого, уже тогда управл€юща€ электроника фирмы GM обладала способностью представл€ть дл€ просмотра и анализа текущие параметры топливной системы. ƒругими словами, ЁЅ” обладал способностью к самодиагностике.

ЁЅ” диагностировал себ€ сам, а сто€вший в конце сборочной линии инспектор мог узнать результаты его проверки, подключив к специальному разъему системы управлени€ топливоподачей (поначалу он именовалс€ ALDL Ч Assembly Line Diagnostic Link) специальный же прибор. ѕо команде оператора прибор сканировал (опрашивал) блок управлени€, использу€ пон€тный тому €зык, и ответы ЁЅ” переводил с Ђэлектронногої на родной, американский. “ак инспектор получал возможность прочесть сообщени€ ЁЅ” о неисправност€х, а также проверить параметры элементов системы на правдоподобность и в случае несоответстви€ Ч отправить машину на доработку.

ѕоначалу такие электронные Ђтолмачиї примен€лись только в услови€х конвейера. ƒиагностам, желавшим воспользоватьс€ информацией, сохраненной в пам€ти ЁЅ”, вместо использовани€ прибора предлагалось, например, установив особым образом перемычку в диагностическом разъеме, считать только коды неисправностей. ќни определ€лись по миганию лампочки (например, лампы ЂCheck Engineї) на приборной панели (блинк-коды).

„уть позже, GM прин€л решение передать сканер дл€ свободного использовани€ в сети автообслуживани€. “ак американские диагносты получили прибор, позвол€ющий не только считывать коды неисправностей (и расшифровывать их), но и выводивший информацию о наиболее важных текущих параметрах системы впрыска топлива.

‘ункциональное назначение определило и облик прибора, ставший впоследствии традиционным. Ќебольшой корпус сканера имеет дисплей дл€ выведени€ текстовой (или графической) информации и устройство управлени€ режимом работы Ч клавиатуру. ƒл€ обмена информацией с электронными устройствами автомобил€ сканер оснащаетс€ одним или несколькими кабел€ми с разъемами дл€ подсоединени€ к диагностическим выводам, предусмотренным на данном автомобиле.

¬скоре примеру GM последовали концерны Ford и Chrysler, инициировавшие производство сканеров дл€ диагностики своих автомобилей. ” Ђ‘ордаї по€вилс€ сканер Star, у Ђ райслераї Ч DRB. “аким образом, американские автопроизводители первыми начали надел€ть ЁЅ” двигател€ способностью к самодиагностике и ввели в обиход сканеры Ч приборы дл€ считывани€ диагностической информации, измер€емой и накапливаемой в электронном устройстве управлени€ одной из систем автомобил€.

 аждый из сканеров умел общатьс€ с управл€ющей электроникой только Ђродныхї автомобилей и абсолютно не понимал Ђчужаковї. √лавна€ проблема Ч в Ђ€зыковом барьереї. ћало того, что ЁЅ” автомобилей разных концернов измер€ли разные параметры и по-разному их обрабатывали, каждый из них еще и шифровал данные особым, отличным от других, образом. ѕоэтому дл€ доступа к пам€ти каждого нужен особый Ђключикї или, говор€ профессиональным €зыком программистов, индивидуальный Ђпротокол обменаї.

  этому моменту повествовани€ пытливому читателю уже должно быть пон€тно в чем принципиальные отличи€ мотортестера и сканера. ѕервый Ч прибор дл€ измерени€ и отображени€ аналоговых параметров в различных электрических цеп€х автомобил€, дл€ чего используютс€ внешние, подключаемые к цеп€м датчики, и дл€ выполнени€ тестов механических систем двигател€. ¬торой Ч сам ничего не измер€ет (датчиков в своем составе не имеет), а только считывает результаты измерений и их анализа, выполненного системой управлени€ каким-либо агрегатом автомобил€. ѕричем, сканер получает информацию не в аналоговой форме, а на €зыке электронного устройства Ч в виде цифрового кода.

ѕоскольку сканер Ч не измерительный прибор, а всего лишь дешифратор, его способности ограничены возможност€ми программы, заложенной в электронный блок управлени€. ѕолнота диагностической информации, получаемой при помощи сканера, в первую очередь, зависит от разработчика системы управлени€ и только во вторую Ч от производител€ сканера.

—канер не способен сообщить диагносту больше информации, чем имеет ЁЅ”. Ќапример, в отличие от мотортестера, сканер не дает никаких сведений о параметрах высоковольтной части системы зажигани€, о состо€нии механических агрегатов двигател€. ќтсюда можно сделать еще один вывод: если автомобиль не имеет цифровых систем управлени€, обладающих функцией самодиагностики, применение сканера дл€ его ремонта бессмысленно.

“ак исторически сложилось, что наиболее богатыми, с точки зрени€ самодиагностики, возможност€ми обладает управл€юща€ электроника автомобилей американского производства и прежде всего пионера в этой области Ч GM. —оответственно и сканеры дл€ работы с автомобил€ми американского рынка дают диагносту наиболее богатую пищу дл€ размышлений.

— момента зарождени€ и по сей день сканерна€ диагностика развивалась крайне неравномерно. ¬ консервативной ≈вропе она по€вилась с опозданием на несколько лет, и то Ч под давлением американцев. ќни принудили европейцев оснащать поставл€вшиес€ на американский рынок автомобили электронными устройствами управлени€, предусматривавшими обнаружение неисправностей с помощью простых аппаратных средств. “ак, баварцы начали примен€ть сканеры только в конце 80-х на автомобил€х с системой управлени€ Motronic, а автомобилестроители из Ўтуттгарта Ч лишь в начале 90-х, когда на Ђмерседесахї стали примен€тьс€ системы впрыска топлива LH-Jetronic.

ƒальше Ч больше

—истема управлени€ топливоподачей двигател€ Ч одна из первых цифровых систем автомобил€. ѕозже список автомобильных агрегатов, управл€емых электроникой, пополнилс€ такими устройствами, как јЅ—, ј ѕѕ, подушки безопасности, климатическа€ установка и другими.  аждое из них имеет свой электронный блок управлени€. Ќа современном автомобиле их количество может достигать нескольких дес€тков.

ѕоскольку ни одна из систем не обладает абсолютной надежностью, стало нормой надел€ть их электронные Ђмозгиї способностью посто€нно контролировать работоспособность наиболее важных элементов и сохран€ть результаты инспекции в пам€ти. —одержимое пам€ти Ђмозговї представл€ет безусловный интерес дл€ диагноста как неоценимое подспорье при поиске неисправности. ѕолноценный сканер имеет возможность получать информацию диагностического характера от большого числа электронных систем автомобил€.

ѕомимо считывани€ кодов неисправностей, сканер дает возможность выводить на дисплей текущие параметры системы, которые, как упоминалось, измер€ет блок управлени€. Ётот режим работы сканера на англо€зычный манер называетс€ Ђdata streamї, то есть Ђпоток данныхї. —пособность сканера выводить текущие параметры исследуемой системы Ч очень сильный козырь в руках диагноста. ≈сли при этом иметь четкое представление о работе испытуемой системы, использу€ режим Ђdata streamї, можно проверить работоспособность не только самой системы управлени€, но зачастую и агрегата автомобил€, который она контролирует.

≈ще одна важна€ функци€ современных сканеров Ч управление исполнительными элементами электронной системы. Ёто позвол€ет, во-первых, проверить работоспособность многих элементов, а, во-вторых, в р€де случаев выступать в роли дублера блока управлени€, вмешива€сь в его работу. Ѕезусловно, такие действи€ нужно производить Ђс головойї, иначе можно так Ђнаруководитьї, что мало не покажетс€.

ƒо сих пор мы упоминали сканеры, которые разрабатывались по заказу конкретного автопроизводител€ в интересах своей фирменной сети техобслуживани€. “акие диагностические приборы в обиходе прин€то называть дилерскими. ѕозже, наработав опыт и получив от производителей необходимую информацию об особенност€х электронных устройств управлени€ их автомобилей, разработчики сканеров стали создавать универсальные приборы. ќни предназначались дл€ использовани€ независимыми автосервисами, обслуживающими различные марки автомобилей.

”ниверсальность сканера можно понимать в неекольких смыслах. ѕрежде всего, с точки зрени€ широты охвата, то есть его применени€ на автомобил€х различных марок. ѕервенец Ч Monitor 2000, продукт американской фирмы OTC (кстати, разработавшей первый сканер по заказу GM), умел Ђобщатьс€ї с цифровыми блоками автомобилей Ђбольшой американской тройкиї: GM, Chrysler и Ford. —овременные универсальные приборы хорошего уровн€ способны работать с автомобил€ми разных производителей, но до сих пор абсолютно универсального сканера не существует.

— программной точки зрени€ Ђнациональные особенностиї тестируемого автомобил€ в универсальном сканере учитываютс€ при помощи дооснащени€ базового устройства соответствующим программным продуктом, отражающим специфику управл€ющей электроники автомобил€ данной марки. ƒополнительна€ программа может поставл€тьс€ в виде сменного картриджа или на перепрограммируемой карте внешней пам€ти (PCMCIA-карта), которые вставл€ютс€ в сканер. ѕоследний вариант предпочтительнее, так как позвол€ет обновл€ть версии программы при помощи персонального компьютера, в том числе через »нтернет.

ќбновление программного обеспечени€ актуально потому, что ни один производитель сканеров не выпускает на рынок программный продукт Ђна все временаї, так как это просто невозможно. —овершенствуетс€ электроника автомобилей и вслед за ней, с некоторым опозданием, Ђподт€гиваютс€ї диагностические приборы. ѕричиной обновлени€ Ђсофтаї также может €вл€тьс€ устранение ранее допущенных ошибок, расширение охвата по модел€м и системам автомобил€, придание сканеру дополнительных функций и т.д.

”ниверсальность сканера также определ€етс€ глубиной охвата, тем, насколько полон список электронных систем, которые сканер может тестировать на автомобиле данной марки. Ёта характеристика сканера во многом зависит от качества используемого в нем программного продукта и добросовестности разработчика.

—пецифика автомобилей разных производителей заключаетс€ не только в использовании разных протоколов обмена, но и диагностических разъемов различной конфигурации. „тобы учесть эту особенность, универсальные сканеры снабжаютс€ комплектом кабелей-адаптеров дл€ подключени€ к системе бортовой диагностики.

¬ течение последнего дес€тилети€ в бортовой диагностике автомобилей идет процесс унификации, вызванный прин€тием стандартов OBD-II (On Board Diagnostic-II) и EURO-OBD. —тандарты предписывают автопроизводител€м использование единого протокола обмена и стандартного диагностического разъема.

¬ этом впереди всех тоже американцы, процесс стандартизации у которых началс€ в 1994-95 гг. и полностью завершилс€ к 1996 году. ≈вропейские автомобильные концерны отстают и эти нововведени€ используют на своих автомобил€х, начина€ лишь с 2000-02 гг. выпуска. Ќужно особо подчеркнуть, что на некоторых европейских автомобил€х (VAG, Opel, SAAB, Volvo) применение стандартного разъема было начато еще во второй половине 90-х годов, однако протокол обмена использовалс€ прежний, заводской, что никак не облегчало жизнь диагностам.

—о временем, когда количество Ђнестандартизованныхї автомобилей естественным образом уменьшитс€ до незначительной величины, считывать показани€ системы самодиагностики автомобилей станет проще. “акже станет проще изготовить и универсальный сканер. Ќо это произойдет не скоро, особенно у нас, где автомобильный парк довольно старый.

—трем€сь придать сканерам еще большую универсальность, некоторые разработчики снабжают свою продукцию дополнительными, небесполезными функци€ми. “ак, некоторые модели приборов имеют встроенный мультиметр и даже двухканальный осциллограф. ќни интересны прежде всего тем, кто не имеет специализированных приборов (мотортестера, мультиметра) и хотел бы подешевле получить и то и другое.

Ќаиболее функционально совершенным дилерским сканерам часто присуща и така€ функци€, как репрограмминг. ќна заключаетс€ в способности сканера вносить изменени€ или дополнени€ в программу блока управлени€ системой автомобил€. –епрограмминг может пригодитьс€, если, программное обеспечение системы управлени€ содержит ошибки, вы€вленные при эксплуатации, когда производитель автомобилей выпускает очередную, усовершенствованную версию Ђсофтаї, при установке нового ЁЅ”, сброса адаптаций ЁЅ” после ремонта и т.д.   сожалению, большинство универсальных сканеров такими возможност€ми не обладают.

 лассический сканер Ч это специализированный микрокомпьютер. — повсеместным распространением персональных компьютеров логично возникла иде€ использовать их вычислительные возможности, а также управл€ющие и отображающие устройства дл€ считывани€ диагностической информации из бортовой электроники.

„тобы превратить обычный –— в сканер, нужно научить его по команде оператора запрашивать и получать сведени€ от ЁЅ” и представл€ть их на экране монитора в доступном виде. Ёти проблемы решаютс€ с помощью установки на компьютере специальной программы. ƒл€ обмена данными между –— и ЁЅ” используетс€ кабель-адаптер. “ак по€вились программные сканеры (сканеры-программы). —то€т они, естественно, меньше, чем традиционные приборы. ќднако и возможности теперешних программных сканеров, как правило, ниже, чем у их полноценных, аппаратных конкурентов, на что есть свои причины.

–одственна€ близость сканера и компьютера способствовала развитию еще одного направлени€ в приборостроении дл€ автодиагностики. ћногие производители мотортестеров, которые имеют в своем составе мощный процессор, стали придавать ему функции программного сканера. Ёто породило группу приборов-кентавров, одновременно обладающих возможност€ми как мотортестера, так и сканера. Ќа наш взгл€д, такой тандем не всегда себ€ оправдывает, так как иногда при диагностике одновременно требуютс€ оба прибора. ƒа и вр€д ли сейчас существует комбайн, гармонично сочетающий Ђдва в одномї. Ќередко случаетс€, что в таком приборе мощный мотортестер соседствует со слабым сканером или наоборот. ѕоэтому в идеальном случае профессионалу лучше приобрести и Ђкон€ї, и Ђмужикаї по отдельности.

ќ сканерах Ђхорошихї и Ђразныхї

¬ мире, где правит капитал, все стоит денег. Ёту истину мы напомнили не к тому, что при покупке сканера вам придетс€ отвалить немалую сумму денег. Ёто само собой разумеетс€. Ђјксиома капитализмаї имеет ключевое значение в понимании того, чем отличаютс€ сканеры различных производителей.

ƒело в том, что изготовить из ударопрочного пластика Ђкоробочкуї с дисплеем, клавиатурой и соединительным кабелем Ч не проблема. ѕроблема в том, как Ђобучитьї ее общатьс€ с различными электронными системами автомобилей, лучше Ч автомобилей различных марок. ≈е, проблему, можно решать двум€ пут€ми.

ћожно официально обратитьс€ к производител€м автомобильной электроники и приобрести Ђключикиї (протоколы обмена) дл€ каждой из систем. «атем, на их основе разработать оригинальный программный продукт. Ќетрудно представить, каких средств будет стоить официальное приобретение такого объема интеллектуальной собственности. ќсобенно, если фирма-разработчик желает сделать сканер с максимальным охватом по маркам автомобилей и электронным системам. “акие затраты под силу только крупным, богатым компани€м.

—ообразительный читатель наверн€ка уже догадалс€, каков второй вариант решени€, позвол€ющий производителю сканера прилично Ђсэкономитьї. Ѕез чьего-либо спроса Ђкрэкнувї фирменное программное обеспечение, можно изготовить более-менее похожие дубликаты Ђключейї. »менно Ђболее-менееї, так как таким способом восстановить протокол обмена, абсолютно идентичный оригиналу, не удаетс€.

ƒалее Ч все как в слесарном деле: подкоптил Ч попробовал Ч поправил надфилем, подкоптил Ч попробовалЕ ѕроцесс долгий и кропотливый, а конечный результат зависит от способностей и терпени€ Ђкопировальщикаї. “ак, наиболее совестливые фирмы-хакеры усердно устран€ют ошибки, вы€вившиес€ при эксплуатации сканера, дорабатывают программу, выпускают откорректированные релизы и, надо отдать им должное, достигают неплохих результатов. ƒе€тельность таких умелых хакеров приводит к тому, что их товар вытесн€ет продукцию известных производителей.

ѕопадаютс€ и менее добросовестные Ђслесариї.  стати, зачастую они копируют уже не оригинальную программу, а копию, изготовленную более искусными собрать€ми по цеху. –езультат в этом случае не выдерживает критики, но, тем не менее, попадает на рынок. Ђ„то? — первого раза не открывает? Ч ѕопробуйте еще разок, покачайте вверх-вниз. Ќичего, если ручки ловкие Ч справитесьї. ѕримерно так рассуждают жуликоватые сканеропроизводители, выпуска€ на рынок Ђсыруюї продукцию. ѕочему она, несмотр€ на низкое качество, пользуетс€ спросом? “олько лишь потому, что имеет еще меньшую цену, чем искусные подделки.

ѕоскольку бесплатное заимствование интеллектуальной собственности не безобидное дело, а уголовно преследуемое, такие методы используют в основном коварные производители из азиатского региона. ¬ просвещенной ≈вропе они такую продукцию предпочитают не Ђзасвечиватьї, а у нас в –оссии, где на происхождение товара закрывают глаза, они Ч желанные гости. ∆еланные потому, что, как говорилось, цена на сканеры, изготовленные по Ђэкономной технологииї, в несколько раз ниже, чем у евроамериканских фирм.

ѕон€тно, что при нехватке денег на прибор известной фирмы, лучше приобрести хоть что-то, чем работать вовсе без сканера. ќднако, приобрета€ дешевый сканер малоизвестной фирмы, будьте готовы к тому, что его применение вызовет у вас массу разочарований.

Ќа практике отмечено, что наспех сработанные Ђключикиї таких приборов имеют массу недостатков. ќни могут про€вл€тьс€ в неустойчивой св€зи с бортовой электроникой, невозможности св€зи с р€дом цифровых систем автомобил€, отсутствии функций считывани€ текущих параметров и тестировани€ элементов системы и наличии многочисленных ошибок.

ѕриступа€ к рассмотрению предложени€ современного рынка сканеров, еще раз отметим, что абсолютно универсального сканера, применимого дл€ работы на любом автомобиле, пока не существует. “ому, кто собираетс€ диагностировать вс€кий автомобиль, заезжающий в мастерскую, приобретением одного прибора не обойтись. “ак как способность сканера Ђбратьї автомобили определенной марки Ч одна из главных характеристик прибора, примем ее за критерий при кратком знакомстве с тем, что сегодн€ можно купить.

—канеры дл€ европейских автомобилей

»з импортных автомобилей у нас в стране все еще наиболее попул€рна продукци€ европейских автопроизводителей и прежде всего немецких концернов VAG, Mercedes-Benz, BMW. —канеры дл€ диагностики электронных систем управлени€ этих автомобилей выпускают такие известные европейские фирмы, как Robert Bosch, Sun Electric (европейское подразделение концерна Snap On), Gutmann, Lucas. »з наиболее попул€рных и достойных приборов дл€ диагностики автомобилей указанных марок можно упом€нуть следующие:

- —канер KTS 500 фирмы Bosch имеет как аппаратную, так и программную версии, использующие единый программный продукт. ≈го отличает широкий охват по модел€м. ѕо пон€тным соображени€м, он наиболее глубоко проработан дл€ тех автомобилей, на которых установлена управл€юща€ электроника производства Bosch. —канер представл€ет собой комбинированный прибор, также имеющий функцию мультиметра.

- ѕрибор Mega Macs 55 фирмы Gutmann Ч Ђкентаврї, в котором сильный сканер соседствует с уступающим ему по уровню мотортестером. «ато, благодар€ такому соседству, прибор имеет прекрасный цветной дисплей и обширную иллюстрированную справочную базу данных.

- —канер PDL 1000 фирмы Sun. ѕрограмма по Ђмерседесамї и ЂЅћ¬ї проработана менее детально, зато можно уверенно работать с европейскими автомобил€ми Ford, Opel, Ђфранцузамиї, Ђиталь€нцамиї, а также Ђ€понцамиї американского рынка.

- —канер D 91 I Scan (прежн€€ верси€ Ч ќ¬-91 Data Scan) тайваньской фирмы Autoland хорошо зарекомендовал себ€ в работе с автомобил€ми Ђнемецкой тройкиї. ѕо уже отмечавшимс€ причинам, в ≈вропе он официально не продаетс€, но попул€рен среди диагностов на североамериканском континенте, где лидирует среди приборов дл€ работы с немецкими автомобил€ми. ѕожалуй, единственным недостатком этого прибора €вл€етс€ то, что он не может тестировать такие попул€рные у нас марки, как Opel и европейский Ford, а также французские и италь€нские машины.

»з более дешевых приборов, имеющих примерно такую же широту охвата по модел€м, можно упом€нуть сканеры фирмы Launch моделей Car Link 5000 E и ADC 2000. ѕоследний прибор совмещает в себе также функции осциллографа и мотортестера.

—канер тайваньской фирмы Trisco модели CS3000 также относитс€ к группе недорогих приборов, которые, по за€влению производител€, работают с большинством европейских автомобилей.

»з программных сканеров можно отметить ECU-Reader италь€нской фирмы Technotest. ѕрограмма охватывает практически все европейские автомобили (за исключением шведских), но с меньшей глубиной в части различных систем. ƒл€ диагностировани€ MB, VAG, BMW также с успехом примен€ют программу Car Soft.

Ќадо отметить, российска€ специфика такова, что независимые автосервисы живо интересуютс€ дилерскими сканерами, особенно дл€ тестировани€ немецких автомобилей. —канеры немецких автопроизводителей, до недавнего времени сто€вшие Ђна вооруженииї дилеров (HHT у Ђћерседесї, MoDic у ЂЅћ¬ї), помимо того, что очень дороги, официально в продажу не поступали. ќднако, про€вив настойчивость в поисках, в нашем ќтечестве их можно приобрести. Ќеофициально. ќп€ть же в силу российской специфики.

—канеры дл€ всего остального

«а последние несколько лет попул€рность американских автомобилей резко упала, что однозначно отразилось на спросе на приборы дл€ их диагностики. ѕриборы, надо сказать, отменного качества и доступной цены, производство которых контролируют известные концерны Ч OTC, Snap On, Vetronix. ѕодделок их продукции не существует, так как всегда доступны качественные и относительно недорогие фирменные сканеры. ƒл€ тех, кого интересует диагностика американских и поставл€емых на американский рынок автомобилей, укажем, что это за приборы.

—ами американцы примерно в 80% случаев дл€ диагностики используют наиболее демократичные по цене универсальные сканеры MT 2500 фирмы Snap On или Monitor Enhanced производства OTC. ќдним из наиболее мощных сканеров, позвол€ющих, помимо автомобилей GM, Ford и Chrysler, тестировать электронику азиатских автомобилей, поставл€емых на американский рынок, €вл€етс€ прибор ћ“S 3100 Mastertech фирмы Vetronix. ќн интересен еще и тем, что выбран в качестве дилерского концернами Ђ“ойотаї и Ђ’ондаї. ¬се приборы можно приобрести и у нас.

  универсальным сканерам дл€ диагностики машин большой американской тройки относитс€ новейша€ разработка фирмы OTC Ч Genisys. ћощный процессор, огромный объем пам€ти, цветной дисплей позвол€ют использовать его как основу дл€ создани€ диагностического комплекса.

¬ отличие от ≈вропы особенность американского рынка диагностических приборов в том, что сканеры дилерского класса продаютс€ свободно. ќни несколько дороже универсальных сканеров, но по глубине тестировани€ автомобилей им нет равных.

ƒл€ тестировани€ автомобилей GM (включа€ Opel и SAAB) можно приобрести дилерский прибор Tech-2 производства Vetronix. ƒл€ Ђфордовї, как американских, так и европейских, предлагаетс€ дилерский сканер NGS фирмы Rotunda, который также рекомендован в качестве дилерского концерном Mazda.

¬ последнее врем€ у российских автовладельцев все большую попул€рность приобретают автомобили корейского производства. ѕриборы дл€ их диагностики изготавливают южнокорейские фирмы. ќсновных Ч два. Ёто сканеры ћ≈“ 5000 производства Jastec и Carmann Scan фирмы Kumsan. ќни примерно равнозначны по функци€м и модел€м, уверенно работают с машинами Daewoo, Kia, Hyundai, Samsung, Ssang Yong. ¬ то врем€ как ћ≈“ 5000 имеет €вный Ђуклонї в сторону Daewoo, Carmann Scan используетс€ как дилерский дл€ автомобилей Kia и Hyundai. ќба сканера отличаютс€ еще и тем, что могут использоватьс€ в качестве осциллографа.

“от, кто обслуживает €понские автомобили, может столкнутьс€ с трудност€ми при их диагностировании. ќни обусловлены прежде всего тем, что электроника Ђ€понцевї довольно бедна в части самодиагностики. ћногие электронные системы управлени€ вплоть до последнего времени дают возможность диагносту только считывать коды неисправностей, что зачастую недостаточно. Ѕолее того, существуют три вида Ђ€понцевї: €понские Ђ€понцыї (дл€ внутреннего рынка), европейские Ђ€понцыї (собираютс€ дл€ ≈вропы или в ≈вропе) и Ђ€понцыї американские (собираютс€ в јмерике или поставл€ютс€ на американский рынок).

ѕри этом автомобиль одной марки, существующий в трех лицах, может иметь разные блоки управлени€ и, соответственно, отличающиес€ протоколы обмена. —канеров, одинаково хорошо работающих со всеми видами €понских машин, нет. ƒиагностировать €понские автомобили (разных видов, в разном объеме и с разным успехом) можно уже упоминавшимис€ сканерами MTS 3100 Mastertech, D91 IScan, Car Link 5000 E и ADC 2000, CS 3000, приобрета€ соответствующие комплекты кабелей и картриджи. Ќедавно фирма Autolaud предложила на рынок сканер D51V Scan, ориентированный на диагностику автомобилей Toyota/Lexus, Nissan Infinity, Honda Acura и Mitsubishi. Ќе исключено, что с его по€влением Ђбрешьї в диагностике Ђ€понцевї будет уменьшена.

√овор€ о сканерной диагностике попул€рных у нас в стране автомобилей, нельз€ обойти вниманием продукцию отечественных автопроизводителей. «адача поиска неисправностей на российском автомобиле упрощаетс€ тем, что он пока имеет всего один контроллер, управл€ющий двигателем. ѕравда, на автомобил€х одного производител€ могут использоватьс€ блоки управлени€ различных типов и разных производителей (отечественные, GM, Bosch). ѕоэтому под широтой охвата сканеров дл€ работы с российскими автомобил€ми следует понимать не столько тестируемые марки автомобилей (которых не так много), сколько тестируемые типы систем управлени€.

Ќаиболее продвинутый и попул€рный прибор Ч ƒ—“-2ћ самарского предпри€ти€ Ќѕѕ ЂЌ“—ї, предназначенный дл€ диагностики систем управлени€ двигател€ми ¬ј« и √ј« всех типов. —канер работает в режимах считывани€ и стирани€ кодов, вывода текущих параметров, управлени€ исполнительными элементами, идентификации данных контроллера.

Ќедавно выпущен неплохой сканер Ђјскан-8ї. ≈го особенность Ч бескартриджное исполнение. ќбновление программного обеспечени€ выполн€етс€ с помощью персонального компьютера.

—уществуют и программные сканеры, например, программа ћ“-2, работающа€ на IBM-совместимых компьютерах и реализующа€ все функции диагностического сканера ƒ—“-2ћ. ќтдельно выпускаютс€ приборы, которые выполн€ют роль программатора блоков управлени€. ¬ общем, и у нас все очень Ђпо-взросломуї.

¬ заключение позволим себе небольшое замечание. ѕриобрета€ сканер, интересуйтесь не только тем, автомобили каких марок он Ђберетї, но и тем, как он их Ђберетї.  акие электронные системы он может опрашивать на интересующем вас автомобиле, какие функции при этом может реализовывать (только считывать коды или выводить текущие параметры, выполн€ть тесты). “акже имейте в виду, что цена и страна-производитель могут многое сказать о качестве покупки.

¬от мы и разобрались (не в детал€х, конечно) со вторым Ђфундаментальнымї блоком Ђдиагностической пирамидыї. √овор€т, Ѕог любит “роицу, поэтому в следующий раз Ч речь о третьей составл€ющей ее основани€.



ƒругие наши статьи...



≈сли бы не находчивость американцев, то диагностика бортовой электроники и сегодн€ выполн€лась бы при помощи таких примитивных приспособлений.




„то придает современному сканеру универсальность, то есть способность работать с авто различных марок? Ёто сменное программное обеспечение и комплект кабелей.




¬ дилерском сканере GM модели Tech-2 сменные программы поставл€ютс€ на PCMCIA-картах.




¬нешний вид и конструкци€ органов управлени€ сканера - дело вкуса производител€. √лавное - качественное программное обеспечение. ” сканера PDL1000 фирмы SUN с этим все в пор€дке.




Ќовейша€ модель фирмы OTC - сканер Genisys, не случайно оборудован большим цветным дисплеем.




ѕрибору ADC2000 фирмы Launch также необходим большой дисплей.




ћодель KTS-500 фирмы Bosch отличает серьезное программное обеспечение.




 омплект поставки программного сканера ECU-Reader фирмы Technotest включает программу на носителе, интерфейсный адаптер с комплектом кабелей и техническую инструкцию.




—канер Monitor Elite (прежн€€ верси€ - Monitor Enhanced) производства OTC - демократичный по цене универсальный сканер дл€ автомобилей GM, Ford, Chrysler и €понских автомобилей, поставл€емых в јмерику.




ƒилерские приборы имеют наибольшие функциональные возможности. —канер NGS используетс€ в качестве дилерского при диагностировании автомобилей Ford и Mazda, продаетс€ официально и недорого.




—канер 3100 Mastertech фирмы Vetronix интересен тем, что нар€ду с возможностью работы с "американцами" и американскими "€понцами" разрешен дл€ применени€ фирмой Toyota как дилерский сканер.




Ќесмотр€ на то, что у тайваньского D91IScan программное обеспечение не€сного происхождени€, оно настолько тщательно отработано, что заслужило доверие при диагностировании немецких автомобилей концернов MB, VAG, BMW.




ƒ—“-2M - наиболее продвинутый сканер дл€ диагностики отечественных автомобилей.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены