ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
√»ƒ–ќ”ƒј– в цилиндре

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬, кандидат технических наук, директор фирмы ЂјЅ-»нжинирингї

"...ƒорога была хороша€, а вот лужу не заметил - стемнело уже. ј она глубока€ оказалась", - взволнованно жестикулиру€, рассказывал хоз€ин BMW. - "ћотор заглох, конечно. «авести сразу не смог, стартер не прокручивал. ѕришлось на тросе, за грузовиком - завел-таки. “олько слышу: стучит... ј потом - все!" - и он обреченно махнул рукой.

Ѕыло от чего расстроитьс€! ¬ блоке цилиндров зи€ла огромна€ дыра, а из нее торчал бесформенный обломок, который в "прошлой жизни", видимо, называлс€ шатуном. ѕодобные, почти детективные, истории встречаютс€ не так уж редко. ѕик их приходитс€ на весну, когда на дорогах возникают глубокие лужи из-за та€ни€ снега. Ќо и летом нет-нет, да и случитс€ ливень. » тогда от водител€ требуетс€ максимум осторожности и внимани€.

„то же грозит автомобилю, попавшему в глубокую лужу?  онечно, вода легко может залить свечи, высоковольтные провода, катушку зажигани€, распределитель. “огда, не исключено, откажет система зажигани€, и двигатель встанет. ≈сли далее автомобиль по инерции выкатитс€ из лужи - значит, повезло. »наче водителю при-детс€ выбиратьс€ из застр€вшей машины разве что не вплавь.

Ќо это еще "цветочки". "ягодки" будут, когда вода попадет в воздухозаборник и далее окажетс€ в цилиндрах. »менно так и случилось с BMW, о котором мы рассказали выше. ј причина всех несчастий, постигших эту машину и ее хоз€ина, проста - в одном из цилиндров двигател€ произошел гидроудар, который и вывел двигатель из стро€.

¬ыходит, если на пути автомобил€ встретилась лужа, надо разворачиватьс€ и ехать обратно? Ќет, конечно. Ќо осторожность все-таки не помешает. » уж тем более следует знать, что вода может натворить в двигателе. »наче беды не избежать, а ремонт "выпившего водички" двигател€ обойдетс€ в весьма кругленькую сумму.

„то такое гидроудар?

√идроудар в цилиндре происходит тогда, когда объем жидкости, попавшей в цилиндр, превышает объем камеры сгорани€ при положении поршн€ в верхней мертвой точке (¬ћ“). ¬ отличие от воздуха или топливовоздушной смеси вода несжимаема. ј раз так, то происходит следующее. Ќа такте сжати€ оба клапана закрыты, а поршень движетс€ вверх, сжима€ топливовоздушную смесь. Ќаличие воды в цилиндре делает процесс нарастани€ давлени€ более быстрым, а при подходе поршн€ к ¬ћ“ он может попросту "уперетьс€" в воду. ƒавление в цилиндре вырастет тогда многократно.

—ила давлени€, приложенна€ к поршню, передаетс€ через поршневой палец на шатун, вызыва€ в последнем большие напр€жени€ сжати€. »нерци€ вращающегос€ коленчатого вала велика: не надо забывать, что при включенной передаче коленвал дополнительно прокручиваетс€ за счет инерции движущегос€ автомобил€. » шатун попадает "между молотом" и наковальней": с одной стороны поршень (его не пускает дальше вода), а с другой - коленвал, вращаемый другими цилиндрами и всей массой автомобил€.

–езультат? ≈го вы видите на фотографи€х. Ўатун деформируетс€ - его стержень изгибаетс€ в плоскости вращени€ коленвала. “очнее, тер€ет устойчивость под действием сжимающей нагрузки, причем рассто€ние между центрами отверстий верхней и нижней головок уменьшаетс€.

ј что с двигателем? ¬ такой ситуации он, как правило, останавливаетс€ - слишком велико тормозное усилие воды. ѕричем остановка происходит независимо от частоты вращени€. Ќо при высокой частоте вращени€ последстви€ могут носить просто катастрофический характер.

„то еще может пострадать при гидроударе?

√нутым шатуном последстви€ гидроудара не исчерпываютс€. Ќапример, на поршневой палец действует та же сила, и он изгибаетс€. Ёто легко проверить, приложив к деформированному пальцу лекальную линейку или палец нормальный.

ƒл€ поршней гидроудар также не проходит бесследно - известно немало случаев их повреждени€. ќбычно деформируетс€ нагруженна€ сторона юбки. ѕроисходит это следующим образом. —ила давлени€ на поршень вблизи ¬ћ“ очень велика, а это значит, что резко возрастает сила трени€ в соединении поршн€ с пальцем. ¬ результате при перекладке в ¬ћ“ поршню трудно повернутьс€ на пальце. ѕоэтому он поворачиваетс€ вместе с шатуном, причем юбка поршн€ упираетс€ в стенку цилиндра, деформируетс€ и даже может треснуть.

—итуаци€ ухудшитс€, когда затем коленвал прокрутитс€ дальше и поршень опуститс€ к нижней мертвой точке (Ќћ“). ” современных двигателей при положении поршн€ в Ќћ“ зазор между ним и противовесами коленвала редко превышает несколько миллиметров. ј деформаци€ шатуна, как правило, больше. „то происходит в такой ситуации, €сно: шатун пот€нет поршень вниз и "посадит" его на противовесы. ѕодобного насили€ не выдержат бобышки поршн€, об€зательно треснут.

ј теперь представим, что двигатель продолжает работать. ¬озникший при этом стук - отнюдь не самое страшное. ƒело в том, что и шатун и поршень испытывают большие знакопеременные нагрузки, которые резко возрастают при деформации шатуна и упоре поршн€ в противовесы в момент нахождени€ в Ќћ“. ѕрактика показывает, что через некоторое врем€ шатун или поршень разрушаютс€. » сломанный шатун пробивает блок цилиндров.

ѕри гидроударе страдают и другие детали и элементы двигател€. Ќапример, в верхней части цилиндра, где давление очень велико, могут по€витьс€ трещины. ќсобенно это характерно дл€ алюминиевых блоков цилиндров с "мокрыми" или "сухими" гильзами, уступающих чугунным моноблокам в прочности. Ќо даже если трещин не обнаружено, возможна деформаци€ верхней части цилиндра, и без ремонта уже никак не обойтись.

ƒавление в цилиндре способно деформировать и головку блока: на привалочной плоскости вблизи поврежденного цилиндра, как правило, обнаруживаетс€ деформаци€ около 0,03-0,05 мм. ј вот коленчатый вал, несмотр€ на запредельные нагрузки, как ни странно, страдает редко - его остаточна€ деформаци€ обычно не превышает 0,01-0,02 мм.

ѕри гидроударе большие нагрузки возникают в приводе распределительного вала. ¬едь в момент практически мгновенной остановки двигател€ распредвал, продолжа€ вращатьс€, резко нат€гивает цепь или ремень. «начит, ударные нагрузки испытывают и другие элементы привода - особенно нат€житель. ѕоэтому все эти детали после гидроудара рекомендуетс€ мен€ть.

»так, главные проблемы в двигателе возникают не столько в момент гидроудара, сколько при последующей работе мотора с дефектными детал€ми. “ак что от действий водител€ во многом зависит, насколько серьезными будут повреждени€. ѕоэтому не менее важен вопрос...

„то делать после гидроудара

—амый лучший вариант, как ни странно, - это когда двигатель при гидроударе заклинил. ќбычно такой "клин" происходит из-за упора деформированного шатуна в стенку блока цилиндров. “огда у ретивого водител€, выкатившегос€ из лужи с заглохшим мотором, не останетс€ шансов прокрутить коленвал ("ломом" либо с троса) - и прикончить двигатель. –емонт же заклиненного мотора обычно сводитс€ к замене шатуна и поршн€ с пальцем.

√ораздо хуже (а так случаетс€ часто) если двигатель, набрав воды в цилиндры, останавливаетс€, но не заклинивает: коленвал вращаетс€, но полного оборота сделать нельз€ - вода не пускает. ¬от здесь и подстерегает незадачливого водител€ опасность. —удите сами.

ѕопадание воды в цилиндры при невысокой частоте вращени€ коленвала приводит к тому, что двигатель глохнет, автомобиль останавливаетс€, но никаких €вных повреждений детали не получают. ѕока за дело не возьметс€ водитель.

≈му бы остановитьс€, подумать, но нет, он торопитс€, достает трос из багажника... “акому можно сразу, не отцепл€€ трос, буксировать автомобиль на —“ќ, на замену шатунов, по меньшей мере. ј всего-то надо было свечи вывернуть и стартером прокрутить коленвал, чтобы воду из цилиндров удалить. ƒальше заворачивай свечи, запускай - и поехали! ќднако такое почему-то редко приходит в голову.

„то делать с двигателем после гидроудара

ѕридетс€ разбирать такой двигатель и детали очень тщательно провер€ть и измер€ть. Ќо дл€ начала желательно удостоверитьс€, что причиной €вл€етс€ именно вода, попавша€ в цилиндры. ƒл€ этого достаточно сн€ть крышку воздушного фильтра: наличие в корпусе фильтра воды подтвердит ваши опасени€.

ќчень важно, сколько времени просто€л автомобиль после гидроудара. ≈сли день-два - нормально, а если мес€ц? “огда цилиндры и поршневые кольца будут повреждены коррозией, и может потребоватьс€ расточка блока под ремонтные поршни. Ќу а если двигатель с водой оставили на год (такие случаи тоже были), то изъеденные ржавчиной цилиндры могут не пройти даже в ремонт +0,5 мм

ќчень редко после гидроудара удаетс€ поправить деформированные шатуны, даже если на вид они не слишком кривые. ѕричина - в сжатии шатуна по оси стержн€. »з-за этого поврежденный шатун так и останетс€ укоро-ченным - в лучшем случае на 1-2 мм. »спользовать его нельз€ не только вследствие уменьшени€ степени сжати€ в цилиндре, но и по причине задевани€ поршн€ за противовесы коленвала.

Ѕольше всего хлопот доставит ремонт блока, особенно если будут обнаружены трещины или пробоины. ѕравда, практика показывает, что эта беда поправима. ¬ остальном же ремонт мало отличаетс€ от обычного капитального, проводимого во многих мастерских и —“ќ.

» все-таки, лучше до ремонта двигатель не доводить. “о есть, не попадать в лужу в любом смысле. ƒл€ этого следует знать...

 ак избежать гидроудара

√лавное правило - никогда не проезжать по глубокой луже на высокой скорости. ≈зжайте на повышенных оборотах, но медленно! ƒаже если у вашего автомобил€ очень мощный мотор. ¬едь именно тогда ремонт его будет особенно недешевым. ѕри большой скорости движени€ перед автомобилем возникает волна, котора€ накрывает капот и, будьте уверены, заполн€ет водой переднюю часть подкапотного пространства, где рас-полагаетс€ воздухозаборник впускной системы.

јвтомобили разных марок ведут себ€ "на воде" тоже по-разному. ƒело в конструктивных особенност€х - где конкретно расположен воздухозаборник, как поступает под капот вода и при каких услови€х она может попасть в двигатель. Ќекоторые автомобили про€вл€ют повышенную склонность к гидроудару - в том смысле, что дл€ этого им нужны меньшие скорость и глубина лужи. „то совершенно неудивительно, потому что зачастую в конструкции автомобил€ не прин€ты во внимание услови€ его эксплуатации.

ќсобенно опасен гидроудар дл€ дизелей: из-за высокой степени сжати€ у них мал объем камеры сгорани€, а дроссельна€ заслонка, как правило, отсутствует. ѕоэтому вывести дизель из стро€ может даже незначительное количество попавшей в него воды

¬ заключение отметим, что причиной гидроудара в цилиндре иной раз может стать вовсе не вода из лужи. Ќапример, негерметична€ прокладка головки блока цилиндров при сто€нке автомобил€ может привести к натеканию охлаждающей жидкости в один из цилиндров. » тогда при запуске возможен гидроудар.

»звестны и совсем экзотические случаи гидроудара - к примеру, из-за разрыва мембраны регул€тора давлени€ топлива. “огда в двигатель через вакуумный шланг под давлением быстро поступает большое количество топлива. √идроудар возможен и при быстром разрушении подшипников и уплотнений ротора турбокомпрессора, когда в цилиндры сразу поступает большое количество масла. ѕоскольку эти дефекты €вл€ютс€ следствием эксплуатации автомобил€, их рекомендуем устран€ть заранее, не дожида€сь наступлени€ катастрофических последствий.

ƒругие наши статьи...






ƒеформированный шатун - типичный результат гидроудара (а).



ѕоршень его не выдержал и разрушилс€ (б).



ѕоработав немного после гидроудара, деформированный шатун сломалс€ пополам (а).




Ќа бобышках поршн€ видны вм€тины и трещины от ударов противовесов коленвала в Ќћ“ (б).




“о, что причина неисправности двигател€ - именно гидроудар, свидетельствует нормальный вид нижней головки деформированного или сломанного шатуна (а).




≈сли же на нижней головке видны задиры и следы перегрева, то деформаци€ шатуна произошла по другой причине, к примеру, вследствие обрыва шатунных болтов и удара по блоку после разрушени€ шатунных вкладышей (б).





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены