ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
Ёкономи€ по-немецки

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬,
кандидат технических наук,
директор фирмы ЂјЅ-»нжинирингї

ћногие из нас нередко стараютс€ что-то купить подешевле. » это пон€тно Ч зачем переплачивать, если в другом месте можно приобрести то же самое, но дешевле. “ак и с автомобилем Ч часто дл€ его ремонта выбирают —“ќ с минимальными расценками на работы. Ќо вот незадача: отремонтировать задешево автомобиль Ч это совсем не то же самое, что купить подешевпе телевизор или холодильник. –езультаты недорогого ремонта могут быть непрогнозируемымиЕ

Ётот автомобиль к нам привезли на эвакуаторе Ч ездить самосто€тельно он уже был не способен. » совсем не потому, что был старый и др€хлый. Ќапротив, почти новый, Ђс иголочкиї, Mercedes 600 Ч действующее лицо многих анекдотов последнего дес€тилети€ и в то же врем€ во многом вершина мирового автомобилестроени€. Ђѕациентї был Ђмертвї по причине полной неработоспособности двигател€, знаменитого немецкого V12.

»стори€ Ђболезниї с географией

— чего обычно начинаетс€ приемка автомобил€ в ремонт?  онечно, с вопроса: ЂЌа что жалуетесь?ї, как у доктора в поликлинике. ЂЅольнойї, точнее его хоз€ин, еще мес€ц назад ни на что не жаловалс€. “о есть ездил себе как обычно. » вдруг в один прекрасный день на скорости около 140 км/час (котора€ дл€ этой машины с ее 400-сильным мотором и не скорость вовсе) что-то под капотом не то Ђбр€кнулої, не то Ђбл€мкнулої, двигатель заглох и больше не завелс€. “очнее, стартер даже не смог Ђпрокрутитьї его.

¬от така€ истори€. Ќам она показалась весьма странной. ¬ самом деле, раз двигатель заклинил, значит, Ђбр€кнулої в нем что-то по-серьезному. Ќо как это сопоставить с тем, что Ђпрошел-тої он всего-навсего 120 тыс. км, то есть по Ђмерседесовскимї меркам едва ли треть, а то и четверть своего ресурса?

—прашиваем хоз€ина, а не было ли в Ђпрошлой жизниї у двигател€ какой-нибудь проблемы, не ремонтировалс€ ли он? » попадаем в точку: была така€ проблема! ќказываетс€, года полтора назад сел наш Mercedes в лужу. ¬ буквальном смысле. ¬летел на скорости в хорошую такую лужу. » Ђнахлебавшисьї воды, двигатель Ђумерї. ѕотому что случилс€ в двух цилиндрах банальный гидроудар, от которого погнулись два шатуна.

 онечно, такое определение, как банальный гидроудар, подходит исключительно дл€ какого-нибудь малолитражного четырехцилиндрового Ђмоторчикаї. ƒл€ двигател€ V12 ничего банального быть не может Ч любой ремонт, особенно сложный, сопр€жен с огромными затратами и требует высшей квалификации специалистов-ремонтников. ’оз€ин был того же мнени€ и, не долго дума€, Ђс оказиейї отправил двигатель на его историческую родину Ч где, как не в √ермании, смогут сделать наиболее квалифицированный ремонт?

Ќадо сказать, что ремонт немцы выполнили быстро и, по немецким меркам, дл€ такого мотора недорого (Ђпро всеї вышло на круг около 8000 долл.). » уже через мес€ц с небольшим двигатель Ђпелї, услажда€ слух своего владельца. ѕравда, победна€ песн€ длилась недолго.

Ќемецкое Ч значит, отличное?

»так, немецкий ремонт Ч это уже интересно. ѕредставьте картину: мы здесь Ђв лесу под развесистой клюквой с медвед€ми сидим, дуем водку из самовараї, а там моторы V12 не только выпускают, но и сходу ремонтируют. ѕоэтому уж очень хотелось посмотреть, как это Ђу нихї получаетс€, насколько мы отстали от Ђихнегої сервиса?

Ќо сначала надо двигатель сн€ть и разобрать. „то, собственно говор€, мы и исполнили.  артина, открывша€с€ взору, была, м€гко говор€, ужасна.

¬ блоке на месте одного из цилиндров присутствовал некоторый кратер с огромными проломами с двух сторон. ѕричем с одной стороны в рубашке охлаждени€ зи€ла дыра пр€мо Ђна улицуї.

ѕоршень в этом кратере отсутствовал, однако шатун был на месте, но кривой (что совершенно неудивительно после того, как он разбил блок), правда, с поршневым пальцем. ¬се вместе это выгл€дело очень непрезентабельно и мало чем напоминало хваленый немецкий пор€док.

ѕо опыту эксплуатации спортивных моторов мы знаем, что подобные инциденты случаютс€ на высоких оборотах при разрушении самого поршн€ или клапана, тарелка которого, встав Ђпоперекї, разбивает поршень. ѕоэтому внимательно изучаем головку блока. ќжидани€ оправдались: камера сгорани€ Ђубитаї, один из выпускных клапанов оборван, а второй сломалс€ в руках при попытке разобрать его пружину. «начит, наше предположение насчет виновности клапана подтверждаетс€. “олько мучает вопрос Ч а почему же клапан сломалс€? ћожет, сначала что-то с поршнем случилось, а уже потом он по клапанам ударил?

ƒа нет, не Ђв€жетс€ї. “рудно предположить, что поршень, рассчитанный на многие годы Ђжизниї, вдруг вз€л и сломалс€. ј клапан? ѕросто так тоже вр€д ли Ч у такой-то машины! ј если клапану кто-то Ђпомогї? —мотрим Ч точно, была помощь. Ќа всех оставшихс€ поршн€х этого р€да цилиндров имеютс€ легкие следы касани€ выпускными клапанами.

¬от тебе и Ђпор€докї Ч немцы ошиблись при установке фаз газораспределени€!? ƒа нет, нереально, двигатель в таком случае работал бы неровно, Ђхрома€ї шестью цилиндрами. Ётого хоз€ин машины не подтвердил.

ƒопускаем, что выпускной распредвал почему-то провернулс€ на дополнительный угол, не заданный фазовращателем, причем в сторону поздних фаз. ј это могло случитьс€ только тогда, когда ослаблена цепь. —мотрим на весь механизм привода распредвалов Ч и находим!

¬от он, виновник! ћаленький успокоитель, поддерживающий цепь вблизи выпускного распредвала. ѕон€тно, сломан пополам. ќслабла цепь и проскочила на звездочке распредвала. ј дальше все просто Ч клапаны стали чуть-чуть доставать до поршней, пока один не сломалс€.

Ќо почему же сломан успокоитель? ќсматриваем все детали привода как можно внимательней. ¬ы€сн€етс€, что успокоители старые, их при ремонте никто не мен€л. ’отели помен€ть пластиковые накладки, да не смогли их сн€ть с основы, только зубь€ защелок обломали.

¬се пон€тно, постарались сэкономить немецкие мастера. ¬се сделали очень грамотно, особенно блок цилиндров, Ђзагильзовавї его алюминиевыми гильзами (у нас в –оссии обычно используют гильзы чугунные), а вот детали привода √–ћ не заменили, не учли важности этих копеечных деталей, а точнее Ч схалтурили.

¬едь даже в нашем Ђлесуї любой грамотный моторист знает, что при
гидроударе чрезмерные нагрузки испытывают не только шатунно-поршнева€ группа, коленчатый вал, блок и головка блока. ѕри практически мгновенной остановке коленвала резко нат€гиваетс€ цепь, дав€ с неимоверной силой на свои нат€жители и успокоители. ѕосле чего провер€ть детали √–ћ нет нужды Ч их необходимо только заменить. »наче велика опасность Ђнарватьс€ї на какой-нибудь скрытый дефект.

Ќе хотим попросту обвин€ть немецких коллег, не исключено, что гидроудар в двигателе автомобил€ высшего класса, Ђборозд€щегої такого же класса автобаны, Ч дл€ них из области фантастики. ј потому увидели мастера гнутые шатуны и треснувший блок Ч вот и ремонтировали то, что увидели, не задава€сь лишними вопросами.

  сожалению, такой подход к ремонту двигател€ никак нельз€ считать профессиональным. ƒаже у нас. ’от€ куда нам до ≈вропы?

ЂЌа грош п€таковї

»так, двигатель практически Ђумерї Ч блок цилиндров и одну из головок блока теоретически можно восстановить, но лучше этого не делать. ћного сварки и мехобработки не добав€т надежности этим детал€м, а они, не будем забывать, основа двигател€.  роме того, коленчатый вал уже прошлифован по коренным шейкам в последний ремонтный размер (в √ермании не умеют править валы?), что с учетом состо€ни€ шеек и деформации вала практически исключает его дальнейшее использование.

Ќовый двигатель? Ќереально, цены заоблачные, может быть, даже выше, чем стоит вс€ машина. ƒвигатель б/у?  от в мешке, да и хороших моторов б/у этого класса не бывает Ч все с теми или иными дефектами.

ќстаетс€ единственный вариант Ч приобретать Ђкота в мешкеї и восстанавливать его, использу€ отдельные узлы Ђродногої двигател€.

Ёкономика этого процесса такова: двигатель б/у с документами Ч примерно 2000 долл.; ремонтные работы Ч около 2000 долл.; комплект запчастей, включа€ новую поршневую группу, Ч приблизительно 4000 долл. »того почти 8000 долл.

ѕрибавьте сюда заплаченные ранее хоз€ином 8000 долл. за немецкий ремонт Ч итого 16000 долл.! Ќо така€ уж у Ђэкономииї цена. ’оз€ина, правда, трудно обвинить в скупости, и дважды он платит скорее по причине того, что Ђхотел как лучше, а получилось как всегдаї. „его нельз€ сказать о других случа€х.

—егодн€ мы часто наблюдаем погоню за супердешевым ремонтом. Ќередко приходитс€ слышать возмущение заказчика, когда на замену
прогоревшей прокладки головки блока уходит больше 1 дн€, а на капи-
тальный ремонт двигател€ Ч более 3-х. ј между тем долгий ремонт Ч это совсем не работа Ђспуст€ рукаваї, скорее наоборот.

¬ самом деле, прогоревшую прокладку можно заменить достаточно быстро. Ќо каков будет результат? ≈сли же ремонтировать по правилам, то спешить нельз€: все надо проверить, выровн€ть плоскость головки блока, заменить текущие сальники, отремонтировать резьбовые соединени€ выпускного коллектора, которые Ђубитыї ржавчиной. ј ремень или цепи √–ћ? ј ролики? ј если валик вод€ной помпы болтаетс€, и помпа вот-вот потечет? ƒа и клапаны в направл€ющих втулках давно Ђживут своей жизньюї?

ћожно, конечно, на все это закрыть глаза. » будет быстро и дешево. “олько Ђна грош п€таковї не получить Ч двигатель останетс€ со всеми своими дефектами и долго не прот€нет. » снова Ђпопроситї денег на ремонт. ’оз€ин же, скорее всего, Ђзабудетї, что просил подешевле, зато будет вспоминать, что ему не заменили сальник, помпу или ролик.

ћы Ч против такого Ђремонтаї. ѕотому как он в принципе непрофессионален, да и не ремонт это вовсе Ч двигатель все равно осталс€ неисправен. Ќапротив, внимательно просмотрев, замерив и отремонтировав все необходимое в рамках заказанной работы, насто€щий мастер избавл€ет владельца от очередных проблем Ч как правило, такие машины не возвращаютс€ на —“ќ.

“акой ремонт, конечно, дороже. «ато выгоднее Ч дважды и трижды платить в будущем не придетс€.



ƒругие наши статьи...



 оличество металла в поддоне свидетельствует о серьезной поломке в двигателе




Ѕлок цилиндров V12 Ч произведение автомобильного искусства Ч пробит так, что лучше его не восстанавливать




„тобы потом не мучитьс€, на свалку желательно отправить и головку блока




ѕоломанный выпускной клапан. ≈го тарелка нашлась в поддоне Ч классический случай разрушени€




¬се, что осталось от поршн€, прин€вшего на себ€ главный удар оторвавшейс€ тарелки клапана




Ўатун, проломив блок насквозь, несколько Ђпотер€л внешний видї




¬иновник поломки двигател€ Ч сломанный успокоитель цепи




—тарые успокоители и башмаки Ч экономи€ на них была роковой ошибкой. ѕоломанный зуб защелки (а) свидетельствует о неудавшейс€ попытке заменить пластиковую накладку





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены