ћосква +7 495 545 6936
E-mail: написать
YouTube Instagram
Ќаш опыт в двигател€х Ч с 1990 года!
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌџ… ћќ“ќ–Ќџ… ÷≈Ќ“–
јЅ-»нжиниринг
√Ћј¬Ќјя

ƒизель на легковом автомобиле (продолжение)


√–»√ќ–»… ÷¬≈Ћ≈¬,
директор фирмы Ђћоторсервисї

–ассмотрев особенности эксплуатации и ремонта двигателей VW (см. ЂјЅ—-автої,1999, є 2), перейдем теперь к хорошо известным у нас дизел€м знаменитой фирмы Mercedes-Benz

‘ирма Mercedes-Benz €вл€етс€ пионером применени€ дизельного мотора на легковом автомобиле. ¬ 1935 году по€вилось на свет такси Mercedes 260 (кузов W170) c дизелем первого поколени€ ќћ636 мощностью 43 л. с. — той поры прошло много лет, но и по сей день дизели Merсedes остаютс€ синонимом надежности и долговечности. Ёти моторы отличаютс€ консервативной, доведенной до совершенства конструкцией, большим запасом прочности и отличными конструкционными материалами, хот€ они несколько уступают двигател€м других фирм по удельному весу, экономичности, мощности.

¬торое поколение легковых дизелей ќћ621 объемом 2.0 л по€вилось в 1961 году и в 1968 году было заменено двигател€ми нового семейства ќћ615 объемом 2.0 и 2.2 л. –ассматривать конструкцию и эксплуатацию Ђмерседесовскихї дизелей имеет смысл именно с этого поколени€ моторов, так как предыдущие почти неизвестны в нашей стране и представл€ют интерес в основном дл€ любителей автостарины.

— моторами ќћ615 и его модификаци€ми по нашим дорогам езд€т тыс€чи легковых и грузовых автомобилей. Ёта сери€ выпускаетс€ и поныне (правда, уже не в √ермании) и имеет следующие модификации: ќћ615 (2.0 л и 2.2 л) Ч устанавливались на легковые Ђмерседесыї W115, W123; ќћ616 (2.4 л) Ч на легковые W115, W123, грузовики 207D, 307D, 407D и их модификации; п€тицилиндровые ќћ617 (3.0 л) Ч на легковые W115, W123, грузовики 209D, 409D, а ќћ617 с турбонаддувом Ч на W123, W126.

¬се эти моторы практически идентичны, но различаютс€ диаметром цилиндров и ходом поршн€. ѕо конструктивной схеме предкамерные, верхневальные с регулируемым зазором клапанов и приводом клапанов рычагами. ѕривод распредвала и “Ќ¬ƒ осуществл€етс€ двухр€дной цепью с гидронат€жителем. —ледует отметить, что цепной привод примен€етс€ на всех без исключени€ двигател€х Merсedes, ведь надежность дл€ них превыше всего. “опливные насосы высокого давлени€ примен€ютс€ только Bosch р€дные, моделей ћ, MW и M/RSF. Ќасосы типа ћ с вакуумным регул€тором оборотов имеют индивидуальную систему смазки, требующую периодического обслуживани€ (через 15 тыс. км), все остальные смазываютс€ маслом от двигател€.

—вечи накаливани€ до 1980 года примен€лись спиральные, последовательного соединени€, а с 09.1980 Ч стержневые быстрого накала и с параллельным соединением. ѕри сгорании хот€ бы одной спиральной свечи в системе возникает обрыв цепи, и она перестает работать, о чем свидетельствует отсутствие индикации на приборной панели.

ѕри сгорании стержневой свечи цепь не нарушаетс€, и остальные свечи действуют. »ндикаци€ в этом случае работает следующим образом: при повороте ключа зажигани€ желта€ спираль не загораетс€, а зажигаетс€ после запуска, горит 15-20 сек и затем гаснет.

ѕредкамеры на этих моторах бывают двух типов Ч с плоским и со сферическим днищем. ћоторы со сферической предкамерой имеют другую форму днища поршн€, причем оптимизаци€ рабочего процесса позволила получить 10%-ное повышение мощности и снижение шума по сравнению с плоской предкамерой.

¬ целом моторы этого поколени€ исключительно надежны и не имеют €вно выраженных недостатков, не счита€ разве больших габаритов и веса, а также сальниковой набивки на заднем конце коленвала, имеющей ограниченный срок жизни.

–есурс двигателей данной серии превышает 400 тыс. км, и даже известны случаи пробега 800 тыс. км без серьезного ремонта. ƒа и в ремонт они обычно приход€т не из-за аварийных повреждений, а с естественным износом цилиндропоршневой группы. ѕри этом в большинстве случаев коленчатый вал оказываетс€ в идеальном состо€нии и не требует даже перешлифовки (за исключением случаев масл€ного голодани€).

—ледует, однако, помнить о том, что ресурс цепи и ее успокоителей редко превышает 200 тыс. км, поэтому ее нужно своевременно мен€ть, обраща€ внимание и на состо€ние звездочек.

“опливные насосы также очень надежны и редко выход€т из стро€ по причине аварийных повреждений. —амые частые неисправности Ч выход из стро€ подкачивающей помпы из-за износа уплотнений (крепитс€ сбоку на “Ќ¬ƒ) и разрыв мембраны привода рейки на насосах ћ с вакуумным управлением.

ѕроведение этого ремонта не требует стендовой регулировки “Ќ¬ƒ. ”гол опережени€ впрыска устанавливаетс€ либо статическим методом по трубопроводу слива, либо динамическим с подключением стробоскопа или мотортестера.

¬ 1983 году на смену этому поколению дизельных моторов пришла сери€ ќћ601, 602, 603, объемом 2.0, 2.5, 3.0 л соответственно. »х главные особенности Ч гидравлические толкатели в приводе клапанов, алюминиева€ головка блока цилиндров, насос высокого давлени€ с автоматической прокачкой дл€ удалени€ воздуха. Ёти моторы более высокооборотны, отличаютс€ меньшей шумностью, большей литровой мощностью и экономичностью.

¬ то же врем€ они требуют существенно более квалифицированного обслуживани€. Ќа двигател€х нередки отказы гидротолкателей из-за ухудшени€ условий смазки, сопровождающегос€ характерным стуком клапанов.

Ќесвоевременна€ замена цепи и успокоителей может привести к ее обрыву, что очень часто полностью выводит из стро€ головку блока (на двигател€х предыдущей серии обычно ломало распредвал, но головка оставалась целой). ѕоэтому механизм газораспределени€ надо периодически провер€ть.

Ѕлок цилиндров обладает прекрасной износостойкостью и обеспечивает двигател€м ресурс 350-500 тыс. км в зависимости от объема (больша€ цифра относитс€ к шестицилиндровым). √ильзы цилиндров до 1989 года вставные сухие, после 1989 Ч моноблок. ѕри ремонте следует контролировать верхнюю плоскость блока (допуск в продольном направлении Ч 0,10мм; Ч в поперечном направлении Ч 0,05мм), так как нарушени€ плоскости встречаютс€ примерно у 15-20% моторов с пробегом более 400 тыс. км.

¬ блоке дл€ улучшени€ охлаждени€ в зоне прокладки головки выполнены очень узкие продольные пазы между цилиндрами. ќни часто забиваютс€ настолько, что ухудшаетс€ охлаждение и возникают прогары прокладки. ѕо- этому недопустимо пренебрегать требовани€ми инструкции по применению охлаждающей жидкости и тем более Ч использовать воду.

„астым дефектом €вл€етс€ по€вление течи масла из-под крышки вакуумного насоса усилител€ тормозов и управлени€ двигателем (на моторах старого типа этот дефект встречалс€ реже).

Ќавесные агрегаты привод€тс€ одним многоручьевым ремнем, у которого довольно часто выходит из стро€ подшипник нат€жного ролика. ¬нешне дефект сразу заметен по перекошенному положению ролика, сопровождаетс€ нестабильным стуком, иногда угрожающей тональности.

“опливна€ аппаратура этих двигателей с р€дными насосами Bosch типа ћ/RSF еще надежнее, чем на двигател€х предыдущих серий, и в эксплуатации отказы ее крайне редки. Ќеисправности обычно св€заны с вакуумной системой управлени€ “Ќ¬ƒ. ѕривод рейки механический, но выключение двигател€ (перевод рейки в положение Stop) производитс€ разр€жением от вакуумного насоса, подаваемым через замок зажигани€. ƒовольно часто выходит из стро€ мембрана вакуумного привода Stop, и двигатель не глушитс€ ключом зажигани€.

Ќо така€ система выключени€ двигател€ все же повышает его надежность, так как даже полностью обесточенный двигатель Merсedes будет продолжать работать, в то врем€ как любой другой автомобиль заглохнет, как только исчезнет напр€жение на отсечном клапане “Ќ¬ƒ.

— помощью вакуума также производитс€ повышение оборотов холостого хода (на

100 об/мин) на режиме прогрева холодного двигател€. ¬акуум подводитс€ к мембране “Ќ¬ƒ через термореле, закрывающеес€ при 17∞—. Ќа части моторов вакуумна€ камера отсутствует и применена система электронной стабилизации холостого хода.

Ќа двигател€х 603.971 объемом 3.5 л (Mercedes G463, W140) применено электро- управление рейкой “Ќ¬ƒ по сигналам от электронного блока управлени€.

’арактерным недостатком всех этих насосов, раздражающим владельцев автомобилей с большим пробегом, €вл€етс€ повышенна€ неравномерность цикловой подачи, вызывающа€ Ђтракторныйї стук мотора на холостых оборотах из-за износа плунжеров и кулачкового вала.  роме непри€тных ощущений, особого вреда это не приносит.

“урбонаддувные моторы этой серии очень чувствительны к в€зкости и классу примен€емого масла. ћен€ть масло в них следует не реже, чем через 7500 км, так как оно очень интенсивно окисл€етс€.

— 1993 г. фирма Merсedes-Benz впервые в мире начала производство легковых дизельных моторов с четырьм€ клапанами на цилиндр. Ёто моторы серии ќћ604, 605,606 объемом 2.2; 2.5; 3.0 л соответственно, устанавливаемые на автомобили C и E классов, а мотор ќћ606 с турбонаддувом Ч на S класс.

ќптимизаци€ рабочего процесса позволила существенно (на 10%) улучшить топливную экономичность и повысить литровую мощность (с 37 до 45 л. с./л) у атмосферных двигателей.

ƒвигатели этой серии, так же как и предыдущей, максимально унифицированы между собой. — 1996 года они были дополнены п€тицилиндровыми турбодизел€ми ќћ602.982 с непосредственным впрыском топлива мощностью 129 л. с. Ётот двигатель имеет уникальные характеристики по экономичности (7,9 л/100 км в городском цикле дл€ E класса), высокий крут€щий момент на низких оборотах и довольно тихо работает, несмотр€ на пр€мой впрыск.

Ќа двигател€х ќћ605, 606 примен€ютс€ р€дные “Ќ¬ƒ Bosch типа M/RSF с электронным управлением, а на двигател€х ќћ604, ќћ602.982 Ч “Ќ¬ƒ Lucas EPIC распределительного типа с электронным управлением.

—татистика по неисправност€м этих моторов пока еще недостаточна, однако следует отметить, что ресурс цепи четырехклапанных моторов ниже, чем у моторов с одним распредвалом (были случаи, когда ее замена требовалась уже при пробеге 150 тыс. км).

ƒвигатели снабжены системой рециркул€ции отработавших газов и окислительным нейтрализатором. Ќередко возникают сбои в работе системы рециркул€ции, обычно вызываемые неисправност€ми управл€ющей электроники.   сожалению, диагностика системы управлени€ этих моторов без специальных сканеров (ЌЌ“, Bosch KTS 300, Laser 2000) невозможна.

“Ќ¬ƒ Lucas EPIC более капризны, чем р€дные Bosch, они очень чувствительны к подсосу воздуха в топливных магистрал€х, чему способствуют пластмассовые быстроразъемные штуцеры, по€вившиес€ на этих моторах.

¬ целом можно отметить, что с каждым новым поколением дизелей Merсedes растет их совершенство, но ухудшаютс€ эксплуатационна€ надежность и ремонтопригодность. ’от€ это заключение справедливо только дл€ российских условий эксплуатации. ¬едь там, где развита сервисна€ сеть, усложнение конструкции никакого значени€ дл€ владельца не имеет, тем более, что в целом надежность дизельных Ђмерседесовї любых поколений может считатьс€ эталонной.


ƒругие наши статьи...



—вечи накаливани€ двигателей Mercedes выпуска до 1980 г. (слева) и после (справа).




‘оркамеры от более новых двигателей Mercedes (слева) не взаимозамен€емы с форкамерами старого образца (справа).




ѕри ремонте двигателей Mercedes рекомендуетс€ провер€ть состо€ние продольных пазов между цилиндрами.





—ћ÷ "јЅ-»нжиниринг"© 2001. ¬се права защищены