ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя
ƒобавки к маслу Ч мифы и реальность

ћногие, наверное, помн€т, как лет дес€ть назад, что называетс€, на заре кооперативного движени€, на рынках и лотках легко можно было встретить разного рода Ђснадобь€ї дл€ мотора. ѕродавцы этого товара могли убедить многих, что нека€ субстанци€ в той или иной баночке и бутылочке способна творить чудеса Ч то расход топлива уменьшитс€ сразу процентов на двадцать, если не на тридцать, то мощность увеличитс€ примерно так же, а уж про ресурс и говорить не стоит Ч сносу мотору не будет.

— годами по€вл€лись, широко и громко рекламировались, а затем тихо исчезали все новые и новые чудодейственные средства (назовем их добавками).  то-то верил в чудеса, кто-то Ч нет, но товар раскупали. ќпробовавшие эти добавки расходились во мнении: одни рассказывали, какой Ђзверьї завелс€ у них под капотом, а другим, наоборот, приходилось заниматьс€ ремонтом двигател€, который еще совсем недавно этого не требовал. » мало кто из водителей задумывалс€ над тем, какое в действительности вли€ние на работу двигател€ могут оказать добавки в масло.

„тобы определить, что и как вли€ет, полезно сначала посмотреть на услови€ работы и смазки деталей в двигателе.

¬ первую очередь следует отметить, что не вс€ мощность может быть использована на привод колес Ч часть ее просто тер€етс€. Ёти потери (они называютс€ механическими) состо€т из потерь на трение между движущимис€ детал€ми, на привод агрегатов, на трение деталей о воздух в картере, а также из так называемых Ђнасосных потерьї, св€занных с очисткой цилиндров от газов и наполнением их свежей смесью.

ќчевидно, люба€ добавка в масло может в принципе изменить только первую составл€ющую. ј вс€ она на максимальных режимах составл€ет не более 6 Ч 7% от мощности, развиваемой двигателем. Ќадо ли говорить, что ощутить на этих режимах какой-то эффект почти невозможно, даже если масло вдруг приобрело бы некие фантастические свойства, например уменьшило трение сразу в несколько раз.

ƒругое дело, если двигатель работает на пониженных режимах. ¬ частности, на холостом ходу он Ђкрутитї сам себ€, и вс€ его мощность затрачиваетс€ на преодоление механического сопротивлени€ и привод агрегатов. ¬ этом случае дол€ потерь на трение возрастает до 60 Ч 70%. «начит, любое изменение свойств масла, действующее на трение, скажетс€ на работе двигател€ на пониженных режимах, а также в динамике, когда происходит разгон до режимов максимальной мощности.

≈сли более подробно рассмотреть потери на трение, то половина из них приходитс€ на цилиндро-поршневую группу (÷ѕ√), а оставша€с€ часть примерно поровну разделена между трением в подшипниках и газораспределительном механизме (√–ћ). Ёто важно отметить, так как трение в разных узлах двигател€ имеет различную природу. “ак, в подшипниках, где имеет место так называемое Ђжидкостноеї трение без соприкосновени€ поверхностей, потери завис€т в основном от относительной скорости скольжени€ деталей и в€зкости масла Ч чем они больше, тем больше и потери.

¬ детал€х ÷ѕ√ и √–ћ картина несколько ина€. «десь основна€ дол€ потерь приходитс€ на трение колец о стенки цилиндра и кулачков распределительного вала о поверхности толкателей. –ежим трени€ в этих узлах уже не €вл€етс€ жидкостным Ч трущиес€ поверхности могут даже соприкасатьс€ по микронеровност€м, в результате чего реализуетс€ режим так называемого Ђграничногої трени€. ¬ таких услови€х скорость скольжени€ и в€зкость масла вли€ют на трение меньше, чем, например, химический состав масла, точнее Ч содержащиес€ в нем активные химические соединени€ (так называемые поверхностно-активные вещества), преп€тствующие задирам трущихс€ пар, снижающие трение и износ. »менно здесь применение тех или иных добавок к маслу потенциально может дать эффект, улучшить эксплуатационные свойства двигател€, в частности экономичность и долговечность.

 стати, в плане повышени€ долговечности соответствующие химические соединени€ могут оказать положительное воздействие и на подшипники. ƒело в том, что при запуске двигател€ режим жидкостного трени€ отсутствует и затем устанавливаетс€ не сразу (задержка в поступлении масла к подшипникам определ€етс€ его в€зкостью, устройством системы смазки и другими факторами). —начала при прокрутке двигател€ стартером и еще некоторое врем€ после запуска, пока масло не начало поступать к подшипникам, наблюдаетс€ режим граничного трени€. ј это значит, что добавка в масло определенных компонентов может уменьшить трение в подшипниках при запуске и тем самым не только улучшить пусковые свойства двигател€, но и снизить износ подшипников.

≈ще один аспект проблемы св€зан с рабочим процессом двигател€.  ак известно, с течением времени на стенках цилиндров, поверхност€х колец и поршней по€вл€ютс€ следы износа и различные дефекты Ч риски, царапины и т. д. ћасло, облада€ определенной в€зкостью, способно уплотн€ть сопр€женные детали, имеющие незначительные повреждени€, причем тем лучше, чем больше его в€зкость. ј это значит, что можно рассчитывать на некоторое увеличение компрессии в цилиндрах, если она уменьшилась в результате износа. ѕравда, совсем не об€зательно, что повыситс€ максимальна€ мощность двигател€ или произойдет еще что-нибудь удивительное. ¬едь компресси€, измер€ема€ при прокрутке стартером, Ч условна€ величина, характеризующа€ состо€ние деталей ÷ѕ√ и √–ћ. „ем больше частота вращени€ и нагрузка (открытие дроссельной заслонки), тем меньше вызванные дефектами и износом деталей относительные утечки газов из камеры сгорани€ и их вли€ние на параметры двигател€. ≈сли зафиксировано некоторое изменение компрессии в ту или иную сторону, это скажетс€ в первую очередь на пусковых характеристиках двигател€ и его параметрах на низких частотах вращени€ и нагрузках, частично Ч в динамике, но почти не отразитс€ на максимальных режимах. ќднако лучшее уплотнение камеры сгорани€, безусловно, снижает расход масла, причем на всех режимах работы двигател€.

Ќемного о свойствах масел

“еперь, когда физика процесса более или менее €сна, перейдем к составу и свойствам масел.  ак известно, моторное масло должно обладать определенной в€зкостно-температурной характеристикой. ѕри рабочей температуре в двигателе в€зкость масла должна быть низкой. “огда улучшаетс€ его прокачиваемость через зазоры между детал€ми, лучше отводитс€ от них тепло, снижаетс€ трение. — другой стороны, масло с повышенной в€зкостью меньше выгорает и обеспечивает более высокие допустимые нагрузки в узлах трени€. “аким образом, в€зкость масла при рабочей температуре Ч компромиссное решение, причем имеющее одну особенность. „ем более изношен двигатель, тем более в€зкое масло желательно использовать, поскольку, помимо лучшего уплотнени€ ÷ѕ√ и снижени€ расхода на угар, оно уменьшает опасность выхода из стро€ подшипников при больших зазорах в них. Ќаоборот, дл€ новых двигателей лучше масло малой в€зкости, улучшающее приработку и снижающее потери на трение.

ѕри низких температурах в€зкость масла не должна возрастать чрезмерно, чтобы не преп€тствовать запуску и предотвратить возможное повреждение деталей после запуска до того момента, когда масло под давлением начнет поступать к узлам трени€. ¬ режиме граничной смазки не меньшее значение имеет смазывающа€ способность (масл€нистость) масла, определ€ема€ содержанием уже упом€нутых поверхностно-активных веществ, на поверхност€х трущихс€ деталей.

ќднако и это не все. ћасло в современном двигателе должно обладать и другими важными свойствами. “ак, попада€ на гор€чие поверхности деталей камеры сгорани€, масло окисл€етс€ с образованием твердых и смолистых отложений, но их количество, очевидно, должно быть минимальным и определ€тьс€ зольностью и коксуемостью масла.  роме того, масло должно обладать моющей способностью, т. е. способностью выносить из зазоров между трущимис€ детал€ми продукты износа и твердые частицы. Ќу, и конечно, все указанные свойства должны сохран€тьс€ при работе двигател€ длительное врем€, то есть масло должно иметь термо- окислительную стабильность.

ƒл€ решени€ всех этих задач используют присадки Ч химические вещества и соединени€, улучшающие те или иные свойства масел. “ак, присадки даже в небольших количествах (3 Ч 6%) могут существенно измен€ть в€зкость, в частности, увеличить ее при больших температурах, а также стабилизировать зависимость в€зкости от температуры, улучшать противоизносные, моющие, антиокислительные, противокоррозионные свойства, а также преп€тствовать образованию пены в системе смазки.

 акие же нужны добавки

ѕри производстве масла весь комплекс присадок строго сбалансирован, и изменение содержани€ какой-либо составл€ющей может привести к заметному изменению тех или иных свойств. ј это значит, что дополнительное введение в масло каких-либо химических соединений должно выполн€тьс€ обдуманно и осторожно, чтобы не нарушить указанный баланс.

“еперь, зна€ особенность происход€щих процессов, можно попытатьс€ сформулировать некоторые выводы по отношению к различным препаратам, рассчитанным на улучшение конкретных свойств масла.

»так:

Ч улучшение работы двигател€ в результате действи€ добавок не может носить глобального характера (например, улучшать что-нибудь во много раз);

Ч дл€ новых и изношенных двигателей могут оказатьс€ необходимыми разные добавки;

Ч добавки практически не могут повли€ть на максимальную мощность, но способны несколько улучшить экономичность, пусковые свойства, долговечность некоторых деталей;

Ч добавки, как правило незначительно вли€ют на долговечность подшипников, но могут увеличить ресурс деталей ÷ѕ√ и √–ћ;

Ч невозможно с помощью добавок улучшить сразу все параметры и эксплуатационные характеристики двигател€: дл€ каждой конкретной задачи требуетс€ конкретна€ добавка;

Ч добавки не должны нарушать действие присадок, присутствующих в масле;

Ч подтвердить положительный эффект при использовании добавок можно только с помощью всесторонних исследований, а не субъективных оценок.

ѕо тому, как те или иные добавки, представленные на нашем рынке, отвечают этим требовани€м, предварительно уже можно судить о том, что предлагаетс€ Ч реальна€, сто€ща€ вещь или это просто разрекламированный товар, иной раз залежалый и далеко не всегда обладающий за€вленными свойствами. ¬олшебные качества целого р€да препаратов (не будем их называть) вызывают сомнени€ Ч слишком уж много они обещают, чтобы это было так хорошо в действительности. Ќапротив, к тем, кто не обещает мгновенных и волшебных результатов, стоит присмотретьс€ более внимательно.

ј о том, что конкретно приобрести, попробуем рассказать в наших дальнейших публикаци€х, когда будем располагать результатами испытаний различных добавок в масло.



ƒругие наши статьи...




—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены