ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ƒиагноребус. „асть 2. ћотортестеры.

—≈–√≈… √ј«≈“»Ќ, ,
технический эксперт компании Ђјм≈врої,
—≈–√≈… —јћќ’»Ќ

Ќадеемс€, что у читателей, интересующихс€ диагностикой двигател€, было довольно времени, чтобы поломать голову над Ђсекретом пирамидыї Ч диагностическим ребусом, предложенным нами в февральском номере журнала. Ќастало врем€ расшифровать один из шести Ђкирпичиковї, ее составл€ющих. Ќачнем с Ђфундаментальныхї средств диагностики.   ним, безусловно, можно отнести мотортестеры.

Ќаша задача Ч пон€ть, что это за прибор, какие неисправности двигател€ и его систем он помогает обнаружить, какие типы мотортестеров доминируют сегодн€ на рынке, в чем их преимущества и недостатки. ќтвеча€ на вопрос: Ђ„то такое мотортестер?ї, мы не будем давать скучное, строго научное определение. ѕредлагаем обратитьс€ к истории создани€ этого прибора, котора€ и даст нам искомый ответ. Ёкскурс в прошлое не займет много времени, поскольку истори€ мотортестеров насчитывает немногим более полувека.

 огда деревь€ были большими

ќдин умный человек сказал, что наука начинаетс€ с измерений. ƒиагностика двигател€ Ч тоже наука и она возникла, когда по€вились измерительные приборы.

ѕервые приборы дл€ измерени€ электрических параметров стали использоватьс€ при обслуживании двигателей тогда, когда автомобили начали активно оснащать электрическими системами. “о есть примерно одновременно с по€влением бортовой сети с ее характерными компонентами: аккумул€торной батареей, стартером и генератором, и системой искрового зажигани€ с высоковольтной катушкой и прерывателем-распределителем.

ѕриборы умели измер€ть частоту вращени€ коленчатого вала (обороты двигател€), угол замкнутого состо€ни€ контактов прерывател€, напр€жение в разных точках (в том числе на прерывателе), переменную составл€ющую пульсаций генератора и другие. ѕо сути, это были немного видоизменЄнные амперметры, вольтметры и тахометры.

≈сли объединить эти приборы в единый измерительный комплекс, можно ли назвать его мотортестером? ќтвет отрицательный. ƒаже чуть позже, когда в составе автомобильного измерительного комплекса по€вилс€ осциллоскоп (или осциллограф) и стало возможным наблюдать (или регистрировать) форму быстротекущих процессов, например, изменение напр€жени€ в первичной цепи системы зажигани€, кривую высоковольтного разр€да, наличие этого мощного измерительного средства не превратило измерительный комплекс в мотортестер.

ѕодобные комплексы позвол€ли исследовать лишь вспомогательные системы двигател€ (систему электропитани€, зажигани€). » не давали никакой информации о состо€нии самого двигател€, его механических систем.

“ем не менее, вполне достоверные способы получени€ такой информации были давно известны и примен€лись мотористами. ќсновных Ч два, и вы наверн€ка использовали их в своей практике. ѕервый заключаетс€ в определении относительной эффективности работы цилиндров, второй Ч в измерении величины компрессии. ѕростейша€ реализаци€ первого способа заключаетс€ в обесточивании свечи зажигани€ в исследуемом цилиндре и определении на слух или по прибору изменени€ частоты вращени€ коленчатого вала. ¬торой св€зан с использованием компрессометра (или пробки от бутылки) по известной методике.

»нформативность данных тестов не абсолютна, но достаточно высока. Ќа это, конечно же, не могли не обратить внимание разработчики мотортестеров. ќставалось только реализовать эти тесты средствами электрического измерительного комплекса, не прибега€ к длительным традиционным процедурам. —лучилось это в п€тидес€тые годы прошлого века. — тех пор принцип выполнени€ двух основных тестов с помощью электроизмерительных приборов не изменилс€.

ƒл€ определени€ эффективности работы цилиндров (баланс мощности) в момент, когда должно произойти искрообразование в исследуемом цилиндре, шунтируетс€ первична€ цепь катушки зажигани€. ѕри этом цилиндр Ђвыключаетс€ї на непродолжительное врем€, за которое тахометр измер€ет падение оборотов двигател€, вызванное его отключением.

Ѕаланс мощности с отключением цилиндров в последнее врем€ используетс€ все реже, так как в с современных двигател€х первична€ цепь катушки зажигани€ часто бывает недоступна. Ќа этот случай разработаны и примен€ютс€ методы оценки эффективности работы цилиндров без их отключени€.

ќчень остроумный способ был предложен дл€ замера величины компрессии в цилиндрах. ¬ качестве электрической величины, несущей информацию об уровне компрессии, была избрана величина тока, потребл€емого стартером при проворачивании коленчатого вала двигател€ в момент, когда поршень в исследуемом цилиндре приближаетс€ к ¬ћ“. „ем больше амплитуда тока, тем выше компресси€ и наоборот. јбсолютное значение компрессии при этом выражаетс€ не в привычных нам барах, а в амперах, но это не уменьшает достоверность измерений, поскольку, по крайней мере, дл€ данного типа двигател€, эти величины жестко взаимосв€заны. «аметьте, что свечи зажигани€ при таком способе остаютс€ в рабочем положении Ч в гнЄздах головки цилиндров. ј это не только повышает достоверность измерений, но и позвол€ет экономить массу времени, особенно, если речь идЄт о тестировании многоцилиндрового двигател€.

ѕридание измерительному комплексу функции тестировани€ механических систем двигател€ стало корневой вехой в развитии диагностических приборов. — той поры приборы, наделенные такой способностью, стали называтьс€ тестерами моторов или мотортестерами. »ногда их называют анализаторами двигател€ (Engine Analyser Ч термин, чаще употребл€емый в западных странах), что также, по сути, верно.

—праведлив и обратный вывод. ≈сли диагностический прибор не позвол€ет тем или иным способом судить о состо€нии Ђжелезаї, на звание мотортестера он не т€нет. Ќе покупайтесь на уловки производителей и продавцов, дающих п€тидес€тидолларовым Ђкоробочкамї с жидкокристаллическим дисплеем громкие названи€ типа Ђанализатор двигател€ї. ѕоинтересуйтесь, какие тесты может выполн€ть этот Ђжелтый €щикї, и вы убедитесь в том, что это в лучшем случае обычный мультиметр.

ћотортестер Ч мощный диагностический инструмент, и все же не стоит возводить в абсолют его возможности. ќсобенно в части тестировани€ Ђмеханикиї. «а€влени€ о по€влении мотортестеров, которые Ђс абсолютной достоверностью расскажут о состо€нии цилиндро-поршневой группы или механизма газораспределени€ї, Ч не более, чем рекламные приемы. Ќапомним, в основе тестировани€ механики Ч всего два-три базовых теста: измерение компрессии, мощностной балланс (с анализом дельта Ќ— или без) и иногда измерение пульсаций разрежени€ во впускном коллекторе. »нформацию по данным тестам любой квалифицированный двигателист воспринимает не как Ђистину в последней инстанцииї, а как повод дл€ всестороннего анализа. »стинное состо€ние Ђмеханикиї часто удаЄтс€ установить только после целого р€да дополнительных проверок, причЄм уже без участи€ мотортестера, с привлечением целого р€да других приборов.

ѕодвод€ итог, еще раз резюмируем, какие возможности предоставл€ет диагносту мотортестер. ¬о-первых, возможность одновременно измер€ть большое количество электрических сигналов в любых электроцеп€х, включа€ высоковольтные. ¬о-вторых, отображать форму и характер изменени€ этих сигналов во времени в режиме осциллоскопа или осциллографа. » в-третьих, об€зательно оказывать на двигатель испытательные воздействи€ и на основании анализа его реакции делать вывод о состо€нии двигательной механики.

ћотортестер Ч прибор универсальный, его можно продуктивно использовать дл€ исследовани€ бензиновых двигателей всех типов, как карбюраторных, так и инжекторных, оборудованных различными системами зажигани€, имеющих систему самодиагностики и без таковой. Ёто и дало нам полное основание отнести мотортестеры к Ђфундаментальнымї средствам диагностики и поместить соответствующий квадрат в основание диагностической пирамиды.

—овременные мотортестеры

ѕуть от первых мотортестеров, представл€вших собой огромные €щики с большими Ђглазамиї стрелочных приборов и осциллографической трубкой, до современных приборов был недолгим, но стремительным.

—тремительность во многом была обусловлена бурным развитием микроэлектроники, до-стижени€ которой позволили, например, отказатьс€ от использовани€ аналоговых осциллографов с их непременным атрибутом Ч электронно-лучевой трубкой. »х заменили осциллографы цифровые (программные), что позволило сделать мотортестеры более компактными.

÷ифровые осциллографы отображают переменный процесс на экране следующим образом. ѕроцессор, управл€€ измерительным блоком, запрашивает сведени€ об измер€емой величине с определенной частотой, называемой частотой дискретизации. ѕолученные им данные отображаютс€ в виде точек с заданной разверткой по времени. «атем точки аппроксимируютс€ кривой с использованием того или иного математического аппарата.

¬се описанные действи€ происход€т Ђв мгновение окаї, в результате чего на дисплее видна картина, аналогична€ той, что нарисовал бы на экране осциллографической трубки электронный луч. „тобы она получилась максимально детализированной, нужна максимально высока€ частота опроса, которую под силу обеспечить только быстродействующим процессорам.

 стати, осциллографический режим работы в современных мотортестерах играет колоссальную роль. ѕо времени использовани€, объему и важности получаемой информации он выходит на первое место.

”величение емкости микропроцессорных запоминающих устройств сделало возможным придать мотортестеру функции справочника и банка дл€ хранени€ данных, полученных при диагностике.

ѕоскольку одной из основных функций современного мотортестра €вл€етс€ измерение сигналов различного рода, его неотъемлема€ часть Ч Ђпучокї измерительных кабелей (адаптеров), снабженных разъемами и датчиками дл€ подключени€ к различным системам двигател€. ќсобым многообразием отличаютс€ адаптеры дл€ тестировани€ систем зажигани€ разных типов, коих существует великое множество.

—трем€сь предоставить диагносту максимальное количество средств дл€ исследовани€ двигател€, некоторые производители приборов оснащают мотортестеры дополнительными внешними датчиками, например, дл€ измерени€ давлени€ во впускном тракте, температуры. » дополнительными диагностическими приборами, такими как газоанализатор или стробоскоп.

Ќужно особо подчеркнуть, что включение газоанализатора в перечень дополнительного оборудовани€ мотортестера в свое врем€ €вилось революционным прорывом, позволившим получать качественно иную информацию. ¬едь эти два прибора объединены в комплекс не только в плане компоновки, но и программно.

ѕри этом по€вл€етс€ возможность, выполн€€ Ђбаланс мощностиї, одновременно с отключением цилиндра измер€ть величину прироста концентрации несгоревших углеводородов (Ќ—) в Ђвыхлопеї. јнализ этого параметра на фоне баланса мощности позвол€ет судить о распределении топлива по цилиндрам (эффективность работы форсунок в моторах с системами распределенного впрыска) и о полноте его сгорани€.

ѕоэтому 4-х, а то и 5-ти компонентный газоанализатор €вл€етс€ непременным атрибутом современного мотортестера высокого класса.

 аким бы компактным ни был современный мотортестер, это очень сложный, высокоинтеллектуальный продукт. Ѕолее того, это Ч инструмент коммерческой де€тельности, использование которого подразумевает получение прибыли. ѕоэтому рыночна€ стоимость мотортестеров, даже самых простых версий, высока. ÷ена прибора, как правило, отражает уровень его технического совершенства. ѕоэтому, рассматрива€ предложени€ рынка мотортестеров, удобно разделить их на группы по ценовому критерию.

ѕриборы стоимостью более 25 тыс€ч долларов.

ћотортестеры этой ценовой группы часто называют консольными. Ёто Ч серьезные стационарные приборы, оформленные в виде Ђкабинетаї Ч стойки на колесиках. —вое название они получили из-за непременного наличи€ характерной поворотной, консольно расположенной штанги, используемой дл€ приближени€ измерительных кабелей к различным точкам двигател€.

 онсольные мотортестеры характеризуютс€ высокой степенью оснащенности с аппаратной точки зрени€. ќни максимально Ђупакованыї датчиками, адаптерами, дополнительными измерительными приборами. ¬ их комплектации, например, можно обнаружить различные бесконтактные датчики тока, датчики температуры, датчики давлени€ (разрежени€), комплекты кабелей дл€ работы с индивидуальными катушками зажигани€ различной конфигурации.  ак правило, в состав консольных мотортестеров входит качественный четырехкомпонентный газоанализатор, предусмотрено устройство вывода информации на печать.  ороче, за хорошие деньги вы получаете буквально Ђall in oneї.

ѕодстать аппаратному оснащению Ч качество программного продукта. ј это Ч скорость и точность обработки диагностических параметров, способность сохран€ть результаты в пам€ти, обширна€ база данных практически по всем маркам автомобилей. ѕомимо этого, программное обеспечение таких мотортестеров содержит так называемую экспертную систему.

Ёкспертна€ система Ч это совокупность базы эталонных значений параметров и допусков различных двигателей и алгоритма поиска неисправностей. –абота экспертной системы состоит из двух этапов. Ќа первом Ч она сравнивает результаты измерений р€да параметров с их эталонными значени€ми дл€ данного типа двигател€, хран€щимис€ в базе. Ќа втором Ч анализирует имеющиес€ отклонени€ и либо сразу указывает на неисправность, либо рекомендует оператору выполнение определенной последовательности действий. ќни подразумевают проведение дополнительных проверок двигател€ или его системы дл€ вынесени€ окончательного диагноза.

Ёто очень серьезное подспорье в работе, особенно дл€ диагностов средней и низкой квалификации. Ќе стоит переоценивать возможности экспертной системы. ќна рассчитана на поиск типовых, наиболее распространенных неисправностей. Ќа практике отмечено, что специалисты высокого класса редко прибегают к помощи экспертной системы. Ќакопленные ими знани€, опыт и чутье позвол€ют в большинстве случаев идти к цели более пр€мым и коротким путем, чем тот, что обычно предлагает педантична€ программа.

ѕроизводителей консольных мотортестеров такого класса на сегодн€шний день осталось не так много. Ќаиболее значимые Ч известные концерны Sun Electriс, выпускающий мотортестер SMP 4000, и Robert Bosch с моделью FSA 560. ќбе модели предлагаютс€ на российском рынке. »звестные до недавнего времени американские производители Ч фирмы Bear и Allen прекратили выпуск такого оборудовани€. —прос на дорогую технику невелик даже в богатой јмерике.

¬ысока€ стоимость Ч один из главных недостатков такого оборудовани€. Ќо еще большим минусом стационарных мотортестеров €вл€етс€ то, что при отсутствии мощностного стенда (стоимость которого превышает таковую самих Ђконсольниковї) невозможно тестировать мотор под нагрузкой, в движении, когда наиболее €рко про€вл€ютс€ некоторые неисправности. ¬ остальном Ч это самые совершенные приборы.

ћотортестеры стоимостью от 10 до 20 тыс€ч долларов

ѕроизводителей приборов такого класса гораздо больше. ѕомимо уже упом€нутых фирм, их выпускают немецкие Hermann и Gutmann, американска€ SPX, английска€ Crypton. Ёто говорит и о том, что желающих приобрести такие приборы существенно больше.

«а эту цену можно купить мотортестеры, которые имеют практически такое же аппаратное оснащение, как и Ђдвадцатип€титыс€чникиї. “о есть функциональных различий с последними практически нет. »сключение может составл€ть немного меньший охват современных систем зажигани€ с индивидуальными катушками (список вспомогательных адаптеров Ч скромнее).

ћотортестеры-Ђдес€титыс€чникиї позвол€ют выполн€ть те же измерени€ и тесты, ноЕ Ќо способности математической программы, обеспечивающей обработку результатов измерений, ниже, справочна€ база беднее (содержит меньше графического материала), а иногда ее вовсе нет. », наконец, главное Ч в них отсутствует така€ мощна€ опора диагноста, как экспертна€ система.

»з сказанного следует вывод, что стоимость экспертной системы оцениваетс€ производител€ми консольных мотортестеров примерно в дес€ть тыс€ч долларов. —умма немала€, но эти деньги вы платите за использование чужого опыта и знаний. ћотортестер-Ђдес€титыс€чникї может в режиме ЂHelpї подсказать диагносту, как подключить адаптер, может предоставить в его распор€жение данные технического характера, например, электросхемы, допустимые значени€ рабочих параметров, поможет получить разностороннюю информацию о состо€ни€ всех систем двигател€. Ќо ее анализ с целью обнаружени€ неисправности Ч задача диагноста. ≈го обучение или повышение квалификации обойдетс€ в сумму, гораздо меньшую дес€ти тыс€ч долларов. Ђ—экономленныеї средства можно использовать дл€ покупки дополнительного оборудовани€.

  достоинствам этой группы приборов можно уверенно отнести меньшую стоимость. ћожно сказать, что с точки зрени€ критери€ Ђцена-эффективностьї они выигрывают у мотортестеров Ч Ђтоп-моделейї. ≈ще одно преимущество Ч возможность применени€ (при использовании в их составе ноутбука) в мобильном варианте.

ћотортестеры стоимостью от 3 до 10 тыс€ч долларов

Ёто, главным образом, портативные версии мотортестеров. „асть из них совмещает в себе также функцию сканера, но пока они нам интересны прежде всего как мотортестеры.

≈сли говорить об измерительных способност€х таких приборов, то они проигрывают более дорогим модел€м, но не существенно. ќграничени€ по охвату различных моделей автомобилей примерно такие же, как у Ђдес€титыс€чныхї приборов. Ђ”сеченностьї комплекта адаптеров вызвана прежде всего экономическими причинами. ”величение их ассортимента приводит к тому, что стоимость комплекта адаптеров становитс€ сравнимой со стоимостью самого прибора.

ѕо этим же причинам в портативных мотортестерах могут отсутствовать вспомогательные датчики (давлени€, температуры и т.д.). ¬ их составе нет дополнительных приборов (газоанализатора, стробоскопа), хот€ в некоторых модел€х предусмотрена возможность дл€ их внешнего подключени€. Ѕаза данных, как правило, также отсутствует.

ƒостойные представители портативных мотортестеров практически не проигрывают более дорогим собрать€м в математических способност€х. ¬ них используютс€ специализированные, высокоскоростные процессоры. ќни обеспечивают осциллографу таких мотортестеров очень неплохие характеристики. “ак как осциллографическа€ функци€ мотортестера очень важна в работе, укажем, какими характеристиками должен обладать осциллограф профессионального мотортестера.

Ћучше, если он будет многоканальным, с функцией запоминани€ Ђкартинкиї. ѕолоса пропускани€ Ч от 2 ћ√ц при частоте дискретизации не ниже 500 к√ц. ƒиапазон измер€емых амплитуд Ч до 100 ¬. ¬ режиме исследовани€ параметров зажигани€: измер€емые амплитуды в первичной цепи Ч до 1000 ¬, во вторичной Ч до 50 к¬.

ƒисплеи портативных мотортестеров Ч монохромные. ÷ветность, конечно, не главное, а вот достаточно высокое разрешение дл€ профессионального прибора очень важно. ѕрактика показывает, что хороший дисплей должен иметь разрешение не ниже 256×320 dpi.

Ќеоспоримое достоинство мотортестеров этой группы Ч демократична€ цена. ≈сть у них и преимущество перед многими более дорогими верси€ми. Ёто Ч мобильность. ¬озможность диагностики двигател€ на ходу Ч очень сильный момент, во многих случа€х позвол€ющий достичь успеха.

  недостаткам, помимо отмеченных выше, можно отнести недостаточно Ђраз€щийї имиджевый эффект. —огласитесь, на непросвещенного клиента более сильное впечатление произведет внушительных размеров стойка, си€юща€ разноцветными красками, чем умещающийс€ на ладони скромный прибор.

»так, первый Ђкаменьї в основание пирамиды заложен. ¬переди их немало. Ёто означает, что мотортестер, несмотр€ на свою универсальность, Ч необходимый, но не достаточный компонент инструментари€ диагноста. –азгадывание Ђдиагноребусаї продолжаетс€.



ƒругие наши статьи...



ѕусть вас не вводит в заблуждение необычный внешний вид этого мотортестера середины 60-х годов. “акой комплектации позавидуют многие современные приборы: мультиметр, тахометр, осциллоскоп, датчик разрежени€, тестер утечек, измеритель ”«— , и, наконец, стробоскоп и однокомпонентный газоанализатор. ќ надежности "гост€ из прошлого" говорит тот факт, что в столичных автомастерских трудитс€ около дес€тка таких мотортестеров-"шестидес€тников".




“оп-модель фирмы SUN - всемогущий SMP 4000. —лавитс€ мощной экспертной системой. ƒемократичный, IBM-совместимый компьютер облегчает работу в сети и апгрейд программного продукта.




"ќдноклассник" от фирмы BOSCH - консольный мотортестер FSA560. ¬ отличие от SMP4000 он управл€етс€ специализированным компьютером, что не всегда удобно. «ато список адаптеров - буквально всеобъемлющий.




ћотортестер Vision Premier американской корпорации SPX - новейший мотортестер модульной конфигурации.




ћотортестер немецкой фирмы Hermann модели HMS990 также может использоватьс€ как в составе "кабинета" (передвижной стойки), так и в переносном варианте с питанием от ј Ѕ автомобил€.




ќдин из самых удачных представителей "мотортестеров-на-ладони" - PDA 21000 американской фирмы Interro Systems.




Compact Diax италь€нской фирмы Protech - экономична€ модель компактного мотортестера.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены