ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ѕойди туда, не знаю куда...

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬,
кандидат технических наук,
директор фирмы ЂјЅ-»нжинирингї
»√ќ–№ “–ќ—“»Ќ

Е» принеси то, не знаю что. ќчень часто мастеру моторного участка приходитс€ решать подобную задачу из попул€рной русской сказки.   счастью, решение двуединой проблемы дл€ моториста упрощаетс€ тем, что в конце пути в Ђнезнаемоеї становитс€ €сно, что именно необходимо принести и куда конкретно установить. Ёто уже совсем не сложно, Ч как говоритс€, дело техники.

јвтомобиль Pajero Pinin 1998 года выпуска с двигателем объемом 1,8 л попал на моторный участок, предварительно побывав в трех сервисах, в том числе в дилерском. ѕричина всех обращений Ч слабый стук на холостых оборотах.
¬ы€снить, при каких обсто€тельствах по€вилс€ Ђнештатныйї звук и когда это произошло, не представл€лось возможным. ”слышать посторонние звуки в салоне непросто Ч шумоизол€ци€-то на уровне.

ƒиво дивное, заморское

Ђƒвижокї, хоть и небольшой, всего четыре цилиндра, но оснащен самой передовой на сегодн€шний день системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры GDI (Gasoline Direct Injection). ¬прыск GDI отличаетс€ от обычного распределенного тем, что форсунки распыл€ют топливо непосредственно в камеры сгорани€ под давлением 50 бар, причем могут производить распыление несколько раз в каждом цикле образовани€ топливовоздушной смеси. ¬ камере сгорани€ создаетс€ послойное ее распределение. ѕри этом экономичность двигател€, особенно в режимах частичных нагрузок, возрастает, а продукты сгорани€ станов€тс€ менее токсичными, укладыва€сь в нормативы Euro 4.
Ќо каждое решение плодит новые проблемы: улучшение характеристик двигател€ ведет к усложнению его конструкции. ¬ведение нового элемента (форсунки пр€мого впрыска) заставило разработчиков изменить компоновку √Ѕ÷. ¬пускные каналы в ней расположены вертикально. —пециальна€ форма камеры сгорани€ и вертикальна€ подача воздуха позволили добитьс€ устойчивой работы двигател€ на сверхбедных смес€х. Ёти решени€, а также пр€мой впрыск бензина в цилиндр под необычайно высоким давлением (дл€ двигателей, оснащенных системой искрового зажигани€) родн€т бензиновый ƒ¬— и дизель, в особенности с системой Common Rail.
—татистика дефектов двигателей по причине их относительной молодости пока отсутствует, но насто€щее €понское качество изготовлени€ приводит к мысли, что в их возникновении в первую очередь может быть повинно качество бензина или примен€емых масел. “ем не менее вз€тьс€ за ремонт такой прогрессивной конструкции дл€ насто€щего мастера всегда интересно.

—коро сказка сказываетс€Е

Ќо вернемс€ от общих рассуждений к конкретному автомобилю. ѕри открытой крышке капота негромкий стук, действительно, отчетливо прослушивалс€. — помощью технического стетоскопа шум локализовывалс€ в районе четвертого цилиндра. ѕри повышении оборотов беспоко€щий стук исчезал.
Ќавскидку было высказано обвинение в адрес гидрокомпенсаторов. ѕосле этого предположени€ хоз€ин молча открыл багажник и предложил в него загл€нуть. “ам лежали два комплекта гидрокомпенсаторов, замененных при предыдущих ремонтах. «начит, причина не в них. Ќо что может быть источником загадочных звуков?
ќбвинению подверглись форсунки и насос системы впрыска. Ѕыла проведена доскональна€ проверка элементов топливной системы, в особенности насоса высокого давлени€. ѕри таких давлени€х нагрузки на детали насоса очень велики: даже при небольшом их износе возможно по€вление стука. Ќо проверка показала, что насос и форсунки Ђне виновныї.  стати, при вскрытии были обнаружены поврежденные уплотнени€ форсунок Ч результат обследовани€ на предыдущих сервисах. ќсмотр эндоскопом внутренних поверхностей камер сгорани€ тоже не вы€вил никакого криминала Ч все было в пределах нормы.
—ледующа€ Ђподозреваема€ї Ч сама головка блока, благо источников искомого стука в ней Ч хоть отбавл€й. »так, Ђголовуї Ч долой и, вооружившись измерительной аппаратурой, проводитс€ полный контроль всех механических параметров. –езультат обескураживающий, не принос€щий долгожданной разгадки Ч дл€ 70 тыс. км пробега все, как и должно быть (в пределах допусков), Ч ни единого дефекта.
¬озникает азарт, задета профессиональна€ гордость. Ѕлок цилиндров снимаетс€ и разбираетс€. ѕровер€ютс€ масл€ный насос, помпа, все сопр€гаемые узлы и детали. –езультаты Ђвскрыти€ї Ч парадоксальны. ќп€ть все в пределах допусков и никаких признаков неисправностей. “ем не менее кое-что нашли: большое количество нагара в канавках поршней и на клапанах, а также потерю подвижности маслосъемных колец. ќднако было решено считать это досадным недоразумением, поскольку к искомым стукам такие дефекты никакого отношени€ не имеют.
Ќо ведь чудес на свете не бывает, стук мы слышали собственными ушами. ј где же источник? ћотор лежит разобранный на столе, все уже неоднократно проверено и промерено, а до разгадки так же далеко, как и в начале пути..
ѕри Ђмозговом штурмеї начали выдвигатьс€ экстравагантные версии, например, поломка в Ђхитромї маховике. ’итрость заключаетс€ в том, что демпфер крутильных колебаний, состо€щий из пружин и гидравлического устройства, находитс€ внутри маховика. ѕри холостых оборотах неравномерность вращени€ маховика максимальна, и при неисправном демпфере вполне веро€тно по€вление стука, тем более между Ђтеломї маховика и рабочей поверхностью вы€влен небольшой люфт. ѕроблема в том, что маховик неразборный, заказ нового Ч 800 ≈вро и две недели ожидани€ плюс сборка двигател€ и установка его на автомобиль. –исковать не стали, хот€ версию не отбросили.
Ќо отступать уже некуда, на кону не только профессиональна€ гордость, но и элементарна€ компетентность Ч все разобрали, но причину так и не нашли. » если компьютерщики в подобной ситуации, после проверки Ђжелезаї, все сваливают на Ђглюкї программы, то у нашего Ђжелезаї программ всего две: вращательна€ и возвратно-поступательна€.
ј вот на стыке между этими Ђпрограммамиї контроль был проведен не полностью. —истема шатун-палец-поршень провер€лась в сборе. » хот€ никакого Ђкриминалаї не вы€вилось, после непродолжительных, но очень бурных дебатов победили сторонники разборки, несмотр€ на то, что у противников были сильные козыри: за чей счет будет оплачиватьс€ это меропри€тие, если причина стука друга€.  роме того, возможно повреждение алюминиевого поршн€ при выпрессовке пальца.
ќсуществить задуманное, действительно, не так просто Ч любое неверное движение, и, как следствие, заказ новых запчастей, а это не только дорого, но и недопустимо долго. ѕришлось изготовить специальные оправки дл€ выпрессовки пальца, дабы не повредить расчлен€емые детали конструкции.
ѕри выпрессовке присутствовало достаточно много Ђболельщиковї, так как после двухнедельной Ђбитвыї с этим мотором речь шла уже о профессиональной чести.

¬от и сказочке конец!

»так, первый поршень сн€т с шатуна, и что же мы видим? —овершенно Ђубитыйї палец и разбитые отверсти€ в поршне. јналогичные дефекты на всех группах палец-поршень, но в четвертом цилиндре Ђболезньї прин€ла наиболее угрожающий характер.
ѕервопричиной, по всей видимости, послужило некачественное моторное масло, а может быть, и несоответствие его в€зкости погодным услови€м (использование летнего масла при температурах намного ниже нул€). » так как машина оснащена механической  ѕѕ, возможно, были случаи запуска двигател€ при помощи буксирного троса. ¬спомнив о нагаре в канавках поршней, склонились к этой версии, поскольку использование качественного масла, соответствующего данному двигателю, не могло вызвать такого нагарообразовани€.
ѕри низких температурах зазор между пальцем и отверстием в поршне может превратитьс€ в небольшой нат€г. ћасло к этому участку поступает через специальные отверсти€ в поршне. Ќо при низких температурах масло может не достигать трущихс€ поверхностей, слишком высока его в€зкость. ѕосле первых пусковых оборотов остатки несоответствующего данному мотору масла выжимаютс€ из зоны сопр€жени€, и детали работают практически Ђвсухуюї Ч так образуютс€ первые задиры.
¬ этот момент двигатель может даже заглохнуть из-за резкого увеличени€ силы трени€, и его будет трудно завести стартером. Ќо если это удаетс€, то при дальнейшей работе возникает процесс взаимной механической приработки задранных поверхностей, что и приводит к по€влению акустических эффектов, с описани€ которых началась наша стать€.
¬ моторе шатун занимает определенное положение относительно бобышек поршн€. ѕри ручном же контроле собранного узла дефект не вы€вл€етс€: происходит смещение поршн€ относительно пальца, Ђвпадиныї и Ђпикиї на пальце не совпадают с таковыми на поршне, и зазор Ђисчезаетї. ќпределить источник беды удаетс€ только после полной разборки.
—ам ремонт нашего двигател€ Ч дело техники. —коро полностью исправный автомобиль покинул техцентр, оставив два давно известных и набивших оскомину вывода.
ѕервый, относ€щийс€ к ремонтникам. ≈сли уж вз€лс€ за дело, то иди до конца. Ќеоднократные проверки и перепроверки кажущихс€ исправными деталей и узлов неизбежно приведут к обнаружению неисправности, как бы она ни Ђмаскироваласьї.
¬торой вывод Ч дл€ автовладельцев Ч можно найти в любой инструкции по эксплуатации автомобил€. ѕримен€ть можно только те жидкости, которые рекомендованы производителем, а управл€ть автомобилем необходимо придержива€сь всех пунктов вышеупом€нутого наставлени€. ѕроскочить на русское Ђавосьї крайне т€жело, ведь Ђжелезої, в отличие от человека, уговорам не поддаетс€. ќно или работает, или ломаетс€.



ƒругие наши статьи...



Ќоу-хау €понских конструкторов - форсунка пр€мого впрыска.




Ќеобычна€ форма камеры сгорани€ позвол€ет устойчиво гореть даже сверхбедным смес€м.




Ќагар - неизбежное зло при некачественном масле.




"’итрый" маховик дл€ высокотехнологичного двигател€




ѕоврежденный палец: задиры на нем были причиной стука.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены