ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
OBD-II: стандарт упущенных возможностей?

—≈–√≈… √ј«≈“»Ќ,
технический эксперт компании Ђјм≈врої

Ќепон€тное и загадочное русско-английское словосочетание Ђќ-Ѕи-ƒи-ƒваї довольно прочно вошло в обиход специалистов, занимающихс€ диагностикой двигателей. —ейчас эта тема находитс€ в той стадии познани€, когда количество имеющейс€ информации €вно меньше, чем требуетс€ дл€ правильного воспри€ти€ и анализа.

¬ообще, тема эта так объемна и серьезна, что вр€д ли может быть изложена в одной журнальной статье. ќднако попробуем все же, хот€ бы в общих чертах, осветить наиболее важные, с точки зрени€ работников автосервиса, проблемы.

јббревиатура ќBD-II расшифровываетс€ достаточно просто Ч On Board Diagnostic II, что в переводе означает Ѕортова€ —амодиагностика, II поколение. ¬ действительности смысл этого пон€ти€ значительно шире. ≈сли говорить кратко, ќBD-II Ч это цела€ система или комплекс меропри€тий, направленных на уменьшение загр€знени€ окружающей среды современными автомобил€ми (в первую очередь, конечно, имеетс€ в виду уменьшение выбросов токсичных компонентов, содержащихс€ в выхлопных газах автомобилей). »з этих меропри€тий оп€ть-таки можно выделить самые дл€ нас существенные: контроль состо€ни€ и правильности функционировани€ двигател€ и его системы управлени€ в процессе эксплуатации. ј кроме того, возможность быстрого обнаружени€ и устранени€ неисправностей, так или иначе увеличивающих токсичность выхлопа автомобил€. Ёто становитс€ возможным только при наличии мощных функций самодиагностики, заложенных в блок управлени€ двигателем (точнее, всем силовым агрегатом, включа€  ѕѕ). ¬ данной статье мы рассмотрим первый аспект, только то, что непосредственно св€зано с диагностикой двигател€.

—истема ќBD-II разработана и действует в —Ўј с 1996 года. Ёто вполне естественно Ч американцы всегда были в авангарде борьбы за чистый воздух. ¬се автомобили, продаваемые на американском рынке, теперь должны не только соответствовать жестким нормам по токсичности, но и поддерживать единый стандарт (или протокол обмена) компьютерной диагностики. ќбычно именно это и имеетс€ в виду, когда кто-либо в разговоре упоминает про Ђќ-Ѕи-ƒиї. „то же все вышесказанное означает на практике?

Ќачнем с самого простого: на всех автомобил€х, независимо от их марки, теперь устанавливаютс€ одинаковые диагностические разъемы. Ќазначение определенных выводов разъема строго регламентировано, хот€ некоторые из них все же могут использоватьс€ производител€ми автомобилей по своему усмотрению.

Ѕлоки управлени€, поддерживающие новый стандарт, непрерывно и с высокой точностью осуществл€ют жесткий контроль и мониторинг работы двигател€. ¬ случае обнаружени€ неисправности или отклонени€ параметров от заданных блоки управлени€ переход€т на специальный режим работы и сохран€ют в пам€ти необходимую дл€ диагностики информацию. —писок неисправностей и отклонений, которые об€зан обнаруживать блок управлени€, жестко регламентирован, хот€ алгоритмы их вы€влени€ дл€ автомобилей разных фирм могут быть различны и подчас €вл€ютс€ Ђноу-хауї производител€.

Ќо самое важное, повторимс€, то, что в режиме вывода диагностической информации все блоки управлени€ работают по единому протоколу обмена. Ќапример, коды неисправностей имеют единую классификацию и единую буквенно-цифровую форму представлени€.  аждый код содержит 5 позиций Ч одна буква, а затем четыре цифры. “ак, скажем, коды, относ€щиес€ к системе двигатель-трансмисси€, начинаютс€ с буквы – (Powertrain). ¬ новом стандарте также оговариваетс€ минимальный список текущих параметров, об€зательный дл€ вывода на диагностический разъем.

ѕолучаетс€, что дл€ диагностики любого (!) автомобил€, проданного на территории —Ўј начина€ с 1996 года, достаточно иметь несложный сканер с одним-единственным программным картриджем, поддерживающим протокол ќBD-II и переходник-адаптер под разъем ќBD-II. Ќевиданна€ доселе универсальность и притом за относительно небольшие деньги!   сожалению, реальное положение вещей все же достаточно далеко от этой безм€тежной картины.

¬ведение нового стандарта облегчило жизнь в основном тем независимым —“ќ, которые занимались ремонтом автомобилей, ввозимых в —Ўј из јзии и ≈вропы. Ѕольшинство азиатских производителей в прошлом традиционно удел€ли мало внимани€ вопросам самодиагностики систем управлени€ (например, режим вывода текущих параметров на большинстве автомобилей до 1994 года вообще отсутствовал), а европейцы, хот€ и достигли в этом отношении некоторого более-менее приемлемого уровн€, столь же традиционно закрывали свои протоколы обмена от посторонних глаз. ѕо€вление сканеров, работающих но новому стандарту, позволило сразу же сн€ть эти проблемы. “аким образом, в отношении возможностей диагностики Ђимпортируемыхї автомобилей был сделан огромный шаг вперед.

—овсем по-другому развивалась ситуаци€ с диагностикой Ђсвоихї, т. е. американских, автомобилей, где уровень самопроверки всегда был традиционно высок. ƒело в том, что стандарт OBD-II оказалс€, так сказать, спущен сверху, т. е. в какой-то степени нав€зан производител€м автомобилей соответствующими федеральными органами. ѕроизводители вынуждены были новый стандарт поддержать, Ч но при этом оставили за собой право параллельного вывода диагностической информации по собственным (заводским) протоколам обмена. » довольно быстро вы€снилось, что объем и уровень информации, выводимой с помощью дилерских сканеров, существенно превышает объем и уровень, получаемые по стандарту OBD-II. ¬ качестве примера можно привести две распечатки текущих параметров, сделанные при диагностике одного и того же автомобил€ Ч Chrysler-Stratus 1996 года. ѕерва€ получена в режиме обмена по протоколу OBD-II, а втора€ Ч по Ђзаводскомуї протоколу.  ак говоритс€, почувствуйте разницу. ѕримерно так же обстоит дело со считыванием кодов неисправностей, иными словами, кроме OBD-кодов, Ђзаводскойї протокол обеспечивает доступ к более информативным Ђзаводскимї кодам.

“аким образом, впервые за много лет права и возможности независимых американских —“ќ оказались серьезным образом дискриминированы по сравнению с авторизованными дилерами.   счастью, это продолжалось недолго, и уже с декабр€ 1997 года ведущие американские производители сканеров дл€ независимых —“ќ (ќ“—, Snap-On, Vertonix) стали предлагать программные картриджи, которые обеспечивают возможность считывани€ кодов неисправностей и вывода текущих параметров как по OBD-протоколу, так и по Ђзаводскомуї.

¬се вышесказанное относитс€ исключительно к североамериканскому рынку. Ќа российском рынке американских автомобилей не так много Ч ведущие позиции здесь занимают модели европейских и азиатских фирм. ѕоэтому вполне естественно, что наибольший практический интерес вызывают вопросы, св€занные с диагностикой именно этих автомобилей.   великому сожалению, ситуаци€ здесь намного хуже, чем на американском рынке. ¬озьмем, к примеру, ≈вропу. Ќельз€ сказать, что у европейцев напрочь отсутствует стремление к упор€дочению процессов самодиагностики. ≈сли вновь обратитьс€ к схеме, то можно заметить, что кроме интерфейса J 1850, предусмотрена возможность работы по интерфейсу ISO 9141 (International Organization for Standardization), т. е. европейские производители имеют возможность поддержать стандарт OBD-II, осуществл€€ вывод информации по привычным шинам K и L. ќднако большинство фирм не спешат эти возможности использовать. “радиционные мотивы Ч секретность и закрытость Ч преобладают. ¬едущие европейские производители на автомобил€х, предназначенных дл€ внутреннего европейского рынка, продолжают выводить диагностическую информацию исключительно по Ђзаводскимї протоколам, хот€ в то же врем€ многие из них параллельно поставл€ют в —Ўј автомобили, оборудованные в соответствии с требовани€ми стандарта OBD-II! “ак что дл€ тех —“ќ, которые занимаютс€ диагностикой европейских автомобилей (а особенно таких марок, как Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Audi), протокол OBD-II если и представл€ет интерес, то не более чем познавательный. ѕоэтому задача покупки хорошего сканера, способного работать по Ђзаводскимї протоколам, продолжает оставатьс€ актуальной.  стати, об одном из таких приборов мы намерены рассказать в ближайшее врем€.

ѕодвод€ итоги, можно констатировать, что введение стандарта OBD-II, безусловно, представл€ет определенный шаг вперед. ќднако в силу тех или иных причин возможности этого направлени€ пока реализованы недостаточно (—Ўј) или откровенно слабо (≈вропа). », видимо, в ближайшие несколько лет приборы, работающие по стандартным заводским протоколам, будут оставатьс€ дл€ независимых —“ќ более привлекательными. ј в —оединенных Ўтатах тем временем полным ходом идут работы над стандартом OBD-IIIЕ



ƒругие наши статьи...



ƒиагностический разъем стандарта OBD-II:
1 - на усмотрение производител€ автомобил€;
2 - лини€ обмена (Bus 1) в соответствии с интерфейсом J 1850;
3 - на усмотрение производител€ автомобил€;
4 - масса кузова;
5 - масса сигнализации;
6 - на усмотрение производител€ автомобил€;
7 - лини€ обмена (K-Line) в соответствии с интерфейсом ISO 9141;
8 - на усмотрение производител€ автомобил€;
9 - на усмотрение производител€ автомобил€;
10 - лини€ обмена (Bus -) в соответствии с интерфейсом J 1850;
11 - на усмотрение производител€ автомобил€;
12 - на усмотрение производител€ автомобил€;
13 - на усмотрение производител€ автомобил€;
14 - на усмотрение производител€ автомобил€;
15 - лини€ обмена (L-Line) в соответствии с интерфейсом ISO 9141;
16 - плюс клеммы ј Ѕ





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены