ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ћотортестер не обманешь

јЋ≈ —јЌƒ– ’–”Ћ≈¬,
кандидат технических наук

¬ одном из предыдущих номеров (см. ЂјЅ—-автої, но€брь 1998 г.) мы рассказали о назначении мотортестеров и задачах, которые решаютс€ с их помощью на —“ќ. “огда мы рассмотрели весь р€д этих приборов Ч от простых до самых сложных и дорогих.

ќдин из выводов, который мы сделали, состо€л в том, что консольные мотортестеры высшей группы сложности, обладающие способностью не только собирать и обрабатывать информацию о различных системах, но анализировать ее и находить неисправности, могут быть заменены более простыми и дешевыми приборами, если функцию анализа информации берет на себ€ специалист-диагност.

ќднако такой путь поиска и устранени€ неисправностей требует от человека большого опыта и высокой квалификации, а также наличи€ на —“ќ банка информации по тестируемым автомобил€м, даже если неисправность не слишком сложна и серьезна. ќчевидно, при этом затраты времени могут оказатьс€ большими и заметно ограничат пропускную способность диагностического поста во врем€ технического обслуживани€ автомобилей различных марок и деталей.

ѕостановка задачи

ћы решили проверить, насколько же эффективен консольный мотортестер, что он может, как быстро и насколько достоверно способен самосто€тельно ставить Ђдиагнозї. ƒл€ этого мы вновь обратились к нашим посто€нным партнерам Ч специалистам фирмы Ђ√ардиаї. ѕредлагаемое ею на российском рынке оборудование фирмы SUN считаетс€ одним из лучших в мире.

¬ыбранный нами консольный мотортестер SUN SMP 4000 относитс€ к высшей группе сложности. ≈го функции достаточно многообразны и включают в себ€ не только сбор информации от датчиков и систем двигател€.

Ђ»зюминкойї мотортестера €вл€етс€ автоматическое сравнение результатов тестов (при этом тесты последовательно задаютс€ самим прибором) с эталонными значени€ми параметров двигател€ данной модели, записанными в пам€ти прибора. ѕри существенном расхождении тестируемого параметра и эталонного мотортестер с помощью экспертной программы выдает список возможных неисправностей в пор€дке убывани€ их веро€тности, а также причины и способы устранени€.

ќбъектом наших испытаний €вилась редакционна€ Mazda-626 1991 года выпуска с системой впрыска топлива Ч автомобиль не новый, зато оборудованный системой снижени€ токсичности выхлопных газов с трехкомпонентным нейтрализатором, антиблокировочной системой тормозов и др. ѕробег автомобил€ Ч более 200 тыс. км. ’от€ €вных дефектов и неисправностей каких-либо систем на нем не наблюдалось, интересно было взгл€нуть, что, Ђпокопавшисьї, найдет в нем мотортестер.  роме того, мы планировали смоделировать некоторые достаточно простые неисправности и проверить, как на них отреагирует прибор, насколько точно установит их причину.

Ќаш тест мы проводили в уже знакомом диагностическом центре SUN, а также в ћосковском учебном центре, использующем оборудование указанной марки. –абота началась с идентификации модели автомобил€ Ч в предлагаемом прибором Ђменюї с помощью клавиатуры выбрали нашу модель автомобил€, и после некоторых уточнений получили подтверждение: да, така€ модель Ђсуществуетї, и эталонные параметры всех ее систем записаны в пам€ти мотортестера. “еперь можно приступать непосредственно к испытани€м. Ќо сначала к автомобилю необходимо подключить все кабели и шланги прибора.

Ќебольшое отступление

ћотортестер имеет довольно много кабелей, расположенных на его поворотной консоли (от нее и идет название Ђконсольныйї). ≈сли подключить все кабели, то можно замерить следующие параметры: частоту вращени€ коленвала; напр€жение в бортовой сети и ток зар€дки аккумул€тора; температуру масла; разрежение во впускном коллекторе; относительную компрессию по цилиндрам; баланс мощностей (падение частоты вращени€ при последовательном отключении цилиндров); состав выхлопных газов, их дымность и коэффициент избытка воздуха; характеристики системы пуска (состо€ние аккумул€тора и стартера); характеристики системы зажигани€, включа€ угол замкнутого состо€ни€ контактов, напр€жение и силу тока в первичной цепи катушки, напр€жение пробо€ искрового промежутка свечи и др.; осциллограммы напр€жений в различных цеп€х, сигналов датчиков.

ќ том, что все кабели и шланги подключены к автомобилю, мотортестер Ђузнаетї с помощью специального теста (он проводитс€ на работающем двигателе), и, если сигнал от соответствующей системы отсутствует, это будет показано на экране монитора. ¬ нашем эксперименте вначале был ошибочно подключен вакуумный шланг прибора: не к впускному коллектору, а к одной из вакуумных трубок, которые идут от клапана системы снижени€ токсичности и не св€заны непосредственно с коллектором. ѕри этом соответствующее табло на мониторе светилось красным до тех пор, пока ошибку не исправили.

ѕрактика

“еперь о самом эксперименте. ћотортестер последовательно задавал нам следующие режимы: прокрутка стартером, холостой ход, повышенна€ до 1800 об/мин и 3400 об/мин частота вращени€, баланс мощности. Ќа каждом режиме выполн€лась запись параметров. ѕосле их обработки на экране монитора высвечивались результаты Ч значени€ измеренных параметров и допустимые пределы эталонных величин.  огда измеренна€ величина выходит за эти пределы, ее значение высвечиваетс€ красным цветом, а около нее по€вл€етс€ стрелка Ђ?ї, если полученное значение слишком мало, или Ђії, если велико.

ѕосле замера на одном режиме прибор анализирует полученные результаты и сразу выдает возможные причины неисправностей и способы их устранени€. Ёта же информаци€, но уже по всем режимам, будет отражена в итоговом отчете, который в виде распечатки можно получить по окончании всего цикла тестов.

¬ целом же мотортестер позвол€ет достаточно полно оценить состо€ние, а также определить неисправности и их возможные причины в следующих системах: запуска (стартер, аккумул€тор, проводка); электроснабжени€ (генератор, регул€тор напр€жени€); зажигани€ (датчик, распределитель, высоковольтные провода, свечи зажигани€); подачи топлива и снижени€ токсичности выхлопных газов; охлаждени€.

¬се тесты выполн€ютс€ быстро, на каждый уходит несколько минут. “аким образом, общее врем€ тестировани€ нашего автомобил€ не превысило и получаса.

ќстановимс€ подробнее на тестах прокрутки стартером и баланса мощности цилиндров. ¬ первом случае мотортестер на 15 секунд блокирует систему зажигани€, и двигатель заводитс€ только по окончании этого теста. ѕри выполнении теста баланса мощности цилиндров мотортестер автоматически и последовательно на несколько секунд отключает зажигание в отдельных цилиндрах, регистриру€ частоту вращени€. ќчевидно, если отключение какого-либо одного цилиндра мало измен€ет частоту вращени€ по сравнению с другими цилиндрами, то в нем топливо сгорает хуже (о возможных причинах речь пойдет ниже).

„то же удалось обнаружить?

ќказываетс€, не так уж мало. »тоговый отчет показал, что только системы запуска и охлаждени€ на нашем автомобиле в норме. ¬се остальные имеют те или иные проблемы. —уть их в следующем:

Ч в третьем цилиндре понижена компресси€. ¬еро€тные причины (указаны в итоговом отчете) Ч дефекты выпускного клапана или поршневых колец. –екомендации мотортестера Ч заменить их, а также проверить состо€ние распределительного вала и коромысел;

Ч пониженна€ мощность во 2-м и 4-м цилиндрах. ¬озможна€ причина Ч в неправильном распределении топлива форсунками (не исключено, что они загр€знены, все-таки 200 тыс€ч км пробега сказываютс€);

Ч пониженное напр€жение в бортовой сети. ¬еро€тна€ причина Ч неисправность регул€тора напр€жени€, который рекомендуетс€ заменить;

Ч неправильное регулирование угла опережени€ зажигани€. ¬озможна€ причина Ч дефект механизма опережени€. –екомендовано его проверить, причем и центробежный и вакуумный автоматы, а при необходимости заменить.

 ак видим, неисправностей обнаружилось немало. ¬ какой-то степени признаки первых двух проблем можно наблюдать на холостом ходу Ч двигатель слегка Ђподтр€сываетї, да и расход масла, хоть и небольшой, но имеетс€ (около 200 см3 на 1000 км пробега). ƒефицит напр€жени€, указанный в 3-м пункте, тоже неудивителен Ч не так давно генератор мен€ли, но качество нового сразу вызвало сомнени€ из-за его внешнего вида (правда, цена была на редкость удачной, что и определило решение о покупке).

ѕо последнему пункту нельз€ сказать ничего определенного, надо проверить систему зажигани€, в частности, ее механическую часть, как и рекомендовано в итоговой распечатке.

 стати, получив такой отчет, мы у€снили, что мотортестер не Ђобманутьї введением простых дефектов вроде неработающей свечи зажигани€. “ак мы делали при тестировании газоанализатора (ЂјЅ—-автої, окт€брь 1998 г.), но мотортестер подобные Ђдефектыї распознает сразу. ѕоэтому тратить врем€ на это не стали.

«акончив тестирование автомобил€ мотортестером, подключили к прибору сканер.   сожалению, дл€ нашего автомобил€ не удалось считать какие-либо коды неисправностей из пам€ти бортового компьютера системы управлени€ двигателем. —оответствующий картридж дл€ сканера хот€ и был в наличии, предназначалс€ дл€ подключени€ к автомобил€м Mazda американского рынка. Ќаша европейска€ модель имеет другую структуру идентификационного номера Ч но ее не оказалось в пам€ти сканера (не исключено, что она вообще не поставл€лась в јмерику). ≈стественно, сканер не смог св€затьс€ с бортовым компьютером нашего автомобил€. Ќо одно из преимуществ консольного мотортестера мы при этом увидели. —канер имеет узкий дисплей, на котором вс€ считываема€ им информаци€ не размещаетс€. ≈сли же подключить его к мотортестеру, можно на мониторе посмотреть все сразу. ј это и нагл€дно, и удобно.

 аса€сь же вообще преимуществ консольных мотортестеров, нельз€ не отметить их эргономичность Ч удобно оборудованное рабочее место оператора, отлична€ считываемость информации, символы диспле€ окрашиваютс€ в разные цвета (например, значени€ параметров, не укладывающихс€ в эталонный диапазон, показываютс€ красным цветом).

ѕривлекательна и многофункциональность мотортестеров данного типа. ћожно использовать целый р€д электронных баз данных (SAIS, Mitchell, All-Data, дилерские программы), вести базу данных по автомобил€м клиентов, работать с различными электронными справочниками, каталогами, прикладными программами. Ћегко делать дополнени€ к имеющимс€ программам (так называемый Up-date). ƒл€ этого нужно всего несколько минут, причем можно использовать даже электронные каналы св€зи: E-mail, Internet.

—пециалисты фирмы Ђ√ардиаї не без основани€ утверждают: ремонтопригодность консольных мотортестеров намного выше, чем портативных, а стоимость ремонта Ч ниже. »х доводы, основанные на многолетнем опыте обслуживани€ оборудовани€ фирмы SUN, весьма убедительны: модульность построени€ консольного мотортестера позвол€ет при необходимости замен€ть отдельные блоки, а использование стандартной элементной ба-зы Ч проводить ремонт даже на уровне замены микросхем.  роме того, консольные приборы имеют, как правило, отличную самодиагностику, что значительно облегчает процедуру поиска неисправности и ее устранение (хот€, надо отметить, неисправность мотортестера высшей группы сложности Ч дело крайне редкое). », конечно, нельз€ не отметить возможность изменени€ конфигурации прибора. ѕри этом он может удовлетворить требовани€ не только больших —“ќ, но и сравнительно малых мастерских. ¬ этом мы смогли убедитьс€ сами.



ƒругие наши статьи...



«еленый индикатор мотортестера показывает, что подключены все имеющиес€ кабели, шланги и датчики.




¬ тесте на холостом ходу обнаружилось, что система управлени€ двигателем поддерживает слишком бедный состав топливной смеси (концентраци€ кислорода, показанна€ красным цветом, слишком велика).




ѕараметры системы зажигани€, включа€ напр€жение на различных элементах, не везде оказались в норме.




Ќа гор€чем двигателе компресси€ в третьем цилиндре составила только 86% от максимальной, но на холодном двигателе проблемы были во втором цилиндре.




Ќа мониторе мотортестера при необходимости можно наблюдать осциллограммы напр€жений и сигналов различных датчиков.




Ќа мониторе можно не только продублировать показани€ сканера, но просмотреть одновременно весь объем получаемой им информации.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены